Очевидно, что с 2006 года очень многое изменилось, а следующая декада обещает еще больше кардинальных перемен. Давайте на минутку отвлечемся от текущей работы и попробуем заглянуть в будущее, чтобы оно не застигло нас врасплох.
Граница между офисом и домом размоется
Помните увековеченные в сериале «Офис» бесконечные ряды рабочих кабинок, залитые резким светом флюоресцентных ламп? Уже в наши дни нормой становится открытая планировка и появляются стоячие рабочие места. Что же будет дальше?
Ваше любимое кресло будет стоять в офисе
Журнал FastCompany составил список восьми главных трендов в дизайне офисных помещений. В частности, эксперты отметили возрастающую значимость элементов комфорта и уюта: камины, удобные кресла и специально оборудованные зоны отдыха, чтобы снять стресс. Офисы будут избавляться от кабелей, шнуров питания и прочих принадлежностей, создающих ощущение беспорядка. Нам также обещают распространение универсальных модульных рабочих мест, которые можно легко трансформировать или подогнать по росту.
Рабочее место станет трансформером
Если вы подумаете о своем офисе, то сразу представите себе его планировку. Но, если верить футурологу Джейкобу Моргану, так будет не всегда. Он отмечает, что компании начнут относиться к физическому пространству так же, как к программному обеспечению, требующему постоянных обновлений. Бизнес перестанет тратить деньги на дорогостоящую перепланировку, рассчитанную на века. Также организации заинтересуются технологиями персонализации, в том числе рабочими местами, на которые можно передать информацию о предпочтительном освещении и температуре воздуха для каждого отдельного сотрудника, а также все его контакты, проекты и необходимые файлы.
Содержание офисов будет обходиться дешевле
Развитие Интернета вещей позволит определять наличие людей в комнатах, чтобы выключать свет и кондиционирование в пустых помещениях, предупреждать уборщиков о том, какие из кабинетов не использовались и не нуждаются в уборке, и повышать эффективность офисного пространства.
Сами офисы начнут отмирать
Утро понедельника застанет вас за работой дома, в библиотеке или в ближайшем кафе. По мнению Time, такие сервисы, как Dropbox, Skype и другие инструменты совместной работы (включая Wrike) поспособствуют исчезновению традиционных офисов и появлению все большего числа фрилансеров, независимых подрядчиков и удаленных команд. Компании вполне осознают свою выгоду, если сотрудникам больше не придется тратить по 1-2 часа ежедневно на дорогу до офиса, аренда которого обходится совсем недешево. Сотрудники, со своей стороны, в основном приветствуют возможность работать из дома. К тому же эта тенденция способствует децентрализации и хорошо сказывается на развитии провинциальных городов.
Новый софт, новые привычки
Развитие технологий останется главной движущей силой перемен. Популярность мобильных устройств, социальных сетей и носимых технологий уже меняет способы взаимодействия с коллегами, клиентами и работодателями. Дальше больше.
Вы станете пользователем корпоративной социальной сети
Если раньше между вашей жизнью в социальных сетях и жизнью в офисе существовала четкая граница, в ближайшие годы она начнет стираться и исчезнет полностью, так как компании уже внедряют внутренние социальные сети, такие как Slack и Facebook At Work.
Ваш телефон станет важнейшим рабочим инструментом
В наши дни 44% сотрудников используют мобильные устройства по работе более 20 раз в день, а 70% считают, что в будущем станут пользоваться ими еще чаще. Мобильные технологии помогают нам не тонуть в рабочих задачах. Во всяком случае, 69% опрошенных, признавшихся в использовании мобильных устройств на работе, утверждают, что это сохраняет или даже улучшает баланс рабочего и личного времени.
И вам придется соблюдать правила компании при работе с собственным телефоном
По нашим данным, уже сейчас личными мобильными устройствами по работе пользуются около 62% сотрудников. Перед ними, как и перед их работодателями, встает непростая задача внедрения и выполнения правил и мер защиты конфиденциальной рабочей информации на таких устройствах.
Популярность инструментов для совместной работы будет расти
Приложения для совместной работы, которые позволяют удаленно работать целым командам и отделам, уже стали привычными и используются все большим числом компаний. Чтобы внедрять подобные инструменты и поощрять сотрудников работать с ними, компании будут повышать ценность таких сервисов в глазах конечных пользователей, делая упор на индвидуальных преимуществах (гибкий график, признание достижений и т. д.), а не заставляя людей проникнуться важностью для компании (ускорение инноваций, рост продуктивности и т. п.).
