И в частности некоторые отзывы:
"Читал несколько раз и каждый раз обнаруживал что-то новое. Даже после «искусства схемотехники», которая по сути является ВУЗовским учебником, перечитывать «Шаг за шагом» было поучительно. Как она на меня повлияла: начинал как электронщик, но сейчас работаю DSP-программистом. Если бы не прочитал её и не подхватил бы её дух — вряд ли стал бы разработчиком. Благодаря этой книге я проникся системой ценностей инженеров и стал инженером."
"Читал почти все книги. Изменила жизнь..."
"Мой первый электро букварь :)"
"Эта книга дала мне билет в будущее, если бы в своё время она не попала мне в руки, я не знаю чем бы я сейчас занимался."
"Прочитана до дыр. Книга дала серьезный толчок для дальнейшего развития в этой области. Именно из-за этой книги я связал свою жизнь с электроникой. Спасибо!"
"Электроника шаг за шагом — вдохновляет к творчеству."
В это воскресенье 29 мая — у Рудольфа Анатольевича был День Рождения — 89 лет!, в честь этого дня — мы решили сделать небольшой подарок — и попросили людей написать отзыв о том, как именно книги Р.А. повлияли на их жизнь — на выбор будущей профессии. И для тех кто не читал книгу — было бы интересно узнать, что же такого особенного в этой книге что она смогла объединить стольких людей?
Игорь, Москва
Меня зовут Игорь. Живу в Московской области, в городе Чехов. Работаю программистом в Москве. Из увлечений — остались только компьютеры: собрать/разобрать, настроить и немного попрограммировать.
Эта красная книжка всегда была у меня на книжкой полке. По крайней мере когда я научился читать. Т.е. я не помню чтобы мне её подарили или как-то презентовали. Отец у меня увлекался радиолюбительством и я не мог стоять в сторонке, когда папа что-то там паял. Видимо для приобщения меня к этому миру и была куплена эта книга.
До того как в школе пошёл на радиокружок — собирал различные схемы из радиоконструкторов, в основном приёмники. Из ранних достижений — добавил в радиоприёмник из конструктора схему, которая зажигает светодиод при критичном уровне батареи. Схему подсмотрел в фабричном радиоприёмнике. А когда стал ходить в радиокружок — два раза брал золото на конкурсе который проводился в городском доме творчества.
Даже продал однокласснику один свой проект — УКВ радиоприёмник. Всё было собрано из модулей: некоторые выпускались как наборы для сборки, другие брались готовые. В частности настройки задавались с помощью восьмиканального блока электронной настройки от телевизора. По-моему там даже пульт был.
Первые впечатления от книги — занимательные иллюстрации. Совместно с понятной подачей материала. Понятной даже школьнику.
Собственно эта книга научила меня электронике. Некоторое время назад, я понял, что для меня и программирование и электроника — это просто ещё одна разновидность детского конструктора. Если бы я родился раньше лет на 20-30, то скорее всего был бы так или иначе связан с электроникой.
Разумеется для подрастающего поколения нужена подобная книжка. Особо рассказывать про вакуумные приборы уже не стоит, а вот добавить что-нибудь современного определённо стоит. Вот только не знаю, стоит-ли включать подробное рассмотрение микроконтроллеров. Обязательно включить технику работы с макетными платами — мне кажется нынешнему поколения хочется быстрей получить результат ;)
Обязательно приобрету переиздание — сыну недавно исполнилось три года, ему тоже нужно будет изучать электронику.
Артем, Нижний Новгород
Нижний Новгород, 26 лет, программист, суровый технарь.
Внезапно пришло осознание того, что я совершенно не помню как впервые познакомился с этой книгой! У меня никогда не было своего собственного экземпляра. Все что я могу вспомнить, так это то что в библиотеку я не возвращал эту книгу месяцами, а вернув ее на пару недель забирал вновь. Вот эта бумажка (спокойно, это ксерокопия на картонке в скотче) существует уже порядка 15 лет. И она лучше всяких интернетов (которых у меня и не было) помогала собирать первые усилители.
Устарела ли книга? Отчасти. Взять хотя бы раздел про компьютеры и телевидение. Подобные разделы нужно перебрать, актуализировать. Слабо представляю как можно актуализировать справочный раздел. Но поскольку законы электротехники менять не собираются, весь остальной материал останется актуальным.
.
Тимур, Санкт-Петербург
Здравствуйте, Илья, книга Электроника Шаг-за-Шагом безусловно на меня повлияла: на мировоззрение, на судьбу отчасти, на отношение к работе и людям. Вот моя история:
Меня зовут Тимур. В данный момент я живу в городе Санкт-Петербург. Работаю инженером ЦОС. Аббревиатура эта может звучать не очень понятно, поэтому объясню подробнее: ЦОС — это цифровая обработка сигналов. Раньше процессоры были медленные и памяти у них было мало, поэтом сигналы было проще обрабатывать аналоговым способом: с помощью делителей напряжения, интегрирующих и дифференцирующих цепочек, транзисторов, операционных усилителей. У этого способа был один недостаток: каждую схему после того, как монтажница её соберёт — надо отдать наладчику, который потратит некоторое время на её настройку. Сейчас же вся аппаратура работает «в цифре». Т.е. аналоговый сигнал оцифровывается на входе, затем все преобразования над ним делаются программно, а затем результат уже снова переводится в аналоговый вид (напряжение на динамике смартфона, яркость пикселей на экране телевизора, усилие на тормозном суппорте, контролируемое антиблокировочной системой и т.д...) Цифровые схемы почти не нуждаются в наладке (а если и нуждаются, то делают это сами), поэтому они и победили. С одной стороны переход к ЦОС очень резко уменьшил потребность в людях, которые бы понимали как работают электронные схемы. С другой, при написании программ для сигнальных процессоров, понимание радиоэлектроники очень даже не лишне.
