Интересный и доступный образовательный набор по электронике для детей — это, наверное, мечта любого родителя, кто хочет увлечь ребёнка чем-то «реальным».
Направление популяризации технического творчества среди детей — было в числе интересов нашего хакспейса, и с момента образования (3 года назад) мы следили за ситуацией в этой сфере — и за это время на российском рынке появилось несколько интересных образовательных наборов для детей.
Мы взяли для обзора наборы на базе макетных плат, что обеспечивает быстрый старт — позволяет получить работающую схему без необходимости пайки, разработчики наборов — российские компании, и целевой возраст от 7 лет.
Обзор будет включать три набора, от компаний Амперка, Киберфизика и Мастер-Кит:
- Детский электронный конструктор Амперка Микроник
- Киберфизика. Основы электроники. Начало
- Конструктор Мастер-Кит NR03, Азбука электронщика — Основы cхемотехники
Эти наборы мы предоставили участнику хакспейса, и он с братом (7 лет) — сделали TestDrive всех наборов, и про это рассказ от первого лица:
Всем привет! Меня зовут Антон и я хочу рассказать о том, как от доброго коллеги мне и брату для обзора достались три набора для обучения электронике и схемотехнике.
Немного обо мне: 25 лет, диплом ИТ инженера. Познания в электронике заканчиваются университетским курсом. Иногда держу в руках паяльник (в основном, чтобы спаять провода), знаю, для чего нужен тот или иной элемент, если вспомню или найду формулу – могу что-то посчитать для схемы.
Брат, 7 лет от роду, учится в первом классе. Любит играть конструкторами, но не любит собирать сам. Интересуется компьютерами, телефонами, планшетами и прочими современными штуками.
Набор Микроник
Итак, первый набор, который я рассмотрел, был Микроник. Так получилось, что собирать его я начал в одиночку. Встретила опрятная с виду коробочка, внутри которой лежали аккуратно разложенные по пакетикам элементы и брошюра со схемами. До этого читал обзоры наборов от Амперки (и даже работал с одним таким) и поэтому исполнение мне показалось очень похожим. И не зря, это действительно оказался набор от Амперки. Брошюра очень красочная, все нарисовано с душой, достаточно понятно, хотя я был бы не против принципиальных схем и чутка теории.
Разложив все пакетики на столе и открыв брошюру, начал собирать схемы. Огорчило отсутствие батареек в комплекте, т.к. дома не всегда удастся найти три пальчиковых батарейки. Клеммник тоже оказался весьма капризным – провода пришлось дополнительно зачищать, но все равно оказалось сложно их крепить внутри клеммника. Доставать клеммник из макетной платы было не очень удобно, поэтому каждый раз мучался с отключением одного из проводов питания.
Сама макетная плата оказалась маленькая, а перемычки большими. Со сборкой первых схем проблем не возникло, хотя периодически приходилось поправлять и переставлять элементы, т.к. не было контакта с макетной платой. Дойдя до схемы с таймером 555 столкнулся с неожиданными трудностями. Собранная схема не работала. Примерно 20 минут потратил на внимательное изучение схемы, два раза с нуля пересобирал ее. И, наконец, после очередного раза, когда пошевелил все элементы – схема стала работать как надо.
Еще одна неприятная особенность, которая возникла при сборке набора обратно – складывать все пакетики оказалось неудобно. Места мало, крышка коробки с трудом закрылась.
В целом впечатления остались положительные – если судить по ценникам, то набор самый недорогой, и в целом вполне оправдывает свою цену – все разложено по пакетикам, все подписано, брошюра понятная и красочная, но макетная плата мне показалась маловата и ощущение, что элементы в макетке плохо держатся, т.к. иногда приходилось их поправлять, чтобы появился контакт.
Разноцветные огни
Бочонок с электричеством
Телеграф
Диммер
Светофор
Глупый светильник
Волшебные пальцы
Кодовый замок
Маяк
Умный светильник
Стробоскоп
Железнодорожный эксперимент
Клаксон
Терменвокс
Сигнализация
Почти рояль
Таймер
Выключатель для коридора
Охота на утку
Набор “Киберфизика”
На второй день к работе с набором подключился брат. Нас встретила большая красочная коробка с кучей коробочек поменьше внутри. Пока малой разглядывал брошюру, я прошелся по коробочкам – все аккуратно разложено, все подписано, все в отдельных пакетиках. Обратил внимание, что элементы разложены по коробочкам тоже неспроста: отдельно резисторы, отдельно полупроводники, отдельно конденсаторы и так далее.
