Как известно, цена товара определяется в первую очередь его себестоимостью, спросом, объёмом предложения и конкуренцией. То же самое можно сказать и о стоимости услуг, в том числе и на телеком-рынке. Сегодня мобильник в кармане — настолько привычная вещь, что многие уже с трудом вспоминают времена, когда он был роскошью, а уж тем более, когда их совсем не было. Да что там, многие даже не застали начало распространения мобильной связи в России. И если мы время от времени умиляемся тому, как громоздко и нелепо выглядели раньше сотовые телефоны, то уж о стоимости самой услуги связи в былые годы задумываются совсем единицы. А ведь когда-то мобильная связь считалась в нашей стране уделом лишь очень обеспеченных людей.

Первые «мобилы» начали появляться в России после распада СССР. В те времена единственным средством связи (голубей и почту рассматривать не будем) были стационарные телефоны и многочисленные таксофоны. Мобильники стоили астрономически дорого, особенно на фоне резкого падения уровня жизни в первой половине 1990-х. Мобильное покрытие было очень маленьким и ограничивалось поначалу лишь небольшими зонами в крупнейших городах страны.


Nokia Mobira MD59-NB2, 3 кг живого веса. По такому телефону в 1991 году был совершён первый в России мобильный вызов

Стоимость самой мобильной связи была просто запредельной — ежемесячные расходы абонентов могли составить не одну зарплату многих россиян (средняя зарплата по России в первой половине 1990-х не превышала $20-30). При этом в те времена не было такой вещи, как мобильный интернет (да и сам интернет, по сути, ещё только развивался). Разнообразие услуг было ограничено лишь голосовой связью и SMS. Как вы понимаете, так шикарно жить могли себе позволить лишь некоторые бизнесмены и «братки». Количество абонентов было столь невелико, что каждый новый клиент заметно влиял на финансовые показатели оператора.

Свято место пусто не бывает, и нишу более доступной мобильной связи заполнили… пейджеры. Конечно, это был компромисс, ведь связь-то получалась односторонней. Чтобы ответить на сообщение, нужно было найти стационарный телефон, чтобы позвонить в пейджинговую компанию и надиктовать ответ.



Естественно, «полноценная» мобильная связь тоже менялась — появлялись новые модели телефонов, более компактные и дешёвые; стоимость минуты разговора снижалась по мере роста конкуренции и абонентских баз операторов. С середины 1990-х экономическая ситуация в стране начала улучшаться, поэтому всё больше людей могли себе позволить всё ещё очень недешёвое удовольствие — мобильный телефон.

В те годы рынок мобильной связи был ещё далёк от насыщения. Более того, основные сегодняшние операторы в основном конкурировали за московских абонентов, а в большинстве крупнейших городов страны правили бал различные региональные компании. Современной молодёжи вряд ли знакомо название МСС — «Московская сотовая связь», хотя до конца 1990-х эта компания была лидером на столичном рынке мобильной связи. К слову, в 1998 году она была единственной, кто предлагал тариф с бесплатными звонками внутри сети. Сегодня это само собой разумеется, но когда-то людям приходилось платить за то, что им звонили абоненты того же самого оператора. Для сравнения вот тарифы на мобильную связь в 1996 году:



Размеренное течение жизни было нарушено в конце 1990-х, когда целый ряд факторов привёл к кумулятивному эффекту в виде очень быстрого снижения цен на мобильную связь:

  • Появились более доступные телефоны стоимостью до $200. В 1997 году доллар стоил около 6 000 руб., среднедушевой доход составлял 940 тыс. руб., прожиточный минимум — 460 тыс. руб. (это было ещё до деноминации, когда с рублёвых купюр убрали по три нуля). Иными словами, «доступный» телефон стоил примерно среднюю месячную зарплату. В январе 1998 года была проведена деноминация, а в августе разразился кризис. На конец года доллар стоил около 20 руб., среднедушевой доход в стране составлял 1000 руб./месяц.
  • Мобильные операторы начали объединяться и укрупняться.
  • Активное внедрение GSM-технологии, позволявшей проще и дешевле наращивать абонентскую базу.

