Альберт Эйнштейн. Фото: David Topper / ResearchGate
Альберт Эйнштейн. Фото: David Topper / ResearchGate

Учёные пришли к выводу, что творчество состоит из математических закономерностей. В основу заложены уравнения и статистические законы.

Глава 1: Правило равных шансов

 Дин Кит Саймонтон. Фото: American Psychological Association
Дин Кит Саймонтон. Фото: American Psychological Association

Для многих творчество – это что-то спонтанное и непредсказуемое. Но психолог Дин Кит Саймонтон с этим не согласен. Он изучил жизнь и карьеру сотен гениев, чтобы понять, что делает их великими.

Среди них:

  • композиторы Моцарт и Бетховен;

  • учёные и изобретатели Эдисон, Галилей, Ньютон и Эйнштейн;

  • художники Пикассо и Микеланджело;

  • поэт и драматург Шекспир;

  • 42 президента США (от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша-младшего);

  • 342 европейских монарха (Наполеон Бонапарт, Елизавета I);

  • 291 выдающийся афроамериканец, в том числе лидер движения за гражданские права Лютер Кинг.

Как Саймонтон изучал гениев?

Один из методов называется историометрия. Саймонтон собирал исторические факты и анализировал их с помощью статистических методов. Например, он подсчитывал, сколько всего работ создал каждый гений (симфоний, картин, патентов, пьес) и смотрел, какие из них стали самыми известными.

Кроме этого, психолог проанализировал оригинальность композиторских произведений. Была создана база данных из более 5 тысяч мелодий. Компьютер разбивал каждую мелодию на простейшие элементы – пары идущих друг за другом нот (например, «до» → «соль»). После этого он подсчитывал, как часто каждая такая пара встречается в базе данных.

Мелодия считалась оригинальной, если в ней использовались редкие, статистически маловероятные переходы между нотами, которые почти не встречались в других произведениях. То есть, «оригинальность» измерялась не на слух, а как математический показатель того, насколько мелодия была непредсказуемой по сравнению со всеми остальными. Схожий компьютерный анализ проводился и с картинами.

Также изучались биографии политических и общественных деятелей, чтобы понять связь между их одарённостью в детстве и гениальностью во взрослом возрасте. Особое внимание уделялось IQ, лидерским качествам и характеру.

Что он обнаружил?

Саймонтон сформулировал «Правило равных шансов» (Equal-Odds Rule). Оно гласит:

  • Чем больше работ создаёт человек, тем выше его шанс создать шедевр.

  • У каждого отдельного произведения (картина, мелодия, пьеса) примерно одинаковый статистический шанс стать выдающимся или «хитом».

  • Гении отличаются от других не тем, что у них выше процент удачных работ, а тем, что они в целом создают гораздо больше. Это увеличивает их шансы на «попадание».

Так, например, Томас Эдисон запатентовал более 1000 изобретений, большинство из которых забыты. Однако среди них есть лампочка и фонограф. То же самое и с Пикассо. Он создал более 20 000 работ, но лишь малая их часть определяет его наследие сегодня.

 Закон больших чисел в творчестве
Закон больших чисел в творчестве

С точки зрения математики всё просто, количество порождает качество. Каждая попытка повышает шансы на успех.

Глава 2: Закон Ципфа или распределение идей

Джордж Кингсли Ципф. Фото: Universität Trier
Джордж Кингсли Ципф. Фото: Universität Trier

Но дело не только в количестве попыток. Здесь также играет роль закономерность распределения.

Рассмотрим закон Ципфа (Zipf's Law). Это принцип из лингвистики и математики. Закон назван в честь Гарвардского лингвиста Джорджа Кингсли Ципфа. В 1930-х годах он провел статистический анализ текстов. Самое частое слово встречалось примерно в два раза чаще, чем второе по частоте, в три раза чаще, чем третье, и так далее. Это правило универсально для разных языков.

Ципф предположил, что эта закономерность является следствием «принципа наименьшего усилия». Суть этого принципа в том, что люди в общении «ленивы». Простые и короткие слова используются очень часто, а более сложные и длинные – редко.

Ципф не ограничился только лингвистикой. Учёный показал, что обнаруженная закономерность встречается и в других областях. Это и распределение доходов в обществе, и размеры корпораций (количество сотрудников и выручка), и население городов. Сегодня закон Ципфа применяется в экономике, социологии, информатике (анализ посещаемости сайтов) и даже в генетике.

