“Envelopes at sixpence a packet. Particular man in his stationery.”
Arthur Conan Doyle
The Sign of the Four
Исторический анекдот гласит, что в тридцатых годах прошлого века в Великобритании наблюдалась сезонная нехватка шиллингов в обращении. Почему? Потому что много монет находились внутри газовых счётчиков и счётчиков электроэнергии. Такие счётчики были в ходу ещё и в шестидесятых годах. Если вы смотрели старые британские фильмы, то там нередко показаны ситуации, когда для того, чтобы включилось электричество в квартире или домашнее отопление, нужно опустить монетку-шиллинг в специальный счётчик, установленный тут же. Получив монетку, счётчик включает газ или электричество на какое-то время. Собранные монеты из счётчика периодически забирал специальный сотрудник компании-поставщика энергии. Естественно, что зимой и электричество, и тепло востребованы больше, поэтому больше монет оседало внутри счётчиков.
Шиллинги регулярно задействует Шерлок Холмс в классической советской серии телефильмов: два шиллинга за информацию о лодке, 56 шиллингов за возможность просмотреть вчерашнюю порцию бумажного мусора в нескольких гостиницах. Шиллинг сюда, шиллинг – туда. Собрался целый фунт, даже больше. Но монеты в один фунт не было. Да, был соверен – 20 шиллингов, что соответствует одному фунту по количеству, но, тем не менее, это соверен, а не фунт. В современной Великобритании, несмотря на Шерлока Холмса, шиллинги не ходят. Они довольно давно исключены из оборота. Куда же исчез шиллинг? Оказывается, он превратился в пять пенсов.
Это превращение связано с процессом децимализации (не путать с децимацией!), завершившимся в 1971 году. Децимализация – это переход на десятеричную систему подсчёта денежных знаков: в десятеричной системе фунт стал равен ста новым пенсам, хотя раньше состоял из 240 пенсов (но старых). Мы в деталях разберёмся с этим позже. Сам процесс превращения шиллинга начался на три года раньше 1971, а полностью из обращения шиллинги ушли лишь в самом начале 90-х годов прошлого века, тогда же, когда уменьшилась монета в пять пенсов. Шерлок Холмс в том самом советском телесериале нередко упоминает полсоверена – то есть десять шиллингов, но это, заметьте, не десятеричная монета, потому что она соответствует 120 пенсам.
Кстати, интересно даже само слово «пенни». Исходное английское penny – это единственное число, а множественное для penny – pence. Так что, если подходить строго, то на русском нужно было бы писать пять пенни, а не пять пенс(ов). «Пенсов» – получается каким-то «квадратным»: дважды множественное число, так сказать. Но монеты в два пенса традиционно называют на русском «монетами в два пенса», а не в «два пенни», потому что «два пенни» – это и на русском две монеты достоинством пенни.
В английском у penny есть и другая, регулярная для современного языка, форма множественного числа: pennies. Однако используется эта форма только в том случае, когда имеются в виду несколько монет в один пенни или просто абстрактная, но обязательно небольшая, сумма денег. Для «монетарного обозначения» количества пенни – строго применяется форма pence. В этой статье для обозначения нескольких пенни обычно употребляется слово «пенсы», но иногда – и «пенни», как вот пять слов назад.

