Некоторое время назад нашел у себя в сарае старые носители информации с программами для советского мобильного девайса. Пустив скупую мужскую слезу по старым-добрым временам я решил рассказать читателям о моих первых шагах в области ИТ.
ТТХ
Девайс, о котором я писал — это программируемый микрокалькулятор (ПМК) 'Электроника МК-61'. Этот калькулятор использовал обратную польскую запись (привет, Forth!), поэтому почти все, кто его первый раз видел, спрашивал: "А где здесь равно". Также у калькулятора было 15 регистров для хранения данных и 105 байт оперативной памяти.
Так что в моем детстве игрушки были даже не килобайтными.
После выключения питания ОЗУ очищалось и при следующем включении программу приходилось вводить заново. Позже появилась 'Электроника МК-52', у которой была не только энергонезависимая память, но и возможность подключать блоки расширения памяти (БРП) с дополнительными программами.
ПМК Store/Play
В СССР было выпущено несколько десятков книг о ПМК и программах для них. Например, первой моей книжкой-учебником была Калькулятор — твой помощник и соперник в играх. Она у меня появилась даже раньше, чем сам калькулятор. Также было выпущено несколько БРП для МК-52.
Но, пожалуй, наибольший вклад в популяризацию ПМК и программирования внесли ряд советских журналов.Одним из первых стал писать о ПМК журнал "Наука и жизнь". Также ряд статей опубликовал журнал "Квант". За редким исключением рассматривались в основном прикладные программы. Игр было довольно мало. Кардинально ситуация изменилась с появлением в журнале "Техника молодежи" ("ТМ") рубрики "Клуб электронных игр". За годы существования рубрики в ней не только было опубликовано множество разнообразнейших игровых программ, но и много внимания уделялось недокументированным возможностям ПМК. Еще одним журналом, уделявшим внимание игровым программам была украинская "Пионерия".
В 1988 г. возник Клуб любителей игровых программ (КЛИП) своеобразная социальная сеть (а точнее BBS) по переписке. Клуб
объединил до 600 пользователей ПМК со всего СССР. С историей КЛИПа можно ознакомиться здесь и здесь.
Классификация игр
Несмотря на довольно ограниченные ресурсы ПМК для них было разработано большое количество игровых программ. Можно
выделить несколько жанров игр.
Симуляторы
Существовало множество разнообразных симуляторов. Как правило процесс игры выглядел следующим образом. Игрок вводил новые значения ряда параметров (расход топлива, новая скорость, угол наклона, период времени, в течение которого данные параметры действовали) и запускал вычисления. Через какое-то время ПМК показывал новое положение и параметры симулируемого объекта (высота или пройденное расстояние, новая скорость и т.д.). Так как во времена СССР очень популярной была тема космоса, то существовал ряд симуляторов космических летательных симуляторов. В "ТМ" была напечатан фантастическая повесть "Путь к Земле", в которой герои на маленьком лунолете совершают перелет с Луны на Землю. Каждая глава описывала какой-то один из этапов путешествия. Помимо этого главы также сопровождались одной или несколькими программами, с помощью которых читатели могли удостовериться, что все описанное — истинная правда. Таким образом, авторы "ТМ" создавали художественное произведение по программам для компьютеров (или программы по книге) задолго до того, как это стало мейнстримом.
Карта моих полетов в окрестностях орбитальной станции "Юрий Гагарин"
(к сожалению, в станцию попал метеорит)
Стратегии
Первой экономической стратегией, в которую я играл, был Веселый фермер симулятор колхоза: нужно было садить разнообразные агрокультуры и собирать урожай. После того, как в СССР разрешили гражданам заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (тогда это так называлось), появился симулятор кооперативного кафе.
Также были военные стратегии. Например, можно было повторить битву под Фермопилами или Невскую битву.
Настольные
Очевидно, что научить ПМК играть в шашки, а тем более в шахматы невозможно. Однако разыграть некоторые эндшпили вполне реально.