Я вырос в семье военного. Поэтому среди знакомых-товарищей моего отца были люди, разбирающиеся в радиоэлектронике. Начиная с моих наверно пяти лет, папа покупал мне радиоконструкторы, книжки по электронике, мы с ним пытались что-нибудь паять, хотя и не особо получалось — сам он не был электронщиком или заядлым радиолюбителем… В то время (конец 80-х годов) мы жили в военном городке и магазина, где бы продавались радиодетали у нас не было. Детали брались с помойки. Я собирал схемы, но не понимал, как они работают. Если сказать точнее — я думал, что понимаю. Я даже мог повторить слово в слово объяснение из какой-нибудь книги. Но настоящего понимания у меня не было. Несмотря на достаточно большое количество накопленных радиодеталей (я их именно что скорее копил или коллекционировал, чем собирал из них что-то) использовать их по назначению не получалось. Всегда не хватало какого-нибудь резистора, транзистора или конденсатора, в результате схемы лежали наполовину собранные и ждали, когда же появится нужная деталь.
Примерно лет в 14 случайно, будучи проездом в городе Ижевске, ожидая поезда на железнодорожном вокзале я гулял по вестибюлю и увидел книжный развал. Если вы зайдёте на любой сегодняшний ЖД-вокзал и посмотрите, что там продают на книжных развалах, вы вряд ли поверите, что в то время на вокзале можно было купить «Электронику Шаг-за-Шагом», тем не менее в то время можно было. Так она оказалась у меня.
Дальше я начал её читать. Прямо на вокзале, а потом в поезде. Несмотря на то, что была ночь. Когда я смотрел на эти картинки, где были нарисованы детали, смонтированные навесным монтажём, я чуть ли не чувствовал запах канифоли… Какие-то вещи, которые я раньше не понимал в принципе, как будто загружались в голову с чтением книги, как знания в головы героев в фильме «Матрица».
Несомненный плюс этой книги в том, что её можно читать как художественную книгу и при этом впитывать знания автора. Она какая-то нереально добрая и предупредительная. Впервые именно тогда, мне пришла в голову мысль, что когда мы читаем, мы фактически общаемся с автором. Пусть это общение одностороннее. Но зато этот автор может быть человеком очень редким, настолько, что в реальной жизни такого и не встретишь никогда.
1) Нужно понимать то, что делаешь (на самом деле все остальные области знания (отличные от электроники) тоже требуют того же, но они иногда прощают неаккуратность, неполное понимание, какую-то расхлябанность — электроника — никогда).
2) За счёт хорошей структурированности эта книга реально учит учиться. Научиться учиться — это значит научиться критически оценивать своё понимание материала, при необходимости возвращаться назад на страницу, главу или несколько глав. Это значит делать записи с тем, чтоб позже к ним возвращаться и подмечать одни и те же факты изложенные разными словами в разных местах. Находить какую-то информацию в других книгах. Пытаться суммировать своё понимание на бумаге, даже если в первом приближении оно не верно.
3) Эта книга учит доброму отношению к тем, кто пока ещё делает первые шаги, хотя напрямую в ней и нет таких утверждений. Она, скорее, учит примером, а это самый лучший мотиватор.
Так получилось, что моя первая специальность не была связана с электроникой и инженерным делом. После семилетнего обучения в Санкт-Петербурге мне надо было ехать к месту службы, поэтому, уезжая, я накупил книг по программированию и радиоэлектронике, т.к. боялся, что на месте службы их будет не достать. Во время службы я ещё раз перечитал «Электронику», потом было «Искусство схемотехники». Потом я собрал прототип электрокардиографа. Это было устройство, использующее так называемый инструментальный операционный усилитель для усиления сигналов с отведений, усиленный сигнал подавался на вход АЦП, встроенного в микроконтроллер. В микроконтроллере крутилась простейшая программка, написанная на ассемблере (за который не надо было ничего платить в отличие от компиляторов для языка Си). Эта программка измеряла данные на входе АЦП и отправляла их на COM-порт. С COM-порта данные поступали по кабелю на компьютер, на котором работала программа, написанная на Delphi, которая строила на экране график ЭКГ.
Для меня эта работа была аналогом дипломной или курсовой работы для студентов-инженеров. Всё было сделано от начала до конца. Аналоговую часть я подглядел, конечно, но потом нашёл data-sheet на микросхему инструментального усилителя и понял, что то, что я подглядел — было взято оттуда (т.е. это не плагиат, а нормальное использование источников информации). После того как я уволился из Вооруженных Сил, я решил попробовать себя в роли инженера электронщика и… у меня получилось! 2 года я работал по этой специальности и за это время разработал несколько изделий, которые пошли в серию (это были противопожарные сигнализации, но они не были такими уж простыми — там была своя аналоговая часть, более того, я даже придумал один хитрый приём, позволявший просто, корректно и с минимальными потерями работать контроллеру сигнализации от батареи при постепенно уменьшающемся напряжении питания (до меня во всех схемах были специальные стабилизаторы напряжения, которые во-первых, сами отбирали на себя часть напряжения батареи, во-вторых это были лишние детали, а значит лишние трудозатраты монтажниц и наладчиков). Все эти два года моими основными книгами были «Электроника...» и «Искусство схемотехники».
