Другой интересный факт — это то, что акции Nintendo сильно подскочили. Запуск интересного продукта, выход на новый рынок и другие положительные изменения приводят к ожидаемой реакции рынка ценных бумаг. Компании, акции которых свободно торгуются, часто дорожают или дешевеют. Но вряд ли в таких масштабах. Стоимость акций Nintendo Co. скакнула более чем в полтора раза всего за трое суток. Рыночная стоимость компании выросла на 7 миллиардов долларов.
О том, как связаны эти два события — поговорим под катом.
Pokemon Go ещё даже не вышел в русском App Store, а уже за***л.
— Wylsacom (@wylsacom) 12 июля 2016 г.
Скачать Pokemon Go в России и странах СНГ нельзя, и в ближайшее время доступности не предвидится — игровые сервера слишком перегружены. Игра вышла 4 июля в Австралии и Новой Зеландии, 6 июля в США. Можно пробовать колдовать с VPN и разными методами определения местоположения. Пользователи Android могут достать готовый APK-файл где-то с просторов Сети. Но следует опасаться зловредов: есть версии со встроенным трояном DroidJack. Отличить настоящий файл от нашпигованного вирусной функциональностью пакета можно по допускам: настоящий Pokemon Go пока что не просит, к примеру, возможность звонить и слать SMS.
Но в остальном никаких региональных ограничений для России нет. Они могли бы быть по геолокации: кое-где в Азии игроки жалуются, что игру заблокировали.
Сразу после скачивания и установки игра радует саундтреком Дзюнъити Масуды и предлагает либо создать аккаунт, либо использовать гугловский. На экране появляется молодой человек. Бисёнэн представляется профессором Уиллоу. Нам предлагают создать персонажа из скудного выбора двух полов, нескольких причёсок и опций одежды. Профессор вводит в курс дела, рассказывая о сути игры — ловле существ-покемонов.
Куда я попал?
В России и других странах бывшего СССР вселенная «Покемонов» известна не так хорошо, как в Японии и США. Существа-покемоны начали покорять мир двадцать лет назад. Оригинальные игры Pokemon Red и Blue вышли в 1996 году на Game Boy. К распространённым у нас эту игровую консоль отнести трудно. Поэтому для многих знакомство с медиафраншизой началось именно с анимэ-сериала.
В памяти американского или японского фаната выплывут богатые спрайты крошечной 8-битной игровой консоли, мелодии музыки, попытки достать того самого редкого зверька и крупный мир, доступный для исследования. В России «Покемон» — это детский мультик, который показывали на канале ОРТ в 2001 году.
Cерия игр перебрала множество цветов для названия своих итераций и даже начала прибегать и к буквам (X и Y, Omega Ruby и Alpha Sapphire и так далее). Минули годы сложных экономических условий, и у Nintendo в России появился маленький, но заметный круг фанатов. И всё равно при разговоре про приложение дополненной реальности можно натолкнуться на некоторое непонимание. Нет, это не адаптация того мультика. Это смартфонная версия устоявшегося канона игр.
В Pokemon Go сейчас 133 покемона.
Вкратце любая из игр серии — это RPG, в которой главный персонаж может путешествовать в районе вымышленного мира «Покемонов». Игрок собирает коллекцию существ и устраивает бои с другими тренерами покемонов. Целью является сбор полной коллекции и получение титула чемпиона. В каждой игре также нужно спутать планы преступной группировки, которая пытается захватить мир с помощью покемонов.
Бои в играх — это пошаговые сражения между двумя (или четырьмя) покемонами двух сторон. Серия известна своей устоявшейся механикой боёв. На исход поединка влияют уровень сражающихся покемонов, их тип, специальные атаки и способности. Доступна возможность обмена покемонами с другими тренерами — как с игровыми, так и реальными по специальному кабелю между консолями.
Nintendo часто ругают за игнорирование растущего рынка смартфонов. Pokemon Go — одна из первых попыток и, как оказалось, удачная. В кармане каждого есть более чем достаточное количество вычислительной мощи, чтобы организовать портал дополненной реальности. Системы спутниковой навигации и ориентация по сетям Wi-Fi позволяют установить местоположение устройства с точностью до метров. Постоянное интернет-соединение подгружает контент.
Игрок в Pokemon Go не управляет аватаром тренера покемонов. Он ловит их не на экране, а в реальном мире.
А для этого нужно ходить. Как? Поднять правую ногу. Опустить. Поднять левую. И так продолжать до точки назначения. Игроки передвигаются в реальном мире, постоянно поглядывая на экраны смартфонов. Ничего не напоминает?
Рескин «Ингресса»?
В общем-то, никакого открытия нет. Достаточно взглянуть на список компаний, приложивших руку к выходу игры: это The Pokemon Company (на треть принадлежащая Nintendo), собственно Nintendo и Niantic. О последней нужно поговорить отдельно.
В ноябре 2012 года начался закрытый бета-тест Ingress. В открытую бету игра вышла год спустя, а в декабре 2013 года состоялся релиз. Ещё через полгода вышла версия для iOS. Разработчиком было маленькое подразделение в недрах гиганта Google — Niantic.
Режим дополненной реальности быстро теряет вау-эффект из-за проседания производительности. Project Tango, где же ты?
При регистрации в Ingress пользователь приложения выбирает одну из двух фракций, которые отличаются лишь цветом. Игроки-«агенты» передвигаются в реальном мире, а их устройства регистрируют передвижения. Точки интереса представляют достопримечательности и любые необычные объекты. Памятник, граффити, храм, интересная вывеска — всё это может стать «порталом». Игроки сами опутали мир картой таких объектов. Они сами выгрузили фотографии и дали названия. Порталы можно захватить, их защиту можно усилить, из них можно фармить игровые предметы. Между порталами можно кидать связи, а линкование в виде треугольника приведёт к захвату покрываемой им территории.
Суть Ingress сводится к постоянной борьбе за контроль над порталами и территорией. Каждый день агенты теряют и захватывают порталы, каждый день они разрушают и создают связи. Геймплей поощряет координацию действий, что приводит к установлению социальных связей уже в реальном мире. Кто-то знакомится, кто-то теряет вес, кто-то просто получает удовольствие.
Niantic не стала буквой в Alphabet, холдинге, которым былой Google стал после реструктуризации. Подразделение вышло в самостоятельную компанию. В общем-то, основатель и текущий глава компании Джон Ханке давно называл Ingress лишь демонстрацией технологий, намекая на другой продукт.
