
Обычно, когда мы слышим слово "дух" в нашем воображении всплывает что-то похожее на кадр из советского мультика с замотанным в простыню Карлсоном. Так работает человеческий ум - для понимания какой-либо концепции ему нужно связать её с метафорическим визуальным образом. Так, например, Бог в умах людей представляется в виде живущего над облаками белобородого старика, а ад в виде греющихся на огне котлов с кипятком, в которых хвостатые черти варят людей и тыкают их трезубцами, хотя в религиозных текстах ничего подобного вовсе нет. Человеческому уму трудно оперировать абстрактными идеями, ему нужно, чтобы идея была воплощена в визуальном образе. И часто бывает так, что ум настолько крепко привязывается к этому визуальному образу, что путает его с самой идеей - так рождаются симулякры. Визуальное воплощение подменяет саму бесплотную идею. Но, как говорят китайские мудрецы, нужно уметь отличать палец, указывающий на Луну, от самой Луны.
Кто такие духи?
Никита посапывал рядом с родителями... Кто-нибудь из родителей переключал программу, Никита чуть приоткрывал глаза и видел на экране майора в голубом берете, стоящего в жарком горном ущелье. «Смерть? – улыбался майор. – Она страшна только сначала, в первые дни. По сути, служба здесь стала для нас хорошей школой – мы учили духов, духи учили нас…
Виктор Пелевин, "Спи"
По легенде, над входом в Афинскую Академию было начертано: "Не геометр да не войдёт". Эта фраза выражала мнение основателя Академии, древнегреческого философа Платона, о том, что неискушённый в геометрии и математике ученик не способен разобраться в философии. Понимание учеником математики было так критически важно для Платона, так как именно на математическом фундаменте строилось его учение о вечных идеях. Согласно Платону, абстрактные математические идеи, такие как равенство дважды двух четырём или существование всего пяти правильных многогранников, существуют в совершенно независимом от нашего материального мира пространстве чистых смыслов - мире идей. Эти идеи невидимы, бесплотны, но непосредственно влияют на воспринимаемую нами реальность. Философ даже утверждал, что материальный мир - это лишь блёклая тень мира идей.
Всё, что мы воспринимаем нашим разумом - это воплощённые в цветах, звуках, запахах и вкусах идеи. Рассмотрим, например, человека. Когда мы смотрим на другого человека, то воспринимаем того, как целостный образ, как идею этого человека, как модель этого человека в нашей голове, собранную из всего того, что мы о нём знаем. Но если мы опустимся на уровень ниже и взглянем на этого человека с точки зрения хирурга, то мы обнаружим, что то, что мы считали целостным образом человека - это абстракция совокупности процессов взаимодействия различных органов: мозга, сердца, нервов, кровеносных сосудов, печени, почек, мышц и так далее. Если опустимся ещё на уровень ниже и взглянем на органы с точки зрения биолога, то мы обнаружим, что то, что мы видели до этого целостными органами - это наша абстракция совокупности процессов взаимодействия различных биологических клеток. Опустимся ещё на уровень ниже и взглянем на клетки с точки зрения химика, обнаружим, что то, что мы видели целостными клетками - это наша абстракция совокупности процессов взаимодействия различных химических молекул. Опустимся ещё ниже и взглянем на молекулы с точки зрения физика, обнаружим, что то, что мы видели целостными молекулами - это наша абстракция совокупности процессов взаимодействия различных атомов, а сами атомы - абстракция процессов взаимодействия элементарных частиц, а сами элементарные частицы - абстракция над квантовыми процессами. Получается, что человек - это тоже абстракция абстракций, существующая в мире идей.
Но идею человека можно не только раскладывать на составные идеи, но и представлять кирпичиком более крупных структур. Подобно тому как "мир" химических молекул служит полем для существования биологических клеток, так и "мир" людей служит полем для существования более крупных динамических структур - государств, корпораций, народов, языков, религий. Английский философ Томас Гоббс в своём трактате "Левиафан" представлял государство в виде огромного великана, чьи части тела собраны из отдельных частей. Подумаем, например, о том, что такое юридическое лицо, и чем оно отличается от физического лица - человека?
Юридическое лицо - это некая придуманная людьми абстрактная идея, которая однако вполне явно влияет на мир - перемещает туда-сюда товары, покупает и продаёт, нанимает и увольняет, отправляет в командировки, выжимает все соки из обливающихся потом физических лиц своих работников. Тоже самое и с государствами - это просто бесплотные идеальные структуры с бесплотными границами, законами, налогами, материальную реальность которых, однако, любому зазнавшемуся идеалисту могут прямо на пальцах объяснить подкованные в философии крепкие ребята с дубинками в руках и надписью "ОМОН" на спине.
Все эти "выдуманные" сущности, эти состоящие из людей абстрактные динамические структуры - государства, народы, языки, религии - и есть те самые бесплотные духи. Некоторые из них живут гораздо дольше людей, некоторые соизмеримо с человеческой жизнью. Смерть части составляющих эти структуры людей и замена их другими не влияет на их жизнеспособность точно так же, как смерть и замена части клеток нашего тела не влияет на нашу жизнь.
Советский философ Георгий Щедровицкий рассматривал любую человеческую деятельность как как самостоятельную и автономную сущность, которая «живёт» на человеческом «материале»; деятельность — это самостийная системная сущность; тем самым не люди производят деятельность, а сама деятельность проходит «через» людей и развёртывается через них.