Брошюрка оказалась достаточно информативной, тут присутствует перечень элементов, необходимых для сборки каждый схемы, принципиальная схема и схема для сборки на макетной плате. Брат быстро сообразил, что надо посмотреть, какие элементы нужны для схемы, и достать из соответствующего пакетика необходимые элементы.
Порадовал размер макетной платы – много места для творчества. Я собрал первую схему с одним светодиодом, потом брат по аналогии добавил другие светодиоды. С небольшой моей помощью собрали другие схемы.
На следующий день брат уже сам спокойно собирал разные схемки, разве что иногда просил помочь, когда промахивался с выводами элементов. За первый день собрали половину схем, и я задумался, что надо бы поискать в Интернете еще простеньких схем, на будущее
От набора остались исключительно положительные впечатления – все сделано на высоком уровне, понятно даже ребенку. Из недостатков могу выделить разве что относительно высокую цену (по сравнению с Микроник), но если посмотреть цены на элементы по отдельности и цену на соответствующие учебные материалы, то вопрос отпадает – цена становится вполне адекватной.
Световая азбука Морзе.
Кнопочный светофор.
Мягкий приглушенный свет. Диммер, или светорегулятор. Потенциометр.
Бестолковый светильник. Фоторезистор.
Копилка для электрического заряда. Конденсатор.
Человек-проводник. Биполярный транзистор.
Охранная сигнализация на одном транзисторе.
Строптивый огонёк. RC-цепочка.
Автоматический ночник.
Симметричный мультивибратор на двух транзисторах
Знакомство с самой популярной микросхемой — таймером 555. Сборка макета светофора на ж/д переезде.
Световой терменвокс. Активный зуммер.
Метроном на микросхеме NE555.
Толкай огонёк. Микросхема — кольцевой счетчик CD4017.
Бег на месте. Автомат «Бегущий огонёк».
Полицейская мигалка. Синий и красный светодиоды поочередно быстро вспыхивают по три раза, как настоящая мигалка на полицейском автомобиле.
Светодиодная рулетка. Почти как в казино.
Модель кодового замка.
Набор Мастеркит
На третий день решили посмотреть, что же за набор из себя представляем Мастеркит. Это также достаточно большая коробка с оформлением в духе школьных учебников. Внутри оказалось брошюра, макетная плата, батарейка и… один пакетик с россыпью элементов.
Лично мне понравилось наличие теоретической части в брошюре. Тут и формулы расчета сопротивления, и формулы расчета емкости конденсаторов и изложение теории лично мне показалось более понятным и приятным.
Очень не порадовала колодка для подключения батарейки – после набора Киберфизики подключать провода оказалось очень неудобно – они то и дело норовили загнуться и не попасть внутрь макетки. В саму макетную плату, по ощущениям, элементы вставлялись лучше, но прозрачный пластик оказался не очень практичен в сравнении с белым – сложно разглядеть, куда подключен элемент. Также странным показалось подключение батарейки к макетной плате на схемах – плюсовой контакт подключаем к минусовой шине. Брату также пришлось объяснять, что обозначение шин «+» и «-» лишь для удобства.
Описываемые в брошюре схемы в основном идентичные, разве что сюда добавлен инфракрасный датчик, что добавило интереса.
В наборе мне понравилась брошюра с теоретической частью и языком изложения, но все достоинства перекрыли следующие недостатки:
— упаковка всех элементов в один пакетик
— немного странные схемы подключения питания
— плохая колодка для подключения батарейки к макетной плате
Выводы
Поскольку целью было сравнить три набора, то удобнее представить их в таблице:
Итого, я бы предпочел для начала занятий электроникой и схемотехникой набор Киберфизика, т.к. в нем есть все необходимое для начала и есть потенциал для дальнейшего изучения схем самостоятельно. Но и другие наборы так же могут заинтересовать электроникой.