Объекты. Бывалый игрок в Ingress сразу заметит в Pokemon Go привычную сетку порталов. Чудовищно огромная ингрессовская база достопримечательностей всего мира была скопирована с незначительными изменениями. Порталы стали сетью покестопов, а особо крупные их скопления — тренировочными залами. В особо густых скоплениях некоторые порталы исчезли. То есть объектов меньше, чем было раньше. Новых объектов не появилось совсем.
В базе Niantic около пяти миллионов объектов по всему миру, которые были получены из 15 миллионов заявок. Новые порталы в Ingress перестали принимать примерно год назад. Почти всем игрокам известна нерасторопность модераторов, которые тратили месяцы на одобрение заявок на создание портала. Какое-то время одобрял робот, но позже приём заявок был закрыт совсем — даже в интерфейсе игры его больше нет. Именно поэтому поиграть в Pokemon Go в малонаселённых районах будет трудно. Кое-где в Ingress не играли, поэтому отмеченных объектов в некоторых мелких поселениях почти нет. Если в вашем городе живёт меньше десяти тысяч человек, то карту проверить нужно, но стоит готовиться к худшему. И ситуация не изменится в ближайшем будущем, поскольку в Pokemon Go тоже нет функции отправки объекта на добавление на карту.
Фарминг ресурсов. Похожести немедленно начинают находиться не только в позаимствованной базе данных, но и правилах. Покестопы можно фармить и получать игровые предметы. Сразу же напрашивается сравнение с хаком порталов. В Ingress хак без глифов приносит немного очков опыта и мало лута. При хаке с глифами агенту демонстрируется набор символов (глифов), которые затем просят нарисовать в той же последовательности. Если не наделать ошибок, то награда куда выше. Кто-то учит глифы, кто-то надеется на память, кто-то использует приложения-помощники типа Glyph Predictor.
Лопать пузырьки с предметами необязательно.
В Pokemon Go процесс фарминга упрощён до безобразия. Нужно просто крутануть значок, и из него посыплются предметы. Есть ограничение по времени в 5 минут, но покестопы в отличие от порталов от частого использования не «перегреваются», то есть фармить можно до бесконечности, без периода «остывания». Уровень предметов зависит только от уровня игрока. В Ingress же слабые порталы давали только слабые предметы.
Ловля покемонов. Покемоны случайно время от времени появляются на карте вокруг игрока. Детальный алгоритм неизвестен, кто-то говорит о таймере с последней встречи. Стоит учесть, что чаще всего существа появляются в людных местах, где регистрируется большая активность других игроков. То есть сходить в лес за покемонами менее эффективно, чем торчать в центре города у какого-нибудь популярного памятника. И в Зоне 51 Мьюту нет. Разве что стоит искать покемонов водного типа вблизи открытой воды.
Такие покемоны ловятся плохо, да ещё и блохастые.
Снизу справа показываются покемоны, которые где-то рядом. Количество лапок под иконками говорит об удалённости. Каждый из следов — дополнительные сто метров радиуса. На карте стоит поглядывать на анимацию частиц травы — это место, где шанс встретить покемона повыше.
По тапу на покемона на карте откроется режим ловли. Ловля покемонов выглядит как накидывание покеболов на существо в режиме дополненой реальности или без неё. Именно этими скриншотами забита Сеть: ровная площадка улицы, покемон и интерфейс.
Режим дополненной реальности полностью опционален. На деле его удобнее выключить, чтобы не пугать прохожих угрожающей позой съёмки, а себя — низкой производительностью устройства.
Какие-то покемоны прыгают, чем осложняют попадание в них. Иногда нужен глазомер, чтобы оценить расстояние до существа. Часто они вырываются из покебола с первой попытки захвата. Но в целом процесс сложным назвать нельзя. Разве что можно по-особому крутануть покебол, чтобы получить чуть больше очков опыта. Осторожно, игра хранит информацию о месте поимки покемона. Неверный супруг запросто может спалиться, один прецедент уже был.
Фарминг покемонов прогулками. Покемонов можно получить инкубацией яиц. Для этого яйца, изредка выпадающие из покестопов, нужно поместить в инкубатор. Изначально в инвентаре есть ровно один на бесконечное количество использований. За золото можно приобрести ещё один, который сломается после трёх выращенных яиц. После вылупления игрок получает не только покемона, но и неплохие количества ресурсов для их апгрейда.
Установка для выращивания яиц, модель с 4 лапами и хвостом. Кто-то ездит на велосипедах по округе. Но максимальная скорость ограничена.
Игра попросит пройти нужное количество километров — 2, 5 или 10. Вылупившийся покемон зависит от дистанции, которую потребуют ходить. В текущей версии есть проблема: игра не считает расстояние с выключенным экраном. Что же, будем надеяться, баг исправят. Пока что решение следующее: включить режим энергосбережения, в котором экран отключается, если телефон перевернуть вверх тормашками, и гулять.
Трансформации. Функция едва попала в финальную игру, поскольку в Niantic боялись, что пользователи не разберутся. Игра соответствует изображаемой вселенной, в которой покемоны могут трансформироваться/эволюционировать. Здесь для этого нужны соответствующие типы конфет (candy) и немного звёздной пыли. Разные покемоны требуют разные объёмы ресурсов для трансформации. Magikarp требует 400 конфет, остальные — куда меньше.
Фракции. В Ingress есть две фракции, которые отличаются только цветом и сюжетным текстом. В Pokemon Go их три, и, похоже, ситуация с бессмысленностью выбора повторяется. Поэтому по достижении пятого уровня тапните на любой тренировочный зал и выбирайте свой любимый цвет. (Напоминаю, что ваш любимый цвет — красный.) Если в Ingress поменять фракцию можно (на это уходит примерно месяц), то в Pokemon Go такого пока нет.
Захват джимов. Покестопы можно лишь фармить, удерживать их невозможно. А вот тренировочные залы — это предмет захвата трёх противоборствующих команд.
Для сравнения: в Ingress каждый из порталов (а не только специальная подгруппа) может принадлежать одной из двух группировок. Сила и уровень лута из портала определяются уровнем резонаторов, вставленных в него. Предметы-моды усиливают оборону портала. В Pokemon Go механика похожа: игроки оставляют в джимах своих покемонов, против которых можно сразиться для увеличения или уменьшения значения престижности.
