Привет, Хабр! Первая запись в корпоративном блоге не претендует на некую энциклопедическую значимость, поэтому просим не судить строго, это всего лишь знакомство с компанией и разрабатываемым продуктом.

И эта история о том, как мы разрабатывали систему автоматизации для ресторанов.



Как всё началось?


Наша небольшая компания-разработчик, все выходцы из большой компании-разработчика ПО для банков и процессинговых центров, получает заказ на мобильное приложение для службы доставки. Одним из пунктов ТЗ была интеграция этого приложения с системой автоматизации, которую использовало заведение-заказчик. Выполняя работу, мы всерьёз заинтересовались сначала системой, с которой пришлось взаимодействовать, потом автоматизацией подобного бизнеса вообще. Возмущения на темы «Почему они все делают так? Это же неудобно!», «Они все используют сенсорные моноблоки, почему не планшеты?», «Кто учил их проектировать интерфеи?сы» не стихали часами. А потом кто-то сказал «А даваи?те сделаем своё, с блэкджеком планшетами и красивое (удобное), мы же можем». Шёл чудесный 2013й год, март месяц…

Итак, мы определились с концепцией, ключевой особенностью новой системы должны стать лёгкость развёртывания, управления, возможность начать работу с минимальными вложениями сил и средств и продолжать получать отдачу от данной системы по мере расширения бизнеса. Было бы просто замечательно, если бы владелец ресторанного бизнеса мог позволить себе автоматизацию «в несколько кликов». Но как этого добиться? Каковы должны быть архитектурные решения, обеспечивающие подобный уровень простоты развёртывания и эксплуатации?

Окей гугл, у нас есть айпэд, из которого вышел бы компактный и удобный терминал. Нарисовали первый прототип интерфейса, собрали приложение:



И понеслось…

Где у iPad COM-порт?


Мы, несомненно, живём в великой стране. В стране, где госорганы используют технологии позавчерашнего дня, и с этим приходится считаться. Не будем сейчас углубляться в требования налоговой службы к малому бизнесу, но если кто вдруг не в курсе, технически это выглядит так: вы должны использовать девайс, который ведёт учёт всех ваших продаж и хранит их на своём носителе, который вы обязаны ежегодно сдавать в ФНС. И всё бы ничего, но девайс этот работает преимущественно по COM-порту, а инновации в виде ВТ-подключения увеличивают время ответа в разы. Так как заставить iPad работать с особым видом термопринтеров, который в России гордо называют Фискальными Регистраторами?

Мы опять вернулись к идее, что если бы в нашем распоряжении был обычный компьютер, можно было бы подключить периферийные устройства к нему. При необходимости мы могли бы даже разрабатывать драйверы для неподдерживаемых устройств и таким образом обеспечить их работоспособность. Но отдельного компьютера нет, а подключить что-либо к iPad через lightning-порт — практически невозможно, как минимум из-за сертификации Apple. Идеальным решением была бы некая «коробка», не требующая обслуживания и обеспечивающая нам интерфейс к периферийным устройствам. Конечно, можно было бы разработать собственное устройство на базе какого-нибудь микроконтроллера, но в нашей компании не было специалиста-электронщика, который взялся бы за эту задачу. К тому же разработка такого устройства собственными силами существенно увеличила бы сроки готовности всей системы. Мы отправились на поиски готового решения, на базе которого мы могли бы строить свою систему.

И такое решение было найдено в виде всеми любимого Raspberry Pi. «Малина» недорога, компактна, потребляет мало энергии, позволяет подключить устройства через USB-порты (которые малой кровью могут быть преобразованы в COM) Таким образом проблема подключения периферии на уровне «железа» отпадает. Также весомым преимуществом оказалось то, что «малина» работает под управлением Linux, то есть разрабатывать программную начинку под эту платформу значительно проще, чем, например, для микроконтроллеров. Процедура обновления программного обеспечения для Raspberry проста и понятна – вытащил SD-карту со старой версией, вставил носитель с новой версией. При необходимости, выполнить её может даже неспециалист, а значит, это более чем отвечает нашей исходной идее о системе, которая не требует специального обслуживания и отдельного специалиста, который будет отвечать за это.

Это ли не счастье для службы техподдержки? Технически, при необходимости к такому устройству можно получить доступ удалённо, например, через SSH, чтобы исправить какую-либо проблему. Что также требует от персонала ресторана действий на уровне «подключите устрои?ство к сети, нажмите определенные кнопки и подождите, пока наши специалисты разберутся с проблемои?».

