image

Источник фото: сайт Открытого Правительства

24 мая прошло очередное заседание совета по открытым данным, повесткой которого стало раскрытие транспортных данных. По сравнению с предыдущими заседаниями, “ляпов” было меньше, дополнительное финансирование в размере полуторного бюджета ведомства никто в этот раз не запрашивал, а об эмоциональной оценке деятельности Росгидромета уже написано в официальном пресс-релизе на сайте Открытого Правительства. Остается только пройтись по пунктам повестки и рассказать об опубликованных и планируемых датасетах.

Выступающими на этом совете были представители Минтранса, Росавтодора, Росжелдора, Росморречфлота, Ространснадзора, Росалкогольрегулирования и Минсельхоза. Надо честно признаться, что с транспортной открытостью, в отличие от финансовой, я практически не сталкивалась, поэтому такое разнообразие транспортных ФОИВов для меня было новостью. Доклады, на первый взгляд, выглядели подготовленными, но существенная часть в них отводилась госуслугам и антикоррупционной деятельности.

1. Открытые данные Минтранса

В ведении Минтранса находятся две информационные системы, одна из них относится к обеспечению транспортной безопасности, данные из нее, по понятным причинам не могут раскрываться, а вторая — это ПО для функционирования сайта mintrans.ru. На сайте Минтранса созданы раздел “Открытые данные” и форма обратной связи. Формирование и актуализация датасетов производятся вручную. На сегодняшний день доступно 35 наборов данных, информацией о приложениях (сервисах), созданных на базе открытых данных Минтранс не располагает, запросы от СМИ и референтных групп не поступали. Поэтому, если вы делаете проекты на основе их данных или вам нужны какие-то датасеты, можете смело об этом писать в форму обратной связи — тем более, со слов докладчика, они открыты к диалогам с разработчиками.

Потенциально готовыми для раскрытия являются следующие наборы:

  • общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ;
  • реестр регулярных международных автобусных маршрутов;
  • перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Проблемы, мешающие развивать открытые данные (по версии Минтранса) стандартны: необходимость очистки данных от сведений с ограниченным доступом (например, удалить персональные данные, информацию ограниченного доступа), отсутствие автоматической выгрузки и проблемы с консолидацией данных.

Самое интересное было в комментариях, которые последовали после доклада:

Во-первых, по версии Минтранса, опубликовано все, что они должны были опубликовать, но (!) этот список может быть дополнен по запросам программистов.

Во-вторых, по мнению одного из участников заседания, Москва лучше Лондона, потому что в Москве 80 транспортных приложений, а в Лондоне всего 60. Интересный вопрос — как связана привлекательность городов или даже уровень развития транспортной системы с количеством транспортным приложений?

В-третьих, М. Абызовым была озвучена интересная идея о том, как “заставить” региональные транспортные госорганы публиковать открытые данные — надо указать это требование при выделении субсидий из бюджета.

2. Открытые данные Росавтодора

В Федеральном дорожном агентстве и его подведомственных учреждениях функционируют более двадцати информационных систем. Автоматическая выгрузка открытых данных реализована в пяти из них: архив научно-технических разработок, оперативный учет научно-технических разработок, отраслевой фонд технических регламентов и стандартов, адресно-телефонный справочник организаций дорожного хозяйства, отраслевая библиотека научно-технических документов.

Есть несколько систем, сведения из которых не могут быть опубликованы для общего пользования, например, данные из Единого государственного реестра автомобильных дорог не могут быть открыты, потому что “за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРАД, взимается плата в порядке, установленном приказом…”.

На сегодняшний день опубликовано 150 датасетов, количество просмотров которых превышает 44 тысячи, а вот скачиваний всего 308. На мой взгляд, стоит задуматься или об актуальности публикуемых датасетов, или об интуитивной понятности интерфейса.

Примеры опубликованных данных:

  • Дорожный граф с указанием государственного органа и предприятия, ответственного за содержание участков и объектов транспортной инфраструктуры;
  • Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
  • Сведения об автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, переданные в доверительное управление ГК “Автодор”;
  • Ключевые объекты социальной инфраструктуры;
  • Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (классификация);
  • Планы ремонтных работ.

Потенциальными для раскрытия (на основе статистики обращений граждан и запросов референтных групп) являются следующие данные:

Вопросы обеспечения транспортной безопасности;
Информация о развитии инновационной деятельности Росавтодора;
Общедоступные сведения из информационных систем Федерального дорожного агентства.

К актуальным проблемам Росавтодор относит необходимость удаления сведений ограниченного доступа. По их мнению, после этого ценность данных снижается, и наборы становятся не востребованными. С определением востребованности у представителей Росавтодора и правда сложно: например, в обсуждении доклада прозвучала удивительная мысль о том, что открытые транспортные данные, по мнению докладчика, вообще никому не нужны и перед публикацией открытых данных “хочется понимать пользователя открытых данных: кто и как их будет использовать?”. Ответ М. Абызова снова соответствовал международной практике: “Открывайте все, что не ограничено (open by default)или предоставьте результаты грамотного социологического исследования о востребованности данных”.

