Если в вашей команде больше семи человек, то вы наверняка сталкивались с тем, что во время ретро часть участников «отваливается»: кто-то молчит, а кто-то участвует формально. Однако чтобы встреча прошла успешно и стала источником задач для улучшений, это должен быть разговор всей команды, а не простая расклейка стикеров. А что, если добавить в этот процесс геймификацию?
Меня зовут Лея, я менеджер проектов в Lamoda. Я решила сделать ретро полезным и интересным для команды, вдохновившись примером одного из хабровчан и популярными играми. Опишу процесс на примерах с Pac-Man и Тетрисом, покажу полученный результат, а в конце оставлю ссылки на шаблоны, которые вы сможете применить в своей команде.

Основные принципы
Для того, чтобы ретро стало открытым разговором, в своей практике я опираюсь на три принципа:
1. Своя атмосфера и мир. Для этого готовлю продуманный сеттинг визуальных фреймов.
2. Вовлеченность каждого. У каждого участника есть свой фрейм для высказываний, никто не остаётся просто слушателем.
3. Фокус на действиях. Обсуждение всегда завершается конкретными шагами и определением ответственных за проблему.
Как это работает на практике?
Кейс №1. Pac-Man
Первое ретро я сделала в стиле Pac-Man — вдохновлялась этой игрой, адаптировав под свой подход.
Подготовка
Чтобы мы могли погрузиться в атмосферу с самого начала, оформила в стиле игры все визуальные элементы: обложку, инструкции, фреймы.
На этом ретро нас было около 20 человек, и я предложила каждому из коллег выбрать игрового персонажа. С этим помог GPT, чат сгенерировал 30 разных аватаров: от зверьков-айтишников до работников компании в пиксельном стиле. Каждый участник выбрал, кем он «идёт в игру», и добавил своего аватара в окошко рядом с личным фреймом.

Для визуализации спринта я создала каждому из коллег свой уникальный игровой лабиринт в Miro, по примеру того, что был в игре. Лабиринты уже пришлось нарисовать вручную, так как GPT не справился с 20 уникальными фреймами в одном стиле.
Прохождение
По каждому из лабиринтов я расставила три вида элементов, которые обозначали оценку того, что было сделано за спринт:
Конфетка – что прошло отлично.
Призрак – что стоит исправить.
Сердце – кому хочу сказать спасибо.
Участникам нужно было пройти лабиринт, собрав по пути определённое количество этих элементов.

Лабиринт проходили прямо в Miro, используя карандаш. После прохождения напротив каждого элемента на пути прикрепляли стикер и описывали, что в спринте прошло хорошо, что стоит улучшить и кого поблагодарить — в зависимости от элемента. Писать каждому в своем фрейме оказалось отличным решением, потому что все включились и не мешали друг другу.
После того, как все коллеги прошли свои лабиринты и добавили стикеры, каждый по очереди рассказывал про свой путь по спринту и показывал его. Так как у всех были разные фреймы, сохранялась вовлечённость: всегда интересно услышать и посмотреть, что получилось у других.

Результат
Процесс ретро предполагает, что во время этих рассказов мы копируем все обозначенные боли и проблемы в фрейм «Собираем баги». Здесь поступили так же, команда проголосовала за то, какую из проблем берём в работу первой, и та, что набрала больше всего голосов, стала приоритетной. Мы назначили ответственного за её решение и вернулись к этому пункту на следующем ретро, чтобы проверить прогресс.


Таким образом, во встречу был вовлечён каждый из 20 человек в команде. Мы определили конкретные боли, над которыми работаем, а сама встреча превратилась в полуторачасовое путешествие в мир игр.
Мне понравилась связь самого слова «ретро» с ретроиграми, и я захотела развить тему дальше. Под эти критерии отлично подошёл Тетрис.
Кейс №2. Тетрис
Идем к старому другу GPT и генерим для начала только само основание, на котором раньше играли в тетрис, без поля. Используем его для каждого участника.
Подготовка

Генерим такое основание, чтобы внутри окошка помещалось поле для деталей тетриса. Размер поля у меня был 9×9. После объединяем эти 2 элемента: можно в Miro, можно в Figma.

