Я сам активно закидываю самые разные добавки и БАДы, опираясь на исследования пабмеда. Но это не мешает критиковать излишний энтузиазм и веру в «Бога из таблетки». Тем более, на фоне нового исследования. А именно, что вера людей в пользу пищевых добавок во многом обусловлена не научными данными, а умными формулировками на этикетках. И достаточно только фразы в духе «улучшает работу мозга», чтобы убедить потребителя в нейропротекторном эффекте добавки.

Вера в БАДы
Согласно опросу 2023 года, три четверти (74%) американцев принимают пищевые добавки, причём 92% от этого числа искренне верят, что добавки необходимы для поддержки здоровья. Но насколько они действительно необходимы? И насколько убедительны эти заявления?
Закон о добавках и убеждение покупателей
Новое исследование, проведенное Юго-Западным медицинским центром Техасского университета, сосредоточилось на поиске корреляций. А именно, как распространенные утверждения «поддерживает здоровье сердца» или «поддерживает здоровье мозга», влияют на убеждения покупателей относительно пользы конкретного БАДа.
Согласно с правилами Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), на этикетках пищевых добавок допускаются три вида информационных блоков:
Информация о питательных веществах.
Информация о пользе для здоровья.
Информация о структуре/функции добавки.
Информация о питательных веществах относятся к количеству ингредиента в добавке (например, «всего 200 мг пирацетама»). Информация о пользе для здоровья относятся к любому утверждению, связывающему ингредиент добавки с лечением или профилактикой определенного заболевания. Они основаны на доказательствах, рассмотренных FDA, и встречаются относительно редко. Информация о структуре/функции призвана подчеркнуть влияние ингредиента добавки на функцию организма (например, «кальций укрепляет кости»).
Проблема в том, что подобные заявления могут использовать двусмысленный язык, включая фразы, «здоровье сердца» или «здоровье мозга».
Опросы и вера в добавки
Исследователи провели два онлайн-опроса взрослых американцев. В первом опросе оценивались убеждения 2239 участников касательно добавок с рыбьим жиром, реального и широко используемого продукта.
Для второго опроса исследователи создали полностью выдуманную добавку — они назвали ее «Viadin H» — чтобы проверить, влияет ли маркировка на уже существующие убеждения 2164 участников.
Каждому участнику случайным образом показывали одну из четырех этикеток для добавки, которые различались только типом утверждения, касающегося здоровья: «Поддерживает здоровье сердца», «Поддерживает когнитивные функции», «Здоровье мозга» или вообще не показывали никакого утверждения. После просмотра этикетки участники отвечали, считают ли они, что эта добавка может предотвратить или лечить такие заболевания, как инфаркт, сердечная недостаточность, инсульт, деменция, остеопороз или рак.
Как люди верят в добавки
Начнем с рыбьего жира. Люди, которым показывали этикетку с надписью «поддерживает здоровье сердца», чаще, чем этикетку без маркировки, утверждали, что добавка предотвращает сердечные приступы (62,5% против 53,9%) или сердечную недостаточность (59,0% против 50,7%).
Те, кому показывали этикетку «Поддерживает когнитивные функции», чаще сообщали, что рыбий жир предотвращает деменцию (47,4% против 39,6%) и улучшает память у людей с деменцией (48,0% против 40,5%).
Для гипотетического препарата Viadin H этикетки оказали ещё большее влияние, так как у участников не было никаких предварительных убеждений о его пользе для здоровья. Те, кому показывали этикетку с надписью «Здоровье сердца» или «Поддерживает функцию сердца», чаще сообщали, что добавка предотвращает инфаркт или сердечную недостаточность: 40,0% и 40,5% для каждой соответствующей надписи.
С когнитивными способностями все было хуже. Среди людей, которым говорили, что добавка предотвращает деменцию или улучшает память: доля верующих составила 20,2% для этикетки «Здоровье мозга» и 23,3% для этикетки «Поддерживает когнитивные функции».
В случае контрольной группы, добавка должна была лечить остеопороз и рак, но этикетки не оказывали существенного влияния на убеждения.
Выводы. БАДы, вера, NZT
У исследования есть свои ограничения. В основном, это был опрос о восприятии людей, а не о том, действительно ли они покупали добавки. При самостоятельном предоставлении информации могут возникнуть проблемы, поскольку участники могут выбирать ответы случайным образом или давать ответы, которые, по их мнению, «ожидаются учеными».
Тем не менее, полученные результаты поднимают ряд интересных и важных вопросов. По закону, заявления о структуре/функции, такие как «поддерживает здоровье сердца», не должны подразумевать профилактику или лечение заболеваний. Тем не менее, исследование показывает, что многие потребители интерпретируют их именно так.
Авторы исследования утверждают, что эти заявления вызывают недопонимание со стороны потребителей.
Традиционно, больше материалов про мозг, психику, сознание и роль БАДов, как эффективных, так и популярных, на канале Neural Hack. Подписывайтесь, чтобы держать под рукой полезный контент.