
Глущенко Анастасия
Аналитик, департамент аналитических решений «КОРУС Консалтинг»
Привет, Habr! Меня зовут Анастасия Глущенко, и прошло чуть больше года с момента как я успешно завершила летнюю стажировку 2024 в ДАРе и стала полноправным бизнес-аналитиком в компании. Год назад я даже написала статью – своего рода взгляд на стажерскую программу со стороны стажера.
И обычно мы, действительно, говорим о том, что хорошего дает обучение стажерам, нашим будущим коллегам. Но сегодня я хочу рассказать, чему учит стажировка нас – тех людей, без которых эта программа не состоялась бы, людей, которые тратили время и силы на то, чтобы стажировка принесла максимальную пользу юным умам. Чему стажировка учит нас – наставников.
Статья написана при поддержке руководителей центров компетенций, руководителей групп, организаторов стажировки, и с большой благодарностью к ним.
Немного о самой стажировке
Сперва хочу дать короткую вводную о том, что же за мероприятие у нас проходило этим летом. Готовиться к организации летней стажировки коллеги в ДАР начали еще зимой: разрабатывали программу, проект для стажеров, прописывали критерии оценки, готовили материалы для вебинаров, тестовые задания для отбора, критерии их проверки. В этом году мы искали ребят на роли системных и бизнес-аналитиков, а также инженеров данных. С апреля месяца стартовал отбор – наверное, самый волнительный этап не только для стажеров, но и для нас, так как надо было максимально беспристрастно оценить все работы в срок. И тестовые задания, и второй этап отбора (выступление на групповой дискуссии) оценивались по балльной системе в соответствии с заданными критериями, чтобы получить на выходе максимально объективную картину по каждому стажеру.
Сама же стажерская программа для участников стартовала в июле и длилась 5 недель. Всех стажеров поделили на команды в соответствии с ролями на проекте, погрузили в контекст, познакомили с проектом и заказчиком, и началась бурная работа над реальными проектными задачами. Каждую неделю стажеры должны были предоставлять наставникам выполненные задания и проектные артефакты, а в результате команды презентовали готовое решение заказчику. И что немаловажно, стажировка включала в себя не только выполнение заданий, но и полезные вебинары, дополнительные материалы для изучения, обратную связь от наставников, разбор выполненных заданий.

А теперь расскажу о том, что видела я со своей колокольни?
Год назад, когда, пройдя стажерскую программу, я только устроилась работать в ДАР, передо мной призрачно замаячила возможность поучаствовать в следующей стажировке в качестве организатора или наставника. Мне хотелось уцепиться за эту возможность, и я поставила себе цель обязательно за этот год дорасти до такого уровня, чтобы можно было бесстрашно делиться своими знаниями со стажерами. Однако, в процессе подготовки оказалось, что одних лишь знаний по бизнес-анализу и практических навыков недостаточно, чтобы быть хорошим наставником. И вот первое открытие, которое я совершила на своем пути.
Открытие первое: нужно уметь общаться с кем угодно
Да, это правда: будь ты хоть самым высококвалифицированным экспертом это не делает тебя автоматически хорошим наставником, если ты не умеешь находить подход к любым людям, если ты не умеешь поощрять вопросы и внимательно слушать, а также объяснять задачу так, чтобы это было понятно конкретному человеку, на доступном ему языке. И здесь, конечно, на первый план выходят уже не твои харды как эксперта, а твои мягкие навыки. Кроме того, в этом году акцент был сделан преимущественно на набор студентов, и честно, именно после летней стажировки я, наконец, поверила в теорию поколений, о которой сейчас звучит из каждого утюга. У ребят-зумеров, действительно, другие ценности, другие стимулы, другая мотивация – и это безумно круто, но требует от тебя как от наставника быть готовым принять иную точку зрения, иной образ мышления и стиль общения.
«Мы постоянно учимся, и даже если ты эксперт с 10-летним опытом, можешь узнать что-то новое от младших коллег».
Марина Филимонова, руководитель группы, ЦК Системная аналитика, организатор стажировки и «Заказчик»
Открытие второе: нужно испытывать эмпатию, но не привязываться
Эмпатия – очень важное качество для любого наставника, но эта эмпатия должна иметь определенные границы. И это то, что, наверное, лично мне во всей стажировке далось сложнее всего. Возможно, потому что в прошлом году я сама была на месте этих ребят и сейчас переживала за каждого из подопечных как за себя, мне хотелось помочь им всем. И в этот момент надо задвинуть свои родительские инстинкты на второй план и включить своего внутреннего взрослого: в конечном итоге с точки зрения работодателя цель стажировки нанять самые лучшие трудовые ресурсы, и чтобы впоследствии эти ресурсы своими первоклассными проектными усилиями принесли компании финансовую выгоду, статус, престиж и далее по списку. Если чрезмерно оберегать каждого стажера, давать излишние подсказки, мы не сможем объективно оценить его вклад в проект, его навыки, умения, жизненную позицию. А в итоге именно наставник формирует целостную картину по стажеру, на основании которой принимается решение о найме.
