В 1978 году военный летчик Майк Маллейн проходил отбор в астронавты. И один из психологов спросил его: «В чем твоя уникальная сильная сторона?» Маллейн ответил: «Я всегда полностью выкладываюсь в том, что делаю». Когда я прочитал эту историю в мемуарах астронавта Майка Маллейна, то поневоле задумался, что бы я ответил на этот вопрос. Сказать то же самое не получится — в памяти хватает эпизодов, где выложиться можно было больше. Но, подумав, я все-таки нашел черту характера, которая документально подтверждается. Это оказалось упорство. В конце 2013 года, в качестве «компенсации» за замораживание римейка Race into Space я поставил себе задачу — писать минимум по одной публикации в неделю без учета новогодних каникул. И сейчас, в конце 2016, я с удивлением фиксирую, что еще год удалось проработать в этом режиме. Традиционно, под катом размышления о GTD и мотивации, статистика Geektimes по своим материалам, рассуждения об изменениях в ЖЖ и прочее.


Рисунок Рины Зенюк (там есть еще много очень милых синих котов)

GTD и мотивация


Было бы неправильным думать, что мотивация и желание работать постоянны по времени. Мне нравится рассказывать о космосе и других интересных вещах. И в лучшие моменты я могу приблизиться к состоянию Архимеда, чтобы бегать по улицам и кричать: «Люди! Смотрите, какая это классная штука!». Но так бывает нечасто. Конечно же, бывают и противоположные пикам провалы, когда сквозь зубы цедишь «завтрапонедельникнадописатькакэтовседостало». И тут бы упомянуть какие-то техники GTD, но специально я их не использую. Скорее есть некоторые интуитивные привычки, которые действительно помогают.

Структурирование времени и планирование. Я работаю айтишником на полный день, пусть и по свободному графику. Поэтому воскресенье стабильно выделено на написание публикации на понедельник. Как правило, воскресным утром я уже знаю тему, на которую буду писать. То есть она обдумана и выбрана как минимум в субботу. Уже где-то полгода я стараюсь писать даже не по одной, а по две публикации в неделю, а, с началом увлечения моноколесами, и все три. В результате вечера понедельника и вторника уходят на условную рубрику «моноколеса по средам» или что-нибудь легкое космическое. Тематика пятничной публикации проще, и трудоемкость ниже — вечера среды и четверга короче воскресенья. Вечер пятницы и суббота — отдых. Но, если бы не помощь и поддержка жены, я бы смог сделать гораздо меньше. Моя супруга «заболела» космонавтикой вместе со мной, она редактирует материал перед публикацией и терпит мужа, который в свободное время занимается убыточным хобби вместо ремонта или чего-нибудь настолько же полезного :)

Дисциплина. Люди разные, но мне взятые на себя «обязательства» делать материал регулярно однозначно помогают. Да, конечно, от этого может страдать качество, но, на мой взгляд, выигрыш здесь больше — несколько хороших материалов регулярно лучше, чем один идеальный непонятно когда. Не могу сказать, что всегда выдерживал разумные сроки, бывало, публикация на понедельник готовилась сильно за полночь воскресенья, но она все равно «добивалась» и выходила утром.

Запасы. Если бы для меня написание статей было бы полноценной работой, стоило бы завести запас черновиков и заготовленных материалов. У меня в запасах только потенциально интересные темы, на которые можно будет написать, если не попадется ничего более подходящего.

Найти стимул. Многие и многие хорошие авторы, которых я тут читал, прекращали писать спустя некоторое время. Для того, чтобы заниматься каким-то делом долго, надо найти что-то, что вас будет «цеплять». Тщеславие? Альтруизм? Что угодно, лишь бы работало.

Geektimes


Сейчас уже найдется немало людей, которые не застали историческое разделение Хабрахабра на три портала в 2014 году. Сначала от него отпочковался Geektimes, куда ушел космос и научпоп, затем отделился Мегамозг, куда ушли вопросы менеджмента. Мегамозг не так давно обратно слили с Хабром. До разделения очень интересная публикация вполне могла набрать больше ста тысяч просмотров и рейтинг в несколько сотен. Такие публикации можно найти на первых страницах «Лучшего — за все время», и еще долго этот список останется без изменений — посещаемость и активность пользователей не дадут сейчас таких цифр. Как пользователь, пишущий научно-популярные материалы, я полностью переехал на GT, понеся определенные потери, но в целом идею я поддержал еще тогда. На Хабре 2014 года приходилось применять практически хитрости вроде публикации материала вечером воскресенья, чтобы он успел набрать +5 рейтинга к утру понедельника и появиться на главной странице. Тогда конкуренция между авторами была велика. По ощущениям, в 2016 году авторов все еще недостаточно для серьезной конкуренции. Как обычно (@varagian, я больше не буду тебя ежегодно стыдить, но Хабра-аналитика была прикольным сервисом), я собрал статистику просмотров и оценок своих публикаций, по которым можно примерно оценить динамику.



