Минувшая неделя совместила в себе такое количество космических событий, которого бы хватило на месяц минимум. Запуск и стыковка корабля «Шэньчжоу-11», аварии на юпитерианском зонде «Юнона», возвращение к полетам ракеты-носителя «Антарес», успех и неудача миссии «Экзомарс», запуск и стыковка «Союз МС-02». Неудивительно было что-нибудь пропустить, поэтому я сделал своеобразный космический дайджест, с новостями и комментариями к ним.
«Шэньчжоу-11»
Кратко: Первый полет после перерыва в 3 года, первый полет к новой орбитальной станции, рекордная для китайской космонавтики планируемая длительность экспедиции в 1 месяц.
16 октября в 23:30 UTC с космодрома Цзюцюань (Внутренняя Монголия) стартовал шестой китайский пилотируемый корабль «Шэньчжоу-11» с космонавтами Цзином Хайпэном (3-й космический полёт)
Чэнь Дуном (1-й космический полёт).
Китайские пилотируемые корабли летают нечасто, поэтому видео интересно смотреть. Забавно видеть, как космонавты синхронно отдают честь в последние секунды перед стартом. Уже непривычно зрелище падающих со стартующей ракеты пластин теплоизоляции — это распространенное решение для ракет на топливной паре гептил/амил, но таких ракет уже осталось мало, и, например, на нашем «Протоне» такого нет. Особенностью китайской ракеты-носителя «Великий поход-2F» также является практически одновременный сброс первой и второй ступеней, этот момент отлично заметен на видео. После выведения третья ступень начинает уходить назад и вбок, опустошая баки, чтобы не столкнуться с кораблем, а космонавты в это время играют с письменными принадлежностями. Также на видео можно увидеть процесс раскрытия солнечных батарей.
19 октября «Шэньчжоу-11» успешно состыковался с орбитальной станцией «Тяньгун-2», запущенной в сентябре этого года.
На китайских кораблях, в отличие от современных «Союзов», используется андрогинный стыковочный механизм, поэтому китайцы придумали красивое решение — разместить камеру внутри стыковочного узла по его оси. И мы можем любоваться интересным видео стыковки с наглядной демонстрацией работы стыковочного механизма.
После стыковки Цзин и Чэнь перешли на станцию. В опубликованных впоследствии дневниках космонавты пишут, что Чэнь имел проблемы с координацией, поэтому тут его очень забавно ловит и ставит к поручню более опытный Цзин.
Один из экспериментов — проверка того, будет ли отличаться нить шелкопряда в невесомости от земной. Сообщается, что график работы космонавтов очень плотный, однажды они даже поставили разогревать обед и забыли про него. Экспедиция должна продлиться месяц, поэтому необходимы физические тренировки. Китайские космонавты тренируются меньше, чем на МКС, один час против двух, и их беговая дорожка выглядит очень странно. Прошлый рекорд длительности полета китайских космонавтов составляет две недели, это в два раза меньше запланированной сейчас длительности, и полет может преподнести сюрпризы для медиков.
В воскресенье со станции был запущен специальный спутник Banxing-2, главной задачей которого является фото- и видеосъемка. Его камера с впечатляющими 25 мегапикселями обещает нам красивые фотографии.
Планы на дальнейшее использование станции не очень определены. Даже тот факт, что у нее один стыковочный порт, а не два, как это предполагалось ранее, известен не наверняка. Скорее всего, весной 2017 станция примет грузовой корабль в беспилотном режиме, проверит перекачку топлива, и на этом ее эксплуатация закончится. А уже в 2023 ожидается многомодульная станция в стиле «Мира», на которой уже будет развернута более интенсивная работа. Немного странно тратить немаленькую станцию на один пилотируемый и один беспилотный грузовой полет, поэтому я не удивлюсь, если планы пересмотрят. Тем более, что, как обещают, до 2023 года «Тяньгун-2» останется на орбите.
«Юнона»
Кратко: Из-за проблем зонд остается на 53-дневной орбите, и его третий проход не принесет научных данных.