У вас появится «электронный дворецкий»
Такие сервисы, как Siri и Кортана, становятся все «умнее» и функциональнее. Очень скоро у нас на работе появятся персональные ассистенты на базе искусственного интеллекта. Они будут изучать и прогнозировать наши паттерны поведения и заблаговременно предоставлять необходимую информацию, чтобы повысить вашу продуктивность.
На работе будут использоваться носимые устройства и Интернет вещей
Такие повседневные рутинные задачи, как приготовление кофе или включение света, будут выполняться автоматически, чтобы сотрудники не отвлекались от более сложных и творческих дел. Носимые устройства будут подсказывать сотрудникам, когда следует сделать перерыв, и каких продуктов желательно избегать в рационе, чтобы сохранить максимальную работоспособность. А компании начнут анализировать собираемые данные о деятельности, настроениях и привычках сотрудников, чтобы выяснить, как можно повысить производительность труда и удовлетворенность сотрудников, не уподобившись при этом Большому Брату.
Методы организации работы станут мягче
Изменятся не только инструменты и технологии, которые мы используем, но и наше отношение к работе, и методы ее выполнения. В ближайшие несколько лет в компаниях будут приняты новые технологии управления, ценности и стандарты.
Появятся три бизнес-сферы
В недавнем отчете PriceWaterhouseCooper предсказала, что компании будущего можно будет отнести к трем сферам:
«Синяя сфера» капитализма, где главным приоритетом являются показатели прибыли и доли рынка.
«Зеленая сфера», где сотрудники и клиенты требуют от организации заботы об экологии и благосостоянии людей и стремления изменить жизнь к лучшему.
«Оранжевая сфера» малых предприятий, фрилансеров и предпринимателей, в первую очередь ориентированных на экономичные и гибкие методы работы.
Компании станут более мелкими, а их структура — более плоской
Все больше новых компаний будут стараться сохранить свой начальный небольшой размер. В штат войдет базовая группа основателей и ключевых сотрудников, а остальные необходимые роли станут выполнять фрилансеры со всего мира. В то же время крупные компании возьмутся за упрощение организационной структуры и попытаются ввести горизонтальный стиль управления, аналогичный «холакратии», принятой в Zappos. В результате сотрудники получат больше полномочий для управления проектами, избавятся от жесткой должностной иерархии и смогут вносить более существенный вклад в развитие компании.
Понятие «предприниматель» обретет новый смысл
Подобно тому как меняются методы управления проектами, изменяются и наши представления о предпринимательстве. Предпринимателями больше не будут называть исключительно тех, кто создает новые товары или основывает компании. Теперь это определение включает в себя и независимых фрилансеров, которые объединяются с другими фрилансерами во временную группу, чтобы осуществить более крупный и выгодный проект.
Эксперименты и итерационные процессы станут нормой
Компании возьмут на вооружение исследовательский стиль работы и станут меньше внимания уделять улучшению стандартных процессов и продуктов, и больше — экспериментам и созданию инноваций.
Отвлекаетесь от работы? Больше не придется делать это тайком
В организациях начинают ценить и даже поощрять паузы в работе, когда можно отвлечься на что-то другое и в итоге обнаружить любопытные взаимосвязи, приводящие в появлению новых идей. В таких компаниях, как Google, сотрудникам давно уже дают время на выполнение побочных проектов и удовлетворение любопытства. Эта практика становится все популярнее по мере того, как руководство начинает заботиться о работоспособности и мотивации своего персонала.
Многофункциональность и навыки общения будут цениться выше
По мере того как современные инструменты и технологии открывают новые возможности и методы работы, необходимые нам умения становятся все более нетривиальными, а навыки общения — все более востребованными.
«Гигономика» откроет новые возможности
Некоторые из наиболее востребованных профессий в следующем десятилетии будут связаны с развивающейся «гигономикой» или экономикой свободного заработка. Среди таких профессий — инструктор по созданию персонального бренда, помогающий фрилансерам и консультантам продавать свои услуги, или трайбер, помогающий компаниям формировать идеальные рабочие группы для выполнения определенных проектов. Даже преподаватели и профессоры станут фрилансерами и предпочтут сотрудничать с одной из множества обучающих онлайн-платформ.
