Необычный лад это лад построенный не на натуральном звукоряде. Для кого-то необычные лады могут быть обычным явлением. Те кто имеет дело с сочинением блюза постоянно ими пользуются.

Для записи нот с применением необычного лада обычно рекомендуют использовать «случайные» знаки альтерации в каком-нибудь мажоре или миноре.

Но можно создать ключевые знаки для любого мыслимого лада.

Лад содержит звуки расположенные в определённой последовательности интервалов между ними. Обычно так их и запоминают. Но есть возможность не мучить себя формулами тон-полутон-полтора тона…

Для того чтобы построить тональность (лад с указанием тоники) можно применять программные графические средства.

Попробуем создать ключевые знаки для минорного блюза от ноты Фа-диез.

В качестве инструментов применим векторный редактор Inkscape и клавиши, чтобы прослушать то, что получилось.

В векторном редакторе предварительно создадим нотное поле и трафареты для работы с ним.

Таблица - поле звуков
Таблица - поле звуков

Нотное поле содержит 14 строк с обозначением двенадцати звуков расположенных в определённом порядке. Диапазон звуков — две октавы по вертикали и одна по горизонтали.

Две строки обведённые в рамку это звуки тоники стоящей в основе любой тональности.

Все строки кроме строк тоники могут смещаться относительно строки тоники на один символ вправо, что соответствует понижению ступени лада.

На рисунке строки таблицы смещённые в соответствии с указанием таблицы ладов (внизу) накрыт�� трафаретом открывающим один столбец с выбранной тоникой. По таблице ладов выбран мажорный лад. Тоника выбрана A (Ля). Само собой, что в колонке символов есть только символы соответствующие звукам белых клавиш. Это описание тональности Ля-минор.

Но мы решили использовать экзотический лад Фа-диез блюз-минор.

Определение набора звуков для тональности F# блюз-минор
Определение набора звуков для тональности F# блюз-минор

Теперь тоника F2 (Фа-диез). В соответствии с таблицей ладов для лада Bm (блюз-минор) шестая ступень изъята из таблицы, пятая и четвёртая опущены на пол-тона.

Мы получили перечень звуков в избранной тональности. Всего шесть нот.

Для создания ключевых знаков применяем второй трафарет.

На трафарете для удобства работы есть изображение размещаемых на нотоносце знаков альтерации для ключевых знаков. Выделена область звуков в одну октаву. Показаны звуки ниже и выше звуков самой тональности.

Когда указан ключевой знак, в нотном тексте больше нет необходимости в указании знаков альтерации (кроме случайных, необходимых для разрешения интервалов и аккордов).

Необходимо выбрать основные ноты (белые клавиши) которые посредством альтерации приведены к звукам тональности.

Понятно, что тоника здесь F#. Вторая ступень G# (соль-диез). Третья ступень A# (ля-диез). Чтобы исключить повторения ноты F, в седьмой ступени заменяем её на E# (ми-диез). Всего четыре знака диез. Ещё применим временно знак отсутствия ноты D (Ре).

В результате можем расставить знаки альтерации по их местам в ключевом знаке.

Ключевой знак
Ключевой знак

Знак N в нотной записи использовать не обязательно. Просто знаем, что на месте ноты D (Ре) нет ничего.

Попробуем написать нотный фрагмент в избранной тональности.

Вот что получилось.

Нотная запись в тональности F# блюз-минор
Нотная запись в тональности F# блюз-минор

Можете проиграть этот фрагмент на клавишах или переписать в программе Musescore или подобной, создав ключевой знак F-диез блюз-минор, и прослушать.

Конечно, не шедевр, но эта запись показывает применимость описанного метода.

Таблица ладов применяемая при построении тональностей устроена просто.

В качестве исходного лада применён Лидийский (Ld). От ноты F (Фа) этот лад параллелен натуральному мажору и минору.

Серые кружки указывают на необходимость понижения соответствующей ступени относительно исходного лада.

Чёрные кружки указывают на необходимость изъятия этой ступени из таблицы звуков.

Подобные калькуляторы тональностей могут быть созданы и в виде материальных устройств из бумаги и картона или напечатаны на 3D принтере.

Комментарии (0)