Аннотация: Как изменилось поведение покупателей в эпоху e-commerce? Что поможет клиенту сделать правильный выбор? Как управлять взглядом посетителя сайта? Первая книга о психологии интернет-пользователей — это экспертный опыт основателя UsabilityLab, инженерного психолога Дмитрия Сатина
Отзывы о книге в соцсетях очень позитивные!
И, если интересно продолжить общение, приходите на открытую лекцию 22 декабря в 19:00 в ВШЭ.
Лекция бесплатная. Она организована в поддержку краудфандинга для второй книги "О юзабилити"
Под катом фрагмент главы второй книги «О юзабилити»
Юзабилити — это упрощение. Но до какого предела нужно упрощать жизнь человека?
Девиз Всемирного Дня Юзабилити, который отмечается с 2005 года во второй четверг ноября – Making Life Easier! Если считать этот посыл главной ценностью юзабилити, и понимать его утрированно, то можно прийти к состоянию, которое показано в мультфильме «ВАЛЛ·И» (WALL-E), где за людей абсолютно любое действие делали роботы.
Понятно, какой мир нас ждёт, если руководствоваться только этой идеей. Мы дойдём до отказа от физического тела! Поскольку технологии расширяют возможности и постоянно развиваются, в какой-то момент они могут довести до отказа от тела человека, и оно будет не нужно совсем ни для чего. А дальше произойдёт утрата человеческого… Может быть, это то, о чём мечтал Фридрих Ницше, когда он писал, что человеческое должно быть преодолено, и что человек — это всего лишь мостик к сверхчеловеку? Не знаю. Я себе сверхчеловека представляю другим.
Это деятель, творец, напряжённый и целеустремленный, которому помогают технологии, а не заменяют его.
Даже более простые существа хотят некоторого напряжения при достижении цели. Эксперименты на крысах показали, что животное не всегда выбирает кратчайший путь до цели. Она выбирает не тот путь, который ей уготовил экспериментатор, а тот, который она выбрала сама, даже если он не самый оптимальный. По каким-то причинам живое существо пытается самостоятельно управлять собой.
Сложно обсуждать счастье крысы, но говоря о человеке можно уверенно сказать, что результат, полученный без усилий его не радует. А успешное преодоление оптимального уровня трудностей приносит чувства самореализации и счастья.
Получается, что мы должны сохранять некоторый тонус во взаимодействии человека с техникой: в чем-то должно быть напряжение, сложность, но нужно при этом помогать пользователю комфортно (с оптимальной затратой сил) достигать своих целей.
На эту тему у меня есть шутка: как сделать «самую эргономичную» компьютерную игру? Нужно создать большую кнопку, на которой будет написано: «ВЫИГРАТЬ». Нажимаешь – звучат победные фанфары! Ты выиграл!!!
Только с точки зрения психологии человека это – совершенная бессмыслица. Он же играет в игры, чтобы помучиться, ради преодоления, ради получения нового опыта, а не ради бесплатного выигрыша.
Моя хорошая знакомая предпочитает механическую коробку передач в автомобиле, хотя с автоматической коробкой руки водителя более свободны, например, для того, чтобы манипулировать экраном смартфона при прокладывании маршрута. На мои вопросы, почему механика ей нравится больше, чем автомат, она ответила: “Хочу чувствовать, что я управляю машиной, а не она мной!”
Я сильно удивился такому ответу. Ведь сейчас много внимание уделяется созданию автопилотируемых автомобилей и самолётов. Один из прогнозов, опубликованных от имени Пентагона, в ближайшем будущем самолеты будут совершать взлёт и посадку под управлением роботов. Автопроизводители рассказывают о новых грузовиках, которые будут перевозить грузы без участия водителя. Google запускает такси без водителя.
Кажется, что мы с радостью передаём работу технологиям в двух случаях: 1. Если она скучна; 2. Если она непосильна (например, обработка слишком большого объема данных для принятия сложного решения или преобразование снятой нами фотографии в картину Ван Гога).
Но какие-то задачи мы оставляем себе. Те, что нам интересны. Те, реализуя которые мы чувствуем себя живыми. Эти мысли приводят меня к идее важности оптимума мотивации, который открыли зоопсихологи в экспериментах на крысах.
