Шведская компания Wheelys разработала Moby Store — беспилотный круглосуточный магазин на колесах, который полностью управляется технологиями. Магазин расположился в университетском городке Хэфэйского технологического университета, примерно к 450 км к западу от Шанхая, где Wheelys работает вместе с исследователями над технологической составляющей проекта. Еще совсем недавно компания планировала создать кафе, которое можно перемещать с одного места на другое на велосипеде, а теперь тестирует модель автоматически управляемого круглосуточного супермаркета.


Внешне Moby Store — припаркованное на площади неподалеку от кампуса транспортное средство, похожее на автобус маскировочных киберпанковских расцветок. Благодаря стеклянному от пола до потолка фасаду посетители на входе могут разглядеть полки с красными коробками. Чтобы войти в магазин без кассы и персонала, нужно сканировать QR-код при помощи смартфона, о чём предупреждает табличка на входе.

Желающих купить что-либо в Moby Store беззвучно приветствует голографическое лицо. Ассортиментные группы товаров не будут уступать обычным супермаркетам: можно найти продукты питания, печатные издания и даже обувь. Все, что нужно сделать для покупки — сканировать штрих-код с помощью приложения для смартфона с зарегистрированной в нем информацией о банковской карте, а затем просто выйти из магазина. В этот момент система автоматически списывает со счета покупателя сумму покупки. Все системы Moby Store работают от солнечных батарей.



В отличие от такси и гостиничного бизнеса, которые стремительно меняются как в Китае, так и по всему миру под натиском Uber и Airbnb, розничная торговля еще не претерпела значительных технологических изменений. Однако некоторые компании работают над этим: так, Amazon тестирует аналогичную концепцию покупок в магазине Amazon Go среди своих сотрудников в Сиэтле. Пока посетитель рассовывает товары по сумкам и карманам, технологии компьютерного зрения и средства видеонаблюдения Amazon отслеживают действия и создают виртуальную корзину с покупками… Если посетитель вдруг передумает покупать какой-либо продукт, система автоматически удалит товар из корзины, а перед уходом дважды проверит ее состав.

Соучредители Wheelys решили тестировать новый магазин не в Швеции, а в Китае по нескольким причинам: высокой плотности населения и практически повсеместно развитой мобильной оплате. Согласно данным Better Than Cash Alliance, в 2016 году из 175 миллионов транзакций в день китайского оператора онлайн-платежей Alipay на смартфоны пришлось 60%.

В сочетании с повышением стоимости арендной и заработной платы поддерживать небольшие магазины становится все труднее. Бо Ву, который курирует проекты Wheelys в Шанхае, говорит, что он получил много запросов от владельцев крупных супермаркетов, которые хотят получить конкурентное преимущество благодаря технологиям.



Wheelys перевела весь отдел исследований и разработок, а также дизайн-отдел из Швеции в Китай, а также создала новое ответвление компании, занимающееся разработкой автоматизированной системы магазинов. Один из соучредителей Wheelys Пер Кромвелл отмечает, что следующий шаг — совершенствование технологии, которая управляет высокотехнологичным магазином на колесах. О том, насколько сильно изменились возможности компании после переноса технологических мощностей в Китай, компания не уточняет.

Младший специалист по информатике в Хэфэйском технологическом университете Вэй Ли, который тестировал магазин, но не участвовал в самом исследовании, задается вопросом, как магазин может одновременно обрабатывать множество покупок, и как избежать кражи в магазинах.

Совместно с Хэфэйским технологическим университетом Wheelys планирует разработать систему, которая собирает биометрические данные покупателя — в первую очередь, особенности походки, — когда он сканирует QR-код и использует датчики на полках для выбора и удаления предметов из «корзины». Покупатели должны будут заранее зарегистрировать учетную запись, и если один из элементов в корзине будет удален, система свяжется с идентификатором покупателя, чтобы предотвратить кражу.

После того, как покупатель завершит оплату, биометрическая информация, которую датчики собирают у двери, автоматически будет удаляться. Такая система безопасности будет установлена в магазине летом 2017 года. Тогда же любой желающий сможет установить на своем смартфоне приложение Wheelys 247 и отправиться за покупками в Moby Store.

В будущем Wheelys надеется интегрировать еще больше технологичных решений. Например, голограмма, приветствующая покупателей на входе, может стать полноценным консультантом с искусственным интеллектом: помогать в выборе продуктов, не выходить за рамки определенного бюджета и предлагать индивидуальные акции и решения. Также компания вынашивает план по созданию облачной системы, которая будет хранить информацию о поведении клиентов в целом, а также о предпочтениях отдельных покупателей.

