image

С развитием интернета журналистом может стать любой человек, рассказав о событии в социальной сети. Более того, социальные сети стали одним из эффективных каналов распространения информации для рекламодателей, изданий и агентств новостей.

В практику входит сотрудничество медиакомпаний с социальными сетями. В данном случае профессиональные СМИ намерены использовать соцсети не только как эффективный канал, но и как средство для монетизации.

Будет ли плодотворным такое сотрудничество? Какие проблемы уже сейчас стоят на пути к нему? Насколько это выгодно СМИ, социальным сетям и, главное, пользователям?

Исследователи из SocialFlow выяснили, что метрики медиакомпаний ухудшились по вине социальной сети Facebook. Через сервис SocialFlow издатели размещают на Facebook и в других соцсетях ежемесячно до полумиллиона новостных материалов. Представители сервиса пришли к выводу, что в мае 2016 года численность читателей новостных материалов в Facebook снизилась по сравнению с январем на 42%: со 117 тысяч до 68 тысяч.

Количество постов тоже уменьшилось: с 42 миллиардов в январе до 37 миллиардов в мае. Падение связано с изменением алгоритмов Facebook. Соцсеть постоянно корректирует отображение постов, пытаясь улучшить пользовательскую ленту новостей.

Ранее одним из главных факторов выхода публикаций в топ было взаимодействие пользователей с контентом — что они «лайкают», комментируют и чем делятся. Однако такой подход не отражал полную картину и зачастую обеднял френдленту. Чтобы исправить ситуацию, Facebook решил прислушаться к мнению аудитории. Более тысячи пользователей ежедневно оценивали свой опыт и сообщали, как можно улучшить контент — они составили так называемую Feed Quality Panel.

Соцсеть также опросила десятки тысяч пользователей на предмет того, насколько хорошо работает ранжирование в их ленте. Каждая публикация оценивалась по пятибалльной шкале — чем интереснее история, тем больше звезд она получала.

Исследование позволило компании понять, какой контент люди хотели бы видеть в топе новостной ленты, даже если они не взаимодействовали с ним. Эта информация и была использована для улучшения алгоритмов. Теперь Facebook учитывает оба сигнала — и конкретные действия, и возможную привлекательность контента. Нововведения не окажут значительного влияния на охват или реферальный трафик большинства сообществ, обещали разработчики. Однако эксперименты негативно влияют на контент, который размещают медиакомпании.

Глава SocialFlow Джим Андерсон полагает, что соцсеть решила повысить приоритет личных историй пользователей, тем самым побуждая аудиторию активнее делиться информацией.

Компанию явно беспокоит снижение количества оригинальных записей — в первой половине 2015 года оно снизилось на 21%. Люди предпочитают расшаривать новости и информацию с других сайтов, а личное переносят в Snapchat, Instagram и другие сервисы. Кроме того, Facebook настроила алгоритмы таким образом, чтобы в ленте не было избытка новостей из одного источника. Одновременно в топ стал продвигаться видеконтент. По мнению Андерсона, оценить влияние алгоритмов не могут даже разработчики соцсети.

image

Другие изменения


2 июня представители Facebook разослали пользователям приложения Notify сообщения о прекращении поддержки приложения. Функциональность Notify переносится в Facebook Messenger. Приложение уже удалено из App Store.

Notify выводило на экран заголовки наиболее интересных пользователю новостей, событий и тому подобного. Приложение было запущено в ноябре 2015 года, оно было доступно для iPhone и iPad.

В конце мая стало известно, что руководство Facebook внесло изменения в редактирование раздела «актуальные темы», после того как социальную сеть раскритиковали за политику против консервативных СМИ.

«Наше расследование не показало систематической политической предвзятости при выборе новостей, включенных в раздел актуальных тем… Будучи приверженными принципу развития нашей продукции и минимизации вероятности случаев человеческой оценки, мы проводим ряд изменений в разделе актуальных тем», — говорится в сообщении, опубликованном в новостном блоге компании.

При этом расследование не исключает случаи ненамеренной политической предвзятости при выборе новостей, отмечал юрисконсультат компании Колин Стретч.

Изменения касаются отмены «топ-10 одобренных сайтов», на которые ориентируются редакторы. Как ранее отмечала газета Guardian, это такие новостные поставщики, как BBC News, CNN, Fox News, The Guardian, NBC News, The New York Times, USA Today, The Wall Street Journal, Washington Post, Yahoo News.