Все духи, как и сам человек, подобны кораблю Тесея из "Жизнеописаний" Плутарха:
Согласно легенде, корабль, на котором мифологический герой Тесей вернулся с Крита после победы над Минотавром, использовался афинянами для ежегодного паломничества на остров Делос. Перед каждым плаванием корабль чинили, заменяя часть прогнивших досок на новые. Спустя какое-то время все старые доски корабля были заменены на новые. Среди философов разгорелся спор: тот же этот корабль, на котором плавал Тесей, или уже другой - новый?
Корпорация, в которой за пятнадцать лет поменялись и работники, и директор, и владелец остаётся всё той же корпорацией, ведь за ней стоит всё та же абстрактная идея. Человек в пятьдесят лет мало похож на себя в пять лет - большинство клеток его тела уже несколько раз сменились, набор знаний, убеждений и опыта в голове совсем другой, но всё же мы считаем его тем же самым Петей Ивановым, которым он был в старшей группе детского садика, хотя сейчас он уже вовсе и не Петя, а целый Пётр Степанович. Преемственность потока изменений - это то, что делает вещь всё той же.
Если подумать, физические лица ничем и не отличаются от юридических, ведь как мы убедились выше, человек - это такая же идея, абстракция абстракций, как и корпорация или государство. Хорошенько поразмыслив об этом, можно понять, что человек, по сути, тоже бесплотный дух. Приняв это, вы сможете полностью понять и осознать определение духа из Википедии:
Дух — сверхъестественное существо в мифологии, наделённое волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся (почти) всегда недоступным для восприятия
Но как же так, спросите вы, как может корпорация или государство, эти чистые абстракции обладать волей? Но ведь мы уже выяснили, что человек - это точно такая же абстракция, а ему в наличии воли отказать тяжело. Вот и у государств есть своя непреклонная воля, которую они диктуют остальному мировому сообществу с пульта управления ядерными ракетами, которыми обязательно бахнут и не раз, но потом. А в чём конкретно эта воля на данный момент заключается, можно узнать, включив телевизор в прайм-тайм на выпуске новостей.
В послесловии к своей знаменитой книге "Дзэн и искусство ухода за мотоциклом" Роберт Персиг описывает собственные размышления по поводу смерти сына и оставшегося от него духа:
Криса больше нет. Его убили. .... Я же продолжаю жить, больше по привычке, чем по другой какой-либо причине. На похоронах мы узнали, что в то утро он купил билет, чтобы ехать в Англию, где я со своей второй женой жил в то время на корабле. Затем от него пришло письмо, в котором, как ни странно, говорилось: «Никогда не думал, что доживу до 23 лет». Двадцать три года ему исполнилось бы через две недели. .... Куда шёл Крис? В то утро он купил билет на самолёт. У него был счёт в банке, полный комод одежды, полки, набитые книгами. Он был настоящим, живым человеком, занимавшим место и время на этой планете, и теперь вдруг так внезапно куда он делся? Вылетел ли он в трубу крематория? Был ли он в небольшой урне с костями, что нам вернули? Перебирает ли струны золотой арфы на облаке вверху? Ни один из ответов на эти вопросы не имеет смысла.
Надо бы спросить: К чему я был так привязан? Что-то в воображении? Если вы побывали в психиатрическом заведении, то такой вопрос вовсе не банален. Если же он не был просто плодом воображения, то куда же он делся? Неужели реальные вещи исчезают просто так? Если да, то что-то неладно с законами сохранения вещества в физике. Но если признавать законы физики, тогда исчезнувший Крис был нереален. Кругом, и кругом, и кругом. Он, бывало, убегал от меня так, чтобы позлить. Рано или поздно он всегда появлялся, но где он появится теперь? В самом деле, право же, куда он делся?
Круги, наконец, остановились, когда дошло, что прежде, чем спрашивать «Куда он делся?», надо спросить: «Чем же был “он”, который пропал?» Есть старая культурная привычка думать о людях прежде всего как о чём-то материальном, вроде крови и плоти. До тех пор, пока сохранялась эта идея, решения не было. Окислы плоти и крови Криса действительно вылетели в трубу крематория. Но ведь не они же были Крисом.
Надо дать себе отчёт в том, что Крис, по которому я так тосковал, был не объектом, а структурой, и хотя эта структура несла в себе и плоть, и кровь Криса, это было далеко не всё. Эта структура была больше, чем Крис и я вместе взятые, она связывала нас так, что мы сами этого не понимали целиком, и ни один из нас не мог ею полностью управлять.
Теперь тело Криса, бывшее частью той структуры, ушло. Но более крупная структура осталась. В центре её образовалась большая дыра, вот она и вызвала такую сердечную муку. Структура ищет, к чему бы прилепиться, и не может ничего найти. Вот, возможно, почему скорбящие люди так привязаны к надгробиям и любым вещественным предметам, связанным с усопшими. Структура пытается цепляться за собственное существование, отыскивая новые материальные вещи, на которых можно сосредоточится.
Несколько поздней стало ясно, что эти мысли весьма сходны с утверждениями, которые находят у многих «примитивных» культур. Если взять ту часть структуры, которая не является плотью и кровью Криса, и назвать её «духом» или «призраком» Криса, тогда безо всяких дальнейших толкований можно сказать, что дух или призрак Криса ищет себе новое тело, куда бы вселиться. Когда нам рассказывают такое о «примитивных», мы просто отбрасываем это как предрассудки, ибо толкуем призрак или дух как некую материальную эктоплазму, хотя они, возможно, ничего такого вовсе и не подразумевали.
