Такое сообщение я получил от девушки. Она писала про английский язык, но это применимо к любому занятию.

Узнали себя? И у меня было также: каждая попытка заканчивалась за несколько дней. Я пробовал приложения, книги, фильмы с субтитрами и другое, но всё равно забрасывал каждый вариант, хотя искренне хотел учить язык.
То же самое повторяется у людей со спортом, чтением или любой другой новой привычкой. После очередного провала с английским мне стало понятно — есть какая-то фундаментальная ошибка, которую я пока не вижу. Так начался путь в корень проблемы.
Я не буду рассказывать, что у меня есть универсальное решение для каждого человека. Но после прочтения статьи вы получите более важную вещь — сможете найти подход к своей личной ситуации. Не только для изучения языков, но и любого другого дела.

Первое, что нам важно понять: решение заниматься чем-то в долгую принимает не сознание.
Да, сегодня мы можем взять и начать заниматься. И завтра. Но чтобы делать это долго, нужны дополнительные условия.
Например, мозгу нужно видеть положительный отклик. Или соблюдать баланс усилий и результата. Если этого не происходит, он быстро забросит дело — посчитает его невыгодным и неэффективным. Даже если сознанием мы хотим в нём развиваться.
Если бы все решения принимало только сознание — проблем бы вообще не существовало. Все были бы богатыми, здоровыми, с идеальной фигурой и без вредных привычек.
Каждый из вас знает, как стать лучшей версией себя: ходить в спортзал, освоить новую специальность — у каждого своё. Вы прямо сейчас могли бы написать список из 100 вещей, которые приведут вас к жизни мечты.
Но знание само по себе ничего не меняет — результат появится только когда вы сможете долго заниматься чем-либо. Для этого нужно уметь договариваться со своим подсознанием.
А это уже могут делать не только лишь все, мало кто может это делать.

Долгосрочно и без потери ресурса или здоровья мы можем делать только то, что не идёт вразрез с нашей психикой. Это происходит только в трех случаях. Они могут накладываться друг на друга, но других вариантов нет, если говорить о безопасном долгосроке.
1. Мы готовы делать то, что приносит выгоду при приемлемых затратах.
Встреча с друзьями. Нам приятно проводить с ними время, и мы готовы потерпеть некоторые связанные отрицательные моменты.
Учеба или освоение навыка. Это требует времени и усилий, но ради результата мы готовы потерпеть неудобства.

2. Если мы что-то сделаем — будет настолько плохо, что лучше не делать. Или наоборот.
В этом случае мозг видит баланс между усилиями и возможными потерями и соглашается на действие, потому что это выгодно. И это не идёт вразрез с нашей психикой.
Да, какое-то время можно поступать и наоборот. Но нам интересны именно продолжительные действия.
Примеры:
Зимняя одежда. Нам проще одеваться теплее, чем мерзнуть и болеть. Хоть в этом и есть неудобства.
Пропуск лекарства. Если не принимать препарат — болезнь обострится. И это хуже, чем неудобства от регулярного приёма.

3. У нас нет физической возможности что-то сделать или не сделать:
Мы не сможем спать на плохом матрасе, если купим хороший.
Мы не сможем читать неинтересные каналы, если отпишемся от них.

Если минусы перевешивают плюсы, в какой-то момент мозг сдаётся. Тогда мы бросаем начатые дела, появляются усталость, выгорание, зависимость от стимуляторов.
Когда мы начинаем учить язык без условий и ограничений, мы действуем по первому принципу — идём к выгодному действию.
Но есть проблема. «Плохо» на этом пути ощущается мозгом очень явно: надо помнить об учёбе, тратить силы и время. А «хорошо» кажется призрачным и далёким, да ещё и не факт, что оно вообще придёт.
Для мозга это понятная и невыгодная ситуация: усилия реальные, а вознаграждение туманное. Поэтому он решает, что нет смысла продолжать.
Чтобы «хорошее» стало заметно, нужна огромная работа. Например, чтение в оригинале без подсказок требует большого словарного запаса. А понимание речи в фильмах — развитого восприятия на слух. Поэтому следует разделять большие задачи — так мозг видит, что движение есть.
Когда я пытался учить язык, в одиночку только этот способ мне не подходил. Были другие приоритеты и английский всегда был ни к месту.

Но если бы я делал акцент на этом, первом способе, моими главными задачами были бы:
Помочь мозгу видеть конкретные результаты;
Тратить как можно меньше усилий;
Получать как можно меньше стресса.
Для этого можно:
Фиксировать даже самые мелкие успехи, достижения;
Записывать выученные слова и держать их под рукой, чтобы всегда видеть реальный результат;
Ставить “флажки” — промежуточные цели, которые показывают, что движение есть.
“Начать понимать тексты в оригинале” — слишком расплывчато и долго, а “разобрать 5 текстов уровня B1 и понять их полностью” — конкретно и достижимо;Держать всё это структурированным и на виду, чтобы мозг регулярно видел, что работа идёт и результат появляется;
Не торопиться и не делать через силу;
Применять любые автоматизации / оптимизации обучения, которые вы сможете придумать.
Такой подход подойдет к любому занятию, которое мы хотим закрепить.