Если в Ingress атаки велись с помощью оружия (XMP Burster, Ultra Strike), а оборона усиливалась модами, то здесь это единая сущность — покемоны. В джимах игроки оставляют своих покемонов. Другие могут сразиться с ними своими покемонами. Это единственные бои между покемонами, которые присутствуют в игре на данный момент.
В каждом зале может размещаться число покемонов по его уровню: в джиме второго уровня — 2, третьего — 3, четвёртого — 4. Уровень определяется очками престижа, при этом требование по очкам растёт нелинейно. Обитателей можно посмотреть промоткой влево-вправо после тапа по джиму. Лидер — это покемон с наибольшим CP, Combat Power. Каждый игрок может поселить лишь одного покемона из своей коллекции. Понятно, что оставить покемона можно в залах, принадлежащих только своей фракции. Чужие нужно атаковать.
Захват вражеского тренировочного зала — это снижение значения престижа до такого уровня, когда его покидают все покемоны в нём. Это достигается схваткой с его обитателями — дуэль с каждым, один за одним, по очереди. С понижением уровня престижа обитателей джима будет всё меньше, и так до нуля. После этого первый, кто поместит своего покемона в тренировочный зал, захватит его для своей команды. Это то же, что было в Ingress: после выбивания всех резонаторов нужно было установить свои.
Кто-то читерит с помощью подмены координат на программном уровне, кто-то играет беспилотником.
Кстати, бои во вражеском джиме возможны в режиме мультиплеера. При этом покемоны игроков тоже будут показываться на экране.
Улучшение уровня престижа тренировочном зале своей фракции — ровно такой же процесс. Только для захвата можно использовать до шести покемонов, а при тренировочных боях приходится полагаться лишь на одного. То есть при желаниии добавить покемона к джиму с двумя покемонами нужен покемон, с помощью которого можно победить обоих. Победа лишь над одним принесёт куда меньше очков престижа. Другое отличие тренировочных боёв от реальных схваток — это то, что покемоны теряют здоровье, но не умирают. Погибших нужно возрождать с помощью специального предмета. Любые типы схваток никак не влияют на показатели производительности покемона.
Pokemon GO is just insane right now. This is in Central Park. It's basically been HQ for Pokemon GO. pic.twitter.com/3v2VfEHzNA
— Jonathan Perez (@IGIhosT) 11 июля 2016 г.
Центральный парк в Нью-Йорке, всплеск активности игроков Pokemon Go.
Схватки просты. Они полностью игнорируют упоминавшуюся выше механику пошаговых боёв игр серии «Покемон» и происходят в реальном времени. Всё, что нужно делать — уворачиваться свайпом по экрану и атаковать. Специальные движения вызываются тапом и зажатием. Хотя кто-то рекомендует просто бессмысленно много тапать, надеясь на отсутствие лагов связи с сервером. Глубоких механик в боях нет.
Кстати, битвы тоже можно проводить в режиме дополненной реальности.
Покемон, размещённый в джиме, недоступен для любой формы использования или улучшения. Если его победит другой игрок, он вернётся в инвентарь. Ну и самое главное: за каждого покемона в джиме раз в 20 часов игрок может получить 10 монет для траты в магазине и 500 единиц звёздной пыли. Обычно эти монеты покупаются отдельно за реальные деньги. Но считаются первые 10 покемонов в джимах, поэтому так можно получать максимум порядка 100 монет в сутки.
По описанию выше заметно, что игра содержит много механик, впервые появившихся в Ingress. Сохранено многое, даже зона действия вокруг игрока — те же 40 метров в радиусе. Так что же, Pokemon Go — всего лишь рескин Ingress? Конечно же нет. Это не рескин хотя бы потому, что Ingress построен на основе libGDX, а Pokemon Go сделали на движке Unity.
Ветеран Ingress может долго брюзжать примерно таким образом, что отточенный в течение шести лет геймплей оказался менее популярным, чем его урезанная версия с покемонами. За годы существования Ingress популярность игры никогда не достигала того, чем оказался Pokemon Go. Последний продукт уже бьёт рекорды по скачиваниям, висит в топах магазинов приложений. Он популярней Tinder, а посещаемость сайта сторонней загрузки apkmirror.com взлетела в семь раз.
При этом сама игра по сравнению с Ingress выглядит недоделанной. Нет возможности обмениваться покемонами или хотя бы сбрасывать предметы на землю. Мало сложности, трудно удерживать объекты. Слишком много того, что заставляет говорить: «Пока что не сделали, обещали в будущем».
С другой стороны, игра не определяется только геймплеем. Конечный пользователь имеет право на предпочтения. Как оказалось, тематика покемонов обеспечила старт лучше, чем глобальный заговор и научно-фантастический захват «порталов».
Монетизация
Плод любви Niantic и Google оказался милым и честным ребёнком. О монетизации речи не шло вообще, а если она и была, то незаметная. Дитя могло иногда вскользь упомянуть, что его вкусно покормили телеком-оператор SoftBank, Mitsubishi UFJ Financial Group или французская финансовая организация AXA. В нескольких странах некоторые магазины становились порталами автоматически. Наоборот, пользователь часто сам задавался вопросом, откуда берутся деньги — реклама была слишком малозаметна.
Пути Google и Niantic разошлись. Сегодня частью компании владеет Nintendo, Pokemon Company и другие инвесторы. Молодой бастард Nintendo и Niantic без зазрения совести с самого начала предлагает приобрести игровое преимущество над остальными тренерами.
Pokemon Go монетизируется по модели free-to-play, когда сама игра бесплатна, а за деньги можно приобрести дополнительные функции или игровые предметы. Игровые разработчики этого жанра намеренно ориентируются на «китов» — игроков, которые словно наркоманы импульсивно вливают в игру огромные объёмы денежных средств.
Но проблема не в этом. На самом деле в желании зарабатывать таким путём нет ничего постыдного. После развода Niantic и Google в Ingress тоже появился магазин предметов. Все они были косметическими, кроме контейнеров для ключей порталов. Ключи в них не учитываются в ограничении на размер инвентаря, что позволяет носить с собой больше предметов. Этот тревожный звоночек лишь предвещал тот самый ненавистный тип монетизации, который сулит Pokemon Go.
