На Гиктаймс регулярно появляются публикации о гиках. Как правило, это физики и математики, изредка химики. А вот гиков биологии, почему-то, очень мало, хотя среди них есть весьма интересные не люди, но персонажи.
Я хотел бы рассказать вам о кумире моего детства — Викторе Степановиче Гребенникове.
image


В восьмидесятых годах прошлого века во многих домашних библиотеках Новосибирска и, полагаю, других городов, начали появляться книги Гребенникова. Они одинаково затягивали и взрослых, и детей. Мои истрёпанные отцом экземпляры с удовольствием одалживали в лихие девяностые одноклассники, от тематики насекомых весьма далёкие.
image
Первое, что притягивало — яркие, порой фотореалистичные, а порой чем-то рериховские иллюстрации. Незаметный мир насекомых открывался в великолепии золота и самоцветов, в буйстве красок и жизни, иллюстрации западали в душу навсегда.
image
Не менее завораживала и личность автора. В самых читаемых своих книгах о себе Гребенников упоминал походя, автобиографические же были практически неизвестны. Благодаря этому выглядел он добрым волшебником, живущим в сказочном царстве.
image
Виктор Степанович регулярно жил в таинственных заказниках, путешествовал по лесам и болотам, приглядывал за муравьями и держал дома шмелей. В последнем, кстати, я ему до сих пор люто завидую и периодически задумываюсь о гнезде шмелей на балконе. Чтобы вы оценили силу магии слова Гребенникова, добавлю, что жена моя в принципе не против.
Хотя формально Гребенникова необходимо отнести к научно-популярной литературе, я с этим не согласен. Он не описывал чудеса науки, он был проводником в волшебный мир. Его книги — это фэнтэзи. Настоящее, качественное фэнтэзи, превосходный наркотик для эскапистов. Уверен, что без помощи Виктора Степановича в моём поколении был бы изрядный недобор биологов в ВУЗах Сибири.
Помимо страсти ко всему с повышенным количеством суставов и конечностей, в его книгах очень хорошо раскрывается научная ценность изучения насекомых. Самый, пожалуй, показательный эксперимент Гребеникова заключался в сохранении и искусственном разведении насекомых-опылителей. В результате месяца неспешной работы нескольких студентов-практикантов сотни гектаров сельскохозяйственных угодий увеличивали урожайность почти в два раза.
image
Будучи с детства влюблённым в энтомологию, Виктор Степанович так и не смог получить высшего образования. В 1946 году он был осуждён за подделку хлебных карточек и лучшие, самые важные для получения знаний и становления учёного годы, провёл в заключении.
Освободился он по амнистии в 1953 году. Свобода отнюдь не ожидала его с распростёртыми объятиями, вместо студии художника он оказывается на складе вокзала, работает весовщиком.
Но продолжает оставаться влюблённым в насекомых художником.
Все выходные Гребенников проводит в пригороде, наблюдая, изучая и зарисовывая. Постепенно происходит закономерное преображение любителя в профессионала. Более десяти лет потребовалось Виктору Степановичу на восполнение семи, утраченных в заключении.
Увлечение, вернее даже страсть его к рисунку заставляет Гребенникова искать способы реализации, возможности поделиться своим ярким видением мира с окружающими. С огромными трудностями он организует детскую школу живописи. Которую практически сразу ликвидируют, поскольку строителям социалистического общества не пристало рисовать жучков. Этот удар он пережил очень тяжело и вспоминал его в своих книгах даже спустя десятилетия.