Цены и где купить
Комментарии (56)
serafims
21.02.2017 16:06+1В этих наборах есть катушки индуктивности, электромагнит и т.п.? Лампочка накаливания?
REPISOT
21.02.2017 16:10+1Огорчает цветовая маркировка резисторов. Без справочника не найдешь то, что надо. Лучше бы старые с цифробуквенными кодами. Гораздо нагляднее.
rstepanov
21.02.2017 16:16Есть приложения для смартфонов с цветовой маркировкой. А вообще лучше мультиметр под рукой держать…
miksoft
21.02.2017 16:54+2Идея для приложения — распознавать маркировку кучки резисторов, рассыпанных по столу в один слой. Ответ в виде «1К — 3 шт, 4К7 — 5 шт, 10К — 15 шт.» и фотография со стрелочками на нужные номиналы.
А может, уже есть такое приложение?
REPISOT
21.02.2017 17:11Конечно, все это есть. Только дело-то в другом.
Когда я в школьные годы собирал что-нибудь, у меня была коробочка с кучей резисторов из старых плат. Нужен тебе 1к — поворошил, увидел нужный, взял.
-а с цветовой маркировкой?
1) доставай каждый, измеряй мультиметром (а если прибор не дорогой, то надо еще и пределы переключать при этом.)
2) вбивай полоски по цвету, программа скажет номинал.
-не всякий цвет однозначно можно определить.(оранжевый, красный, коричневый на разных резисторах могут выглядеть одинаково)
-4 или 5 полос кодируют один номинал… Как думаете, легко ли найти резистор 220 КОм, 5% в куче, если он кодируется:
красный-красный-желтый-золотой или красный-красный-черный-оранжевый-золотой (оно не запоминается)
-а потом еще проверить себя омметром.
Или если нужен с большим допуском, например, 1к-2к Вот как его искать в куче?
Или вот собрал ребенок схему и просит тебя проверить. Хватай справочник, вбивай коды.
А смартфон держать на монтажном столе – не очень полезно для здоровья смартфона.
По поводу «хорошего учебного курса» – Сворень
производитель контролирует только упаковку
Это и печально.rstepanov
21.02.2017 17:18Как думаете, легко ли найти резистор 220 КОм, 5% в куче, если он кодируется… Вот как его искать в куче?
Зачем искать в куче? Надо заставить себя навести порядок и разложить по номиналам. Ну или купить заранее отсортированные…
По поводу «хорошего учебного курса» – Сворень
Это совсем-совсем не для детей.geher
22.02.2017 11:50Зачем искать в куче? Надо заставить себя навести порядок и разложить по номиналам. Ну или купить заранее отсортированные...
Предварительная сортировка не снимает проблемы с определением реальных номиналов элементов на собранной схеме (при поиске ошибок, при разборке и сортировке)
rstepanov
22.02.2017 11:57Мультиметр всегда пригодится. Особенно когда часть элементов на собранной схеме уже неживая :)
MAXInator
21.02.2017 18:18+2Когда я в школьные годы собирал что-нибудь, у меня была коробочка с кучей резисторов из старых плат. Нужен тебе 1к — поворошил, увидел нужный, взял.
Все решается
намного проще.25080205
21.02.2017 22:05Вчитываться в маркировку, особенно, когда резисторы не пол-ваттные, а мелочь — то еще удовольствие. Потому и придуман в незапамятные врамена органайзер, оригинально — из спичечных коробков. Они тогда делались из шпона и это был вполне годный вариант. Сейчас нивзлитид, но есть масса пластиковых поддонов подобного свойства. Резложил и пользуйся.
Googlist
22.02.2017 11:32То поначалу так. А когда глаз наметан по памяти все уже знаешь. Там учиться десять минут и то если с двумя перекурами. 1-2к ищем с красньіми хвостиками и темненьким началом, и так дальше, все просто. Намного лучше и наглядней чем советская система невидимьіх цьіферок на всех красньіх сопротивлениях с железньіми нелудящимися ножками.
REPISOT
22.02.2017 13:51Не хотите поставить натурный эксперимент «на живых детях» в каком-нибудь радиокружке?