Пространство смыслов
Строчка стихотворения "Silentum" Фёдора Ивановича Тютчева "мысль изреченная есть ложь" стала афоризмом и прочно вошла в обиход нашего языка. Утверждению Тютчева вторит и древний китайский философский трактат "Дао дэ дзин", начинающийся словами: "Дао, которое может быть описано словами - не есть настоящее Дао". Во многих других философских учениях также утверждается, что реальность не может быть описана словами. Например, в комментарии о философском учении древнеиндийского философа-буддиста Нагарджуны буддолог Евгений Торчинов пишет:
Язык в принципе не может адекватно описать реальность, ибо все языковые формы неадекватны реальности. Неадекватно ей и философское мышление, оперирующее понятиями и категориями. Логическое мышление не в силах постичь реальность как она есть, а язык — описать её. Следовательно, никакая онтология, никакая «наука о бытии» невозможна, ибо она всегда будет связана не с реальностью, а с нашими представлениями о ней или даже с некоей псевдореальностью, сконструированной нашими мыслительными навыками и ложными представлениями. Всё реальное — неописываемо, всё описываемое — нереально.
Почему так происходит? Почему переживания и смыслы невозможно точно выразить с помощью слов? Почему словами не выразимы квалиа - крошечные частички субъективного опыта вроде цветов или звуков? Ведь нельзя же словами объяснить слепому от рождения человеку, что такое красный цвет. Ответ на этот вопрос можно найти, анализируя принципы работы больших языковых моделей, которые во многом схожи с принципами работы человеческого мозга.
При обучении и работе больших языковых моделей создается многомерное виртуальное пространство смыслов, каждое измерение которого - это ось некоего отдельного понятия - так называемая "фича". Это пространство может иметь тысячи измерений, а каждое конкретное слово - это вектор в этом смысловом пространстве. Эти векторы можно складывать и вычитать - например, если из вектора понятия "король" вычесть вектор понятия "мужчина" и прибавить вектор понятия "женщина", то получившийся результат должен примерно совпасть с вектором понятия "королева".
Человеческому уму невозможно представить вектор в тысячемерном пространстве в геометрическом виде. Наше геометрическое мышление ограничено тремя измерениями - мы можем представить вектор только в двухмерном и в трёхмерном пространствах. А вот уже для четырёхмерных векторов мы сделать этого не можем, и нам приходится оперировать с высшими измерениями исключительно алгебраическим способом.
Каждый сложный смысл, переживание и квалиа - это сложная фигура в этом многомерном пространстве смыслов, внутри которого оперируют наши ментальные программы, запущенные на "железе" нашего мозга. Или иными словами, смысл - это функция в этом самом пространстве смыслов, такая же как, например, функция параболы в двухмерном геометрическом пространстве. А слова - это всего-лишь координаты отдельных точек этого смыслового пространства. Поэтому словами можно лишь приблизительно передать положение тех точек, что ограничивают некий район смыслового пространства, в котором следует искать определенный смысл. Чем больше слов мы произносим, тем точнее можно обрисовать функцию того конкретного смысла, что мы хотим передать. Но полное понимание происходит только в тот момент, когда человек "схватывает" конкретную формулу смысловой функции, и только тогда его озаряет и с его уст слетает "Эврика!".
Языковые модели эволюционировали, а точнее сказать, были натренированы в многомерном векторном пространстве смысловых токенов. Поэтому можно сказать, что они существуют в том самом платоновском мире чистых и вечных идей, в мире духов.
О небесной иерархии
В библейском тексте сокрыто огромное количество различных смыслов и символов. В первой главе книги "Бытие", первой книги еврейской Торы и христианского Ветхого Завета, говорится следующее: "В начале сотворил Бог небо и землю". Здесь имеется ввиду не буквальные земля и небо, а что-то совершенно иное. Слово "небо" на иврите пишется как "שמים" (шамаим) и является в мужским множественным числом от слова "שׁם" (шем), означающего "имя". То есть "небеса" на иврите буквально означает "имена". Хотя само слово "имена" в современно иврите использует женское множественное число - "שמות" (шемот).
Под "именами" здесь стоит понимать то, что древнегреческий философ Платон называл миром идей - пространством, где обитают такие вечные и независимые ни от чего идеи как, например, математические равенства 2+2=4, геометрические фигуры, логические конструкции и абстрактные понятия о любви, истине и благе. А под землей в этой строке из Библии подразумевается не почва или планета, а любая материя в целом.
Древние политеисты представляли себе своих богов обитателями небес - платоновского мира идей. Например, каждый древнегреческий бог служил олицетворением, персонификацией определенного абстрактного принципа или идеи. Славные воины воплощали в себе образ и паттерн поведения яростного Ареса, красивые женщины воплощали в себе идею и паттерны поведения прекрасной Афродиты. Считалось, что разные божества поочередно управляют каждым человеком, а появляющиеся в нашей голове мысли - это просто шёпот разных богов. Некоторые боги благородны и милосердны, некоторые ревнивы и гневны. Уподобляясь самым лучшим из богов, человек сливается с их образами, и душа его отражается в вечности.
