Рано утром 7 сентября совершил посадку «Союз ТМА-20М» с космонавтами Алексеем Овчининым и Олегом Скрипочкой и астронавтом Джеффри Уилльямсом. Посадка транслировалась онлайн и фотографировалась. Подобных фотографий много, с разных полетов, но эта повторяющаяся космическая рутина, на мой взгляд, все равно красива. Эти фотографии сделаны сотрудниками Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.

Съемка ведется с вертолета, пусть спускаемый аппарат пока выше, но высота уже небольшая, километр-два.



После открытия парашюта корабль некоторое время висит несколько набок, затем перецепляется на симметричный подвес и спускается дном вниз.



В Москве было четыре часа утра, в Казахстане же недавно рассвело.



Пыль внизу — это машины поисково-спасательной службы. «Союз» садится не идеально точно, но машины успевают подъехать довольно быстро.



Для снега рановато, это, скорее всего, солончаки.



Вертолеты будут на месте посадки сразу же.



Пыль от сработавших двигателей мягкой посадки





Посадка на «Союзе» — немного лотерея. Если тебе повезет, то корабль коснется земли очень мягко и останется стоять вертикально. Тут повезло меньше.



Поисково-спасательные группы уже у корабля.



Сверху в люке видна вытеснительная емкость, защищающая парашютный отсек от заполнения водой при приводнении.



Экшн-камеры сейчас постоянно возят в космос, нас ждет еще больше красивого видео.



Запах Земли, арбузы или, например, пельмени — по всему этому успеваешь соскучиться за полгода на орбите



Ми-ми-ми.



Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (39)


  1. ds6328
    09.09.2016 08:25
    +5

    Видео с прямой трансляции


    1. steff
      09.09.2016 09:53
      +1

      Никогда не обращал внимания, как сильно парашют меняет свою форму. Хорошо заметно в профиль, начиная примерно с 1 ч 12 мин.


      1. lozga
        09.09.2016 10:04
        +2

        Там рифление специальное для плавности торможения. А еще, бывает, он колеблется сильно, то вытягиваясь вверх, то расходясь в ширину. Выглядит страшновато но это нормально.


  1. agentx001
    09.09.2016 08:53
    +3

    Роскосмос официально обещал транслировать посадку, даже на сайте страничку с плеером сделали. В итоге — ничего. Было несколько трансляций от американцев — с дикторами перебивающими голос космонавтов по радиосвязи.


  1. SGordon123
    09.09.2016 09:14

    А в чем невезучесть в переворачивании, тормозные движки стартовали не одновременно?


    1. SHVV
      09.09.2016 09:22

      Скорее большая горизонтальная скорость. Посмотрите какой на фотографиях сильный ветер. Значит парашют несло в сторону.


      1. CrazyRoot
        09.09.2016 09:59

        Не только.
        Термощит капсулы не плоский, а обтекаемый. Устоять вертикально сложно. Чуть что завалиться норовит.


        1. SGordon123
          09.09.2016 10:10

          Понятно что неустойчивый… Но ведь от раза к разу форма не меняется. Про не повезло с ветром — было бы понятнее. Или допустим парашют не отстрелился вовремя и повалил…


      1. Varkus
        09.09.2016 10:19

        А мне кажется, капсула «села» вертикально, но парашют, как раз из-за ветра, потащил капсулу набок и «положил» её.
        Т.е. почему бы при срабатывании пиропатронов не отстреливать этот парашют?
        Я понимаю, что вариантов «не отстрела» масса, но может есть истинная причина, озвучьте пожалуйста.

        offtop: почему редактор слово «пиропатронов» подсвечивает как неправильно написанное?


        1. SHVV
          09.09.2016 10:33
          +1

          Если горизонтальная скорость слишком высока, отстрел парашютов не поможет. Поиграйте в KSP там это явно ощущается. Более того, на сколько я помню, капсулы садились в том числе и в лесу, тогда она повисала на стропах. А если бы стропы отстреливались, то посадка была бы более жёсткой.