Instant Articles


12 апреля компания Facebook открыла доступ к Instant Articles, «быстрым статьям», которые можно читать прямо внутри соцсети.

В ленте новостей на смартфоне такие статьи отмечены молнией. «Быстрая статья» (Instant Article) — это не текст, который перенесли из одного места в другое, а готовый материал со своим оформлением: крупными фотографиями, картами, роликами с автовоспроизведением, аудио, комментариями и картинками, которые можно пролистывать, наклоняя смартфон вправо и влево.

image

Формат работает благодаря HTML5, адаптированному для смартфонов и медленного интернета, — данные попадают в социальную сеть через RSS-поток. «Быстрая статья» связана с ее адресом на сайте издания. Поэтому если кто-то опубликовал ссылку на статью, которую уже выложили в фейсбуке, она автоматически заменится на «быструю». Пока Instant Articles работает только с сайтами изданий со своими системами управления контентом, блогами и сайтами на платформе WordPress.

Читателям Instant Articles позволят получать контент быстрее. В Facebook подсчитали, что статья в мобильном браузере открывается за восемь секунд (по данным 2014 года, столько времени требовали 32% сайтов). Статьи в соцсети загружаются в 10 раз быстрее, то есть они откроются за 0,8 секунды. Кроме того, ни в одном мобильном браузере нельзя рассмотреть крупную фотографию, покачав смартфон из стороны в сторону.

Издания станут еще более зависимыми от Facebook. После анонса «быстрых статей» The New York Times, NBC News и The Atlantic говорили, что боятся потерять контроль за распространением контента. В 2015–2016 годах соцсеть не раз меняла алгоритм выдачи постов в ленте новостей. Сначала приоритет отдали сообщениям от друзей, через год стали сначала показывать сообщения СМИ.

Редакции собираются использовать Instant Articles по-разному: The Economist планировал выкладывать в фейсбуке четыре-пять материалов в день, чтобы привлечь внимание к платной версии, а The Washington Post сразу запустила в соцсети всю ленту новостей за день. Еще один стимул — новая рекламная площадка. Издания могут разместить в статьях рекламу и забрать всю выручку себе или воспользоваться рекламной сетью Facebook.

В 2014 году глава Facebook Марк Цукерберг говорил, что его цель — «создать идеальную персонализированную газету для каждого». Когда люди смогут читать новости внутри фейсбука, они перестанут уходить на другие сайты. А соцсеть получит большую вовлеченность, больше просмотров рекламы и больше данных предпочтениях своих пользователях.

SocialFlow рекомендует издателям проанализировать свою активность Facebook. Если охват начинает снижаться, необходимо попробовать различные типы контента и посмотреть, какие из них наиболее эффективны.

Универсального решения не существует, поэтому важно быть начеку и понимать, что привело к ухудшению показателей — алгоритмы соцсети или собственные ошибки. Работа Facebook не может не волновать издателей, ведь социальные медиа становятся основными источниками новостей.

По схожей схеме


То, что было описано на примере Facebook, постепенно берут на вооружение и другие социальные сети.

image

Мессенджер Snapchat запустил раздел Discover, в котором появятся новости и развлекательный контент от медиапартнеров сервиса. Об этом сообщается в официальном блоге компании. Более десятка медиакомпаний, среди которых CNN и ESPN, получили своеобразные «каналы» на сервисе, где они могут размещать 5-10 историй в день — статей, видеороликов и другого контента. Публикации отбираются редакторами медиаресурсов и, по данным Snapchat, будут организованы в логическом порядке.

Следуя принципу Snapchat, истории стираются через 24 часа после публикации — «потому что сегодняшние новости завтра становятся уже историей», говорят представители сервиса. Известность Snapchat принесла его отличительная черта — самоуничтожающиеся через некоторое время после доставки адресату сообщения.

Финансовые условия сотрудничества со СМИ не раскрываются. Однако, по данным источников Reuters, в историях из публикаций появится полноэкранная видеореклама, а медиаресурсы и Snapchat будут делить выручку от ее продажи.
Функция Discover отражает желание Snapchat составить конкуренцию Facebook и Twitter, которые активно сотрудничают с медиаресурсами в размещении контента.