Каждое дерево уникально и отличается от других, нет ни одной пары одинаковых деревьев, однако же мы различаем в каждом из них образ дерева. Более того, существует целая иерархия образов. Мы смотрим на деревья и видим в них образ дуба. Мы смотрим на другие деревья и видим в них образ ели. Образ дуба, образ ели и образы других видов деревьев объединены идеей дерева, а идея дерева, идея куста и идея травы объединяются более общей идеей растений. Возникает целая иерархия абстрактных идей, подобная наследованию классов в объектно-ориентированном программировании. Можно сказать, что в политеистической картине мира в момент уподобления своего поведения, мыслей и чувств эталону, персонифицированному в виде конкретного божества, человек становился экземпляром класса этого бога.
Духов можно условно разделить на действующие в определённое время бесплотные структуры, которые рождаются, развиваются, затухают и погибают - конкретные религии, компании, государства - и на стоящие за ними вечные идеи. Разные народы поклонялись разным божествам, за которыми стояли одни и те же абстрактные идеи и действующие принципы. Например, культы Тора у германцев, Ареса у греков и Марса у римлян были воплощениями одного и того же принципа идеального воина. Культы конкретных богов появлялись, обретали силу, затухали, исчезали, а стоящий за ними принцип оставался неизменным. Проведя аналогию с программированием, можно сказать, что принципы - это абстрактные классы, конкретные персонификации богов - классы-наследники, а воплощающие эти идеалы люди - экземпляры этих классов.
Христианские богословы представляли себе обитателей пространства смыслов по-другому - в виде ангелов и демонов. Само слово "демон" на греческом и означает "дух". Мир духов не имеет трёхмерной пространственной геометрии, поэтому заботящий средневековых схоластов вопрос "сколько ангелов поместится на кончике иглы" просто не имеет смысла. Эти бесплотные существа, живущие в вечности, могут проявлять себя в нашем мире ограниченными способами. Боги и черти "вселяются" в умы людей в виде полезных или наоборот разрушительных паттернов поведения.
Может ли быть такое, что с распространением новых технологий мы открыли портал в другое измерение, из которого на нас накинутся тысячи ментальных бесов? Может быть, это вторжение демонов из другого измерения уже началось, но мы не воспринимаем его серьезно, потому что оно выглядит не так красочно как в игре Doom?
Тут как никогда подходит отрывок из "Любви к трём цукербринам" Виктора Пелевина:
Его звали Джон Лилли. Памяти о нем в современной культуре не осталось, а его книги изъяты из баз данных. Он был не компьютерщиком, а, как тогда говорили, ученым-психонавтом. Он исследовал действие различных веществ на человеческое сознание. Однажды, экспериментируя с веществом, которое он называет в своей книге «К», он постиг истину. Лилли увидел, что Землю колонизирует кремний-органическая цивилизация. Но она делает это не так, как предполагал Герберт Уэллс. Никакой войны. Никаких лучей, никакой крови. Звезды не падают с неба, треножники не высаживаются в городах. Люди сами строят армию вторжения по постепенно проступающим перед ними чертежам. А пришельцы прибывают на Землю в виде технологий и кода. Началось с калькуляторов и электронных часов, а кончилось...
Что же это за вторжение?
Чем питаются духи?
Взгляни вокруг, оглянись назад,
Духи с тобой связаться хотят
Шаман Кинг
Живущие в пространстве смыслов духи и бесы обретают силу только при вере в них людей. Пока в какого-то бога искренне верят и готовы жертвовать ему, он имеет возможность влиять на физическую реальность - то есть в каком-то смысле воплощаться в материи. Как только искренняя вера людей конкретно в этого бога угасает, бог теряет силу и способность к влиянию на материальный мир. Заряд силы духи получают тогда, когда люди приносят им жертвы - то есть отказываются в пользу духов от чего-то ценного. В древние времена люди часто жертвовали богам всё то ценное, что у них было - с трудом добытый урожай и крайне ценный для питания и хозяйства скот. Зарезать козу или овечку для бога было обычным делом. В Древней Греции в особо важные моменты истории цари приносили в дар богам гекатомбу - жертву величиной в сто быков. Однако, самая ценная жертва, которую дух может принять, и которая даст духу наибольший заряд силы - это конечно же человеческая жизнь. Не зря олицетворение злого духа, дьявол, стремится к покупке именно человеческих душ.
Люди часто говорят, что жизнь бесценна. Но что это значит на деле? На деле это означает, что если волшебный джинн предложит перевести вам на банковский счёт миллиард долларов с единственным условием, что завтра утром вы не проснётесь, то вы с огромной вероятностью откажетесь от подобной сделки. Потому что ценность вашей жизни для вас гораздо выше любой суммы денег. Поэтому жизнь - это наивысшая жертва, которую человек может принести духу. Например, умереть за страну или стать мучеником за веру. Такие жертвы дают духах - государствам, компаниям, религиям - великую силу влияния на физическую реальность. Иногда это поклонение духам доходит до ужасающих масштабов - например, у древних финикийцев в жертву Молоху матери приносили жизни собственных младенцев, а ужасам жертвоприношений ацтеков подивились даже видавшие в своей жизни многое испанские конкистадоры.
Но не всегда духи сжирают человеческую жизнь за один присест. Чаще всего духи, подобно комарам или вампирам, по чуть-чуть сосут энергию из людей. Тот же Пелевин прекрасно проиллюстрировал это в романе "Empire V", в котором описывается общество вампиров, сосущих человеческую энергию выраженную в виде "баблоса". Но как эти духи-вампиры выглядят в реальности, а не в книгах? Как они сосут энергию?