    1. lozga
      09.09.2016 10:06
      +1

      С двигателями мягкой посадки все ОК, скорее всего горизонтальная скорость. На «Федерации» планируют для этого специальные двигатели и посадочные лапы ставить. Чтобы на последнем метре спускаться вертикально.


      1. temonix
        09.09.2016 14:34

        Я на фотографии Федерации видел, что посадочные лапы выдвигаются прямо из термощита. Когда-то рассматривали вариант люка в термощите Союза и отказались из-за опасности прогара. Того, чего боялся Феоктистов, не боится Серов?


        1. castorg
          09.09.2016 16:39
          +1

          Термощит будет однозначно одноразовым. Принцип его работы абляция, т.е. работа из-за потери массы. Материал будет в 3 раза легче чем в союзе, и при различии размеров союза и федерации масса ТЗП будет приблизительно одинаковая. Но будет точно отстреливаться, это уже давно рассмотрено.


        1. lozga
          09.09.2016 16:40
          +2

          Насколько я знаю, теплозащитный щит будет сбрасываться перед раскрытием лап. Да и нет особых проблем с люком в теплощащите. Макет MOL так летал.


          1. Sandmann-bk
            10.09.2016 09:18

            Так летали возвращаемые аппараты ТКС, а две из них аж по два раза.


  1. Shustryack
    09.09.2016 10:06
    +6

    С возвращением, Герои!


  1. OtshelnikFm
    09.09.2016 11:08

    Кадры замечательные. Вот только способ возвращения с орбиты никак не изменился за все время космонавтики. Эх… чувствую эмоции закрытых спускаемых космонавтов в капсуле. Всем богам успеешь перемолиться.
    Когда уже в этом направлении произойдет революция? Не дождусь?


    1. steff
      09.09.2016 11:55
      +1

      Полагаю, главное здесь — надежность.

      А вот несколько видео
      Вид «из окна»:


    1. EugeneButrik
      09.09.2016 12:37
      +5

      Когда уже в этом направлении произойдет революция? Не дождусь?
      А где тут может случиться революция? При спуске на поверхность планеты орбитальная скорость КА «бесплатно» гасится аэродинамическим сопротивлением атмосферы с одновременным погружением на её «дно». Скорость гасится достаточно плавно — тормозящее ускорение вполне нормальное. Колоссальная кинетическая энергия также плавно и достаточно безопасно переводится в тепло, которое рассеивается в той же атмосфере. «Революционнее» может быть только телепортация с борта на поверхность, а-ля Star Trek. Всё остальное от лукавого :)

      P.S. Космос — это не высота, это скорость. И возвращение с орбиты только называется «спуском», а по сути это скорее торможение.


      1. OtshelnikFm
        09.09.2016 12:50
        -4

        «Всё остальное от лукавого :)» так и в 16 веке говорили, когда на кострах сжигали. Если у вас нет идей — это не значит что «Всё остальное от лукавого»


        1. EugeneButrik
          10.09.2016 03:09

          А при чём тут средневековье и костры? :) Если под «революционной идеей» не понимать увеличение какого-либо параметра продукта на 5-10 %, а понимать слово «революция» в изначальном его значении, значении коренного перелома, то станет ясно, что «революцией» в данном случае можно было бы назвать лишь, например, отказ от сброса орбитальной скорости аэродинамическим торможением в атмосфере. Но это от лукавого не эффективно. Зачем отказываться от «блага», которое есть у нашей планеты — отсутствия необходимости гасить двигательной установкой всю ту чудовищную энергию, которую ракета-носитель «накачивает» в космический корабль в течении 9 минут при выведении его на орбиту путём сжигания сотен тонн топлива.


        1. OtshelnikFm
          10.09.2016 10:51
          -3

          Набежала «Святая инквизиция». Прогресс не остановить — можете не стараться ))


      1. isden
        09.09.2016 13:30
        +2

        > Всё остальное от лукавого :)

        Так таки уж и все? :)
        А как же самолетный спуск (ну или SSTO)? Или же космический лифт?


