В конце 2008-го года две компании Илона Маска, Tesla Motors и SpaceX, провели несколько дней на краю пропасти. Оба проекта отчаянно нуждались в новых вложениях, а четких планов по их получению у менеджмента не было. Основатель и сам был на грани нервного срыва — год выдался чересчур напряженным даже для такого незаурядного человека, как Маск.
Чудо случилось, как это принято, в самый последний момент. Почему инвесторы снова поверили в Теслу и как получилось, что NASA «вдруг» предложили SpaceX очень выгодный контракт именно в тот момент? Кто знает, наверное, это рождественская сказка о том, как за три дня Tesla Motors и SpaceX спаслись от состояния банкротства и получили необходимые деньги.
Об Илоне Маске и его проектах спорят. Противоположные точки зрения начинаются с высокого градуса восхваления грандиозных идей и заканчиваются попытками уличить изобретателя в надувательстве клиентов, и необоснованной трате накоплений инвесторов и покупателей.
Срочно нужна подзарядка
Вот, что пишет о 2008-м годе Эшли Вэнс в книге об истории Илона Маска:
«К 2008 году у компании стали заканчиваться деньги.
Разработка Roadster обошлась в $140 млн — существенно больше $25 млн, заложенных в бизнес-план 2004 года. В обычных условиях Tesla, вероятно, смогла бы получить дополнительное финансирование. Однако рыночные реалии были далеки от обычных. Крупные американские автопроизводители приближались к банкротству в разгар тяжелейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии. Посреди этого хаоса Маску нужно было убедить инвесторов Tesla расстаться еще с десятками миллионов долларов. Инвесторам же нужно было представить своим клиентам доказательства целесообразности этих инвестиций. Как сказал сам Маск: «Вот вы пытаетесь обосновать финансирование разработки электромобилей, а тем временем отраслевые издания буквально кричат, что этот производитель делает туфту, компания обречена, на дворе рецессия, автомобили никто не покупает». Чтобы вытащить Tesla из этой передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием и оказаться на грани нервного срыва.»
В 2008-м в СМИ не было потоков статей о положении компаний, а Маск, видимо, вел себя так, что даже Ричард Брэнсон, который общался с ним в кризисное время, был удивлен его видимому спокойствию и ничуть не поседевшим волосам. А на самом деле Маск по-настоящему боялся провала. Особенно после того, как мастодонты автопрома Chrysler и General Motors объявили о своем банкротстве. Больше фактов было обнародовано позже, в 2013-2014 годах, — появились признания в интервью. Tesla боролась с финансовым кризисом как и другие производители. Когда компании нужны были деньги на Model S, Илон Маск решил, что лучше стать банкротом самому. Он отдал свои личные последние 35 миллионов компании. Во время кризиса 2008-го года компания Tesla Motors была еще частным стартапом. Публичной она стала позже.
Маск, конечно, гений. Но Tesla не была готова к массовому производству, а тут еще новая концепция. На что он рассчитывал? В конце октября 2008-го года СМИ писали о новом затянувшемся раунде в процессе финансирования компании. И хотя компания пошатнулась, как и многие другие в то время, от кризиса 2008-го года, Маск верил сам и обещал всем, что все предварительно заказанные 1200 электромобилей будут доставлены своим владельцам. Компания, как казалось, консолидировалась после закрытия офиса в Детроите и увольнения 90% его сотрудников.
Журналисты узнали, что компания рассматривает варианты привлечения инвестирования. 31 октября компания ожидала поступлений 20 миллионов от существующих инвесторов в течение недели в добавление к 9-ти миллионам, имеющихся на счету. Это было известно со слов основателя, сказанных в разговоре с Reuters. Илон Маск обещал лично проконтролировать, что у компании будет достаточно средств чтобы выпустить все заказные родстеры. Также он добавил, что имеет все основания так говорить, чтобы будущие владельцы электрокара отбросили волнения о своих внесенных депозитах.
