Поплоухина Елена

Комьюнити-менеджер

Привет! Меня зовут Елена Поплоухина. Я отвечаю за развитие сообщества тестировщиков в ГК “Юзтех”. В этой статье я расскажу, как нам удается на протяжении нескольких лет поддерживать вовлеченность участников комьюнити.

Формат сообщества

С середины 2023 года в ГК “Юзтех” работает сообщество тестировщиков. Изначально оно существовало на базе Telegram-канала. В нем публиковались опросы, подборки материалов, анонсы корпоративных митапов и другая информация по тестированию.  Общение происходило в комментариях, но постепенно активность снизилась и в какой-то момент в сообществе не стало ни постов, ни комментариев.

Формат оказался скорее односторонним: несколько человек создавали контент, а остальные в основном читали и ставили лайки. Чтобы вернуть живое взаимодействие, мы перешли от канала к группе Telegram. При таком формате легче участвовать в обсуждениях и вносить вклад в развитие сообщества. На осень 2025 года в группе состоит около 120 тестировщиков. 

При создании сообщества мы хотели сделать единое пространство, куда может прийти любой тестировщик компаний для общения и обмена опытом. Вступить в группу легко. Но как сделать так, чтобы коллеги не боялись общаться и им хотелось регулярно заходить в группу?

Далее я расскажу про несколько фишек, которые помогают нам сохранить вовлеченность. 

Личное знакомство

Чтобы начать общаться, люди должны познакомиться. Как это реализовать в условиях удаленной работы тестировщиков из разных городов?

 

Для знакомства в сообществе существует несколько активностей. Участие зависит от желания и наличия свободного времени.

Каждый может поделиться своей историей в теме “Это мы”. Чтобы рассказать о себе, требуется время и капелька смелости. Зато в итоге так здорово читать истории ребят о пути в IT, проектах, навыках и личных увлечениях. 

1 раз в месяц мы собираемся онлайн на общей встрече, чтобы обсудить разные темы по тестированию и за его пределами. А для знакомств 1 на 1 во все сообщества компании внедрены встречи Random coffee, которые случайным образом соединяют желающих пообщаться в пары.

Тематические рубрики

Рубрики (или темы) – это основные направления для взаимодействия участников сообщества между собой. Благодаря им сообщество живет.  У нас есть основная тема “Комьюнити” для обсуждения любых вопросов по тестированию, а также тематические рубрики — “Баг месяца”, “Книжный клуб”, “QA Quiz”,“Автоматизация” и другие. 

Я на постоянной основе анализирую динамику общения в рубриках, поддерживаю популярные и закрываю неактуальные. Для успеха рубрик очень важна регулярность общения. В начале статьи я упоминала про первый кризис нашего сообщества - одной из его причин являлась нерегулярность активностей.

Например, одной из самых популярных рубрик в сообществе является “Баг месяца”. В этой теме в течение месяца мы публикуем любые баги, а в конце месяца голосованием выбираем победителя. Возможность соревноваться добавляет азарта.

Одно время у нас активно функционировала рубрика, посвященная собеседованиям. В ней мы делились опытом и советами, искали желающих проводить собеседования. Со временем активность пропала. Поэтому я закрыла рубрику, а материалы перенесла в архив. Теперь вопросы по собеседованиям можно задать в общей теме “Комьюнити”.

В создании новых рубрик важна инициатива самих участников. Большая часть идей в нашем сообществе рождается из совместных обсуждений и предложений коллег. Один из признаков работающего сообщества – когда участники сами готовы в него вкладываться. 

Также немалую роль играет и насмотренность комьюнити-менеджера. Например, рубрика “QA Quiz” с тестами по тестированию появилась после того, как я увидела похожий формат в сообществе аналитиков компании и узнала, что он пользуется популярностью. Рубрика взлетела и в нашем сообществе и успешно действует уже около года.

