Мы продолжаем обзор бесплатного online-курса Строим роботов и другие устройства на Arduino. От светофора до 3D-принтера (предыдущие обзоры: неделя 1, неделя 2)


Третья неделя


Всем привет! Задумывались ли вы когда-нибудь, что может быть общего между Валли и шлагбаумом?



Как минимум, они оба являются роботами.


До того, как я записался на курс робототехники от МФТИ я представлял себе роботов почти исключительно как


человекоподобных машин

Но оказалось, что определение роботов гораздо шире:


Робот – автоматическое устройство, созданное по принципу живого организма, предназначенное для осуществления производственных и других операций, которое действует по заранее заложенной программе и получает информацию о внешнем мире от датчиков, робот самостоятельно осуществляет производственные и иные операции, обычно выполняемые человеком. При этом робот может как иметь связь с оператором (получать от него команды), так и действовать автономно.

Как видим, определение гораздо шире, чем мое стереотипное представление о том, что такое робот.


На третьей неделе мы, помимо некоторых новых возможностей среды программирования, научимся работать с дальномерами, инфракрасным и ультразвуковым, а также взаимодействовать со внешней средой с помощью сервомоторов. Обо всем по порядку.


Что получилось по результату третьей недели

Напомню, на второй неделе курса мы рассмотрели подключение простейших датчиков – фоторезистора и терморезистора. Устроены они простейшим способом – при изменении окружающей среды они изменяли свое сопротивление и, как следствие, мы могли измерить падение напряжения на них с помощью Arduino и понять, что внешние условия изменились. Также мы научились выводить информацию с помощью светодиодных индикаторов и пьезодинамика.


На этой неделе мы изучаем дальномеры — устройство, которое позволяет определить расстояние до какого-либо объекта или препятствия.



Ультразвуковой дальномер работает по принципу измерения времени между отправкой сигнала (звукового импульса частотой 40 кГц) и получения его отраженной копии.



У инфракрасного же датчика отраженный сигнал (луч в инфракрасном спектре) через линзу попадает на позиционно-чувствительный фотоэлемент, который меняет свою проводимость в зависимости места приема луча.


Возможно, читатель поинтересуется, зачем могут понадобиться два датчика, делающих одно и тоже? Все зависит от сферы применения датчика, так инфракрасный датчик плохо подходит для измерения расстояния до светопоглощающих или прозрачных поверхностей, поскольку в его основе лежит свет. С другой стороны, ультразвуковой дальномер плохо подходит для определения расстояния до звукопоглощающих поверхностей, в частности пушистых :) Также, инфракрасные датчики имеют меньший диапазон измеряемых расстояний (например, 4-30, 10-80 или 80-150 см), тогда как даже дешевый дальномер определяет расстояния от 2 до 400 см. В моем наборе оказался только ультразвуковой дальномер, поэтому для экспериментов использовал только его.



Что же такое сервомотор? Это маленький электрический мотор, который совмещен с потенциометром и управляющей схемой. Подавая ШИМ-сигнал на вход сервомотора мы можем задавать угол, на который он должен повернуться и удерживать это положение. Обычно максимальный угол поворота составляет 180 градусов, но бывают сервомоторы с углами от 120 до 270 градусов.


Вдоволь наигравшись с сервомотором и ультразвуковым дальномером по отдельности, я стал думать, какое устройство собрать на этой неделе. Решение пришло внезапно, когда я выезжал из подземной парковки торгового центра. На выезде организована пропускная система со шлагбаумом и светофором, которую я и решил смоделировать.


Для сборки данного устройства я использовал элементы конструктора, сохранившегося со школьных времен.




Поскольку питания от компьютера было явно недостаточно — плата периодически перезагружалась, поэтому в окончательном варианте для питания использовался powerbank.