В результате цены начали падать не по дням, а по часам. В 1998 году минута разговора стоила около $0,83 (в течение года цена на доллар колебалась от 5,9 до 17,4 руб.), в начале 1999 — $0,55 (доллар был уже 20-25 руб.). А к концу года можно было поговорить уже за $0,18 в минуту (то есть при цене доллара 26,4 руб. на конец года стоимость разговора составляла в среднем 4,7 руб./мин.). Столь резкое падение было связано с тем, что «Билайн» вывел на рынок первый «коробочный» продукт — «Би плюс», стоивший всего $49 (300/1000 руб. до и после кризиса). В него входил очень дешёвый мобильный телефон с симкой и картой предоплаты (абонент получал на счёт $10 (600 руб. до кризиса, 2000 — после)). Это было гораздо дешевле пейджера с подключением. Конкурентная борьба между операторами усилилась.

Именно с конца 1999 года началась широкая экспансия операторов большой тройки в регионы, что в результате привело к сегодняшнему разделению рынка. Одним из инструментов снижения цен стало активное распространение федеральных телефонных номеров, которые были дешевле прямых в обслуживании, а следовательно — и в использовании. Другим важным моментом стало появление тарифов с посекундной тарификацией с самого начала разговора. Ранее операторы сразу снимали деньги за первые две-три минуты.

Удешевление тарифов и телефонов делало мобильную связь всё более доступной. Количество абонентов росло, сотовые сети всё шире охватывали страну. Борьба за абонентов заставляла операторов продолжать снижать цены, хотя уже и куда медленнее. В 2006 году количество SIM-карт в России превысило количество жителей. В том же году операторам законодательно запретили брать с абонентов плату за входящие вызовы.

К 2010 году минута разговора стоила в районе $0,05 (1,5 руб.). В те времена это был самый низкий показатель в Европе. Казалось бы, куда ещё дешевле? Тем не менее, рынок диктовал свои условия. У населения уже столько мобильных телефонов, что прирост абонентов естественным образом замедлился. Многие люди заимели по 2-3 аппарата с симками от разных операторов. А с 1 декабря 2013 года и это стало не столь важно, благодаря принятию закона о переносимости телефонных номеров.

Чтобы отвечать требованиям рынка, операторам приходится регулярно вводить новые тарифы и предложения, менять структуру и условия существующих. К примеру, Yota, запустившая мобильный оператор в широкую коммерческую эксплуатацию менее двух лет назад, регулярно снижает цены на связь. Ранее изменения стоимости пакетов для смартфонов вступили в силу в 39 регионах России, включая Москву и Московскую область. Эти изменения были восприняты клиентами очень позитивно. Предварительно мы оценили потребность пользователей каждого региона и провели необходимые расширения пакетов с учетом потребления клиентов на каждой территории. А с 18 апреля мы снизили цены на услуги для смартфонов в 71 регионе России в среднем на 35%. Максимальное снижение цены в отдельных регионах составило более 70%. Последняя волна изменений пакетов услуг коснулась как новых, так и действующих клиентов Yota в 33 регионах Северо-Запада, Дальнего Востока, Юга. Так что если вам кажется, что вы начали многовато тратить на мобильную связь, зайдите на www.yota.ru — возможно, найдёте там интересное предложение.

Комментарии (31)


  1. rusfatman
    21.04.2016 13:10
    +2

    да, помню коробочный Билайн, только без СИМки — стандарте D-AMPS с картами предоплаты… $20 сроком на 30 дней. И минута днём 0.5$, вечером 0.3$, а ночью 0.05$ за минуту.


  1. NickSin
    21.04.2016 13:52
    +4

    Помню эти бешеные цены в конце 90 — начале 00… бррр. Как раз на рынок вышли более менее доступные телефоны. Первый телефон в семье был Ericsson R320S. До сих пор жив и работает. Удивительный аппарат! Помню бешеные цены на связь, карточки оплаты с определенным номиналом (5$, 10$, 15$, 20$… ). Помню, чтобы узнать баланс на телефоне, приходилось звонить оператору и узнавать его, причем в долларах! А это было даже платно, поначалу. Каждый раз приходилось узнавать курс доллара, чтобы рассчитать точное количество денег, которые надо было положить на телефон. Так проблема еще была в том, что терминалов оплаты никак не было! Приходилось класть деньги на телефон через 3тьих лиц, которые еще и процент «хороший» с этого брали…
    На тот момент в стране было только пару крупных операторов: МТС и набирающий обороты Билайн. «GSM» (будущий Мегафон) только набирал обороты в СПб и стремился «пойти» на Россию.
    Так посмотришь, что было в прошлом, не вериться что это было, особенно если сравнивать с тем, что сейчас.
    Столько детских воспоминаний, заодно, с этим постом вспомнил)
    Спасибо,Yota!