С точки зрения математики, большая часть творчества – это шум, а сигнал скрыт в выбросах. Это как если бы вы настраивали старое радио. Вы крутите ручку и в основном слышите шипение и помехи. Это «шум». Он повсюду и не несёт полезной информации. Но вы продолжаете крутить, потому что ищете чистый звук музыки от радиостанции. Эта музыка – «сигнал».

Частота событий следует предсказуемой кривой. Некоторые явления встречаются очень часто. Большинство – посредственны, и лишь ничтожная часть – выдающиеся.

 Закон Ципфа в творчестве
Закон Ципфа в творчестве

Эта кривая проявляется повсюду: в хитах, бестселлерах, вирусных видео в TikTok.

Большинство ваших идей будут средними, некоторые – довольно хорошими, и лишь единицы – гениальными.

Глава 3: Комбинаторное творчество

 Маргарет Боден. Фото: Getty Images
Маргарет Боден. Фото: Getty Images

Ещё одна формула творчества предложена Маргарет Боден – одной из основателей когнитивной науки. В своих исследованиях она объединила знания из области искусственного интеллекта, психологии, философии и информатики.

Боден считает, что творчество по большей части комбинаторно. Новые идеи создаются путем необычного сочетания уже существующих элементов. Поэт создает новые образы, соединяя знакомые слова, а художник создает «коллаж» из разных изображений.

Боден также различает «П-креативность» (психологическую), когда идея нова для самого человека, и «И-креативность» (историческую), когда идея является новой для всего человечества.

Если смоделировать это математически, получатся перестановки и сочетания.

Перестановки и сочетания
Перестановки и сочетания

Ограниченное число «строительных блоков» может породить астрономическое количество новых комбинаций. Вот почему хип-хоп семплирование (взятие фрагментов уже существующей музыки и их использование в новой композиции), культура мемов и научные теории кажутся новыми, хотя на самом деле они построены на перекомбинации уже существующего.

Глава 4: Правило 10 000 часов и экспоненциальная кривая роста

Малкольм Гладуэлл. Фото: Monocle Radio
Малкольм Гладуэлл. Фото: Monocle Radio

Вы, скорее всего, слышали о правиле 10 000 часов. Идею популяризировал журналист Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры» (2008 год).

Для достижения мастерства мирового уровня в любом деле, например, в игре на скрипке, требуется около 10 000 часов практики. Гладуэлл приводил в пример таких успешных людей, как участники группы The Beatles.

Происхождение правила

Идея Гладуэлла основана на исследовании психолога Андерса Эрикссона, проведенном в начале 1990-х годов. Эрикссон изучал студентов-скрипачей в музыкальной академии в Берлине и обнаружил, что лучшие исполнители к 20 годам в среднем имели за плечами 10 000 часов самостоятельных занятий.

Ключевой элемент

Важно понимать, что и Эрикссон, и, в меньшей степени, Гладуэлл говорили не о любых часах, а о «целенаправленной практике». Это не просто механическое повторение, это структурированные и осмысленные занятия. Они обладают следующими характеристиками:

  • Конкретная цель. Каждое занятие направлено на улучшение определенного аспекта мастерства.

  • Выход из зоны комфорта. Практика должна быть сложной и заставлять вас постоянно преодолевать себя.

  • Обратная связь. Важно, чтобы кто-то указывал на ваши ошибки. В идеале это должен быть опытный наставник. Вы, в свою очередь, должны исправлять недочёты.

Просто играть одни и те же легкие мелодии на фортепиано в течение 10 000 часов не сделает вас гениальным пианистом.

Критика

После выхода книги правило 10 000 часов подверглось серьезной критике за чрезмерное упрощение. Сам Эрикссон неоднократно указывал, что Гладуэлл не совсем точно изложил его выводы.

Основные пункты критики:

  • 10 000 часов – это среднее число. В исследовании Эрикссона это было среднее значение для группы лучших скрипачей.

  • Количество часов варьируется. В шахматах некоторым игрокам для достижения уровня международного мастера требовалось всего 3 000 часов, в то время как другим – более 23 000 часов.

  • Практика – не единственный фактор. В 2014 году психолог Брук Макнамара и её коллеги собрали результаты 88 разных исследований. Они обнаружили, что практика объясняет лишь 12% разницы в уровне мастерства. Остальные 88% зависят от таланта, интеллекта, возраста начала занятий, условий обучения и даже удачи.

Хотя правило Гладуэлла и оспаривается, в нём отражена реальная математическая закономерность.

