Хочу начать статью сразу с сути, чтобы было понятно о чем я хочу рассказать. Для этого мне нужно, чтобы вы ответили для себя на ряд вопросов честно:
- Откуда вы черпаете информацию?
- Как вы ее проверяете?
- Как информация влияет на ваше мнение или действия?
- Сколько времени вы проводите в социальных сетях?
Лично я с удивлением для себя обнаружил, что 90% информации я получаю из интернета и где-то 30% от этого — из социальных сетей. Я отношусь к тому поколению, которое застало DialUP модемы и скорость подключения в 22 кб/с. В то время, чтобы “захостить” сайт и выкинуть какую-то статью нужны были знания, опыт и необходимо было вложить в это хоть чуть-чуть денег (на хостинг). Поэтому я знал, что какой-либо материал из интернета должен был представлять хоть какую-то ценность, а его автор должен был быть не совсем глупым человеком.
Тогда не было новостей в стиле “ШОК”, SEO только зарождалось, а про SMM никто вообще не слышал. Новостям и информации из интернета можно было относительно доверять. Читая обзорную статью про “рейтинг” самых популярных для программистов книг, у меня не возникало сомнений в его объективности и я не задумывался, что автор может иметь выгоду от продажи книг по модели CPA или просто продвигать какой-то бренд.
Все это прошло… Настала эра социальных сетей, лайков, репостов и тонн бессмысленной информации, подталкивающей вас к тому или иному выводу или действию. Я хочу рассказать и попытаться классифицировать социальных ботов, как инструмент воздействия на человека.
Социальные боты в электронной коммерции. Боты-продажники
Сегодня любой “топ” или “рейтинг”, как и любую информацию из интернета нужно подвергать сомнению и искать заинтересованные стороны. Выбор товара нужно осуществлять не по “отзывам”, опубликованным на сайте продавца, а по отзывам именитых экспертов. В этом свете первой и наиболее очевидной категорией ботов в социальных сетях являются боты-продажники, имеющие единственную цель — впарить вам товар или услугу.
Как правило, управляют ими живые люди — продавцы, а наиболее простая и популярная схема их использования выглядит следующим образом. К примеру, вы зашли на сайт компании, которая продает услуги информационной безопасности, прочли пару статей и вышли. Но вот “фокус”, уже через пару минут после того, как вы закрыли сайт, к вам в друзьях в социальной сети ломится аккаунт той же компании, и в личных сообщениях вы видите что-то вроде “Вы посещали наш сайт, но ничего не заказали, могу ли я Вам чем-то помочь?”. Все давно знают, что подобные “фишки” реализованы через “кликджекинг” (статья на Хабр) и уже существуют целые сервисы по отслеживанию пользователей из социальных сетей, посетивших ваш сайт. Рекламировать я их не буду.
Идентифицирующий признак: стилизация под сервис своего владельца.
SEO боты, лайкатели, накрутчики и репостеры
На мой взгляд, еще одна очевидная категория социальных ботов — боты, предназначением которых является накрутка базовых показателей на сторонних сайтах, внутри групп в социальных сетях и даже на сторонних сервисах голосований. Аккаунты для такого рода ботов легко купить через специальные магазины BuyAccs или на форумах вроде Antichat. Как правило, боты управляются простенькими программами (не сочтите за рекламу): Викинг Ботовод, Plusmo, Olike и прочий ширпотреб. Не имеют функций ответа на сообщения.
Идентифицирующий признак: огромное количество групп (подписок) и репостов при практически полном отсутствии личных публикаций.
CPA боты-многодневки
Чуть более сложный тип социальных ботов, созданный для классической цели “впарить”, но уже по более сложной схеме. Эти боты имеют SMS активацию и автор дорожит ими, наполняя фотографиями и информацией на первом этапе в ручную или с использованием чуть более дорогих программ: Xrumer + Social Plagin, ZennoPoster или другие. Такие боты разделены под необходимые классы продвигаемых продуктов.
К примеру, боты CPA, боты красивых девочек будут наполнены большим количеством сексуальных фотографий и фото в стиле ню, если бот предназначен для продвижения какого-либо сайта знакомств, сайта с интимными товарами или даже услугами индивидуалок. Бот будет подписан на большое количество тематических пабликов знакомств, флирта и даже групп с эротическим контентом. Такие боты постят в сообществах сообщения в стиле “ищу знакомств”, “мне так одиноко” и так далее, желая привлечь внимание к своему профилю.
