Евгений Аверьянов

Директор интеграционной платформы USEBUS AI-Code

Привет, Хабр! На связи Евгений Аверьянов, директор интеграционной платформы USEBUS AI-Code. В первой статье мы разобрали, почему попытки собрать шину из подручных средств или жить по сценарию интеграций «точка–точка» — это путь к росту затрат, хаосу и зависимости от уникальных специалистов. В этой статье мы разберем практический интеграционный кейс одного крупного вертикально-интегрированного холдинга, какой путь мы вместе проделали и каких результатов достигли.

Поехали!

На старт…ручное управление, или мы потеряли тимлида и всё перестало работать

Расскажу немного о нашем заказчике. NDA, к сожалению, не даёт мне право написать наименование компании, но я посвящу немного в отраслевую специфику. Наш заказчик – один из лидеров топливно-энергетической отрасли в России. Что это значит? А это значит невероятное количество ИТ-систем для управления, оптимизации и автоматизации производства, например, соблюдение высоких качественных показателей, соблюдение технологии производственного процесса, оптимизация энергопотребления, профилактическое обслуживание оборудования и т.д. Все технологические и бизнес-процессы взаимосвязаны и требуют «дружбы» между собой для понимания полной картины и принятия обоснованных стратегических решений. Да и вообще, ИТ-технологии играют важную роль в развитии ТЭК, поэтому внедрение новых ИТ-систем – это не редкость, а закономерность развития промышленных компаний.

Что было у компании? А было более 300 интеграционных потоков разной критичности, самописные решения на базе RabbitMQ, open-source ETL, а еще несколько десятков интеграций по принципу «точка-точка». Каждый новый бизнес-процесс – это целый отдельный квест проект.

Когда мы проводили аудит ИТ-архитектуры заказчика, нам честно рассказали об одном инциденте, который стоил нервов команде и денег собственнику. Интеграции строились по типу «точка-точка», кажется, почему бы и нет. У компании есть команда, которая занимается этим ИТ-блоком, есть тимлид, который знает как и что интегрировано, как свои 5 пальцев. Но день X настал и тимлид уволился, какие никакие знания, конечно, остались, но разобраться во всех интеграциях стало настоящим испытанием. Плюс ко всему в этот период добавилась еще одна ИТ-система для документооборота с контрагентами, надо было её интегрировать с необходимыми системами. Клубок распутывали ни одну неделю…Такая банальная ситуация почти разрушительна для самописного инструмента для интеграций.

Из интересного, в компании подсчитали сколько же им обходится поддержка интеграций, в результате OPEX = 30 млн рублей в год. А затраты на развитие (CAPEX) доходили до 10-15 млн рублей ежегодно.

В итоге можем выделить основные проблемы холдинга:

  • Любое изменение или добавление ИТ-системы и интеграции — отдельный проект, долгий и дорогой

  • Сложно контролировать и мониторить ИТ-ландшафт, нет единой точки управления

  • Масштабирование — боль: нагрузка растет, появляются сбои, а бизнес требует “вчера”

  • Уход ключевого специалиста = потеря контроля над частью интеграций

Внимание…решение о переходе и внедрение USEBUS AI-Code

В какой-то момент топ-менеджмент холдинга честно признал «Мы не можем больше тратить столько денег и времени на интеграции. Тем более они не приносят бизнесу новой ценности».

Было решено провести аудит ИТ-архитектуры и сравнить варианты:

  • Текущий вариант – продолжать строить интеграции из open-source и кастомных решений.

  • Прогрессивный вариант – внедрить промышленную интеграционную платформу.

 Выбрали второй вариант и платформу нового поколения USEBUS AI-Code ?

Каждый кейс для нашей команды – уникальный по-своему, ведь каждая отрасль отличается ИТ-архитектурой, задачами, ИТ-системами. Поэтому аудит – важный этап нашей работы с заказчиком. На этом этапе мы провели аудит всех интеграций, классифицировали их по критичности и частоте изменений. Таким образом, мы получили полную картину интеграционных взаимодействий.