Второй вариант с отрицательным стимулом использовал Маргулан Сейсембаев. Он поспорил с друзьями, что выучит весь словарь и это стало для него дополнительной мотивацией.
Это тоже было не для меня. По расчётам прагматичного мозга, даже если я не выучу язык — ничего критичного не произойдёт.
Но есть третий вариант — создать для себя условия, где просто нет выбора.
Все мы слышали о людях, которые переехали в другую страну и начали учить язык намного быстрее. Там всё происходит естественно: человек постоянно слышит речь, встречает новые слова в живом контексте, и мозг подстраивается.
Конечно, не у всех есть возможность взять и переехать, но это и не требуется — ищите свой вариант. Я создал условия, в которых соединены этот и первый способ. Слова сами приходят мне в телеграм и их невозможно не запоминать со временем.
Вы можете придумать что-то своё. Самое простой пример для этого способа — переключить все устройства и приложения на английский язык.

Тезисно закрепим, что мы узнали
Долгосрочное решение принимает подсознание;
Мы часто бросаем начатое не потому, что ленивые, а потому что мозг не видит результата или считает дело невыгодным;
-
Есть три устойчивых способа продолжать начатое:
Когда есть польза — результат стоит потраченных сил.
Когда есть риск потерь — если не сделать, будет хуже.
Когда просто нет выбора — среда заставляет действовать.
Главное — не бороться с собой, а создать такие условия, где нужное становится выгодным или безысходным для мозга.
Итог
Теперь вы знаете главное — как управлять собой. У вас появился новый рычаг воздействия, и вместе с ним пришли новые возможности. Такой подход можно применять к любому занятию, которое хочется добавить в жизнь. Ищите свой вариант, думайте, да прибудет с вами сила.
Статья получилась большая, поэтому дополнительные материалы вынес в Telegram. Там разберёмся, как именно подружить мозг с новым занятием и подобрать метод под свою ситуацию. https://t.me/fcking_english
Комментарии (14)

Pkgc
13.10.2025 14:42Всё гораздо проще.
Нет мотивации - никакие договора с мозгом не помогут. Есть мотивация - они не понадобятся.
Если человек ищет какие-то обходные пути и лайфхаки, то ему конкретно вот это не нужно.
Надо фундаментально решать вопрос с: "зачем это мне".

f_english Автор
13.10.2025 14:42Не соглашусь.
В том и дело, что мозг готов без проблем делать то, что ему горит сейчас. А что если нет? Не все наши желания рациональны с точки зрения мозга.
Я вот знаю, что язык мне пригодится в будущем, но конкретно сейчас это не так необходимо. Что делать? Мотивации нет, есть другие дела, которые требуют внимания.
Выход — создать условия, в которых нужные действия будут совершаться без усилия и с удовольствием.

Pkgc
13.10.2025 14:42Я вот знаю, что язык мне пригодится в будущем... + Мотивации нет
Противоречите сами себе.

f_english Автор
13.10.2025 14:42У мозга есть параметры, на основе которых будет принято решение о приоритете.
Работа — нужна сейчас — отправляем внимание туда.
Здоровье — нужно сейчас — отправляем внимание туда.
Английский — когда нужен? через пять лет? десять? а может вообще не пригодится? — откладываем на потом, это не приоритет.
Поэтому противоречия тут не вижу. То, что я себе выдумал сознанием — одно, а создать условия или объяснить мозгу, что было бы неплохо этим заниматься — другое.
По вашему задачу низкого приоритета нельзя решить помещением себя в условия, где невозможно что-либо делать / не делать?

Rys17
13.10.2025 14:42Когда то в будущем это не мотивация. Вообще мотивация это расплывчатая вещь, которая моментально пропадает, только дисциплина решает.

WebPeople
13.10.2025 14:42Для мозга не существует никаких мотиваций, это абстракция, придуманная людьми. Например, я хочу создать термоядерный реактор. Мотивация мощная - сделаю полезное людям, оставлю след в истории, впишут в учебники, может стану богатым и т.д. А мозг такой - лучше я позалипаю на хабре, ведь термояд он там, в будущем, ещё успею, а пока надо почитать новости и написать комментарий под очередной статьей. Или вообще, надо пойти поесть.
Автор все правильно пишет. Другое дело, что это сложно реализовать.
У меня знакомый рассказывал лайфхак один, когда он на тренировку идти не хотел. Он обманывал мозг. Разбивая все на короткие действия. Типа сначала одеться. Это же нетрудно и быстро. Это же не на тренировку пойти. Потом выйти на улицу. Тоже легко. Потом доехать до зала. Делал все по кусочкам. И вот он перед залом - развернуться и уйти уже жалко. Раз уже пришел, то стоит потренироваться)))
Другое дело, что не везде получается так разбивать. Иногда можно увлечься. Появится сильная усталость. Которая впоследствии отразится так, что мозг будет саботировать дальнейшую работу. Он запомнил, что от этого устаешь. Он не хочет уставать. Не хочет просто так тратить энергию. И ты вроде понимаешь для чего это надо, но желания нет. Мы ими (желаниями) не управляем. Невозможно заставить себя пожелать что-то. Но можно создать условия для появления желания. Вот этим мы уже можем управлять.
Самое прикольное, что управлять условиями для появления желаний мы можем не только для себя. Но и для других людей. Например, нельзя заставить другого человека вас полюбить. Но можно создать такие условия, что вас полюбят. Искренне и всем сердцем)
Дисциплина конечно может порешать многие проблемы. Но это отчасти насилие над собой. Упирается в ресурс вашей воли, а у большинства она ограниченна. Что чревато на длинной дистанции выгоранием и депрессией. Но и тут есть свои хитрости. Можно что-то превращать в привычки и ритуалы. С каким-нибудь положительным подкреплением, сразу после выполненного действия.

