Фух! Только что выбрался из под траков этого чудовища. А кое-кому повезло меньше. Как и было обещано в предыдущей статье, сегодня мы расскажем, как собираются apk пакеты для программ, написанных с использованием фреймворка Kivy при помощи утилиты Buildozer.


Что для этого понадобится? Помимо уже известных инструментов — кофе-сигареты, полкило нервов — нам потребуются ключи от новенького Бульдозера, который стоит в ангаре на github и сопутствующие зависимости, без которых он, к сожалению, не заведется, а если заведется, то никого задавить не удастся и apk пакет для Android не собрать.


Кстати, пользователи Microsoft, на своих Windows машинах за Бульдозером с нами не едут, потому что для сборки apk пакета требуется Linux система, либо ее образ на виртуалке. Ну, что ж. А мы отправляемся на github, отбуксируем Бульдозер и распакуем архив в какую-нибудь директорию. Блин. Да это просто монстр!


Спокойно. Не заводим. За рычаги не хватаемся. Во-первых, нам нужно скачать пакет pip — инструмент для установки и управления пакетами Python.


sudo apt-get install python-pip

Заходим в ангар, в смысле в папку с Бульдозером...



… и выполняем команду -


sudo python setup.py install

Об успешной установке мы будем извещены сообщением Successfully installed buildozer. Бульдозер работает как на Python 2.7 так и на Python >= 3.3. Я использую Python 2.7. Просто потому, что я пока не пытался собирать apk пакеты для программ, написанных с использованием Python 3, хотя по заявлениям разработчиков Kivy, третий Python полностью поддерживается. Ну, и теперь, собственно, давайте скачаем python-for-android. У меня работает именно эта ветка, поэтому других я не предлагаю. Распакуйте python-for-android.zip и пока забудем о нем.


Зависимости


Их довольно много и от правильной их установки будет зависеть, сможете ли вы собрать заветную apk-шечку или придется выпить валидолу и начать все сначала. Считается, что все вышеперечисленные пакеты у вас отсутствуют и предполагается, что фреймворк Kivy установлен и успешно вами используется.


sudo pip install --upgrade cython
sudo pip install virtualenv
sudo pip install Jinja2

Для сборки пакета под Android нам понадобится Android SDK. Некоторые его двоичные файлы все еще находятся в 32 битных библиотеках, так что нужно сделать их доступными:


dpkg --add-architecture i386

После этого можем установить следующие пакеты:


sudo apt-get update
sudo apt-get install -y build-essential ccache git zlib1g-dev python2.7 python2.7-dev libncurses5:i386 libstdc++6:i386 zlib1g:i386 openjdk-7-jdk unzip

Ну, и теперь, наконец, мы готовы сесть в удобное кресло Бульдозера и схватится за рычаги управления. Заходим в папку проекта и выполняем в терминале команду -


buildozer init

… которая создаст в проекте файл спецификации buildozer.spec, где мы будем указывать Бульдозеру с какими параметрами собирать наше приложение.



Откроем данный файл и посмотрим его содержимое:


buildozer.spec
[app]

# (str) Title of your application
title = DemoCleanMaster

# (str) Package name
package.name = democleanmaster

# (str) Package domain (needed for android/ios packaging)
package.domain = org.heattheatr

# (str) Source code where the main.py live
source.dir = .

# (list) Source files to include (let empty to include all the files)
source.include_exts = py,png,kv,jpg

# (list) Source files to exclude (let empty to not exclude anything)
#source.exclude_exts = []

# (list) List of directory to exclude (let empty to not exclude anything)
#source.exclude_dirs = []

# (list) List of exclusions using pattern matching
#source.exclude_patterns = license,images/*/*.jpg

# (str) Application versioning (method 1)
version.regex = __version__ = ['"](.*)['"]
version.filename = %(source.dir)s/main.py