Классический фунт (стерлингов) складывался из 240 старых пенсов: 12 пенсов в шиллинге, 20 шиллингов в фунте, итого – 240 пенсов. По определению. Почти такая же схема, как в дореволюционной Франции, например. Но, конечно, во Франции были ливры, су и денье, а это объекты из других художественных фильмов и литературных произведений, ничуть не менее известных в СССР, чем серии про Шерлока Холмса. В Великобритании Шерлока Холмса тоже были монеты с другими номиналам: крона, полпенни, флорин, фартинг (странное русское название для farthing), и другие, но в целом-то – понятно и удобно, не так ли? Тем не менее, в 1971 году в Великобритании случился окончательный переход на десятеричную денежную систему. День 15 февраля 1971 года, когда статус платёжного средства получили новые пенни, так и называется – Decimal Day («Десятичный день», D Day). Переход завершился весьма успешно, что тем более странно, если сравнивать с тем, неудачно сложилось внедрение метрической системы мер – футы и мили до сих пор в ходу.
Итак, в десятеричной системе один фунт делится на сто новых пенни. Эта система сейчас более привычна. Вообще, привычка тут играет главную роль: каких-то неоспоримых преимуществ десятеричная система деления денежных единиц не имеет, но если все прочие вычисления проводятся в десятичной системе счисления, то, конечно, удобно перенести сложившийся метод и на деньги. Другое дело, что в прошлое уходит важнейший исторический и социальный феномен, отразившийся даже в советских телефильмах. Но что уж поделать – нынче, например, не то что монеты, а наличные деньги как класс того и гляди исчезнут вовсе, вне зависимости от значения делителя.
Первой в Европе валютой с десятеричной системой является российский рубль, состоящий из ста копеек. «Десятеричный» рубль – это 1704 год, результат денежной реформы, которую провёл Пётр Первый. Что бы там ни говорили, но если Пётр Первый и заимствовал идею децимализации национальной валюты в Европе, то разве что в качестве именно идеи. По очевидной причине: практических десятеричных денежных систем в Европе ещё не было, но их уже пытались ввести, поэтому петровская Россия тут успешно ушла вперёд в плане внедрения новшества, ну или, если хотите, послужила площадкой для эксперимента, завершившегося тоже успешно – в том смысле, что десятеричный рубль и «монеты с копьём» (копейки) таки были внедрены в качестве единой системы, а уж что за этим последовало – не тема для статьи про шиллинги Великобритании.
Великобритания перешла на десятеричную систему в денежных знаках значительно позже других стран. Переходу предшествовало несколько отдельных, частично успешных, попыток внедрения. Как мы увидим ниже, «частичный переход» к десятеричной системе произошёл заметно раньше 1971 года. Однако только лишь в конце шестидесятых годов прошлого века новую и непривычную систему удалось окончательно воплотить в жизнь. (Поэтому в 2026 году – небольшой юбилей: 55 лет с момента перехода Великобритании на десятичные пенсы.)
В новой системе изменилась цена именно пенсов, потому что фунт сочли слишком важной единицей и не тронули: фунт стерлингов сохранил свой вес или номинал, но увеличилась «цена» пенни – новый пенни равен 2.4 старого пенни, потому что фунт до реформы состоял из 240 старых пенсов. Отсюда и коэффициент 2.4 при переходе на пенсы новые: 240/100 = 2.4.
Старый фунт складывался из пенни буквально: раньше монеты насыпали в чашу весов, и вес двухсот сорока пенсов составлял один фунт («чистым серебром», так сказать). А монеты номиналом в фунт не чеканилось в Великобритании до 80-х годов двадцатого века. Нет, соверен не считается: соверен – это 20 шиллингов, но не фунт. Фунт же был единицей подсчёта количества денег. Собственно, и шиллинг первоначально использовался как единица подсчёта денежной суммы, отдельной монеты достоинством в шиллинг не было до начала 16 века: поэтому-то в шиллинге 12 пенсов – это двенадцатеричная система счисления, довольно удобная: подсчёт пенни можно вести по фалангам четырёх пальцев руки, которые стоят вместе.
Сейчас, конечно, уже монеты не сходятся по весу. Нормативный вес современной монеты в один пенни – 3.56 грамма. Если умножить на 100, то получим 356 грамм для воображаемой «фунтовой монеты». Такая монета была бы во всех смыслах фунтовой, потому что 350 грамм, – всего на шесть грамм меньше, – это и есть тауэрский фунт (Tower pound), который использовался как единица веса серебра. Однако, нет, не всё так весело: обычная современная «великобританская» монета в один фунт, по нормативу, весит лишь 8.75 грамма. И это не серебро. Представление денег давно виртуализируется, это относится и к монетам: шиллинги теряют серебро, потом исчезают вовсе, а фунты – становятся удивительно лёгкими. Таков путь.