Последние десять дней выдались неудачными для зонда. 15 октября появилась информация, что из-за проблем с клапанами наддува зонд не будет переходить на двухнедельную научную орбиту, а останется на 53-дневной высокоэллиптической. Клапаны наддува подают гелий в топливные баки, чтобы компоненты топлива шли в двигатель с требуемым давлением. Но при проверке вместо нескольких секунд они открывались несколько минут. С такой неисправностью не было гарантии, что «Юнона» выполнит тормозной маневр, как надо, поэтому его отменили. По плану из-за маневра часть научных приборов хотели отключить, но, раз торможение отменили, то в этот проход нам обещали, что все научные приборы будут собирать данные. Но за 13 часов до перииовия (минимальной высоты орбиты над Юпитером), когда радиационная обстановка еще была далека от максимальной, бортовой компьютер перезагрузился и ушел в безопасный режим. ЦУП миссии перешел на процедуры проверки состояния аппарата, и третий пролет в радиационных поясах пропал впустую. Это не катастрофа, но ситуация довольно неприятная. Если «Юнона» не сможет перейти на 14-дневную орбиту (что маловероятно), то планируемые для миссии 36 проходов будут длиться пять с лишним лет, и это нарушит план пролета над различными меридианами Юпитера, чтобы получить подробную карту магнитосферы. Если же бортовой компьютер будет регулярно уходить в безопасный режим, это будет означать, что мощность магнитосферы недооценили, и полная миссия окажется под угрозой. С одной стороны, электронику перед полетом проверили на вдвое большей дозе, чем расчетная для Юпитера, с другой стороны, уход в безопасный режим является фактом, данным нам в
Так что здесь пока что остается только любоваться относительно свежими фотографиями Юпитера:
Южный полюс с атмосферными вихрями (фото в полном размере)
«Антарес»
Кратко: После двухлетнего перерыва частная ракета Antares компании Orbital вернулась к полетам на новых двигателях РД-181.
После аварии осенью 2014 года, когда на первых секундах полета разрушился турбокомпрессор двигателя НК-33 (AJ-26), компания Orbital решила сменить двигатели. Вместо адаптированных НК-33, которые лежали на складе с 70-х годов, было решено установить новые российские РД-181, которые, будучи на 45 тонн (два двигателя) мощнее НК-33, позволили серьезно увеличить полезную нагрузку.
Корабль Cygnus успешно стартовал 18 октября:
То, что это был первый полет в такой конфигурации, принесло небольшой приятный сюрприз, ракета-носитель показала грузоподъемность выше расчетной. И утром воскресенья корабль был успешно пристыкован к МКС.
«Союз МС-02»
Кратко: Успешно стартовал и пристыковался к МКС второй корабль новой серии МС
Изначально запланированный на конец сентября пуск «Союза МС-02» был перенесен почти на месяц. Уже после накатки головного обтекателя было обнаружено нарушение электрической изоляции — на корпус был замкнут какой-то провод. Обтекатель пришлось снимать, а уже прилетевший на Байконур экипаж отправлять обратно в Москву. К счастью, быстро обнаружили, что поврежден кабель, который пришлось заменить. Корабль успешно стартовал в среду, 19 октября, и состыковался с МКС в пятницу, 21.
Длинная двухсуточная схема стыковки была выбрана, скорее всего, по баллистическим соображениям — шестичасовая схема более требовательна к положению станции, которое не так легко подготовить снова, если старт перенесли. Ожидаемая продолжительности миссии — 155 дней, экипаж будет выполнять свыше 50 экспериментов только на российском сегменте МКС. К наиболее интересным из них можно отнести выращивание перца и изучение вопросов размножения мышей в невесомости.
«Экзомарс»
Кратко:Главная задача миссии — орбитальный аппарат TGO успешно вышел на орбиту вокруг Марса, посадочный аппарат EDM «Скиапарелли» разбился.
Вечер 19 октября выдался драматичным — два аппарата должны были выполнить сложные и точные маневры. Орбитальный Trace Gas Orbiter должен был перейти на высокоэллиптическую орбиту вокруг Марса, а посадочный модуль EDM должен был войти в атмосферу Марса, затормозить в ней сначала парашютами, затем двигателями, и мягко приземлиться.