Дальше я начал развиваться в направлении т.н. embedded-разработки, а потом и вовсе ушёл в DSP (ЦОС). Я постоянно чувствовал, что несмотря на то, что знания по радиоэлектронике становятся вроде как всё менее актуальными (ничего не нужно собирать, всё можно купить), тем не менее, её нужно «двигать в массы». Зачем? Затем, что люди, понимающие радиоэлектронику — это другие люди. У них в мозге появляются модели, которые позволяют видеть решения некоторых задач, не относящихся напрямую к электронике. Видеть так, что там, где другому человеку понадобятся расчёты, электронщик будет чувствовать решение интуитивно. Какие это задачи или ситуации? Ну вот, например, электронщик понимает, что подвижное колено (S-образная труба откуда льётся вода) водопроводного крана не надо герметизировать очень сильно, потому что несмотря на большое давление в водопроводной трубе, падение давления на этом последнем колене почти что нулевое, а значит и на подвижное соединение действует околонулевое давление, значит и без герметизации течь это соединение не будет. Или другая задача: едет состав из длинного поезда и двух локомотивов (спереди и сзади). Локомотивы не могут синхронизировать скорость движения между собой очень точно. Получается, что если передний локомотив будет ехать чуть быстрее — он будет тянуть весь поезд и задний локомотив. Или наоборот, если задний локомотив будет ехать чуть быстрее — он будет толкать весь поезд вместе с передним локомотивом. Возникает вопрос, зачем нужно 2 локомотива, если один из них всегда будет обузой? Электронщик, знакомый с понятиями «источник тока» и «источник напряжения» сразу же скажет, что каждый из локомотивов не является чистым «источником скорости». Т.е. скорость движения локомотива будет напрямую зависеть от количества вагонов, которые он толкает или тянет, соответственно, как только первый локомотив начнёт тянуть все вагоны, он сильно нагрузится и станет ехать медленнее, чем скорость второго локомотива, а значит второй локомотив начнёт толкать, но только до тех пор, пока он не возьмёт на себя достаточное количество вагонов; электронщик также наверняка заметит, что один вагон посередине будет болтаться, оказываясь то в состоянии, когда его тянет первый локомотив, то в состоянии когда его толкает второй.
Таких аналогий между реальной жизнью и электроникой море. И отличие электронщика в том, что там, где обычный человек будет чесать голову и пытаться понять, что произойдет, электронщик сможет увидеть аналогию и уже будет ясно видеть полную картину, как она будет развиваться во времени.
Потом я вернулся в Санкт-Петербург уже в качестве инженера. Часто работа embedded-программистом требовала что-нибудь спаять или использовать какой-нибудь прибор (тестер, осциллограф), так что знание радиоэлектроники пригодилось и когда стал работать программистом (как ни странно, с помощью осциллографа можно очень наглядно отлаживать синхронизацию между потоками в многопоточных приложениях, работающих на микроконтроллере, у которого есть порты ввода-вывода).
Однажды я узнал что в Санкт-Петербурге начало развиваться движение под названием FabLab: это такие мастерские, где есть какое-то оборудование и каждый может на нём что-то поделать. В рамках одного из таких фаблабов я провёл несколько занятий по радиоэлектронике (вроде бы 9 получилось). Мы даже сделали группу тогда (вот она: vk.com/fabelectronics — здесь есть какие-то презентации, материалы (я, кстати, добавил туда файл с книгой «Электроника Шаг за Шагом» и рекомендовал её всем, кто ходили на занятия). К сожалению, в реальности оказалось, что организация, подготовка и проведение занятий отнимают очень много времени. Поэтому в тот раз я ограничился одним курсом, хотя и надеюсь, что в будущем смогу когда-нибудь попреподавать радиоэлектронику тем, кому это будет интересно.
Я много уже чего написал… Не знаю, какой будет у вас формат. Поэтому отвечу коротко на остальные вопросы, которые были заданы:
— Как вы впервые узнали про книгу Свореня, каким образом она попала вам в руки — ЖД вокзал города Ижевска.
— Первые впечатления от книги — описывал уже, напишу ещё раз: самые приятные.
— Каким образом она повлияла на вашу жизнь — сменил профессию, стал в итоге инженером — т.е. можно сказать, что достаточно сильно.
— Что особенного в книге на ваш взгляд — ощущение, что не читаешь книгу, а разговариваешь с живым человеком.
— Что по вашему мнению даёт книга читателю? — учит аккуратности, точности в мышлении, доброте, как ни странно.
— Используете ли вы книгу сейчас в работе? — в работе не использую, но использовал в качестве учебного пособия для тех, кто ходил на занятия по радиоэлектронике.
— На ваш взгляд, в наше время — не устарела ли эта книга, чем она может быть полезной
для подрастающего поколения? С какого — возраста её могли бы читать?