Проанализировав всё это, мы добавили к нашей системе QRBox – такое название получил Raspberry Pi в виде конечного продукта. Он взаимодействует с остальными терминалами в пиринговой сети посредством CouchDB, получая и передавая информацию для и от периферийных устройств. Попробовали даже напечатать свой корпус, результат пока далек от совершенства:



Например, чтобы напечатать чек, терминал помещает в CouchDB документ, описывающий чек. QRBox получает этот документ, формирует пакет данных для фискального регистратора, убеждается, что чек напечатан, делает соответствующую отметку в CouchDB для терминала.

Итог: есть решение, которое можно назвать прототипом. Терминал печатает чеки, и отправляет/получает данные по wi-fi на локальную машину. Переходим к back-office.

Вам нужен сервер?


Безусловно, одним из самых затратных для развёртывания и сопровождения компонентов системы автоматизации является сервер, обеспечивающий управление всеми остальными устройствами. Сервер нужно приобрести, нужно установить на него ОС, необходимые сервисы, настроить сеть, обеспечить бесперебойное электропитание, охлаждение, резервное копирование; нужно следить, чтобы не закончилось место на жёстком диске, чтобы сами жёсткие диски были вовремя заменены при угрозе поломки или при собственно поломке – и ещё многое и многое другое. Это требует не только финансовых вложений, но и человеческих ресурсов. Нужен системный администратор, который возьмёт на себя эту работу, системному администратору нужно платить, он может заболеть в самый неподходящий момент, может уволиться, может…

А что, если обойтись без сервера? Конечно, полностью обойтись без него невозможно, но что если наличие собственного сервера в каждой ресторанной сети или даже в каждом ресторане станет необязательным? Что, если сервер будет расположен где-то далеко, в хорошо оборудованной серверной, под неусыпным присмотром квалифицированных специалистов? Что, если сервер будет, по последней моде, в «облаке», дорога в облака становится всё шире и доступней, почему нет?

Сначала эта идея показалась странной. Ведь всем понятно, что работа облачных сервисов полностью зависит от качества связи с ними. Пропадет интернет-соединение на любом из возможных участков от «облака» до конечного пользователя – и ресторан «встанет». Требовать от наших клиентов обеспечивать резервирование интернет-канала? Не всегда и не везде это возможно, а уж тем более возможно за относительно небольшие средства. А если обеспечение интернет-канала требует значительных вложений – теряется вся экономия от устранения локального сервера.

Но далее мысль получила развитие. Так ли необходима постоянная связь с сервером? Разве терминалы не могут иметь собственную память, в которой будут храниться данные о совершённых за последние несколько часов или даже сутки операциях, периодически выгружая данные на центральный сервер? И тут мы поняли, что находимся в шаге от решения – одноранговая пиринговая сеть между терминалами! Действительно, зачем нужен центральный сервер, если все необходимые данные есть на самих терминалах, которые могут обмениваться ими между собой?

По результатам анализа стало ясно, что решение возможно и вполне работоспособно. В качестве системы хранения данных была выбрана та же CouchDB, которая поддерживает репликацию между нодами в режиме мастер-мастер «из коробки». Реализации этой базы данных существуют под множество платформ, включая Linux, iOS, Android и даже Windows, что открыло для нас возможность портирования терминального приложения на любую из этих платформ. Итогом стало решение, позволяющее обойтись без выделенного сервера, а возложить все задачи на терминалы и облачный сервис.



Общую схему получившегося решения вы можете видеть на схеме. Основным хранилищем данных выступает база данных PostgreSQL, в которую данные попадают через серверное приложение. Необходимую для бесперебойной работы точек продаж часть данных серверное приложение выгружает в CouchDB, откуда они реплицируются в базы данных терминалов конкретных точек продаж. Если в работе механизма репликации произойдёт сбой, например, в результате нарушения связи, это не приведёт к фатальным последствиям – репликация будет восстановлена после устранения причин сбоя, то есть восстановления связи между базами данных. При этом терминалы в своей работе даже не замечают отсутствия связи с центральным сервером – локальная база функционирует и даже может пополняться новыми данными, поступающими с других терминалов, образующих пиринговую сеть.

Но, разумеется, администратору системы требуется собственное рабочее место, с помощью которого он мог бы манипулировать данными всей системы в целом. Просматривать статистические данные, менять глобальные настройки, регистрировать новые терминалы, менять цены и многое, многое другое. Такое рабочее место реализовано в виде веб-приложения, которое взаимодействует с главным серверным приложением через REST API.

При разработке веб-приложения использовались последние достижения индустрии в построении отзывчивых веб-приложений, в частности за основу были выбраны компоненты kendo UI и фреймворк AngularJS. Использование готовых компонентов сильно сократило время на разработку пользовательского интерфейса, позволив сосредоточиться на предоставлении понятных, удобных и универсальных способов управления данными. В результате администратор имеет возможность как получить детальные данные об отдельных объектах системы, так и наблюдать общую картину с помощью отчетов и предоставления агрегированных данных.