И если с TGO сообщение об успешном выходе на орбиту пришло достаточно быстро, то с EDM творилось что-то непонятное. Прежде всего, у него был экспериментальный канал прямой связи — индийский телескоп GMRT принимал данные непосредственно с EDM. Орбитальные марсианские аппараты тоже принимали эти сигналы, но могли переслать телеметрию только потом. И сигнал GMRT прервался примерно в районе перехода с парашютного на двигательный участок посадки. Это еще не было поводом для тревоги — экспериментальные системы могут работать не так, как надо. Но когда пришла телеметрия с орбитального аппарата Mars Express, стало ясно, что что-то пошло совсем не так — данные обрывались раньше, чем потребовала бы нормальная посадка. Дальнейшее изучение телеметрии показало, что в начале посадка шла абсолютно нормально — на скорости 5,83 км/с «Скиапарелли» вошел в атмосферу Марса. Штатно отработал теплозащитный щит, и раскрытие парашюта было подтверждено не только телеметрией, но и наземными измерениями по доплеровскому изменению частоты сигнала. Но почему-то переход на этап посадки на двигателях произошел раньше, чем планировалось, а двигатели, проработав всего три секунды, перешли в финальный режим посадки. Еще 19 секунд аппарат падал с высоты 2-4 км (вместо планового 1 км) и ударился о поверхность Марса со скоростью ~300 км/ч. Итоговый кратер оказался настолько большим (15х40 м), что его нашли почти сразу на снимках не самой зоркой камеры.
Судя по положению аппарата почти в центре посадочного эллипса, этапы входа в атмосферу, торможение теплозащитой и и парашютами прошли почти штатно. Анализ телеметрии и реконструкция того, что происходило в последние секунды полета EDM, займет еще немало времени, но уже успели исключить версию отказа радарного высотомера, которому могло показаться, что модуль находится на высоте метров, а не километров.
Модуль EDM перед стартом
Испытания парашюта
История «Скиапарелли» поучительна тем, что после трех успешных посадок марсоходов NASA общественности могло начать казаться, что посадка на Марс — это просто. Увы, это не так, из посадочных миссий на Марс за последние тридцать лет три из восьми, включая «Экзомарс», окончились неудачей. Европейскому космическому агентству второй раз подряд не удалось посадить зонд на Марс, и, пока что, на его поверхности нормально работали только американские аппараты (14,5 секунд работы «Марс-3» не учитываем).
Выход на орбиту TGO — это большой успех, он займется новой и очень интересной задачей поиска жизни на Марсе, анализируя следовые количества метана в атмосфере. Но вторым этапом миссии «Экзомарс» должен стать марсоход в 2020 году, и эта миссия будет выполняться с гораздо большей степенью риска, чем если бы посадка EDM была успешной. А то, что посадочную платформу для марсохода должны делать в России, добавляет еще больше риска — у нас нет даже неудачных посадок на Марс за последние сорок с лишним лет. Европейское космическое агентство сейчас делает хорошую мину при плохой игре, и их можно понять. Но по результатам неудачи «Скиапарелли» что-то в миссии 2020 года может поменяться, и даже в чем-то хорошо, что ее перенесли с 2018 года — теперь будет больше времени на изменения и испытания.
Комментарии (60)
Dr_B
24.10.2016 11:04+7Когда увидел запуск двигателей CZ-2F в первый раз, то не поверил глазам своим. Ребята на паре АТ/НДМГ запускают людей. Почему так произошло, может кто в курсе?
lozga
24.10.2016 11:11+6А у них других ракет не было. Сейчас появляются, новый корабль на сравнительно экологичном керосине полетит.
Valchik
24.10.2016 12:18А есть данные касательно того, что удалось нафотографировать камере Скиапарелли и наизмерять её приборам и удалось ли вообще?
lozga
24.10.2016 12:20+5В реальном времени передавалась только телеметрия, фото и данные планировали получить позже, а флешка с фотками разбилась о Марс. Даже если она и выжила, то передатчики, антенны и прочее разбиты.
Protheus
24.10.2016 19:21В СССР был разработан Транспортный Корабль Снабжения, запускаемый на Протоне, и корабль в теории мог использоваться как пилотируемый, перевозить космонавтов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Транспортный_корабль_снабжения
В СССР на НДМГ людей запускать не стали, а в КНР с движками на иных топливных парах пока что было не очень. Довольно скоро (говорят, в следующем месяце) запустят Великий Поход-5, с керосиновыми и водородными движками (на разных ступенях).lozga
24.10.2016 19:23+2Для облета Луны "Протон" тоже делали в пилотируемом варианте с САС.
В принципе на гептиле можно и летать, и пускать людей, но есть топливо лучше.