Слишком простые и сверхсложные задачи плохо мотивируют. От первых мы впадаем в апатию, от вторых — в панику. Но задачи средней (или правильнее сказать, оптимальной) сложности возбуждают нас, мы приходим в состояние потока, когда нам раскрывается внутренняя мотивация деятельности. Когда мы совершаем работу не ради её результата, а ради самого процесса, приносящего нам ясность ума, чувство контроля и полноты жизни.
Поэтому я соглашаюсь с теми, кто считает, что будущее за технологиями. Бесспорно, они будут занимать в нашей жизни всё больше места, выполняя за нас то, что мы не хотим или не можем делать. Но человек оставит за собой ту работу, которая гармонична его возможностям. Иначе, человеку придется потерять самого себя и смысл своей жизни.
— Не теряйте себя! Читайте книгу и приходите на лекцию!
Комментарии (14)
HedgeSky
20.12.2016 11:14Весь текст до ката так и кричит: «Я, я, моя книга, моя краудфандинг!» Возможно, я неправильный потребитель, который даёт неправильный оценки, но для меня такой текст прозвучал, как голая низкосортная реклама в лучших традициях landing pages.
Перед написанием комментария я и фрагмент книги прочёл, и с отзывами ознакомился, но для этого мне сначала пришлось пересилить первое впечатление.dmitrysatin
20.12.2016 11:27Перечитал. Не вижу, что именно кричит. Вроде бы там только ссылки на факты. Нет обещания счастья, и лечения от всех болезней :) Но, возможно, я неправильный потребитель :) Я же не потребитель совсем в данном случае. Я автор, и могу не чувствовать того, что чувствуете вы.
HedgeSky
20.12.2016 11:47Первое же предложение просит прочесть книгу ещё до объяснения того, что же хорошего в ней содержится:
Друзья, скачайте и прочитайте мою книгу «Психология потребителя»
Т.е. сразу же в голове звучит сигнал «Реклама!». А из-за этих вставок текст приобрёл (в моих глазах) эгоцентричную окраску:
- скачайте и прочитайте мою книгу «Психология потребителя»
- психолога Дмитрия Сатина
- моего краудфандинга
Это ни в коем случае не претензия к книге или к автору. Мне не понравился лишь формат текста.
dmitrysatin
20.12.2016 11:53+1Спасибо! Уменьшил количество «моего» и смягчил призывы к действию. Так лучше?
HedgeSky
20.12.2016 11:59Спасибо, что идёте навстречу вашим читателям и воспринимаете критику не в штыки, а как возможность улучшить статью!
Amenothis
20.12.2016 15:15+1Вы пишете:
Уже чуть меньше 10 000 сделали это :)
Может это правда, а может и нет. На странице скачивания счетчик фейковый. Когда заходишь, он на доли секунды показывает 1458, затем перескакивает на 9998, после скачивания ставит ровно 10000. При обновлении страницы счетчик возвращается в свое начальное состояние и далее происходит все тоже самое.dmitrysatin
20.12.2016 16:30Не будьте таким подозрительным. Первое число, которое вы видите при загрузке, это счётчик другой книги, опубликованной позже. Так уж у партнёров сайт устроен.
А накручивать счётчик мне нет смысла. Какая польза, если книга бесплатная?
miksoft
Сделайте, пожалуйста, на сайте (на котором раздается книга) индикацию номера версии или даты текущей версии книг.
Скачанная сейчас отличается от скачанной три месяца назад. Т.е. видно, что книга правится. Но проверить произошли ли изменения можно только скачав. Это и неудобно, и накрутка счетчика скачиваний.
dmitrysatin
Спасибо! Но книга за три месяца не менялась. Сайт не мой — это партнеры, издавшие книгу.
miksoft
Различие точно есть. На второй странице Вы упоминаетесь как автор только в свежескачанном файле, а в трехмесячном — нет.
А файлы различаются почти на мегабайт по размеру.
dmitrysatin
О! Это интересно. Публикуют файл партнеры. Я спрошу, почему так. Спасибо!
miksoft
На 61 странице аналогичное различие.
dmitrysatin
Да, мне напомнили, почему это было сделано. Мы актуализировали файл — привели в соответствие с печатной версией (подарочный тираж). Кстати, на лекции в ВШЭ буду раздавать печатную версию с автографами. :)