3. Открытые данные Росжелдора

Презентация Росжелдора традиционно начинается с перечисления подведомственных учреждений, функций, государственных программ, в которых участвует госорган, и госуслуг. Всего Росжелдор осуществляет 23 услуги, 22 из них, по версии агентства, являются маловостребованными. В рамках своей деятельности Росжелдор осуществляет обработку пространственных данных земельных участков, по которым принимается решение о резервировании, изъятии, изменении вида разрешенного использования. Хранение и обработка указанных данных в настоящее время не автоматизированы. Из информационных систем выгрузка наборов открытых данных осуществляется вручную.

На сегодняшний день опубликовано 7 наборов данных, содержащих в сумме 52 показателя и 15 000 строк. Всего с Портала открытых данных поступало три запроса, два из которых не относились к компетенции Росжелдора, а в третьем запрашивалась информация в текстовом виде (в этом тексте по-моему опять содержится призыв к запросу интересующих вас данных).

До конца 2017 года Росжелдор планирует реализовать автоматическую актуализацию датасетов из информационных систем, а актуальные проблемы выражает подходящей всем госорганам формулой “некому и не на что”.

Своеобразны и изящны предложения Росжелдора по повышению эффективности деятельности по открытости:

Во-первых, некоторые приоритетные социально-значимые наборы данных эффективнее запрашивать в органах, осуществляющих их консолидацию: экономическую деятельность ФОИВов — у Минфина России и Казначейства из системы “Электронный бюджет”, перечень государственных услуг — у Минэкономразвития из федерального реестра, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих — у Минкомсвязи из “Единой ИС управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ”, данные по закупкам — у Федерального Казначейства, а данные по государственному планированию — из Портала госпрограмм Минэкономразвития.

Во-вторых, Росжелдор был бы рад не дублировать датасеты на своем сайте (а размещал бы их только на Портале ОД РФ), поэтому необходимо, чтобы АИС “Мониторинг госсайтов” начислял бы баллы за размещение датасетов на федеральном портале (очередное подтверждение тому, что в России рейтинги — одна из основных мотиваций для открытости).

4. Открытые данные Росморречфлота

Одной из основных информационных систем Росморречфлота является “КИИС “МоРЕ”. Она предназначена для интеграции информационных ресурсов в области безопасности судоходства, мониторинга, учета и классификации судов. Система “МоРЕ” взаимодействует с более чем 40 отраслевыми, национальными и международными информационными системами, при этом не имеет статуса государственной, а ее финансирование осуществляется из внебюджетных источников. На данный момент прорабатывается вопрос возможности анонимизации данных о физических лицах и компаниях для публикации сведений из этой системы.

Разработка еще одной системы, предназначенной для дипломирования членов экипажей морских судов, была начата Росморречфлотом совместно с Рострудом в рамках Хакатона 3.0 (мне не известны другие примеры участия госорганов в хакатонах в качестве разработчиков, а не организаторов или партнеров).

Что касается текущей работы и планов по открытости, на данный момент актуализируется и обновляется раздел “Открытые данные”, ведется работа по автоматической синхронизации сайта с федеральным порталом открытых данных, планируется опубликовать 28 наборов данных, провести отраслевой хакатон, а также в среднесрочной перспективе внедрить механизмы открытости и публикации наборов данных подведомственными организациями.

5. Открытые данные Ространснадзора

В планы по открытости Ространснадзора входит создание “набора открытых данных, содержащего сведения об ИС, с помощью которых, в том числе, осуществляется ведение информационных ресурсов, реестров и регистров, операторами которых является Ространснадзор”.

Кроме этого, до конца года планируется формирование реестра замечаний к размещенным наборам от представителей референтных групп (а это значит, что Ространснадзору тоже надо отправлять свои предложения, пожелания и запросы) и расширение списка открытых данных.

Странно, что совершенствование работы пресс-службы, а также план по размещению пресс-релизов по каждому набору данных, также включаются в план по открытости, а формирование списка запрашиваемых наборов данных ведется только на основе запросов от СМИ (судя по докладу).

image
Структура Ведомственного плана мероприятий Ространснадзора в области открытых данных

6. Разное

В разном на этом заседании были Росалкогольрегулирование с “неформальным подходом” к открытости (неформальный подход — это оценка докладчика, в чем он заключается, мне из доклада не удалось понять) и Минсельхоз. Каких-то комментариев по ним у меня нет, но познакомиться с содержанием обсуждений можно в пресс-релизе к протоколу совета, которые опубликованы по ссылке.