# (str) Application versioning (method 2)
# version = 1.2.0

# (list) Application requirements
# comma seperated e.g. requirements = sqlite3,kivy
requirements = kivy
# (str) Custom source folders for requirements
# Sets custom source for any requirements with recipes
# requirements.source.kivy = ../../kivy

# (list) Garden requirements
#garden_requirements =

# (str) Presplash of the application
presplash.filename = %(source.dir)s/Data/Images/presplash.jpg

# (str) Icon of the application
icon.filename = %(source.dir)s/Data/Images/logo.png

# (str) Supported orientation (one of landscape, portrait or all)
orientation = portrait

# (bool) Indicate if the application should be fullscreen or not
fullscreen = 1

#
# Android specific
#

# (list) Permissions
android.permissions = INTERNET

# (int) Android API to use
android.api = 18

# (int) Minimum API required (8 = Android 2.2 devices)
android.minapi = 8

# (int) Android SDK version to use
android.sdk = 21

# (str) Android NDK version to use
android.ndk = 9

# (bool) Use --private data storage (True) or --dir public storage (False)
android.private_storage = False

# (str) Android NDK directory (if empty, it will be automatically downloaded.)
android.ndk_path = /home/zavulon/Opt/android-ndk-r9

# (str) Android SDK directory (if empty, it will be automatically downloaded.)
android.sdk_path = /home/zavulon/Opt/android-sdk

# (str) python-for-android git clone directory (if empty, it will be automatically cloned from github)
android.p4a_dir = /home/zavulon/Opt/Python/python-for-android

# (list) python-for-android whitelist
#android.p4a_whitelist =

# (str) Android entry point, default is ok for Kivy-based app
#android.entrypoint = org.renpy.android.PythonActivity

# (list) List of Java .jar files to add to the libs so that pyjnius can access
# their classes. Don't add jars that you do not need, since extra jars can slow
# down the build process. Allows wildcards matching, for example:
# OUYA-ODK/libs/*.jar
#android.add_jars = foo.jar,bar.jar,path/to/more/*.jar

# (list) List of Java files to add to the android project (can be java or a
# directory containing the files)
#android.add_src =

# (str) python-for-android branch to use, if not master, useful to try
# not yet merged features.
#android.branch = master

# (str) OUYA Console category. Should be one of GAME or APP
# If you leave this blank, OUYA support will not be enabled
#android.ouya.category = GAME

# (str) Filename of OUYA Console icon. It must be a 732x412 png image.
#android.ouya.icon.filename = %(source.dir)s/data/ouya_icon.png

# (str) XML file to include as an intent filters in <activity> tag
#android.manifest.intent_filters =

# (list) Android additionnal libraries to copy into libs/armeabi
#android.add_libs_armeabi = libs/android/*.so
#android.add_libs_armeabi_v7a = libs/android-v7/*.so
#android.add_libs_x86 = libs/android-x86/*.so
#android.add_libs_mips = libs/android-mips/*.so

# (bool) Indicate whether the screen should stay on
# Don't forget to add the WAKE_LOCK permission if you set this to True
#android.wakelock = False

# (list) Android application meta-data to set (key=value format)
#android.meta_data =

# (list) Android library project to add (will be added in the
# project.properties automatically.)
#android.library_references =

#
# iOS specific
#

# (str) Name of the certificate to use for signing the debug version
# Get a list of available identities: buildozer ios list_identities
#ios.codesign.debug = "iPhone Developer: <lastname> <firstname> (<hexstring>)"

# (str) Name of the certificate to use for signing the release version
#ios.codesign.release = %(ios.codesign.debug)s

[buildozer]