Скажем, дать задание найти несколько номиналов. Или провести опрос «что удобнее»?
Мы обсуждаем не «возможность» работать с цветовой маркировкой без вспомогательных средств каким-нибудь инженером.
А разницу в удобстве использования ребенком, для которого и предназначены наборы.
Вы серьезно думаете, что для ребенка, который не знает, как работает транзистор, будет интересно учить цветные полоски, чтобы найти то, что на схеме обозначено цифрами?Googlist
22.02.2017 14:36Если превратить єто в дополнительную подигру то єто будет не только полезно ребенку, а еще и интересно. Квест в квесте ж. К тому же цвета детям легче понимать, чем цифрьі, а их сопоставление с цифрами и понимание системьі взаимосвязей улучшит способности мозга к абстракции.
webkumo
22.02.2017 01:41Интересно… заказывал у дяди Ляо набор ардуины — в комплекте шли резисторы с одинаковой цветовой схемой, но упакованные с маркировкой разных сопротивлений… надо будет, действительно, мультиметром посмотреть, где враки — в цветокоде или в маркировке пакетиков...
danyaShep
21.02.2017 16:42Какие китайцы прислали, такие и положили. В данном случае производитель контролирует только упаковку.
Jmann
21.02.2017 16:57Классные игрушки. В эру своего начинания, я использовал картонку, шило, ЭПСН и радиодетали со свалки.
SopaXT
21.02.2017 17:50+1Судя по схемам на макетной плате в инструкции к набору Мастеркит, они использовали Fritzing, а они просят указывать, когда используется их графика (Creative Commons).
Holix
21.02.2017 19:57Купил своему ребенку микроник. Всё хорошо, но вот детали в макетке очень плохо держатся и контакт плохой. Чтоб схема запустилась надо все детальки пошевелить. А в целом очень клёво.
Bogy
21.02.2017 19:57+1Все бы ничего, но попробовал оформить заказ на микроник и получил стоимость доставки, сравнимую со стоимостью товара:
почта РФ Москва -> Ростов-на-Дону 400р.
Пикпоинт — 390р
ТК — 400+р.
Привычка пользоваться бесплатной доставкой из Китая сразу отбила желание брать… В итоге взял 5шт. провереных DYI наборов на Али суммарно за ~600р.
Не спорю, наборы очень привлекательные, но когда доставка на сравнительно небольшое расстояние составляет 60% стоимости товара, то что говорить о более дальних регионах.
Итог: товар классный, но по РФ надо распространять через каких-то дистрибьюторов, т.к. стоимость логистики привлекательность резко снижает.shasoft
21.02.2017 21:18У МастерКита дилеры есть. Вот для Ростов-на-Дону
https://masterkit.ru/where2buy/dealers?filter=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BD%D0%B0-%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%83
djigurda
22.02.2017 11:32Заказывал компоненты на CHIPDIP. Доставка в ближайший салон Евросети, стоимость около 150р.
Stanislavvv
27.02.2017 14:00А можно ссылочку на проверенные наборы, если они для детей подойдут?
Bogy
27.02.2017 17:44+1Часы — $2.80
Валентинка — $2
Лампа — $1.4
Корпус для батареек — $0.3
Автоуправление светом — $2
Ёлочка — $3.8
Цены меняются. Сейчас что-то дешевле, что-то дороже — каждый раз приходится искать такой же товар с сортировкой по цене. Плюс кешбек, и покупка выходит очень даже выгодной.
Пацану 6 лет и 10мес. Сперва посадил его с паяльником выпаивать детали с трех старых плат — от мышки, энергосберегающей лампы и китайской зарядки на 5В. Он разок обжегся, но потом принцип понял. ))))
На днях должна приехать валентинка — будет маме на 8 марта подарок делать.
vak0
21.02.2017 19:58ИМХО, для детей намного лучше всех трех перечисленных набор «Знаток». С ним мой пацан отлично ладит. А еще есть у нас Амперка, один раз попробовал и забросил, и я его понимаю: детальки мелкие, плата неудобная, то и дело контакты из нее вываливаются, друг другу мешают.
scratch_book
21.02.2017 22:31+3Я тоже свой наборчик для начинающих делаю.