Вместо выводов

Повторюсь, что некомпетентных высказываний, на мой взгляд, на этот раз было меньше, все доклады транспортных ведомств были подготовлены по единой структуре и в единой терминологии. Встречались, конечно, пункты, которые напрямую не относятся к открытости, но заявления о готовности воспринимать запросы и предложения от референтных групп, заставляют надеяться на лучшее.

Дополнительно стоит отметить, что публикация данных в реальном времени, например, о местоположении общественного транспорта, на этом совете не обсуждалась. Возможно, это связано с тем, что они, в основном, относятся к муниципальному или региональному уровням власти. В то же время, указанные данные являются востребованными, что подтверждается популярностью сервиса Яндекс.Транспорт, но в Москве являются недоступными для других разработчиков (в Санкт-Петербурге, насколько мне известно, доступ к ним получить можно).

В целом, посещение каждого заседания оставляет легкое недоумение — совет курирует раскрытие данных федеральным госорганами, но свои данные открывать не спешит: стенограммы заседаний и материалы к заседаниям не публикуются вообще, а протоколы доступны только для отдельных заседаний. Было бы неплохо, если открытость совета по ОД являлась бы примером и стандартом де-факто для работы других госструктур.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (11)


  1. zav34
    15.06.2017 19:02
    +1

    Оля, спасибо за отчет! Все протоколы Совета доступны в базе знаний АЦ «Форум». Ресурс пока в значительной степени неформальный, но все протоколы там найти можно. Последний протокол тоже скоро подгрузим.


    1. k0shk
      15.06.2017 19:04

      Андрей, спасибо за ссылку! Здорово, что они все-таки где-то выложены, так как на сайте ОП ссылки на старые протоколы битые. Единственный вопрос, как можно пользователям узнавать об этом ресурсе?


  1. redmanmale
    16.06.2017 11:42
    +1

    Стоит на этих заседаниях также обязать эти ведомства отчитываться не только о наличии, но и акутальности публикуемых наборов данных.


    Потому как, упомянутый набор "Дорожный граф с указанием государственного органа и предприятия, ответственного за содержание участков и объектов транспортной инфраструктуры" мог бы быть полезен и востребован, однако дата последнего изменения — 15.09.2015 — недвусмысленно намекает.


    1. k0shk
      16.06.2017 11:54

      А вы не хотите им об этом написать? На каждом заседании практически все ФОИВы сетуют, что к ним никто не обращается, а они жаждут общения с программистами :)

      Про актуальность они отчитываются, но обычно формально: «все опубликовано, все актуализируется»…


      1. redmanmale
        16.06.2017 17:15

        Как я вижу вариант использования этих данных.
        Карта (скажем, Яндекс) + инциденты (аварии, дорожные работы) + можно посмотреть кто, отвечает за этот участок дороги (собственно, для чего эти данные нужны).
        Можно и статистику собирать, на чьей подконтрольной территории больше всего проблем.


        А вы не хотите им об этом написать? На каждом заседании практически все ФОИВы сетуют, что к ним никто не обращается, а они жаждут общения с программистами

        Я думаю, это должно работать не так. Должны быть данные, а кто придумает, тот будет использовать.
        Потому что открытые данные "по запросу" это не очень-то открытые.
        И потом, в 2015 они что-то выложили, не обновляли два года. Вот я сейчас им напишу, они обновят, я сервис сделаю, а они опять перестанут обновлять. И что? Как можно при таком подходе основывать своей сервис на этом?


        1. freeExec
          16.06.2017 18:08
          +1

          Вы раскатали губу, ни в одних данных ни в одном ведомстве из представленных нет координат, в лучшем случае это 100500-й километр трассы Москва-Владивосток, где это действительно находится знают 1.5 дорожника.
          П.С. Хотя нет, вру, есть один набор из одной записи где имеется два секретных числа Х=16017.81 и Y=8537.40, но где это не знают даже те 1.5 дорожника.


    1. freeExec
      16.06.2017 15:18

      К тому же это не граф, а простой перечень.


      1. k0shk
        16.06.2017 15:23

        тем более нужно им писать ;-)


  1. 123
    16.06.2017 12:20
    +1

    Что-то не найти пресс-релиз «об эмоциональной оценке деятельности Росгидромета» — не могли бы дать ссылку? Очень интересно, какие цензурные слова подобрали для этой эмоциональной оценки :)


    1. parfentyevmikhail
      16.06.2017 13:32
      +1

      Я могу вам сказать сразу: что значит «бороться»? Невменяемые в Росгидромете сидят, и закончится это плохо для них как для управленцев. С ними бороться бессмысленно, их нужно только менять… Давайте прорабатывать не с Росгидрометом, а с Минприроды. Будем по-другому с ними выстраивать отношения», — сказал министр.

      Источник http://open.gov.ru/events/5516043/?sphrase_id=179040


    1. k0shk
      16.06.2017 13:33

      Михаил все верно цитирует. Эта цитата пресс-службой немного сглажена, но вполне эмоциональна :)