Что дальше?


Продукт зарелизен, набирает обороты, и вроде даже нравится не только нам :)





Понемногу наращиваем функционал и правим всплывающие баги. Наблюдаем за появлением конкурентов. Будни стартапа, словом. Но на сегодня, пожалуй, всё – более подробно про наш продукт и его разработку расскажем в следующих постах. А пока были рады знакомству и с удовольствием ответим на ваши вопросы в комментариях.

P.S. Для желающих посмотреть бэк-офис без регистрации и смс, есть заполненный демо-слой: test.quickresto.ru (логин: test пароль: test)

Комментарии (78)


  1. waleks
    19.05.2015 15:59
    +7

    День добрый, мы одни из тех самых конкурентов, но пока находимся в стадии разработки. Систему вашу видели и за вами следим. Так ли нужна одноранговая пиринговая сеть — большой вопрос, все равно у вас есть центральный сервер в виде коробки — а без нее не обойтись, так как нужно подключать оборудование. Понравился дизайн вашего мобильного приложения, красивый, но создается ощущение, что он написан html — не очень просто разобраться с первого раза, элементы не нативные.
    А так молодцы, удачи, надеемся, что Вас обойдем.


    1. SerCe
      19.05.2015 16:15
      +3

      Всегда радует такой подход к конкуренции! Конкуренты по сути же партнеры, которые вместе развивают рынок и помогают друг другу двигаться вперед! Удачи вам и вашим конкурентам!


      1. auine
        20.05.2015 09:22

        Совершенная конкуренция — это уныло


    1. mushroomeater Автор
      19.05.2015 16:16
      +1

      Как называетесь, если не секрет?

      Так ли нужна одноранговая пиринговая сеть — большой вопрос, все равно у вас есть центральный сервер в виде коробки — а без нее не обойтись, так как нужно подключать оборудование.

      Как быть в случае, если клиент на ЕНВД, использует сетевой принтер, «коробки» нет, терминалов несколько. Как шарить заказы?

      создается ощущение, что он написан html

      На основании чего создается ощущение? :) Приложение нативное, никакого хтмл.

      А так молодцы, удачи, надеемся, что Вас обойдем.

      Спасибо, рынок нас рассудит ;)


      1. waleks
        19.05.2015 16:41

        Да никак не шарить, у нас с вами разные задачи. Могу предположить, что ваш сервис нацелен на небольшие рестораны. Сейчас ресторанный бизнес использует оборудование, которое стоит сотни тысяч рублей, цена только одного сервера для iiko далеко не 10К рублей. Плюс в серьезном ресторане всегда найдется оборудование, которое нужно подключить — свет, видеонаблюдение, локальное архивирование данных. Наша система — это система автоматизации вообщем предприятий, рестораны — только один из наших модулей. Возможно, что скоро выпустим продукт на растерзание публики. Точных сроков пока нет…


        1. mushroomeater Автор
          19.05.2015 16:52

          Нацелен на небольшие, да. Но есть и довольно внушительные(20+ терминалов)

          Удачи с проектом, очень любопытно, честно говоря :)


      1. Svininykh
        19.05.2015 19:37

        Молодцы, что довели проект до готового решения. Сами начинали проект с той-же идей и на том-же Raspberry Pi, но дальше рабочего прототипа не ушли. При этом в нашем решении Raspberry Pi выступил в роли мини-веб-сервера для Java сервлетов. Если интересно можете глянуть исходники на ГитХабе.


        1. mushroomeater Автор
          19.05.2015 20:00

          Спасибо!

          Конечно интересно, уже смотрим :)


          1. Svininykh
            19.05.2015 20:40

            Интеграцию оборудования(ESC/POS дисплея покупателя) есть в сервлете для ресторанов github.com/nordpos-mobi/restaurant-service По похожему принципу можно интегрировать любое другое POS-оборудование, в том числе и фискальники. Главное, что на любой клик веб-интерфейса будет срабатывать действие сервлета, который в свою очередь будет отправлять или получать команду от оборудования подключенного к Raspberry Pi.


  1. EnterSandman
    19.05.2015 15:59
    +1

    Демка не работает


    1. Xpommi
      19.05.2015 16:05
      +1

      Только что все проверил — работает.


      1. WarGot
        19.05.2015 16:27

        Логин\Пароль не проходят


        1. Xpommi
          19.05.2015 16:29

          1. AlexPTS
            19.05.2015 16:58

            У меня тоже не работает авторизация в демке


            1. Xpommi
              19.05.2015 17:05

              Попробуйте почистить кеш в браузере.


              1. vogel
                19.05.2015 18:33

                1. Xpommi
                  19.05.2015 20:05

                  Попробуйте набрать в нашу поддержку, только что проверил — все ок.