После падения в октябре 2014 из-за разделения ресурсов графики не сильно отличаются друг от друга. А что если посчитать то же самое в цифрах?



Хорошая новость — в 2016 году средние и медианные значения активности пользователей выше, чем в 2015. Сумма же несет в себе серьезную погрешность, потому что за 2014 год я написал 59 публикаций, за 2015 — 63 и за 2016 — 86, и приведена просто для оценки порядка чисел. Плохая новость — показатели все еще ниже половины от того, что было.

Еще одну не особо приятную вещь заметил на днях. Все три года я безвылазно был в топ-10 пользователей, а в 2016 году, наверное, больше 90% времени на первом месте. В 2014 году в личке была заметная активность — то инвайт попросят, то какую-нибудь подработку вроде обзоров китайских товаров или рерайта предложат. В 2015 и 2016 годах же разве что иногда напишут что-нибудь связанное с недавней публикацией, например, укажут на опечатку. Да и инвайты сейчас потеряли ценность, и это — показатель снижения посещаемости и активности пользователей.

В общем, хорошо, что Geektimes образца 2016 года пободрее, чем 2015, но просто возвращаться к исходным числам придется долго.

ЖЖ


Если кто не в курсе, я копирую материалы отсюда в ЖЖ. И в этом году с Живым Журналом приключились большие изменения — вместо топа на главной странице, куда попадали самые читаемые зарегистрированными пользователями материалы, главная страница стала формироваться редакцией. Многие блогеры возмущались и запрещали администрации размещать свои посты на новой главной, потому что изначально не учитывалась посещаемость на дублях страниц. Я же решил, что ничего не теряю, и, наоборот, стал часто предлагать свои материалы (в новой главной есть кнопка «Предложить новость», пост, конечно же, могут не взять, но по крайней мере просмотрят). Результат не замедлил себя ждать — если в начале года я был в районе 2000 места, то сейчас нахожусь в третьей сотне.



Новая главная страница резко повысила шансы малоизвестных блогеров, которые делают хорошие материалы. Без возможности бесплатно попасть на главную страницу, сделав качественный материал, цифры были бы сильно меньше. С точки зрения пользователя, контент главной с дополненным топом (его сначала убрали совсем, но потом частично вернули) стал сильно лучше.

О системах оценки


Если бы я был начинающим блогером без бюджета на раскрутку, то в качестве основного ресурса выбрал бы такой, в котором рейтинг материала определяется голосованием читателей, например, как на Geektimes. В этом случае хороший и интересный материал может легко попасть на главную страницу и получить большое количество просмотров. Системы рейтингов, базирующиеся на накопленных друзьях (ЖЖ или соц. сети), требуют усилий и времени или ресурсов на продвижение. У меня, например, с нулевого социального капитала до места в третьей сотне ушло чуть меньше трех лет, и это с изменениями, которые оказались сильно выгодны.

О сделанном


С точки зрения популяризации для меня год прошел гораздо лучше, чем 2015. Получилось подружиться с уфимским планетарием, в апреле я съездил в Москву, установил контакты с Музеем космонавтики, благодаря которому еще раз побывал в Москве и, после долгого перерыва, навестил Екатеринбург. Благодаря знакомым популяризаторам, удалось посмотреть музеи РКК «Энергия». На качественно новый уровень перешло взаимодействие со СМИ — получилось побывать на интернет-ТВ, радио (раз, два), в подкасте, дать интервью белорусскому развлекательному порталу и даже поучаствовать научным консультантом в инфографике РИА Новости. Накопленная аудитория в ЖЖ вылилась и в забавные некосмические активности вроде хоккея. В общем, жаловаться не приходится, и нужно будет работать еще больше и лучше, чтобы в 2017 году превзойти поставленную планку. По опыту предыдущих отчетов писать здесь планы на следующий год нет смысла, изменение обстоятельств или интереса быстро делает их неактуальными.

