Привет!

Мы делаем системы электронного документооборота для разных компаний. Крупные банки, администрация Перми, разные производственные объединения и госкомпании. Расскажу об особенностях этой сферы и граблях, которые ждут за каждым углом. Преимущества систем электронного документооборота такие, что не поспоришь в сравнении с традиционной бумагой.

Но нет, одна из самых весёлых проблем – саботаж сотрудниками. Почему? Потому что когда внедрение кончится, руководителю будет лучше видно каждый конкретный документ (любой от любого сотрудника). То есть будет больше контроля. Говоря более простым языком – в частности, воровать станет куда сложнее.

Первый пример саботажа – это когда система документооборота вводится вместе с автоматизацией процессов одновременно. В этот момент народ глубоко возмущается «квадратно-гнездовым» способом и другими нововведениями и чуть ли не собирает митинги о том, что всё это от лукавого. Чаще всего наблюдается в удалённых филиалах, где впервые как-то приходит контроль. Решается, естественно, только волей одного из первых лиц компании, иначе все шансы застрять в межведомственных «разборках».

Вторая стадия – после внедрения, когда приходит отчётливое понимание, что надо работать прозрачно. В одной госкомпании пользователи даже писали трактаты, что не плавное открытие экранных форм системы способствует ухудшению зрения и развитию эпилепсии.

Но давайте начну с начала, с того, зачем вообще в России нужен СЭД, когда уже есть пачка бумаги, ручка, печать и дырокол.

Про опыт


Сразу скажу — у нас есть готовые проекты в атомной энергетике, вся бухгалтерия «М.Видео» крутится на базе собранной нами ECM-платформы, есть несколько опенсорсных проектов на базе Alfresco, например, один — для госучреждения с 250 пользователями. Ниже будут примеры решений для разных известных компаний, пока же расскажу про рынок.

Зачем нужен СЭД компании?


Во-первых, контроль. Кто, где и что сделал, кто не работал,. Как и любая автоматизация, СЭД решает такую задачу достаточно эффективно. Плюс видно детализацию того, кто и что делает до последнего человека в компании. Видно, где какой документ застрял и кто виноват.

Во-вторых, избавление от бумаги. На первое место сейчас выходят продукты и решения, которые позволяют экономить здесь и сейчас. Быстрее окупаются, быстрее показывают результат. Логистика бумаги дорогая, и если получается избавиться от печати и пересылки бумажных документов внутри группы компаний (холдинга), это уже существенное яркое достижение. За него инициатору вполне могут дать звезду героя и вообще карьерно отметить. Также многим интересен функционал рукописной электронной подписи (не ЭЦП, а той, когда клиент или сотрудник расписываются на электронном табло поверх изображения подписываемого документа). Это помогает принимать документы с различных мобильных устройств, плюс, как говорят западные коллеги, когда человек расписывается каждый раз, а не клацает кнопкой — это серьёзно повышает ответственность.

В-третьих, доступность информации. Любая важная для компании информация должна быть доступна в системе в любой момент, даже в том случае, когда сотрудник увольняется. Если вы никогда не искали бумажку на отгрузку вагона стали в компании с сотней заводов – вы не понимаете этой боли.

В-четвёртых, информационная безопасность. Сотрудники в принципе не должны хранить файлы, где им захочется, а хранить их в СЭД в нужных разделах. Важно защитить файлы не только, когда они хранятся на диске, но и когда они перемещаются, как внутри, так и за пределы компании. Для этого используются IRM-системы (Information Rights Management), они позволяют защитить документы за пределами периметра организации. Чтобы адресат прочитал файл, у него должны быть соответствующие права на дешифрацию.

Наконец, есть ещё важный аспект требований к СЭД — система должна быть удобной, чтобы сотрудники не бились головой об стену, а нормально в ней работали (иначе растёт уровень саботажа). Люди по умолчанию должны выбирать этот инструмент вместо того, чтобы пересылать файлы по почте или держать на локальном диске.