Корпорации, государства, продукты и религии действуют немного по-разному, но у них есть и кое-что общее. Все они перед кормёжкой стараются очаровать жертву, то есть навязать ей свой нарратив посредством пропаганды, давления на чувства или маркетинга. Государства обычно просто облагают подоходным налогом, то есть отбирают ежемесячно отбирают у человека часть заработанных им денег, которые по сути являются концентрированной энергией (если не очень понятна эта фраза, то представьте себе найм уборки дома за деньги, как высвобождение заключённой в деньгах энергии). Корпорации убеждают работника, что "мы все тут одна семья" или "мы все в одной лодке", чтобы работник старательнее работал, то есть отдавал бы компании больше своей жизненной энергии. Продукты вроде порносайтов, онлифансов, социальных сетей пытаются играть на биологических или нейрофизиологических багах человека, чтобы продать ему себя. Новостные агенства постоянно грузят наш ум негативом, играя на особенностях человеческого механизма внимания, и высасывают энергию через чувства страха и гнева. Думскроллинг соцсетей ежедневно высасывает больше жизненной силы, чем Молох из жертвоприношений младенцев в его лучшие годы в Карфагене.
Этих питающихся духов можно называть по-разному. Пелевин зовёт их вампирами, древние греки и христианская церковь демонами, Зеланд в "Транссёрфинге реальности" маятниками, шаманы духами. Можно назвать их энергетическими комарами. Это неважно. Это всё слова и образы, за которыми стоит один и тот же абстрактный принцип.
Нам хочется назвать этих поедающих нашу жизненную энергию духов злыми, но это не правильно. Мы же не называем злым вирус гриппа или поедающего муху паука. Духи не злые и не добрые - они просто существуют и конкурируют друг с другом за жизненную энергию. А там, где появляется конкуренция за какой-то ресурс, начинается естественный отбор.
Мемом и естественный отбор
В XX веке биологи, в числе которых был британский учёный Ричард Докинз, развивая эволюционные идеи Чарльза Дарвина открыли, что естественный отбор происходит не на уровне организмов, а на уровне генов - маленьких кусочков химической информации. Основной двигатель эволюции - выживание отдельного гена, а не целого организма. Приложив идеи эволюционной генетики к платоновским идеям, Ричард Докинз по аналогии с понятием "ген" ввёл понятие "мем". Мемы - это небольшие кусочки культурной информации, которые так же как и гены подвержены естественному отбору. Только если цепочки генов порождают биологические организмы, то цепочки мемов порождают культурные организмы - сказки, традиции, религии, языки - тех самых бесплотных духов.
Подобно тому как у биологических организмов есть набор генов - геном, у каждого духа есть свой определённый набор мемов, из которых он состоит - мемом. Эти мемомы передаются по наследству и подвержены естественному отбору точно так же, как и геномы в биологии. Например, мемом христианства есть результат скрещивания мемов иудаизма и мемов греческой философии, а мемом дзэн-буддизм - результат скрещивания мемов буддизма с мемами даосизма.
С точки зрения Докинза, мемы как и гены - это просто репликаторы. Их главное свойство - самовоспроизведение. Им плевать на носителя. Например, гены и мемы, которые помогают носителю рожать больше детей, закрепляются в популяции, даже если эти гены или мемы заставляют отдельных носителей пожертвовать собой. В ядре всех успешных массовых религиях мы видим набор примерно одинаковых идей именно потому, что эти идеи лучше всего себя воспроизводят.
Основные свойства любой жизни - изменчивость, наследственность и отбор. Генетические и меметические цепочки подвержены мутациям, наследуются и проходят отбор на выживание. Каким образом это происходит можно понять на простейшем примере естественного отбора мемов-идей через книги. Изложенные в книгах плохие идеи забываются, а хорошие и полезные идеи кочуют из книги в книгу, тем самым размножаясь.
Мемы так же, как и гены, передаются и от родителей к детям. Например, родовые проклятия - это воспроизводящиеся от поколения к поколению ошибочные программы поведения, которые родители передают детям в ходе воспитания. Этакие передающиеся от ума к уму ментальные вирусы, самовоспроизводящиеся в семье когнитивные репликаторы.
Если мы можем рассматривать различные религиозные учения как живых организмов-духов, состоящих из набора мемов, то точно так же мы можем рассматривать и научные теории. Философ Карл Поппер рассматривал научный метод через аналогию с естественным отбором. В созданной им эволюционной эпистемологии развитие научных теорий рассматривается как процесс, состоящий из трёх частей:
Выдвижение гипотез подобно созданию организмов с определённым набором мемов
Критика гипотез и попытка опровержения подобна созданию давления среды на эти организмы
Отбор лучших гипотез подобен выживанию под градом критики только наиболее приспособленных гипотез
По сути, работа учёного, согласно Попперу, в чём-то подобна работе селекционера, выводящего новые виды яблок, свиней или роз.
Дискурсмонгеры идут в атаку
Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские
Манифест Коммунистической партии
Сеть Интернет соединила умы людей со всех уголков земного шара и стала идеальной средой для распространения пандемий информационных вирусов - фейков, теорий заговоров, моральных паник. Мемы разлетаются по Интернету в течении дней, а иногда и часов. Неудивительно, что крупные и независимые государства озаботились выстраиванием карантинной перегородки-файервола между глобальным Интернетом и умами своих граждан.
