Когда запускаешь большую игру, редко ожидаешь, что самым залипательным в ней окажется не главный геймплей, а какая‑нибудь непритязательная мини‑игра на полях. Бывает, спасаешь мир от древнего зла, а в итоге проводишь вечера за карточным столом или странной головоломкой. Сегодня я хочу рассказать про несколько таких случаев — мини‑игры, которые намеренно или случайно получились плохими с точки зрения классического геймдизайна, но при этом обрели культовый статус среди игроков. Разберём, в чём их феномен и почему иногда халтурная на вид забава цепляет больше, чем серьёзный основной контент.
Эпические провалы, ставшие хитами
У игроков особое отношение к мини‑играм. Кто‑то их игнорирует, кто‑то ненавидит — а кто‑то искренне влюбляется. Порой любовь фанатов превращает скромный внутриигровой аттракцион в нечто большее. Вспомним три ярких примера.
Гвинт из The Witcher 3 – карточная игра, переросшая сама себя
Начнём с Гвинта из «Ведьмака 3». Эта мини‑игра стартовала как небольшое ответвление: Геральт между ведьмачьими контрактами мог перекинуться в таверне парой партий в карты. Никто и представить не мог, что Гвинт станет всеобщим увлечением.

А ведь стало именно так: игроки настолько полюбили эти карточные дуэли, что CD Projekt RED выпустила отдельную самостоятельную игру «GWENT: The Witcher Card Game» (да ещё и с киберспортом впридачу), всё из‑за невероятного фанатского интереса.
Чем же взял Гвинт? Правила там довольно простые, по сути, это соревновательный подкидной дурак на максималках, где нужно выиграть два раунда из трёх, набирая очки силы отрядов. Нет хитрой колоды из тысяч карт, как в Magic: The Gathering, напротив, базовая механика легко усваивается за пару матчей. Простота один из ключей. Но второй ключ в глубине коллекционирования и стратегии. В открытом мире «Ведьмака» карточки Гвинта разбросаны повсюду, уникальные карты можно выиграть у разных NPC, получить за квесты.
Гвинт великолепно интегрирован в мир игры. Он ощущается естественной частью вселенной, в каждой корчме находятся любители карт, в диалогах проскальзывают фразы «Сыграем в гвинт?». Погрузившись, не замечаешь, как пропадают часы, сюжет подождёт, пока ты обыгрываешь очередного трактирщика. Баланс оригинального Гвинта, правда, оставлял желать лучшего. В Ведьмаке Гвинт был очень несбалансированной игрой, можно победить лишь благодаря одной имбовой карте, если она тебе выпала. Но в однопользовательском формате это не отпугнуло, а скорее подогрело интерес.
Ощущение, что ты нашёл чит‑карту и вынёс ею всю доску, дарило особое удовольствие
В итоге Гвинт заслужил любовь миллионов. Мемов про «ещё партейку в Гвинт» в сообществе вагон.
Отдельный Standalone Гвинт запустился с переработанными правилами и балансом (уже без тех лютых имб), прошли официальные турниры. Но лично для меня душа Гвинта навсегда осталась именно в третьем ведьмаке, где он был чем‑то ламповым, возможностью отвлечься от спасения Цири и просто расслабиться за кружкой эля и партией в карты.
Caravan из Fallout: New Vegas – странная карточная игра, ставшая мемом
Переносимся из мрачной фэнтези в постъядерный Лас‑Вегас. В Fallout: New Vegas нас тоже ждала карточная мини‑игра«Караван». И вот это пример прямо противоположный Гвинту: Caravan была сделана намеренно запутанной, сложной для понимания, с довольно громоздкими правилами. Если Гвинт вам казался прост, то «Караван» сначала вообще непостижим.

Правила Caravan хитрые. Проще говоря, это дуэльное карточное состязание, где у каждого три «каравана» (колонны карт). Цель перегнать оппонента по сумме в караване, но не выйти за пределы 26 очков. Карты выкладываются либо повышающейся, либо понижающейся последовательностью по номиналу, ��ричём можно мешать сопернику, сбрасывая карты на его караваны. Звучит сумбурно, так и есть. Игра почти не объясняется внутри игры, тебе дают базовое описание и дальше разбирайся сам. В результате большинство просто забило на неё. В Стиме лишь 6% игроков New Vegas получили достижение за три победы в «Караван». То есть подавляющее число игроков так никогда и не одолело эту мини‑игру даже три раза (а многие, уверен, и одной партии не осилили).