Сезонность

При планировании активностей в сообществе нужно учитывать спады и подъемы в общении, которые связаны с сезонностью.

Когда я, как комьюнити-менеджер, столкнулась с сезонным спадом активности в первый раз, я подумала, что в сообществе не хватает интересного контента и нужно придумать новые рубрики. Но потом я поняла, что причина в другом.

Летом многие в отпусках. Люди хотят отдыхать. Поэтому активность в сообществе подстраивается под сезон. Книжный клуб уходит на каникулы. Регулярность общения в некоторых профессиональных рубриках также снижается. Но зато активной становится неформальная рубрика “QA на отдыхе”, в которой мы делимся фотографиями с отдыха.

Похожая ситуация происходит в декабре, когда у всех накапливается усталость. Хочется быстрее закрыть задачи на проектах, выпустить релизы, купить всем подарки и ждать Деда Мороза. Поэтому на декабрь мы планируем легкие активности для сплочения и поднятия настроения. Так, в декабре 2023 года мы делились веселыми новогодними рабочими историями. В 2024 году мы выбирали лучший баг года и участвовали в праздничной лотерее от компании. 

Загрузка на проектах

Участие в сообществе зависит от загрузки на проектах и усилий, которые нужно потратить на активности.

Основные силы и время коллеги отдают работе на своих проектах. А в сообщество приходят для обмена опытом и общения. Путем проб и ошибок я пришла к следующему выводу – чем меньше усилий требует активность, тем легче вовлекаются тестировщики. 

Несколько примеров: 

  • Мы пытались запустить рубрику с просмотром и обсуждением докладов с конференций, но она не взлетела из-за невозможности выделить время. 

  • В книжном клубе участвуют гораздо меньше человек, чем в легкой рубрике “Баг месяца”. 

  • На День тестировщика в 2024 году мы проводили недельный чемпионат с разными заданиями, а в 2025 году – небольшой онлайн-квиз на 15 минут. В итоге вовлеченность в 2025 году была гораздо выше.

А как же написание профессиональных статей, выступление на корпоративных митапах? Эти активности требуют значительных усилий и на мой взгляд в первую очередь основаны на внутренней мотивации. 

Важную роль играет и ситуация на проектах. Бывает, что активные участники сообщества на какое-то время пропадают, не могут принять участие в онлайн-встречах – это нормально. Регресс, релиз, хотфиксы, дежурства – загруженное время на проектах случается у всех. 

Неформальное общение для эмоций

В сообщество люди приходят не только для профессионального общения, но и для отдыха. Чтобы люди хотели друг с другом взаимодействовать, у них должны быть общие интересы помимо тестирования.

По инициативе коллег мы добавили неформальные рубрики:

  • Зооуголок, где мы делимся фотками своих пушистиков.

  • Кулинарный уголок – мы даже выпустили свой сборник рецептов в 2024 году.

  • Мемодельник – для поднятия настроения :) 

Онбординг новеньких

На текущий момент важной задачей является вовлечение новых сотрудников в жизнь сообщества. Пока я, как комьюнити-менеджер, лично пишу приветствие каждому новому сотруднику с приглашением вступить в сообщество. И предлагаю пройти онбординг-квиз по сообществу с небольшой наградой в виде корпоративной валюты.

Задача вовлечения новеньких ребят еще не решена полностью. В любом случае, в сообществе всегда будет активное ядро, которое участвует в активностях, предлагает свои идеи. И всегда будут “молчаливые читатели”.

Вместо заключения

Поддерживать вовлеченность в сообществе – задача не из легких и требует практического подхода. Знакомьте участников, ищите вместе интересные темы для профессионального и неформального общения. Поддерживайте регулярное взаимодействие и инициативы участников. Пробуйте и все получится!

Если вас интересует тема создания и развития профессиональных сообществ, предлагаю прочитать книгу Яны Беловой “Сообщества для людей. Как их строить и развивать”.

Комментарии (0)