Надо заметить, что число 240, по количеству старых пенсов в фунте, предоставляет больше возможностей для точной записи цен. Поскольку 240 = 3 2^4 5, здесь есть число три в качестве делителя. Например, 1/3 фунта составит 80 старых пенсов точно. В десятеричной системе всё несколько хуже: 1/3 фунта придётся округлять до 33 (уже новых) пенсов. И если в команде из четырёх человек один решит поделить 100-пенсовый фунт монетами в один пенни между тремя другими участниками, то на каждого придётся по 33 пенни, но ещё один пенни от фунта останется, потому что 33*3 = 99. Этот оставшийся пенни может взять себе распределитель средств, в качестве оплаты за операцию аккуратной раздачи пенсов. Почему нет? Обычная же практика. А вот 240-пенсовый фунт поделится на троих без остатка: по 80 пенни на нос. Естественно, есть немало дробей, которые не имеют нормального представления ни в одной, ни в другой из упомянутых систем: скажем, если добытый великими трудами 240-пенсовый фунт делить между семью концессионерами, то каждому достанется по 34 пенни, и ещё два – в остатке.
На иллюстрации три монеты: два шиллинга и пять пенсов. На аверсах данных шиллингов и пяти пенсов изображения двух разных королев: королева Виктория на монете слева и королева Елизавета II двух возрастов на монетах справа. Рассмотрим монеты слева направо.
Крайняя монета слева – это серебряный викторианский шиллинг 1887 года. Точно такой же, только в лучшем состоянии, мог бы использовать Шерлок Холмс: в 1887 году как раз опубликована первая повесть об этом частном детективе (A Study in Scarlet/«Этюд в багровых тонах»). Журнал, в котором повесть напечатали, продавался за один шиллинг, возможно, прямо за этот – так что всё сходится.
В центре иллюстрации – английский шиллинг 1961 года. Английский – потому что у шотландских, например, на реверсе лев и другая геральдика. Такие шиллинги, – и английские, и шотландские, – ходили одновременно с новыми монетами десятеричной системы в пять пенсов, поскольку совпадает и размер, и номинальная стоимость. За прошедшие с викторианских времён годы шиллинг всё же сильно эволюционировал – он окончательно перестал быть серябряным: в 1920 году долю серебра понизили до 50% (остальное, видимо, это медь, марганец, никель и прочие варианты примесей, вплоть до мышьяка), а в 1946 году обычные шиллинги стали полностью мельхиоровыми (сплав меди и никеля), как на картинке.
Справа на иллюстрации – пять новых пенсов 1968 года (New Pence), уже десятеричные. Эта монета по размерам, да и по весу, повторяет шиллинг. Выше мы уже выяснили, что шиллинг – это 1/20 фунта. Если пересчитать на 100-пенсовый фунт, то одна двадцатая – это как раз пять пенсов и будет. Вот поэтому-то соверен – это не фунт, как монета. Зато пять новых пенсов – это новый шиллинг, если считать по долям фунта. Вот так вот, превращаясь согласно иллюстрации, шиллинг, к сожалению, и исчез: он стал монетой в пять пенсов.
Пять новых пенсов, – вместе с монетой в десять новых пенсов, о которой ниже, – были выпущены в обращение в 1968 году, то есть, за несколько лет до дня «Д» (дня перехода на десятеричную систему). Это было сделано для того, чтобы жители могли познакомиться с частью новых монет заранее.
На реверсах монет шестидесятых годов написаны их номиналы.
Вообще, первая заметная попытка перейти на десятеричную систему в Великобритании – это монета в два шиллинга. Потому что два шиллинга – или флорин – это 1/10 фунта: напомню, что шиллинг – это 1/20. Нет, полсоверена, пусть и номинально равны десяти шиллингам, это не то же самое, это – другое. Флорин – это два шиллинга, а полсоверена – половина соверена. Тут деление выполняется в другую сторону. Поэтому на первых флоринах 1849 года так и было написано: одна десятая фунта. А на более поздних написано «один флорин» (one florin).
То есть, фактически, флорин – это уже монета десятеричной системы: десять новых пенсов. Впрочем, дата появления флорина – 1849 год – намекает, что это монета пусть и десятеричной, но не совсем классической системы, даже если сравнивать с шиллингом. (Да, в Англии, в 14 веке, существовал другой флорин, золотой. Но это именно что другой флорин, не имеющий ничего общего с флорином 1849 года, кроме названия: старый флорин соответствовал 3/10 фунта, или что-то около того.)
Если взять десятеричный фунт, который сто пенсов, то получится, что двухшиллинговый флорин равен 10 новым пенсам. Именно так и было сделано в рамках децимализации: повторили визуальную схему с пятью новыми пенсами. Монету в десять новых пенсов выпустили вместе с пятью пенсами, в 1968 году. Монета совпадала по размерам и весу с монетой в два шиллинга, с флорином. Флорин – последняя «старая» монета, которую вывели из обращения после децимализации. Приём флоринов прекратился в 1993 году. Перед этим, в 1992 году, вышла новая монета 10 пенсов, которая тоже меньше предыдущей десятипенсовой. То есть, флорин перестал совпадать по размеру с новой десятипенсовой монетой и выведен из обращения вместе со старыми, на тот момент, десятипенсовиками.

