Мы, стоматологи, знаем в этом толк. Нас боятся больше всего.
Поскольку мы строим стоматологию, руководствуясь прикладной наукой (и сами её часто двигаем), то когда открывали первое детское отделение, разобрались с тем, как сделать так, чтобы ребёнка не пугать.
Оказалось, почти нет проверенных исследований, как не пугать. Зато очень хорошо исследован вопрос, что может напугать. То есть можно рассчитать идеально пугающий путь, но все безопасные и спокойные подходы придётся исследовать самим.

Сейчас расскажу про то, что мы нашли, а потом про то, что наука говорит про то, как вырастить ребёнка, который будет бояться стоматологов и заодно всех других врачей.
Это просто!
Методология
Каждый стоматолог знает, что делать со страхом у взрослых. Это основа нашей профессии, ничего не приносит на приёмах столько проблем и осложнений, как пугающийся пациент. Напоминаю, худшее, что вы можете сделать, — это неожиданно схватить врача за опорную ногу во время сверления твёрдых тканей. У нас, правда, на всех свёрлах защита от выхода за стартовую ось (то есть оно отключится и дырку в щеке сделать не выйдет), но это уже довольно дорогое оборудование, так не везде.
Страх детей другой.
Есть практики для детских врачей и сестёр, они все про то, как разговаривать и что делать. Но почти нет целостных руководств, как делать клинику для детей.
Позже оказалось, что эти правильные процедуры очень удлиняют приёмы и делают их дороже, то есть для большей части клиник такого запроса просто нет.
Мы пошли сложным путём.

Чего боятся младенцы
Мы почти не лечим младенцев, но эта научная работа интересна развеиванием одного мифа.
Итак, сначала ребёнок не боится врача, но потом на приёме может начать плакать. И если он один раз начал, то, очень вероятно, будет бояться и всех следующих приёмов.
Выяснили, что младенцы боятся не самого вида врача в белом халате, а его конкретных действий и медицинских инструментов, особенно почему-то стетоскопа. Появление доктора, наоборот, вызывает у младенцев интерес и даже успокаивает тех, кто плакал, при появлении врача пульс замедляется — это не маркер страха, а повышенного внимания.
Что забавно, страх врачей в английской литературе называется синдромом белого халата, а халат как раз воспринимается нормально или даже позитивно.
Как только врач начинал осмотр со стетоскопом, количество плачущих детей резко возрастало. Пульс у плачущих детей резко учащался. 80% плачущих детей стали отводить взгляд от врача. Это явный признак дискомфорта и желания избежать контакта. Как только врач доставал стетоскоп и дети его замечали, количество плачущих младенцев за 5 секунд увеличивалось в 4 раза. Их пульс тоже начинал учащаться именно в этот момент.
Младенцы, которые уже плакали на предыдущих приёмах у врачей, имели в 15 раз больше шансов заплакать и на новом.
То есть страх — это заученная реакция, основанная на негативных воспоминаниях.
Практические рекомендации врачам:
Первое впечатление о враче у ребёнка, скорее всего, будет положительным.
Стоит потратить немного времени на установление контакта до начала осмотра.
Не стоит сразу демонстрировать медицинские инструменты. Возможно, лучше начинать осмотр со спины, чтобы ребёнок не видел стетоскоп.
Так что если ваш первый приём в клинике, где есть 15 минут на всё про всё, вероятно, это не получится сделать. Либо если вам не повезло, и врач с этим не знаком.
Эти же методики ложатся на подходы к дошкольникам — сначала надо создать хорошее впечатление, не перегружать новыми опасными предметами. Поэтому у нас появилась отдельная процедура, когда врач знакомится с юным пациентом в зале на стойке (у нас очень просторные приёмные, там чай-кофе-конфеты-мороженое-игрушки-журналы, и вот именно там первое знакомство).
Как сделать больницу чуть более приятной
Автор следующей работы пишет, что стандартное медицинское обслуживание, даже самое качественное, может напугать ребёнка до такой степени, что это оставит психологическую травму на всю жизнь.