В частности, в этом направлении идет развитие корпоративных социальных сетей (тот же Jive также может решать эту задачу как корпоративная соцсеть компании). При интеграции корпоративной социальной сети, корпоративной почты и СЭД получается, что пользователям заметно проще сразу поставить документ в системе, чем отправить обычное сообщение.

Вендоры


В проектах СЭД мы строили решения как на западных, так и на отечественных платформах. Из западных ECM есть положительный опыт с EMC Documentum и с Alfresco. Первое — большая коммерческая платформа от большого вендора. Второе — компактная, но от этого ничуть не ограниченная, версия ECM с открытыми исходными кодами.

Из российских продуктов мы работаем с DocsVision и Directum. От западных ECM их отличает богатый специализированный для задач СЭД функционал. То есть стартовать проект внедрения и получить хороший результат можно значительно быстрее. Справедливости ради нужно сказать, что и над западными ECM существуют функционально развитые надстройки, облегчающие реализацию проектов СЭД. В КРОК, например, была построена такая надстройка над Documentum и Alfresco.

Есть ещё отдельный класс платформ, с помощью которых можно решать задачи электронного документооборота. Речь про BPM-платформы. Например, у нас договорооборот автоматизирован на K2+Documentum. BPM-платформа K2 Blackpearl отвечает за маршрутизацию электронных документов, которые размещаются в хранилище Documentum.

Кому нужен СЭД в РФ


Изначально в России систем электронного документооборота не было. Был дырокол. Потом появилась электронная нумерация входящих-исходящих (какой-никакой, а учёт), затем – хранение образов, потому что бумага часто терялась. То есть главным поводом тогда было создание электронного архива бумаг, бекап. Только в начале 2000-х началось движение по постановке именно процессов в электронном виде – того, что станет современными СЭД. Как раз в 2005 году начался наш проект в Перми, где всех чиновников надо было пересадить на СЭД. Поначалу там за руководителей работали секретари, потому что мало кто вообще понимал, что это и зачем, но железная воля самых главных приводила к тому, что постепенно каждая бумага и каждая копейка (утрирую) стали учитываться (представьте себе «радость» всех причастных). Поколение сменилось, — а система работает, но руководителям уже привычно. Кстати, там же мы внедрили юридически-значимую ЭЦП, что было достаточно сложно в то время.

У многих объём документов разросся настолько, что старый СЭД просто не тянет базу. Звучит смешно, но это достаточно часто – большая проблема для компаний со старыми внедрениями.

Довольно мало компаний сейчас ставят с нуля. Как правило, у крупного бизнеса уже есть какое-то решение. Если СЭД нормально внедрён, то он – подспорье для бизнес-процессов, либо вообще основанная система поддержания процессов. На нём всё держится в компании, и потому если вы стали большим бизнесом – у вас автоматически что-то такое уже есть. Если в системе электронного документооборота проблемы, то проблемы у всей организации.

Был, например, случай, когда компания осталась жить на СЭДе, который перестал развиваться 2-3 года назад. Нужны новые функции – а вендор их сделать не может. Где-то забивали костыли, где-то приколупывали внешние модули, где-то просто теряли часть процессов.

Одна из новых причин модернизации СЭД – это интерфейсы. Люди привыкли к фейсбукам-контактам, и СЭД для них должен быть таким же простым. Бывает, что затраты на обучение в какой-то момент перевешивают стоимость модернизации. А большая часть новых СЭД почти всегда уже юзабельные.