Фото шахматной доски, размеченной для игры с ПМК:
Самой интересной для меня игрой была Волк и овцы. Быстро выяснилось, что на обычной шахматной доске 8x8 играть не интересно: четыре овцы всегда выигрывают, а три — проигрывают. Поэтому был разработан вариант игры на поле 9x9. И хотя реализовать минимаксный алгоритм было нельзя, итоговая программа получилась довольно сильной. Эта игра меня на столько впечатлила, что позже я сделал вариант для MS-DOS, а пару лет назад и для Android.
Динамические видеоигры
Две особенности ПМК позволяли реализовать даже динамические видеоигры. Во-первых, во время вычислений на индикаторе отображались какие-то текущие значения. Таким образом можно было демонстрировать динамическую "картинку". Во-вторых, в первых моделях калькуляторов был забавный аппаратный баг. ПМК имели переключатель "Р-Г" для вычислений тригонометрических функций в градусах и радианах соответственно. Вскоре выяснилось, что если не устанавливать переключатель в крайние положения, а зафиксировать по центру, то он будет выполнять вычисления в градах (100 градов — это 90 градусов). Вскоре этот баг превратили в фичу: у переключателя появилось третье состояние "ГРД". Если вычислить значение cos100, то можно определить положение переключателя: для градусов получим значение -0,17, т.е. отрицательное значение, для градов — естественно, 0, для радиан 0,19 — положительное число. Все игры данного жанра строились по одному принципу: ПМК какое-то время показывал на экране текущую ситуацию, давая игроку возможность принять решение. Затем определял положение переключателя "Р-ГРД-Г" и выполнял вычисления. Со стороны это выглядело довольно забавно: игрок всматривался в мигающий экран и судорожно теребил переключатель.
Еггогология
Как всякий уважающий себя компьютер, ПМК мог отображать шестнадцатеричный числа. Но из-за ограничений индикатора выглядели они немного странно. Например, "A" обозначалась как "-", "B" — "L". При возникновении ошибок калькуляторвыводил слово "Error", но выглядело оно как "ЕГГОГ", что и дало название процессу изучения недокументированных возможностей ПМК. Выполняя хитрые операции над очень большими числами (которые калькулятор теоретически не мог отображать) или обращаясь к большим адресам программной памяти можно было получать разнообразные надписи.
Например, в игре "Лунолет-3" из повести "Путь к Земле" положение лунолета относительно Земли и Луны отображалось следующим образом:
"E" — Земля, "O" — Луна, "-" — лунолет.
Калькуляторы МК-61/52 поддерживали операции булевой алгебры. Но их обычно использовали лишь для формирования ряда сообщений: "8CE" — игра окончена, "8-L8EC" — человек проиграл. Также было несколько игр, использовавших эти операции для кодирования лабиринтов.
Более подробно история ПМК изложена здесь, а здесь большой набор игр.
Симуляторы и эмуляторы ПМК
Существует несколько симуляторов ПМК, например "Калькуляторы-3000". Существует также реальный эмулятор [emu145]( https://code.google.com/archive/p/emu145/). Автор эмулятора — Феликс Лазарев — даже покупал профессиональный
микроскоп для фотографирования микроконтроллеров серии 145/745. На этом форуме можно проследить историю разработки.
На основе emu145 Станислав Боруцкий создал эмулятор для Android.