Для ребёнка медицинская среда — это мир, где всё чужое и непонятное:
Взрослые (врачи, медсёстры, даже родители) решают всё за него, трогают его тело, делают уколы. Ребёнок чувствует себя абсолютно беспомощным.
Это место страха и боли. Процедуры могут быть болезненными, а страх неизвестности только усиливает неприятные ощущения.
Дети, особенно маленькие, не могут выразить свои чувства словами. Вместо этого они кричат, дерутся, плачут или, наоборот, замыкаются в себе.
В работе есть пример маленькой Амели — её несколько раз приходилось удерживать силой (в том числе и родителям), чтобы поставить катетер и капельницу. Для ребёнка это был настоящий ужас: её держат самые близкие люди, пока незнакомцы причиняют ей боль. В итоге у неё развилось острое стрессовое расстройство: она стала бояться оставаться одна, не давала менять подгузник и плохо спала. Потребовалось 2 месяца психотерапии, чтобы вернуть её в нормальное состояние.
Травму вызывает не само лечение, а чувство беспомощности и ужаса во время него.
В этой работе заложили основу возвращения ребёнку психологического контроля. Система называется CARE.
C — выбор (Choise)
— Дать ребёнку возможность что-то решать самому, даже если это мелочь. Это возвращает ему чувство контроля над ситуацией.
— Неправильно: «Открой рот!»
— Правильно: «Мне нужно посмотреть твоё горло. Сначала посмотрим ушки или горло?»
— Неправильно: «Снимай футболку!»
— Правильно: «Можешь оставить носочки или снять их, как тебе удобнее?»,
— «Какой рукой будем мерить давление, левой или правой?», «Кто из родителей останется с тобой во время осмотра?»
То есть ребёнок ничего не решает, но к нему всё же относятся как к человеку. Он это чувствует.
Мы даём очень много выборов, причём передовой опыт детских врачей сейчас в том, что можно выбирать разное медицинское оборудование, которое до этого никому в голову не приходило делать разным. Например, цветные пломбы, цветные временные конструкции «со скинами», во время ковида хорошо работали маски с разными животными (даже на взрослых) и так далее. В стоматологии на удивление много предметов разного цвета или с разными рисунками, хотя по медпротоколу это не требуется.
В диалогах, разумеется, тоже даём выбор.
A — план (Agenda)
— Рассказать ребёнку, что именно буд��т происходить, шаг за шагом. Это делает неизвестность предсказуемой и менее страшной.
— «Сначала мы с тобой поговорим, потом я поговорю с мамой. Затем я послушаю твоё сердечко, посмотрю уши и горло. После этого мы решим, нужны ли тебе прививки. А в конце ты сможешь выбрать себе наклейку».
Ребёнок понимает, что происходит и чего ждать. Это убирает главный источник страха — неизвестность.
Это главное для взрослых пациентов тоже. Особенно для ИТ-пациентов!
R — стойкость (Resilience)
Надо сконцентрироваться на сильных сторонах ребёнка и его семьи, а не только на проблемах и болезнях.
Неправильно: «На что жалуетесь? Какие у вас проблемы?»
Правильно: «Расскажи, что у тебя хорошо получается?», «Чем ты больше всего гордишься?», «Что самое лучшее в том, чтобы быть родителем (вопрос к маме/папе)?»
Это +1 минута ко времени приёма, но ребёнок может сказать что-то хорошее и услышать о себе что-то хорошее. В целом это немного улучшает общее впечатление от приёма.
E — эмоции (Emotions)
Признать чувства ребёнка. Дать ему понять, что бояться — это нормально. Стоит проговаривать эмоции, которые вы видите, и показывать сочувствие.
— «Я вижу, ты волнуешься. Это нормально, я тоже иногда нервничаю, когда встречаю новых людей».
— «Ты выглядишь подозрительно. Если у тебя есть вопросы, обязательно задавай, хорошо?»
Это то же самое, что план, только в динамике.