Далее переходим к созданию фигурок. Их, к сожалению, не получилось сгенерить так, чтобы они подходили по размеру ячеек и были ровными для сбора всего тетриса. Поэтому я их сделала в Figma, а вы можете просто забрать из банка шаблонов.
Я сделала много деталей, разных по форме и цвету, чтобы у каждого участника получился свой уникальный вариант сборки.
Прохождение
Теперь переходим к правилам. Чтобы собрать тетрис было не суперлегко и каждый коллега мог высказаться максимально широко, устанавливаем условия. Нужно собрать четыре полноценных ряда так, чтобы в рядах обязательно были цвета:
Зеленый – что прошло отлично.
Красный – что стоит исправить.
Фиолетовый – кому хочу сказать спасибо.
Вы можете менять формулировки этих вопросов на любые другие.
После того, как четыре ряда тетриса собраны, к цветным деталькам нужно прикрепить стикеры с описаниями спринта аналогично предыдущему примеру. Затем каждый участник рассказывал про свой «путь по спринту» и показывал, как собрал тетрис, насколько это было сложно или легко. Здесь тоже каждый из фреймов отличался от других, и было интересно наблюдать, какие у кого комбинации получились.
Дополнительные идеи
Если у вас есть больше времени, чем 1,5 часа на 20 человек, то можно добавить во встречу блок полноценного брейншторма идей.
-
В качестве айсбрекинга можно использовать прием с выбором аватара на игру, о котором я рассказывала в первом примере. Или же подготовить дополнительные элементы-наклейки, с помощью которых можно кастомизировать свой Тетрис. Так каждый точно будет вовлечен в игру.

Исходя из описанного опыта, при выборе игр для ретро я определила несколько важных факторов:
Своё игровое поле для каждого участника. Это важно, чтобы все были вовлечены, а не наблюдали со стороны за самыми активными.
Элемент вызова. В процессе игры-ретро требуется что-то разгадать, собрать или найти. Это добавляет интереса, но не перегружает.
Простые правила. Без лишнего лора и сложных условий. Главная задача ретро — повысить эффективность процессов в работе, а не выучить механику игры.
Чтобы вы могли организовать подобный процесс в своей команде, делюсь рекомендациями, которые помогут подготовиться.
Рекомендации по подготовке игровых ретро
1. Отправьте анонс и ссылку на доску заранее — пусть все участники команды проверят доступ. Можно оформить пост в стилистике игры, чтобы с самого начала погружать в нужную атмосферу.

2. Поместите инструкцию рядом с каждым фреймом. Если кто-то отвлёкся, он быстро вернётся в контекст.
3. Подпишите фреймы именами участников, чтобы не путаться.

4. Сделайте отдельный фрейм-пример для демонстрации правил.

5. Заложите 5-10 минут на оценку ретро: чтобы собрать обратную связь по формату и предложения для улучшения.

Что такой формат ретро дает команде?
Помогает услышать тех коллег, кто обычно молчит.
Делает обратную связь более свободной: через игровой формат проще говорить о сложном.
Способствует вовлеченности и реальным договорённостям по итогам встречи.
Я верю, что любые процессы начинают работать, когда делаешь их с любовью. Это заставляет искать новые подходы и не останавливаться, получая качественный результат.
Если вам тоже хочется, чтобы ретро каждый раз приносило что-то новое, то забирайте мой банк шаблонов — им можно свободно пользоваться. Он будет постепенно расти и помогать вам находить свежие форматы.
А также скоро выйдет статья о том, как провести ретро, которое, помимо своей прямой цели, поможет сблизить команду и погрузит всех в приятную общую ностальгию.
Теперь ваша очередь: поделитесь в комментариях, в каком формате проводите ретро, чтобы вовлечь всех участников команды?