Эта статья будет полезна новичкам/студентам IT-индустрии, которые хотят делать свои первые проекты не столько прибыльно, сколько качественно.

Есть такое понятие в дизайне интерфейсов как usability. На русский оно красиво одним словом не переводится, означает «удобство использования».

Применялось это понятие и раньше в эргономике, особую популярность приобрело в IT при построении интерфейсов — у сервиса хорошее юзабилити, если пользователю очень удобно с этим сервисом работать.

Хорошее юзабилити это:

— Если бабуля подходит первый раз к незнакомому терминалу и ей сразу понятно как с его помощью заплатить за свет;
— Если у вас не возникает вопроса как сделать исходящий звонок маме используя новый смартфон;
— Вам сразу понятно как перевести деньги со своего счёта в банке на другую карту;
— На кухне плита, мойка и холодильник расположены по принципу треугольника, поэтому в процессе приготовления пищи вы чувствуете, что всё под рукой.

Более айтишное:

— На сайте новой соц.сети вы сразу можете заполнить информацию о себе, выставить настройки приватности;
— Открывая первый раз новый почтовый агент вы понимаете как написать и отправить письмо.

То есть:

— Пользователь сервиса точно знает как сделать нужное ему действие.Пример плохого юзабилити — мне надо сменить паспорт, в терминале сбера я при позитивном сценарии (когда я точно знаю какие кнопки жать, мне известно в каком ведомстве моя госпошлина) должна пройти 12 экранов. 12, КАРЛ!!! при позитивном!
— Стандартные (= максимально частые) сценарии использования делаются быстрее всего. Хорошее юзабилити — если я кидаю деньги через инет банк всей семье из 10+ человек, то сервис мне предоставляет возможность вынести эту опцию на одну из главных страниц личного кабинета.

К счастью на дворе 21 век и все продукты, сервисы, продажи научились ставить клиента/пользователя/покупателя в центр. Сейчас так принято, что всё делают для клиента. Отжила уже свой век повальная война, перестройка и революция. Нет у людей сильного стимула приспосабливаться под неудобное. И это хорошо (это я сейчас только об IT).

Изначально хотела написать про улучшения юзабилити (здесь и далее только об IT сервисах), но сейчас напишу про снижение градуса негатива пользовательских интерфейсов. Ведь снизив негатив и/или улучшив юзабилити продукт получит не только улучшенный продукт, более счастливого кастомера, но и зачастую – лучшее продвижение сайта/сервиса, бОльшую (интернет) конверсию.

Итак, чаще всего интерфейс портят:

— Плохая навигация, неправильная структура/архитектура (как следствие, пользователь потратит слишком много времени на попытки выполнить свою задачу);
— Очень большое количество рекламы. Too much.

Про первое в рамках данной статьи говорить не буду, могу сказать только нужны исследования с фокус-группами, обратная связь пользователей. В каком-то смысле – минимализм. Если вы сомневаетесь в необходимости функции, скорее всего она не нужна (особенно это касается интерфейсов мобильных приложений). 20 000 настроек тоже не нужно.

— Не понимаю в чём проблема:

image

Особенно если вы молодой и неопытный – чикайте всё, в чём сомневаетесь. Сделайте меньше, но удобнее/красивее.

Про второе — речь пойдёт о рекламе, которая существует испокон веков как и сама торговля.

Вроде понятно, что цели рекламы — быть полезной, доносить до пользователя нужную информацию, ценности бренда, чтобы покупатель их захотел разделить и купить товар.

Ну какое у вас будет юзабилити, если пользователь с пеной у рта каждые 2 минуты жмёт на крестик навязчивого баннера (привет, ютуб!).

O God why

Почему всё такое кривое и дорогое и говно — собственно, этот вопрос всегда вертелся в голове, но раньше масштаб трагедии был по-меньше, поэтому вопрос так не покидал мой рот.
Вконтакте добавили рекламу при прослушивании аудиозаписей (я не против рекламы под менюшкой).

В смартфоне у меня периодически выскакивает pop-up с рекламным сообщением (я не против рекламы в смс-ках о балансе, после основной инфы).

Покупая абонемент в фитнес клуб около дома я обязана дать согласие на присылание мне смс-ок и/или писем с рассылкой, иначе клуб отказывается заключать со мной договор.

Собственно, тут и есть ответ на вопрос в заголовке – пользователь не может продолжать выполнять намеченные действия, реклама изменяет поведение человека, навязывая товар, заставляя смотреть ненужный контент или выполнять дополнительные действия для его закрытия, таким образом модифицируя и насилуя волю пользователя, тем самым вызывая негатив

Что же делать, если вы не хотите отпугнуть кастомеров, но при этом кушать нечего и реклама помогает зарабатывать на еду?

Проектируя хороший интерфейс стоит помнить, что рекламные блоки/баннеры НЕ ДОЛЖНЫ:

— Мешать пользователю выполнять запланированные действия, просматривать материалы;
— Перекрывать функциональные элементы интерфейса (например, для большинства веб сайтов рекламы не должно быть в F зоне – зона меню);
— Динамически сдвигать другие элементы UI;
— Выбиваться из стилистического решения продукта, быть избыточно анимированными/наполненными (также тонкий момент если реклама мимикрирует под элементы управления, на ней не стоит менять кнопки отмены и просмотра по сравнению с расположением элементов подтверждения и отмены на сайте);
— Иметь сложный механизм скрытия.

Надеюсь качественного, удобного продукта в нашем мире информационных технологий со временем будет всё больше.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (5)


  1. ProstoTyoma
    15.02.2017 12:40

    У магазина Ситилинк на сайте какое-то, довольно продолжительное, время на странице товара при выходе мышки за гарницу страницы, перекрывая все функции сайта, высплывало предложение типа «Если вы не довольны ценой, предложите свою» (функция, кстати говоря, не работала в большинстве случаев). Поддержка дала понять, что они не считают это проблемой. Спустя какое-то время убрали.


  1. Tatooine
    15.02.2017 16:35

    реклама уже давно бесполезна, слишком навязчива и раздражительна. Если в ближайшее десятилетие что-то не поменять дойдем до абсурда когда кроме рекламы не будем видеть ничего.


    1. Fllash
      15.02.2017 17:06

      Разве мало адблокеров, всех цветов и оттенков? Юзай — не хочу. Есть и такие, которые помимо вырезания рекламы еще и эмулируют клики по ней, дабы держатели сайтов не разорялись.


      1. Tatooine
        15.02.2017 17:29

        Адблок и ему подобные это костыль который лишь маскирует проблему. корень остается. Тем более что рекламщики постоянно учатся обходить блокировки, а блокировщики блокировать новые виды рекламы. Гонка вооружений. Глупо.


  1. izhanov
    15.02.2017 18:31

    Автор смешал в кучу все типы интерфейсов: икоммерц, контент-проекты (зарабатывающие на рекламе), гибридные типа агрегаторов и т.д. Для каждого проекта подход свой. Что русскому хорошо, то немцу смерть.

    А про мимикрирование под контент Гуглу и Яндексу расскажите, покажите им этот скриншот выдачи в поиске.

    image