Единственный момент — в некоторых культурах пациенты предпочитают, чтобы врач был главным и принимал все решения сам, без обсуждений. Если что, российская культура, в особенности ОМС, относится как раз к патерналистскому подходу врача, иногда смешанному с «лечи меня, тварь» от пациента. Я утрирую, но российский пациент часто ждёт, что врач обязан его лечить и должен это исполнить любой ценой, но при этом в момент приёма нужно слушать его как отца.

Страх уколов
Отдельно исследовали этот вопрос. Он важный, потому что боль и страх от укола мешают вакцинировать детей. Тут исследовали, как ускорить вакцинацию и сделать так, чтобы дети от неё не убегали по амбарам в деревне.
— Если сделать уколы менее болезненными и страшными, на 8–18% больше детей будет вакцинировано.
— Дети очень боятся уколов. Существует много способов сделать укол менее болезненным (например, обезболивающие кремы, отвлечение), но их редко используют на практике. В результате ребёнок страдает, у него и у родителей остаются негативные воспоминания. Может сформироваться боязнь игл на всю жизнь (трипанофобия). Это может привести к отказу от прививок и других медицинских процедур уже во взрослом возрасте.
— Взрослые также могут передавать свой страх детям.
— Хотя статистически разницы не было, авторы заметили, что дети чаще называли страх основной причиной, а родители — одной из многих. Это может означать, что родители недооценивают, насколько сильно их дети боятся.
В работе предлагают использовать на детях систему CARD — Comfort, Ask, Relax, Distract. Это система управления болью у взрослых, когда они уже знают, что сейчас будет больно точно. Пример D — это касание колена во время укола. Наши медсёстры знают, что даже после наложения контактной анестезии (а мы всегда обезболиваем даже место укола) во время входа иглы можно коснуться, например, колена пациента. Это рассредотачивает ресурсы нервной системы, и пациент гораздо хуже чувствует сам момент укола. В больницах вы, возможно, видели медсестёр советской закалки, которые шлёпают место при уколе в мышцу — это тот же самый стандартный приём, причём часто очень профессионально исполняемый.
Вот ещё работа Far From Just a Poke: Common Painful Needle Procedures and the Development of Needle Fear про страх уколов в целом.
Там предлагается решать во время процедуры так:
— Аппликационной анестезией (обезболивающие кремы и спреи). Мы делаем именно так. У нас очень тонкие иглы с правильной заточкой (угол входа минимально болезненный), и мы обезболиваем место входа иглы заранее.
— Отвлекать ребёнка, например, колоть во время еды, в удобной позе, прикладыванием вибрирующего устройства или холодного предмета. У нас очень много всего в кабинете, что можно показать ребёнку или дать подержать, мы делаем.
— Другая техника введения иглы, порядок введения вакцин (самую болезненную — в конце). Введение иглы вообще можно сильно улучшить, если использовать специальный роботизированный шприц, который дозирует усилие. Это дорогая часть оборудования, но он незаменим для взрослых пациентов тоже.
— Отвлечение (мультфильмы, мыльные пузыри, разговоры), техники дыхания.
— Обучение родителей и медперсонала, организация пространства в клинике.
Мы всё это делаем.
Исследование конкретно про стоматологов
В данной работе исследовали страхи именно нас, стоматологов.
Внутренние причины:
— Частично генетические причины (это самое удивительное в боязни врачей — есть врождённая склонность!).
— Исследования показывают, что девочки чаще и сильнее боятся стоматологов, чем мальчики. Возможно, это связано с тем, что мальчиков с детства учат не показывать свои страхи.
— Застенчивые и эмоциональные дети более склонны к развитию страха.
— Дети и подростки с более низким уровнем образования или с интеллектуальными особенностями чаще страдают от стоматологического страха и хуже следят за гигиеной рта.
— Интересно, что кариес или гипоминерализация эмали сами по себе не всегда напрямую вызывают страх. Однако эти проблемы ухудшают качество жизни и в итоге могут привести к болезненному лечению, которое и станет причиной страха.