В новой игре Niantic продаётся реальное преимущество над другими игроками. За деньги Pokemon Go предлагает покеболы, устройства для приманки покемонов, яйца и дополнительные инкубаторы. Что-то из этого можно фармить, что-то не получить никак, кроме как за деньги. То есть игрок, который вливает деньги в игру, будет иметь преимущество над теми, кто подобным не занимается.
Пусть кому-то преимущество покажется мягким, но любое неравенство в геймплее — дурная практика.
Советы
- Текущая версия Pokemon Go часто зависает, поэтому приложение стоит регулярно перезапускать. Если игра остановилась на одном из экранов, то приложение нужно перезапустить. Ждать бессмысленно.
- Приложение потребляет примерно столько же трафика, что и Ingress. В наиболее прожорливых сценариях оно может выедать по 10 мегабайтов в час, что не так уж и много. Чаще всего хватит самых мелких пакетов интернет-трафика из линейки тарифов вашего оператора.
- Заимствуйте тактику и этикет Ingress. Планируйте прогулки для обхода мест с наибольшим количеством объектов. Карты покестопов и джимов нет, но можно попробовать ингрессовскую карту порталов.
- Ещё в игре нет чата фракции и вообще хоть какой-нибудь возможности связи. Выходите на связь через Ingress, спрашивайте в местных ячейках, где Telegram-чаты игроков Pokemon Go вашего региона.
- Ingress и Pokemon Go постоянно отрисовывают на экране 3D-графику, экран работает с максимальной яркостью, чтобы игрок мог различать детали при дневном свете, считаются координаты систем спутниковой навигации, компаса, положения устройства, запрашиваются данные карт, идёт общение с серверами игры. Неудивительно, что энергопотребление чудовищно высоко. На старых устройствах батарейка уходит буквально на глазах. Выходите на прогулку только в подзаряженном виде.
- В подсумок для магазина автомата M16 или АК хорошо входит большая внешняя батарейка из 8 ячеек 18650 на 20 А·ч и выше. Боритесь с соблазном приобрести подобное: подсумки обычно закрываются сверху, и вставить кабель для подзарядки будет некуда. Попробуйте другие виды подсумков или рюкзаки.
- Набейте на лицо татуировку с символикой вашей фракции. Вселяйте ужас в ваших врагов.
Проблемы, которых нет
Как только игра вышла, ряд СМИ начали раскручивать сомнительные истории, пытаясь привлечь внимание и клики новой тематикой. Намёками указывалось, что новое развлечение нарушает привычный порядок жизни и вообще виновно во всём подряд.
К примеру, история о том, что 19-летняя девушка искала покемона водного типа, но нашла в реке плавающий труп. Некоторые новостные выпуски об этом инциденте заканчивались словами о том, что в Niantic пока не комментируют произошедшее. Хотя в чём здесь виновен разработчик игры?
Куда более интересно, что подростки начали гулять. Современные дети обычно сидят дома, уткнувшись в экраны телефонов или компьютеров. Несколько дней назад родители с удивлением заметили, что дети начали проводить на улице значительные объёмы времени. И они не просто торчат на открытом воздухе, но и проходят неплохие расстояния. И найденный труп — это лишь последствие того, что чадо в кои-то веки вышло погулять. Винить Pokemon Go здесь не в чем. Наоборот, игра может помочь завязать контакты или избавиться от социальной замкнутости и депрессии, как об этом пишут сами пользователи.
Не каждому владельцу недвижимости нравится, что на его территории без спроса появился портал. Это и хозяева частных домов, и персонал общественных заведений. К примеру, Бун Шеридан переоборудовал старую церковь в дом. А места поклонения в Ingress в качестве порталов принимались хорошо. При конвертации базы дом Буна стал тренировочным залом. В результате за последние дни Бун заметил поток прохожих мимо своего жилища, что раздражало. Хозяин дома даже встретил «владельца» джима в его доме. На деле стоило бы радоваться диванной доступности объекта в Pokemon Go.
«Покемоны только для платящих покупателей»
В игре пока нет адекватной возможности удалить свой дом с карты. Можно подолбиться в техподдержку, но процесс не автоматизирован. Стоит ли винить в ситуации Pokemon Go? Это проблема карты порталов Ingress. Просто поток агентов ниже, чем тренеров покемонов, поэтому Бун заметил внимание лишь сейчас, в первые дни всплеска внимания к сверхпопулярной игре.
Doduo, Мемориальный музей Холокоста.
Иногда тематика ловли милых монстриков не подходит под место, где это происходит. Музей Холокоста в Вашингтоне, памятники жертвам террористических атак 11 сентября и прочие подобные объекты может и подходили для портала в Ingress, но в качестве остановки на пути игрока Pokemon Go не годятся. Эти проблемы уже реальней, но всё равно проистекают из импортированной базы порталов Ingress. Вообще, покемоны генерируются в любых людных местах. Возможно, компании Niantic придётся внести часть мест в чёрный список, но политика разработчика в этом вопросе пока неизвестна.
В игре продаются предметы, которые на время усиливают спаун покемонов около покестопов. Сообразительные грабители воспользовались ситуацией и привлекали игроков в нужную точку. Было ли в этом что-то новое? Вряд ли. В Ingress тоже есть маячки, а игроки хорошо помнят о риске расстаться с личным имуществом. Ингрессовцев давно предупреждают о важности осторожности и внимательности. Как утеря имущества, так и нарушение ПДД игроками Pokemon Go — это отсутствие опыта в играх с дополненной реальностью. Со временем ситуация исправится.
Наконец, последнее — это жалобы на внимание окружающих, в том числе по признаку расы. Удивительно, но если направить на детскую площадку — частый тип порталов в Ingress — камеру смартфона, то люди начинают подозревать что-то не то. Для решения этой проблемы достаточно всего лишь отключить режим дополненной реальности и держать устройство камерой вниз.
Проблемы, которые есть
Есть и реальные обоснованные недочёты. К примеру, на данный момент iOS-версия приложения запрашивает полный доступ к аккаунту Google, включая содержимое ящика электронной почты. Niantic заверяет, что это было сделано по ошибке, и что игра сохраняет лишь идентификатор пользователя и адрес электронной почты. Google подтверждает слова Niantic. В следующих версиях ошибку с уровнем доступа исправят.