 Правило 10 000 часов
Правило 10 000 часов

Мастерство растёт по экспоненциальной кривой. Сначала прогресс идёт медленно, но по мере накопления часов способности растут всё быстрее, а «прорывы» становятся всё более вероятными.

Глава 5: Баланс между порядком и хаосом

Станислав Улам. Фото: Los Alamos National Laboratory
Станислав Улам. Фото: Los Alamos National Laboratory

Творчество часто возникает на так называемой «границе хаоса» – между полной случайностью и жёстким порядком. Слишком много хаоса, и ничего не имеет смысла. Слишком много порядка, и не происходит ничего нового. Но между этими крайностями находится та самая «золотая середина», где возникают неожиданные, но осмысленные связи.

Учёные моделируют это с помощью клеточных автоматов. Это математическая модель, придуманная ещё в 1940-х годах Станиславом Уламом и Джоном фон Нейманом. Она состоит из сетки ячеек, похожих на клетки в тетради. Каждая ячейка может быть чёрной или белой, или вообще цветной. С течением времени состояние ячейки меняется, согласно заданным правилам.

Представьте себе линию из клеток. Чтобы определить цвет клетки на следующем шаге, мы смотрим на её текущий цвет и цвета её соседей слева и справа. Правило может гласить: «Если левый сосед и правый сосед белые, а центральная клетка чёрная, то на следующем шаге центральная клетка станет белой». Применив такие простые правила ко всей линии, можно получить очень сложные и непредсказуемые узоры.

Игра «Жизнь»

Джон Конвей. Фото: Princeton University
Джон Конвей. Фото: Princeton University

Самым известным примером двумерного клеточного автомата является игра «Жизнь». Её создал математик Джон Конвей. В ней ячейки на квадратной сетке могут быть «живыми» (заполненными) или «мёртвыми» (пустыми). Правила очень просты:

  • «Мёртвая» клетка с ровно тремя живыми соседями становится «живой».

  • «Живая» клетка с двумя или тремя живыми соседями продолжает жить.

  • «Живая» клетка с менее чем двумя или более чем тремя живыми соседями «умирает» от одиночества или перенаселения.

 Планерное ружьё Госпера из игры «Жизнь», стреляющее глайдерами. Фото: Lucas Vieira / Wikipedia
Планерное ружьё Госпера из игры «Жизнь», стреляющее глайдерами. Фото: Lucas Vieira / Wikipedia

Несмотря на простоту правил, из случайных начальных конфигураций в «Жизни» могут возникать стабильные фигуры, движущиеся «глайдеры» и сложные самовоспроизводящиеся структуры.

Таким образом, самые «богатые» узоры появляются именно в точке равновесия. Именно там, по сути, и «живёт» творчество.

Формула креативности

Согласно исследованиям, чтобы стать более творческим человеком, нужно делать следующее:

  • Создавать больше, потому что количество имеет значение.

  • Постоянно «смешивать» старое, чтобы получить новое.

  • Не бросать начатое, так как время приумножает рост.

  • Соблюдать баланс между порядком и беспорядком.

С учётом всего вышесказанного, можно вывести формулу креативности:

Креативность = Попытки × Разнообразие × Время × (Хаос / Порядок)

Комментарии (0)


  1. Gay_Lussak
    15.09.2025 09:45

    А можно узнать, как вы получили график "Правила 10000 часов"? Потому что он буквально обратен кривой обучения.


  1. Proscrito
    15.09.2025 09:45

    Учёные доказали, что в основе творчества лежат предсказуемые математические модели.

    Журналисты и прочие контент-мейкеры, которые употребляют словосочетание "ученые доказали", должны принудительно проходить курсы повышения квалификации и сдавать письменный экзамен, прежде чем им позволят снова что-то писать.


    1. georgmarts Автор
      15.09.2025 09:45

      Я обязательно учту ваше замечание (без сарказма). Спасибо за конструктивную критику. Больно, конечно, но по факту, наверное.

      Только добавлю, что я не журналист и не «контент-мейкер». Пишу по большей части для души. Мои статьи не приносят мне дохода.


  1. Hazlarorn
    15.09.2025 09:45

    Не согласен с критерием что количество например научных публикаций переходит в качество. Могу привести десяток ученных которые опубликовали работ больше научных чем Эйнштейн ,но о них будут знать всего пара десятков человек и в той области где именно эти люди работают. Тут кроме количества важны и другие параметры: среда, момент конкретный исторической эпохи(в науке это кризисы возникающие перед научной революцией), а также "талант"(который по моему мнению является самым важным фактором), среда, семья прочее тоже не менее важны(Думаю что если бы Эйнштейн в отрочестве не прочитал учебник по геометрии Евклида и не задавался вопросами про время и пространство он врядли создал СТО а потом ОТО) ну и конечно удача. Если сделать так сказать неутешительный итог то 99 процентов научных работников так и останутся в 99 процентах научных работников(.