    1. imhoil
      22.04.2016 10:39

      «GSM» (будущий Мегафон)
      Он же вроде был NW-GSM. Да, ценник был конским, до прихода МТС в питер. Хотя, как-то странно. Я, как и большинство, повелся на «дешевый» МТС с их вкусными тарифами, а потом опытным путем выяснил, что NW-GSM вовсе и не дороже.


      1. NickSin
        22.04.2016 10:51

        У нас телефон появился, когда МТС уже пришел в СПб. Так уж вышло, что МТС был подключен «по месту» покупки телефона, потому им и пользовались. А так да, вы правы, «NW-GSM» был дешевле.


      1. Loki3000
        22.04.2016 12:44

        Когда МТС пришел в Питер, у него действительно было интересное предложение: 1коп/мин внутри сети. Но, так как у них было установлено «полторы» вышки всего, то связь была (где она была) весьма посредственная. Его так и называли Местами Тебя Слышно:) Потом вышек наставили, акцию с одной копейкой отменили, а цены сравнялись с тогда еще NW-GSM.


  1. Kalashmatik
    21.04.2016 15:00
    +1

    Буквально 5 дней назад подписал заявление о переносе номера (MNP) получив симку Yota от курьера ) Интересно, лет через 10 будет вообще безлимитная связь, а плата только за доп. услуги?

    P.S. Помню в 98-м у начальника был 500-й мерс и там телефон с которого можно было звонить, это было очень круто, но когда он доставал мотороллу размером с кирпич и мог звонить с нее это было вообще нечто фантастическое. Точно не скажу но тогда с его слов такая моторолла обошлась ему в 5000$


  1. rockin
    21.04.2016 15:28

    Из всей статьи меня поразила одна строчка
    На конец года доллар стоил около 20 руб., среднедушевой доход в стране составлял 1000 руб./месяц.
    Да, я понимаю, что доллар был другой, но в голове не укладывается, что настолько.
    И картинка


    1. rockin
      21.04.2016 23:36

      Извините, не знал, что теги и имж не доступны.
      :(


  1. abehterev
    21.04.2016 15:29
    +4

    Не хотелось бы рекламы, но чем вы хотите удивить?

    зайдите на www.yota.ru — возможно, найдёте там интересное предложение

    Зашел, выбрал для сравнения:
    • 300 минут в месяц (включая, по РФ и в поездках по РФ)
    • пусть еще и смс
    • интернет (названный безлимитным)

    Получил: 570 руб (для СПб)

    Далее начинаем изучать:
    • интернет ограничен (шарить нельзя, торенты качать тоже)
    • интернет на другие устройства тоже не раздашь (у меня вот яйцо есть, если вдруг телефон сядет)
    • в поездках — не больше месяца, иначе переведут на конский


    В общем не очень впечатлился и пошел смотреть на конкурентов. Сделаю небольшое допущение, что раз интернет все таки не безлимитный, а ограничен и весьма сильно, то подойдут тарифные планы до 3 гб (субъективно).
    Просто по большой тройке:
    МТС — 400 руб можно шарить и качать
    Билайн — 300 руб, можно шарить и качать, на более высоком (500 руб) или корпоративе — еще и на другие симки интернет раздавать
    Мегафон — 400 руб без акции

    Я может чего-то не вижу, но в чем ваше преимущество на рынке, кроме ограничений?

    PS ну и приложение ваше навеяло давно: не работает без маркета и не работает ни на чем кроме Android/iOS, а симки активируются и номера выбираются вроде как через него, к сожалению (могу ошибаться конечно — поправьте если что).


    1. sandro_ballack
      21.04.2016 19:07
      +1

      Лично для меня преимущество Йоты в простоте тарифов (или тарифа?). Выбрал количество минут, тыкнул в «Безлимитные смс» и всё.