В комплект входит Arduino UNO, Joystick Shield и учебник на 9 уроков с приключениями в космосе.
Из Ардуино и джойстика ученики собирают пульт управления космическим кораблем, и потом летают
в среде Snap4Arduino.
Вот кусочек из предисловия.
История создания учебника.
История создания учебника началась с одной необычной находки неподалеку от жерла вулкана Тейде, под обломками пемзы. Это был необычный металлический ящик, явно не земного происхождения. Больше всего он был похож на черный ящик сверхзвукового истребителя. Замок был сломан, и внутри обнаружилось несколько блокнотов, исписанных на ломаном русском с большим количеством ошибок. Почерк был аккуратным и разборчивым. Первые и последние страницы блокнота обгорели, наверное, ящик побывал в огне.
Изучив содержимое блокнотов, мы поняли, что этот ящик попал в наше время из будущего. Это произошло в результате применении новейшего космического оружия XXIII века, основанного на создании микрочерных дыр, разбрасывающих уничтожаемые предметы не только в пространстве, как обычное оружие, но и во времени.
Основным содержанием блокнотов оказался учебник для юных пилотов, проходивших обучение на борту звездолета под руководством некоего капитана Грампа. Страницы с описанием уроков шли вперемешку с личными записями капитана о происходящем в то время, о его планах и о его отношениях с окружающими. На полях блокнота было большое количество рисунков.
Все объяснения в учебнике даются с использованием стандартных электронных компонентов, которые не устарели за 200 лет, и входят во все обучающие наборы будущего. Так же как и классная доска, указка, линейка и циркуль не устарели за 300 лет, так и плата Arduino за 200 лет не устарела. Плата с джойстиком (Joystick Shield) тоже является стандартной, за эти годы она почти не изменилась.
В учебнике капитан Грамп объясняет основные принципы управления космическим кораблем, а также некоторые законы физики и астрономии.
На уроках отрабатываются следующие навыки, необходимые пилотам космического корабля:
• вождение космического корабля;
• облет астероидов;
• стыковка со шлюзом;
• посадка на астероид;
• посадка на тело с атмосферой;
• вычисление направления движения без приборов;
• защита базы от космических пиратов;
• стрельба из разных видов оружия;
Мы адаптировали русский язык капитана Грампа к нашему современному языку, перерисовали рисунки, добавили пояснения, и предлагаем вам пройти все космические приключения совместно с капитаном и научится управлять космическим кораблем.
В настоящее время образовательный комплект проходит тестирование.
Желающие принять участие в тестировании альфа-версии набора
могут приобрести его на сайте
hzs
22.02.2017 08:35Подача очень классная, вещь авторская.
Даже не возникает вопрос, почему бы не купить комплект на али, рублей за 500-600.
Главное в учебном наборе не сама комплектуха, а именно учебник, дающий последовательную методическую базу, с помощью которой школьники могут не просто собрать конструктор, а понять как работает каждая отдельная деталь.
vvzvlad
23.02.2017 23:21так и плата Arduino за 200 лет не устарела.
Волосы у меня на голове зашевелились от ужаса.
wormball
21.02.2017 22:49На мой взгляд, главный недостаток всех трёх — это питание на одноразовых батарейках. Это в двадцать первом веке, когда есть литий-ионные аккумуляторы и блоки питания по 200 рублей. Элементарно можно было бы положить переходник USB — два штырька, а USB-блок питания нынче всегда найдётся.
Помнится, мне в детстве покупали различные игрушки на батарейках. В том числе и электрический конструктор. Вот только батарейки к ним покупали только в первый раз. Хватало их на один — два дня, после чего они лежали мёртвым грузом. Точнее, я, не в силах смириться с безвременной кончиной батарейки, а скорее вовсе не понимая причины, по которой новенькая игрушка отказывалась выполнять свою функцию, пытался оживить трупик доступными мне средствами. А из средств были только нетвёрдые руки, отвёртка, энтузиазм и полное отсутствие каких-либо знаний по теме. Как можно догадаться, до следующего пришествия батарейки ни одна игрушка не доживала. И так продолжалось лет до тринадцати. А затем я стал уже совсем большим мальчиком (тм), и игрушки мне дарить перестали. И потребовалось окончить университет, чтобы вновь вернуться к этому занятию и чтобы начало получаться хоть что-то.