              1. auine
                20.05.2015 10:43

                Просить клиента почистить кеш? так нельзя)


                1. Xpommi
                  20.05.2015 10:49

                  Ниже в комментариях коллеги отписали о работе через Chrome. Думаю ничего страшного в этом нет. Тем более, отдавая демку на суд общественности(сугубо ИТ-ой).


  1. kozyabka
    19.05.2015 16:03
    +2

    Ощущение, что слово «облачный» теперь нужно дописывать ко всему чтобы смотрелось.


  1. m08pvv
    19.05.2015 16:30

    А чем обусловлен такой интерфейс? Неужели такие цвета и текст с числами и маленькими пиктограммами хорошо воспринимается? Или тратится N часов на обучение сотрудников?

    картинка
    image


    1. mushroomeater Автор
      19.05.2015 16:39

      Не совсем понятен вопрос. Цвета и пиктограммы категорий настраиваются, судя по отзывам, воспринимаются хорошо. Для самих блюд можно выбрать картинки или ориентироваться по первым буквам названия, они отображаются крупно. Плюс есть поиск, если список номенклатуры совсем уж большой.


      1. goodic
        19.05.2015 16:48
        +1

        число рядом с названием категории что означает? Количество вложенных объектов? Для чего нужна данная информация?


        1. mushroomeater Автор
          19.05.2015 17:02

          Совершенно верно, количество вложенных объектов. Необходимость ее под вопросом, но исторически сложилось так, что она есть:) Цифра носит скорее информационный характер, официант может увидеть что появились новые блюда, например.


          1. goodic
            19.05.2015 23:47

            del


      1. m08pvv
        19.05.2015 17:03

        Просто видел такой же квадратный интерфейс с маленькими подписями белым по произвольному цвету в нескольких местах и операторы сиииильно тупили, когда дело касалось чего-то, что они не тыкали 500 раз за последние 10 минут.


        1. ryzhkov
          19.05.2015 22:28

          согласен, не совсем понятно. привычнее видеть там цену. я почему-то так и подумал


          1. goodic
            19.05.2015 23:50
            +1

            на скриншоте только группы товаров. По этой причине о том как выглядит кнопка с товаром можно только догадываться


            1. madover
              20.05.2015 10:54

              Открытая группа с товарами выглядит примерно вот так:

              Скрин
              image


              1. Prosto
                25.05.2015 14:26

                чёт цена прилипла не туда…


    1. goodic
      19.05.2015 16:40
      +1

      как показала практика, разделение вида «напитки», «горячее», «слаты» и тп с выделение общего для категории цвета работает. Если в данном продукте есть возможность самому задавать цвет, то грамотный товаровед (условно) сможет упростить жизнь официантам


  1. goodic
    19.05.2015 16:33
    +1

    есть «мобильные» фискальные регистраторы с bluetooth. Например, ШТРИХ-MOBILE-ПТК. Есть варианты и у других производителей.
    В вашем варианте он не нужен конечно, но не хотелось бы, что бы создалось мнение, что вопрос решается только с помощью промежуточного устройства и никак иначе.


    1. madover
      19.05.2015 16:44

      Мы целиком и полностью за отсутствие необходимости использования промежуточных устройств, но, к сожалению, таковы реалии российского рынка: большая часть имеющихся в распоряжении владельцев заведений фискальных регистраторов именно проводные. Да и возможности отделаться от «проводатых» дисплеев покупателей, недорогих сканеров штрих-кодов, электронных весов (вся эта периферия у нас поддерживается), увы, на текущем этапе, нет.


      1. goodic
        19.05.2015 16:55
        +1

        да оно здесь и не надо (я сразу и написал). все равно остается сбор и обработка заказов с нескольких устройств, а так же необходимость печати заказов на кухню. А беспроводных принтеров заказов/чековых принтеров я не встречал.


        1. ncix
          19.05.2015 18:57
          +1

          А беспроводных принтеров заказов/чековых принтеров я не встречал.
          Есть они, как Ethernet так и WiFi. Posiflex например платы расширения выпускает почти ко всей линейке Aura. Погуглите, например, Posiflex Aura 9000W.


          1. goodic
            19.05.2015 23:52
            +2

            Вариант с Ethernet я еще застал, а вот WiFi, видимо, появился после того как я сменил работу.


    1. Clevik
      19.05.2015 21:44

      Мы в своем решении реализовали работу с ШТРИХ-MOBILE-ПТК напрямую из iOS. На реализацию, отладку, доработку протокола обмена совместно с программистами из Штрих'а ушло примерно 6 месяцев.