На иллюстрации два шиллинга (флорин) 1963 года (уже не серебро, см. про шиллинги выше) и десять новых пенсов в двух вариантах. Два шиллинга – слева, новые десять пенсов – в центре, а меньшая монета справа – десять пенсов 1992 года, после второго шага модификации. Схема та же: одна монета прозрачно заменяет другую во всех приложениях, поэтому некоторое время они ходят параллельно, так как их монетарное значение тоже совпадает. Потом шиллинги опять окончательно превращаются в пенсы. В данном случае – два шиллинга, то есть флорин – в десять новых пенсов. Но жители получают возможность привыкнуть к монетам заранее. Более новая монета в десять пенсов имеет меньший диаметр, как раз одновременно с её появлением прекратилось хождение старой монеты в два шиллинга.

Обратите внимание, как портрет королевы Елизаветы II но монете менялся от периода к периоду: венок на голове превращается в корону, потом меняется тип короны, и так далее.
В 1969 году, в рамках продолжения подготовки ко дню «Д», выпустили новую монету в 50 (новых) пенсов. Поскольку монета не совместима с «пре-десятеричной» серией, она отличается от прочих представителей набора формой: 50 пенсов чеканили в форме правильного семиугольника. Может быть, ещё и для того, чтобы дополнительно затруднить подделку. Существенно позже, в 1982 году, уже в разгар работы новой десятеричной системы, вышла сходная по форме монета в 20 пенсов. Обе эти монеты на иллюстрации ниже.

Итак, в результате действия выбранной схемы перехода на десятеричную систему подорожали пенни. Поэтому отдельные пенни нельзя было отобразить в новые монеты непрерывным способом, как шиллинги в пять и десять пенсов. Кроме пенни в ходу были ещё и полпенни – половина пенни. Так что совсем мелкие монеты ввели в оборот строго в день «Д», в 1971 году (отчеканили их, конечно, заблаговременно). Эти монеты: полпенни, один пенни и два пенса.

На этой иллюстрации – три монеты в полпенни: викторианская – потёртая, слева; шестидесятых годов («корабль»); и новая, десятеричная, справа.

На аверсах монет портреты двух королев: один портрет королевы Виктории, которая смотрит влево, и два разных – Елизаветы II, она смотрит вправо. Направление профиля портрета на аверсах монет чередовалось от монарха к монарху: влево – вправо. Традиция нарушалась достаточно редко.

