• Главная
  • Контакты
Подписаться:
  • Twitter
  • Facebook
  • RSS
  • VK
  • PushAll

logo

  • Все
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За сегодня
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За вчера
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За 3 дня
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За неделю
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За месяц
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За год
    • Положительные
    • Отрицательные
  • Сортировка
    • По дате (возр)
    • По дате (убыв)
    • По рейтингу (возр)
    • По рейтингу (убыв)
    • По комментам (возр)
    • По комментам (убыв)
    • По просмотрам (возр)
    • По просмотрам (убыв)
Главная
  • Все
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За сегодня
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За вчера
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За 3 дня
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За неделю
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За месяц
    • Положительные
    • Отрицательные
  • Главная
  • DeclarativeCOS — Декларативное программирование на Cache

DeclarativeCOS — Декларативное программирование на Cache +15

24.04.2017 08:45
jxcoder 11 1500 Источник
Проектирование и рефакторинг*, Программирование*, NoSQL*, Блог компании InterSystems
Проект DeclarativeCOS — крик души по теме программирования на COS.

Цель проекта — обратить внимание сообщества к улучшению внутреннего ядра COS.

Идея проекта — поддержка лаконичного синтаксиса при работе с циклами и коллекциями.

image

Итак, что же лаконичного я придумал? Добро пожаловать в примеры!

Примеры


Ключевой концепт проекта — декларативный подход. Нужно указать ЧТО нужно использовать и КАК.

Лично мне всегда не хватало простого оператора/команды/заклинания в терминале COS для того, чтобы вывести коллекцию на экран в том виде, в котором тебе это хочется. А теперь есть две приятные штуки: zforeach и $zjoin!

>s words = ##class(%ListOfDataTypes).%New()
>d words.Insert(“Hello”)
>d words.Insert(“World!”)

>zforeach $zbind(words, “io:println”)
Hello
World!

Здесь стоит рассказать подробнее о функции $zbind. Начать следует с того, что COS можно расширять своими командами и функциями, о чем можно подробно написано в соответствующей документации и статье на портале сообщества разработчиков.

Эта функция создает экземпляр класса Binder. Его задача — связать коллекцию и функцию, которую нужно применить к каждому элементу коллекции. В данном случае, используется стандартная функция с именем “io:println” из DeclarativeCOS, которая для заданного значения value выполняет простую команду:

>w value,!

Команда zforeach работает с экземпляром класса Binder, последовательно проходя по коллекции и применяя функцию к каждому ее элементу.

$zjoin — создает строку из коллекции, объединяя ее элементы между которыми добавляется указанный разделитель.

Пример: создать дату на основе дня, месяца и года используя разделитель “ / ”.
>s numbers = ##class(%ListOfDataTypes).%New()
>d numbers.Insert(“04”)
>d numbers.Insert(“03”)
>d numbers.Inset(“2017”)

>w $zjoin(numbers, “ / ”)
04 / 03 / 2017


$zmap — создает новую коллекцию из элементов исходной коллекции к каждому элементу которой применена указанная функция.

Пример: преобразовать каждое число в hex.
>set numbers = ##class(%ListOfDataTypes).%New()
>do numbers.Insert($random(100))
>do numbers.Insert($random(100))
>do numbers.Insert($random(100))

>write "[" _ $zjoin(numbers, ", ") _ "]"
[82, 12, 27]

>set hexNumbers = $zmap(numbers, "examples:toHex")

>write "[" _ $zjoin(hexNumbers, ", ") _ “]”
[52, C, 1B]


$zfind — находит первый элемент коллекции, на котором указанная функция возвращает $$$YES. Иначе возвращает null-строку.

Пример: найти простое число.
>set numbers = ##class(%ListOfDataTypes).%New()
>do numbers.Insert($random(100))
>do numbers.Insert($random(100))
>do numbers.Insert($random(100))

>set primeNumber = $zfind(numbers, "examples:isPrime")

>write "[" _ $zjoin(numbers, ", ") _ "]"
[69, 41, 68]

>write "Prime number: " _ $select(primeNumber="":"<not found>", 1:primeNumber)
Prime number: 41


$zfilter — создает новую коллекцию на основе исходной коллекции, но взяв только те элементы, на которых указанная функция возвращает $$$YES. Если таких элементов нет, то возвращает пустую коллекцию.