Примеры


Для федеральной службы государственной статистики (Росстата) мы делали модернизацию СЭДа, который у них уже был. Проект в Росстате был реализован КРОК на основе первого решения на базе EMC Documentum. Этап обучения сотрудников работе с системой был организован с помощью «облака» — Виртуального дата-центра КРОК. Из важного было достигнуто:
  • Переход на безбумажный оборот (есть ряд особо важных документов, подписывающихся вручную, но их немного).
  • Контроль статуса исполнения документов (что очень важно для большой организации). Благодаря принципу сквозного контроля руководящий состав получил возможность контролировать исполнение своих поручений на любой стадии и ступени организационной иерархии;
  • Повышение производительности труда персонала (всё под рукой плюс подсказки-напоминания). Экономический эффект на каждого из них составляет 144 тыс. руб. в год;


Для Росавтодора мы внедрили систему электронного документооборота, рассчитанную на более чем 2000 пользователей. Решение имеет полный набор функций, необходимых для осуществления делопроизводства и архива. С помощью системы «Контроль исполнения договоров» сотрудники Росавтодора ведут учет заключенных государственных контрактов, контролируют выполнение подрядчиками своих обязательств, отслеживают сроки и объемы выполняемых работ, учитывают претензионно-исковую деятельность по контрактам. Важное: эффективная групповая работа по подготовке документов, налаженная коммуникация между центральным аппаратом и региональными подразделениями, высокая степень защиты информации, интеграция системы документооборота с системой поточного сканирования.

Для одного очень крупного банка мы внедрили систему на более чем 4000 пользователей центрального аппарата и территориальных филиалов. Система позволяет создавать и согласовывать различные формы заявок и маршруты их прохождения. В рамках проекта система интегрирована с HP OpenView ServiceDesk для синхронизации справочников информационных ресурсов, а также статусов инцидентов на исполнение заявок. Главный приоритет — сокращение времени подготовки и обработки документов.

В ОАО «НЛМК» мы сделали первое в России внедрение системы электронного документооборота под Linux. Это вообще наше первое внедрение, очень-очень давнее. Бизнес-приложение автоматизировало 100 рабочих мест административного аппарата. Единый формат документов и правильное архивирование и резервирование – тогда это было счастье для них.

Для одной очень крупной производственной группы из нефтегазовой сферы мы делали СЭД на более чем 4000 человек (примерно 6,5 миллиона документов в год).

Вот схема:



Использовано: СУБД Oracle Database 11.2.0.3, контент-сервер EMC Documentum Content Server 6.7 SP1, сервер приложений ORACLE WebLogic Server 11g 10.3.5, также EMC Documentum xPlore 1.2, ABBYY Recognition Server 3.5, WSO2 Enterprise Service Bus 4.5.1 и Pentaho Data Integration 4.4.0, плюс система управления бизнес-правилами IBM ODM 8.5. Интеграция с информационными системами заказчика: SAP ERP, 1С, АСВ НСИ, БОСС-Кадровик, ИСУП, банк клиент, система сканирования, почтовый и факс-сервер, Active Directory, OeBS, ЕСУИД (Oracle OIM).

Раньше там не было единой системы обмена, и поэтому производительность часто упиралась в бумажный обмен, конвертацию и вообще странные логистические вопросы. Плюс появились все прелести контроля и точного отслеживания.

Для себя (у нас более 2000 сотрудников и до 3000 проектов в работе в год, из которых – около 20% с бюджетом больше миллиона долларов) мы используем СЭД на базе Documentum и K2. Для упрощения согласования документов топ-менеджментом организована система напоминалок по почте с возможностью согласования по нажатию кнопки.



Параллельно для совместной работы над документами, их обсуждения и хранения, а также подгрузки напоминалок о днях рождениях используется корпоративная соцсеть Jive.

СЭД и Jive вполне могут быть интегрированы между собой для упрощения работы с документами (у нас этот процесс на начальной стадии). Соцсеть внедрялась примерно вот так:



Вот вид профиля:



И проектный вид:



Про рынок


Если смотреть на западную ситуацию, там рынок ECM растёт примерно на 8-10% в год. У нас похожий курс, но есть два больших принципиальных отличия: во-первых, по миру достаточно велика доля опенсорсных решений (а у нас к ним только-только начинают присматриваться), во-вторых, в среднем доля систем электронного документооборота в продажах ECM — примерно 40%, а у нас — 50%.