Мой путь
У меня калькулятор МК-61 появился в 1989г. Получилось так, что о существовании КЛИПа я не знал. Основную массу программ черпал из "ТМ" — либо переписывал в библиотеке (ксероксов тогда еще не было), либо брал у товарищей (как правило, потом уже обратно не отдавал). У нас были журналы "Наука и жизнь" за несколько лет. Но в нем печатались в основном прикладные программы, что меня мало интересовало. Однако больше чем играть мне нравилось писать программы. Я кстати никогда не понимал прелестей приставок типа Dendy — ведь их нельзя было программировать в домашних условиях. Первой моей игрушкой был космический симулятор, написанный под влиянием "Лунолетов". Это было в 6 классе, на уроках физики мы к этому времени изучили только равномерное прямолинейное движение. Поэтому играть в него было не очень интересно. На программирование я потратил времени больше, чем на саму игру. Потом был еще ряд программ. Наиболее серьезной моей программой была реализация калаха (манкалы). Не смотря на ограниченные ресурсы ПМК, он выигрывал у меня довольно часто. Я даже не знаю, когда я больше радовался: когда выигрывал сам или когда проигрывал своей программе.
Несколько фото упомянутых ранее носителей информации:
Не так давно круг замкнулся и я снова пишу программы для мобильных девайсов.
Попробовать
На Хабре было несколько статей о программировании ПМК: раз, два, три
Конечно, настоящий задрот мужчина с удовольствием потратит полчаса на вбивание кода программы с тем, чтобы потом пять минут поиграть. Для тех же, что слаб духом, я приготовил специальную версию эмулятора с поддержкой экспорта/импорта программ (я разместил это эмулятор от своего имени с разрешения Станислава). Также я подготовил несколько программ для этого эмулятора. Достаточно скопировать *pmk-файл на смартфон и импортировать его в эмулятор.
Приятного изучения!
P.S. у сарая, в котором я нашел свои тетради была металлическая дверь с надписью "ЕС-1050".
UPD. Zenitchik напомнил, что существует продолжение серии: МК-152/162
Комментарии (68)
laughing_one
08.06.2016 23:12Калькулятор МК-61… В 10 лет написал на нём (хотя он был не мой, но моего друга) свою первую программу: игру «Пеленгация».
Хотя, «написал» — это конечно громко сказано. Просто скопировал уже готовый код из умной книги про теорию игр. Впрочем, само по себе было приятно осознавать, как ты «запрограммировал» калькулятор, чтоб в него играть можно было. Кто знает, может быть именно поэтому я и стал программистом. :)istui
09.06.2016 00:00То же самое… Первая программа на МК-61, и тоже в 10 лет…
laughing_one
09.06.2016 00:23Ага, так и вспоминается «всего» 10 минут работы при подготовке поля, потом каждый ход ещё обрабатывается в районе 2-х минут.
Кстати, позже я нашёл оптимальный алгоритм, в котором можно найти все спутники за N-1 шагов (где N — размерность поля, обычно 10): просто по диагонали пеленгуем кроме последней клетки, значение на ней вычисляется методом исключения.
D77D
08.06.2016 23:13+2До сих пор храню МК-61. Подарил бы в добрые руки) Неисправен порт питания, надо лезть и подпаиваться, в остальном — годен.
Из «необычного» использования: использовал его как таймер. Если МК поставить рядом с радиоприёмником ДВ-СВ диапазона, то при запущенной программе приёмник почти молчит. Когда же программа кончается, из приёмника доносится свист. «Свистел» в радиодиапазоне высоковольтный блок питания для газорязрядного индикатора МК. Ну и, писалась программа, которая работала строго определённое количество секунд, а потом стопорилась.Kirillko312
09.06.2016 11:47А вы в какой части «Великой и необъятной» находитесь?
D77D
09.06.2016 22:59Прошу прощения, только-только добрался до компа. Я в Мск. Житие имею в ЮВАО. dm.66<собачка>list.ру
tormozedison
10.06.2016 06:07+1zanuda mode on
Преобразователь там работает всё время, поскольку питает не только индикатор, но и микросхемы. И он далеко не высоковольтный. Индикатор не газоразрядный, а тёплый ламповый (в прямейшем смысле). А наводка не от преобразователя, а от динамической индикации.
zanuda mode off
geher
08.06.2016 23:42«Эх, молодость, молодость!».
Я начинал с более ранней модели калькулятора, попроще: Б3-34. Играл на нем.