Собственно, как работает наша упрощенная модель пропускной системы:


  1. После включения загорается красный сигнал светофора, шлагбаум устанавливается в закрытое положение. Система ожидает нажатия на кнопку (имитация считывания пропуска).
  2. После нажатия на кнопку загорается зеленый сигнал светофора и открывается шлагбаум. Система ожидает, когда показания дальномера будет ниже определенного значения (проезд автомобиля).
  3. После пересечения автомобилем сигнала дальномера, вновь загорается красный сигнал светофора и шлагбаум закрывается. Система снова переходит в режим ожидания.

В среде Fritzing схема выглядит следующим образом:



Исходный код
#include <Servo.h>

// Определяем пины для устройств
#define GATE_PIN    3
#define RED_PIN     4
#define GREEN_PIN   5
#define BUTTON_PIN  6
#define SENSOR_TRIG 11
#define SENSOR_ECHO 12

// Цвета и состояния устройства
#define GREEN 1
#define RED   0
#define CLOSE 1
#define OPEN  0

// Углы поворота сервомотора, соответствующие открытому и закрытому состоянию
#define GATE_OPEN  180
#define GATE_CLOSE 90

// Расстояние, которое соответсвует проезжающему автомобилю
#define SENSOR_THR 15

Servo gate;

void setup() {
  Serial.begin(9600);
  // Подключаем сервомотор и закрываем шлагбаум
  Serial.println("Initialize gate");
  gate.attach(GATE_PIN);
  gate.write(CLOSE);
  // Подключаем дальномер и светодиоды
  Serial.println("Setup pins");
  pinMode(GREEN_PIN, OUTPUT);
  pinMode(RED_PIN, OUTPUT);
  pinMode(BUTTON_PIN, INPUT_PULLUP);
  pinMode(SENSOR_TRIG, OUTPUT);
  pinMode(SENSOR_ECHO, INPUT);
  Serial.println("Light red");
  light(RED);
}

// Функция для открытия-закрытия шлагбаума
void gateSet(int state) {
    if (state == CLOSE) {
    for (int i = GATE_OPEN; i >= GATE_CLOSE; i--) {
      gate.write(i);
      delay(15);
    }
    } else {
        for (int i = GATE_CLOSE; i <= GATE_OPEN; i++) {
      gate.write(i);
      delay(15);
    }
    }
}

// Пепеключение светофора
void light(int col) {
    if (col == RED) {
        digitalWrite(GREEN_PIN, LOW);
        digitalWrite(RED_PIN, HIGH);
    } else {
        digitalWrite(GREEN_PIN, HIGH);
        digitalWrite(RED_PIN, LOW);
    }
}

// Получение текущего расстояния до препятствия/автомобиля
int getDistance() {
  digitalWrite(SENSOR_TRIG, HIGH);
  digitalWrite(SENSOR_TRIG, LOW);
  int distance = pulseIn(SENSOR_ECHO, HIGH) / 54;
  Serial.println("Distance is :" + String(distance));

  return distance;
}

// Ожидание, когда машина проедет
bool waitCar() {
    while (getDistance() > SENSOR_THR) {
    delay(10);
    }
  while (getDistance() <= SENSOR_THR) {
    delay(10);
  }
}

void loop() {
  Serial.println("Wait button");
    while (digitalRead(BUTTON_PIN)) {
        delay(10);
    }
  Serial.println("Light green");
    light(GREEN);
  Serial.println("Open gate");
    gateSet(OPEN);
    Serial.println("Wait for car");
    waitCar();
  Serial.println("Light red");
    light(RED);
  Serial.println("Close gate");
    gateSet(CLOSE);
  Serial.println("End loop");
}

Демонстрация работы собранного устройства



Подведем итоги. На данной неделе мы научились работать с дальномерами, а также управлять сервоприводом. Данные элементы являются основой для множества колесных или шагающих роботов, а также различных манипуляторов, поэтому предоставляют большое пространство для творчества.


Предыдущие обзоры:



И ссылка на курс: Строим роботов и другие устройства на Arduino. От светофора до 3D-принтера

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (0)