      По поводу всех носимых устройств могу сразу посоветовать отказываться от работы по BT (если есть такая возможность). Как только эфир становится зашумленным — сразу возникают проблемы со связью. Чтобы понять это, нам пришлось просить сделать для ПТК-ки специальную прошивку, которая зеркалирует весь трафик в COM порт. Я мог передавать последовательность байт «8A D1 DD», а устройство получало «8A C1 DD».
      Поэтому мы договорились со Штрихом о замене BT модулей на WiFi.

      З.Ы. Могу пожелать удачи тому, кто еще возьмется самостоятельно реализовывать этот протокол для ШТРИХА :)
      З.З.Ы. Коллеги из QR думаю знают кто мы :)


      1. goodic
        19.05.2015 23:54

        Пока подобных проблем замечено не было. Ну да мы готовым решением от вендора пользуемся.


  1. ncix
    19.05.2015 16:54
    +2

    Не понаслышке знаком с ритейловым и ресторанным софтом, посвятил этому часть жизни. Стало быть собираетесь конкурировать с R-Keeper и iiko? Интересно было бы узнать про бизнесовые успехи вашего проекта, есть ли действующие внедрения? Рынок этот достаточно статичный, консервативный, новинки с большим трудом пробивают себе дорогу.

    Спрашиваю потому, что знаю насколько владельцы ресторанов консервативны в выборе IT-решений. Я бы вам советовал не выставлять напоказ «облачность» вашего продукта. Если только владелец заподозрит вероятность простоя из-за сбоя связи — вам скажут «досвидания», и никто не будет вникать в одноранговость и пиринг. Какие возможности системы доступны в условиях отсутствия связи?

    Кстати какой сценарий использования, каждому официанту выдается планшет? Если так то совокупная стоимость может оказаться дороже чем 1-2 классических POS-терминала.

    По технической части, хочу предупредить о возможных головняках в будущем:
    1. Работа с фискальником если я правильно понял реализована на низкком уровне через СОМ-порт? Или используете драйвер производителя? В первом случае можно наступить на массу граблей, протоколы там непростые, еще и работают не совсем так как описано.
    2. Банковские платежные терминалы. Рано или поздно придется интегрироваться. А их довольно много разных.
    3. Клиенты рано или поздно запросят интеграцию с классическими бэк-офисами вроде 1С.
    4. Дисконтные системы и программы лояльности есть в планах? В ресторанном софте это просит каждый второй клиент.

    И все же, хочу пожелать вам удачи! Рынок сложный и время непростое, но инновации в ресторанном бизнесе нужны. Кто-то должен подвинуть замшелые традиционные решения.


    1. goodic
      19.05.2015 17:06

      Штрих-М Ресторан совсем сдулся, или не имели опыта работы с ним?


      1. ncix
        19.05.2015 17:46

        Слыхал. Да есть довольно много альтернатив, только доля рынка у них мала. Я участвовал в разработке Frontol: Ресторан от компании АТОЛ. Продажи конечно были, и сейчас есть. Но клиенты слишком привыкли к Keeper'у.


    1. madover
      19.05.2015 17:09

      Кстати какой сценарий использования, каждому официанту выдается планшет?

      Все зависит от бизнес-процессов, принятых в заведении: можно обойтись одним, кассовым, терминалом, а если есть необходимость принимать заказы с планшета, не отходя от столика клиентов, добавляются официантские (по умолчанию такие терминалы не предполагают печати фискальных чеков — лишний раз ограничивая «самодеятельность» со стороны персонала) планшеты.

      1. Используем родные драйвера Штрих-М, Атол, есть самописный для малораспространенного ПРИМ'а.
      2. На текущий момент поддерживаем в режиме plug'n'play Ingenico iCT-220 и старше, в ближайших планах Verifone.
      3. У нас поддержан импорт/экспорт в 1С, написан соответствующий модуль обработки.
      4. Это тоже имеется: фиксированные скидки, скидки по расписанию (happy hour), накопительные скидки и бонусы. В планах ближайших версий — акции (аля 3+1, 6-ой кофе бесплатно и пр.)

      Большое спасибо!


      1. goodic
        19.05.2015 17:25

        2. На текущий момент поддерживаем в режиме plug'n'play Ingenico iCT-220 и старше, в ближайших планах Verifone.

        Железо поддержать конечно надо, но вопрос шире. У банков свои процессинги. Как тут дела обстоят?


        1. mushroomeater Автор
          19.05.2015 17:37

          Поднимать свой процессинг пока не собираемся, если вы об этом. Возможно будем интегрироваться с каким-нибудь существующим mPos решением.

          Пока просто работаем с терминалами как с периферией.


          1. goodic
            19.05.2015 17:54

            Поднимать свой процессинг пока не собираемся, если вы об этом.

            нет, я про другое. Многие банки пишут свои приложения для терминалов. В результате получаем различные протоколы/схемы работы с ними. Например, Сбербанк предоставляет свой модуль sbpilot (который при работе с ним может как отображать диалоги на экране кассы в своем интерфейсе, так и просто транслировать запросы на терминал визуально себя не проявляя) и описание как с ним работать.