Очень трудный вопрос. Чтоб на него ответить — надо начать брюзжать, что нынешнее поколение уже не то. Но этим брюзжанием делу не помочь. Я бы сказал так: книгу можно начинать читать с 7-8 лет, но, поскольку современный подросток избалован разными результатами достижений этой самой радиоэлектроники, то надо снабжать книгу радиоконструктором типа «Знатока» или «Snap-Circuits». Мне лично больше по душе конструктор типа советского ЭКОН-03, но его, к сожалению, уже не выпускают. Я начал делать аналог этого конструктора, пытаясь скрестить идею, заложенную в Snap-Circuits (наглядное представление схемы с плюсовой шиной наверху и земляной внизу) и идею, заложенную в ЭКОН-03 (пружинные соединения, позволяющие соединять контакт с любым количеством других контактов без пайки). Но далеко не продвинулся, т.к. пружины оказались недешёвыми, а их надо много. На крайний случай можно рекомендовать покупку современной макетной платы типа «Wishboard», хотя, как показала практика, контакты у этой платы не всегда получаются хорошие и схема может работать со сбоями даже будучи правильно собранной.
По поводу того, что можно было бы добавить в книгу или улучшить: было бы неплохо объяснить, что такое источники тока и источники напряжения, что такое токовые зеркала, что такое операционные усилители и как их можно использовать и почему они лучше чем транзисторы. Было бы неплохо объяснить что такое оптроны. Немного рассказать о микроконтроллерах и объяснить, что значит, что ножка микроконтроллера работает «на вход» и что значит, что она работает «на выход».
Константин, Омск
Здравствуйте, меня зовут Константин, мне 27 лет, живу я в городе Омске, работаю сервисным инженером в одной крупной компании, одно из главных моих увлечений, конечно же радиоэлектроника))
Книга Рудольфа Анатольевича попала мне в руки можно сказать случайно, а может и не очень случайно, кто знает. В детстве меня всегда тянуло ко всяким железкам, что-нибудь покрутить, что-нибудь разобрать, посмотреть, это как работает, так что все мои игрушки рано или поздно превращались в кучку запчастей)) Годам к 12 мои интересы от «изучения» игрушек плавненько переместились в область чего-то «электрического», наверно потому что в доме обнаружился паяльник отца и кучка какого то электрического хлама оставшаяся от деда (он был авиатехником). Скручивал я эти провода, какие-то лампочки к батарейкам подключал, моторчики, тыкался, мыкался, пытался что то в этом понять)) И вот однажды отец сказал мне «что ты просто так эти провода крутишь, нужно научиться в этом разбираться, давай купим книгу и будешь учиться» сам он не технарь, он вообще повар по образованию, так что помочь мне никак не мог))) Некоторое время спустя мы пошли с ним в книжный магазин, благо тогда техническая литература у нас в городе ещё продавалась, не то что сейчас, и попросили продавца найти нам книгу про электронику, вот таким образом я оказался счастливым обладателем книги Рудольфа Анатольевича «Практическая энциклопедия юного радиолюбителя электроника шаг за шагом издание 4»
По началу мне, наверно как и всем, захотелось поскорее заняться практикой, собрать что-нибудь эдакое интересное, книжку я стал читать кусочками, то тот раздел то этот, однако быстро понял что так дело не пойдёт и что я ничего не понимаю, пришлось сосредоточиться и начать читать сначала, вникая в каждое предложение. Хочется выразить огромную благодарность автору, за его стиль изложения и способность в лёгкой игровой форме доносить информацию до юных читателей, без этого я бы наверно забросил всё это занятие в дальний угол))
С тех пор утекло много воды были и другие книги, было много проб и ошибок, удачных и неудачных конструкций, книгу Рудольфа Анатольевича я дочитал, и перечитал несколько раз, она позволила мне открыть окно в удивительный мир электроники, и определиться с выбором профессии, к концу 11 класса я уже точно знал что должен связать свою жизнь с электроникой. В последствии, я поступил в Омский лётно-технический колледж гражданской авиации на специальность «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования» успешно закончил его в 2009 году с двумя дипломами и вот уже 7 лет профессионально связан с радиоэлектроникой, о чём не пожалел ни на минуту.
На сегодняшний день книга Рудольфа Анатольевича конечно же нуждается в переработке, но не глубокой, основа и стиль изложения должны остаться те же, можно добавить некоторые главы про современную электронику, переработать практические конструкции, некоторые исключить, некоторые перевести на современную элементную базу, добавить новые. Книга может быть полезна детям, начиная наверно лет с 10-12
Переиздание подобных фундаментальных и доступных для понимания книг это очень важное дело для развития технического творчества и помощи подрастающему поколению в выборе своей стези.
Если переиздание состоится, я с удовольствием приобрету экземпляр.
Дмитрий, Казань
Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий. Мне 24 года. Родился я в городе Казани, где и по сей день проживаю. На данный момент я работаю в сфере беспилотной авиации в должности инженера-конструктора.
Мое увлечение электроникой началось еще в 2004 году, когда мой дядя подарил мне паяльник и книгу «Электроника шаг за шагом» 4-го издания от 2001 года. Эта книга проложила мой первый путь в электронику, ознакомила с азбукой электронных схем, вдохновила и воодушевила меня на дальнейшее изучение этой сферы науки.
Самая большая ценность этой книги заключается не только в том, что она дает основы сложных явлений, но также в том, что она учит рассуждать и логически мыслить, развивать в себе изобретательность, собранность и аккуратность. Более того, она содержит прекраснейшие примеры и иллюстрации, помогающие представить и понять даже самые сложные физические законы и явления.