Вы станете чаще обновлять резюме
Времена, когда человек мог до пенсии проработать в одной-единственной компании, с боем пробиваясь по карьерной лестнице на самый верх, уходят в прошлое. Представители следующего поколения сменят работу по меньшей мере десять раз до достижения сорокалетнего возраста. Обычным делом станет проработать на компанию несколько лет, набраться опыта и знаний, а затем ухватиться за более привлекательную возможность.
Будет недостаточно обладать одним-единственным умением и использовать его на протяжении всего рабочего стажа — придется осваивать различные навыки и уметь пользоваться ими по ситуации. Особой популярностью будут пользоваться краткосрочные курсы повышения квалификации, рассчитанные на год или несколько месяцев, и со временем как работодатели, так и сотрудники привыкнут к высокому уровню текучки.
В числе рабочих навыков появится стаж в World of Warcraft
Умение принимать коллективные решения, особенно в распределенной команде, будет цениться очень высоко. Этому очень редко учат в традиционных школах бизнеса, но любители MMORPG и прочих онлайн-игр освоили это умение в совершенстве.
Держите наготове свой IQ, EQ и CQ
Рост глобализации и растущее разнообразие кадрового состава означают, что для успешного руководства людьми и совместной работы необходимы не только высокий коэффициент интеллекта (IQ) и развитый эмоциональный интеллект (EQ), но и культурный интеллект (CQ) и культурная чуткость.
Успех компании будет зависеть от культуры
Гибкий рабочий график, удаленная работа и необходимость мотивировать талантливых сотрудников, чтобы удержать их в компании, вынуждает работодателей выделять больше времени и ресурсов на создание корпоративной культуры, благодаря которой сотрудникам захочется приходить в офис.
Коллеги станут участниками сообщества
Сегодня более 87% сотрудников признаются, что не любят свою работу, а, значит, проблема уже не в том, чтобы нанять талантливого специалиста, а в том, чтобы его удержать. Компании будут прилагать больше усилий для создания подлинного ощущения сопричастности, чтобы вдохновлять сотрудников и воспитывать в них преданность своей команде.
Взаимная оценка станет стандартом
Традиционные методы аттестации уходят в прошлое, так как компании начинают использовать более гибкие способы получения обратной связи и оценки сотрудников. Организации будут уделять больше внимания наставничеству и повышению квалификации, позволят сотрудникам самим ставить перед собой цели, а также станут собирать на постоянной основе внутренние отзывы, чтобы стимулировать развитие всех сотрудников компании, вплоть до высшего руководства.
Льгот будет больше
Медицинское страхование, оплачиваемые отпуска и прочие привычные преимущества никуда не денутся. Более того, все больше компаний начинают добавлять к ним персональные льготы, зависящие от корпоративной культуры и личных обстоятельств данного сотрудника. Работодатели переосмысливают традиционные льготы и компенсации, стремясь дать своим сотрудникам то, что им действительно необходимо, например оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, возможность непрерывного обучения и помощь в выплате кредита на образование.
Борьба за гендерное и культурное разнообразие наберет обороты
В таких компаниях, как Facebook и Pinterest, введено требование, чтобы на каждую открытую руководящую позицию рассматривалось резюме по крайней мере одной женщины и одного представителя недостаточно представленных меньшинств, а Twitter и Pinterest публикуют свои решения по отбору кандидатов в открытом доступе для большей прозрачности. Многие компании последуют их примеру, поскольку их заинтересованность в повышении культурного разнообразия в рабочих командах постоянно растет.
В результате они станут принимать меры для борьбы с невольными предубеждениями, например проводить собеседования «вслепую», когда соискатели и сотрудники, проводящие собеседование, не могут видеть друг друга, и их голоса искажены.
HR-менеджеры начнут оценивать соответствие соискателя корпоративной культуре
Когда вы в очередной раз станете искать работу, ваш опыт, дипломы и баллы аттестации будут уже не так важны в сравнении с мотивацией, поставленными целями и желанием учиться. Главным вопросом станет ваша способность вписаться в культурную среду.
Возможно, вам самим удастся создать подходящую должность (тренд уже получил свою аббревиатуру BYOP — Build Your Own Position), опираясь на собственные интересы и отраслевой опыт. Сначала вы установите отношения с компанией, а затем создадите для себя роль, вместо того чтобы претендовать на свободную вакансию.
Вы станете более придирчивым в выборе работодателя
Зарплата уже не будет решающим фактором при выборе работы. Поскольку соискатели, устраиваясь на работу, станут выбирать компании, подходящие к их стилю жизни, ценностям и профессиональным интересам, организации будут пытаться создать у сотрудников чувство важности и осмысленности делаемой ими работы. Впрочем, конкретные шаги, которые будут предприняты в этом направлении, описать довольно трудно, а осуществить еще труднее.
