Часть первая, в которой мы рассказываем о перезапуске сервиса Рамблер/топ-100 и новом инструменте подробной иерархической аналитики «Разделы сайта».
Осенью 2016 года мы перезапустили Рамблер/топ-100 – сервис веб-аналитики и старейший каталог сайтов Рунета. С тех пор мы добавили еще несколько дополнительных возможностей, о которых хотим рассказать. Эту весну Топ-100 встретил под флагом тематической аналитики по российскому Интернету.
Вообще у перезапуска сервиса было несколько задач. Во-первых, устаревшие и затратные в поддержке компоненты мы меняли на современные и более стабильные. Во-вторых, давно пора было освежить внешний вид — теплый ламповый дизайн старого Топ-100 отдавал началом нулевых. В-третьих, нужно было пересмотреть функционал счётчика и аналитического интерфейса, дополнив его новыми возможностями.
Принимаясь за работу над новой версией Топ-100, мы обратились за консультацией к нашим коллегам: аналитикам, маркетологам и менеджерам. Они, как целевая аудитория сервиса, своими предложениями и замечаниями помогли сделать Топ-100 полезней и лучше. Люди этих профессий – наши самые активные и требовательные пользователи, поэтому в состав требований к MVP (Minimum viable product) вошли два важных момента: сохранение всех возможностей прошлой версии сервиса и добавление инструментов, нужных для собственных аналитических задач RAMBLER&Co.
Отчёт «Разделы сайта»
Не вспоминая об устаревшей версии, мы начнем со второй части – расскажем о трёх аналитических возможностях Топ-100, которые позволяют собирать и визуализировать данные о поведении посетителей на страницах сайта: Разделы сайта, Аналитика блоков и Параметры визитов. Конкретно в этой статье поговорим об отчёте «Разделы сайта».
Сразу оговоримся, что в статье есть примеры решения исследовательских задач и технические подробности настройки счётчика, а также примеры кода. Поэтому мы рассчитываем, что статья будет интересна как менеджерам и маркетологам, так и вебмастерам или фронтенд-разработчикам. Для тех, кто хочет знать все технические детали, делимся ссылкой на публичную документацию по настройке счётчика Топ-100. Если вам и этого мало, пишите в службу поддержки Топ-100, ответим на любые вопросы по возможностям счётчика и работе интерфейсов.
Эффективно – это сколько?
Сперва рассмотрим, с какими проблемами сталкиваются сайты и какие задачи их владельцы могут решать с помощью поведенческих отчётов Топ-100 или аналогичных инструментов. Об аналитике для интернет-магазинов написано множество статей, поэтому для разнообразия рассмотрим пример контентного проекта для школьников и родителей.
Если сильно упрощать, ключевыми продуктовыми показателями эффективности для такого проекта, помимо аудиторных, будут глубина просмотра и время, проведённое на сайте. Чем больше времени посетитель пробудет на страницах сайта и чем больше страниц посмотрит, тем больше рекламы он увидит и тем больше денег заработает сайт. Схема простая и очевидная.
Владелец нашего сайта хочет получить максимум прибыли, и его волнуют следующие вопросы о поведении пользователей на сайте:
- Какие разделы и рубрики сайта популярнее других?
- Какие статьи хуже всего удерживают посетители? От каких статей посетители уходят с сайта после просмотра или закрывают вкладку, даже не прочитав?
- Какой контент на сайте лучше вовлекает посетителей и дольше удерживает их на сайте?
- Какие темы интересны посетителям, а какие – не очень?
Короче говоря, владельцу сайта важно понимать, как работает размещённый контент, и что можно сделать для улучшения KPI и увеличения прибыли, помимо найма нового копирайтера. Сейчас мы рассмотрим один из инструментов, который может ему в этом помочь.
Оцениваем посещаемость разделов сайта
Отчёт «Разделы сайта» в личном кабинете Рамблер/топ-100 может быть полезен владельцам сайтов с чёткой иерархией: например, новостных ресурсов, интернет-медиа, энциклопедий, электронных библиотек, интернет-магазинов, любых каталогов или классифайдов. Он позволяет ответить на вопрос, как выглядит посещаемость различных рубрик вашего сайта, какие разделы или страницы (например, статьи или товары), привлекают больше внимания аудитории, где посетители проводят больше времени, какой контент лучше других вовлекает аудиторию, а какие страницы или статьи лидируют по показателю отказов.