А еще был считавшийся древним уже на тот момент, когда я познакомился с программируемыми микрокалькуляторами — Б3-21. Так люди и на нем играли.
Потом у меня появился МК-61. И я уже не играл, а использовал для автоматизации вычислений при решении разных задач в школе и университете.
А потом у меня появился собственный компьютер.
С тех пор я калькулятор ни разу не доставал.
tormozedison
09.06.2016 00:15+1Грады — это изначально не баг, а фича комплекта микросхем. Настольный калькулятор МК-56 сразу делали с переключателем на три положения.
XVadim
10.06.2016 09:55Я про баг написал с иронией (надо было взять это слово в кавычки). Ну и для ПМК это был баг — ведь на корпусе предусматривалось всего два положения, а уже потом добавили третье. Но это все уже тонкости
Viacheslav01
09.06.2016 00:40Помню как я мечтал о таком девайсе, но к сожалению мечты остались мечтами :(
d2ab
09.06.2016 00:55Весь диплом был рассчитан на Б3-34 по дороге домой в автобусе (обработка результатов экспериментов по мнк) осенью в 1981г
LynXzp
09.06.2016 01:12А какова объективная причина не отображать AbCdEF точно так же как они и пишутся? Могу предположить что «А» с минусом совместили из причин экономии (странно, но пусть), остальные то почему так странно?
hacklex
09.06.2016 01:33Возможно, чтобы калькулятор мог пережить отказ как можно большего числа сегментов и остаться в состоянии что-то считать. Тогда к этому вопросу серьёзно подходили…
tormozedison
09.06.2016 06:12+1Чтобы в наборе символов имелись: знак минуса, буквы Е, Г (тоже понятно, зачем), ну а про C, F и L не знаю.
electronus
09.06.2016 05:22На денди можно было программировать на бейсике, просто не все об этом знали:)
Нужен был специальный картридж и клавиатура. При анализе линий процессорной платы, на самом деле можно было писать и читать с денди на магнитофон, либо на дисковод, но у нас такой набор был редкостью, выпускался под именем СЮБОР
https://en.wikipedia.org/wiki/Family_BASIC
https://rutube.ru/video/d3d612fff2947c48b2b3ac024945b6c6/kireevco
09.06.2016 10:55Был у меня такой. Начало моего пути… Только вот у меня не было ПЗУ. Куда зажали!? Я в шоке.
Зато теперь быстро печатаю.
Lord_Ahriman
09.06.2016 11:49Не путайте Денди (тайваньский клон Famicom'а) и оригинальный Фамиком. К тому же, Сюбор — не название набора, это, скажем так, торговая марка китайских фамиклонов, такая же как Денди, Кенга, Лифа и прочий зоопарк. Есть и бесклавиатурные Сюборы (знаменитые черные, которые даже продавались Денди в свое время). Более того, в клавиатурных Сюборах не FamilyBASIC, а какая-то своя особая смесь бульдога с носорогом.
MartinX
09.06.2016 19:53Был сюбор, картриджи были русифицированы. Но по факту они были основаны как раз на тех японских.