Sandmann-bk
26.10.2016 20:30+2Что ещё страшнее — почти все пилотируемые космические аппараты использовали и используют в качестве топлива гидразин или его производные и азотный тетраоксид. Вот ужас-то!
pnetmon
24.10.2016 12:23+1>>Скорее всего, весной 2017 станция примет грузовой корабль в беспилотном режиме, проверит перекачку топлива, и на этом ее эксплуатация закончится. А уже в 2023 ожидается многомодульная станция в стиле «Мира», на которой уже будет развернута более интенсивная работа.
— Все таки запуск первого модуля обещают в 2018 году, а к 2023 хотят закончить строительство станции.
>>было решено установить новые российские РД-181, которые, будучи на 45 тонн (два двигателя) мощнее НК-33, позволили серьезно увеличить полезную нагрузку.
— там еще была замена второй ступени, которую не успели проверить в аварийном запуске, так же первый запуск на Антаресе новой версии грузовика.
>>размножения мышей в невесомости
а где можно почитать про это для этой российской экспедиции?
Перец — http://www.roscosmos.ru/22170/lozga
24.10.2016 12:35+1- В английской вики со ссылкой на BBC указан 2023. Но в то же время в других источниках пишут про 2022 и начало работы. В общем, вопрос пока не ясен. Объявят о запуске — узнаем точно.
- Первый enhanced Cygnus полетел в декабре 2015, и на фото у него новые солнечные панели
- Мыши упоминались в первой пресс-конференции экипажа в начале сентября.
pnetmon
24.10.2016 13:30+21. Сейчас китайские СМИ пишут что первый запуск в 2018 году.
http://russian.people.com.cn//n3/2016/0422/c31517-9048127.html
Пекин, 21 апреля /Синьхуа/ — Базовый модуль первой китайской космической станции будет запущен в космос ориентировочно в 2018 году, сообщил в четверг старший инженер Китайского объединения космических технологий /КОКТ/
2. Грузоподъемность увеличилась в том числе и благодаря новой второй ступени. Новый Сигнус полетел в прошлом году на Атласе 5, до аварийного полета его запуск был в следующем запуске. К словам про выход на незапланированную орбиту хотелось сказать что в этом запуске РН с «новой» первой ступенью, с работой новой второй ступенью и для этой ракеты новый грузовой корабль.
3. а случайно не осталось ссылки?
black_semargl
24.10.2016 20:50+11. На этом рисунке один из модулей точь в точь как нынешняя станция
2. Версии грузовика отличаются в основном длиной гермообъёма. На том который запускали первым после аварии, добавленная секция даже цветом слегка отличалась.pnetmon
24.10.2016 21:43+1Один из модулей. Если внизу слева — это грузовик
Публиковали по станции
http://cmse.gov.cn/uploadfile/news/uploadfile/201604/20160427104809225.pdf
http://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/2016/copuos2016tech20E.pdf
А когда у них был грузовик? Может летали непилотируемые версии пилотируемого корабля?Zenitchik
24.10.2016 22:17+1По виду похоже, что это укороченная версия бокового модуля.
Вот ТКС Челомеевский — планировался как грузовик, а вышел — модуль. Может, у китайцев наоборот выйдет?
saboteur_kiev
24.10.2016 16:19Во время полета Шэньчжоу-11, это я на фоне вижу огромное количество метеоритов, падающих на Землю?
Частота — по несколько в секунду.
Красиво конечно, но как с таким живут космонавты и вообще все объекты за пределами атсомферы?
Должно же было уже что-то попасть?
nekrassow
24.10.2016 19:23+2Спасибо автору за публикацию. Очень понравился формат дайджеста, приятно и легко читается.
alman
27.10.2016 14:14Тайконавты отчаянные — открывают шлюз и переходят стыковочный узел без скафандров. Не боятся.
Zenitchik
27.10.2016 14:21+1Наши тоже не боятся. Кстати, где Вы увидели шлюз?
alman
27.10.2016 14:45-1Простите, я не силён в космической терминологии. Шлюзом назвал пространством между люками станции и пристыковавшегося модуля.