      Опять же, лично для меня, все эти минусы с интернетом не существенны. Я не собираюсь раздавать с телефона интернет, не собираюсь качать торренты с телефона, да и в поездках я дольше месяца не нахожусь. А интернет, не ограниченный трафиком сверху, меня полностью устраивает.

      Меня в свое время как раз и подкупил этот интернет без верхних границ, потому что очень сильно надоедало, когда я «сжирал» весь трафик за неделю.

      Поэтому, в общем-то, можно сказать, что Йота так или иначе находит своих пользователей :)


    1. urukhor
      22.04.2016 10:39
      +1

      Да просто по минутам они дороже, но во первых у меня расход интернета на телефоне около 6Гб в месяц, а это для Москвы 75р/500Мб. А во вторых отсутствие межгорода и месяц в поездках по России это сильно лучше чем у других операторов, что к сожалению очевидно не сразу. Говорю на примере МТС, «тариф действует на территории всей Росии» означает что если вы приезжаете в другой регион то звонки в домашний регион будут считаться как обычно, но если вы звоните на местный номер не своего оператора, то это уже будет по тарифам межгорода. Ну и честно говоря простые тарифы без наследия в виде десятка странных «услуг» и идиотского снятия абонентской платы в минус для меня были решающим фактором.


    1. Syrex
      22.04.2016 13:08
      +1

      Для меня преимущество в том, что нет роуминга (по настоящему нет). Допустим, я живу в Обнинске, а работаю в Москве и снимаю комнату там же. У любого другого оператора при пересечении границы московской области — врубается конский тариф на все (и интернет, и звонки). Есть удешевляющие опции, но они тоже не полностью отменяют условия роуминга, а лишь смягчают их. Также, у них реально безлимитный интернет (без ограничения по трафику), что позволяет мне за 240 рублей в месяц (тариф для Обнинска) звонить и пользоваться интернетом без ограничений и доплат. На абсолютно любом другом операторе это было бы сильно дороже и более ограничено.
      PS а как шарить интернет на комп — можно почитать на 4pda, способов много


      1. abehterev
        22.04.2016 13:33

        1. Я вас сильно огорчу, если скажу, что приехав в Москву из Обнинска вы сможете наслаждаться сладким тарифом только месяц
        2. Вытекает из п.1 Yota не такая прозрачная, как кажется, скорее даже совсем не такая…
        3. Роуминг у того же Билайна работает также как у Yota, только через месяц у вас не вырастает счет в 3 раза
        4. Иногда проще прочитать сложный тариф и увидеть подводные камни сразу, чем радоваться как ребенок легкому тарифу, а потом понять, что тебя ткнули носом в маленькую незаметную звездочку, размещенную в публичном доступе, на странице хрен-меня-найдешь-сам с обновлениями без уведомления.

        ИМХО


        1. Syrex
          22.04.2016 16:02
          +1

          1. Так я на выходных в Обнинске нахожусь, так что мне не страшно. А если и переключится — будет 440 рублей в месяц
          2. Почему не прозрачная? Я могу разобраться в её тарифах не особо напрягаясь
          3. У Билайна при пересечении границы московской области врубится моментально роуминговый тариф «9.95 руб за мин» и интернет по тарифу, а не по пакету
          4. Наверно да, но меня все устраивает и за год пользования никаких подводных камней не обнаружено (про ограничения на раздачу инета и торренты я знал и так, это вполне открыто написано на сайте), тоже ИМХО


          1. abehterev
            22.04.2016 17:05

            1. В вашем случае — да
            3. Тот тариф, который я указал действует по всей Р.оссии, включая внутрисетевой роуминг. У многих есть такие тарифы — тенденция последних нескольких месяцев.

            Учитывая п.3 удивляет, почему Yota не делает каких-то шагов к снижению. Мой комментарий касался именно этого.