Вернёмся к нашему примеру с контентом для школьников и их родителей. Допустим, иерархия страниц сайта такая:
- Младшие классы
- Развивающие игры
- Внеклассовые мероприятия
- и др.
- Средняя и старшая школа
- Отзывы о школах
- Шпаргалки и решебники
- Выпускной
- Олимпиады
- Учебники
- Школьная форма
- и др.
- Поступление
- ОГЭ и ЕГЭ
- Выбор колледжа
- Выбор ВУЗа
- Репетиторы и курсы
- и др.
- Учебно-методические материалы
- 1 класс
- 2 класс
- 5 класс
- и др.
Для начала настроим сбор данных для отчёта. Сделать это достаточно просто: в код инициализации счётчика Топ-100 достаточно добавить параметр 'chapters' и передать в него значение цепочки для конкретной страницы. Значения 'chapters' можно указать кириллицей для простоты чтения отчёта в будущем.
Так, например, для страницы «Поступление/Выбор ВУЗа/Московский Государственный Университет» код счётчика может выглядеть так:
<!-- Top100 (Kraken) Counter -->
// ...
var options = {
project: PROJECT_ID,
chapters: ['Поступление', 'Выбор ВУЗа', 'Московский Государственный Университет']
};
// ...
<!-- END Top100 (Kraken) Counter -->
А для страницы «Средняя и старшая школа/Шпаргалки и решебники/Химия, 8 класс» вот так:
<!-- Top100 (Kraken) Counter -->
// ...
var options = {
project: PROJECT_ID,
chapters: ['Средняя и старшая школа', 'Шпаргалки и решебники', 'Химия, 8 класс']
};
// ...
<!-- END Top100 (Kraken) Counter -->
Отчёт «Разделы сайта» повторяет иерархию сайта и будет выглядеть так:
Таким образом, если на сайте одновременно присутствует более одной логической структуры, можно задать несколько иерархий: тогда в отчёте будет присутствовать несколько деревьев. Их может быть сколько угодно, а глубина каждого ограничена тремя уровнями. Последним (четвёртым) уровнем в отчёте всегда идёт URL размеченной страницы. Например, если мобильная версия вашего сайта находится на поддомене, вы увидите распределение между десктопной и мобильной версиями страниц.
Важно не забыть разметить сами страницы разделов и рубрик: тогда значения по этим уровням в отчёте будут учитывать все страницы внутри рубрики и разводящую страницу.
А теперь вернёмся к вопросам, на которые мы хотели получить ответ раньше. Какой раздел сейчас самый популярный? Какой контент на сайте лучше вовлекает посетителей и дольше удерживает их на сайте? Какие статьи меньше всего интересны посетителям? Как видно в примере отчёта, за выбранный временной период наибольшей популярностью пользуется раздел «Поступление», в котором по посещаемости лидирует рубрика «Репетиторы и курсы». При этом видно, что глубина просмотра заметно выше для рубрики «Выбор ВУЗа», а у страниц рубрики «Репетиторы и курсы» высокий показатель отказов: большинство посетителей читают одну страницу за визит и уходят с сайта. Это может означать, что те, кто ищут репетиторов, или быстро находят нужный им контент, или наоборот, разочарованно уходят.
Для владельца сайта эта информация может быть поводом для контентных и навигационных изменений. Например, можно добавить блок с рекомендациями для продвижения страницы рубрики «Выбор ВУЗа» и других релевантных рубрик с хорошей глубиной просмотра и средним временем. Это позволит проверить гипотезу, что подобный контент будет интересен посетителям раздела «Репетиторы и курсы», и они дольше останутся на сайте, посмотрят больше страниц, с большей вероятностью вернутся на сайт снова. На самые популярные страницы можно будет добавить больше рекламных блоков. Страницы и рубрики с самым высоким показателем отказов необходимо переработать или вовсе пересмотреть их необходимость.
Как видно из примера, отчёт «Разделы сайта» может помочь выявить проблемы в иерархической структуре сайта и сформулировать гипотезы о способах оптимизации структуры. Достаточно один раз изучить отчет, чтобы понять, какие страницы требуют «усиления» с помощью кросс-ссылок, а в каких заложен большой потенциал. Кстати, о способах оценки эффективности таких кросс-ссылок поговорим в следующей статье, где расскажем о разметке сайта Аналитикой блоков и интерпретации полученных результатов.