    Правильно было бы провести исследование почему у одних получается (1 процента) а у других 99 процентов нет(хотя по таланту и прочему они могут равными). Короче ошибка выжившего Мы можем проанализировать "творчество" у одного процента великих людей но про анализ "творчества" 99 процентов мы чет говорить не хотим (хотя по моему мнению это выглядит более рациональным). Смысл анализа творчества успешного человека если он и так успешен?(или может я не понимаю что то?)

    Тут конечно еще можно много (физика) поговорить о приоритете в открытии преобразований Лоренца((Которые были получены (одним из первых) Фиджеральдом(А кто это вообще да?)), принципа Относительности(Который открыт был не Энштейном а Анри Пуанкаре который первым дал интерпретацию преобразованиям лоренца как вращениям в пространстве Минковского), почему Арнольд Зомерфельд это самый большой лох (по моему мнению) в области теоретической физики и о том что по Сути Эйнштейн в своей работе 1905 года просто обобщил это все что сделано до него и дал этому ясную физическую интерпретацию (Что кстати является существенным вкладом в СТО), про никому нафик ненужного математика по фамилии Гроссман который научил Энштейна тензорному анализу и вместе с ним создавал ОТО и о многом другом что касается тех самых 99 процентов людей и 99 процентов творчества их , но

    1) комментарий превратится в полноценную статью

    2) Какой в этом будет смысл с точки зрения того что написано в этой статье?

    3) По сути (по моему мнению) написано то что творчество успешных творческих людей успешно и приведены те соображения (формула творчества) которая работает у успешных творческих людей людей(логично да?). (ПЫ.СЫ. логичней бы до бы формулу в конце статьи индексировать индексом успех или успешный)


    1. odietproieci
      15.09.2025 09:45

      Есть, кстати, хрестоматийный пример - Эварист Галуа практически не успел оставить научных работ, поскольку рано умер. Тем не менее его несколько работ содержали настолько революционные идеи, что изменили мир математики. А человек умер в 20 лет. Да и на лицо вообще явный черрипиккинг. Например, у Эйнштейна уже первые его работы были прорывные, а несколько основных работ вообще были опубликованы в один год, названным "годом чудес", и этот год был не где-то в конце его карьеры, а вполне себе в начале.


      1. Hazlarorn
        15.09.2025 09:45

        Только добавлю то что работы Энштейна были опубликованы 4 работы практически одновременно , а не в один год(последовательно), причем в начале они были отправлены в виде т.н. "заметок" (вроде как тому самому Гроссману).

        Ну а если говорить о том что сказано вами о Галуа (другой пример так сказать) ,то можно "загуглить" историю самом большом "лохе" в теоретической физике Арнольде Зоммерфельде обладатель самого большого антирекорда. Он 84 раза (по совокупности заявок, а по другим данным 81 раз) был номинирован на нобелевскую премию по физике , но он так ее и не получил хотя предсказал например тонкую структуру атома водорода (что потом сделал Дирак и получил за это нобеля спустя несколько десятилетий после Зоммерфельда) и много чего еще и основным аргументом который не позволил ее ему получить состоял в том что те методы которые он применял в своих исследованиях недостаточно "физичны" и лишены определенной философии "общепринятой".


  1. Lukerman
    15.09.2025 09:45

    Компьютер разбивал каждую мелодию на простейшие элементы – пары идущих друг за другом нот (например, «до» → «соль»). После этого он подсчитывал, как часто каждая такая пара встречается в базе данных.

    Мелодия считалась оригинальной, если в ней использовались редкие, статистически маловероятные переходы между нотами, которые почти не встречались в других произведениях.

    Пишем музло на генераторах псевдослучпйных чисел с огромной энтропией, далее ...

    Что он обнаружил?

    Саймонтон сформулировал «Правило равных шансов» (Equal-Odds Rule). Оно гласит:

    Чем больше работ создаёт человек, тем выше его шанс создать шедевр.

    У каждого отдельного произведения (картина, мелодия, пьеса) примерно одинаковый статистический шанс стать выдающимся или «хитом».

    Спамим все студии звукозаписи , возвращаемся с успехом , все просто и доказано.