Такие же боты “красивые девочки” или “красивые мальчики” могут продвигать по этой же схеме все что угодно, к примеру “ставки на спорт” или “казино”, тогда автор “подпишет” такого бота на паблики по азартным играм и схема та же, что описана выше. Таких ботов можно легко перепрофилировать на любые CPA офферы, товары или услуги.
Идентифицирующий признак: активная ссылка на сторонний сервис прямо в профиле или на стене пользователя с припиской “тут редко бываю, ищите меня (ссылка)”.
От очевидно коммерчески выгодных ботов мы плавно переходим к “элите” ботоводства:
Политические социальный боты-тролли и лидеры мнений
Наиболее сложная категория социальных ботов — политические. Этих ботов обычно “взращивают” месяцами, а иногда и годами. Боты используются в интересах политических сил, правительств и представляют из себя “лидеров мнений” определенного социального слоя (политического электората).
Тут можно встретить бота, замаскированного под простого таксиста, регулярно публикующего свое личное мнение вперемешку с личными фотографиями и публикациями. Бывают учительницы младших классов, которые высказываются о простых и всем знакомым проблемах среднего образования, апеллируя к самому важному, что есть в жизни у каждого — детям, а как результат и их родителям. Такие боты имеют большое количество друзей (подписчиков), их посты “разгоняются” SEO ботами и “лайкателями” и несут скрытый посыл или “слегка замаскированный”.
Идентифицирующий признак: явно не выражен, максимальное соответствие реальному аккаунту. Как правило, такие боты подключены к системам ИИ общения и даже могут односложно отвечать на ваши сообщения. Из личного опыта: иногда владельцы таких ботов используют фотографии “под открытой лицензией” для “главарей” своих ботов, боясь жалоб за использование чужих фото.
В разных странах подобные боты имеют даже свое собственное название.
- В РФ, согласно легендам, существуют “Тролли из Ольгино”, якобы созданные для того, чтобы создавать иллюзию сверхвысокой поддержки власти народом. Получившие свое название за место своей первичной локации. (статья об этом)
- В Украине, согласно легендам, существуют “Порохоботы”, направленные на поддержку президента. Происхождение названия очевидно. (упоминание об этом)
- В США, авторитетный журнал motherboard и другие издания рассказывали, что социальные боты используются в лагерях обоих (тогда еще) кандидатов на пост президента Дональда Трампа и Хиллари Клинтон. (статья об этом)
Для объективности и честности стоит сказать, что практически все значимые мировые лидеры прибегают к помощи высокотехнологичных компаний, занимающихся ботоводством. Фразу “согласно легендам” я добавил для той массы населения, которая опровергает вмешательство государства в частную жизнь своих граждан, социальные сети и прямое воздействие на мнение людей. Эти технологии используются политтехнологами всех стран. А обслуживающие такие “акции” компании получают солидные чеки.
Эта статья не претендует на роль полного руководства по классификации социального ботоводства, а является лишь отражением моего личного мнения. За время работы в сфере информационной безопасности я сталкивался, да и чего греха таить, пробовал использовать почти все вышеописанные категории ботов, как по отдельности, так и в связке, тестируя их на количество привлеченного трафика и отзывов (лайки, репосты), но это уже совсем другая история.
Комментарии (12)
DVORYAN
27.02.2017 19:16Сейчас появились СМИ-боты) Для распространения контента и увеличение подписоты у разных СМИ. Особенно ярко это стали использовать региональные СМИ.
grey_rat
27.02.2017 20:53-1Как-то видел на Алиэкспрес у одного не очень популярного продавца отзывы на ломанном русском.
701054
27.02.2017 23:09давным давно когда я еще писал скрипты в mIRCе ботов звали ботами, а тех кто под них косил ради лулзов в шутку называли — биоботами. Это определение кмк очень подходит ко всяким живым троллям из мяса )
immaculate
28.02.2017 06:41+1Да, здравствуй новый мир! СМИ используют ботов и фейковые аккаунты для продвижения своих статей в соц. сетях. Политики тоже не гнушаются ботами для голосования за положительные новости о себе. Недавно на reddit краем глаза видел расследование человека, о том, как две фракции ботов боролись за и против вывода статьи на главную страницу.