Lord_Ahriman
09.06.2016 20:30Вы не правы, точнее, правы, но не совсем. Дело в том, что тайваньские и китайские фамиклоны были почти копией японских фамиков очень ограниченное время в начале производства (MicroGenius'ы, Hitex HT8000, ранние Dendy Classic и им подобные клоны на дискретных МС), но даже они имели отличные и от Famicom, и от NES тайминги на шинах (это порождало некоторые специфические глюки, типа подергивания заставок, зависания заставок в Ninja Ryukenden и прочее) и упрощенную конструкцию контроллеров (нет микрофона на 2). Если не верите — погуглите, вопрос точной эмуляции Денди стоял очень остро до некоторых пор как раз из-за того, что китайцы не указали точные параметры таймингов, и энтузиасты подбирали их реверс-инжинирингом. Позже же консоли стали, по сути, аппаратными эмуляторами Famicom'а, в которых функции кучи дискретных МС оригинала были сведены в заказную микросхему (как раз в Сюборах, Dendy Junior'ах, Кенгах было сделано именно так, знаменитая микросхема UM6561 различных ревизий), Переход на UM'ки сопровождался добавлением новых особенностей, которых у японских консолей не было (в некоторых ревизиях были перепутаны каналы звука, некоторые неправильно работали с битом яркости и т.п.). По этой причине оригинальные японские специфичные вещи не могли нормально работать с клонами. Игры, в большинстве своем, работали, а вот аксессуары работать бы не смогли, в частности, клавиатуры, FDS и т. д. Поэтому, когда китайцы решили пустить в продажу типа «обучающие компьютеры» на основе 6561-клонов (Сюбора), они использовали собственные разработки. Там даже мапперы в тех картриджах нестандартные и чрезвычайно непохожие на то, что было у японцев.
MartinX
09.06.2016 20:50Это все интересно, читаю иногда про NES. И зоопарк и интеграция — это ясное дело. Однако, ключевой вопрос остался не опровергнутым: использовал ли обучающий картридж Сюбора код японского картриджа? Или они с нуля его делали?
По воспоминаниям там был калькулятор, два бейсика (один какой-то графический. так как был маленький, то не понимал что это такое), печаталка и всякое еще (видимо, они уже сами это писали). Позже смотрел японский картридж (https://www.youtube.com/watch?v=wrr1MUAx4sw) — те же экраны и перо, что очень намекает на заимствование кода.Lord_Ahriman
09.06.2016 21:27Возможно, что использовали что-то (нам-то никто этого не скажет точно), но, в любом случае, перепиливание под реалии 6561 было гигантским, другие тайминги и мапперы уже говорят сами за себя, а ведь это делалось на голом ассемблере. Не уверен даже, можно ли говорить о заимствовании кода, возможно, взят был только интерфейс. Китайцы ведь писали довольно годные игры, так что это вполне вероятно. К тому же, я встречал где-то (кажется, на эмуленде) упоминание, что бейсик на клавиатурных сюборах по сравнению с японским был довольно сильно расширен по возможностям. Ну а «оболочки» китайцы однозначно писали свои, например, известная оболочка а-ля WIn 2k.
dartraiden
14.06.2016 13:19например, известная оболочка а-ля WIn 2k
Не мог не оставить это здесь
Запускается на http://cah4e3.shedevr.org.ru/dumping/fceu.rar
snuk182
09.06.2016 15:41в моем детстве клавиатурников не было совсем, а СЮБОР считался эталоном качества, из того, что продавалось на рынке. а я, оказывается, стар…
LazyCrazy
09.06.2016 07:02Самая актуальная в то время в нашем общежитии доработка МК-61 заключалась в аккуратном срезании части пластмассовой оболочки разъёма блока питания, чтобы его (БП) можно было отключать, переходя на батарейки, и подключать, не прерывая расчёт. На батарейки большой надежды не было, поэтому старались побыстрее подключиться к розетке.
avost
09.06.2016 07:10Был Б3-34. К нему применялись железячные хаки — с помощью радиоприёмника можно было определять момент окончания расчётов на слух. И железячный же оверклокинг — поднять частоту генератора подбором резистора во времязадающей цепочке.
Потом как-то попался его предок Б3-21 — это был какой-то древний магический артефакт, при том, что я легко программировал 34-й и знал наизусть соответствие кодов командам, с 21-м ничего сделать сходу не удалось.xirahai
09.06.2016 09:52+4Тоже делал разгон Б3-34, динамик от наушника чтобы по звуку определять завершение программы,.И еще автоматика по идеям из ж. «Наука и жизнь» — автозапуск программы через небольшую паузу. Кроме этого на Б3-34 можно было наростить память до 130 или 150 шагов, уже не помню точно. Второй снизу чип — на него напаяна сверху еще одна ИМС памяти, и включена в разрыв последовательной шины. В довершение ко всему был сделан перфоленточный ввод программ. Носителем была магнитная лента от ЕС ЭВМ, в которой специально изготовленным пробойником вручную делались отверстия.