У нас в стране на начало 2014 г. насчитывалось более 6,25 млн рабочих мест, которые могут быть автоматизированы при помощи функционала ECM-систем. То есть конкретно в России потребности в платформах электронного документооборота еще не закрыты, рынок ещё будет развиваться и расти до стадии насыщения как минимум пару лет (с учётом текущей ситуации – больше, процесс замедлился).

Почему так? Достаточно просто, дело в том, что на этот рынок выходит средний бизнес. Лет, скажем, 10 назад был только вариант писать что-то своё, небольшое прикладное. Лицензия на готовый продукт была просто неподъёмной по цене. Сейчас есть возможность купить что-то вполне доступное и при этом полнофункциональное, либо собрать из опенсорс-компонентов (при наличии необходимой квалификации). Естественно, очень сильно на развитие систем электронного документооборота в России повлиял госсектор — там идёт большая движуха по электронному обмену между ведомствами, и в сравнении, опять же, с ситуацией 10 лет есть разница. Плюс работает естественный фактор географического распределения — далеко не на каждое предприятие в России из-за расстояний можно часто ездить лично, поэтому для крупных компаний становится важным повышать эффективность управления. То есть в первую очередь — видеть всех ответственных и избавляться от неконтролируемого бумажного обмена, сокращать срок поиска документов.

В кризис есть шансы на рост — внедрение СЭД может сократить затраты на печать, и существенно повысить эффективность процессов. Для кого-то кризис будет шансом наконец-то «протолкнуть» давно необходимую программу внедрения.

Резюме


Сейчас почти все понимают, что электронный документооборот важен. Многие хотят поставить систему ради экономии на той же логистике бумаги, многие — заместить дорогой импорт новым более доступным по цене решением. На практике замещают один импорт другим. Часто переходят с громких брендовых этикеток на опенсорс. Вендоры заворачивают опенсорс в российскую этикетку и называют это исконно русским продуктом. Рынок растёт (по крайней мере, рос до недавнего времени), поэтому приходит много игроков, рождающих целые группы косяков во время внедрений — от банального непонимания масштабов и нагрузок на разные точки инфраструктуры до недостаточных возможностей реагировать на изменение процессов заказчика.

Мы часто видим, как небольшие игроки пытаются пройти квест по состыковке данных в госкомпаниях при интеграции — там одна только задача получения данных в нужном формате может поставить крест на всей затее. Умеем работать, умеем показывать прототипы раз в неделю, умеем правильно договариваться — без опыта тут никуда. Умеем выдерживать огромную волну первых дней звонков в саппорт после внедрения, в конце концов. И только после полугода-года мучений видно, как процент просроченных документов, например, в госкомпании, начинает влиять на премию руководителя или чиновника — и как все процессы вдруг магически начинают крутиться быстрее.

Как-то так. Вот тут еще можно найти интересную статистику. Если интересно – задавайте вопросы, постараюсь рассказать о конкретных особенностях. Либо пишите на почту SPlaunov@croc.ru, если вопрос не для комментариев.

Комментарии (29)


  1. Alexeyslav
    04.06.2015 11:33
    +16

    Сотрудники — самая большая тормозящая сила для внедрения. Особенно когда большинство из них пенсионного возраста.


    1. Zanoza
      04.06.2015 11:42
      +5

      Непонимание для чего все это нужно и что даст — самая большая тормозящая сила для внедрения.


      1. solver
        04.06.2015 12:02
        +14

        Я бы сказал наборот.
        От понимания того, что приходит упорядочивание работы, у многих пригорать начинает. И саботаж идет абсолютно сознательно. Ибо в мутной водичке проще всего мутить свои дела. Сколько разговоров слышал в кулуарах, что просле внедрения автоматизации, у людей левак пропадал.


        1. AlexZaharow
          04.06.2015 12:59
          +1

          А по мне так дело не в прозрачности работы, потому что можно сделать прозрачным и левак, но только для своих. Система безопасности должна это обеспечить. Просто надо делать программу для человека и чтобы программа способствовала сплочению людей, а так получается, что человек должен думать, как удовлетворить программу, а не получает удовольствия от того, что программа удовлетворяет его. Поэтому СЭД в таком виде не очень хорош, потому что заставляет человека расходовать очень ценный ресурс — напрягать мозг, где раньше можно было обойтись без напряжения извилин. Бюрократия не должна напрягать мозг, она должна сама понимать, что он неё нужно.