            1. ncix
              19.05.2015 18:01

              Это все конечно усложняет жизнь разработчикам фронта. Зато интеграторы всегда имеют свою копейку :)


        1. ncix
          19.05.2015 17:48

          Я так понимаю сейчас все общение с банками идет только через банковские терминалы, и без разницы какой за ним процессинг стоит. Или ошибаюсь?

          А раньше да, ридер на POSе и поддержка десятков процессингов.


          1. goodic
            19.05.2015 17:57

            вы правы. конечно же не процессинг, а протокол взаимодействия с банковским ПО в терминале


            1. madover
              19.05.2015 18:40

              Мы работаем напрямую с протоколом Arcus, а что за вендор на стороне банка-процессора (OpenWay, C+ и пр.) уже роли не играет, железка сама все сделает. При этом перед PCI/DSS чисты, т.к. никаких sensitive data ни храним, ни передаем.


      1. ncix
        19.05.2015 17:51

        Так вы уже совсем не стартап, многое умеете :) Так все-таки как дела с реальными внедрениями?


        1. mushroomeater Автор
          19.05.2015 18:33

          Трудно избавиться от привычки считать себя стартапом:) Да и где лежит эта граница…

          С реальными внедрениями все не так плохо, хотя конечно тех тысяч, ломанувшихся к нам, клиентов, которых мы себе представляли на этапе разработки, нет и в помине:)

          Все-таки рынок, как вы правильно заметили, очень консервативный.

          Сейчас чуть больше 250-и клиентов, понемногу прибавляем в темпах роста, но рестораторы народ осторожный и зачастую относятся с подозрением к тому, что не похоже на привычные им системы.


          1. ncix
            19.05.2015 18:59

            250 это очень даже неплохо. А вы сами внедрением занимаетесь, или есть партнерская сеть?


            1. mushroomeater Автор
              19.05.2015 19:23

              Изначальная идея была в том, что пользователь сам сможет все внедрить и настроить. Для этого, в том числе, разрабатывался QR Box, чтобы не было мороки с драйверами и тд. Все plug'n'play.

              Собственно таких клиентов мы и получили, пользователей среднего уровня, самостоятельно запустивших свое заведение. Однако, как показала практика, клиентов, не желающих вникать вообще ни в какие настройки — гораздо больше. Поэтому мы конечно решили внедрить партнерскую программу: компании-интеграторы заключают с нами договор, занимаются продажей и сопровождением системы на местах(под сопровождением здесь понимается замена кабеля/планшета/принтера и прочих вопросов не решаемых удаленно) и получают агентское вознаграждение с каждого платежа клиента.


    1. madover
      19.05.2015 18:36
      +2

      Упустил:

      Какие возможности системы доступны в условиях отсутствия связи?


      Система автономна. В отсутствие выхода в Сеть все оборудование работает в штатном режиме: чеки бьются, штрих-коды сканируются, весы взвешивают :) Как только появился доступ в Сеть терминал синхронизируется с «облаком» и актуализирует данные о продажах.


    1. ryzhkov
      19.05.2015 22:38

      два самых больших заблуждения) почему если система автоматизации — то конкурировать с R-Keeper и iiko? Неужели во всех кафе, кофейнях, магазинах, МАФах, уличной еде стоит R-Keeper и iiko?

      Почему если iPad – то его обязательно нужно раздать в руки каждому официанту? Если у вас Макдональдс или другой фастфуд — да можно работать так. А если нет — хватит и одного терминала, как было раньше.

      заодно отвечу на вопрос про 1С:
      По опыту понадобится практически сразу. Но мы, например (Poster, не система описанная в посте), обходимся удачно без интеграции с 1С уже 2й год. Всего хватает. Когда спрашиваешь «зачем вам еще 1С?» — отвечают что нужен складской учет, финансовый и инвентаризация, так все это и так уже есть в системе. Зачем вам еще один «динозавр» сбоку прикрученный?! Конечно большие сети сложно переубедить, у них уже, как правило, велось все в 1С — тогда спасает API. Они берут его и за 1000$ делают идеальную интеграцию под свою конкретную систему и структуру.

      P.S. простите что влез сюда со своими 5к, но уж очень наболевшая тема)


      1. ncix
        19.05.2015 23:51

        >>Неужели во всех кафе, кофейнях, магазинах, МАФах, уличной еде стоит R-Keeper и iiko?
        Я думаю не сильно ошибусь, если скажу что Keeper имеет добрую половину этого рынка. iiko значительно меньше, но они активно растут. А остальные делят остатки. Достоверных данных по рынку к сожалению не нашел.
        В магазинах конечно другое — это отдельный рынок, ритейл.
        В уличной еде вообще как правило достаточно автономной ККМ, или любого принтера для ЕНВД.
        А что такое МАФ?