Есть мелкие вопросы. Нельзя обмениваться покемонами, не хватает функций. Даже интерфейс не проработан — переименование покемона зачем-то происходит в отдельном текстовом поле. Впрочем, Niantic обещает развить функциональность игры в ближайшем будущем. Вероятно, поправят баги навигации и лаги вообще — на программные сбои жалуются все. Добавят обмен покемонов, что-то вида счёта для сравнения с другими игроками по всему миру, улучшат режим дополненной реальности.
Вопросы к игре кроются в другом. Pokemon Go заимствует механики из Ingress. Но оттуда же вышли все основные проблемы, и ни одна из них не была исправлена.
В Ingress новозарегистрированный почти никак не может поменять облик карты. Его уровень атак слишком слаб, чтобы пробить защиту мощных порталов, установленных игроками высоких уровней. Какое-то время приходится копить опыт хаком, соединением порталов связями и окраской территории. С игроками высокого уровня бороться трудно. В Pokemon Go уже на старте обнаружилась примерно та же проблема: джимы захвачены игроками, которые каждый день часами раскачивают своих покемонов. Трудно играть, когда уже в первые дни все объекты захвачены откуда-то появившимися тренерами пятнадцатого уровня. Невозможно победить того, кто каждый день вливает часы в игру.
По достижении восьмого уровня перед игроком Ingress открываются все возможности. Теперь он полноценный агент, который может захватить почти всё. Но смысл теряется: на горизонте ничего нового. Как максимум, следующий уровень, который ничего не даст, или значок в профиле.
Если в каком-нибудь бесцельном Minecraft можно долго строить домики из грязи, то в Ingress предлагают бесконечную борьбу просто ради факта, творчества нет. Многие бросают именно из-за того, что не могут придумать игре цель. В Pokemon Go тоже чувствуется что-то подобное. Можно постоянно захватывать тренировочные залы для своей фракции, пополнять Покедекс, но рано или поздно процесс исчерпает себя. Запал уйдёт, игра останется редким поводом для прогулок.
Но и это не самая большая беда. Отсутствие глубины не испортит удовольствие, просто оно будет длиться не так долго.
Интересность Ingress и Pokemon Go полностью зависит от взаимодействия с другими. Если в городе нет активной базы игроков, то и этой бесконечной борьбы не получится. Возможно, часть проблем решилась бы, если игроки боролись бы не друг против друга, а против какой-то внешней силы. Но в Pokemon Go чего-то нового не произошло. Получилась игра про контроль тренировочных залов. И если оппонентов нет, то и цель игры отсутствует. Pokemon Go — игра для мегаполисов и крупных городов. В местах со скудным пешим трафиком играть не так интересно.
На самом деле беспокоиться рано, пока что до границ насыщения мало кто дошёл. В игре будет новый контент, где-то пройдут ивенты и сходки. В ближайшие месяцы часть игроков покинет Pokemon Go, но многие останутся, сформировав мощное и преданное ядро аудитории.
Удался ли рескин? Как бы ни говорили зелёно-синие старпёры, Pokemon Go — это не клонированный Ingress со спауном покемонов. Получилась вполне самостоятельная игра, пусть и с ингрессовской механикой и базой порталов. Вероятно, развитие сообщества пойдёт по похожим сценариям, разве что успешней. По прикидке Sensor Tower, игра уже приносит 1,6 млн долларов в сутки, что в разы выше других free-to-play проектов.
Комментарии (91)
White_Phoenix
13.07.2016 14:19+1К монетизации можно добавить и сомнительную продажу браслетов, уведомляющих о близости покемонов даже при выключенном экране.
Ну и разумеется: #teamred!
Vitaminka
13.07.2016 14:19+7Пика-пика?
navion
13.07.2016 21:35+6Пикачуragequit
13.07.2016 14:28+8Набейте на лицо татуировку с символикой вашей фракции. Вселяйте ужас в ваших врагов.
Вот он, по-настоящему дельный совет. Спасибо, Толя!
ssneg
13.07.2016 14:32+3Про подсумки повеселило. По сути, проблемы Ingress не исправлены. Незначительный перевес одной из фракций немедленно превращается в значительный, т.к. им доступнее и ресурсы, и их защита, в итоге любая географическая зона стремительно скатывается в один цвет. После этого становится скучно всем: и тем, кто ничего не может завоевать, и тем, кому некого больше захватывать.
Кроме того, как и не решена проблема ботов, которые смогут часами «ходить» по карте, обманывая GPS.geisha
13.07.2016 16:42А как вы, интересно, решите проблему ботов? Вот, к примеру, человек поставил себе глушилку GPS и шлет задуманный сигнал на телефон. Ваши, как разработчика, действия?
tmin10
13.07.2016 16:50Выявлять по сигнатурам, например активность в течении суток без перерыва, выводить сообщение: вы уже сутки не отдыхаете, вашему персонажу нужен отдых. При резких скачках (например за 5 минут на сотни км) также ставить аккаунт на мониторинг и при повторении таких скачков тоже блокировать на время.
drobzik
13.07.2016 17:02+1В Ингрессе много вертолетчиков было выпилено благодаря самим игрокам. Обычно при подозрительном захвате портала просят предоставить пруф — фото объекта, например, или описать что находится рядом (но не видно на фото портала). Пруфов нет — отправляется жалоба в Ниантик, а те ставят либо на монитор либо сразу в бан отправляют(например, игрок пробежал 100 км за 5 минут). Я, например, выпиливал на раз вертолетчиков за захват портала, к которому невозможно добраться (находился на закрытой территории).
geisha
13.07.2016 17:10Фото бот, конечно, не предоставит, но и по непроверенным местам со скоростью 100 км/ч тоже ходить не будет. Кроме того, я спрашивал ваши действия как разработчика. Для хорошего комьюнити, конечно, такой проблемы не существует.
trapwalker
14.07.2016 00:27+1Да, нормальный ингресс-бот будет ходить по рандомизированным трекам хозяина или по базам треков с OpenStreetMap. Нормальный бот не будет хакать глифы неправдоподобно быстро, ну и не будет делать другие подозрительные вещи. Однако такие боты, на мой взгляд, лишь сделали бы игру интереснее, оживили бы ее. А бороться с ними, конечно же, надо уменьшая выгоду их использования. Не можешь запретить ботов — легализуй их, реализуй для них API и включи их в баланс. Да, возможно придется перебалансить всю игру, да, от каких-то механик придется отказываться, а какие-то капчаобразные аттракционы придется добавлять, но это называется ассиметричным ответом. Мне такое нравится больше, чем жалобы, пруфы и прочее.