        1. semmaxim
          09.09.2016 14:02
          +4

          «Самолётный спуск» будет тем же торможением об атмосферу, а космический лифт, по-моему, менее вероятен, чем телепортация.


          1. OtshelnikFm
            09.09.2016 17:07

            Вы мыслите пределами гравитации. Я не против ваших научных обоснований. Я против средневековья в стиле: «от лукавого»

            По соседству на гиктамсе статья про первый полет на самолете — и там тоже высказывались (в то время), что мол это невозможно. Мыслите шире. Найдется тот, кто покажет: «Это не от лукавого, это возможно».


        1. Eklykti
          09.09.2016 18:43
          +1

          самолетный спуск

          Для этого желательно сделать теплозащиту не как у шаттла, чтоб потом вручную не менять десятки тысяч уникальных плиток, каждая из которых предназначена для одного конкретного места.


          Хотя, собственно, такой аппарат разрабатывается, должен полететь в ближайшие несколько лет.


          SSTO

          А у этих, помимо теплозащиты, есть ещё проблема с конструкцией двигателя — он должен уметь работать как на атмосферном кислороде, причём в разных диапазонах скоростей для этого потребуются разные режимы работы, так и на собственных запасах окислителя. В итоге подобный двигатель оказывается слишком сложным и дорогим и к настоящему моменту большинство разработчиков, кроме британцев с их Скайлоном, с этой темы слились.


          1. Sandmann-bk
            10.09.2016 12:00

            такой аппарат разрабатывается

            Дрим Чейсер тоже весь в плитках.
            https://blogs.nasa.gov/commercialcrew/2015/06/26/tile-shop-prepping-heat-shields-for-future-flights/

            должен уметь работать как на атмосферном кислороде

            Никому не должен. Не какой-то определяющий признак; главное одноступенчатость, и всё. VentureStar и КОРОНА, например.


            1. Eklykti
              10.09.2016 12:05

              главное одноступенчатость

              Так на нынешнем химическом топливе и с нынешними конструкционными материалами нельзя добиться одноступенчатости с хоть сколь-либо значимой грузоподъёмностью без использования атмосферного воздуха на начальном этапе разгона.


    1. sierra
      09.09.2016 16:41

      Когда на кону жизни космонавтов с революциями нужно быть поосторожней.


      1. OtshelnikFm
        09.09.2016 17:01
        -2

        Поосторожней — согласен. А то в комментарии выше «Всё остальное от лукавого :)»
        Бюрократ наверное


        1. EugeneButrik
          10.09.2016 03:29

          Бюрократ наверное
          Сам ты коммивояжёр :P

          P.S. А если серьёзно, то я даже не хочу пытаться понять при чём тут бюрократия.


  1. Oberon812
    09.09.2016 15:08
    +1

    У центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина есть еще и канал на Ютубе, очень рекомендую.
    https://www.youtube.com/user/GCTCvideo/videos


  1. iurius
    09.09.2016 16:41
    +1

    Два космонавта и один астронавт…?


    1. lozga
      09.09.2016 16:42
      +3

      Два наших, один американец. Привычная разница названий.


  1. Dark_Purple
    09.09.2016 17:37
    +2

    Красивые снимки


  1. Robotex
    12.09.2016 21:32

    Если тебе повезет, то корабль коснется земли очень мягко и останется стоять вертикально.

    Только при условии, что для вас лобовое столкновение легковушки с грузовиком, это мягко :)


    1. lozga
      12.09.2016 21:39

      Вы забыли про двигатели мягкой посадки.


      1. Oberon812
        12.09.2016 21:53

        Позволю себе предположение, что это отсылка к словам астронавта ЕКА Паоло Несполи:
        https://youtu.be/-l7MM9yoxII?t=18m25s


      1. Robotex
        12.09.2016 22:18

        Я как раз про них и в комменте выше уже привели ссылку на первоисточник. Двигатели может и называются «мягкой посадки», но посадка далеко не мягкая, хотя если сравнивать с «жесткой», то очень даже мягкая :) Все относительно.