Наши тоже не боятся? А смысл в этом есть? В случае нештатной ситуации скафандр даёт шанс на спасение. Я бы не рискнул. А у китайцев ещё и новая станциия, на которой некоторое время не было экипажа.Zenitchik
27.10.2016 16:33У наших есть ряд предусмотренных случаев, когда в отсек нужно входить в противогазах.
lozga
28.10.2016 07:21+1После проверок герметичности — почему бы и нет? У нас на МКС тоже входят без скафандров.
xtala
Сразу видно автор армией не злоупотреблял и даже не приближался к ней. Отдают честь пьяные девицы на выпускном. А прикладывание руки к голове называется воинским приветствием или салютом.
TimsTims
Из википедии про Воинское_приветствие:
> Воинское приветствие ранее называлось — салют, отдание чести, салютование.
> Отдание воинской чести солдатом (казаком): — Если солдат встретится с начальником, которому полагается отдать честь, то он должен за 4 шага до начальника приложить правую руку к правой стороне нижнего края шапки
Однако там же:
> В современном армейском жаргоне периодически можно услышать выражение отдавать честь[13], однако, с учётом необратимых изменений классовой структуры общества, а также трансформации самого воинского приветствия из церемонии в современную дань традиции, данное выражение является редкоупотребимым анахронизмом. Командный состав армии не одобряет данного выражения, а при его употреблении может последовать критическое замечание: «Честь отдаёт баба в постели» или «Честь ты за углом отдашь».
А вообще неважно, как это называть, главное то, что хотел сообщить автор.
xtala
Ну и? Ты подтвердил мои слова и только.
zomby
«Если вы такие умные, то почему строем не ходите?»
Военные, которые так реагируют на это слово, что хотят этим показать? Как они гордятся тем, что слово «честь» для них не имеет другого значения, кроме вышеупомянутого?
Zenitchik
Это военный юмор. Без него мозги будут зеленеть гораздо быстрее. А вот в гражданскую среду его выносят только те, кто в армии ничего не достиг, но хочет показать свою крутость.
tundrawolf_kiba
Мы секрет откроем для всех людей:
кто в подобный праздник всех пьяней?
Кто быстрее всех в фонтан залез?
Киномеханик, писарь и хлеборез
© Уральские Пельмени «Год в сапогах»
TimsTims
Я ничего вам не подтверждал, а хотел указать на то, что казаки (очень даже боевые товарищи) раньше именно отдавали честь, а не воинское приветствие.
Вы, согласно своей логике, их теперь к шлюхам припишете? И вообще если еще почитать Википедию, то отдавали честь еще в СССР, а уже в России делают воинское приветствие. Это всё наталкивает на мысль, что во всех странах по-разному — где-то, например в Китае (за который вы придрались) вполне возможно что ОТДАЮТ ЧЕСТЬ, а не воинское приветствие. Если в России так, это не значит, что везде так.
> Ты
П.с.: и да, предлагаю не переходить на «ты», а давайте останемся на «вы», я все-таки гражданский, а не младший по званию.
lozga
Спасибо, но раз из языка это ещё не полностью ушло, оставлю как есть.
LoadRunner
Оно потому и не уходит, что его до сих пор используют. Не знаю, как в Китае, но в Российской Армии используется «воинское приветствие» и только оно. За использование «отдать честь» наказывают.
river-fall
В армии вообще много странных обычаев и суеверий — нельзя говорить слова «можно», «последний», «плавать» (в значении перемещения кораблей) и так далее
Наиболее полный список заботливо собран на Луркоморье
Почему так — неизвестно, гнобить салаг и смеяться над гражданскими, наверное.
LoadRunner
Это не обычаи или суеверия, это устав. Логика проста — всё должно быть единообразно и одинаково, чтобы не допускать разночтений и путаницы. Ну и в «разрешите» больше «мужского», чем в «можно», которое ближе к просяще-ноющему. То есть, определённая логика в требованиях устава прослеживается и устав писался не шизофрениками (я серьёзно, это как техника безопасности или стандарты ГОСТ и ISO).
Разумеется, на гражданскую жизнь это переносить не стоит, но когда пишут про Российскую армию, то правильно писать «исполняет воинское приветствие». В статье про китайцев речь, так что может «отдать честь» вполне верный вариант (как было и в армии СССР).
unxed
Думаю, там логика куда проще, чем определение степени «просящести»-«ноющести» слов и выражений: максимальное дифференцирование в сильно зашумленной боевой обстановке.
LoadRunner
В боевой обстановке все команды сокращаются до 3 букв.
Zenitchik
Нифига подобного.