Ещё против ботов помогает некая серая область в правилах плюс скрытая аналитика. Это когда мы, задействовав мощнейший аппарат статистики и тихих лазутчиков на форумах комьюнити, учимся детектить ботоводов и читеров, но наказываем их рандомно отложенным возмездием, которое вписывается в ту самую серую область правил. Например, если в игре игрока может долбануть молния, то вполне резонно нигде не упоминать о том, с какой конкретно вероятностью и по каким правилам Зевс расчехляет свой тандерболт. А по факту ботоводов и читеров будет такая кара напрягать на порядки чаще и без видимой зависимости от непосредственных действий. То есть после применения чита проходит рандомный таймаут и кара уже не может однозначно быть свзана с тем конкретным фактом его применения.
Как говаривал мистер Поттер из известного фанфика Юдковского, тут нужен творческий подход.
Lindon_cano
13.07.2016 23:35+1Знаете, когда ты в темноте, при ночной прогулке, забираешься куда-нибудь в глубь незнакомого района то сложно потом рассказать что там было вокруг. Я вот не смогу рассказать, что же там было рядом со мной во дворах рядом с НЗДМ в Москве, например, захватывал как-то там детскую площадку и что-то еще, но на улице было темно и удивительно, как я себе ноги не переломал прыгая там по дворам.
А вы «фото, описание, пруфы».trapwalker
14.07.2016 00:32+5А меня как-то полицейский патруль остановил и долго «расспрашивал про ингресс». Намекали, что уткнувшись в смартфон в полной темноте ночного города и в наушниках, будучи ослепленным экраном, можно внезапно потерять сознание от удара твердым предметом в затылочную область. Лут в этом случае достанется противнику, а сам можешь потерять свой эккаунт в этом мире.
Lindon_cano
14.07.2016 01:08+7За время, что играю в Ingress ко мне только один раз пилиция подошла. Подошел молоденький сержант, вылезший из патрульной машины, поинтересовался не я ли только что захватил его портал в сквере, а если я, то не иду ли я захватить еще один его портал :-D
Поболтали-посмеялись, он рассказал, что обычно захватывает точки во время ночных дежурств, а тут вдруг я нарисовался.
Rascko
14.07.2016 10:04человек поставил себе глушилку GPS и шлет задуманный сигнал на телефон.
Или человек поставил себе эмулятор и подкладывает координаты, какие надо :)reh4er
14.07.2016 11:47Имеющиеся программы, которые подставляют фейковые координаты и работают в других приложениях, в ингрессе и ПоГо не пашут, так что можно сделать вывод, что этот пункт разработчики реализовали.
Shultc
14.07.2016 12:05+1Вы не правы. Мой аватар-тренер уже успел побывать в Японии, и где-то в США. Всё вполне хорошо работает.
ssneg
14.07.2016 12:36Ниже накидали целый ряд идей:
— вменяемая поддержка и комьюнити, вооруженное удобными инструментами для отлова вертолетчиков. Чего ни в Ингрессе, ни в ПоГо пока не наблюдается
— эвристика подозрительных перемещений и действий
— включение ботов «в баланс» — например, их монетизация. Если кто-то круглые сутки захватывает все без передышки, пусть платит копеечку за «дополнительную стамину», «дополнительные шары» или что там еще. Если отбалансировать стоимость так, чтобы она не била по карману обычного пользователя, а круглосуточные боты обходились дорого, их не будут использовать.geisha
14.07.2016 12:47Повторю еще раз: первое и второе не имеет отношения к ботоводству как таковому. Относительно третьего, вы хоть одну игру где нужно дополнительно платить именно за легализованного бота знаете? Кроме того, это звучит как F2P со всеми вытекующими: больше играешь — больше платишь.
Rascko
14.07.2016 17:33где нужно дополнительно платить именно за легализованного бота
Есть много игр, где можно купить несколько аккаунтов, а уж кто за ними будет играть — какая разница-то. Ева и вов такое позволяет.
m1n7
13.07.2016 17:55+1Никакого перевеса нет и быть не может, пока восьмая зашилдованная ферма выносится одним человеком.
Welran
14.07.2016 21:05При этом этот человек получает огромное количество опыта. Если вокруг одни забитые до отказа жимы противников, то это праздник какой то :)
Eklykti
16.07.2016 06:37Полдня ходить фармить бомбы, вынести одну ферму, а на следующий день она опять станет синяя?
murzilka
13.07.2016 19:04+1В ingress превосходство одной из фракций самым благотворным образом сказывается на другой фракции: проще «качаться». А вот для новичков фракции, имеющей превосходство, раскачка — задача не тривиальная.
Да и вообще есть ощущение, что играть при паритете было бы совсем неинтересно. А так — играя за сопротивление я понимаю, что наша тактика — точечные вылазки против ключевых точек. Так и должно действовать сопротивление.trapwalker
14.07.2016 00:34Кстати да. Помнится сущий ад начинать играть в ингресс в городе, который перманентно держит твоя фракция. Лучший способ навредить противнику — лежать на диване и не играть.=)
trapwalker
14.07.2016 00:41+1О да, вылазки… Эх. Зимний рейд на портал, залетевший по ошибке в чистое перепаханное поле за городом. Снегу по колено, метель. Цепочка из пяти представителей офисного планктона с телефонами на босу ногу лезут по азимуту не весть куда, а видимость метров 30, вокруг серая мгла и к машине можно вернуться только по следам. Романтика. Жаль бедный в целом геймплей позволял долго не терять интерес к игре только уж очень упоротым личностям.
ssneg
13.07.2016 14:34+2Да, и что касается взлета акций Нинтендо. Дело не столько в качестве конкретной игры, а в самом факте, что Нинтендо вышла на рынок мобильных игр. Ранее Нинтендо боялась, что запуск таких игр подорвет продажи мобильной консоли 3DS. Теперь же они обещают выпускать несколько игр в год.
