«Я никогда раньше не рассказывала об этом на публике. Это сложно», — сказала Шерил Сэндберг, имея в виду внезапную смерть своего мужа, произошедшую за 1 год и 13 дней до ее выступления перед выпускниками на церемонии вручения дипломов в Калифорнийском университете в Беркли. Иногда мы не знаем, как справиться с горем. И опыт сильного человека, который преодолел такой кризис, может оказаться по-настоящему важным.

image

Затем она продолжила: «Я здесь не для того, чтобы поведать вам обо всех уроках, которые мне преподала жизнь. Сегодня я попытаюсь рассказать о том, чему меня научила смерть».

Автор книги «Самоутверждение: женщины, работа и желание руководить» («Lean In:Women, Work and Will to Lead») и исполнительный директор Facebook с ужасающей точностью говорила о «семенах стойкости», которые могут заронить жизненные невзгоды и чувство опустошения.

Решающую роль в ее успешном восстановлении и формировании выносливости сыграли выводы Мартина Селигмана — отца-основателя позитивной психологии и автора книги «Как научиться оптимизму» («Learned Optimism»). Его рассуждения о том, как люди преодолевают неудачи, помогли Сэндберг пережить свои самые сложные дни.

«Я познала глубину горя и неумолимость потери. Но еще я поняла: когда жизнь топит вас, вы можете оттолкнуться ногами от дна, всплыть на поверхность и вдохнуть, — говорила она. — Я узнала, что даже лицом к лицу столкнувшись с невосполнимой утратой — или любым другим испытанием, — можно выбрать радость и цель».

По словам Селигмана, наша способность оправляться от жизненных неудач во многом определяют три фактора: персонализация, генерализация и устойчивость.

Вот, какими полезными идеями поделилась в своей речи на церемонии вручения дипломов 46-летняя обладательница миллиардного состояния.

1. Персонализация


Персонализация — это склонность винить себя во всех неподвластных вам неприятностях. Сэндберг рассказала, что она обвиняла себя в смерти своего мужа. Она месяцами изучала его медицинскую карту, пытаясь понять, что она могла сделать, чтобы предотвратить его уход, и впадала в «густой туман горя», как она сама называет это состояние.

Так продолжалось до тех пор, пока она не узнала о трех факторах Селигмана. Благодаря им, она поняла, что с ней происходит, и смогла избавиться от чувства вины.

«Доктора не сумели диагностировать у него коронарную недостаточность, — заявила она. — А я была специалистом в области экономики — как я могла с этим справиться?»

В продолжение Сэндберг отметила: преодолев персонализацию, можно не только восстановиться, но и преуспеть.

2. Генерализация


Под генерализацией выпускница Гарвардской школы подразумевала веру в то, что печальное событие влияет на все сферы жизни.

«Знаете песню «Everything is Awesome»? — спросила она. — Это ее противоположность: «Все ужасно». И некуда бежать от всепоглощающей печали».

Она рассказала о том, как детский психолог, к которому она обратилась, порекомендовал ей отправить двоих маленьких детей обратно в школу, а самой вернуться к работе. И она вспомнила о своем первом совещании в Facebook, прошедшем для нее «в густом-густом тумане».

«Все, на что я была способна, это думать «О чем все они говорят, и что все это может значить?»» — сказала она.

Однако в какой-то момент, по ее словам, она забыла о своем горе и погрузилась в дискуссию.

«Этот краткий миг помог мне понять, что в моей жизни были и другие, совсем не ужасные вещи. Мы с детьми были здоровы. Мои друзья и родственники очень нас любили и поддерживали — временами даже в буквальном смысле этого слова».

Сосредоточившись на счастливых моментах, она смогла осознать, что была гораздо удачливее многих матерей, у которых не было ее материальных ресурсов и готового оказать поддержку окружения.

«Благодарность за это поглотила часть горя».

3. Устойчивость


Устойчивость — это уверенность в том, что печаль или горе будут бесконечными.

«Месяцами, независимо от того, чем я занималась, мне казалось, что тяжкое горе никогда меня не покинет», — говорила она.

Также она рассказала о том, что чувства могут накладываться друг на друга, и о проблеме, которую она описала как «вторая производная чувств» — печаль, вызванная печалью, или беспокойство, возникающее из-за ощущения беспокойства.

«Да, — заявила она, — нам нужно принять свои чувства, но понимать при этом, что ни не будут терзать нас вечно».

Раввин советовал ей «пробиваться сквозь неприятности».

«Совет был хорош, — согласилась она, — но в «Самоутверждении» я имела в виду совсем иное».

По словам Сэндберг, стойкость — это приобретенная, а не врожденная черта.

«Ее можно развивать (как и мускул) и использовать по мере необходимости. В таких ситуациях вам удастся понять, кто вы на самом деле — и, возможно, вы окажетесь гораздо лучше, чем думали о себе раньше».

P.S. Рекомендуем ещё одну полезную статью по теме работы над собой — Почему некоторым людям везет намного больше, чем другим.

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (0)