Спасибо, что читали меня в 2016 году. Идеи, комментарии, вопросы, благодарности, проклятия и прочая обратная связь принимается любым удобным вам способом — в комментариях, в личку, Вконтакте или ФБ. С наступающим Новым Годом!
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (30)


  1. ru_vlad
    30.12.2016 08:07
    +4

    И вас с наступающим Новым Годом!
    Спасибо ОГРОМНОЕ за ваши статьи.
    Всегда читаю их. :)


    1. lozga
      30.12.2016 09:09
      +2

      На здоровье :)


  1. Serenevenkiy
    30.12.2016 09:17
    +3

    @logza Спасибо.


  1. Hayate
    30.12.2016 09:47
    +2

    На текущий момент со всего geektimes у меня в Feedly остались только статьи ваши и зелёного кота. Продолжайте писать, пожалуйста.


    1. lozga
      30.12.2016 10:39

      Куда я денусь :)


  1. af_loopen
    30.12.2016 10:16
    -14

    Да и инвайты сейчас потеряли ценность, и это — показатель снижения посещаемости и активности пользователей.

    Здесь следовало бы продолжить, что причиной снижения посещаемости является все более откровенная пропиндосовская пропаганда и цензура, связанная с ней, на ГТ. Думаю, в любой стране ресурс, втаптывающий в грязь или считающий незаслуженными внимания отечественные достижения, не много выиграет в глазах своей аудитории.


    1. melchermax
      30.12.2016 10:41
      +5

      А я думаю, это следствие загаживания ресурса всякого рода рекламными калостатьями.


    1. lozga
      30.12.2016 10:43
      +7

      Зря вы так. Если вам хочется писать про достижения Отечества — никто не мешает. Минусы от идеологизированных пользователей не перевесят плюсов за качество материала. А политические дискуссии в комментариях лучше игнорировать. Хабр и GT не для политики.


    1. radtie
      30.12.2016 13:22
      +4

      Можно ответить вам мудростью нашего же народа: Кто о чем, а вшивый о бане.


    1. SBKarr
      30.12.2016 19:38

      Если вас действительно раздражает средние по ГТ политические настроения — такими высказываниями вы делу не поможете. Нет здесь никакой цензуры, есть недостаточное умение вести диалог и, если на то пошло, политагитацию. Ибо каждый большой пост или комментарий в какой-то степени является политагитацией. Как минимум, в пользу воззрений автора хорошего поста.

      Если у вас действительно интересует, как можно изменить ситуацию, используйте метод окна овертона, постепенно подводите окружающих к своим воззрениям. Ваши комментарии должны максимум вызывать лёгкое беспокойство, создавать небольшое противоречие со общественным мнением аудитории. С каждым шагом можно отходить чуть дальше от исходной позиции, чуть ближе к вашей. Со временем ваше мнение окажется внутри «окна дискурса», и здесь уже можно разворачивать агитацию на полную мощность. Только не забудьте подготовить программу партии. Пусть она будет хорошей.

      P.S. Прошу прощения, не удержался. А вдруг человек и правда хочет донести что-то полезное, просто не умеет? Научим!


      1. Termux
        31.12.2016 08:38

        Я написал беззлобный камент про каклов — мне никто не ответил,
        но 13 раз нагадили в карму.


        это об умении вести дискуссию
        с тем, кто стыдливо молчит.


        1. SBKarr
          31.12.2016 09:50
          +1

          Умение оратора — вовлечь аудиторию. Правда, нынче этого даже политики не понимают. Стоят, распинаются на сцене, а зал смотрит и думает: «скорее бы он уже свалил». А потом зал голосует за других, к удивлению незадачливого оратора.

          Основной способ — оставить в тексте зацепки, намёки на вопросы, которые можно задать. Если давать только сухие утверждения — человек прочтёт, обидится, поставит минус и уйдёт. Если же создать у него в голове вопросы, он попытается вас переубедить, чем откроет и вам дорогу для убеждения. Ибо это обоюдный процесс.

          Нельзя делить аудиторию на части по каким-то признакам. У каждого есть внутренние причины на то, чтобы думать определённым образом, у каждого они разные. Разделив аудиторию на части каким-то неудачным выражением, словом, характеристикой, вы сразу теряете возможность на одну из двух частей как-то повлиять. Работать нужно со всеми сразу и с каждым в отдельности, но не с группами типа хохлы/москали, белоленточники/ватники.