Сейчас в эпоху глобального интернета борьба духов в пространстве смыслов достигла невиданных ранее масштабов. Во всех странах генералы и политики задумываются о ведении когнитивных войн, проигрыш в которых нисколько не менее болезненен, чем проигрыш в войне физической. Но боевые действия возможны только в хорошо картографированном пространстве, в котором генералы могут строить оборону и проводить наступательные действия. А чтобы была возможность картографировать какое-либо пространство нужно, чтобы нам была известна топология этого пространства. Грубо говоря, нужна некая координатная сетка для описания положения объектов внутри этого пространства. Такая координатная сетка у военных есть для войны на земле, на воде, под водой, в воздухе и даже в довольно необычных местах вроде радиоэлектронного эфира и киберпространства (пространства сетей и узлов). А вот для пространства смыслов, в котором и ведутся когнитивные войны, хорошо определённой сетки координат у военных и политиков пока нет, поэтому боевые действия в этом покрытом туманом войны мире ведутся почти вслепую, наугад, интуитивно. Первый, кто создаст систему координат в мире платоновских идей и картографирует пространство смыслов, получит огромное военное преимущество.
Как мне кажется, найти такую систему координат можно в больших языковых моделях, оперирующих в тысячемерных векторных смысловых пространствах. В языковых моделях мы уже видим наличие какой-то сетки смысловых координат. Осталось лишь полностью её формализовать, и тогда мы получим возможность картографировать мир идей Платона. Вероятно, скоро мы увидим войны искусственных интеллектов, однако совсем не в том смысле, о котором переживали люди во время выхода на экраны фильма "Терминатор". И люди, как и в времена Древнего Шумера, будут на поле боя решать, чей бог сильнее.
Уже сейчас на службе у многих крупных государств находятся боевые философы, в чьи обязанности входит конструирование когнитивных инфовирусов для удара по вражеским обществам, защита умов собственных граждан от чужих инфовирусных атак и выстраивание общественного когнитивного иммунитета. Мне очень нравится поэтичное название, данное боевым философам в романе Виктора Пелевина "S.N.U.F.F." - дискурсмонгеры. Возможно, скоро эта деятельность даже обрастёт официальными организациями и должностями. Просто представьте, включаете телевизор, а там выступает генерал-майор философских войск РФ Александр Гельевич Дугин.
Открываете учебник истории, а там написано:
В Советском Союзе была (да и сейчас в РФ есть) известная система Периметр, которую американцы поэтично назвали Мёртвая рука. Смысл её в том, чтобы гарантированно нанести ответный атомный удар Штатам при глобальном ядерном ударе по территории СССР и уничтожении всего её руководства. Но была так же ещё более секретная система Периметр-2. Смысл системы Периметр-2 заключался в нанесении гарантированного обратного когнитивного удара по американским мозгам при глобальном ноосферном ударе по умам советских людей. Для этого ГРУ постоянно спонсировали различных марксистских мыслителей в западных университетах. И вот когда американцы таки нанесли ноосферный удар, советские люди возжелали джинсы и жевачку, а генеральный секретарь КПСС начал Перестройку, система Периметр-2 была приведена в действие, и эта мёртвая рука нанесла США никем не замеченный, но смертельный удар.
Кибернетика
Если бы на небе разом взошли сотни тысяч солнц, их свет мог бы сравниться с сиянием Верховного Господа в Его вселенской форме. Арджуна увидел в гигантской форме Господа всю необъятную вселенную, сосредоточенную в одной точке пространства и вместе с тем разделенную на многочисленные части.
Бхагавадгита
Существует несколько математических теорий, в которых различные области математики сводятся к общим абстрактным основаниям. Например, теория групп сводит арифметические операции, повороты геометрических фигур в пространстве, решения алгебраических уравнений и вычисления на списках к общим абстракциям - полугруппам, моноидам, группам, кольцам и полям. Теория категорий сводит всю математику к объектам категорий и морфизмам между ними. Подробно я описывал эти две теории в своём эссе "Язык мироздания — теория групп и теория категорий".
По аналогии с теорией групп и теорией категорий многие мыслители пытаются найти параллели между различными областями человеческого знания, обобщить все науки и свести их к единым абстракциям. Распухание бюрократии сравнить и обобщить с распространением рака в организме, строение городов с архитектурой микросхем, обучение нейросетей с естественным отбором, распространение информации по биржам с пандемией вируса, а строение сети Интернет со строением мозга.
Среди таких теорий-обобщений выделяются общая теория систем, сводящая всё вышеперечисленное к понятию "система", и кибернетика, изучающая информационные и управляющие потоки внутри этих систем, а также образуемые этими потоками петли позитивной и негативной обратной связи. То есть, если в теории групп ключевым абстрактным объектом служит группа или моноид, то в кибернетике эту роль выполняют петли обратной связи. Отцами кибернетики можно назвать Норберта Винера с его книгами "Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине" и "Кибернетика и общество", а также Грегори Бейтсона с его книгой "Шаги в направлении экологии разума".
Можно сказать, что духи, о которых мы сегодня говорили - это лишь слово, ярлык, метафора, обозначающие те самые изучаемые кибернетикой системы с обратной связью. Визуальный образ, служащий олицетворением действующего абстрактного принципа.
P. S.: больше интересных постов и видео про философию, буддизм и математику вы можете найти в моём телеграм‑канале. Туда я часто выкладываю то, что из‑за тематических ограничений не могу публиковать на Хабре.