          Вот если бы было так — даёшь СЭДу файл, а она уже сама его проанализирует и подскажет, что «кажется — этот файл является письмом, зарегистрировать его как входящее?» или «Это письмо похоже на ответ на другое входящее. Зарегистрировать это как исходящее и отправить Петру Иванычу?» Вот это было бы круто, а так я должен вспомнить, какие классификации действий в моей СЭД есть, и сколько раз я должен нажать мышкой, чтобы в итоге дождаться того диалогового окна, в который я смогу загрузить файл, но не сразу, а пока не назначу исполнителя, не выберу какого-нибудь заместителя исполнителя и не напишу комментарий «после дождичка в четверг». Простите, коллеги, но такой СЭД, нам, пользователям, не нужен. ) Мы хотим тот СЭД, который нас, пользователей, понимает и старается предугадать наши действия.

          Из личных ощущений — лично мне хочется, чтобы какое-либо действие в СЭД можно было бы выполнить перед исполнением желания пойти налить себе кофейку. Например, мой срез по мыслям:

          — а не пойти ли налить кофейку, мистер Фикс?
          — одну секундочку, мистер Фикс, только документ на согласование отправлю?

          И пойти налить себе кофе, а не налить себе кофе, чтобы за чашкой кофе отправить документ на согласование.


          1. AlexZaharow
            04.06.2015 13:10

            Простите, коллеги, мою критику, но я всё таки за то, что СЭД нужен. )


          1. Alexeyslav
            04.06.2015 13:33

            Боюсь, в последствии такой СЭД вообще сотрудники не понадобятся. Уже чувствуете как запахло жареным?
            Компания тогда будет состоять из Директора и грузчиков типа подай-принеси.


            1. AlexZaharow
              04.06.2015 13:46

              Как это не понадобятся??? А работать кто будет? Работа же не из входящих/исходящих писем состоит? СЭД должен упростить документооборот, но не отменить работу!?


              1. Alexeyslav
                04.06.2015 16:16

                Курьеры будут работать, и фрилансеры.


        1. gag_fenix
          04.06.2015 13:15
          +3

          А еще в большой организации такая автоматизация может задумываться не для экономии на бумаге, а для сокращения персонала.
          Что не добавляет ей популярности.


          1. AlexZaharow
            04.06.2015 13:52

            А какая связь? Введение СЭД иногда идёт годами.


            1. ploop
              04.06.2015 13:56
              +4

              Есть относительно небольшие организации, на 50-100 человек. Там внедрение пройдёт гораздо быстрее, и, в зависимости от рода деятельности, часть персонала останется ненужной.
              Это касается не только СЭД, но и автоматизации процессов вообще.


              1. AlexZaharow
                04.06.2015 14:40
                +2

                Ну зато маленькие организации и разваливаются быстрее и СЭД их не спасёт. Зато если будет разваливаться крупная, то можно успеть выйти на пенсию, а она всё ещё тонет.

                Мне кажется, что программисты вообще должны больше всех бояться автоматизации, которая автоматизирует их работу. Но что-то я не наблюдаю такого, чтобы все программисты вдруг возмутились и сказали — мы не будем пользоваться средствами автоматизации, потому что это сокращает наши рабочие места. Наоборот — программисты в целом стали работать гораздо быстрее и эффективнее.

                >> Это касается не только СЭД, но и автоматизации процессов вообще.
                Ну, а на вредных производствах автоматизация необходима.

                Автоматизация предполагает более быстрое выполнение уже устоявшихся бизнес-процессов, но за этим ускорением для бизнеса всегда открывается новое поле деятельности и если бизнес построен грамотно, то тут либо увеличение ФОТ, либо новые рабочие места. Это суть прогресса. Лично я за автоматизацию.


