image

К 1933 году, 22-летний предприниматель, родившийся на Тайване, создал успешный вещевой бизнес, импортируя носки из Японии. Шестью годами позже он переехал в Страну восходящего солнца, а его компания получила известность. Во время Второй мировой войны его арестовали и поместили в военную тюрьму, где морили голодом и пытали, но он не отчаялся и создал новый прибыльный бизнес. Затем оккупационные американские вооруженные силы арестовали его за уклонение от уплаты налогов на 50 долларов в месяц. Но и это не сломило Момофуку Андо. В возрасте 48 лет, этот предприниматель наткнулся-таки на идею, в результате превратившуюся в компанию, стоимость которой оценивается токийской фондовой биржей в 700 миллиардов долларов. В чем его секрет?

К 1933 году, 22-летний предприниматель, родившийся на Тайване, создал успешный вещевой бизнес, импортируя носки из Японии. Шестью годами позже он переехал в Страну восходящего солнца, а его компания получила известность. Во время Второй мировой войны он расширил свою бизнес-империю, чтобы включить в нее продажу японскому правительству слайд-проекторов, использовавшихся для проведения всех видов военной подготовки. Также он продолжал развитие и в других отраслях, например, в добыче древесного угля и создании бомбоубежищ.

Война на некоторое время принесла ему финансовую выгоду. Но внезапно в одной из своих компаний он столкнулся с бухгалтерской проблемой. Правительство передавало ему сырье для производства частей для двигателей, но запасы таяли — вероятно, они продавались на черный рынок одним из сотрудников.

Он отправился в японскую военную полицию, чтобы попросить помощи в расследовании. Но там его арестовали и поместили в военную тюрьму, где морили голодом и пытали. Спустя 45 дней его освободили, но голод и пытки сделали свое дело. К тому времени, как он полностью оправился, Япония проиграла войну. Экономика лежала в руинах. Его фабрики и предприятия были разрушены. У него почти ничего не осталось.

Но он начал все заново, невзирая на трудные времена. На этот раз – скупая недвижимость у людей, продававших ее с огромными скидками. Потребовалось всего несколько лет, чтобы он оказался во главе империи недвижимости, стоившей миллион долларов. Впечатления от голода и недостатка пищи, полученные им в тюрьме, вдохновили его на открытие продуктового бизнеса. Он начал платить молодым ребятам за сбор морской воды, которую выпаривал, а затем продавал оставшуюся соль.

Но вскоре оккупационные американские вооруженные силы арестовали его за уклонение от уплаты налогов на 50 долларов в месяц, которые он отдавал мальчишкам. По его утверждению, эта сумма предназначалась им в качестве стипендии за учебу в колледже, а значит, являлась тратой, не облагаемой налогом. Он подал встречный иск, но судебная тяжба затянулась, и на этот раз ему пришлось задержаться в тюрьме на несколько лет.

В конце концов его освободили, сняв все обвинения. Но правительство уже успело конфисковать и распродать все его имущество: недвижимость, компанию по производству соли, шахту, добывающую древесный уголь, дом. Он остался без гроша в кармане.

Итак, он начинал все с нуля. Он помог создать новый банк, который отлично стартовал. Но компания выдала огромное количество невыгодных займов. И банку пришлось объявить о своем банкротстве. Вкладчики претендовали даже на то малое, что он успел скопить.
Поэтому он опять начинал заново. Он по-прежнему жаждал создать продуктовую компанию. Превратив собственный сарай для инструментов в импровизированную лабораторию, он в течение года работал над изобретением нового продукта питания.

Эксперименты проваливались один за другим.

Но в 1958 году, в возрасте 48 лет, этот предприниматель наткнулся-таки на идею, в результате превратившуюся в компанию, стоимость которой оценивается токийской фондовой биржей в 700 миллиардов долларов.

Момофуку Андо изобрел лапшу быстрого приготовления. Его история — это вдохновляющий рассказ об упорстве. И все же я знаю, многие люди, прочитав этот краткий пересказ, заявят: Андо обладал такой силой воли, которая многим из нас и не снилась. Да, он способен немного воодушевить нас, но мы не можем даже подражать его настойчивости.

Но история Андо гораздо глубже.

Почему ребята бросают колледж? По многим причинам. Академическим, материальным и даже юридическим. И все же, оказывается, в этом есть нечто гораздо более фундаментальное.

Винсент Тинто — профессор в Сиракузском университете. Он широко известен, благодаря собственным теориям, связанным с упорством, проявляемым студентами во время получения высшего образования. Его исследование создало нечто, известное как «Модель институционального отъезда». Он выяснил, почему молодые люди не добиваются успеха и уходят из колледжа.

Модель Тинто сообщает нам, что колледж — это, прежде всего, переход из одного сообщества в другое. Наш успех в этом учебном заведении зависит от того, насколько хорошо мы вольемся в этот новый коллектив.

Что происходит, если мы каждые выходные отправляемся домой, чтобы навестить приятелей из старшей школы и возлюбленных, а не заводим друзей в новом окружении? Мы не занимаемся интеграцией. Мы не получаем помощи от новых товарищей, переживающих то же самое, или советов, касающихся учебы, от наставников. Напротив, мы стремимся уйти.

Модель Тинто доказала свою невероятную пользу для совершенствования нашего способа обучения, причем, не только на бакалавриате, но и на дистанционных программах и даже на курсах для взрослых, продолжающих свое образование. Простирается она и гораздо дальше, объясняя, как люди проявляют настойчивость.