Долгое время Виктор Степанович остаётся энтузиастом, однако постепенно его заслуги художника, энтомолога и эколога вводят его в научный мир, где своим он, впрочем, так и не стал.
Самым, пожалуй, важным его начинанием стала организация энтомологических заказников и присвоение участкам недопаханой целины статуса памятников природы местного значения.
Но самым ценным наследием, несомненно, являются его книги и рисунки. Одно от другого неотделимо. Причудливые, затягивающие истории, объединённые общей, если можно так выразиться, мифологией, восхитительно дополняются удивительно живыми, выполненными с любовью и восхищением картинами.
Книги Виктора Степановича я настоятельно рекомендую к прочтению как детям, так и взрослым. Помимо собственно красоты его видения мира, Гребенников способен заразить энтузиазмом исследователя, он учит не проходить мимо загадки какой бы незначительной она ни была. И столь же заразителен его энтузиазм инженера, с которым он мастерит из подручных средств оптические приборы или подмечает необычное поведение метеоритов.
Несмотря на то, что начал я эту статью с ярких красок, закончить её придётся мрачными.
Трагедия этого замечательного человека в том, что ему пришлось наблюдать гибель дела всей его жизни. Ни один из заказников энтомофауны не пережил своего создателя. Как мне кажется, именно это горе и вывело наружу тёмную сторону его таланта. Не таланта художника, но таланта сказочника.
Мне хочется верить, что это не было помрачением сознания, но неким осознанным жестом обиды. Людям, не захотевшим принять в дар крохотные королевства доброго волшебника он подарил другую иллюзию.
Сейчас в интернете большая часть, если не все, публикации о Гребенникове упоминают эффект полостных структур. Не вижу смысла подробно излагать эту сомнительную теорию, если вам вдруг зачем-то захочется о ней разузнать, корпорация добра всегда готова помочь.
Если просмотреть в хронологическом порядке все произведения Виктора Степановича, то прослеживается уверенный путь от жизнерадостного учёного до мрачного и уставшего от жизни шарлатана. Я говорю «шарлатан» не с целью обидеть этого крайне уважаемого мною человека, но лишь для того, чтобы подчеркнуть его уверенность в сомнительности своей теории. Несомненно, что начинал исследование ЭПС он как учёный, закончил же как мистик. Там, где в начале пути он искал не замеченные прежде закономерности и связи, в завершении его перестал даже учитывать внутренние противоречия.
Мне горько и грустно, что великий художник и популяризатор науки закончил жизнь как чудаковатый старик. Эту статью я планировал написать к 23 апреля, дню его рождения, но слова складывались крайне неохотно. Если начало статьи далось мне легко, то с приближением к завершению истории вдохновенного энтузиаста и началу истории научного фрика дело сильно застопорилось.
Но случилось нечто довольно неожиданное. Вчера в магазине я увидел надпись на коробке с овощами: «Опыляется шмелями». Даже не знаю, есть ли тут какая-нибудь связь, но мне хочется верить, что дело всей жизни Виктора Степановича, точнее наука энтомология, которой он посвятил свою жизнь, всё-таки приносит людям именно ту пользу, которую он предвидел и на которую надеялся.
Что ж, сочтём это знаком судьбы. Статью я всё же закончил. Если вас заинтересовали иллюстрации или просто близка тема энтомологии и краеведения, то рекомендую найти и прочитать три самых интересных книги Виктора Степановича — «Тайны мира насекомых», «Мой удивительный мир» и «Миллион загадок».
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (22)