                1. ploop
                  04.06.2015 14:57
                  +3

                  программисты в целом стали работать гораздо быстрее и эффективнее.

                  Это из-за того, что ещё быстрее растёт их востребованность. Грубо говоря, отправь современного программиста с современными инструментами на 20 лет назад — так он весь отдел заменит.
                  Ну, а на вредных производствах автоматизация необходима.

                  Я про IT в широком плане, т.е. про обработку информации.
                  Это суть прогресса. Лично я за автоматизацию.

                  Так я тоже за. Это действительно открывает новые горизонты, но не все этого понимают.


                  1. gag_fenix
                    04.06.2015 15:18

                    Просто не бывает старых программистов.
                    Если бы им было лет по 40-50, то сопротивление изменениям было бы и у них.
                    Плюс в этом возрасте не хочется оказаться на улице. И я повторюсь: экономическое обоснование автоматизации — это сокращение затрат на персонал.


                    1. AlexZaharow
                      04.06.2015 17:37
                      +4

                      у меня нет, мне больше 40. maven, grunt, bower, chrome dev, linux/make install — небольшой перечень инструментов, которые я использую каждый день ну или через день. Без них как без рук. Без работы не сижу.

                      Экономическое обоснование автоматизации — сокращение затрат, а не целевое сокращение затрат именно на персонал. Кроме того есть задачи, которые без автоматизации вообще были бы не выполнимы.

                      Взгляните на ситуацию с другой стороны. Устроились вы в фирму на работу, а фирма только благодаря ранее внедрённой автоматизации и расширила свой штат, благодаря чему вы и попали в данном примере на работу. А до этого долго её искали. Жалоб нет?

                      Далее. Таких ситуаций в истории человечества было много. Когда в Китае прокладывали железные дороги несколько сотен тысяч носильщиков лишились работы. В Англии во время промышленной революции были забастовки ткачей. Так что СЭД — далеко не первая и уж точно не самая большая волна поводов для сокращений. Но именно благодаря промышленной революции и железной дороге в Китае сегодня имеем производство iphone в Китае. Результат-то хороший получился?

                      Иногда стоит задуматься что-то поменять в жизни. И если вы уйдёте, а СЭД не будет внедряться у вас на работе, вы работодателя же жалеть не будете, что ему может быть тяжело без вас, как без специалиста :)


                      1. Alexeyslav
                        05.06.2015 13:19

                        Плохо не потому что автоматизация происходит, а плохо когда она происходит молниеносно. Носильщики не в один день лишились своей работы, с электронкой дело обстоит хуже — копировать и масштабировать систему не так уж и сложно. Ведь железку пока построят, носильщики еще актуальны будут, да и некоторое время после…


          1. Zanoza
            05.06.2015 09:12

            Результатом успешное внедрение какой-либо системы можно быть не только сокращение штата но возможность увеличить прибыль, за счет освободившегося времени задействованных сотрудников, минимизации ошибок, сокращения накладных расходов. Не стоит однобоко смотреть на данный вопрос. И какой смысл содержать сотрудника который не приносит пользы(не стоит путать с прямой выгодой), только из-за того, что он тут 5 лет просиживал если специалист квалифицированный то он сумеет перестроиться и быть полезным при новом порядке.


  1. achekalin
    04.06.2015 12:38
    -2

    «Похожие проекты» — вы сделали мой день! ))

    Ну чес-слово, «похожее ...» на сайте, куда часто заходят новые посетители (вы зашли на сайт нашей пиццерии, у нас есть такая пицца, а есть такие вот похожие") — оно логично. А на интра-странице, где каждый день толкутся «свои» такой блок только от «что бы еще засунуть сюда» можно приделать. Ну и чтобы лишний набор запросов в БД сделать, конечно.