        >>Почему если iPad – то его обязательно нужно раздать в руки каждому официанту?
        Это был вопрос.

        >>Poster
        Расскажете про ваши успехи?


        1. ryzhkov
          20.05.2015 09:03
          +1

          Они (R-Keeper и iiko) сильные игроки на рынке ресторанном. Но это не вся хорека, а только верхушка айсберга. У них на двоих 25-30К установок. При том это просто установки. Многие уже давно перешли или закрылись. А если верить гос.стату и независимым аналитическим компаниям, то только в РФ и Украине мелкого бизнеса связанного с ритейл и хорекой 250К. Еще есть Европа. Там примерно 500К. В Украине сейчас вводят обязательную фискализацию например. У нас почти 1.5М предпринимателей, которым нужно будет в течении года фискализироваться и львиная часть из которых решат автоматизироваться сразу.
          МАФ — малая архитектурная форма (ларек, летняя площадка), строение без фундамента.

          >>Почему если iPad – то его обязательно нужно раздать в руки каждому официанту?
          Это просто очень популярный вопрос)

          >>Расскажете про ваши успехи?
          У нас все есть на сайте. Думаю будет не красиво тут хвастаться. Уже пару месяцев говорю 2 статьи на Хабр. Может скоро допишу и опубликую наконец)


          1. ncix
            20.05.2015 09:23

            >>У нас почти 1.5М предпринимателей, которым нужно будет в течении года фискализироваться и львиная часть из которых решат автоматизироваться сразу.

            Подозреваю что большинство решат сэкономить и купить самую дешевую автономную ККМ чтобы просто печатать фискальные чеки. По крайней мере в РФ мелкий ритейл и хорека вообще не видят смысла автоматизироваться, и в чем-то они правы. В любом случае производители ККМ хорошо подзаработают :)


            1. ryzhkov
              20.05.2015 09:27

              Да, но если это сеть, они уже сейчас начинают ставить наше решение. За сетью проще следить. Тем более в онлайн режиме, чтобы делать поставки. На самом деле окупится в течении пары месяцев за счет более быстрой и точной инвентаризации и меньшего воровства.


  1. madover
    19.05.2015 17:07

    del


  1. ncix
    19.05.2015 19:01

    А как обстоят дела с кастомными доработками? Ведь клиенты частенько желают какой-то уникальный функционал, который никому больше не нужен. Нет ли проблем с поддержкой зоопарка различных версий?
    И смежный вопрос, как организован процесс обновления ПО? Вот вы выкатили новую версию на сервер, клиенты обязаны обновиться или какое-то время будут поддерживаться старые релизы?


    1. mushroomeater Автор
      19.05.2015 19:50

      Стараемся собирать пожелания, наиболее актуальные идут в разработку.

      Ведь клиенты частенько желают какой-то уникальный функционал, который никому больше не нужен.


      Вот прям такого не было пока, обычно если просят, то вполне понятные вещи, которые могут пригодится многим. Если вдруг будет, то постараемся пойти навстречу. Но, скорее всего, за отдельную плату, будет зависеть от запроса.

      Вообще придерживаемся политики «весь функционал для всех и за одну цену». Использовать что-то или нет — личное дело каждого. ПО обновляется централизованно, чейнджлоги и инструкции отсылаются клиентам. Если в новой версии появляется то, чего ждал конкретный клиент(ы) — дополнительно обзваниваем, уведомляем.


  1. Unnstappoble
    19.05.2015 20:23

    Разработка весьма интересна:
    -что на счет обмена с бухгалтерией 1с? (рестораны и кафе зачастую находятся на УСН и поэтому все равно придется обмениваться данными о продажах)
    — в модификаторах когда открываешь подгруппу — колонки плывут


    1. mushroomeater Автор
      19.05.2015 20:49

      Спасибо.

      Обмен с 1С Бухгалтерией имеется. Есть обработка для загрузки/выгрузки.

      По поводу колонок, воспроизвести не удалось, дело может быть в браузере, вы каким пользуетесь? Пока гарантировать корректное отображение можем только для Chrome.


  1. ryzhkov
    19.05.2015 22:25
    +1

    Рад вас тут видеть) Очень рад что вы решились на такой шаг, нашли время и завели свой блог. Большие молодцы и действительно очень интересно было почитать. Горю желанием поскорее познакомиться с вами лично. Надеюсь скоро тоже сможем наконец-то найти время и тоже поделиться этапами развития.
    Александр, CEO Poster


    1. waleks
      19.05.2015 23:23

      Подскажите пожалуйста как вы находили первых клиентов? Были ли это пассивные продажи (звонки с рекламы) или активные? Как находили рестораны, которые готовы с вам работать?