В общем, мораль сей басни такова. Пора уже признать тот факт, что люди не любят покупать одноразовые батарейки, когда их хватает на один день. Даже когда на кону будущее их ребёнка. И перестать мучать детей, учитывая, что сделать это не просто, а очень просто.beeruser
21.02.2017 23:15>> когда их хватает на один день.
Вы собираетесь на мигающий светодиод смотреть весь день (или месяц)?
Собрал схему, посмотрел, перешел к следующей. Всё.wormball
22.02.2017 01:28Понимаете ли в чём дело, коли вы можете «Собрал схему, посмотрел, перешел к следующей» — это означает, что этот конструктор вам не нужен. Учебные пособия нужны тогда, когда ты ничего не умеешь. А чтобы вкурить — надо потратить многие часы чистого времени, играясь. Может быть, даже пялясь на мигающий светодиод.
Знаете, сколько времени уходит у детей, чтобы открыть для себя, что воды не становится больше, коли её перелить в другой сосуд? Так я вам скажу. Семь лет. Семь лет, карл! https://ru.wikipedia.org/wiki/Феномен_Пиаже Отчего же вы думаете, что на постижение принципа действия мультивибратора достаточно двух минут?
Вот, например, ваш покорный слуга классе в седьмом сконструировал следующую вещь — батарейка на 4,5 вольта, электромотор, ластик, ластик насаживаем на ось, контакты батарейки загибаем, чтобы они с контактами мотора соприкасались. И оно потешно елозило по полу, пока не разваливалось. После чего я вновь собирал сию конструкцию и ещё несколько секунд наслаждался её работой, и т. п. И я каждый день приходил из школы и около часа производил означенные действия. И так пока батарейка не заканчивалась, то бишь один-два вечера. И батареек таким способом было штуки две-три израсходовано, так что не думайте, что я ничем кроме этого в ту пору не занимался.
И это было единственным сконструированным мною работающим девайсом за первые 25 лет моей жизни. И даже до этого я бы не додумался, ежели бы у меня не было книжки про моделизм. Ежели бы у меня было сто батареек — скорее всего, в течение месяца мне бы это наскучило, и я бы перешёл к чему-то более содержательному. Но поскольку батарейки было всего три, я был лишён роскоши перехода на следующий уровень.
А вы небось с большого адронного коллайдера начали свой путь в электронике?
Вообще, на мой взгляд, это беда всего образования. Берём чайника, показываем ему азы какой-то области, радуемся полчаса, расходимся. А дальше трава не расти. Для начинающих есть куча всего, а когда через полчаса ты уже становишься «продолжающим» — то ты уже один на один с неизведанным, и никто тебе помогать не хочет. Вон, даже когда хочешь мультивибратор на полчаса подольше посозерцать — выясняется, что по уставу не положено. А потом удивляемся, отчего это у нас народонаселение ничего не умеет.Andrey_Epifantsev
22.02.2017 07:28В 90% случаев конструктором поиграют и уберут на полку. Переплачивать за дорогие аккумуляторы, которые будут просто лежать без дела, в этом случае как-то жалко.
А для остальных 10% можно купить отдельно пальчиковые аккумуляторы — он продаются в любом магазине электротехники.
Я по крайней мере дома так и поступаю: в часто используемые игрушки вставляю аккумуляторы, в редко используемые — батарейки. Кроме того дома лежит запас батареек, на случай, если вдруг срочно понадобиться куда-то вставить.wormball
22.02.2017 14:30> В 90% случаев конструктором поиграют и уберут на полку.
А ежели батарейки закончатся, то на полку его уберут 90% из оставшихся. Тогда их уже будет 99%.
> Переплачивать за дорогие аккумуляторы, которые будут просто лежать без дела, в этом случае как-то жалко.
Ну вот я предложил решение. Переходник с USB на два провода, которому красная цена 10 рублей. Можно по такому поводу даже увеличить цену конструктора рублей на 100. И выставлять это как решающее конкурентное преимущество, каковым по моему глубокому убеждению оно и является. А вообще 400 рублей за аккумулятор и 200 за зарядное устройство (в розницу) — на мой взгляд, не такая уж и большая цена. Это четыре комплекта дюраселлов. В икейских батарейках будет раз в пять больше, но про икейские далеко не все знают.