          Надеюсь, я заинтересовал вас действенными методами ведения политической агитации в агрессивной среде, ибо писать свою методичку мне категорически лень, а Цицерон и Сократ всё давно придумали.


          1. Termux
            31.12.2016 17:19

            Нельзя делить аудиторию на части по каким-то признакам. У каждого есть внутренние причины на то, чтобы думать определённым образом, у каждого они разные. Разделив аудиторию на части каким-то неудачным выражением, словом, характеристикой, вы сразу теряете возможность на одну из двух частей как-то повлиять. Работать нужно со всеми сразу и с каждым в отдельности, но не с группами типа хохлы/москали, белоленточники/ватники.


            лицимерие это называется
            или «дешовый популизм»


            1. SBKarr
              01.01.2017 00:02
              +1

              Это называется «диалектика», камрад, А остальные эпитеты зависят только от способа и цели её применения.


  1. dernasherbrezon
    30.12.2016 12:11
    +2

    Спасибо что пишете! Всегда интересно читать!

    Я прям замотивировался и создал https://0space.ru. Это сайт где новости разбираются на факты, которые можно анализировать.


    1. lozga
      30.12.2016 15:22

      Пока что ваш комментарий, судя по реакции, восприняли как рекламу, но я желаю вам успеха.


      1. dernasherbrezon
        08.01.2017 00:15

        Спасибо!

        Грань между «хей я хочу сделать крутую штуку — не знаю что из этого получиться» и «SMM в тематических медиа как стратегия монетизации» теперь не различишь :(


  1. Jeditobe
    03.01.2017 18:06
    +2

    Чтобы не говорил Денискин, а Гиктаймс в тупике. Статистику всегда можно представить, чтобы она казалась позитивной. Но можно дурить инвесторов, и людей с похожим подходом, а любителей копнуть поглубже не обманешь.


    Реального трафика в 2016 стало еще меньше, чем в 2015. Я это протестировал в новгоднем чате. В том году мы с нуля выросли до 1000 человек за несколко часов при наличии альтернативных площадок. В этом году при наличии уже 400 имевшихся чатланинов, в чат зашло всего лишь еще столько же, хотя топик был опубликован раньше.


    Еще один эксперемент, который я здесь провернул, это консультативная помощь человеку в написании постов, чтобы он за две недели пробится в топ-1 ресурса. Оказалось проще паренной репы. Даже приналичии мастодонтов которые суда пишут золотые посты два года подряд. Паралельно выяснилось, что 30 000 просмотров на нышнем гиктаймсе это почти хрустальный потолок. И прилечь больше на гиктаймс можно, только рекламируя гиктаймс на других ресурсах самостоятельно. Это будет делать только такой больной на голову, как я. И только ради идеи.


    Нет тут позитивной динамики. Это просто нишевый ресурс получился. С неясными перспективами.


    Наняли редакторов, которым платят деньги за работу, а остальным бьют по пальцам при любом даже намеке на монетизацию или пиар. Редакторов нанимали в тихоря, конкурса или вакакнсий не было. Общанную ППA так и не ввели. Натренеровали стукачей, которые доносят администрации на любые нарушения тюремного режима. Причем эти доносчики не особо понимаю, что делают, как обезъяны в эксперементе с бананами и холодной водой.


    В итоге 95% материала пишут либо компании в своих блогах, либо редакторы. Ну а кто еще будет писать, за бесплатно качественные материалы? Дураков нет. К слову, качество материлов компаний в основном чуть выше плинтуса. Блогеры из топ5-10 не в счет, они используют единственный оставшийся вариант — саморазвитие и раскрутку своего имени собственного ( в хорошем смысле)


    1. lozga
      08.01.2017 11:36

      Я не представлял статистику специально, это реальные данные по моим публикациям, и формат их отображения не отличается от того, что я писал в прошлом году.


      В моем понимании, тупик — это деградация и закрытие "Мембраны". Может, помните такой научно-популярный сайт? GT до такого состояния, как мне кажется, пока далеко. У администрации нет желания поделиться статистикой, deniskin Boomburum ?


      Новый человек, регулярно и хорошо пишущий, особенно на новую тему, легко пробивался на первое место еще на Хабре, у многих это было.


      Посмотрите графики выше, >30000 у меня было как минимум в 8 материалов из 83, грубо говоря, 10%. При этом публикация-рекордсмен с 63000 просмотров не про космос, а про жульничество в день всемирного шопинга. Ничуть не удивительно, кстати.