До сих пор, время от времени я возвращаюсь к этой книге и перечитываю отдельные ее главы. Без тени сомнения, она давно стала моим верным спутником в решении любых практических задач по электронике и схемотехнике.
Содержание данной книге все еще актуально и полезно. Однако, на мой взгляд, ее следует освежить новой элементной базой, основами программирования, новыми подходами и принципами разработки электронных схем и систем.
Я обязательно сберегу эту книгу для своих детей, но все же очень надеюсь на ее новое переиздание. Для всех тех, кто мечтает и желает погрузиться в мир полезной и интересной науки, эта книга является бесценной.
Спасибо Рудольф Анатольевич!
Александр, Екатеринбург
С самого раннего детства меня всегда интересовала различная техника и механизмы.
В памяти и сейчас всплывают отдельные моменты, как я возился с различной техникой, разбирал игрушки, и собирал что-то новое.
Помню в возрасте примерно 3-х лет наблюдал как отец с дедом перебирают садовый ручной насос для перекачки воды. И однажды увидел, что отец разобрал этот насос для починки. А все детали аккуратной разложил для просушки.Я же выбрал момент, когда никто не будет мне мешать, собрал всю эту конструкцию. Отец потом долго удивлялся, что это я один собрал.
А еще, у меня был взрослый троюродный брат, который увлекался в то время электроникой. И у него всегда была куча интересных вещей. Разобранные радиоприемники, магнитофоны, цветомузкальные установки и т.п. Все эти штуки пленили мой некрепший детский разум. Они казались волшебными и таинственными плодами великих людей — инженеров!
Шло время, на дворе был 1990 год, мне уже было почти 7 лет. Тогда я мечтал поскорее пойти в школу, т.к. все обещали новую интересную и взрослую жизнь! И вот в какой-то момент я заприметил — в книжном шкафу появилась новая толстая книга в красной обложке. Бегло полистав книгу я, понял, что нашел себе занятие на ближайшее время. Хоть я еще и не умел толком читать, но наглядные картинки физических опытов и экспериментов говорили сами за себя.
Изначально я думал, что эту книгу отец купил для себя. Думал что она для взрослых, Поэтому украдкой брал её из шкафа, забирался под кровать в своей комнате и под светом фонарика погружался в мир электроники. Листая книгу, я изучал строение атома, как течет ток в электрической цепи, как распространяются радиоволны в атмосфере земли, и как устроены компьютеры.
Конечно, большая часть содержимого книги была абсолютно не понятна! И самое обидное — никто мне не мог объяснить всех тонкостей физических процессов и явлений, которые я потихоньку черпал из этой книги.
Стоит заметить, что мы с родителями на тот момент проживали в пригородном поселке городского типа. Отец был водителем грузовика, а мама медсестрой в поликлинике. Никаких тематических кружков в поселке было. А раздобыть сломанный радиоприемник, как источник деталей для поделок было архисложной задачей. Не говоря уже о том, чтоб купить нужные детали в магазине.
Поэтому в моем детстве оказалось мало практики с конструированием схем.
Со временем у пары одноклассников появились компьютеры семейства «ZX-Spectrum». На тот момент обладание таким компьютером было пределом мечтаний! Году наверно в 1994 стали популярны игровые приставки Dendy, и мы с братом уговорили отца купить нам её. Сначала счастью не было предела, но затем все уперлось в ограничение количества игр. Картриджи с играми родители покупали редко. Друзей с приставками было мало.
В какой-то момент пришло осознание, что лучше иметь Spectrum! Ведь можно было съездить в город, где напрокат взять кассеты с играми, потом их переписать на магнитофоне. А еще в то время, в книжных магазинах было много книг из серии «Как написать свою игру для ZX-Spectrum». И вот под этим соусом я предложил отцу «Продаем приставку, и покупаем Spectrum». Отец выслушал аргументы и в принципе согласился, но активных действий не принимал.
В этот момент произошел еще один случай напрямую связанный с книгой Рудольфа Анатольевича. В нашей семье было два телевизора – старый черно-белый ламповый телевизор «Весна», и цветной телевизор «Электронкика». Так получилось, что с самого начал цветной телевизор работал не очень хорошо и часто ломался. А отец его периодический возил в телемастрскую на ремонт. А так-же частенько снимал заднюю крышку, передергивал модули, что-то пропаивал. И вот однажды во время игры в «танчики» пропало изображение на экране, но звук остался. Я тут же достаю книгу, ищу раздел про телевидение, нахожу место, где перечислены основные неисправности телеприемников. И читаю самое подходящее — -неисправность в схеме формирования высокого напряжения… Отец снял заднюю крышку и что-то там разглядывал. Я тоже присоединился к процессу изучения. Так-как до этого я уже хорошо знал и из каких модулей состоит телевизор и как они обычно выглядят, я тут же заприметил, что в блоке строчной развертки, отпал проводник от высоковольтного умножителя. Вместе с отцом припаиваем этот проводник на место, включаем и… изображение вновь появилось!
Со временем у меня появился долгожданный «Spectrum», затем к нему был куплен дисковод. А году в 96 я заслужил свой первый IBM-PC компьютер на процессоре Pentium 75. Для этого мне пришлось подтянуть оценки в школе и закончить год на 4 и 5 по всем предметам. Все это время меня мучал один вопрос: «с чем связать свою жизнь?». Дилемма была между «Электроникой» и «Программированием». Благодаря книге я понял, что смогу заниматься обоими направлениями. К концу 1998 года я решил поступать в «Радотехникум» на специальность «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», т.к. боялся, что в старших классах не получу достаточно хороший уровень подготовки для поступления на радиотехнический факультет института.