Монеты в один пенни: новая, десятеричная, монета существенно меньше старой, но её номинальная «стоимость» больше, так как новый пенни это 2.4 старого. Интересно, что те, кто немного знаком с историей России, удивляются, когда впервые видят эту старинную английскую (по месту чеканки) монету, которая слева на иллюстрации: почему здесь изображён Николай II, Император Всероссийский? Но это не Николай Второй, это его двоюродный брат – Георг Пятый.

На монете в один новый пенни так и написано: NEW PENNY. Изображены ворота – символ британского Парламента. Слово new убрали в 1982 году, заменив его словом one, как на старых пенни.
Следующей монетой, появившейся в рамках децимализации, является монета в два пенса. На иллюстрации ниже – две монеты в два пенса, а над ними – разные версии монет в один пенни.

Обратите внимание, что правая из двухпенсовых монет – это уже монета «второго» поколения, на ней написано TWO PENCE вместо NEW PENCE. (Пенни справа, 2012 года, на реверсе несёт фрагмент королевского геральдического щита: чтобы собрать щит целиком – нужно собрать монеты образца 2012 года разных номиналов. Такой вот постмодернизм в дизайне.)
Полный набор монет после децимализации был таким: полпенни, пенни, 2 пенса, 5 пенсов, 10 пенсов. К ним почти тут же добавили 50 пенсов и, позже, 25 пенсов.

И посмотрим, всё же, на фартинги. Эти монеты вышли из обращения до начала децимализации, но являются классическими, особенно – вариант с птичкой (крапивник, см. иллюстрацию выше). Фартинг (farthing, конечно; то есть, должно быть фарθинг – иначе получается другое слово на английском) – имел статус платёжного средства до 1961 года. Это четверть пенни: совсем древние английские пенни, ещё серебряные, буквально разрезали на четыре сегмента, как пиццу. Один сегмент и был английским фартингом. С этой мелкой монетой связан широкоизвестный сейчас трюк с обозначением цен, который, тем не менее, в старых британских денежных обозначениях был тоньше, как и старый британский юмор. Если указать цену как 19/11¾d (то есть, 19 шиллингов, 11 пенсов и три фартинга), то она окажется всего лишь на четверть пенни меньше фунта, но выглядит так, как будто всё ещё не фунт. Запись смотрится гораздо эффектнее, чем £0.99, где, к тому же, до фунта не хватает уже 2.4 старых пенса.

Для сравнения – несколько упомянутых выше монет и один современный металлический рубль.

Современные монеты и трёхпенсовик 1966 года. Трёхпенсовик попал сюда потому, что именно с этой монеты началась эпоха «некруглых» британских монет. Латунный трёхпенсовик – первая «некруглая» монета Великобритании (появился в 1937). Эта монета использовалась до перехода на десятеричную систему, но после 1971 года её перестали принимать, так как в десятеричной системе монеты в три пенса нет (как нет и знаменитого шестипенсовика). По мотивам старых трёх пенсов сделали один новый фунт (монету), в 2017 году. Этот новый фунт на иллюстрации вверху слева. Интересно, что фунт отчеканен в форме с постоянной шириной. Это как бы развитие треугольника Рело, поэтому, в отличие от старого трёхпенсовика, монета в один фунт может хорошо катиться.
Ну а внизу справа – самая свежая, памятная монета в два фунта, этого, 2025, года. Big Brother is watching you.
Монеты важны не только для нумизматов. Монета – физический объект окружающей действительности, имеющий конкретную, утилитарную роль. Если монеты имеют хождение в качестве представления денег, то, так или иначе, с ними сталкиваются те жители планеты, кто наличные деньги использует. Раньше этот эффект регулярно вызывался с социальными целями: децимализация – один из примеров. Другие, более регулярные, примеры – это выпуск памятных монет, замена обозначений на монетах. Исчезновение этого эффекта представляет собой неочевидное следствие отмены наличных денег.
Литература
Royal Mint,
Royal Mint Museum,
Спасский И.Г., «Русская монетная система», 1970.