> Я по крайней мере дома так и поступаю
Вы поступаете, вы молодец. У меня и вовсе дома гора халявных литий-ионов от планшетов (полудохлых, правда), и я всё на них перепаиваю. Но речь-то не о нас с вами. Речь о двух категориях родителей — которые ничего не понимают в технике и которых душит жаба тратиться на батарейки для игрушек. Точнее, о пересечении этих двух категорий. Чтобы в этом случае (а таких случаев по моим ощущениям большинство) покупка подобного конструктора не сводилась к проставлению галочки «подарил сынульке игрушку на день рождения», а хотя бы потенциально могла перерасти во что-то большее.
И для этой же цели я бы во все конструкторы помимо брошюрки «что делать с конструктором» включал бы ещё одну брошюрку «что делать дальше». Чтобы там было упоминание хотя бы про мультиметр, паяльник, литературу, тематические форумы и т. п. Можно добавить немного рекламы своей продукции «для продолжающих». Хотя у маркетологов будет большой соблазн всю эту брошюрку превратить в такую рекламу.webkumo
22.02.2017 20:43Переходник с USB на два провода, которому красная цена 10 рублей
А как туда запихнуть предохранитель? Иначе сгорит у кого-нибудь комп и люди взвоют...
wormball
22.02.2017 22:46Где-то я встречал, что USB-устройства по стандарту должны выдерживать сколь угодно длительное закорачивание питания. Сейчас произвёл эксперимент. Закоротил пинцетом выход китайского USB-блока питания на 2 ампера — хоть бы что, даже искр нет. И после этого работает, как раньше. А затем закоротил разъём на шнуре mini USB, который в мой основной комп воткнут. Образовались маленькие, но красивые искры. Комп при этом продолжал работать. Однако ж перезагрузился секунды через две после того, как я прекратил пускать искры. Видимо, испугался.
В общем это, ни к чему питать конструктор от компа, коли есть гора USB-блоков питания, которые нынче ложат в комплекте с любым телефоном. Хотя вон ардуинщики питают всё от компа, ещё и на макетке схемы собирают, и ничего.webkumo
23.02.2017 01:23Не уверен на счёт стандартов, а вот на счёт сгоревших южных мостов — точно знаю, бывали такие истории 5-10 лет назад. Как раз из-за рукожопых usb-устройств и сломанных портов.
По поводу USB и ардуины:
- во-первых на плате ардуины есть стабилизаторы питания и прочие радости (которые и возьмут на себя удар КЗ (и сдохнет ардуина а не USB,
- во-вторых не видел, тех, кто питают её только от USB… в USB в основном втыкаются на этапе дебага (обычно — когда железячная часть уже проверена на корректность… насколько это возможно)...
wormball
23.02.2017 16:13> сгоревших южных мостов
Судя по тому, что мосты горели — там ещё была какая-то петрушка с линиями данных, каковые в нашем случае вообще будут замурованы. И что-то мне подсказывает, что дело было в конкретной модели матери/чипсета, каковые не соответствовали стандартам.
Есть такой девайс — USB killer.
https://habrahabr.ru/post/268421/
https://www.usbkill.com/
Он специально предназначен для убийства компа посредством подачи 220 вольт на линии данных. Так вот, им испытывают различные девайсы, и некоторые вроде даже выдерживают. А вы говорите — короткое замыкание.
> во-первых на плате ардуины есть стабилизаторы питания и прочие радости (которые и возьмут на себя удар КЗ (и сдохнет ардуина а не USB,
Стабилизатор, конечно, есть, но он работает тогда, когда питание идёт от круглого разъёма. И есть ещё один совсем маломощный на 3,3 В. А от +5 вольт USB питание идёт напрямую. Ну и да, при превышении нагрузки стабилизатор должен не героически погибать, а уходить в защиту. Ежели у вас они помирают — значится, у вас неправильные стабилизаторы и они делают неправильный мёд.