        1. YotaRussia
          22.04.2016 19:45
          +1

          Здравствуйте! Мы стремимся быть честными и открытыми с нашими пользователями и стараемся предоставлять им максимально прозрачные условия пользования нашей связью. Вся информация по данному вопросу размещена на странице www.yota.ru/voice/#, необходимо кликнуть на пункт «Подробнее» prntscr.com/avg3om. У нас действительно нет роуминга, но после пребывания более 30-ти дней за пределами домашнего региона у Вас активируется тариф «Региональный». Он будет идентичен Вашему домашнему тарифу, будет только немного изменена стоимость. У Вас также будет безлимитный Интернет, бесплатная связь внутри сети и пакет минут на исходящие по всей России. Это было сделано по той причине, что для каждого из регионов существует своя тарифная линейка и во избежание использования мошеннических схем — мы ввели единый тариф для всех регионов где мы уже запустились и это никак не является роумингом. Если у Вас возникнут дополнительные вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами через личные сообщения нашей официальной группы ВКонтакте vk.com/yota (кнопка «написать сообщение» под аватаркой сообщества). Будем рады Вам помочь. Спасибо.


          1. abehterev
            22.04.2016 20:25
            -1

            Уважаемая Yota.
            Я очень рад, что вы присутствуете на рынке, т.к. определенно вносите вклад в развитие мобильной связи и снижение тарифов на нее. Как-никак конкуренция. Также я считаю, что каждый оператор вправе сам устанавливать свою линейку тарифов, равно как абонент вправе выбирать, голосуя рублем.
            Как-то исторически сложилось так, что я привык досконально изучать тарифы, договоры и т.п. вещи. Скажу честно, что проблемы найти информацию на вашем сайте для меня нет, а вот для многих моих знакомых она есть: кому-то лень, кому-то неохота читать. Видели бы вы глаза человека, уехавшего в командировку на 1,5 месяца и увидевшего счет по возвращении. Пункт 4 комментария относился как раз к такой ситуации, причем в саркастическом контексте.
            Кстати, у вас шаблон скривился на странице с тарифом:

            Скрин
            image


            1. h31
              22.04.2016 20:44
              +1

              У Йоты есть возможность за дополнительную плату включить интернет вообще без ограничений. 50 рублей за 2 часа, 150 за сутки (в Москве чуть подороже).
              У любого мобильного интернета есть сугубо физический предел в виде
              а) Ограниченного частного диапазона
              б) Ограниченной скорости канала, идущего к БС
              По этой причине любой оператор будет вынуждать пользователей экономить трафик. Разве что каждый оператор делает это по-своему, вот и всё.


            1. YotaRussia
              23.04.2016 14:22

              Спасибо за подробный комментарий. Как мы уже говорили — мы стремимся предоставлять максимально прозрачные условия пользования нашими услугами и в отличие от других операторов связи, мы не размещаем важную информацию мелким шрифтом, обозначая ее звездочкой со сноской. Баланс на наших сим-картах, при пользовании внутри страны, не должен уходить в минус, поэтому не очень понятно, какой счет счет был выставлен Вашему знакомому — здесь нужно проверить информацию подробно и мы готовы это сделать, если он обратиться в нашу тех. поддержку. Что касается скорости — то здесь необходимо понимать, что иногда скорость может быть немного ниже ожидаемой, это зависит от множества факторов: например, уровень приема сигнала, интенсивность использования ресурсов сети и общей нагрузки на сеть. Также, ввиду особенностей мобильного Интернета — стоит учитывать, что в часы наибольшей нагрузки на сеть можно наблюдать низкую скорость при скачивании файлов, а также при доступе к потоковым мультимедиа-ресурсам. Для того, чтобы пользоваться нашими услугами вовсе не обязательно устанавливать мобильное приложение, большую часть вопросов можно закрыть посредством использования USSD-команд (http://prntscr.com/avsjhb). Конечно, выбор всегда за вами, но мы бы хотели принформировать Вас о том, что сейчас у нас проходит акция «Месяц бесплатно», правда хотим сразу отметить, что здесь как раз потребуется привязка банковской карты в мобильном приложении. Вы непосредственно сможете оценить качество наших услуг, при подключении до 30-го апреля. В пакет по акции входит: безлимитный Интернет по всей России, пакет минут на звонки операторов по всей России, неограниченные звонки на Yota без израсходования минут из пакета. Вы можете оформить доставку сим-карты курьером, которая для Вас также будет бесплатной на нашем сайте http://www.yota.ru/ или же обратиться в официальную точку продаж Yota. Вам необходимо будет внести на счет средтва в размере 300 рублей, которые зачислятся Вам в 100% размере и перейдут в счет 2-го месяца. Будем рады, если Вы когда-нибудь решите к нам присоединиться!