Hadis
13.10.2025 14:42Невозможно замотивировать ребёнка на 10 лет обучения в школе с какими-то случайными людьми, часть из которых почти наверняка будет как минимум неприятна, а как максимум враждебна. У ребёнка нет абсолютно никакого представления о выгодах, которые даёт образование, база для мотивации отсутствует полностью. Но мы знаем, что ценность результата фундаментальна. Раз замотивировать и показать выгоду невозможно, то мы заставляем. И правильно делаем.
Когда мы взрослые, то мы всё ещё тот же человек, который не хотел идти в школу, потому что нафиг было не надо, но приходилось. Механизмы внутри нас те же. Есть вещи, которые делать очевидно надо, типа получения новой специальности, но ценность которых мы просто не можем разглядеть из нынешнего своего положения. А найдем ли работу, а возьмут ли, а заплатят ли, а вдруг не понравится, а вдруг потеряет актуальность, а вдруг, в вдруг, а вдруг. Мотивация тут не работает. Работает только дисциплина.

oowooveosas
13.10.2025 14:42Хорошо, автор расписал всё понятно. Тогда и вы расскажите что это такое мотивация и откуда она возникает? Как мы мотивирует себя, как нас мотивируют другие люди? Что такое мотивация с дисциплиной, а что такое без? Чем отличается желание от мотивации? Мотивации же не будет без желания или всё же будет?
Вбрасываете просто "мотивация", а как, что, откуда? Я уверен что ответ получу мотивированным, максимум на то, чтобы пожелать мне пойти погуглить.

ganqqwerty
13.10.2025 14:42У таких людей дома стоит вазочка с конфетами прямо на столе и они берут из неё ровно одну конфетку ровно один раз в день.

TN1980
13.10.2025 14:42Готова подписаться под каждым словом. Совершенно верно. Сколько раз я пробовала начинать учить языки и на каком-то этапе все забрасывала. А в этот раз продержалась уже 300 дней ежедневных занятий. И почему?
Потому что начала смотреть мультфильмы на изучаемом языке. Сначала понимала только отдельные слова, приходилось включать русский вариант и пересматривать, сейчас я не понимаю отдельные слова и фразы, остальное понятно. И это даёт мощнейший толчок к дальнейшему изучению языка, потому что я вижу, как с каждой новой серией понимаю больше, лучше, смысловые оттенки и нюансы, а не только общую канву. Посмотрела серию и сажусь учить слова и обороты, чтобы в следующей серии понять больше.
И самое главное - это приносит удовольствие! Мне хочется учить язык. Ощущение как в детстве, когда открываешь для себя новый, неизведанный ранее мир. Обретают смысл песни, приезжая в страну, с удивлением обнаруживает, что понимаешь, о чем говорят на улице.
Так что автору респект - это действительно работает. Задумалась, как создать мотивацию у детей:)

bogusa
13.10.2025 14:42Очень трудно запоминать похожие и короткие слова, типа proper, prepare propose purpose и т.д. ; и фразовые глаголы, типа get in take on и прочее, неправильные глаголы, которых нет в табличке например swear. И хоть все листочки испиши, все равно результат будет не больше 10%, а синонимы, clearly obviously, enough quite really, especially particularly , perhaps probably may be и т.д. I see I understand I got it I realized, vow swear oath. Это я привёл примеры, которые знаю, встречал в фильмах и книгах, а сколько их всего??

randvell
13.10.2025 14:42Забавно. У меня как у человека, освоившего английский до высокого уровня ещё в школьные годы, было ощущение, что изучать его максимально просто. Простой порядок слов, логичные грамматические конструкции. Да, больно на всяких перфектах и кондишиналс, но я никогда не заучивал слова, просто шел по урокам и оно само запоминалось. И вот я начал японский и прямо страдаю, особенно на глаголах и наречиях, все очень похоже звучит и пишется, учу по 30-60 минут в день, за год и в целом более-менее взял уровень, но все равно тяжело. Интересно, почему английский воспринимается более естественно и не приходится прилагать особых усилий к изучению.
Emelian
Попробуйте писать не ручками, а «ножками». То бишь, набирать, в обучающей программе, простые, грамматически однородные фразы руками, слушать их озвучку, повторять вслед, при желании, видеть перевод, транскрипцию и слогоделение.
Конкретно, смотрите мою статью: «Роль данных при изучении иностранного языка» ( https://habr.com/ru/articles/930868/ ).