Пример: выбрать нечетные числа.
>set numbers = ##class(%ListOfDataTypes).%New()
>do numbers.Insert($random(100))
>do numbers.Insert($random(100))
>do numbers.Insert($random(100))

>set filteredNumbers = $zfilter(numbers, "examples:isOdd")

>write "[" _ $zjoin(numbers, ", ") _ "]"
[22, 71, 31]

>write "[" _ $zjoin(filteredNumbers, ", ") _ "]"
[71, 31]


$zexists — проверяет, что в коллекции есть хотя бы один элемент, на котором указанная функция возвращает $$$YES.

Пример: проверить, что в коллекции имеются четные числа.
>set numbers = ##class(%ListOfDataTypes).%New()
>do numbers.Insert($random(100))
>do numbers.Insert($random(100))
>do numbers.Insert($random(100))

>set hasEvenNumbers = $zexists(numbers, "examples:isEven")

>write "[" _ $zjoin(numbers, ", ") _ "]"
[51, 56, 53]

>write "Collection has" _ $case(hasEvenNumbers, 1:" ", 0:" no ") _ "even numbers"
Collection has even numbers


$zcount — подсчитать количество элементов в коллекции, на которых указанная функция возвращает $$$YES.

Пример: подсчитать количество палиндромов.
>set numbers = ##class(%ListOfDataTypes).%New()
>do numbers.Insert($random(1000))
>do numbers.Insert($random(1000))
>do numbers.Insert($random(1000))

>set palindromicNumbersCount = $zcount(numbers, "examples:isPalindromic")

>write "[" _ $zjoin(numbers, ", ") _ "]"
[715, 202, 898]

>write "Count of palindromic numbers: " _ palindromicNumbersCount
Count of palindromic numbers: 2


Установка


Для установки DeclarativeCOS достаточно скачать с официального GitHub репозитория проекта два файла:

  1. install.base.xml — просто классы. Без z-функций.
  2. install.advanced.xml — %ZLANG рутины, которые добавляют z-функции.

Как пользоваться


  1. Унаследовать класс от DeclarativeCOS.DeclarativeProvider.
  2. Реализовать метод класса.
  3. Пометить этот метод аннотацией @Declarative.
  4. Использовать z-функции DeclarativeCOS.
  5. Почувствовать счастье.

Подробная инструкция


Шаг 1. Унаследовать класс от DeclarativeCOS.DeclarativeProvider.
Class MyPackage.IO extends DeclarativeProvider
{
}

Шаг 2. Реализовать метод класса.
Class MyPackage.IO extends DeclarativeProvider
{

ClassMethod println(value As %String)
{
    w value,!
}

}

Шаг 3. Пометить этот метод аннотацией @Declarative.
Class MyPackage.IO extends DeclarativeProvider
{

/// @Declarative("myIO:myPrintln")
ClassMethod println(value As %String)
{
    w value,!
}

}

Шаг 4. Использовать z-функции DeclarativeCOS.
>s words = ##class(%Library.ListOfDataTypes).%New()
>d words.Insert("Welcome")
>d words.Insert("to")
>d words.Insert("DeclarativeCOS!")

>zforeach $zbind(words, "myIO:println")

Шаг 5. Почувствовать счастье!
Welcome
to
DeclarativeCOS!


Как это работает


Проект DeclarativeCOS использует глобал ^DeclarativeCOS для того чтобы сохранить информацию о методах, помеченных аннотацией @Declarative(declarativeName).

Каждая такой метод сохраняется в глобал в следующем виде:

set ^DeclarativeCOS(declarativeName) = $lb(className, classMethod)

Например, для функции io:println:

set ^DeclarativeCOS(“io:println”) = $lb(“DeclarativeCOS.IO”, “println”)

Каждый раз, когда используется функция io:println происходит поиск по глобалу, а потом функция $classmethod сделает вызов исходного метода (DeclarativeCOS.IO # println) на заданном значении.

Заключение


DeclarativeCOS это вклад в новый Cache ObjectScript. В тот самый язык, который действительно помогает своим разработчикам писать программы быстро, лаконично, просто и надежно. Добро пожаловать в критику, поддержку и мнения в комментарии под этим постом!)

Disclaimer: данная статья и мои комментарии к ней является моим мнением и не имеют отношения к официальной позиции корпорации InterSystems.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (11)


  1. m03r
    24.04.2017 12:32
    #10188350

    Простите, пожалуйста, но про какой язык нельзя сказать, что он «действительно помогает своим разработчикам писать программы быстро, лаконично, просто и надежно»?