Учеба в техникуме по специальным предметам для меня уже не представляла сложностей, благодаря книге я имел представление по всем дисциплинам. И удавалось получать «автоматы» по многим предметам. Единственное что давалось с трудом — «Основы высшей математики и начала анализа». А к окончанию обучения в техникуме мне стал понятен весь материал книги.
После радиотехникума я поступил в институт, и параллельно работал техником, по специальности. Набирался опыта. Учеба в институте уже совсем не представляла сложностей, и только лишь углубляла знания по уже известным материалам.
В тот момент я поучаствовал в разработке и отладке схем с микроконтроллерами семейства х51, разрабатывал программы на ассемблере. Затем освоил CPLD и FPGA семейств MAX 7000, MAX-II, FLEX10k, Acex, Cyclone. После этого переключился на DSP Blackfin от Analog Devices, затем поработал с процессорами ColdFire от Freescale. Изучил RTOS RTEMS, различные Linux системы.
На данный момент являюсь ведущим инженером-разработчиком. Руководителем проектов. Занимаюсь разработкой встраиваемых системам автоматического управления.
А книга Рудольфа Анатольевича стоит на моей книжной полке как талисман и путеводитель в деле, которое стало призванием.
P/S/. Чуть не забыл рассказать, как появилась эта замечательная книга в книжном шкафу! Как-то ночью отец возвращался из гостей, и увидел на дороге матерчатую сумку. Заглянул внутрь – а там была эта книга…
Алексей, Смоленск
Я живу в городе Смоленске, мне 27 лет, по профессии инженер-программист, но занимаюсь по большей части цифровой электроникой (в частности, ПЛИС). В свободное время занимаюсь тем, что нынче принято называть IoT.
С покупкой бумажного издания вообще вышла отдельная история. Поиски начал с Авито, нашел вариант в Екатеринбурге, книга потрепанная, но вполне годная для чтения. Списался с продавцом, уже почти договорились, но я решил поискать еще. И открыл для себя один букинистический ресурс, где был найден экземпляр за 500 рублей (издание 1986 года, с бежевой обложкой). Поторговался на 400 — не вышло :-) Продавец быстренько все отправил, я отдал 500 рублей и через пару-тройку дней забрал книгу с почты. Издание в отличном состоянии, кстати. А потом этот продавец написал мне, что продешевил он конкретно, книга-то раритет :-)
Больше всего в ней мне нравится то, что автор вообще не стесняется «на пальцах» объяснять, как устроен тот или иной компонент. Ведь как говорил Эйнштейн, «Если вы что-то не можете объяснить 6-летнему ребёнку, вы сами этого не понимаете». Сворень сам все понимает и объясняет так, что непонятных мест практически не остается. Другие авторы часто грешат тем, опять же — на мой взгляд, что скрывают за сложными объяснениями собственное непонимание темы. В плане доступности изложения мне кажется уместным сравнение с другим автором, американским — Чарльзом Петцольдом, и его книгой Код. У них даже манера подачи материала похожа.
насчет содержания — я бы добавил материал про Интернет вещей, возможно описание каких-либо интересных проектов на Raspberry Pi или Arduino. Ведь стартовать с нуля в электронике сейчас довольно сложно (я имею ввиду самому собирать устройства). А на одноплатниках — проще простого.
Сергей, Верхняя Тура
За единственной книгой Свореня, которая была в нашей поселковой библиотеке, «Электроника шаг за шагом. Транзистор» мы с другом охотились несколько месяцев, настолько она была популярна. В конце-концов уговорили библиотекаршу придержать ее для нас, причем не просто так, пришлось изрядно переместить «фонд» из одного зала в другой. Но это стоило того. Книгу мы получили… и долго спорили, кому ее первому читать. До сих пор стыдно и перед библиотекой (которой, (не)кстати, уже и нет в помине) и перед автором :), но мы книгу «поделили»: другу досталось от середины и далее, а мне все остальное, то есть начало. Через неделю провели обмен. До сих пор помню иллюстрации, красочные картинки — 3D схемы :) на желтом фоне. В конечном итоге повторяли конструкции «один в один» на таком же желтом фоне — фанерках.Нашей радиолюбительской «вершиной» в то время был усилитель с выходной мощностью около 3 ватт. Этот усилитель и определил интерес именно к низкочастотной технике. Потом были самодельные магнитофоны (и катушечный и кассетный) и «вертушка» с самодельным тонармом и конечно же куча различных усилителей. Потом был перерыв и ностальгия.
Воспоминания о том восторге, который вызывала работающая конструкция привели к тому что после практически 20-летнего перерыва я снова взял в руки паяльник. Сейчас мне «полста», на столе самодельный ЦАП, самодельный ламповый буфер, на голове Сенхи 650, а перед глазами статья на Хабре о замечательном авторе и отличной книге, которую конечно было бы неплохо иметь и нынешним и «тем» мальчишкам.
PS Книгу мы склеили так, что даже внимательный глаз профессионала ничего не заметил. Радиолюбитель может все.
Валерий, Новосибирск
Меня зовут Валерий, мне 21 год и я проживаю в мошковском районе города Новосибирска, а также являюсь студентом НГПУ ИФМИЭО кафедры ИиДМ. Я увлекаюсь радиоэлектроникой и программированием с 5 класса.