Впрочем, эта модель не была уникальной. Многое она позаимствовала из теории, касающейся самоубийств, созданной Эмилем Дюркгеймом в 1897 году. Он обнаружил, что показатели по суицидам зависели от группы и общества, в которых оказывались люди: если им удавалось влиться в свои коллективы и сообщества, уровень самоубийств снижался.

Если люди не одиноки, они демонстрируют упорство.


Когда Момофуку Андо находился в военном тюремном лагере первый раз, его сокамерник, с которым он подружился, получил освобождение. Андо попросил его встретиться с другим своим приятелем — лейтенантом японской армии, — который в результате и вызволил Момофуку. Если бы не эти два друга, Андо, скорее всего, умер бы в тюрьме.

Затем он основал свою империю недвижимости. Но идея принадлежала не ему. Его наставлял другой товарищ — предприниматель Фусаносуке Кухара, помогавший создавать то, что позже стало компанией Hitachi. Каким был его совет, когда экономика Японии находилась в руинах после войны? «Скупай всю дешевую недвижимость!»

И когда все это развалилось, Андо был полностью разбит, но все еще способен основать банк, потому что среди его знакомых по-прежнему было достаточно людей, готовых отдать свои накопления на создание этого учреждения.

А открытием лапши быстрого приготовления он обязан пониманию жены, позволившей ему продолжать работу и двигаться за мечтой. Идея создания лаборатории в сарае для инструментов принадлежала ей. И изучение именно ее кулинарного искусства подарило ему понимание того, как создать лапшу быстрого приготовления.

Упорство Андо появилось не из-за того, что он все перенес самостоятельно. Оно возникло благодаря людям, которыми он себя окружил.

Автор статьи, Натан Контни, говорит:
Оглядываясь на все те вещи, которых мне удалось добиться за свою жизнь, я могу назвать препятствия или ситуации, способные заставить меня все бросить или вовсе ни за что не взяться. А потом я вспоминаю о людях, дававших мне маленький толчок или источник вдохновения, чтобы я оказался в лучшем месте!

Желая основать свою первую компанию Inkling в 2005 году, Контни обратился в YCombinator — инвестиционную программу для фирм, находящихся на раннем этапе становления. Проблема была такова: человек, с которым он собирался работать, в последнюю минуту отказался от участия в проекте. А YCombinator зачастую требует, чтобы у компании было несколько соучредителей.

Это могло бы стать отличным предлогом для отказа от затеи. Но у Натана было множество свободных связей с другими людьми, и он предпринял попытки поговорить с ними. Контни подумал о приятеле, с которым не общался какое-то время, — Адаме Сиджеле, упоминавшем годом ранее за ланчем о том, что собирается создать новое предприятие. Он мог согласиться. И днем позже он уже принимал участие в осуществлении бизнес-идеи. Они вместе обратились в YCombinator, прошли отбор и отправились дальше.
Несколькими годами позже Контни пытался придумать концепцию для своего следующего проекта и вспомнил ланч еще с одним другом — Эндрю Уиклендером. Они обедали каждые 12 месяцев или около того. После болтовни о том, как товарищи скучают по Writeboard от Basecamp, у Натана появился стимул зафиксировать нечто, позже превратившееся в достаточно успешный проект по созданию ПО, называвшийся Draft. И успешным он стал лишь потому, что бросить клич ему помогало множество других знакомых и друзей.

Работая над Draft, Натан написал электронное письмо другу, с которым периодически поддерживаю связь, и спросил, не мог бы он дать ему несколько наставлений относительно Draft? И он согласился. А превратилось это все в то, что уже он — Джейсон Фрайд — попросил Контни принять руководство над запущенным им проектом разработки ПО Highrise.

Натан получил немалую помощь от друзей и людей, с которыми годами культивировал свободные связи. И обнаружил, что для этого не требуется слишком активно заводить полезные знакомства, заискивать, посещать неуклюжие-мероприятия-по-налаживанию-связей. Контни считает, что он — один из самых необщительных людей. Если проходит конференция, он сидит в последнем ряду, чтобы иметь возможность покинуть ее первым. Если речь идет о вечеринке, то его там, скорее всего, нет, или был в самом начале, но ушел еще до того момента, как вы появились.

Но нет ничего сложного в том, чтобы сойтись с людьми, которых вы увидели где-то, например, в Highrise или на экране ноутбука, или даже на карточке каталога. И поддерживать эти свободные связи с помощью редких электронных писем, встреч за кофе или ланчем. Просто вспомните всех тех людей, от которых вы не получали вестей в течение месяца. Что удерживает вас от того, чтобы отправить им короткое «как поживаете?»

И наконец, не бойтесь быть честными со всеми этими знакомыми и прямо просите о помощи. Слишком многие из нас, особенно те, кто ведет бизнес, страдают от изоляции. Создавая и развивая предприятия, мы стараемся прятать «до-успех» от друзей и людей, способных нам помочь. Почему? Просто «до-успех» очень похож на провал. Ведь часто совсем невесело искать и удерживать своих первых клиентов.

Нам говорят, что нужно симулировать желаемое, работая над его созданием. Чепуха. Сложно поверить, сколько людей рассказывает о благополучии их компании, а три месяца спустя вылетает из бизнеса. Если бы они просто поделились своими проблемами, кто-то из их окружения, вероятно, смог бы помочь им.

5 января 2007 года Момофуку Андо скончался от сердечной недостаточности в возрасте 96 лет. И это снова дало нам шанс увидеть, как хорошо он умел окружать себя людьми.

На его похоронах присутствовало 6,5 тыс. человек. Они проходили на бейсбольном стадионе. Попасть туда можно было только по приглашениям.

P.S. Рекомендуем ещё одну статью по теме — 5 простых действий для повышения эффективности общения.

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult.

Комментарии (6)