    P. S. А где монады?


    1. alexkunin
      24.04.2017 13:00
      #10188418

      Brainfuck же.

      А если серьезно, примеров можно много привести: AppleScript, ассемблер, все языки, созданные во времена жестких ограничений по ресурсам.


      1. m03r
        24.04.2017 13:14
        #10188452

        Ну, всё же они (кроме Brainfuck) были созданы именно для помощи программистам — насколько это было возможно при имеющихся ресурсах.


        1. alexkunin
          24.04.2017 13:40
          #10188492

          Ну, да, вы правы — если «быстро, лаконично, просто и надежно» относительно машкодов.

          были созданы именно для помощи программистам — насколько это было возможно при имеющихся ресурсах
          Тоже верно, но с какого-то момента программистов стало много, все разного уровня, и поэтому Бейсик с С++ сравнивать нельзя, т.к. у целевых аудиторий очень разные понятия о «просто», «лаконично» и т.д.

          В общем я с вами даже не спорю, просто поправил бы ваше «про какой язык нельзя сказать» на «про какой профессиональный язык нельзя сказать». Просто прицепился к максимализму во фразе, не обращайте внимания.


    1. jxcoder
      24.04.2017 13:13
      #10188444

      Монад пока нет, при желании можно добавить.


  1. TheShock
    24.04.2017 13:00
    #10188416

    Простите, а можете объяснить, пожалуйста, в чем декларативность? Мне код кажется очень императивным? «Сделай а, потом б, потом в».

    То, что используются процедуры, а не классы еще ведь не делает код декларативным


    1. jxcoder
      24.04.2017 13:11
      #10188440

      Тонкое замечание) спасибо за вопрос!)

      Проект помогает скрыть слой циклов. Разработчику остается написать что нужно сделать с элементами коллекции. Всё остальное (по сути, только цикл) проект сделает сам.


      1. vics001
        24.04.2017 15:24
        #10188716
        +1

        Декларативный стиль предполагает «выполни задачу А, но я не знаю как», императивный — «сделай шаг А1, затем шаг А2». Грубо говоря императивный стиль описывает «алгоритм», а декларативный описывает «постановку задачи на формальном языке». If/else/for/while — все это признаки императивного стиля.


        1. jxcoder
          24.04.2017 16:46
          #10188874
          +2

          Согласен. Но давайте взглянем на этот проект свежим взглядом.

          Возьмем достаточно примитивную задачу: сделать строку из коллекции используя заданный разделитель.

          Как это сделать в императивном стиле? В императивном стиле мы должны пройти по всей коллекции и вручную соединять ее элементы с разделителем попутно формируя итоговую строку.

          Как это будет выглядеть в декларативном стиле? Я себе это понимаю так, что мы говорим языку программирования «Эй, дружище, а сделай мне пожалуйста строку из вон той коллекции! И, да, кстати, вставь пожалуйста между элементами этой коллекции разделитель. Какой? Вот этот.».

          Мой проект как раз и идет по второму пути. Приведу небольшой пример. Пусть у нас есть коллекция из букв и мы хотим их собрать в строку. Ну мало ли для каких целей нам это понадобилось. Прошу сконцентрироваться не на самой постановке задачи, а именно на пути ее решения.

          Вначале создадим коллекцию из букв.

          >s symbols = ##class(%ListOfDataTypes).%New()
          >d symbols.Insert(“H”)
          >d symbols.Insert(“e”)
          >d symbols.Insert(“l”)
          >d symbols.Insert(“l”)
          >d symbols.Insert(“o”)


          А теперь решим поставленную задачу.
          >w $zjoin(numbers, “ ”)
          H e l l o


          Всего одна функция. Никакой императивности. Мы говорим что хотим и получаем это.


          1. TheShock
            24.04.2017 17:10
            #10188922

            Разве воспользоваться библиотечной процедурой — уже декларативность? Си — декларативен?
            А ваше создание коллекции из букв разве не императивность?
            По-моему, вы написали обычную процедурную либу.

            Сейчас почему-то модно называть стиль php 4-й версии декларативным и функциональным)


            1. jxcoder
              24.04.2017 17:26
              #10188940
              +1

              :) Создание коллекции это отдельная тема, которая в моем проекте не затрагивается. Проект работает с уже созданными коллекциями. Во всяком случае пока)

              «Библиотечная процедура» — звучит очень здорово!) я понимаю к чему Вы ведете.