На первый взгляд провал геймдизайна. Зачем делать побочную игру, которую почти никто не понял? Но вот парадокс, именно эта замысловатость и породила вокруг «Каравана» культ. Небольшая группа упорных фанатов разобралась в правилах, начала побеждать NPC, собирать сильные колоды (в игре разбросаны особые карты для каравана, есть даже уникальные с портретами персонажей). Появились гайды. Мини‑игра превратилась в своеобразный мем в сообществе Fallout.
В 2024-м Джош Сойер (геймдиректор New Vegas) даже откликнулся на мемы, заявил, что ничего сложного в «Караване» нет, просто UI не очень понятный. Ему, конечно, виднее, он‑то эту игру придумал.
Появилась даже мобильная версия «Каравана» на Android, сделанная энтузиастами, и моды, расширяющие возможности карточных состязаний в пустошах. Урок тут такой: если сделать мини‑игру чересчур сложной, большинство её отвергнет… но меньшинство превратит в культовую диковинку. Своего рода игровое извращение, которое стыдно не освоить, если считаешь себя хардкорным поклонником Fallout.
Triple Triad из Final Fantasy VIII
Теперь обратимся к классике японских RPG. В 1999 году вышла Final Fantasy VIII, и помимо романтичных приключений Скволла и Риноа, игроки получили великолепную карточную мини‑игру Triple Triad. На мой взгляд это эталон встроенной мини‑игры.
Простая в основе, но цепляющая, она стала главной причиной перепроходить FF8 для многих фанатов.

В чём суть Triple Triad? У каждого монстра и героя FF8 есть карточка с четырьмя цифрами, значениями сторон. Поле 3×3, играем один на один, поочерёдно выкладывая карты. Если прилегающая цифра вашей карты больше соседней цифры карты оппонента, вы перебиваете карту, и она становится вашей. Правила освоить можно за минуту, это по сути упрощённый «Переверни карточку» (есть похожие настолки). Но Square добавила коллекционный азарт, карты выпадают из побеждённых монстров, их можно выигрывать у NPC. Многие из карт уникальны. Появляется мотивация собрать всю коллекцию. Более того, карты можно превращать в полезные предметы через систему модификации в FF8, то есть прогресс в карточной игре помогал прокачке в основной игре.
Конечно, со временем Triple Triad обрастает усложнениями. В разных регионах FF8 действуют особые правила (например, правило «Same» или «Random hand»), которые могут дико бесить, если не знаешь, как их отменить. Некоторые регионы вводят случайность в карты на руке или require определённые сочетания — и ты носишься по миру, пытаясь манипу��ировать распространением правил, словно вируса. Звучит как потенциал испортить игру, но нет, вызов только подогревал интерес фанатов. Есть даже спидраны.
Triple Triad настолько полюбился, что приобрёл жизнь вне FF8. Поклонники спустя годы сделали фанатский онлайн‑реплей на PSP с мультиплеером. Square Enix тоже не растерялась, встроила Triple Triad в MMORPG Final Fantasy XIV, выпустила мобильное приложение с этой игрой. Люди и в настолки играют, печатают себе карточные колоды и устраивают турниры на конвентах. Мне кажется, это высший комплимент мини‑игре, когда её хотят играть вне оригинальной видеоигры.
Несмотря на простоту механики, Triple Triad умудряется быть глубокой. Каждая карта — ресурс, редкие карты сильны, но проиграть их страшно. То есть, играя, вы рискуете коллекцией. Этот накал тоже добавил азарта.
Почему мини-игры выстреливают?
Рассмотрев эти три истории, я задался вопросом: что общего у культовых мини‑игр? Почему Гвинт, Караван, Triple Triad обрели фанатов, хотя по идее от них многого не ждали (а то и делали нарочно странными)?