# (int) Log level (0 = error only, 1 = info, 2 = debug (with command output))
log_level = 2

# (int) Display warning if buildozer is run as root (0 = False, 1 = True)
warn_on_root = 0

#    -----------------------------------------------------------------------------
#    List as sections
#
#    You can define all the "list" as [section:key].
#    Each line will be considered as a option to the list.
#    Let's take [app] / source.exclude_patterns.
#    Instead of doing:
#
#[app]
#source.exclude_patterns = license,data/audio/*.wav,data/images/original/*
#
#    This can be translated into:
#
#[app:source.exclude_patterns]
#license
#data/audio/*.wav
#data/images/original/*
#
#    -----------------------------------------------------------------------------
#    Profiles
#
#    You can extend section / key with a profile
#    For example, you want to deploy a demo version of your application without
#    HD content. You could first change the title to add "(demo)" in the name
#    and extend the excluded directories to remove the HD content.
#
#[app@demo]
#title = My Application (demo)
#
#[app:source.exclude_patterns@demo]
#images/hd/*
#
#    Then, invoke the command line with the "demo" profile:
#
#buildozer --profile demo android debug

Теперь рассмотрим подробнее...


title = DemoCleanMaster

Это имя приложение, которое будет отображаться на Android девайсе и которое будет носить установочный apk пакет.


package.name = democleanmaster
package.domain = org.heattheatr

Уникальный домен приложения.



source.dir = .

Директория, в которой находится точка входа в приложение — файл main.py. По умолчанию это корневая директория проекта.



source.include_exts = py,kv,jpg,png

Расширение файлов, которые будут включены в сборку apk пакета из вашего проекта. Структура дерева директорий, откуда указанные файлы будут браться, сохраняется.


version.regex = __version__ = ['"](.*)['"]
version.filename = %(source.dir)s/main.py

Версия программы и в каком файле ее (версию) искать. Данный метод говорит, что в файле main.py корневой директории проекта должна быть переменная со значением версии вашего приложения.


# main.py

__version__ = '0.0.1'

# ...ваш код

requirements = kivy

Сторонние библиотеки, которые будут включены в сборку. Через запятую вы можете указать пакеты библиотек, с которыми работает ваше приложение, например: kivy, opencv, pil, sqlite3.


Полный список доступных библиотек вы можете посмотреть в редакторе спецификации в инструменте для построения UI — Kivy Designer. Очень рекомендую!



presplash.filename = %(source.dir)s/Data/Images/presplash.jpg

Изображение, которое будет показано на экране девайса пока запускается ваше приложение, где %(source.dir)s — путь к корневой директории проекта.



icon.filename = %(source.dir)s/Data/Images/logo.png

Иконка приложения, которая будет отображаться на девайсе.


orientation = portrait
fullscreen = 1

Ориентация вашего приложения на девайсе. Помимо 'portrait', может принимать значение 'landscape'. 'fullscreen' указывает разворачивать Activity на весь экран. Также принимает значение '0'.


android.permissions = INTERNET

Права приложения.


android.api = 18

Используемая приложением версия Android API (должна быть в Android SDK). Здесь могут возникнуть проблемы, если, например, вы указали версию Android API 10, которая отсутствует в Android NDK.



android.minapi = 8

Минимальная версия Android API, поддерживаемая приложением.


android.sdk = 21

Версия Android SDK.


android.ndk = 9

Версия Android NDK.


android.private_storage = False

Указывает создавать папку с файлами проекта на девайсе на SD карте. Рекомендую. Потому что в данном случае вы можете заменить байткомпилированое представление *.pyo файлов проекта на исходные тексты, и если будет необходимость внести в проект небольшое изменение, вы можете сделать это прямо на девайсе, отредактировав исходники или перезалив их с компьютера.


android.ndk_path = /home/zavulon/Opt/android-ndk-r9
android.sdk_path = /home/zavulon/Opt/android-sdk

android.p4a_dir = /home/zavulon/Opt/Python/python-for-android

Здесь все понятно. Можете сделать следующим образом:


android.ndk_path = 
android.sdk_path = 
android.p4a_dir = 

В таком случае Бульдозер скачает и Android SDK с указанными в спецификации версиями ANDROID API, и Android NDK, и python-for-android, будет скачан Apache-ant, если Бульдозер его не найдет. Также будут скачаны следующие библиотеки и исходники самого Python и модулей:



Да. Все это несколько хлопотно, но делается это один раз. Потом, для сборки проекта, достаточно просто отредактировать файл спецификации buildozer.spec и закинуть его в проект, который мы хотим собрать. Остальные параметры спецификации я не рассматриваю, поскольку пока я их еще сам не использоавл. И, да, параметры для сборки под iOS тоже остаются за траками, потому что я не имею девайса с данной платформой.


Собственно, эй, вы там — закройте двери Бульдозера с той стороны и прочь со взлетной полосы — мы заходим в папку проекта и выполняем в терминале команду начала компиляции:


buildozer android debug

Пройдет о-о-очень много времени (пригодились сигареты и кофе), прежде чем вы увидите заветное сообщение:



Обратите внимание, что apk-шечка получается дебажная. На Хабре есть статья, в которой описывается процесс создания подписанного пакета. К тому же размер сборки довольно внушительный — 7.6 Мб. Это потому, что Бульдозер включает в сборку весь Python целиком со всеми тестами и не нужными библиотеками. Также сам Kivy включается со всеми API даже если ваше приложение их не использует.


После установки собранного apk на девайсе и его старта, приложение будет довольно долго запускаться. Kivy потребуется время, чтобы извлечь и развернуть все библиотеки. К счачтью, все последующие загрузки программы длятся не более пяти секунд.


В следующей статье я расскажу, за какие рычаги дергать Бульдозер, чтобы увидеть собранный проект, но уже гораздо меньшего размера...



Удачных сборок! Смотрите под траки!

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (10)


  1. 1nt3g3r
    25.05.2016 22:07
    +2

    И все же, 5 секунд — это очень много для запуска Android-приложения (разве что относительно тяжелая игра). Что вы имеете в виду под запуском — время от нажатия иконки (и появления черного экрана) до появления какого-то сплеш-скрина?


    1. HeaTTheatR
      25.05.2016 22:25

      Сплеш с выбранным вами лого появится мгновенно при нажатии иконки собранного и установленного приложения. А вот стартовый экран программы появится примерно через четыре-пять секунд.


      1. kAIST
        26.05.2016 00:42

        android.private_storage = False

        Указывает создавать папку с файлами проекта на девайсе на SD карте. Рекомендую

        Может быть в этом дело? Оно при запуске распаковывает в корень карты ресурсы. Первый запуск, кстати, происходит дольше, чем последующие.


        1. HeaTTheatR
          26.05.2016 01:09

          Ну, да, я так и написал: все последующие старты приложения вполне себе вминяемы по времени запуска.


  1. ophermit
    25.05.2016 23:38

    Спасибо! Очень кстати — даже не буду пытаться мучать его под виндой. Но, ради интереса — чего ему в винде не хватает, на что жалуется?


    1. HeaTTheatR
      26.05.2016 00:14

      Дело в том, что причина здесь не в нехватке каких-то библиотек, а, скорее, в процессе компиляции Python под arm. Откровенно говоря, толком не вникал в этот вопрос.


  1. woodhead
    26.05.2016 07:28
    +4

    О, наконец-то тот самый интригующий однокартиночный пост оформлен в статью. )


  1. knagaev
    26.05.2016 09:45

    Жаль, что при переводе потерялась игра слов «bulldozer — buildozer» :)


    1. thatside
      26.05.2016 10:48

      Думаю, в русском варианте было бы что-то по типу «билдозер», хотя суть все равно теряется


      1. knagaev
        26.05.2016 10:52

        Ну да, просто насколько хороша по смыслу эта игра — сразу понятно чем может похвастаться это приложение.
        А ещё если приглядеться, то между bulldozer и buildozer в типографике всего одна маленькая белая точка