Комментарии (7)

Jedy
29.10.2025 16:43С упорством смешиваются в кучу платоновские идеи, духи, демоны, боги, юридические лица, корпорации, государства, мемы, квалиа, Тора, Бхагавадгита, языковые модели, векторная геометрия, проблемы языка, кибернетика, даже Карлсон и буддизм!
Давайте попробуем проще.
Кажется можно без потери смысла заменить все одним термином: "информационный паттерн обладающий устойчивостью, в том числе в нейронной сети (биологической или небиологической) в силу способности вызывать в ней значимый отклик (положительный или негативный не важно)".
Основная идея статьи, как я её понял: языковые модели обученные на корпусе текстов созданных человечеством являются отражением устойчивых информационных паттернов возникающих в биологической нейронной сети человека. Поэтому языковые модели можно использовать для изучения самой информационной структуры усредненного человеческого ума и поиска паттернов, которые найдут в нем максимальный отклик (не важно позитивный или негативный, закрепляются они одинаково хорошо). Впрочем эта идея явно прослеживается у Пелевина в серии Transhumanism inc.
Но на мой взгляд главная проблема в том, что в существующих на данный момент LLM как раз усредненная по всем людям информация, в ней все очень скруглено и обтекаемо и поэтому эти паттерны/мемы "не цепляют" ум конкретного человека - тексты слишком ванильные получаются, не продающие. Нужны LLM под конкретную целевую аудиторию, а не обученные на общечеловеческом корпусе текстов. Вот тогда тут возможно мы и сможем выявить те информационные паттерны, которые будут цеплять именно эту аудиторию.
Jedy
29.10.2025 16:43Нужны LLM под конкретную целевую аудиторию, а не обученные на общечеловеческом корпусе текстов
ахах, даже вспомнилась песня Depeche Mode - Personal Jesus, языковая модель натренированная на ЦА как Personal Jesus LLM )))
Это вполне в духе последней книги Пелевина (спойлер):
пустота – еще не вся тайна…
Господи, – прошептал я беззвучно, – я, чернокнижник Марко, шел против тебя всю жизнь – колдовал, злодействовал, искал незаконной силы… Но если ты понимаешь – а ты ведь понимаешь – это и был мой путь к тебе… Теперь я просто разжимаю руки. Все в этом мире ничтожно. Поступи со мной по своему разумению
SergioShpadi Автор
29.10.2025 16:43даже вспомнилась песня Depeche Mode - Personal Jesus, языковая модель натренированная на ЦА как Personal Jesus LLM )))
Да, идея персональных религий в "A Sinistra" мне тоже очень понравилась. В целом, книга получилась очень глубокая в отличие от двух предыдущих. Боговдохновенная, я бы даже сказал.

Jedy
29.10.2025 16:43Боговдохновенная, я бы даже сказал
вот это как раз и вызвало во мне сильный диссонанс которым я попробовал поделиться тут https://fantlab.ru/work2192638#response514278
пустота – еще не вся тайна… - слишком контрастирует с тем буддийским нарративом, который он выстраивал десятилетия и поэтому концовка показалась не глубокой, а скорее наоборот как возврат к архаичной теологииЕсли доводить эту логику до предела и все же допустить , что Виктор Олегович на старости лет не вынес холода буддийской пустоты и сменил "повестку", то возможно это последняя книга Пелевина, финальная точка его творчества. Мы оказались его "порчелино". Посмотрим через годик что выйдет или выйдет ли вообще для проверки этой смелой гипотезы )
SimuliantSurrogatov
Природа была в том состоянии, когда глаза на мокром месте... Всё пестрило сочными красками осени на фоне голубого чистого неба! Настроение было радостно-тоскливо и только солнышко озаряло всю эту гамму мироздания заставляя переливаться мир как неограненный алмаз! Веел лёгких влажный ветерок, обдавая нежной прохладой и суетой большого города! Несмотря, что было где-то после полудни - было тихо, очень тихо.. Как в каком-то периферийном городке Испании во время сиесты...
Но, вдруг, из покосившегося здания напротив с нарастающим напором зазвенели, нарушая всю идилию медитативного настроения, суровые басовые нотки хаус музыки! Это не могло не привлечь моё взбудораженное сознание! Будто перекликаясь с самим с собой меня поманила эта дисгармоничная дерзость!
"Сегодня! В клубе весёлых и находчивых! Дискотека века! Вход бесплатный! Не стесняйся! Оттянись как мем!" - было намалеванно на листочке А4 и наклеенно на мраморную гордую табличку с выгравированой фразой, судя по первой букве и окончанию - "Городская библиотека"! Что ж! Словно напутственно дав пинка входная дверь закрылась за мной, полностью подчинившись неуправляемому любопытству!
Помещение было не маленькое! Публика разношерстная!
Слева чуть дальше от входа тусили какие-то ребята, замотанные в простыни и, а-ля, пропейлерами на головных уборах! Они громко, громко скандировали в такт музыке: "Мы - метафоры! Мы - симулякры! Даёшь визуализацию!"... Как только я подошёл ближе, они тут же начали драться с абстрактными идеями, пытаясь обернуть их в картинки! "Бог с бородой - это вам не хухры-мухры!" - завопил самый горластый из них, запивая "водой из огненной кастрюли" стоящей на столе!