Поделиться с друзьями
mizhgun
В чем суть сливать вам статистику свою и пользователей? Ну в Метрике, например, плюс-минус понятно: там и РСЯ, и позиции в выдаче — а вы какую плюшечность взамен предоставляете? Актуальность каталога Топ-100, как источника трафика, осталась примерно году в 2004.
animasola
Вы правы: каталог как способ навигации по интернету постепенно уходит на второй план. Тем не менее, топовые сайты в популярных рубриках до сих пор получают неплохой трафик.
Мы развиваем Топ-100 в первую очередь как сервис веб-аналитики и планируем подробнее рассказать о его возможностях в серии постов. Уже сейчас у нас есть отчёты «Разделы сайта» и «Аналитика блоков», прямых аналогов которым нет, например, в Метрике. В планах достаточно много новых возможностей для работы с данными. Кроме этого, сайтам, участвующим в рейтинге, мы предлагаем инструменты для сравнения с конкурентами по рубрике.
mizhgun
Для любителей поминусовать — выдержки из соглашения о конфиденциальности Рамблера:
2. Виды информации
В соответствии с настоящим Регламентом к информации о пользователях относятся:
…
стандартные данные, автоматически получаемые http-сервером при доступе к интернет-ресурсам третьих лиц, использующих счетчик системы статистики Top100 (ip-адрес хоста, адрес запрошенного ресурса, время, тип и информация о программе просмотра, пославшей запрос ресурса, вид операционной системы пользователя, адрес Интернет-страницы, с которой был осуществлен переход на запрошенный ресурс);
4. Статус Регламента и официальных документов Рамблера
Официальными документами Рамблера, определяющими условия использования отдельных Интернет-ресурсов Рамблера, включая совместные партнерские проекты и сервисы Рамблера, могут быть определены дополнительные условия, состав и порядок сбора, хранения, защиты, обработки и распространения информации о пользователях.
6. Сбор и обработка информации о пользователях
Рамблер осуществляет сбор и обработку информации о пользователях в соответствии с настоящим Регламентом и иными официальными документами Рамблера, определяющими условия использования соответствующих Интернет-ресурсов, в целях исполнения своих обязанностей, установленных указанными документами.
11. Доступ к информации о пользователях
Помимо Рамблера, доступ к информации о пользователях, при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации имеют:
партнеры Рамблера в отношении совместных партнерских проектов и сервисов Рамблера в пределах и на условиях, устанавливаемых соответствующими официальными документами, определяющих их использование;
пользователи проектов и сервисов Рамблера в пределах и на условиях, устанавливаемых соответствующими официальными документами Рамблера, определяющих их использование;
А представителю Рамблера вопрос: как конкретно вы распоряжаетесь собранными данными?
Такой вот скрининг: РКН видит счетчик Топ-100 на сайте и запрашивает у Рамблера, есть ли у сайта пороговая посещаемость для включения сайта в реестр организаторов распространения информации в сети. Каковы действия Рамблера?
animasola
Насколько мне известно, организатором распространения информации считается любое лицо, владеющее ресурсом, предназначенным для обработки сообщений пользователей сети интернет. Одним словом, никакой привязки к посещаемости нет, и не совсем понятно, зачем Роскомнадзору её запрашивать.
В пределах своих полномочий РКН может запросить информацию у любого лица, равно у Рамблера, Яндекса, Мейл.ру или любой другой компании.
Если отвечать прямо на вопрос, как мы распоряжаемся данными, данные мы не продаём.
AlRy
Как это нет привязки к посещаемости?
… Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет» (далее — блогер)…
из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (
animasola
Кажется, вы путаете реестр блогеров и реестр организаторов распространения информации в сети. Выдержка: «Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».». В определении нет ни слова о посещаемости.
AlRy
Я Вам про другое.
Блогер — это один из выделенных типов Организаторов распространения информации.
И из того же закона (там НЕ ТОЛЬКО о блогерах):
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ведет реестр сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет». В целях обеспечения формирования реестра сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи:…
animasola
Хорошо. Вопрос ваш в чём заключается?
AlRy
Просто Вы писали, что
Но это несколько не так :)
Вопросов никаких больше не имею, спасибо.