Внешние причины:
— Если у ребёнка был неудачный и болезненный визит к стоматологу в прошлом, он это запомнит.
— Некоторые дети имеют низкий болевой порог и острее чувствуют дискомфорт.
— Возникает порочный круг: ребёнок боится -> избегает визитов к врачу -> состояние зубов ухудшается -> лечение становится более сложным и болезненным -> страх усиливается.
— Если родители (особенно мама) боятся стоматологов, они передают этот страх детям, даже неосознанно. Частота визитов родителей к стоматологу влияет на привычки детей. Также ребёнок очень внимательно следит, что происходит с братьями-сёстрами.
— Высокая стоимость стоматологического лечения может быть фактором тревоги для всей семьи. То есть тут два в одном: они будут реже ходить, а перед и после визита будут нервными и тревожными.
— Детям больше нравятся клиники с яркими стенами (особенно голубыми и розовыми), игрушками, книжками, фоновой музыкой и мультфильмами.
— Дети предпочитают молодых, дружелюбных, разговорчивых врачей-женщин.
Последствия очевидны каждому стоматологу, но всё же:
— Меньше лечения — больше кариеса, потеря зубов и проблемы с дёснами.
— Из-за боли в зубах ребёнок может жевать только на одной стороне, что со временем приводит к асимметрии лица и неправильному развитию челюсти. А сильный кариес разрушает зубы, и соседние начинают сдвигаться, что ведёт к скученности.
— Дальше ещё сложнее обратиться к врачу.
— Страх может вызывать смущение, низкую самооценку (из-за плохих зубов или запаха изо рта) и общее снижение качества жизни. Некоторые родители даже жаловались, что не могли уговорить ребёнка пойти в школу из-за тревоги.
Разработаны основные методики для детских стоматологов:
— Семья может показывать действиями, как надо.
— Нельзя обманывать ребёнка («больно не будет»), угрожать ему или применять силу.
— Мамы должны стараться не показывать свой собственный страх и не рассказывать при ребёнке о негативном опыте лечения. Что характерно, папе можно. Видимо, ребёнок в культуре выборки привыкает слушать р��ссказы папы о старых драках с кабаном, гризли и врачом.
— Родители должны доверять врачу и его плану лечения. Если родитель нервничает, спорит с врачом или злится, ребёнок это чувствует, и его страх только усиливается.
Больница:
— Приятные цвета, мягкое освещение, игрушки, мультфильмы. У нас всё это есть.
— Использование ароматерапии, например, масла лаванды, которое снижает тревожность и маскирует запах лекарств. Мы работаем с запахами в зоне ожидания (кофе).
— Музыкальная терапия помогает расслабиться и нормализовать сердцебиение. Мы включаем мультики, поэтому музыки нет, а экран у нас на потолке.
— Метод «расскажи-покажи-сделай»: врач простыми словами объясняет, показывает инструменты и только потом выполняет манипуляцию. Делаем и в том числе для взрослых.
— Постепенное знакомство ребёнка с пугающими его вещами, от простого к сложному. Делаем и для взрослых тоже.
— Дополнительные отвлечения: VR-очки, игрушки-роботы, мультфильмы и даже специально обученные животные (в работе канистерапия, то есть собаки, но я очень слабо представляю собаку в нашем стерильном медицинском боксе).
— По возможности избегать травмирующих процедур, таких как физическое удержание.
— Предлагается ввести систему ачивок с баллами и давать за них что-то хорошее.
— Звезда храбрости (сотрудничал без слёз).
— Звезда стойкости (старался преодолеть страх).
— У нас были бы ещё белый фраг (укусил врача) и зелёный фраг (укусил сестру).
Также предлагается определять уровень страха. Для самых пугливых детей предлагается не делать сложные медпроцедуры. У нас немного другой подход с наркозом — когда появились безопасные сочетания пропофола и местной анестезии, стало можно лечить детей во сне без страха побочных эффектов. Мы используем неглубокий наркоз для расслабления и стирания памяти, а само обезболивание проводится ультракаином или чем-то другим из этого ряда. Есть вариант лечиться под азотом или под севораном, это зависит от случая.