K0styan
13.07.2016 15:42+4Но, согласитесь, старт на новой платформе совсем небанальный. Это не просто порт Марио какой-нибудь, а вполне себе оригинальный проект. Никто не может обещать, что продолжение будет не слабее, но заявка подана уверенная.
ssneg
14.07.2016 12:37+2Несомненно. Я тут гораздо больше рад за Ниантик, которые сделали офигенный трюк ушами и придумали что-то куда круче, чем просто «монетизировать ингресс, продавая гранаты по 99 центов».
hdfan2
13.07.2016 15:03+4из скудного выбора двух полов
Тонко.Singerofthefall
13.07.2016 15:35+6из скудного выбора двух полов
Они там довольно хитро обошли эту "проблему":
Скрытый текстbfcmyxa
13.07.2016 15:41Сегодня вышел официальный релиз для Германии, кстати. При этом уже до релиза на главных площадях собирались толпы людей со смартфонами. Мой сосед успел прокачаться до максимально доступного двадвать-какого-того левела. :)
Aquahawk
13.07.2016 15:41Жесть какая, я с пятницы играя по паре часов в день сделал только 7 и близок к 8му уровню
bfcmyxa
13.07.2016 15:45+3Этот парень за пятницу-воскресенье нагулял в сумме около 75км.
25080205
15.07.2016 00:51А какое ограничение скорости? На велосипеде по 100 км. в день пусть не легко, но реально. Я жирдяй и слабак, но в среднем по 20 км. каждый день проезжаю…
reh4er
15.07.2016 10:52+1Пишут, что больше 20 км/ч уже не засчитывается.
CMEPTbI4
15.07.2016 16:04+1У меня на роликах из 10 км с утра засчитали только 2. При этом средняя 10 км/ч по геотрекеру.
bfcmyxa
15.07.2016 19:40Потому что экран должен быть постоянно активен. У меня стандартно потухает через секунд 15. Надеюсь пофиксят.
CMEPTbI4
15.07.2016 21:28+1Я потому и ехал так медленно что не выключал телефон и проверял его. Обычно скорость под 12-14 средняя. При этом приходилось периодически убивать повисшее приложение.
skygad
22.07.2016 12:24+1Я слышал, что если аватар на карте побежал, а не пошел, то дистация не засчитывается
Aquahawk
13.07.2016 15:41+2Вылетает по вечерам. Не очень нравится механика gym. Отбил те что возле работы и дома. Но после работы 8-9 вечера стабильно на работает. В appstore элементарно ставится изменением в профиле что ты в австралии без всяких gps фейков.
Aquahawk
13.07.2016 15:42Ещё совершенно непонятно какого из покемонов дублей прокачивать, а какого сливать. И вообще не понятно на основании чего делать выводы о правильной стратегии игры.
bfcmyxa
13.07.2016 15:46С меньшим WP сдавать профессору, остальных качать.
С прокачкой вообще лучше подождать до более выского лвла. Также как и с 10км яйцами.
White_Phoenix
13.07.2016 16:00Прокачивать надо того, у которого шкала CP более полная (заполнена ближе к правому краю экрана). Она означает максимальный потенциал конкретного покемона раскачаться.
Но там еще зависит и от уровня тренера, на котором покемон был пойман. Посмотрите на YouTube туториалы. Можно в гугл вбить General guide to PoGo v1.1 — там по первой ссылке на Imgur хорошие проиллюстрированные советы.
Spunreal
13.07.2016 16:41+1Пока ещё скорее всего не сделали, но у каждого покемона (даже одинакового) свои типы атак. Например, обычная атака может быть типа normal или fire у Ponyta, а 2-я тоже нескольких видов бывает. На это тоже по хорошему надо обращать внимание, т.к. в дальнейшем от этого будет зависеть, против кого покемон хорош, а против кого не очень.
Spunreal
14.07.2016 08:28Проверил. Каждая атака имеет свой тип, у дублей атаки различаются. Каждый тип покемонов слаб против других. Например, против растений хороши лёд и огонь, против камня — файтеры, против файтеров — пси атаки и атаки с воздуха. Ещё разные типы атаки имеют разный урон, а так же время заполнения. Например, у Пониты есть ульта, для которой нужно наполнить всю шкалу, но нанесёт 60 урона, а есть другая, где нужно наполнить лишь 1/5 (пять делений на шкале вместо одной), но нанесёт лишь 25 урона.
Так что нужно экспериментировать и разбираться на ходу. Пока стараюсь никого не отдавать в трансфер.
vlad20012
13.07.2016 15:42+1Аниме «Кибер-виток» все это напоминает. Может, скоро и впрямь до этого дойдем
vlad20012
13.07.2016 15:59+1Кстати, в «Кибер-витке» уже решены многие проблемы:
1. «Киберпространство» представляет собой всю 3D структуру реального города, так что отсутствуют проблемы вроде «видно сквозь стену» и работает адекватная физика.
2. «Киберпространство» подключено к городским камерам наблюдения и другим датчикам, так что подделать GPS невозможно.
3. Фракций нет, все против всех, хардкор.
4. Кроме того есть третья сторона — роботы, они тоже против всех.
5. Внутренная валюта (не связанная с реальной) и развитая торговля.tmin10
13.07.2016 16:12В аниме киберсреда не является какой-то игрой, оно органично дополняет существующую реальность, предоставляя дополнительные преимущества носителям очков, например виртуальных питомцев.
Sunny-s
13.07.2016 16:42+3Я не могу представить себе сотню взрослых людей, едущих за свой счет по каким-то указанным им точкам на всю ночь, для того чтобы в назначенное время принять участие в молниеносной скоординированной операции в покемонах. Нет творчества? Да, у полководцев тоже нет творчества при планировании битвы, но у них есть стратегия. Ингресс — не тот ингресс, который придумала Ниантик, а тот, который развили сами люди — с IITC, программированием, огромными операциями, взаимодействием — обладает стратегией. И многие люди нашли в ингрессе именно это. Будет ли подобная стратегия в покемонах? сильно сомневаюсь. Это просто очень разные игры, разная аудитория, разный геймплей.
ssneg
14.07.2016 12:40+1Одна из основных претензий к Ниантику — игнорирование и саботирование комьюнити. Тот же IITC банили постоянно (ну если не банили, то меняли формат выдачи данных без предупреждения, после чего IITC ломался и требовал доводок) вместо создания адекватного API. Вот Eve Online поддерживает АПИ и любые общественные инициативы (кроме ботоводства и т.п.) изо всех сил, тем и живы.
Ramiel2009
13.07.2016 16:42+1>Есть и реальные обоснованные недочёты. К примеру, на данный момент iOS-версия приложения запрашивает полный доступ к аккаунту Google.