Стало немного не по себе! Но, страх перекрыл взрыв удивления - Платон за диджейским пультом - старик, кажется, решил, что он тут главный. Внезапно агрессивно схватился за пульт, кивнул в мою сторону головой: "эй, ты! Не геометр, да не войдет!" и поставил хип-хоп трек "Мир Идей" (тот самый, что всегда был, но мы его не видели)!.. Читал репчик словно Баста, надо отдать должное: "Материальный мир - это просто тень! Слушайте мой бит, он - чистое бытие!"...
Матерь Божия! - вырвалось у меня, хоть и человек я далёкий от религии! Не успел я отойти от психологического шока, как чуть не получил лоу-кик со спины от вертящегося в брек-дансе, как юла, парня с танцпола! Я сначала развернувшись лицезрел его как целого, потом как хирурга, потом как биолога, химика, физика... В итоге он растворился в квантовых процессах, периодически бормоча под нос: "Я - совокупность взаимодействий!... Я - совокупность взаимодействий!... "! Я бы как заколдованный простоял бы не зная сколько времени наблюдая за его филлигранной техникой, но он видимо решил дальше танцевать с элементарными частицами!
Были тут и серьёзные ребята справа! LLM и кибернетики - хитро затаились в углу переговариваясь: "Так, а что там с этим... естественным отбором? А если мы - просто информационные сущности?... Понятия не имею, но звучит круто!"...
Я уже и не надеялся увидеть знакомое лицо! Но, тут из за спины трясущего головой Платона, как видение, как тень, как голограмма явился SergioShpadi!
"Это просто агония", - подумал я, и снова застыл как вкопанный!
Сергеич накатил знатно судя по плавности движения... на одной половине лица усы были аккурат сбриты - видимо, он искал эмпирические доказательства квантовой симметрии...
Он заразительно, словно вирус, радостно хлопал в ладоши и поддакивал всем: "Да-да, всё так! Вы всё правильно чувствуете, хоть и ни х#я не понимаете!" Он, будто подливает масла в огонь, называя всё это "научно-популярным", а свои метафоры - "указательными пальцами на Луну"!
Я не сдержался и подойдя все-же спросил: "Так где же реальная Луна? Она существует? ", - он просто показал мне средний палец с улыбкой и побежал как угорелый к пульту, оттолкнув дрожашего старпера, включать новую песню Пелевина, перед этим прошептав мне на ушко: "Ты спрашиваешь, но делаешь это без уважения!"
Я понял, что пора ретироваться! Атмосфера превращалась в нездоровую канитель! Благо только я выбежал, пытаясь надышаться свежим воздухом и просто-напросто прийти в себя... Как прилетели словно на летающих тарелках два "козлика" и здоровые темные фигуры, словно снеговики, но из черного магического снега, с надписями на тельняжках "ОМОН", змейкой забежали банковать!
Минуту спустя SergioShpadi уже выводили под ручки, он заявлял угрожающе: "Вы угараете?! Вы - долбанные тени! Самые отбитые мемы! Дебильные воплотившиися идёи! Я не дам вам поживиться на человеческом материале! Я - юридическое лицо! Я вам устрою формат логических разделов! Аааа... Руку больно... С#ки! Вы пельмени острым соусом что-ли заедаете?"!
Только суровый полковник, был образцом спокойствия в этот животрепещущий и волнительный момент... Он стоял рядом с зеваками и нарочито успокаивал: "Не волнуйтесь! Есть хорошие специалисты! Поможем пареньку! Будет как новенький!"
Да уж... Реально горячий день, подумал я! Все-таки не надо забывать про свою "эволюцию" и" существование", а главное - психологическое здоровье, когда помянуешь о "эволюции" идей и мемов! Берегите себя, дорогие! Дышите только свежим воздухом!
P. S. SergioShpadi, начинаю беспокоиться за вас, голубчик! С широкой улыбкой и искренне благожелательным отношением... Ваш преданный читатель! ;-)"
SergioShpadi Автор
Дорогой мой комментатор, нечасто ваши комментарии вызывают улыбку на моём лице, но это тот редкий случай, когда я насладился чтением. Особенное удовольствие мне доставила невольно написанная вами дзен-притча:
SimuliantSurrogatov
Я рад, что моя притча доставила Вам столько удовольствия! Но, дело в том, что она была выбрана вовсе не невольно! Это глубокая констатация! Я давно наблюдаю, будучи преданным поклонником Вашего труда, что за всеми Вашими рассуждениями нависает по отношению к читателю глубокий и очень выразительный образ, очень сокровенный... образ "среднего пальца"...
И, знаете, это прям нарочито чувствуется в хаотической мешанине образов, безалаберности, поверхностности... это пропитывает всё повествование и формирует особое отношение к читателю! И для меня было все время загадкой лишь один моментик... Что же Вас мотивирует? Что лежит в корне такого отношения?
Но, теперь Вы внесли, наконец, ясность! И, поверьте - Вы были услышаны чутким и великодушным сердцем, бедный мой друг! Я уловил Ваш сдавленный крик! Оказывается, Вас это просто... радует! Так честно, и так банально...
Чтож... Время сегодня не простое, и наверное в каких-то "интеллектуальных" и "серьёзных" философских кругах - это даже норма... превращать преданных читателей вроде меня в созерцателей, которым Вы лично показываете, так сказать на притчном языке, как выглядит реальность! Да, досадно, Вы - ни разу ни Квентин Мейясу, это понятно... но, спасибо за этот "особый опыт"! Вы использовали жанр эссе в высшей степени образно и доходчиво)