Причины страха
Здесь подсчитывали страхи перед стоматологом. 19,5% детей (почти каждый пятый) были классифицированы как «испытывающие сильный страх».
Самое страшное для детей — когда их трогает кто-то незнакомый, уколы и ощущение, что можно задохнуться.
Интересно, что главный страх вообще неспецифичен для стоматологов.
Ещё одна находка — дети, чьи мамы не имели образования выше школьного, боялись в 2,14 раза чаще.
Тут разбираются общие страхи детей, и потом мы переходим к стоматологическим. Младенцы боятся всего резкого и незнакомого. Дошкольники — темноты, одиночества и воображаемых существ. Младшие школьники (7–11 лет) — уже реальных вещей: травм, болезней, несчастных случаев. Подростки боятся социального осуждения, критики, неудач.
У стоматолога выстреливает сразу несколько страхов.
Самый очевидный страх — ребёнок боится, что будет больно, либо потому что уже было больно, либо потому что он этого ожидает. Самая дикая ситуация — когда врач отрицает боль ребёнка («Не может быть больно!») и продолжает лечение. В работе предлагают объяснять, как работает боль через телефонные провода во рту (кажется, сейчас придётся объяснять, зачем телефону провод). В целом признавать и давать объяснение.
Страх предательства. Ребёнок боится, что его обманут. Если врач один раз сказал «Больно не будет», а было больно, доверие теряется ко всем врачам. Врачу предлагается говорить: «Будет немного неприятно, как укольчик, но потом ничего не почувствуешь». Проблема в том, что в большинстве протоколов мы должны преуменьшать ожидаемую боль, потому что если её называть объективно, пациент её усилит по эффекту ноцебо. То есть если сделать безболезненную процедуру, но заранее сказать, что будет больно, пациенту реально будет больно. И это не выдуманная реакция, в исследованиях ноцебо инициировали даже аллергические реакции.
В кресле стоматолога ребёнок чувствует себя полностью беспомощным. Тут предлагают ту же CARD-модель, но уточняют, что есть отличные выборы вроде «Какой зуб начнём чистить первым, этот или этот?», «Какого цвета пломбу хочешь?». И сразу предлагают договориться о стоп-сигнале: «Если станет неприятно, подними левую руку, и я сразу остановлюсь». Важно потом сдержать это обещание. Предлагают дать поиграть с инструментами под присмотром. Мы это тоже делаем.
Страх неизвестности мы уже обсуждали, тут предлагается техника «объясни-покажи-сделай». Не просто рассказать, а показать, как работает инструмент (например, на пальце), дать потрогать. Дальше объяснять на уровне понимания ребёнка «эта машина — «зубной душ», который «смывает грязь с зубика и жужжит». Отвечать на вопросы.
Страх вторжения. Вторжение в личное пространство (рот — очень интимная зона). Ребёнку неприятно, когда во рту много инструментов и чужих рук. Это вторжение в личность, в самооценку. Когда врач постоянно критикует («Опять зубы не почистил!», «Сколько можно есть сладкое?»), ребёнок чувствует себя униженным и боится не лечения, а что его поругают. Врачу предлагается не критиковать, а предлагать. Вместо «Ты плохо чистишь» лучше сказать: «Давай посмотрим, как мы можем сделать чистку ещё лучше». Не манипулировать и не давить на ребёнка, чтобы он согласился на то, чего не хочет. Это тоже вторжение.
Дальше там идут более точные инструкции врачам, как сделать так, чтобы пациенты им больше доверяли.
Всё это есть и во взрослой стоматологии. И вот ещё обзор страхов.

Итак, растим ребёнка с фобией!
Начинайте с детства, как можно раньше. Лучше всего заглянуть в клинику к безразличному врачу за максимально болезненным уколом, пускай формируются ранние воспоминания.