Фотографии усовершенствованного МК Б3-34 и устройства ввода с перфоленты
xirahai
09.06.2016 18:18Поправлюсь, не вторая снизу а самая нижняя ИМС К145ИР2 нарощенная память. Просто калькулятор сейчас где-то в коробке в гараже, так что оперативно не посмотреть. Но если будет интерес, могу сделать дополнительные фото.
avost
09.06.2016 19:24Ну, да, видно, что нижняя. А вообще — супер! Особенно, перфосчитыватель.
А как адресовалась дополнительная память? Были незадействованные адресные линии?xirahai
09.06.2016 19:50Там однопроводная последовательная шина, согласно структурной и электрической схемам калькулятора. Поэтому я почитал описание на микросхему памяти, и включил последовательно с имеющейся еще одну, просто для эксперимента посмотреть что будет. И всё сработало, шагов программы прибавилось. Правда данный калькулятор неисправен — его через несколько лет выбило статикой, от линолеума или шерстяной одежды. Но к тому времени у меня уже появилась ПЭВМ «Вектор».
hdfan2
09.06.2016 07:52Прошёл тот же путь, только чуть раньше (в 88-м родители купили МК-61). Очень жалею, что не застал перелёт Кон-Тики. А потом был (и до сих пор где-то лежит, и даже вроде работает) МК-85 — тоже очень интересный аппарат.
vlreshet
09.06.2016 09:44А я свой мк-52 нечаянно испортил( Видимо китайские батарейки оказались сильнее чем на них написано, но факт в том что через 10 минут после того как я их поставил — сгорел экран. Обидно.
APLe
09.06.2016 12:43Это не батарейки, это просто от старости электролитический конденсатор (в блоке повышения напряжения, вроде) умер.
Соответственно, ремонтируется довольно быстро.
GlukKazan
09.06.2016 10:10На тему игры «Волки и овцы» наиболее нетривиальный вариант, насколько мне известно, был предложен Исааком Шафраном, на гексагональной доске.
XVadim
09.06.2016 11:51+1Я как раз узнал об этом варианте, когда писал статью. Подумываю о том, чтобы реализовать на Android-е
GlukKazan
09.06.2016 13:20Из классики, есть ещё "Французская военная игра". При всей своей кажущейся простоте, она коварна. Насколько я помню, она реализована в одном из текстовых квестов «Космических рейнджеров».
olekl
09.06.2016 11:15+1Да, участвовал в КЛИПе, было интересно письма со всего Союза получать :) Причем листинги программ писались на отдельном листе, и его надо было вернуть отправителю, переписав себе :) До сих пор где-то лежит тетрадка формата А4 с тщательно переписанными программами.
MAXSSS15
09.06.2016 11:51У меня была Б3-21… Возможностей гораздо меньше. Но я всерьез придумывал, как сделать для неё ввод с перфоленты. А потом купил на радиобазаре КР580ВМ80А…
Piter_Y
09.06.2016 11:51Помню, помню задачи в журнале «Наука и жизнь». Меня все время тянуло на невозможное. 3 раз там отметился. Делал программы для сортировки любого произвольного количества цифр, вычисления факториалов больших чисел, вместо соревнования на самую короткую и быструю программы.)))