Далее мы выделили 3 типа потоков:

  • Индустриальный – высокая критичность

  • Инфраструктурный – средняя критичность

  • Бизнес-блок – низкая критичность

После аудита и расставления приоритетов по критичности команда USEBUS AI-Code начала поэтапную миграцию существующих интеграционных процессов. Мы объединили ESB, ETL, брокерские сценарии в одном инструменте. Для настройки интеграций между ИТ-системами использовали уже готовые адаптеры, коннекторы, шлюзы и обработчики (в USEBUS AI-Code их более 400 штук), шаблоны интеграций, а также визуальное проектирование маршрутов.

Основная сложность заключалась в том, что необходимо было обеспечить катастрофоустойчивую работу системы в случае сбоя одного из центров обработки данных, причем в активном режиме. У клиента было всего два ЦОД, в каждом находилось по два кластера, один из которых был выделен под значимые объекты критической информационной инфраструктуры (ЗОКИИ). Нам пришлось долго и кропотливо обсуждать с представителями службы безопасности различные модели угроз, формировать требования и учитывать множество нюансов безопасности. В результате мы пришли к решению о необходимости аренды еще одного достаточно защищенного центра обработки данных, который соответствовал бы требованиям заказчика.

На финальном этапе мы вынесли часть инфраструктуры в облако (это не противоречило стратегии компании-заказчика) для гибкости и масштабирования.

Результат! Что изменилось и каких цифр мы достигли

Любой результат словами описать можно, но лучше показать наглядно в цифрах, что же получилось.

Показатель

Было

Стало c USEBUS AI-Code

OPEX на поддержку интеграций

30 млн ₽/год

12 млн ₽/год

CAPEX на развитие

10–15 млн ₽/год

4–5 млн ₽/год

Время на запуск новой интеграции

2–6 месяцев

2–4 недели

Количество инцидентов из-за ошибок интеграций

10+ в месяц

1–2 в месяц

Зависимость от уникальных специалистов

Критическая

Минимальная

Прозрачность и мониторинг

Фрагментарные

Централизованные

Эффектно не правда ли? А что получили пользователи и бизнес?

Единый UI/UX: все интеграции проектируются и мониторятся в одном простом и понятном интерфейсе, не нужно держать в голове десятки инструментов.

Готовые шаблоны и коннекторы: нет необходимости каждый раз писать код — используем готовое, дорабатываем под себя при необходимости.

Масштабируемость: новые интеграционные потоки подключаются за часы, а не за недели, нагрузка распределяется автоматически.

Безопасность и соответствие требованиям: централизованное управление доступами, аудит, поддержка нормативов.

Нет зависимости от «героев»: все интеграционные потоки задокументированы, каждый шаг подробно описан, всегда есть возможность ознакомиться с процессом, плюс налажен процесс обучения новых сотрудников – достаточно заглянуть в документацию.

Вместо заключения

Я разобрал один из кейсов, которые были в нашей практике. Любая компания, где есть данные, нуждается в интеграциях. Это не значит, что надо поголовно внедрять мощные интеграционные платформы, но, если будущее видится, как расширение и рост, стоит на берегу подумать – а стоит ли изобретать «велосипед» из интеграций или выбрать решение с учетом планов на масштабирование бизнеса? При этом, если у компании уже есть проблемы с обменом данных между системами – это решаемая задача.

Основные выгоды при переходе на понятный инструмент для управления данными – USEBUS AI-Code:

  • Экономия на масштабе: чем больше интеграций, тем дешевле обходится поддержка и развитие, т.е. с каждой последующей добавленной ИТ-системой, решение обходится дешевле, такой вот парадокс эффект платформы.

  • Гибкость для бизнеса: ИТ не тормозит бизнес, а помогает быстро запускать новые сервисы и процессы.

  • Прозрачность и управляемость: топ-менеджмент видит, что происходит в ИТ, может планировать бюджеты и риски.

  • Нет больше «зоопарка» интеграционных инструментов: одна платформа для всего, меньше «костылей», больше пользы.

Интеграционная платформа USEBUS AI-Code – это простой понятный инструмент для прозрачности функционирования бизнеса – затраты уменьшаются, процессы улучшаются. Платформа обеспечивает прозрачное управление ИТ-ландшафтом, позволяет быстро масштабироваться, а главное, работает на бизнес и результат, а не наоборот.

Комментарии (0)