![](https://habrastorage.org/files/c6a/bb3/01b/c6abb301bb1f4777a5ff4c29189cae00.jpg)
Рано утром 7 сентября совершил посадку «Союз ТМА-20М» с космонавтами Алексеем Овчининым и Олегом Скрипочкой и астронавтом Джеффри Уилльямсом. Посадка транслировалась онлайн и фотографировалась. Подобных фотографий много, с разных полетов, но эта повторяющаяся космическая рутина, на мой взгляд, все равно красива. Эти фотографии сделаны сотрудниками Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.
Съемка ведется с вертолета, пусть спускаемый аппарат пока выше, но высота уже небольшая, километр-два.
![](https://habrastorage.org/files/bd9/14d/2e1/bd914d2e1b6e479eaeb342e367625383.jpg)
После открытия парашюта корабль некоторое время висит несколько набок, затем перецепляется на симметричный подвес и спускается дном вниз.
![](https://habrastorage.org/files/2bb/004/3aa/2bb0043aab8b4f7eb420e231f4eb7f2c.jpg)
В Москве было четыре часа утра, в Казахстане же недавно рассвело.
![](https://habrastorage.org/files/951/e82/b04/951e82b044fa42a4b8ec02391ebcdbb1.jpg)
Пыль внизу — это машины поисково-спасательной службы. «Союз» садится не идеально точно, но машины успевают подъехать довольно быстро.
![](https://habrastorage.org/files/cd3/183/24c/cd318324cf1141e59f3cfab05bd4b140.jpg)
Для снега рановато, это, скорее всего, солончаки.
![](https://habrastorage.org/files/d3c/1a0/daa/d3c1a0daa81d457aa6054c385f0ced3b.jpg)
Вертолеты будут на месте посадки сразу же.
![](https://habrastorage.org/files/9d2/ad7/db9/9d2ad7db9aaa420cb92d1695fc2cf942.jpg)
Пыль от сработавших двигателей мягкой посадки
![](https://habrastorage.org/files/d43/234/287/d432342876344c5d8dfc02c84d885391.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/da4/1f8/163/da41f816325c469d96245d72afab5238.jpg)
Посадка на «Союзе» — немного лотерея. Если тебе повезет, то корабль коснется земли очень мягко и останется стоять вертикально. Тут повезло меньше.
![](https://habrastorage.org/files/e9e/e9b/bd9/e9ee9bbd990f4073a42152837641fb30.jpg)
Поисково-спасательные группы уже у корабля.
![](https://habrastorage.org/files/bc3/af7/4dc/bc3af74dc4204d059ecbff263264a331.jpg)
Сверху в люке видна вытеснительная емкость, защищающая парашютный отсек от заполнения водой при приводнении.
![](https://habrastorage.org/files/064/1e1/171/0641e11714664a63a5c1acdb59bd81ad.jpg)
Экшн-камеры сейчас постоянно возят в космос, нас ждет еще больше красивого видео.
![](https://habrastorage.org/files/c35/bc9/36b/c35bc936bb0e441986bc6363d1250fd5.jpg)
Запах Земли, арбузы или, например, пельмени — по всему этому успеваешь соскучиться за полгода на орбите
![](https://habrastorage.org/files/c61/d1f/0ac/c61d1f0ac488465e9ab9f57e88d84716.jpg)
Ми-ми-ми.
![](https://habrastorage.org/files/fbd/698/943/fbd6989436c34320a949b0afb99f904d.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/d30/106/991/d30106991528483b957bf89b24bcac65.jpg)
Поделиться с друзьями
ds6328
steff
Никогда не обращал внимания, как сильно парашют меняет свою форму. Хорошо заметно в профиль, начиная примерно с 1 ч 12 мин.
lozga
Там рифление специальное для плавности торможения. А еще, бывает, он колеблется сильно, то вытягиваясь вверх, то расходясь в ширину. Выглядит страшновато но это нормально.
agentx001
Роскосмос официально обещал транслировать посадку, даже на сайте страничку с плеером сделали. В итоге — ничего. Было несколько трансляций от американцев — с дикторами перебивающими голос космонавтов по радиосвязи.
SGordon123
А в чем невезучесть в переворачивании, тормозные движки стартовали не одновременно?
SHVV
Скорее большая горизонтальная скорость. Посмотрите какой на фотографиях сильный ветер. Значит парашют несло в сторону.
CrazyRoot
Не только.
Термощит капсулы не плоский, а обтекаемый. Устоять вертикально сложно. Чуть что завалиться норовит.
SGordon123
Понятно что неустойчивый… Но ведь от раза к разу форма не меняется. Про не повезло с ветром — было бы понятнее. Или допустим парашют не отстрелился вовремя и повалил…
Varkus
А мне кажется, капсула «села» вертикально, но парашют, как раз из-за ветра, потащил капсулу набок и «положил» её.
Т.е. почему бы при срабатывании пиропатронов не отстреливать этот парашют?
Я понимаю, что вариантов «не отстрела» масса, но может есть истинная причина, озвучьте пожалуйста.
offtop: почему редактор слово «пиропатронов» подсвечивает как неправильно написанное?