Как только начнёт разбирать речь, пугайте врачами. «Не будешь есть кашу — придёт доктор и сделает укол!» или «Не прыгай, а то пойдём к стоматологу зубы вырывать» отлично подойдут. Врач — это идеальный Бабайка!
В детстве обязательно устройте лечение в удержании, и лучше, если держать будете вы. Это идеальное предательство.
Потом подавайте личный пример. Дети — они же повторяют действия, а не мысли по поводу этих действий. Поэтому демонстрируйте собственный ужас. Лучше всего оттягивайте визиты к врачу, а если уж надо пойти, тяжело вздыхайте, закатывайте глаза, жалуйтесь друзьям, как вы боитесь и ненавидите эти походы. Ребёнок в нашем культурном коде должен впитать с молоком матери, что поликлиника — это филиал ада на земле. В красках описывайте, как вам в детстве сверлили зубы без анестезии, как больно ставят уколы и какие огромные и страшные инструменты у стоматолога. Можно добавить пару историй про знакомых, которым «что-то не то отрезали». Чем больше кровавых подробностей, тем лучше. Пригласите в гости дядю Кузьмича без пары зубов, пусть расскажет, как врачи у него их забрали. В красках. Можно ему налить, краски станут драматичнее.
Очень хорошо сработает фраза: «Помнишь, как дяде Пете зуб вырывали? Он три дня кричал».
При этом никакой конкретики. Максимум неизвестности и пугающие обрывки деталей вроде «Врач будет ковыряться у тебя во рту железными крючками».
Потом проведите психологическую операцию. Скажите, что вы идёте в парк, в магазин за игрушками или в гости. И внезапно сверните в клинику. Это подорвёт доверие не только к врачам, но и к вам, если вы пропустили этот шаг в детстве. И усилит общий уровень тревожности.
Ну и лучший вариант — перед больницей сказать «Будет не больно!», что заставит любого ребёнка всерьёз задуматься, а должно ли было быть больно вообще.
На анестезии можно сэкономить. Я сейчас даже не про аппликационную, а про инфильтрационную. Есть ещё клиники в регионах, где на 500–1000 рублей дешевле лечить без обезболивания. Попробуйте их найти.
Если у вас мальчик, то включайте социальные факторы. Можно говорить: «Не позорь меня!», «Что себя ведёшь как не мужчина?», «Что ты плачешь, как маленький?» Это научит его ассоциировать медицинские процедуры со стыдом и унижением. Встаньте на сторону врача. Если ребёнок плачет или сопротивляется, укоризненно скажите: «Ну что же ты так доктора мучаешь? Он же помочь хочет!» Ребёнок должен почувствовать себя преданным и одиноким в этом враждебном мире белых халатов.
Если у вас девочка, после визита обязательно скажите: «А помнишь, как ты орала у стоматолога? Мне было так стыдно! Весь день из-за тебя насмарку». Это вызовет чувство вины и закрепит негативные ассоциации. Расскажите бабушке, как она «устроила цирк» и как вам за неё было стыдно. Чувство вины отлично закрепит страх.
В другой раз активно используйте подкуп. Обещайте купить всё на свете, если ребёнок «просто откроет рот и даст дяде посверлить». Так вы закрепите в его сознании мысль, что процедура настолько ужасна, что за её прохождение полагается серьёзная компенсация.
Никогда не хвалите. Даже если ребёнок вёл себя героически, сделайте вид, что так и должно быть. Похвала может случ��йно создать позитивное впечатление, а для задачи это совершенно не нужно.
Лет с 9 как-нибудь съездите в ночную клинику с усталым врачом и очередью подравшихся маргиналов в коридоре.

Как применили на наших клиниках
Во-первых, у нас первый визит может быть тренировочным. Ребёнок может прийти, поиграть с игрушками, сделать операцию по лечению кариеса кукле, попрыгать на учебном стоматологическом кресле, поиграть с инструментами.