  1. Rumlin
    02.06.2016 08:13
    +1

    полуофф Интересно, что луну он нарисовал точно на севере.
    image
    Это здание рядом с домом, где прошло его детство. /полуофф


  1. grayich
    02.06.2016 09:33

    Фэнтези не фэнтези, но эффект полостных структур он открыл. А вот работающей платформы похоже не было.


    1. dkukushkin
      02.06.2016 11:30

      Дык, его же сын раскрыл все карты — батя с журналистом сделали фото т.н. платформы на десятилитровых банках чтобы так сказать заинтересовать людей наукой. Т.е. та самая благая ложь. Чтобы люди не бухали а занимались так сказать научными изысканиями.


    1. Demonos
      02.06.2016 15:31

      А эффект полостных структур он как-то доказан? Я так и не нашел примеров его регистрации.
      Виктор Степанович был человеком одержимым, в хорошем смысле этого слова. Его рассказы захватывали. А после публикации в Технике Молодёжи (апрельский номер лохматого года) у многих мальчишек и вовсе сорвало башню. Ползали по полям, искали таинственого жука, анализировали вылеты насекомых.


      1. Electrohedgehog
        02.06.2016 17:09

        Никак не доказан, ниже в комментариях ответил более развёрнуто.


  1. Roseluck
    02.06.2016 10:06
    +2

    Мне этот ученый чем-то напомнил описание одного натуралиста в «Земле шорохов» Джеральда Даррела, тоже, кстати, одного из моих кумиров детства. Вот страница, где Даррел описывает этого человека: http://www.litmir.me/br/?b=6631&ShowDeleted=1&p=34


  1. DmitrySpb79
    02.06.2016 12:42

    Спасибо за материал, интересно.

    Кстати, я еще 10 лет назад слышал байку что по теории аэродинамики шмель летать не может (то что может, доказали вроде лишь недавно).
    Так что может Гребенников вполне искренне верил, что где-то в щетинках шмеля есть ключ к антигравитации? Тем более что он был самоучка, и отсутствие знаний по физике человеку вполне простительно.


    1. ivan01
      02.06.2016 16:01

      Летает, создавая колебания крыльев, которые взаимодействуют с периодическими вихревыми структурами сходящими с крыльев. Шмель регулирует частоту и наклон, создает разную тягу в разных направлениях.
      Есть даже новый раздел аэродинамики, занимающийся такой пробелматикой: микрофлюидика.


  1. Admiral_Wolf
    02.06.2016 16:29
    +1

    Помнится всю книжку прочитал, пытаясь понять с какого жука он скопировал свою платформу :)
    Спустя время понял, что это был просто грамотный пиар ход человека, который пытался показать мир насекомых.


  1. sumrakssk
    02.06.2016 16:29

    Где-то я читал, что майский жук (могу ошибаться ) по законам аэродинамики летать не может. Не у него-ли?


    1. Electrohedgehog
      02.06.2016 16:31

      Нет. Он писал подобное про шмелей и очень походя. Буквально, если мне не изменяет память, упоминает в одном предложении.


  1. KomX
    02.06.2016 16:31

    Печально, что автор статьи принимает за шарлатанство знания и практические наработки Виктора Степановича по полосным структурам.
    Надо полагать, что данное отношение автора вытекает из несогласия с интерпретированием энтомологом наблюдаемых им физических явлений.
    Сама по себе полостная структура «ничто». Но на это «ничто» действуют флуктуации энергетической структуры окружающего пространства, и это «ничто» реагирует на эти возмущения и трансформирует структуру пространства.
    Почти никто, кто шёл по следам Виктора Степановича, не учитывал вышеприведенного факта, за исключением товарища АртурМАА, оставившего немало полезных разработок на страницах скифовского форума.
    Странно, что автор, констатируя факт большого интереса сограждан к книгам Гребенникова, ни словом не обмолвился о главной причине сего интереса — антигравитационной установке.
    P.S. Совпадение того, что сегодня утром я вытащил из «закромов» посты АртурМАА и одновременный выход этой статьи в свет, могу рассматривать для себя как знамение.


    1. Electrohedgehog
      02.06.2016 17:07
      +2

      Вы заблуждаетесь. Автор мною глубоко уважаем. Шарлатаном я его не считаю, читайте внимательнее.

      К сожалению, никто из «последователей» Гребенникова не пытается создавать микрозаповедники, зато все, как один, пытаются сажать картошку на торсионных полях. Проблема не в том, что его теория ЭПС недоказуема, проблема в том, что она внутренне противоречива.

      Хотите убедиться? Пожалуйста.

      1)Гребенников называет осинные гнёзда мощным природным источником ЭПС.
      2)Также он утверждает, что источники ЭПС воздействуют друг на друга с незначительной, но вполне ощутимой силой (опыт с соломинкой на паутинке).
      Почему же невозможно положив на точные весы одно гнездо, зафиксировать изменения веса при поднесении к нему другого гнезда?

      Будь такой опыт осуществим, любой сторонник теории давно бы получил нобелевку. Не надо думать, что власти скрывают, когда скрывать нечего.