    Был бы логичен блок «проекты, с которыми я часто работаю», и наполнять его по потребностям конкретного юзера…


    1. TimsTims
      04.06.2015 13:27
      +3

      А я считаю что это отлично. Когда организация большая как КРОК, то иногда действительно могут возникать различные проекты, которые пересекаются по функционалу или цели/задаче. Обычно есть свой департамент, который ведет все проекты и «помнит», что «был раньше такой-же проект», но это всё человеческий фактор, а защищаться от дублирований нужно как можно раньше — пофиг на лишний запрос к БД — лучше пусть экономится самый ценный ресурс — человеческий!


  1. darthandrew
    04.06.2015 13:15
    +2

    При внедрении документооборота не последний вопрос, который задает заказчик — «Сколько это будет мне стоить?». И да, работать еще не начали, даже не изучили список бизнес-процессов, а сумму уже неплохо бы «озвучить».
    У вас в компании как вот с этим обстоят дела? Есть «калькулятор» стоимости, например?
    Вот приходит к вам банк… и говорит — «Ну вот у нас порядка 1000 пользователей, кого надо автоматизировать, мы еще ничего не знаем, сколько стоит СЭД из коробки на 1000 ?» Потом идет согласование договора. Они пишут ТЗ, оно «кривое», но посылать клиента бесконечно на «доработку» тоже нельзя (потеряет интерес), и вот договор подписали. Примерно на 30 000 долларов:) Получить «100 000 — 500 000 $» при внедрении документооборота — это уже из разряда «фантастика», во всяком случае в Украине. Просто калибр затрат на IT такой ни один собственник не дает, а из гос-структур — там еще проблемнее.


  1. smind
    04.06.2015 17:14
    +3

    о СЭД, как много в этом слове для… жаль что ничего нельзя конкретного написать, очень хочется, но нельзя…


  1. greebn9k
    04.06.2015 17:28
    +1

    К огромному сожалению, люди в большинстве профессий отчаянно сопротивляются автоматизации. Видимо, как-то спинным мозгом чуют, что еще чуть-чуть в их «работе» человеческий элемент вообще не будет нужен. Эх, эти уж современные луддиты… Но, могу отметить, что автоматизация действительно нужна не везде.


    1. smind
      04.06.2015 17:43
      +1

      Как правило, автоматизация подразумевает под собой увеличение объема работ для конечного пользователя, ни разу не помню на своем опыте, чтобы автоматизация приводила бы к упрощению или облегчению работы. Так что, я думаю, вы заблуждаетесь когда думаете что пользователи боятся сокращений, скорее опасаются что на них повесят еще какую то нагрузку… но управленцу да позволяет видеть ситуацию полнее.


      1. greebn9k
        05.06.2015 10:02

        Вы, конечно, отчасти правы. Автоматизация приводит к упрощению работы в плане лучшей отчетности всей компании, что, если подойти к вопросу правильно, может способствовть общему повышению производительности. То, что работникам, надо больше возиться с заполнением всяких форм и отчетностей — это правда.


        1. Zanoza
          05.06.2015 11:45

          Неверное заключение. Если будет грамотно построен бизнес процесс то потребуется гораздо меньше времени т.к. будет использоваться информация полученная ранее других ветках/объектах


          1. greebn9k
            05.06.2015 17:02
            +1

            Это если будет правильно, а если нет, как обычно бывает, то результат будет не самый, как бы выразиться, лестный.


  1. amarao
    04.06.2015 23:02
    +3

    Привет вам от автора фотографии. (/me машет ручкой).


  1. MiXaiL27
    05.06.2015 11:31
    +1

    В моей работе самый большой тормоз Роснефть! Они просто не работают с электронными документами. За полгода пока просто сошлись на том, что я помимо электронных клепаю бумажные. А вот бюджетные клиенты, как правило, на много лучше работают в СЭД. Ну и самое идеальное это обычные юрики, там просто созваниваешься с бухгалтером говоришь, где чего открыть и все подписано!


    1. Alexeyslav
      05.06.2015 13:38

      Ну правильно, деньги огромные цена утечки документов очень высока, не доверяют электронке… старый сейф с бумажными документами как-то понадёжней.