Простые правила, сложное мастерство. Успешная мини‑игра часто имеет понятную базу. Новичок разберётся (ну, кроме «Каравана» — но то особый случай). Однако чтобы реально побеждать, нужна стратегия. Гвинт: выучил правила за пару раз, а дальше начинаются хитрости, когда спасовать раунд, как построить колоду. Triple Triad: цифры понятны сразу, но попробуй собери коллекцию и обыграй всех с их дикими региональными правилами.
Вовлечённость в мир игры. Мини‑игра должна ощущаться частью вселенной, а не чужеродной вставкой. Гвинт вплетён в ткань мира Ведьмака, в тавернах все шпилят в карты, бароны и фермеры одинаково увлечены. Triple Triad повсеместное хобби жителей мира FF8 (NPC сами предлагают сыграть, это обосновано лором). Даже «Караван» вписывается: в пустошах Мохаве люди коротают вечера за своими мудрёными картами, ставки — крышечки.
Награда и влияние на основной геймплей. Хорошо, когда мини‑игра не полностью изолирована от остальной игры. Гвинт вознаграждает картами, деньгами, даже ачивками, все это мотивирует играть. Triple Triad вообще позволяет конвертировать карты в полезные предметы, влияя на прокачку. В Fallout New Vegas за победы в «Караван» по крайней мере дают крышки (внутриигровую валюту) и уникальные карты можно продать коллекционерам. Если успехи в мини‑игре делают вашего героя сильнее или богаче, то это плюсик.
Соревновательность и коллекционирование. Практически все культовые мини‑игры имеют элемент коллекции или прогресса. В Гвинте вы собираете колоды и охотитесь за редкими картами (например, карты героев или лидеров фракций, это почти трофеи). В Triple Triad — gotta catch «em all, все карточки монстров и героев. В „Караване“ тоже есть коллекционные карты с портретами, хотя их роль чисто эстетическая. Собирательство сильный крючок. Добавьте возможность соревноваться, и вовсе замечательно. »
Новизна и разнообразие. Мини‑игра даёт передышку от основного жанра.
Допустимая необязательность. И наконец, мини‑игра не должна требоваться для прохождения. Она должна оставаться развлечением по желанию. Тогда к ней относятся позитивно. Никто не заставляет вас играть в Гвинт, чтобы закончить сюжет.
Подытоживая: культовая мини‑игра зачастую рождается из сочетания удачного дизайна и удачного контекст. Иногда плохая мини‑игра (несбалансированная, сложная или слишком простая) становится любимицей публики. Значит, в геймдизайне нет абсолютных правил — главное, чтобы было интересной.
Интерес к мини-играм часто приводит к неожиданному — вниманию к тому, как создаются миры и объекты внутри них. Тем, кто хочет глубже понять эту сторону геймдева, поможет курс 3D Artist: от базового моделирования до полного пайплайна подготовки игровых персонажей и окружений. Пройдите бесплатное тестирование по курсу, чтобы оценить свои знания и навыки для поступления.
Для знакомства с форматом обучения и экспертами приходите на бесплатные демо-уроки:
9 декабря. Modular Rig: создаём гибкий скелет для анимации и оживляем кат‑сцену. Записаться
17 декабря. Создаём хард‑серфэйс-пистолет из вселенной Warhammer 40k. Запи��аться
Комментарии (4)

axion-1
06.12.2025 13:36Аркомаг ещё был неплох, в ММ7.
В Гвинте емнип, проблема была не столько в несбалансированности конкретных карт, сколько в том что часть колод и стратегий были явно более сильными, а другие не имело смысл использовать. На одиночную игру это особо не влияло, но в мультиплеере нужно было пофиксить.
MountainGoat
В Star wars Knights of the old republic вся галактика резалась в очко.
Этот Караван, по описанию, это тоже в очко, но три партии играются одновременно.
В Sea of Stars любопытная игра в тавернах была, хотя на первый взгляд слишком замороченная, а на второй слишком простая, потому что все NPC кроме чемпиона играть вообще не умеют, а чемпион жулит. Вот её бы реализовать с небольшими правками, чтобы с людьми поиграть.