Bedal
Никто не будет на гражданке писать «исполняет воинское приветствие», не надейтесь. Такой суровый канцелярит в живой речи не удержится. Так что старое «раньше офицеры ходили слева от дамы, чтобы, при случае, защитить её честь, а теперь справа, чтобы, при случае, отдать свою» ещё долго проживёт.
Zenitchik
Кто мешает писать «приветствует»?
Bedal
Да такие же уставоеды, как LoadRunner и помешают. Что значит «приветствует»? Помахал ручкой и крикнул «Эй!»?
Уже век пишут и говорят «отдал честь» — и будут. Гражданка, к счастью, даже у нас ещё не полностью перешла на военное сукно.
Zenitchik
Что в уставе написано, то и значит. Вежливые люди встретив друг друга здороваются. Если они военные — они делают это уставным способом. Всё. Никакой мистики.
А ещё говорят «приложил руку к головному убору».
Jeka_M3
"Поприветствовать" можно и просто помахав рукой.
river-fall
Ну если про «разрешите» по общевоинскому уставу кое-что и гуглится, то уж про «крайний», «рожок» или «веревка» не надейтесь найти — это именно что традиция :)
saboteur_kiev
Устав? Покажите пункт устава, где вместо запрещено «отдать честь» необходимо говорить «исполняет воинское приветствие»? Где запрещено слово «последний»?
Не путайте странные обычаи и суеверия, часто связанные с прецендентами и общей повинностью и официальные, утвержденные уставные правила.
LoadRunner
http://base.garant.ru/192196/2/
Начиная с 46 пункта. В отношении устава всегда было: делать так, как написано, не делать так, как не написано.
Про воинское приветствие написано, про «отдать честь» — нет.
http://www.businesspravo.ru/docum/documshow_documid_65874.html — глава 3.
Ещё раз повторю — в армии запрещается делать всё, что не написано в уставе.
saboteur_kiev
Там написано как его исполнять, а не как называть.
Доведение отдельных запретов до маразма это минус и для армии и для всех, кто оттуда это несет.
saboteur_kiev
А называть это можно по разному. И воинское приветствие, и салютование, и козыряние и отдача чести (ознаменовывает отдачу почестей, отдачу дани уважения, а не то что гопота себе в голову втемяшила).
Доведение отдельных запретов пунктов до маразма это огромный минус для армии и для граждан в целом. И если еще приветствие указано в уставе, то про «крайний» это вообще маразм.
LoadRunner
«Воинское приветствие» — это термин и маразмом считается выдумывание своих. Нельзя называть воинское приветствие отдаванием чести.
saboteur_kiev
Почему? Потому что в вашем уставе так написано?
LoadRunner
Устав — это не конституция, которой государство подтирается, это такой же свод правил и законов, что и ГК или УК.
А если бы было распространено слово «плюсование», то его наравне с термином «сложение» использовали? Заменяя на «от перестановки мест плюсуемых, сплюсованное не меняется»?
И я не утрирую и не передёргиваю. Не надо двойных стандартов, где к математическим терминам (и не только к ним) нормально относятся, а к армейским — нет.
saboteur_kiev
«Не надо двойных стандартов, где к математическим терминам (и не только к ним) нормально относятся, а к армейским — нет. „
Простите, но я категорически отказываюсь поддерживать армейские стандарты, исключая из русского языка слово “последний», только потому что в армии оно кому-то не нравится.
LoadRunner
Вы видели, чтобы я на протяжении всей ветки говорил что-то про «крайний\последний»? Я отстаивал лишь «воинское приветствие», как термин, который должен применяться к Российской Армии (как там у китайцев — не в курсе).
И, насколько я помню, «крайний» — пошло из суеверия пилотов, которые «до смерти» боятся «последнего» полёта. Их понять можно, но я не возвожу это в категорию терминов, да и не придерживаюсь подобных суеверий.
Zenitchik
А слово «последний» к стандартам не относится. Более того, в сухопутных войсках этот лётчицкий таракан тоже не прижился.
Oxoron
Geektimes\Habr не похожи на армию. И, надеюсь, еще долго не будут похожи.
borec1
Но до моряков им далеко — у тех вообще через слово спецтермин.
Sonatix
Статья о космосе вообще то, а не о ваших армейских познаниях в китайских космонавтах, давайте критиковать статью по теме.