Там он знакомится с креслом: катается на нём, нажимает кнопочки. Если страшно, мама садится в кресло, а ребёнок изучает всё вместе с ней. Кресло постепенно становится развлечением, а не угрозой.
Лечения первый раз нет, но знакомство с врачом есть. Кстати, да, если случай срочный, ребёнок знакомится с врачом в приёмной. Если сразу вести в кабинет, он может испугаться: бормашина, слюноотсос, люди в масках — слишком много нового.
Лечиться, если это не срочно, можно и через 2–3 дня на другом визите.
Во-вторых, сама архитектура клиники. Использовали данные о цвете и рисунках из научных работ, раскрасили стены. Да, клиники так не делают, но нет, нам важно, чтобы детям было комфортно. Кабинеты просторнее и чуть иначе устроенные, потому что рядом родители. Со взрослыми пациентами рядом обычно никто не сидит.
В-третьих, сам персонал. Мы обучаем врачей и сестёр и находим их уже с опытом работы с детьми. Они знают, как разговаривать, они знают, что не надо врать детям, они уважают детей, они не делают резких пугающих движений, объясняют свои следующие шаги. В общем, всё как у взрослых пациентов — если считать пациента человеком, он будет гораздо спокойнее.
Вмешательства и инструменты сначала показываем на своей руке, потом на игрушке, потом на руке ребёнка. И только потом — на зубе.
В-четвёртых, боль. Её мы постарались убрать полностью. Всё с анестезией, даже сам укол под аппликацией. В современной стоматологии боль пропала.
В-пятых, шум. Оборудование менее шумное, но где звуки пугающие, предупреждаем заранее и объясняем. Современные бормашины довольно тихие и мягкие, но даже они могут напугать, если ребёнка заранее не подготовить. Наушники для детей мы почти не используем. С ними сложно общаться, а с ребёнком нужно разговаривать. Они подходят только тем детям, которые уже полностью доверяют врачу и не боятся. А испуганный ребёнок просто начнёт их снимать.
Но, как ни странно, пациенты часто боятся воды, надо предупреждать.
В-шестых, запахи. Современные материалы почти не пахнут, и антисептик дети воспринимают спокойно.
В-седьмых, отвлечение. Мультики на потолке, разговаривающая сестра, игрушки. Пока лечим зубы, ассистент может покрасить ребёнку ногти. Был случай, когда девочка долго не соглашалась на лечение, но стоило предложить ей лак для ногтей, как всё получилось: пока ассистент делал маникюр, стало можно работать.
В-восьмых, контроль. Ребёнку показывают, как остановить всё происходящее, и дают попробовать. Раньше это была фальшивая кнопка, при нажатии на которою врач тут же останавливал ногой машину. Сейчас чаще достаточно просто поднять руку или сказать «Ыыыы!».
В-девятых, мороженое. Если что, входит в стандартный протокол и для взрослых. Оно вызывает правильное изменение кровотока к лицу, и это помогает убрать вазоконстриктор-адреналин из обезболивающего от внешних сосудов, то есть быстрее снять эффект заморозки.
Есть ещё десятки вещей, которые мы продумали, но в целом это основное. Так что заглядывайте, покажем. А если вы вдруг знаете, что можно ещё сделать, то расскажите, пожалуйста.
Комментарии (4)

Poison48
27.11.2025 07:22Раньше в школе были кабинеты стоматолога и приходящий врач. Детей осматривали и направляли на лечение. Вот и меня направили, сидим мы в кабинете 2-3 человека, ждем свою очередь. В кресле девочка, сверлят ей зуб, и тут на машинку наматывается её волосы, в результате, резко, вырывается инструмент из орта, оставляя смачную царапину во всю щеку. Девочка, не заплакала, не пыталась хватать стоматолога за руки, всем было всё равно. Стоматолог, протер щеку, срезала волосы и продолжил лечить. А я подумал - "хорошо что я мальчик, у меня короткие волосы и со мной такого не случится" и стал ждать дальше.