Cubietruck
09.06.2016 11:51Не было такого. Родители отказались покупать. Поэтому я спаял Спектрум. Инвестором был отец, втихаря от матери:)
elmir_k
09.06.2016 11:51+1благодаря этому калькулятору первым выученным английским словом стало слово — EГГОГ. Долго я в детстве не мог вкурить что значит это самое EГГОГ. чувство, когда сыграл с калькулятором в крестики-нолики — это незабываемо.
ainoneko
09.06.2016 11:51> «8-L8EC» — человек проиграл
Может быть, «6-L6EC»?D_Starikov
10.06.2016 13:10С вашим комментарием все стало на свои места. А то думал, что я- 6-L6EC, и не способен понять, что там написанно.))
thatisme
09.06.2016 14:01До сих пор храню оба калькулятора. Сколько программ и игр я написал для них в то время сейчас уже и не вспомню. Но их место было занято клонами спектрума и ассемблером для z80.
Впрочем МК-52 продолжал служить «карманным» устройством при расчетах — мобильность рулит :)ZweiAndersdenkenden
10.06.2016 17:15Когдато в юности играл (после долгого и нудного набора) на МК-52 в «Полет на луну» — из 50 всего пару раз удалось прилуниться нормально. А вот МК-60 по крутости был в то время как ноутбук сейчас — переносной, можно писать программы и есть графический дисплей! Рисовал на нем разные еффекты, вроде взорваных планет или феерверка :)
BubaVV
09.06.2016 15:45Погуглите ради интереса протокол общения БРП с калькулятором. Там интересные штуки типа трехфазного питания
JerleShannara
09.06.2016 16:58МК-61 использую по сей день, хотя и в режиме «простая счетная машинка» — обратная польская нотация оказалась очень удобной.
Zenitchik
Мало кто знает, что эта линейка продолжается. У меня, например дома МК 161 лежит. Вертикальная совместимость почти полная, за исключением ЕГГОГологии.
DrPass
Я думаю, некорректно говорить, что она продолжается. МК-152 и МК-161 в техническом плане ничего общего с тремя поколениями советских ПМК не имеют. У них внутри микроконтроллер из семейства Intel 8051, и программа, эмулирующая поведение калькулятора.
XVadim
Вы его все еще как-то используете?
Zenitchik
Не-а. С применением всё плохо. Этот класс техники — для тех, кто не умеет программировать и не хочет учиться. Чтобы всё на кнопках было написано. Редкие энтузиасты способны написать на ЯМК что-то годное, причём не на борту ЭКВМ.
Человеку, уверенно программирующему хотябы на одном из классических языков, проще освоить ардуино, чем ЭКВМ.
xirahai
Всё же новое поколение МК-152 и подобные заметно отличаются от старых калькуляторов тем что имеют энергонезависимую память, и главное способны управлять периферией. Для не слишком требовательных к скорости реакции задач могут оказаться оптимальной платформой, особенно если эти новые микро-ЭВМ будут достаточно надежными и устойчивыми к сбоям. Язык калькулятора проще в освоении, он ведь по сути высокого уровня по сравнению с программированием ардуино на «C» и необходимостью разбираться в библиотеках, управлении ЖК индикатором и т.д. Да и сама машинка полностью законченное изделие. Так что вполне гиковская штучка — для тех кому надо реализовать какой-то свой алгоритм, и нет под рукой готовых аппаратных решений.
Zenitchik
>Язык калькулятора проще в освоении, он ведь по сути высокого уровня по сравнению с программированием ардуино на «C» и необходимостью разбираться в библиотеках, управлении ЖК индикатором и т.д.
Вот только нужно держать в памяти номера команд 9000-х регистров, что по умственным затратам примерно эквивалентно необходимости разбираться в библиотеках.
Плюс заморочки с адресацией и страницами памяти (мне живо вспомнился asm для PICов).
Так что уровень уровнем, но для того, кто знает хотябы один из классических языков, ардуино на C можно садиться и писать, а ЯМК нужно вдумчиво изучать суток этак полтора чистого времени.
Конечно, у ЭКВМ есть свои достоинства: это практически готовый пульт с кнопками и экраном, его не нужно разрабатывать. Программу легко отлаживать на борту (если бы можно было строки раздвигать — было бы вообще чудесно). Но цена изделия… Мне он достался до того, как подорожал, за 7900 рублей.