Tesla поставила менее 60-ти родстеров несмотря на то, что приняла 1200 заказов. Люди вносили депозиты в размере от 5-ти до 60-ти тысяч долларов за заказы по контракту с условием, что эти деньги можно использовать как оборотный капитал компании. А после этого положение Теслы стало неустойчивым из-за неразберихи на финансовых рынках, роста цен на автомобили и постоянных производственных задержек. Когда Tesla не смогла защитить стомиллионные инвестиции, Маск сократил рабочую силу компании на 24% и отложил разработку работающего от батареи электрического седана Модель S. Собранная, на выходе из завода, она должна была стоить 60 тысяч долларов. Также он принял пост CEO от бывшего коллеги Зива Дрори.
Почему люди делали предзаказы
«Через месяц после презентации в Санта-Монике проходило знаменитое шоу экзотических автомобилей Pebble Beach Concours d’Elegance. Tesla стала столь популярной темой для разговора, что организаторы мероприятия просто умоляли привезти на выставку Roadster и отменили для компании все сборы за участие. Десятки посетителей прямо на стенде Tesla выписывали чеки на $100 000 на предзаказ автомобиля. «Это было задолго до краудфандинговой платформы Kickstarter, мы и не думали ни о чем подобном, — рассказывает Тарпеннинг. — Но затем мы стали получать миллионы долларов на таких мероприятиях».Эшли Вэнс, «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее»
Венчурные фонды, знаменитости и друзья сотрудников Tesla стали покупать места в списке ожидания. Дело зашло так далеко, что отдельные представители элиты Кремниевой долины лично являлись в офис Tesla, чтобы купить машину. Однажды компанию посетили предприниматели Константин Отмер и Брюс Лик, знавшие Маска еще по временам его стажировки в Rocket Science Games. Для почетных гостей Маск и Эберхард провели персональную экскурсию, которая продолжалась более двух часов. «В конце мы сказали: хорошо, берем, — рассказывает Отмер. — В то время Tesla еще не было разрешено продавать автомобили, поэтому мы вступили в их клуб. Членство стоило $100 000 и обещало бесплатную машину»
За двумя зайцами: кроме Tesla был еще и SpaceX
Перед судьбоносным рождеством 2008-го компания претерпела три провальных запуска, которые практически искалечили компанию. Со всем на кону Маск предпринял финальную попытку. В конце сентября 2008-го ракета Фалькон 1 стартовала в четвертый раз и успешно доставила модель полезного груза на орбиту. Об этом моменте Маск сказал так: «У нас дым из ушей валил. В это время у нас фактически не было денег и четвертый провал был бы абсолютным концом игры для компании». Но даже и с учетом, наконец, успешного запуска, Маск обнаружил себя в центре руин финансового крушения в то памятное воскресенье перед рождеством. Можно было подумать, что все это явно «знаки». Ведь каждый раз, что-то шло не так. Возможно, если бы и в четвертый раз случился провал, то не было бы продолжения. Но это бы противоречило убежденности Илона Маска идти за своей мечтой любой ценой. И к счастью Маском был заключен сенсационный контракт с NASA — на сумму $1,6 млрд. По условиям сделки SpaceX должна была осуществить 12 полетов на международную космическую станцию. Договор положил конец спорам о том, могут ли полеты в космос стать более дешевыми и сможет ли коммерческая организация конкурировать с NASA.
Илон рассказал, что 2008-й год был самым худшим в его жизни. Ракета Фалькон 1 потерпела крах в августе, а Tesla, выстрелившая с огромной скоростью в модели Roadster «съела» огромную кучу денег. Маск сказал, что затраты на обе компании SpaceX и Tesla составили в 180 миллионов долларов, которые были предварительно выручены на продаже его доли в компании PayPal в 2002-м году. К проблемам «на работе» добавились изменения в семейной жизни. В тот год шел бракоразводный процесс и у него почти не осталось личных денег.
Во всей этой сложной ситуации Маску очень нужны были инвесторские деньги — все ради того, чтобы Tesla производилась и дальше. Плюс народная передача «Top Gear» якобы оклеветала новую модель Tesla. Дела шли и правда очень и очень плохо.
Помню, как я проснулся в воскресенье в рождественский сочельник 2008-го и подумал «дружище, я никогда не думал, что окажусь кем-то, у кого может быть нервный срыв». Я был на грани, а окружающее казалось беспросветным.