              Я понимаю так, что «декларативность» — способ решения задачи. Если мы решаем какую-то задачу и при этом не заморачиваемся над тем, чтобы описать ее реализацию, то пожалуй это всегда здорово независимо от того как мы это будем называть) Ведь так?)

              Особенно чудесно, когда язык сам дает инструменты описать решение задачи. По сути всё можно свести к вызову некоторых функций. Просто в каждом конкретном случае уровней абстракций больше или меньше.

МЕТКИ

  • Хабы
  • Теги

Проектирование и рефакторинг

Программирование

NoSQL

Блог компании InterSystems

intersystems cache

COS

cache objectscript

declarative

programming

creative

programming art

open source

СЕРВИСЫ
  • logo

    CloudLogs.ru - Облачное логирование

    • Храните логи вашего сервиса или приложения в облаке. Удобно просматривайте и анализируйте их.
Все публикации автора
  • DeclarativeCOS — Декларативное программирование на Cache +15

    • 24.04.2017 08:45

    MonCache — реализация MongoDB API на основе InterSystems Cache +13

    • 08.02.2016 09:30

    NSNJSON. ? (Заключительная статья) +10

    • 06.11.2015 05:00

    Не COSим от разработки на Cache +4

    • 04.11.2015 21:46

    JSON для любителей скобочек -3

    • 02.11.2015 18:09

    Усложнённый упрощённый JSON -6

    • 25.10.2015 18:05

Подписка


ЛУЧШЕЕ

  • Сегодня
  • Вчера
  • Позавчера
06:30

Дискретные тригонометрические функции, машинный эпсилон и автоматическое дифференцирование +2

05:47

Убить героя: почему героизм — это выбор легкого пути, который вредит не только вам, но и окружающим +2

03:45

JSON в Unity за 10 минут +2

14:05

Пишем один «exe», который работает на 3-х разных ОС без перекомпиляции +80

19:18

Конституция против цензуры: история одного иска в суд +59

09:01

Спидометр для электромопеда на микроконтроллере PIC16F628A +48

11:02

Низкоуровневое программирование под 8086 для любопытных, часть 2 +45

13:01

Про человека и свободу — реально главный вопрос жизни, вселенной и всего такого +31

14:12

Оцифровка показаний стрелочного манометра в Home Assistant +28

08:00

Архитекторы чипов: как Китай строит инфраструктуру по производству современных процессоров +26

06:47

Размышления об интервью +22

09:49

Не смотрите наверх +21

11:52

Python, Java, C++ и Go — как появились популярные языки программирования +20

16:46

Творческая утилизация клавиатур +19

08:24

Huawei и HarmonyOS PC: китайский десктоп с собственной ОС появится уже в этом месяце. Что это будет? +17

08:02

Задачи на собеседованиях. Денежные переводы в SQL. Обновление счетов и уровни изоляций +13

09:00

Фронтенд — новый легаси: Как мы проспали event-driven революцию +11

19:18

Проводим слепой тест переводов прямо на Хабре +10

13:01

Промпт-инжиниринг на основе здравого смысла: как понимать LLM и получать от них предсказуемый результат +10

17:24

Инженерия — не наука +9

15:14

Почему нужно знать историю фронтенда, даже если просто пишешь на React +7

11:19

Аркадий Стругацкий против Deepseek и ChatGPT: как ИИ повлияет на художественный перевод +7

07:51

Путь самурая к заветной 1К на LeetCode [личный опыт] +7

ОБСУЖДАЕМОЕ

  • Конституция против цензуры: история одного иска в суд +66

    • 75   4200

    Аркадий Стругацкий против Deepseek и ChatGPT: как ИИ повлияет на художественный перевод +7

    • 61   4700

    Задачи на собеседованиях. Денежные переводы в SQL. Обновление счетов и уровни изоляций +13

    • 61   8500

    Не смотрите наверх +21

    • 45   9800

    Фронтенд — новый легаси: Как мы проспали event-driven революцию +11

    • 43   13000

    Проводим слепой тест переводов прямо на Хабре +10

    • 33   1300

    Инженерия — не наука +9

    • 26   1700

    Оцифровка показаний стрелочного манометра в Home Assistant +28

    • 21   3700

    Низкоуровневое программирование под 8086 для любопытных, часть 2 +45

    • 20   4300
  • Главная
  • Контакты
© 2025. Все публикации принадлежат авторам.