Если я не ошибаюсь, то это было исправлено вчерашним патчем.Hyston
13.07.2016 20:18Зарегался час назад, в настройках гуг аккаунта стоит:
Pokemon Go Release Доступ: Основные сведения об аккаунте
То же самое у меня еще в нескольких сервисах, только у
Google Chrome Полный доступ к вашему аккаунту
Это значит, что пофиксили?
Alexey2005
13.07.2016 17:07+1У этой игры есть ещё два недостатка: во-первых, она выжирает батарею со страшной силой, без повербанка даже можно из дому не выходить, батареи и на пару часов не хватит. И во-вторых, почему-то очень хреново работает с GPS-модулем: постоянно выбивает Failed to detect location, хотя остальные приложения не теряют сигнал.
Кроме того, в игре есть региональные ограничения: например, она не работает на территории Крыма.
В России и других странах бывшего СССР вселенная «Покемонов» известна не так хорошо, как в Японии и США. Существа-покемоны начали покорять мир двадцать лет назад. Оригинальные игры Pokemon Red и Blue вышли в 1996 году на Game Boy. К распространённым у нас эту игровую консоль отнести трудно. Поэтому для многих знакомство с медиафраншизой началось именно с анимэ-сериала.
Да, а потом была шикарная Fire Red Version. Одно время я был совершенно очарован этой игрушкой. Это одна из немногих jRPG, где (о чудо!) нет философского самокопания, трагичной истории (враги сожгли родную хату и убили всех родных), традиционных дерьмовых концовок (даже самая «хорошая» из которых вгоняет в депрессию), крупных обломов (спрашивается, на кой я побеждаю, если герой в итоге так и остаётся неудачником?) и совершенно идиотской любовной линии, которая так ничем и не заканчивается.kirilloid
15.07.2016 16:01Странно. Мне казалось, что в jRPG все только ради этого и играют.
Если не читать все эти диалоги, то одним геймплеем сыт не будешь.Alexey2005
15.07.2016 17:22Диалоги можно и нужно читать, но это должны быть позитивные диалоги, а не жёсткая депрессуха пополам с философским самокопанием и слюнявостью. Вот как раз серия покемоновых игр для GBA показывает, как должна выглядеть позитивная jRPG — там ведь куча текста, и диалогов много, но всё очень положительно и симпатично.
vlad20012
13.07.2016 18:59+6У меня портал попадает в радиус прямо из дома. Не вставая с дивана. Это хорошо или плохо?
AntonSor
13.07.2016 20:00Погодите. А места туда разве не в рекламных целях добавляются? Т.е. хочет кафе обеспечить проходимость — платит деньги и подает заявку на покемона. А кто не проплатил — там покемоны никогда не появляются
tmin10
14.07.2016 11:55+1Покестопы и джимы это бывшие порталы из ингресса, добавленные игроками. Правила добавления порталов: памятники, культовые сооружения, уникальный местный бизнес, арт-объекты.
Для бизнеса нет никаких приманок покемонов, был просто совет от авторитетного издания по привлечению посетителей покупкой приманок для покемонов (это могут сделать и игроки), активировав приманку у кафе, посетители смогут наблюдать полчаса прирост спауна покемонов в этой области.
Scank
14.07.2016 09:04Единственное что сейчас ПоГо делает — это отлично отрабатывает свой лозунг «Собери их всех». Идеально для ачиверов.
iSage
14.07.2016 12:01+1>Скачать Pokemon Go в России и странах СНГ нельзя, и в ближайшее время доступности не предвидится
1) Скачать — можно. Как с зеркал, так и манипуляциями с профилем.
2) Нинтендо обещали до конца недели официальный релиз в России
javax
14.07.2016 17:27+1В израильской армии вышел приказ запрещающий играть в Покемон Го на территории военных баз. А то даже в генштабе играют :)
Welran
14.07.2016 21:23+1Интересно откуда на территориях военных баз ингресс порталы?
Lindon_cano
15.07.2016 10:38Порталы в Ingress создавали игроки, игроки простые люди.
В армии обороны Израиля служат простые люди.
Из этих двух предложений выйдет составить логическую цепочку откуда порталы на базах?
and7ey
14.07.2016 19:59спрашивайте в местных ячейках, где Telegram-чаты игроков Pokemon Go вашего региона.
Что такое ячейки? Где-нибудь есть список Telegram-чатов по городам?atomlib
14.07.2016 20:15Просто скачайте и зайдите в Ingress. Там после регистрации и знакомством с игровым миром в чате фракции спросите, есть ли чаты Pokemon Go. Как правило, игроки более-менее дружелюбные и отвечают.
vlad20012
15.07.2016 12:29+2В конце документа списки чатов
https://docs.google.com/document/d/13WVFaUUhqyT4HUC9iTGpPrf1W7D3qMIXmJqIkfEBTPA/pub
Gromozeka3
16.07.2016 10:28-3Котаны, помогите
Качнул APK для Андроида (Asus Zenfone 2, Android 5.0) на SD карту, разрешение для установки сторонних приложений включил, запустил установку.
В процессе установки разрешли всё, что приложение просило.
Теперь приложение запускается, появляется заставка Niantic, а далее серый экран (не черный — когда он отключен, а именно серый).
Изредка раздается звук типа звонка.
Приложение перемещал с SD карты на внутреннюю память и обратно (через настройки -> приложения), не помогло.Gromozeka3
16.07.2016 12:22-3Блинэ, поставил на другой смартфон с Android 4.4 (и учётка гугла на нём другая)на внутреннюю память (SD карты nfv вообще нет) — та же самая беда.
Качал с http://www.apkmirror.com/wp-content/uploads/uploaded/577c4dce32f56/com.nianticlabs.pokemongo_0.29.0-2016070500_minAPI19(armeabi-v7a)(nodpi)_apkmirror.com.apk
Itachi261092
20.07.2016 13:33-2Существует мнение, что после смерти, люди, пишушие аниме через Э, в качестве наказания, вообще навегда забывают букву Э.
tmin10
Из существенных минусов для части пользователей также стоит упомянуть то, что игра пока не поддерживается на устройствах с процессорами от intel, хотя ingress тут нормально работает. Есть даже петиция по этому поводу, где люди просят добавить поддержку и x86_64 архитектуры.
tmin10
UPD. В версии 0.29.2 поддержку процессоров intel добавили, можно играть.
BelBES
Главный недостаток — унылый таймкиллер вместо оригинальной механики игры. Остальное уже вторично...