      1. grayich
        02.06.2016 18:44

        Почему не возможно, возможно. Только весы нужны очень точные, разница там будет очень не большой. И не просто поднести нужно, но и зафиксировать на некоторое время.


        1. Electrohedgehog
          03.06.2016 09:04

          Будьте добры, предъявите доказательства. Ссылку на адекватную научную статью или, хотя бы, видео эксперимента. В противном случае получается чайник Рассела — весы не особо точные, зафиксированно недостаточно надолго и т.д. В рамках модели разница веса должна быть сопоставима с весом соломинки, пусть даже на минус два порядка. Весы до тысячных грамма вполне доступны.

          Да, адекватная научная стать предполагает повторяемость эксперимента.


          1. grayich
            03.06.2016 12:00

            Мне неведомы работы по этой тематике.
            Исхожу из того, что структуры работают(личный опыт с растениями и ещё немного всякого), а значит и малые(возможно сверх малые) воздействия которые скажутся в том числе на весе — будут. Другое дело, что два осиных гнезда не самые эффективные конструкции для воздействия на вес.


            1. Electrohedgehog
              04.06.2016 11:02

              Простите, но это чайник Рассела. Личный опыт не является доказательством существования чего бы то ни было. Эксперимент предельно прост, в случае с соломинкой ещё и легко повторяем, однако же за сорок лет в СИ так и не появилось единицы измерения ЭПС.


      1. KomX
        02.06.2016 19:07

        Задавая вопрос о неизменности веса гнёзд, Вы, с моей точки зрения, слегка лукавите.
        Структура гнёзд ограничивает круг решаемых ею задач, не учитывает, вернее сказать не селектирует «полярность», воздействующих на неё «полюсов» той же сетки Хартмана.
        Стало быть, и два гнезда не будут изменять вес друг друга, но изменят интерференционную картину окружающего пространства, изменят свою ориентацию и местоположение относительно друг друга, заняв узловые точки новой интерференционной картины.


        1. Electrohedgehog
          03.06.2016 08:59

          Стесняюсь спросить, а что вы имеете в виду под сменой ориентации? Если изменение положения в пространстве, то как же именно, не попадая под воздействие никаких сил оно будет двигаться? Иначе говоря, приведите мне пример любого взаимодействия, которое изменит положение в пространстве лежащего на весах гнезда не меняя при этом вектора воздействующих на него сил(тяжести, упругости, трения и т.д.). Если, например, поднести к магниту, лежащему на абсолютно не подверженных его воздействию весам, другой магнит, то колебания веса будут в любом случае, даже при строго горизонтальной направленности взаимодействия магнитов.


          1. KomX
            03.06.2016 13:06

            Небольшая поправка лабораторной установки.
            Имеем центральную стойку с заострённой вершиной. На острие перекладина, на концах которой на нитях подвешены опытные образцы, будь-то гнезда или иные резонаторы. Нити не растягиваются и не скручиваются самопроизвольно либо под действием изменения, скажем, температуры или влажности. Система уравновешена либо изменением плеч перекладины, либо дополнительными грузиками, либо, в случае исследования реакции одного гнезда (резонатора), равным по весу противовесом.
            Проводим следующие опыты, выбрав 3-4 места установки системы:
            1. Подвешиваем первое гнездо и уравновешиваем систему. По окончании всех колебаний измеряем ориентацию перекладины и самого гнезда. Опыт проводим во всех выбранных контрольных местах;
            2. Аналогичный опыт со вторым гнездом (наблюдаем отличия с первым опытом, обусловленные иными формой и размерами гнезда);
            3. Проводим опыт с двумя гнёздами.
            Аналогичные опыты можно провести с закрытыми акустическими резонаторами различных размеров и сторонним источником звука изменяющейся частоты расположенным под горизонтально вывешенными резонаторами.


  1. KomX
    03.06.2016 13:05
    -1

    Удалите сие, пожалуйста.


  1. demiurg1978
    06.06.2016 09:00

    Я учился у Виктора Степановича. Хороший был человек.