SHVV
Если горизонтальная скорость слишком высока, отстрел парашютов не поможет. Поиграйте в KSP там это явно ощущается. Более того, на сколько я помню, капсулы садились в том числе и в лесу, тогда она повисала на стропах. А если бы стропы отстреливались, то посадка была бы более жёсткой.
lozga
С двигателями мягкой посадки все ОК, скорее всего горизонтальная скорость. На «Федерации» планируют для этого специальные двигатели и посадочные лапы ставить. Чтобы на последнем метре спускаться вертикально.
temonix
Я на фотографии Федерации видел, что посадочные лапы выдвигаются прямо из термощита. Когда-то рассматривали вариант люка в термощите Союза и отказались из-за опасности прогара. Того, чего боялся Феоктистов, не боится Серов?
castorg
Термощит будет однозначно одноразовым. Принцип его работы абляция, т.е. работа из-за потери массы. Материал будет в 3 раза легче чем в союзе, и при различии размеров союза и федерации масса ТЗП будет приблизительно одинаковая. Но будет точно отстреливаться, это уже давно рассмотрено.
lozga
Насколько я знаю, теплозащитный щит будет сбрасываться перед раскрытием лап. Да и нет особых проблем с люком в теплощащите. Макет MOL так летал.
Sandmann-bk
Так летали возвращаемые аппараты ТКС, а две из них аж по два раза.
Shustryack
С возвращением, Герои!
OtshelnikFm
Кадры замечательные. Вот только способ возвращения с орбиты никак не изменился за все время космонавтики. Эх… чувствую эмоции закрытых спускаемых космонавтов в капсуле. Всем богам успеешь перемолиться.
Когда уже в этом направлении произойдет революция? Не дождусь?
steff
Полагаю, главное здесь — надежность.
EugeneButrik
P.S. Космос — это не высота, это скорость. И возвращение с орбиты только называется «спуском», а по сути это скорее торможение.
OtshelnikFm
«Всё остальное от лукавого :)» так и в 16 веке говорили, когда на кострах сжигали. Если у вас нет идей — это не значит что «Всё остальное от лукавого»
EugeneButrik
А при чём тут средневековье и костры? :) Если под «революционной идеей» не понимать увеличение какого-либо параметра продукта на 5-10 %, а понимать слово «революция» в изначальном его значении, значении коренного перелома, то станет ясно, что «революцией» в данном случае можно было бы назвать лишь, например, отказ от сброса орбитальной скорости аэродинамическим торможением в атмосфере. Но это
от лукавогоне эффективно. Зачем отказываться от «блага», которое есть у нашей планеты — отсутствия необходимости гасить двигательной установкой всю ту чудовищную энергию, которую ракета-носитель «накачивает» в космический корабль в течении 9 минут при выведении его на орбиту путём сжигания сотен тонн топлива.OtshelnikFm
Набежала «Святая инквизиция». Прогресс не остановить — можете не стараться ))
isden
> Всё остальное от лукавого :)
Так таки уж и все? :)
А как же самолетный спуск (ну или SSTO)? Или же космический лифт?
semmaxim
«Самолётный спуск» будет тем же торможением об атмосферу, а космический лифт, по-моему, менее вероятен, чем телепортация.
OtshelnikFm
Вы мыслите пределами гравитации. Я не против ваших научных обоснований. Я против средневековья в стиле: «от лукавого»
По соседству на гиктамсе статья про первый полет на самолете — и там тоже высказывались (в то время), что мол это невозможно. Мыслите шире. Найдется тот, кто покажет: «Это не от лукавого, это возможно».
Eklykti
Для этого желательно сделать теплозащиту не как у шаттла, чтоб потом вручную не менять десятки тысяч уникальных плиток, каждая из которых предназначена для одного конкретного места.
Хотя, собственно, такой аппарат разрабатывается, должен полететь в ближайшие несколько лет.
А у этих, помимо теплозащиты, есть ещё проблема с конструкцией двигателя — он должен уметь работать как на атмосферном кислороде, причём в разных диапазонах скоростей для этого потребуются разные режимы работы, так и на собственных запасах окислителя. В итоге подобный двигатель оказывается слишком сложным и дорогим и к настоящему моменту большинство разработчиков, кроме британцев с их Скайлоном, с этой темы слились.
Sandmann-bk
Дрим Чейсер тоже весь в плитках.
https://blogs.nasa.gov/commercialcrew/2015/06/26/tile-shop-prepping-heat-shields-for-future-flights/
Никому не должен. Не какой-то определяющий признак; главное одноступенчатость, и всё. VentureStar и КОРОНА, например.
Eklykti
Так на нынешнем химическом топливе и с нынешними конструкционными материалами нельзя добиться одноступенчатости с хоть сколь-либо значимой грузоподъёмностью без использования атмосферного воздуха на начальном этапе разгона.
sierra
Когда на кону жизни космонавтов с революциями нужно быть поосторожней.
OtshelnikFm
Поосторожней — согласен. А то в комментарии выше «Всё остальное от лукавого :)»
Бюрократ наверное
EugeneButrik
P.S. А если серьёзно, то я даже не хочу пытаться понять при чём тут бюрократия.
Oberon812
У центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина есть еще и канал на Ютубе, очень рекомендую.
https://www.youtube.com/user/GCTCvideo/videos
iurius
Два космонавта и один астронавт…?
lozga
Два наших, один американец. Привычная разница названий.
Dark_Purple
Красивые снимки
Robotex
Только при условии, что для вас лобовое столкновение легковушки с грузовиком, это мягко :)
lozga
Вы забыли про двигатели мягкой посадки.
Oberon812
Позволю себе предположение, что это отсылка к словам астронавта ЕКА Паоло Несполи:
https://youtu.be/-l7MM9yoxII?t=18m25s
Robotex
Я как раз про них и в комменте выше уже привели ссылку на первоисточник. Двигатели может и называются «мягкой посадки», но посадка далеко не мягкая, хотя если сравнивать с «жесткой», то очень даже мягкая :) Все относительно.