Про книги Рудольфа Анатольевича я узнал от преподавателя, который вел физическую электронику. Я и до этого читал разные книги по данной тематике, но в них чувствовалось недоговоренность по различным явлениям. В них в основном были принципиальные схемы и описание как их спаять. Но почему так происходит, рассказывалось бегло.
Когда я открыл и полистал их в электронном виде я понял, что данные книги рассказывают, как раз что происходит в цепи и почему. Эти книги рассказывают, как всё устроено и написана только нужная информация, в них не было как принято сейчас говорить воды. Данные книги произвели на меня впечатление понятности и доступности.
Я очень часто перечитываю книги и постоянно нахожу что-то новое для себя. На мой взгляд эти книги будут жить вечно потому что в них все четко и понятно, нет пробелов в информации и перескакивании с одного места на другое. Я распечатал эти книги для удобного чтения. Жаль, что данные книги уже не выпускают, а ведь от них пользы больше чем от мыльных детективов, которые печатаются как газеты, эти книги подойдут для любого возраста. Если вы не читали данные книги, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИХ!
Вячеслав, Воронеж
Я начал увлекаться электроникой с раннего детства, так как мой отец тоже этим увлекался, он кстати самоучка. У нас дома было немало литературы, несколько книг, журналы, также у отца хватало радиодеталей. Тем не менее, мне также пришлось все осваивать самому, получалось мало что, очень много неудач. Иногда забрасывал это увлечение, потом возвращался.
Однажды, в городской библиотеке нашел книгу Рудольфа Свореня «Электроника шаг за шагом». Кстати, я родился в маленьком провинциальном городе в Волгоградской области. И я рад, что в Урюпинске можно было найти такую замечательную книгу. Сначала я обратил внимание на рисунки и схемы, потом уже читал и все остальное. Все очень просто и понятно, можно было читать с середины, кусками или переходя от схемы к схеме. А после, хотелось самому взять паяльник в руки и начать творить. Как же тяжело было отдавать книгу назад в библиотеку.
Сейчас я понимаю, чем меня зацепила книга. Простота изложения текста, наглядные схемы и рисунки — это конечно важно для любой книги, но, для меня самое главное — это источник вдохновения. Книга невероятным образом побуждает творить с паяльником в руках немыслимые схемы, хочется проводить эксперименты и от этого получаешь удовольствие.
Эти чувства, наверное, мог бы испытать молодой ученый, заглянувший за плечо Леонардо да Винчи, чертежи и труды которого, также побуждают творить. Книга Рудольфа Свореня на меня оказала огромное влияние, я начал ценить красоту схем. Сейчас это модно называть словом «инфографика», и всем кто изучает данную науку, я бы рекомендовал обратить внимание на книгу «Электроника шаг за шагом».
Сейчас мне уже почти 30 лет и если эта книга будет переиздана я буду рад поставить ее у себя на полке «источников вдохновения», чтобы
когда-нибудь передать ее своим детям.
С уважением, Вячеслав Тарасов, инженер-конструктор 1 категории, лаб. ОАО «НИИЭТ».
Алексей, Екатеринбург
Меня зовут Алексей Валерьевич Алексеев, родился в 1972 году в семье геологов (персональный сайт отца alekseevvp.ru). С 1976 живу в Свердловске. По специальности радиоинженер-системотехник (кафедра «РТС»).
Книга Рудольфа Анатольевича попала мне в руки в 1986 году как подарок от дяди по отцу, Глеба Порфирьевича Алексеева (alekceev.narod.ru). Он радиоинженер, много лет руководил отделом технических средств обучения в Челябинском политехе. Через него я и заинтересовался, примерно в 5м классе, радиоэлектроникой.
С книгами было совсем туго, поэтому поначалу я пользовался В.Борисовым «Юный радиолюбитель», «Практикум юного радиолюбителя», затем дядя вручил мне свой экземпляр «Искусство схемотехники» Хоровица и Хилла, но для 6-7 классника это всё же слишком «научная» книга. И только лишь когда я получил книгу Свореня, все прочие источники стали блёклыми и неинтересными.
Паял я, конечно, не только и не столько по «Электроника шаг за шагом», но и по «Радио», и по «Юный техник» и его приложению для умелых рук, и по Моделисту-конструктору. Но нигде мне не попадался столь глубокий аналитически выверенный текст. Без сомнения, логическое мышление и отношения с реальным миром поставлены были во многом текстами Рудольфа Анатольевича. Ясность, связность, многогранность, образность, постоянная привязка к жизни и событиям в ней. Научность, точность и корректность изложения. Примеры достоверные и реальные. Нет слов, как эта книга мне помогла в жизни. Одна из совсем немногих, которые я никогда не выброшу из личной библиотеки.
Поступил в 1989 году на приборостроительный факультет ЧПИ, на специальность «0707», в 1992 перевёлся по семейным обстоятельствам в УПИ на радиотехнический факультет. Каковой закончил с отличием в 1995 году (5,5 лет обучения). Работал в ALCATEL, ROSNET, МегаФон, сейчас в Ростелеком. По факту получился полууниверсальный специалист на стыке связи, биллинга, договоров и ИТ-систем. Высшее образование удачно дополнило тот базис, который был заложен книгой Р.А. Перелистав сейчас, через 20 лет, его книгу, с лёгким удивлением обнаружил, что в своих рассуждениях пользуюсь многими приёмами, почерпнутыми из предложений этой замечательной книги. Я уж не говорю об умении постоянно сопровождать рассуждения простенькими наглядными рисунками.