ssj100
27.11.2025 07:22Каждый стоматолог знает, что делать со страхом у взрослых. Это основа нашей профессии, ничего не приносит на приёмах столько проблем и осложнений, как пугающийся пациент.
Так что вы делаете с счётом за услуги? так и не расскрыли как избавляетесь от страха обнуления баланса/счета

ruomserg
27.11.2025 07:22У меня есть теория, что в системе медпомощи СССР (и ее наследнице - российской ОМС) - страх пациента перед медицинским вмешательством имел прямой экономический смысл. Когда вы медпомощь предлагаете бесплатно для пациента - и у вас развивается технический прогресс - неизбежно возникает проблема балансировки спроса и предложения. Если пациент придет к вам с жалобой - вы неизбежно что-нибудь найдете ("нет абсолютно здоровых людей - есть недообследованные!") и будете лечить. И очень быстро окажется что никаких выделенных ресурсов для этого не хватает. Но как только вы начинаете сверлить пациентам зубы без анастезии (или делать анастезию новокаином в гомеопатических количествах), совать им в пищевод резиновый гастроскоп в пол-руки толщиной - система приходит в баланс естественным образом. Пока состояние пациента для него терпимо - он не загружает систему здравоохранения своим присутствием. Конечно, оборотной стороной является поздняя диагностика ряда опасных заболеваний. Но это может быть проблемой для экономики в целом, а не для семашковской системы здравоохранения: пациент в тяжелой стадии, конечно, поступает в стационар - но к счастью ненадолго... СССР вообще не парился по поводу смертности, лишь бы она была позже выхода на пенсию...
В общем, на просторах ex-CCCР страх перед врачом - это совершенно нормальная ситуация. Врача и медсестру в медицинском вузе и училище исподволь учат в парадигме "хорошо обездвиженному больному - наркоз не нужен", и "лекарства надо беречь!". А пациент, соответственно, знает что относительно безопасно можно посещать только терапевта...
Хотя - есть и положительные сдвиги. Например, даже в относительно отсталые регионы пришла концепция: "ребенок не должен присутствовать на своей операции" - и реально дают наркоз даже если просто руку после перелома собирают. Да и врачей в школе дети больше не видят - по чисто экономическим причинам: но и слава богу, потому что этим белым халатам при массовом приеме (и при остутствии родителей) было вообще насрать на детскую психику; были бы рекомендации минздрава - они бы детей и в газовую камеру запихали безо всяких вопросов... Так что есть шансы на то, что спрос-предложение со временем будет балансироваться чуть менее зверским способом...
achekalin
Не в обиду, но что-то подсказывает, что на фото со стоматологами лучше всего улыбаются сами стоматологи. Тут бы смайлик поставить, но прозвучит двусмысленно (хотя девушка в статье улыбается заразительно).
Вы - люди практически святой профессии. Но идти в кресло лишний раз просто как-то не нравится, это не в кафе с друзьями чай попить (собственно, как и стоматологи зовут ИТ-ников не каждый день, а только когда АРМ перестаёт истории пациентов показывать, наверно). В итоге, когда условный пациент попадает в кресло, у него уже что-то не так (почти наверняка), что-то болит, или вот-вот заболит, и большой радости он от визита не испытывает. Так что улыбки милых девушек с плакатов ему не сильно помогут, более того, в тот момент они выглядят издёвкой, мол, у нас-то зубы не болят )
Ну и да, есть оборотная сторона улыбок и хорошего настроения - счёт за лечение. Понимаю, что на Хабре народ более зарабатыващий, но никто не любит тратить лишнее. Читать историю успеха человека, который подписался на год вперед сходить в клинику 3-4 десятка раз и оставить миллиона четыре денег (лично я поёжился, и поразился его смелости в смысле числа визитов), так вот у многих такие финансовые перспективы вызывают приступ не зубной боли, но бережливости.
Ну и да, нет же гарантии, что, отдай раз в жизни 4 млн, никогда больше не будешь до конца жизни иметь проблем с зубам, верно?