Не все соцсети одинаково полезны



imageОпрос общественного мнения впервые показал, что большинство американцев узнают последние новости из социальных сетей. Согласно исследованию Pew Research Center, 62% опрошенных используют Reddit, Facebook и Twitter для получения свежей информации о стране и мире. В аналогичном опросе, проведенном четыре года назад, этот показатель составлял 49%.

В 18% случаев соцсети часто используются в качестве новостного источника, в 26% — время от времени, в 18% — очень редко. 38% респондентов никогда не узнают новости в social media. Самыми «преданными» читателями являются пользователи Reddit — 70% его аудитории ищут новости на этом же сайте. У Facebook доля таких пользователей составляет 66%, у Twitter — 59%. Меньшим интересом к новостям отличается аудитория Tumblr (31%), Instagram (23%) и YouTube (21%).

Однако в целом лидером является Facebook. Соцсеть охватывает 67% взрослого населения США, поэтому она является источником новостей для 44% американцев. У YouTube это соотношение составляет 48% к 10%, Twitter — 16% к 9%, Instagram — 19% к 4%.

Для 64% пользователей, узнающих о новостях из соцсетей, достаточно одного-единственного сайта. 26% предпочитают две площадки, 10% ради новостей посещают минимум три соцсети. Аудитория Instagram, Facebook и YouTube предпочитает потреблять новости в фоновом режиме, одновременно с другими занятиями. Более целенаправленными являются пользователи Reddit, Twitter и LinkеdIn.

Исследователи также обнаружили, что каждая из пяти социальных сетей вызывает интерес определенной демографической группы. Так, среди пользователей LinkеdIn много (65%) выпускников колледжей, среди пользователей сети Facebook большинство составляют белые неиспанские (65%) женщины (57%), а Instagram пользуется популярностью у женщин (65%) и сторонников демократической партии (40%).

image

Монетизация СМИ в новых условиях


Эпоха СМИ как коммерческой структуры, генерирующей выручку и приносящей дивиденды акционерам, уходит в прошлое. Эксперты считают, что будущее за некоммерческими медиа, которые будут работать по совершенно новому принципу. Задуматься о пересмотре своих бизнес-моделей пришлось даже мировым конгломератам – таким, как The Guardian, Mashable, Buzzfeed.

О причинах бедственного положения, в котором оказались СМИ с традиционными бизнес-моделями, рассуждает колумнист Майкл Мариначчио. Он называет несколько факторов: разрушение института печатной журналистики, стремительный рост интернет-потребления в ущерб телевидению, отток рекламных бюджетов из-за падения аудиторных показателей, успех небольших нишевых медиа.

Его слова подтверждают данные ZenithOptimedia о глобальном медиапотреблении. По оценкам агентства, в 2014–2017 годах доля ТВ снизится на 2,3 п.п. газет — на 3,2 п.п., журналов — на 1,5 п.п. Внимание потребителей переключится на мобильный интернет, чья доля вырастет с 5,1% до 12,9%.

image

Известный экономист Джулия Каже в книге «Спасая медиа» пишет: чтобы выжить, СМИ должны перейти к некоммерческой новостной структуре. Традиционные медиа, нацеленные на получение прибыли, уже исчерпали возможности монетизации и теперь отчаянно ищут кого-нибудь, кто готов заплатить.

Богатый инвестор в данном случае не панацея, а ярмо: полагаясь на один источник финансирования (например, крупного бизнесмена) медиа теряет независимость. Крупный бизнес пользуется плачевным положением дел в СМИ, и покупает их целиком, что ставит под удар дальнейшую их работу. Недавним примером может служить основатель Amazon.com Джефф Безос, который за бесценок приобрел легендарную газету Washington Post — сумма сделки составила всего $250 миллионов.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (3)


  1. teifo
    07.06.2016 03:12
    +2

    Фейсбук приучает считать нормой алгоритмы выбора контента, приучает считать нормой, что алгоритмы можно менять для достижения своих целей и что за все это надо платить, если хотите, чтобы ваша информация дошла до пользователей. Я бы уже поставил вопрос об информационной нейтральности ленты пользователя, но за это не платят.


  1. BadCats
    07.06.2016 07:20

    спасибо — очень интересная статья!


  1. contentinform
    07.06.2016 09:23

    а если создать библиотеку статей или фильмов, в которой сам пользователь через закладку будет смотреть по конкретной теме материал?