Большой подарок для взрослого мальчика
23-го декабря 2008 NASA «подарила» SpaceX контракт на 1.6 миллиарда долларов, чтобы хотя 20 метрических тонн груза были доставлены на международную космическую станцию в ходе 12-ти запланированных полетов. Позже в интервью Маск признался, что был так обрадован звонком из NASA, что его ответ был очень эмоциональным. Это спасло SpaceX. А уже два дня спустя, в вечер перед рождеством, инвесторы Теслы решили вложить больше денег. Чудесная история, не правда ли?
В момент искренней человеческой ранимости Маск только и смог сказать «Я люблю вас, ребята». Всего за три дня Маск прошел путь от великой печали и риска к грандиозной радости и был вознагражден. Ему не просто повезло, он сбился с дороги, думая только о воплощении мечты, а не ее экономическом обосновании. В своем интервью со Скоттом Пелли, Маск сказал: «На самом деле я не верил, что Tesla будет успешной. Я думал, что скорее всего мы разоримся. Но я был убежден, что мы должны хотя бы попытаться исправить убеждение людей что электрический автомобиль должен быть уродливым, медленным и скучным как машина для гольфа. Если что-то достаточно важно для вас вы должны попытаться даже если более вероятным результатом будет неудача».
С того времени ракеты вели себя прекрасно. Грузовая ракетная капсула стыковалась трижды с космической станцией, а на заводе в Калифорнии всегда готовы к тому, что им надо будет помогать укомплектовывать будущие миссии. Однако Слова «банкротство» и «Tesla» в одном предложении употреблялись и позже — в 2010-м, в 2013, а теперь и в 2016-м году.
В 2014-м году в интервью журналистам «60 minutes» Маск рассказал о своем образе мышления и трудностях на своем пути. Мораль его истории, скорее всего в том, что надо быть готовым рискнуть всем ради того, во что веришь. Однако, что бы было, если бы ситуация разрешилась иначе?
Основатель столкнулся с выбором между двумя точками: разделить оставшиеся капиталы между двумя компаниями или сосредоточить все ресурсы в одной из них. Вот только в какой. И он решил поделить деньги и продолжать идти за обеими мечтами. Риск был колоссальный и почти катастрофический. Но благодаря стечению обстоятельств капитал перевалил за планку в 20 миллионов долларов. Если бы эти деньги не появились, компания вскоре бы обанкротилась. Даже с такой удачей Маск все еще сомневался насчет SpaceX.
Невозвратные инвестиции
В экономике есть такое понятие, как невозвратные инвестиции. Это вложения, которые никогда не вернуть. Чем больше таких трат претерпевает проект, тем больше в него вкладывают в надежде вернуть все и сразу «ну хоть в этот раз». Эта спираль затягивает своей бесконечностью. Иногда людям сложно остановиться и честно сказать себе: «все, я ничего не верну и это правда, лучшее, что можно сделать бросить или честно работать без ожидания прибыли». Возможно, что об этом известно с самого начала, но идея настолько крута, что от желания реализовать ее действительно невозможно отказаться. И тогда основатели погружаются в захватывающий процесс ради самого процесса и технического воплощения, жаль только, что инвесторы и Дед Мороз — разные персонажи.
В похожем положении был франко-британский авиационный проект «Конкорд». Самолет был революционным: летал в два раза быстрее предыдущих пассажирских самолетов. И затраты на него были такими же внушительными, он вмещал слишком мало пассажиров, чтобы окупиться, а заказов было немного. И тем не менее, его продолжали развивать — Конкорд приносил убытки владельцам более 40 лет. Когда были опубликованы документы Кабинета министров Британии, все поняли что правительство соединенного королевства знало о слабости экономического обоснования. В итоге получился примерно миллиард долларов невозвратных издержек.
Поделиться с друзьями
pnetmon
Непонятно в каком времени написана статья:
"С того времени ракеты вели себя прекрасно. Грузовая ракетная капсула стыковалась трижды с космической станцией, а на заводе в Калифорнии всегда готовы к тому, что им надо будет помогать укомплектовывать будущие миссии. Однако Слова «банкротство» и «Tesla» в одном предложении употреблялись и позже — в 2010-м, в 2013, а теперь и в 2016-м году."