> во-вторых не видел, тех, кто питают её только от USB
Ну вот я так делаю, познакомьтесь. Пока ещё ничего не спалил.
В общем, я вам так скажу — волков бояться — в лес не ходить.webkumo
24.02.2017 01:34И что-то мне подсказывает, что дело было в конкретной модели матери/чипсета, каковые не соответствовали стандартам.
знал 3 или 4 таких случая, мамки везде разные были. Впрочем, возможно эти спеки ввели позже производства тех материнок.
Ну и да, при превышении нагрузки стабилизатор должен не героически погибать, а уходить в защиту. Ежели у вас они помирают — значится, у вас неправильные стабилизаторы и они делают неправильный мёд.
насколько мне помнится — защиту можно и прошибить (банально скачок проходящий быстрее врубания систем защиты). Насколько это реализуемо конкретно с ардуинами — я хз… опыта сжигания пока не имею.
wormball
25.02.2017 12:27> мамки везде разные были
А чипсет?
> защиту можно и прошибить
Да вы издеваетесь. Во-первых. Читаем в даташите http://www.ti.com/lit/ds/symlink/ua7824.pdf:
• Internal Thermal-Overload Protection
• Internal Short-Circuit Current Limiting
Во-вторых, там стоит транзистор. Транзистор, да будет вам известно — это такая члень, которая ограничивает ток. Ежели её так просто замкнуть, она не сможет сразу же выдать очень большой ток, для этого надо ей подать соответствующий сигнал на вход. Только этот сигнал никто не подаст, ибо у крена ограничение по току и по температуре, как мы видели.
В-третьих. Это всё, конечно, слова, а критерий истины — эксперимент. Взял микросхему, на которой написано 7815С. Человек, который мне их отдавал, говорил, что это китайская подделка и что они работают как говно. Подключаю её к 18 вольтам. Закорачиваю выход. Ток постепенно падает до 0,15 А. Микросхема греется, понятное дело. Размыкаю выход — напряжение 14,9 В. Остужаю — 15,05 В.
Не, ну можно, конечно, сделать крен киллер и подать 220 вольт на выход. Только на мой взгляд, ежели чадо может его изобрести, то оно и в отсутствие оного конструктора найдёт способ, как развандалить родительское имущество.
Мне вот интересно — вы по улице в каске ходите? А то чего доброго, кирпич с крыши упадёт.
Googlist
23.02.2017 17:13У меня на z170 от асус при замьікании юсб комп резетится и показьівает на єкране сообщение про замьікание юсб. У вас по-видимому питание напрямую с дежурки БП идет на юсб.
GAZ69
22.02.2017 07:44Если ребенок на макетке перепутает проводки и создаст замыкание, то устройство с usb от которого осуществляется питание не обрадуется.
wormball
22.02.2017 13:42А кто его спрашивает? Вообще-то USB-устройства по стандарту должны выдерживать сколь угодно длительное закорачивание питания. А ежели так сделать с батарейкой, то она, наверное, не взорвётся, зато вскорости высадится в ноль, а затем придётся уповать исключительно на щедрость родителей.
AigizK
22.02.2017 08:21Еще есть конструктор знаток http://znatok.ru/konstruktory/znatok-electronniy-constructor Дети то же довольны
msdos9
22.02.2017 12:36Помню школьником, в далёких 80-х собирал приемник «мальчиш» на 3-х транзисторах и самодельных катушках индуктивности.
w0lf
22.02.2017 13:35В Мальчише не могло быть 3 транзистора. Там трансформаторный двухтактный УЗЧ, то есть минимум три транзистора (1 в предусителе и 2 в выходном каскаде) только в УЗЧ. Плюс УРЧ на 2 транзисторах. Итого — 5.
MAXInator
Судя по тексту, помощь ребенку понадобилась во втором комплекте и могла понадобиться в первом (пропадающий контакт элементов). Тогда почему в предпоследней строке таблицы так странно расставлены оценки? И почему две строки «цена» с разными оценками?
nemilya
По поводу оценки самостоятельной работы ребенка с набором — сложность самостоятельной работы в том наборе где все элементы в одном пакетике — что усложняет поиск необходимого элемента, в отличие от тех — где каждая группа размещена в отдельном пакетике и подписана.