Собственные упражнения с паяльником я закончил примерно лет 15 назад, в самом конце 1990х годов. Паял часы на ИМС, простенькие усилители, звуковые и МВ/ДМВ, радиоприёмнички прямого усиления, несложную автоматику и тому подобные простейшие вещи.
Хочу высказать единственное (настоятельное!) пожелание по переизданию: осовременить рисунки, потому что показывать сейчас МП39 или электродвигатель от советских игрушек есть «уход от реальности». Современные дети такого не видели и не увидят, даже если захотят. Само переиздание очень приветствую, но книга должна быть обязательно шитая и в твёрдом переплёте, на плотной бумаге. Мой экземпляр побывал в руках только у меня, с книгами обращаюсь аккуратно, но и то на страницах кое-где остались пятна, ткань переплёта надорвана, форзац треснул.
Поздравления
От лица всех кто оставил отзывы, кто отметился в анкете — мы поздравляем Рудольфа Анатольевича с Днем Рождения!
Желаем здоровья и творческих сил!
И как сказал один из участников: Его книги стали чем-то большим, чем просто книги по электронике, потому что в них есть душа, стремление доносить материал таким образом, чтобы прочитать ту или иную его книгу до конца захотелось даже тем, чья деятельность вообще не связана с электроникой. Спасибо огромное за неоценимый вклад в развитие знаний многих поколений!
Ссылки
* Рудольф Сворень — человек легенда (часть 1)
* Рудольф Сворень — человек легенда (часть 2)
* Анкета на предзаказ книги
Комментарии (13)
oleg0xff
30.05.2016 23:20+1Я так понимаю она для детей? Мне б по хорошему надо с аналоговой электроникой для некоторых задач разобраться, но если она для детей, то это не совсем то что мне надо.
Dimchansky
31.05.2016 09:47+1Сканы в djvu доступны здесь.
Я скачал, полистал — не сказал бы, что она прямо для детей, но с класса 5-ого можно начинать, думаю.
tirus
31.05.2016 10:49+1Это книга — как азбука или букварь для электронщика. Можно и нужно изучать в детстве, но если вы решили научиться читать на новом, незнакомом вам языке уже во взрослом возрасте, то ведь все равно начнете с азбуки? И ничего в этом зазорного нет. Поэтому смело читайте эту книгу, а уж потом перейдете к «Искусству схемотехники», например, или к «Занимательной электронике» Ревича.
tormozedison
31.05.2016 06:30С сайта:
«Для переиздания необходимо:
выполнить верстку книги (т.к. шаблоны не сохранились)
обновить иллюстрации»
О вкусах не спорят, но лично я — за факсимильное издание.
faustxp
31.05.2016 08:21+3Мне бы вот тоже для сына книгу, но переизданием и не пахнет. А из современных никак выбрать не могу.
Может кто-нибудь посоветует?tirus
31.05.2016 11:51+2Есть несколько полезных книг:
— Электроника для начинающих (Make: Electronics) Чарльз Платт
— Радиоэлектроника для «чайников» (Electronics for Dummies), Гордон Мак-Комб, Эрл Бойсен
— Занимательная электроника, Юрий Ревич
— Практическая электроника. Иллюстрированное руководство для радиолюбителей (Hacking Electronics. An Illustrated DIY Guide for Makers and Hobbyists) Саймон Монк
— Простые роботы своими руками или несерьёзная электроника. Дмитрий Мамичев.
Первые три — я бы рекомендовал к обязательному прочтению (отзывов о них много, в том числе есть рецензии и на сайте у DIHALT), две оставшиеся — как идеи для простых проектов.
Но ни одна их этих книг не погружает вас в теорию столь глубоко, но в то же время — легко и ненавязчиво, как книга Свореня.
BootLoader24
31.05.2016 09:43+2Мой путь в электронику начинался с других, не менее замечательных книг Б. С. Иванова «Самоделки юного радиолюбителя» и " Энциклопедия начинающего радиолюбителя", ну и конечно же с журналов «Радио».
elveel
31.05.2016 09:44+1Читая третий отзыв (Тимур из Санкт-Петербурга), аж мурашки побежали по коже. Настолько точно он передал мои тогдашние ощущения от прочтения книги. А ведь более 20-ти лет прошло…
artmel
31.05.2016 10:04Была именно такая как в первом фото. Красненькая. Только какойто редиска вырвал кучу страниц, начиная с работы полупроводников.
Поэтому с транзисторами несколько лет не дружил.
JerleShannara
31.05.2016 18:33Эх, помню как из-за оной книжки в серой обложке в начальной школе упрашивали центральную детскую библиотеку, чтобы меня записали в отдел «5-9 классов», бо лежала она там. Сама же книга и сделала из меня технаря.
П.С. Никогда не забуду запах отпаиваимых с гетинаксовой платы старого телевизора резисторов ВС и припоя, с насосавшей воду канифолью и пылью.
TyZ_21
31.05.2016 22:58Ах ностальгия :)
15 лет назад столкнулся с этой книгой случайно, и понеслась :)
Теперь паяльник всегда рядом на столе :)
Tiamon
Моя первая книга по электронике, только в синей обложке. Прям ностальгия… До сих пор на полке стоит, берегу для сына, подрастет пусть читает.