
«Покажи мне главную и я скажу какая стратегия у компании»
Главная — отражение основной ценности и бизнес модели продукта. На ней пользователь либо делает шаг к конверсии, либо уходит навсегда. Рассмотрим 5 основных рынков
Всем привет! Я — Матвеев Денис, Product Lead крупнейшего синего маркетплейса. Отвечаю за навигацию, плитку, ЛК и in-app push. Когда год назад ко мне перешла и главная страница, мы быстро вывели её «в деньги» и я заметил повторяющийся паттерн: независимо от индустрии сильные команды приходят к схожей структуре. Чтобы не опираться на интуицию, я пообщался с коллегами из других компаний (маркетплейсы, классифайды, недвижимость) и разобрал 60+ популярных приложений на разных рынках.Ниже — что такое главная для бизнеса, какие паттерны работают и где отход от них бьёт по метрикам.
1. Какие бывают главные страницы и какую цель они решают для бизнеса
1.1. Маркетплейсы
Цель бизнеса: привлекать трафик для продажи товаров/услуг, расширять ассортимент закрываемых работ пользователей
Целевое действие: продажа товаров/услуг
Компоненты главной:
- товары (закрытие основной потребности) 
- сервисы (распределение трафика) 
- баннеры (монетизация) 
- распродажи (привлечение/удержание) 



Интересные наблюдения:
- WB пока не спешит направлять заметный трафик в новые сервисы, иначе бы добавил на главную 
- «ВкусВилл» фактически делает главной «карточку покупателя», добавляя шаг до товара 
- У Золотого яблока и Самоката баннеры вытесняют товарные блоки — это бьёт по конверсии в покупку 
- Китайские приложения показывают товар сразу, минимизируя лишние шаги 
1.2. Банки
Цель бизнеса: увеличение количество транзакций/использования, продажа финансовых продуктов
Целевое действие: пополнение счета/оплата
Компоненты главной:
- промо (объяснение своих фичей и продажа услуг) 
- полезные действия (сокращение пути до целевых действий) 
- оплатить/перевести (получение ценности для пользователя) 
- пополнить (обеспечение возможности оплат и переводов) 
- сервисы (распределение трафика в другие продукты) 

Интересные наблюдения:
- Часть банков (Сбербанк, BCC, Freedom Finance) недооценивает блок «пополнить», хотя без средств на счету не будет ни оплат, ни переводов 
- Сбер сделал настраиваемую главную — дорого и имеет малых охват. Например, вид каталожной выдачи почти никто не меняет в маркетплейсах 
- Приятно удивил Озон.Банк компактно закрывает базовые сценарии 
1.3. Видео/аудио сервисы
Цель бизнеса: удержание пользователя, рост времени в продукте, продажа подписок/рекламы
Целевое действие: просмотр контента
Компоненты главной: 
- типы контента 
- контент сразу в первом экране 
- подборки 

Интересные наблюдения:
- Автовоспроизведение контента сокращает путь к просмотру и повышают конверсию. 
 Лучший способ поднять конверсию убрать один из этапов воронки
- Okko, Start, Kion, Rutube — возможно, не используют это из-за технических ограничений 
1.4. Travel tech
Цель бизнеса: продажа билетов/отелей/туров
Целевое действие: покупка билетов/отелей/туров
Компоненты главной:
- «откуда-куда» (ядро поиска) 
- категории/сегменты 
- предложения без ввода (готовые сценарии) 

Интересные наблюдения:
- Airbnb использует бесконечную ленту предложений на главной, сокращая шаг до выбора. Пока загадка почему Booking.com это не добавил. 
- Нерелевантные инструменты на главной (например, поиск по фото в Яндекс.Путешествиях без понятного сценария) создают лишний расфокус. 
1.5. Поисковики
Цель бизнеса: быстро находить, что хочет пользователь и монетизировать поисковый трафик
Целевое действие: ввод запроса
Компоненты главной:
- строка поиска 
- сервисы экосистемы 
- контент (когда явного запроса нет) 

Интересные наблюдения:
- Стратегия «не придумал, что искать, мы сами предложим интересные данные» сокращает путь до взаимодействия с результатами, но требует дозировки, чтобы не перегрузить первый экран. 
2.1. Почему в итоге всё приходит к одной структуре
Интерфейс подчинён метрике
Каждая кнопка, баннер или блок влияет на CR, Retention, ARPU. То, что работает — закрепляется. Остальное — отмирает.
Пользователь ожидает паттерны
Если ты делаешь банк, а у тебя на главной вместо баланса видеообзор или цитата дня — пользователь просто уходит
Лучшие решения уже придуманы
Не обязательно копировать всё — но важно понимание, что сработало и почему, это позволит тратить меньше ресурсов на неработающие гипотезы
2.2. Цена ошибки
- +1 шаг до целевого действия = –10–15% конверсии 
- Нет персонализации на главной = –20–30% удержания 
- Автоматическая авторизация = +6–10% CR в залогин 
2.3. Кто удивил (в хорошем и плохом смысле)
Удивили положительно:
- Додо Пицца — ясная ценность с первого экрана и эффектная первая сессия 
- Ozon.Банк — функциональный минимум без лишних шагов 
- Hoff и DNS — аккуратная адаптация практик лидеров без излишних экспериментов 
Удивили негативно:
- Самокат и Золотое Яблоко — уменьшив баннеры и добавив товары на первый экран можно сильно поднять метрики. Текущий стиль обходится слишком дорого 
- Сбер с дочерними компаниями — починив кросс-авторизацию внутри экосистемы может сильно подрастить CR в авторизация и увеличить % пользователей с заказом 
- Яндекс.Путешествия — убрав поиск по фото, перестанет терять трафик на нерелевантном продукте 
Вывод
Главная — это не про визуальный эффект, а про фокус и бизнес-результат. 
Сокращайте путь до цели, используйте проверенные паттерны, а энергию вкладывайте в своё УТП.
Связаться и получить разбор главной
Если хотите, чтобы главная приносила больше деньги, разберу текущее состояние, дам приоритетный план A/B-тестов. 
Пишите в Telegram: @dsmatveev96 — договоримся о коротком созвоне. Подписывайтесь на TG-канал: Lead’s notions — инсайты практикующего лида, а не как просто работу работать.
 
          