«Наставник на стажировке, как и любой наставник, должен обладать эмпатией и терпением, умением направлять стажеров на верный путь, не делать за них их задания, не гасить креативность и свежие идеи стажеров. Стажировка – это рост не только для стажеров, но и для наставников».
Ксения Шимановская, руководитель группы, ЦК Бизнес-аналитика по работе с гос. компаниями, наставник на стажировке

Открытие третье: нужно давать обратную связь, даже когда все совсем плохо
Может быть, мне так везет, но я не знаю еще ни одного человека, которому было бы легко давать негативную корректирующую обратную связь. Я умышленно делаю акцент на том, что она должна быть именно корректирующей, а не негативной. То есть как наставник ты не можешь себе позволить просто раскритиковать выполненное задание, сказав «все плохо!», от тебя требуется дать совет, как улучшить то, что плохо, и развить то, что хорошо. Недаром однокоренным к слову «наставник» является «наставлять», и единственная ассоциация с этим словом, которая сейчас возникнет в голове у всех: «наставлять на путь истинный».
Возвращаясь, к предоставлению обратной связи, для себя я выявила хорошее правило: даже если ты понимаешь, что работа откровенно мимо кассы, все равно начни свою обратную связь с похвалы. Своего рода принцип «Да, но…». Вы не поверите, но в любой работе всегда есть, за что похвалить, пусть это будут даже самые общие, банальные и очевидные вещи: похвалите за выдержанные сроки выполнения, за правильный формат, за то, что в целом стажер постарался прислать хоть что-то. А дальше уже структурировано, по пунктам, с конкретными примерами недочетов (иногда даже объяснением, почему они являются недочетами) и, конечно, рекомендациями по их устранению, лить то, что собирался вылить.
«Обратная связь важна как стажерам, так и руководителям, поэтому важно, чтобы она была, с одной стороны, поддерживающей, конструктивной, понятной молодому специалисту, с другой стороны, опирающейся на факты, критерии оценки, без эмоциональной окраски».
Наталья Бизякина, Руководитель центра компетенций Бизнес-аналитика по работе с гос. компаниями, куратор стажировки
Открытие четвертое: нужно феерично уметь планировать время
Банально, но факт: в сутках 24 часа, в рабочих сутках – 8 часов. Какой частью времени из этих 8 или из оставшихся 16 часов ты готов пожертвовать на наставничество?
Да, частично эти вопросы закрываются предварительным планированием нагрузки и согласованием ее с руководителем, но все мы прекрасно знаем, как оно происходит на практике. Просто хочется напомнить главное и оставить на откуп каждому: наставничество это опцион, дополнительная полезная нагрузка, это выбор, а не обязанность. Это тот шаг, на который мы идем умышленно и понимаем, что придется жертвовать какой-то частью времени, которая могла быть использована для других рабочих и не рабочих активностей. Так, в моем случае, например, пострадал сон.
Общий совет: стараться не погружаться с головой в этот процесс, заранее провести дополнительную оценку своих временных ресурсов, оценить силы, спланировать и согласовать, сколько часов ты будешь тратить на задачи наставничества.
«За рамками стажерской программы наставники выполняют роли бизнес- и системных аналитиков, тестировщиков, дата-инженеров, тимлидов команд, - им необходимо балансировать между обязательствами по проектным задачам и запросами со стороны стажеров».
Наталья Бизякина, Руководитель центра компетенций Бизнес-аналитика по работе с гос. компаниями, куратор стажировки

Открытие пятое: нужно коннектиться с другими наставниками и не бояться признавать свою неправоту
А на этом пункте хочется извиниться перед теми стажерами, которым мы как наставники на первых порах выдавали противоречивую информацию, предварительно не состыковавшись друг с другом. Нет, мы не дурачки, мы просто, как и все люди, имеем свойство совершать ошибки, а как все взрослые, адекватные люди – умеем эти ошибки признавать и учиться на них. И это открытие не просто так разделено на две части, так как зачастую неумение делиться с коллегами информацией, неумение просить совета влечет за собой ошибки, которые рано или поздно всплывают.
Важно понимать: наставник – не всевидящее око, он не должен знать вообще все и обо всем. Всегда найдутся более опытные и экспертные коллеги, сомневаешься – посоветуйся с ними. Всегда найдется сложный вопрос, на который не знаешь ответа – возьми паузу, спроси у других наставников. Это гораздо лучше, чем, пытаясь показать свою экспертность, дать некорректную информацию, которая повлияет на весь процесс обучения стажера, а возможно, и подорвет доверие к тебе как к профессионалу.
