Компания SpaceX опробовала в деле вернувшуюся ступень ракеты Falcon 9. Ступень носит порядковый номер F9-S1-0024, с ее помощью в мае этого года на орбиту Земли запустили спутник связи JCSAT-14. Первая ступень при возвращении была посажена на морскую платформу в Атлантическом океане. Сама она больше никуда не полетит, но проводить различные испытания и тесты с ней можно. Сейчас компания изучила работу двигателей F9-S1-0024.
Это уже второй раз, когда эта ступень побывала в испытательном центре компании в Техасе. Речь идет о тестовой площадке McGregor. Доставляют сюда ступени из их ангара в Калифорнии. Впервые систему с эскортом заметили еще 8 марта, когда был завершено путешествие аппарата по дорогам США длиной в 250 км. Обычно SpaceX не оповещает общественность о графике передвижения своего транспорта по дорогам, но не заметить все это просто нельзя.
После этого F9-S1-0024 сфотографировали уже на площадке (L2 McGregor). Здесь специалисты провели ряд испытаний, одним из которых было включение всех девяти двигателей Merlin 1D на время, которое обычно требуется ступени для вывода полезного груза со второй ступенью в космос. После этого систему убрали с площадки и подготовили к путешествию на мыс Канаверал, в ангар.
Напомню, что здесь она работала в мае в качестве составной части ракеты-носителя Falcon 9. Ракета-носитель Falcon 9 успешно стартовала с космодрома на мысе Канаверал, Флорида, США. Запуск был произведен 6 мая в 8:21 по московскому времени. Напомню, ракета должна вывести японский спутник связи JCSAT 14 весом в 5 тонн на орбиту в 35405 км над поверхностью Земли, что и было сделано.
Как известно, путешествие закончилось удачно, после чего двигатели ступени заработали снова при посадке на автоматическую платформу “Of Course I Still Love You”. Еще в апреле Илон Маск говорил на одной из пресс-конференций, что посадка ступени, скорее всего, будет неудачной, поскольку спутник пришлось выводить на очень высокую орбиту, и топлива у ступени может не остаться на посадку. Но все обошлось.
С платформы ступень бережно сняли, убрали посадочные «ноги», и перевели ее в горизонтальное положение, разместив на специальном транспортере. Ступень начала свой путь в ангар Pad 39A HIF. SpaceX хранит все ступени здесь, на Launch Complex 39A, Флорида, США. Компания арендует пусковой комплекс у NASA. В огромном ангаре 39А может одновременно храниться до 5 объектов, равных по размеру первой ступени ракеты Falcon 9. Но с такими темпами ангар может быть заполнен уже в течение последующих нескольких месяцев.
Уже там, на месте, выяснилось, что из-за больших стартовых нагрузок и очень высокой скорости ступень сильно повреждена.
Тестирование ступени F9-S1-0024 началось в четверг. Кстати, на этой же площадке незадолго до размещения JCSAT-14 находилась ступень, которая понесет в космос еще один спутник связи — JCSAT-16. Это должно случиться в следующем месяце. Работа двигателей продолжалась 2 минуты 30 секунд (продолжительность полета первой ступени). Данные, полученные при анализе проведенных испытаний, помогут компании подготовить к полету одну из остальных вернувшихся ступеней.
Предварительные данные анализа ступени, при помощи которой к МКС отправили CRS-9 Dragon, показывают, что все системы в норме. По словам Маска, ступень находится в превосходном состоянии. Возможно, именно ее используют для повторного полета в космос.
Комментарии (16)
mbhusty
29.07.2016 14:45+2Знаю что вопрос странный, но… сколько времени потом остывает площадка после таких испытаний?
NelegalSS
29.07.2016 18:16+3если не ошибаюсь, то для снижения нагрева шахты в неё подают воду в момент работы двигателей, на видео хорошо видно пар вдоль стен шахты. так что думаю нагрев не особо сильный. так же не забываем теплопроводность бетона не позволит погреться на всю толщину за пару минут работы двигателей
Tim_23
29.07.2016 21:23+1Все верно, пар выходящий из газохода свидетельствует о воде, тем более рядом стоит классическая водонапорная башня, знакомая нам по стартам Шаттла. Бетон то нагревается может и плохо, но при высокой температуре хорошо разрушается, поэтому для таких длительных тестов прожигов нужно обильно подавать воду.
vvmk
29.07.2016 15:24+1А почему такая копоть?
Ведь, если не ошибаюсь, топливо- керосин+кислород?
Или в стенде что-то выгорает?vvmk
29.07.2016 15:29P.S.
Специально посмотрел видео с Grasshopper
там вроде нет такой копоти, а двигатель (1 вместо 9) и топливо те же.alexykot
29.07.2016 16:08+4Да, керосин не выгорает полностью, двигатели Merlin в штатном режиме работают на переобогащённой смеси потому что поток керосина используется для охлажения стенок сопла. Отсюда и копоть. А в Grasshopper возможно просто нагрузка была меньше поэтому двигатель работал далеко не на полную мощность и столько копоти не образовывалось. Впрочем я не специалист в этой области, может там и другие причины.
ivan01
29.07.2016 16:15В воздухе он наверное доокисляется в атмосфере. А здесь нет. Режим горения все же не тот.
black_semargl
29.07.2016 16:30+1Потому что чем меньше молекулярный вес образующихся газов — тем выше скорость молекул, при той же температуре. И соответственно передаваемый ракете импульс.
Поэтому выгодно использовать неполное сгорание — не до СО2, а только до СО и С.
При запуске оно догорает в атмосфере, собственно и образуя видимый факел. А тут не дали, вероятно впрыском воды под ракету.
Arxitektor
29.07.2016 21:52А есть ли новости о драгон? который летел к мкс и пристыковался что-то не видел ни фото ни новостей.
Если ли фото внутреннего убранства?Jeffryxon
29.07.2016 22:54+1The hatches between #Dragon and station are open and the crew will begin unloading cargo: https://t.co/19JfOxqJXt pic.twitter.com/bJMCAxE3iZ
— Intl. Space Station (@Space_Station) 20 июля 2016 г.
What’s onboard @SpaceX #Dragon? Nearly 5,000lbs of cargo, including a DNA sequencer & more: https://t.co/rJBUSXkQuP pic.twitter.com/NkGyrJW1CW
— NASA (@NASA) 20 июля 2016 г.
zapimir
30.07.2016 02:18+2Да на youtube даже есть ролик, как его «парковали». Просто это уже рутина, и не так интересно, как посадки ступеней, и всё что с ними связано.
Arxitektor
31.07.2016 09:20«Просто это уже рутина»
Вроде во второй раз стыкуеться.
А где наиболее полную инфу искать о стартах посадках в твиттере?
или на офф сайте?Jeffryxon
31.07.2016 11:49+1Вроде во второй раз стыкуеться.
Это уже CRS-9, девятая стыковка, считая COTS 2/3 и не считая потерянный CRS-7.
А где наиболее полную инфу искать
Наиболее полную — в фан-сообществах, вроде /r/spacex и соответствующих подфорумов на nasaspaceflight.com.
Если только факты произошедших событий, то да, официальный твиттер подойдёт
creedfooz
Ну на конец хоть какие-то новости об испытаниях. Круто, будем надеяться, что все получится.