Мы увидим больше женщин среди топ-менеджеров
Исследования показывают, что женщины-руководители в большей степени ориентированы на сотрудничество, чем на конкуренцию, обладают более высоким эмоциональным интеллектом и стремятся выстраивать долгосрочные отношения. В условиях угрожающего недостатка талантливых специалистов тот факт, что среди женщин больше обладателей дипломов и ученых степеней, а также то, что именно они приобретают 83% потребительских товаров, означает одно: в бизнесе должно быть больше женщин, которые смогут сотрудничать с другими женщинами и продавать им товары. Впрочем, здесь Россия — уже мировой лидер и одной ногой в будущем.
Пора учиться работать удаленно
Если верить статистике, эра удаленной работы уже началась и конца ей пока не предвидится: 80-90% сотрудников выражают желание работать из дома хотя бы часть рабочей недели, а 50% утверждают, что такая возможность у них уже есть. В следующие несколько лет будут созданы более эффективные методы удаленной совместной работы, которые позволят добиться такого уровня сотрудничества и социального взаимодействия, какой сегодня доступен только в офисе.
Удаленная работа станет нормой, а не исключением
Вместо того чтобы пользоваться услугами отдельных групп удаленных специалистов или разрешить сотрудникам время от времени работать из дома, компании с самого начала будут ориентироваться на удаленную работу. Любое общение лицом к лицу станет исключением из правил, а компании станут активно внедрять технологии, которые позволят нанимать талантливых специалистов независимо от места проживания.
Вы измените свой дом, чтобы в нем удобнее было работать
Во многих жилых домах используется открытая планировка, не слишком удобная для сосредоточенной и эффективной работы. Все чаще работая удаленно, люди начнут оборудовать рабочее пространство в своих домах.
Офисы будут использоваться только как площадки для совместной работы
Отдельные письменные столы и офисные ячейки станут не нужны, потому что офисы превратятся в площадки для совместной работы. Люди будут приходить туда только для того, чтобы поработать в коллективе.
Что думаете о работе будущего?
Мы описали лишь общие тренды, но, понятно, что каждая компания видит свое будущее по-своему. Wrike — это сервис управления проектами и совместной работы, поэтому для нас такие прогнозы не просто любопытство, но и часть бизнес-планирования.
Нам важно постоянно оценивать успешные методики, подходящие для конкретных организаций и их сотрудников, и искать способы решения проблем, и ваши прогнозы в комментариях горячо приветствуются!
Комментарии (11)
hungry_ewok
09.03.2016 19:34+6/флегматично/
Няши, а вот кто сможет ответить на один простой вопрос...?
Что делают все эти люди с фотографий?Pakos
10.03.2016 10:41+1Стартапят и креативят, поглощая смузи в коворкинге. Как-то не представляю текущую контору с подобными изменениями от слова совсем (всё совсем не похоже на картинки, а эти люди-с-картинок не «пройдут проверку HR на соответствие корпоративной культуре» как говорится в статье). Чем-то похоже на фотки яндексовцев, но там большая часть выкладываемых «мы после работы играем в настолки или сидим в кафе», вот с этим что-то общее есть (в т.ч. возраст персонажей).
AstorS1
09.03.2016 23:12Необычный подход (во всяком случае, для меня). Почему-то, в конце статьи ожидал увидеть: "Перевод статьи с ресурса XYZ".
NatalyaRukol
10.03.2016 01:28Хорошо очень собрали воедино! По большинству пунктов согласна. Наверное, это самые очевидные, а нас ещё что-то менее предсказуемое ждёт ))
lzb_j77
11.03.2016 13:24+1Т.е. никто не будет добывать нефть, уголь, газ, выплавлять металл, выращивать бульбу и прочие овощи и работать на ГЭС?
tmn4jq
11.03.2016 13:24-1Мне одному кажется, что чуть ли не половину из описанного уже можно найти в любой хорошей IT-компании?
Sergey-S-Kovalev
11.03.2016 13:24+1Вся статья ода счастья, толерантности и улыбающихся людей.
Осталось найти образованных, адекватных, исполнительных сотрудников, готовых работать всегда и везде.
bizobj
Полагаю, все видоизменится ещё более кардинально. Случайно или нет, но сегодня тоже выложил некоторые свои соображения по поводу трансформации принципов управления в современной экономике.