«Нужно хорошо самостоятельно проработать кейс перед стажировкой, чтобы не запутать ребят тем, что что-то недопонял и своими подсказками увёл в дебри».
Марина Филимонова, руководитель группы, ЦК Системная аналитика, организатор стажировки и «Заказчик»
Открытие шестое: нужно поощрять любопытство как главный источник прогресса
Я просто обожаю людей, которые задают вопросы! Заданный вопрос – это неравнодушие к проблеме, вопрос – это желание узнать больше и погрузиться в детали, вопрос – это открытость к изучению нового, и можно продолжать этот список достаточно долго. В одном вопросе гораздо больше скрытого смысла с поведенческой точки зрения, чем в самих словах, которыми он сформулирован. Люди, которые умеют и не боятся задавать вопросы, двигаются вперед и достигают цели гораздо быстрее и эффективнее тех, кто довольствуется лишь базово предоставленной информацией, хотя бы тому, что априори получают больше знаний.
К сожалению, зачастую люди, особенно молодые ребята, стесняются спрашивать, боясь показаться глупыми. Я не устану повторять: лучше спросить и показаться глупым всего пять минут, чем не спросить и остаться глупым на всю жизнь. Хорошая новость: навык задавать вопросы можно развить. Новость еще лучше: мы вам поможем, так как одна из задач наставника всячески поощрять и, не побоюсь этого слова, стимулировать стажеров задавать вопросы.
Что для этого делать наставнику? Отвечать на все приходящие вопросы, подбирать максимально понятные аналогии, объяснять спокойно, не выходить из равновесия, если отвечаете уже не первый раз на одно и то же; не критиковать вопрос, не оценивать его, ведь плохих вопросов не бывает. Так мы создаем комфортную среду для диалога, формируем предсказуемую для собеседника реакцию с нашей стороны; иными словами, даем стажеру понять, что задавать вопросы – это совсем не трудно и не страшно.
«Когда я начинала, я, конечно, тоже очень многого не понимала. Но у стажеров есть такая крутая возможность задавать вопросы, я бы села с наставником и замучила его, пока не сделала бы задачу».
Светлана Гуркина, Руководитель центра компетенций Бизнес-аналитика общей практики, куратор стажировки
Открытие седьмое. Оно же финальное, но далеко не последнее: если можешь дать больше знаний, чем предусмотрено программой стажировки, дай
Сразу оговорюсь: в данном случае речь идет не о каких-то конкретных артефактах, статьях, вебинарах, а также не о дружеском плече или материнской любви. Этим тезисом я хочу подытожить предыдущий пункт про умение задавать вопросы: очень классно и здорово, когда человек приходит на стажировку не чтобы просто интересно провести время, а нацелен на дальнейшую работу и ему интересно больше, чем то, что предусмотрено программой стажировки. Например, ты как наставник можешь узнать, что в работе бизнес-аналитика привлекает стажера, какие задачи ему интереснее всего решать. Можешь рассказать о своей практике и как эти задачи решаются у тебя.
Несколько раз я приглашала ребят из моих команд приехать в офис, чтобы обсудить вопросы, касающиеся заданий по стажировке. А в итоге рассказывала о боевых буднях бизнес-аналитика. Ну и тут мы, конечно, нашли друг друга. Как говорится: мне не жалко, вам приятно. И именно в таких ребятах я видела особый потенциал, потому что они очень практично смотрят на то, что делают – не просто выполнить задание, а подумать, как потом полученный навык можно будет применить в реальной проектной деятельности.
«Больше всего удивляет драйв стажеров и экспертов. Одни готовы день и ночь погружаться в новые задачи, генерировать нестандартные решения, делать больше, чем предполагает задание, другие - в деталях давать пояснения по решениям, делиться опытом, лайфхаками».
Наталья Бизякина, Руководитель центра компетенций Бизнес-аналитика по работе с гос. компаниями, куратор стажировки

Заключение
В заключение признаюсь честно: я думала, что быть наставником гораздо проще, чем это оказалось на практике. Но я ни секунды не жалею, что ввязалась в эту авантюру. Какой же кайф испытываешь, глядя на своих ребят-подопечных, которые успешно заканчивают демо проекта заказчику и делают этот вздох облегчения и удовлетворения собой. В этот момент ты выдыхаешь вместе с ними и понимаешь, что вы прошли этот путь вместе: сколько открытий было сделано и тобой как наставником, и стажерами, будущими аналитиками, дата-инженерами, и сколько открытий еще ждет вас впереди!