Мне кажется объективной истинной информации у людей всегда было мало, а сейчас ее и вовсе заменит пропаганда.
Одна из причин, по которой перестал заходить в соц. сети (кроме Habrahabr/Geektimes и еще парочки узкоспециализированных) — просто видеть не могу эти бесконечные репосты различных фейков.
DD174
28.02.2017 15:17Я сначала отключил показ репостов в ленте всекты — очень раздражали постоянные репосты «лохотронов».
А сейчас, через ад-блок заблокировл всю новостную ленту — и теперь для меня эта всекта просто мессенджер и пара тематических групп.
Pakos
28.02.2017 10:56-1скорость подключения в 22 кб/с
21.6?
вложить в это хоть чуть-чуть денег (на хостинг)
narod.ru? Это сейчас там разве что альтернативно одарённые альтернативные физики остались. А ещё было hobi(h1).ru, где даже CGI Perl был.
Новостям и информации из интернета можно было относительно доверять
да ладно, по книгам для программистов ещё да, а вот сообщениям «Денис Давыдов сообщает что был выброс на ЛАЭС, всем пить йод и красное вино» доверять было нельзя, хотя некоторые доверяли.
И 30% информации из соц-сетей… разве что ели Хабр считать соцсетью или подписаться на приличные паблики(или как они зовутся) в ФБ и ВК. Говорят, такие есть.
Идентифицирующий признак: явно не выражен, максимальное соответствие реальному аккаунту
Это могут быть не боты. я даже людей таких знаю. Ну т.е. технически не боты, но спорить с ними бесполезнее, чем с телевизором.
fouxer
28.02.2017 15:15Лет 15 назад мне преподаватель в универе сказал, что в интенете 30% правдивого контента. Сколько сейчас интересно?
v-oz
28.02.2017 15:15-1Надеюсь, конверсионный (то есть, с пользой для большого числа членов общества) выхлоп от ботов таки будет.
chatter
04.03.2017 21:12Ну первое упоминание о ботах в рунете, справедливости ради, пошло совсем не от Ольгино. В ЖЖ несколько лет назад был популярный блогер с запоминающимся ником mvd — так у него в журнале ещё со времён активности оппозиции, за несколько месяцев до вброса «Новой Газеты» про Ольгино вышло несколько постов, как боты в соцсетях использовала оппозиция, усадив студентов за компьютеры на снятых квартирах в Москве.
Посты получили широкий резонанс в ЖЖ и как по заказу, через пару месяцев вдруг «Новая Газета» пишет про «Ольгино» (которого так, к слову никто и не нашёл, а потом за ботоводов выдали СММ-щиков с «Савушкина».
SADKO
Ну, тут лишь самые простые случаи… и стоит всё-так определиться, что понимать под ботоводством, ИМХО мясо на зарплате ведущие кучу аккаунтов это одно, боты это всё-таки роБОТЫ… Хотя бывает промежуточный вариант, например, когда мясо создаёт контент, а боты его пересказывают, так-что бы в глазах заинтересованных лиц выглядеть достаточно индивидуально для достижения каких-либо целей…
… из личной практики замечу, что с «политическими» всё не так просто, а гораздо банальней, и началось это дело в ещё в мохнатые годы… «У одной знакомой птицы-певицы был сайт и вэбмастер который его делал за денежку, и приносил регулярные отчёты о посещаемости, а когда птица-певица стала что-то подозревать, устроил акцию по раздаче её пластинок, про пиарив её на сайтах любителей халявы, мол отправь бумажное письмо по адресу, получи пластинку...» а сегодня всё ещё веселее, выбиваем себе немного партийных денег на службу мониторинга общественного мнения, по результатам её работы уже другой рукой берём партийные деньги на продвижение в тырьнете и создаём эти без численные бложики, ибо взрослые дяди не будь дурни, используют альтернативные службы мониторинга ;-) А сколько денег было освоено в процессе недавнего хохлосрача, уууу…
… но не политикой единой, не так давно один всемирно известный брэнд, придумал некие новые показатели эффективности региональных продажников, ибо их продукт в одной стане продаётся влёт только ради того что бы пересечь границу и продаться в серую совсем в другом месте, разумно, но! Продажники не будь дурни, обращаются к ботоводам и те делают им правильную региональную активность покупателей.
итд\итп