      Про самораскрутку я писал в исходном тексте — на сайтах, основанных на рейтингах, она на порядок проще.


      1. Boomburum
        09.01.2017 00:10

        Ответ больше для Jeditobe )

        Графики у нас всякие рисуются — и в гуглдокс и в админках сайтов ) Разные показатели — публикации, комментарии, карма, голоса за то-сё-пятое-десятое и всё это за очень долгий срок. И если посмотреть — стагнации нет ни по одному из показателей, ни на Хабре ни на ГТ. Есть «сезонные» проседания летом, по выходным итд, но это всё объяснимо поведением каждого из нас — каждый в выходные хочет отдохнуть, в том числе от компа. Суммарное суточное количество публикаций на двух сайтах выше за последний год, чем раньше было на Хабре.

        То, что 30 тысяч — потолок — тоже не так и примеры вы сами без труда найдёте. Причём мало кто понимает, что эти 30 и более тысяч — люди, которые осознанно зашли внутрь поста и сделали это в течение 1-2-3 дней после публикации. Как много других узкоспециализированных площадок вы знаете, где публикации набирали бы похожие показатели за столь короткое время?

        То, что у нас динамичный рейтинг пользователей и компаний — тоже не секрет, в топ можно выйти и одной публикацией, но надо не забывать, что через месяц рейтинг сдуется, поэтому если не писать постоянно, то вылетишь из топа как пробка. Именно поэтому в топе компаний сейчас те компании, которые пишут исключительно крутые посты.

        «Только обратил внимание, что пост от 30 декабря. Прошло 5 дней, а тут даже комментариев почти нет. Тут мертво все. Вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия.» — я вот только первый день толком смог до компа добраться после НГ, думаю многие тоже отдыхали. Или хотелось новогоднего чуда, чтобы все-все-все сидели у компа и писали каменты к посту? )

        Можно много и долго спорить, но смысл? Если не нравится что-то — никто не заставляет писать посты, создавать чаты и обновлять страницу поста, чтобы снова расстроиться тому, что там всего 20 тысяч накапало. Если нужны какие-то цифры, то пишите какие именно )


      1. Jeditobe
        09.01.2017 14:08

        Я не представлял статистику специально,

        Это не про Вас было, а про ежегодные официальные отчеты о росте.


    1. deniskin
      09.01.2017 17:01

      Ниже график, на котором видно посещаемость geektimes с момента старта в сентябре 2014-го. Вы видите на нем стагнацию?


      1. Jeditobe
        09.01.2017 17:06

        Системного роста на нем тоже нет с лета 2015. Отсутствие роста — плохой признак, особенно когда невовлеченной аудитории еще пруд пруди.


      1. Jeditobe
        09.01.2017 17:09

        Алекса показывает провал сейчас.


        http://www.alexa.com/siteinfo/geektimes.ru


        1. deniskin
          09.01.2017 17:28

          Согласен, в 2016-м рост стал меньше, но это не стагнация, о которой вы пишите. Алекса и прочие подобные инструменты не совсем репрезентативны. Вы ведь в курсе, откуда Алекса берет данные?


          1. Jeditobe
            09.01.2017 17:31

            Я в курсе. Но аналитика гугла не особо опровергает данные алексы, если допустить некоторые погрешности.


          1. Jeditobe
            09.01.2017 17:35

            вот еще один инструмент, который неплохо дополняет картину.


            https://www.google.ru/trends/explore?date=2014-09-12%202017-01-09&q=Habrahabr.ru,geektimes.ru


  1. Jeditobe
    03.01.2017 18:16
    +1

    Только обратил внимание, что пост от 30 декабря. Прошло 5 дней, а тут даже комментариев почти нет. Тут мертво все. Вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия.


    1. deniskin
      09.01.2017 16:56

      Дело, наверное, в том, что у людей есть личная жизнь и не все могут задродствовать (сидеть в интернете) в праздники.


      1. Jeditobe
        09.01.2017 17:04

        В прошлые разы такие подведения итогов гарантированно вызывали огненные войны в комментариях, не особо реагируя на праздники. В этот раз спорить особо некому.


        В основном у населения алко-тур это 31 и 1, иногда второе. Уже третьего числа люди страдают от безделья и лезут в интернет, особенно в регионах, где ничего кроме кинотеатров не работает. Топик написан 30, когда волна корпоративов уже кончилась, но все еще на работе и не последний день (многим пришлось и 31 до обеда отработать)