      1. ryzhkov
        19.05.2015 23:30

        Нам было немножко проще. У нас уже был около ресторанный проект и порядка 1000 теплых контактов с владельцами заведений в разных странах и городах. Постепенно те, кто ничего не использовал начал пользоваться нашей системой. Дальше пошло сарафанное радио. С партнерской сетью у нас не получилось( Мы продолжаем экспериментировать, может в ближайшее время это к чему-то приведет. Пока лучше всего работает доверие клиентов.


  1. tonymadbrain
    19.05.2015 23:56

    Хотел что-то похожее делать в качестве выпускной работы, года три назад, но поленился. Молодцы, удачи с продуктом.
    Подскажите, пожалуйста, а в чем рисовали модель работы приложения (4 изображение)? Это какое-то ПО или просто в графическом редакторе?


    1. mushroomeater Автор
      20.05.2015 10:18

      Для выпускной работы довольно серьезно, если только всей группой делать :)

      Да просто в графическом редакторе.


  1. romanmir
    20.05.2015 01:37

    Хороший проект. Я запустил систему управлением торговой сетью с 2009го на похожих технологиях, но вначале сам все делал, поэтому интерфейс простой. Нужно сейчас будет заняться его улучшением.


    1. mushroomeater Автор
      20.05.2015 10:22

      Спасибо!

      Делали под абстрактного или имеющегося клиента? Какие технологии использовали? В 2009м все было немного по-другому же :)


      1. romanmir
        20.05.2015 21:00

        Нет, я нашел клиента в 2009м, я писал об этом здесь даже. Магазины сети Скарлетт, система управления торговой сетью постоянно растет. Там система управления именно сетью, отдельным магазином (все связано, но работает в самостоятельном режиме и обменивается данными когда есть связь, были такие проблемы в 2009, сегодня намного лучше), работа с поставщиками (из около 200 поставщиков больше половины используют систему для анализа остатков, движения, цен и т.д.) Работа с клиентами (рассылка, сбор информации и т.п.). В какой-то момент электронный каталог на линии с остатками и ценами исходящими из главной системы и там сейчас идет работа над новым типом каталога базированным фотографиях с полки .

        Развиваю свою компанию и вот выпустили разработку для пересылки товаров и только только сейчас выпустили систему отслеживания, которая должна стать полноценной логистической системой.

        Работа идет, мне интересно читать про другие проекты, это вдохновляет. Кроме того никогда не знаешь где найдешь интересные идеи и даже партнеров.

        P.S.
        про технологии и т.п.: Linux, Mercurial, Java, PostgreSQL, Struts, JSP, Servlets, JSTL, Eclipse, Apache Ant, Apache Tomcat, HTML, CSS, Javascript, jQuery, JSON, Bootstrap, AangularJS, Digicert, OpenBSD, pf, nginx, open smtpd.


  1. zviryatko
    20.05.2015 10:01

    А будут ли статьи по составлению сроков разработки, выборе технологий, проектированию архитектуры? Очень интересны еще и эти стороны проекта.


    1. mushroomeater Автор
      20.05.2015 10:31

      Обязательно. Помимо тем, озвученных вами, еще точно будет отдельная статья об интерфейсах, комментарии показали, что эту тему надо раскрыть поподробнее.


  1. yumasoft
    20.05.2015 14:58

    Спасибо за интересную статью. Мы сделали уже несколько POS систем на заказ для западного рынка. И продолжаем разрабатывать новые. Вот есть интересный вопрос.
    Если терминалы работают напрямую с облаком, то по какой логике вы нумеруете заказы в случае, если у вас сеть из трех ресторанов и в каждом по 3 терминала. Нумерация сквозная или локальная по каждому ресторану? Есть ли отдельно дневной короткий номер заказа? Могли бы подробно этот момент рассказать?


    1. mushroomeater Автор
      20.05.2015 15:56

      Мы сделали уже несколько POS систем на заказ для западного рынка. И продолжаем разрабатывать новые. Вот есть интересный вопрос.

      Очень интересно, а где можно посмотреть?
      по какой логике вы нумеруете заказы в случае, если у вас сеть из трех ресторанов и в каждом по 3 терминала. Нумерация сквозная или локальная по каждому ресторану? Есть ли отдельно дневной короткий номер заказа?

      Нумерации как таковой нет, каждый заказ в базе клиента уникален — для него генерируется свой guid. Три ресторана могут существовать на одном клиентском слое(базе), в виде мест реализации, к каждому из которых привязано по три терминала, например. Могут и на разных слоях, но агрегатор данных с разных слоев, некий бэк-офис для сетей, у нас еще не вышел в продакшн. В основном потому, что сетей, требующих его, среди наших клиентов пока нет:)