              1. h31
                29.04.2016 01:08

                Добрый день, YotaRussia!
                Недавно вы снизили цены во многих регионах. А есть какие-нибудь планы по снижению цен в Питере?


    1. Vjatcheslav3345
      22.04.2016 21:04
      +2

      «Я может чего-то не вижу, но в чем ваше преимущество на рынке, кроме ограничений?»
      Этой конской фразой можно вынести любого, рекламирующего продукт менеджера — внёс её в свою записную...:)


    1. Kalashmatik
      22.04.2016 22:16

      до 3 гб (субъективно).

      в том то и дело что это весьма субъективно, у меня например 3 гига на мегафоне вылетают моментом (смотрю ютуб и телевизор пока жду в машине по 3g) и в этом плане yota действительно безлимитная… А теперь поглядим ценник на реальный безлимит у большой тройки, он будет совсем не в пользу них.


  1. amarao
    21.04.2016 15:46
    +4

    Опять. Что это забыло на habrahabr? GT ждёт вас.


  1. Duti_Fruti
    21.04.2016 16:50

    Что такое «лимит бесплатного эфирного времени»?


    1. sepetov
      21.04.2016 19:07

      Это пакет минут, который уже входит в абонентскую плату.


  1. LonerD
    21.04.2016 19:08
    -3

    В 1997 году доллар стоил около 6 000 руб., среднедушевой доход составлял 940 тыс. руб., прожиточный минимум — 460 тыс. руб.
    Наверное, имеется в виду доход и прожиточный минимум — «в год», и стоит это дополнить в статье (потому, что обычно приводится месячные доходы и прожиточные минимумы).


    1. Genoik
      21.04.2016 20:57
      +1

      Среднедушевой доход 940000/6000 = 157 долларов.
      Что не так?
      Или вы хотите сказать что доход был 157 долларов в год?


  1. reroll
    22.04.2016 13:08
    +1

    в 2002 году платежи за неделю достигали тысячи рублей, потом появились тарифы «пол рубля минута» и «совтортой бесплатно», что резко дало нагрузку на сети и у некоторых сетей в оживлённых местах начались проблемы.
    На самом деле при минимальной себестоимости можно сколько угодно снижать «стоимость», просто клиент будет в итоге платить за дополнительные услуги(смс), главная же задача была перетянуть организации в сферу мобильной связи, что с успехом и произошло. С интернетом вышло хуже, в отдельных регионах незаметно убрали «безлимитные» тарифы у всех(!!!) операторов и перешли на «турбокнопки» В общем если вы не в «столице» и хотите неограниченный интернет на LTE, то планируйте платить тысячи рублей за «турбокнопку».
    В скором будущем не будет ни оплаты за услуги ни за подключение, скорее всего просто дадут всё в «базовом доходе»
    а прибыль будет с незаметных смс услуг ака капча = докажите что не робот


    1. Vjatcheslav3345
      22.04.2016 21:14

      Я думаю, что любой механизм, типа роуминга, заставляющий экономить на связи будет обречен — ведь это то же самое, как если бы фильмы резали на всё более мелкие части включая между ними всё больше рекламы. А с приходом интернета вещей и дополненной реальности роуминг сдохнет — иначе представляете на сколько накрутят денег гаджеты даже в короткой поездке.


      1. h31
        22.04.2016 21:32

        А с приходом интернета вещей и дополненной реальности роуминг сдохнет — иначе представляете на сколько накрутят денег гаджеты даже в короткой поездке.

        Конечно накрутят, опсосы только за будут. Новые технологии, новые способы получения прибыль.
        Почему-то сразу всплывают ассоциации с цветной печатью. 2016 год на дворе, а цены на картриджи (для струйных) и принтеры (для лазерников) до сих пор просто космические.


  1. PavelBelyaev
    23.04.2016 05:52
    +1

    Я помню у меня был пейджер, а у подъезда был автомат и карточка была для таких автоматов, мне кидали сообщения, а я шел и перезванивал.