Это поможет владельцам магазинов лучше анализировать информацию и решать, какие продукты лучше продавать в конкретных местах. Возможно, Wheelys даже удастся развить технологическую составляющую Moby Store до такой степени, что этот супермаркет на колесах сможет автономно пополняться, возвращаясь к складам, когда запасы товаров будут на исходе. Автономность транспортного средства также увеличит продажи, если магазин будет перемещаться в разные места в соответствии с прогнозами спроса.

В небольших городах и деревнях Швеции такие автономные магазины решат другую проблему: по словам Кромвеля, в маленьких населенных пунктах практически не осталось магазинов: люди переезжают в большие города, численность населения небольших поселков уменьшается. Чтобы сходить за покупками, остающимся приходится преодолевать большие расстояния.

Соучредители Wheelys также не исключают вариант запуска франшизы на Moby Store или специализированных магазинов. Таким образом можно снизить издержки и получать прибыль от продаж даже в отдаленных областях.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (54)


  1. Taciturn
    16.06.2017 16:57

    Очень интересны подробности — как именно без персонала пополняются запасы товаров/утилизируются просроченные? Как происходит чистка и уборка помещения (ведь покупатели неизбежно будут ронять товары, брать и оставлять где попало)?


    1. SLY_G
      16.06.2017 19:25

      супермаркет на колесах сможет автономно пополняться, возвращаясь к складам, когда запасы товаров будут на исходе


      1. Taciturn
        16.06.2017 19:29

        Но как именно это будет происходить? Специальные роботы будут устанавливать коробки?


        1. AndrewRo
          16.06.2017 23:50

          Предполагаю, что специальные китайцы


          1. vasiliysenin
            17.06.2017 02:06

            там же на видео начиная с 1мин.18сек. всё показано :)


            1. roboq6
              18.06.2017 19:37

              Посмотрел. Не понял. Не могли бы разжевать?


              1. Impuls
                19.06.2017 11:00

                Сзади тележки ходят специально обученные китайцы с пультом для этой тележки. Тоже самое на 35 секунде видно ноги на заднем плане.


  1. nik_vr
    16.06.2017 17:49

    Хотелось бы увидеть подробный алгоритм процесса покупки в таком магазине. С коробками более или менее понятно — можно к каждой приклеить RFIВ-метку, считывать на выходе из "магазина" и списывать деньги с карты. Но вот на видео видны яблоки, например. Там тоже к каждому клеят метку? Или всё держится на честности покупателей + системе наблюдения?


    1. mapatka
      16.06.2017 17:58

      Поднял яблоко — система зачла его в корзину.


      1. nik_vr
        16.06.2017 19:14

        Так вопрос как раз в том — как система поняла, что покупатель взял яблоко (или два, или десять штук)?


        1. lega
          17.06.2017 00:33

          Как вариант — по весу, взял яблоко — прилавок полегчал.


        1. vasiliysenin
          17.06.2017 01:56

          Можно в корзинку с яблоками встроить весы. Поднял яблоко — система автоматически подсчитала уменьшение веса.


          1. Akuma
            17.06.2017 12:11

            Всегда найдутся умельцы. Но конечно интересная технология. Было бы очень удобно покупать в таком магазине: нет касс, нет обвеса и т.п.

            image


          1. alix_ginger
            21.06.2017 15:42

            Но как система определит, кто именно взял яблоко, если в магазине больше одного человека?


            1. lega
              21.06.2017 18:28

              В Швеции, например, людям доверяют: зашел с пакетом — вышел с пакетом, что на терминале щелкнул — то и оплатил. Даже если кто-то стащит, все равно это «выгоднее» чем охранника/продовца ставить.


              1. lega
                21.06.2017 18:32

                В этом случае, покупатель может взять пакет и щелкнуть (оплатить) его телефоном.
                Так же если пошли расхождения веса проданного и в наличии — можно будет проверить тот период по видео регистрации и вычистилить нарушителей.


    1. SLY_G
      16.06.2017 19:26
      +1

      Там в ролике говорят «отсканировать qr-код телефоном».
      На честность, видимо.


    1. mediakotm
      17.06.2017 21:41

      Взвесил яблоко, приклеил чек с меткой


  1. pnetmon
    16.06.2017 19:02

    Самое простое — покупатель сканирует телефоном карточки товара, на выходе расплачивается и только тогда получает физически товар.


  1. SLY_G
    16.06.2017 19:26

    А если вдвоём войти?


    1. redpax
      16.06.2017 20:00

      Нужно делать двойную камеру как в банках. Первые двери открылись, вторые закрыты, проверка колличества людей в камере, первая дверь закрылась, вторая открылась.


      1. TRIMER
        17.06.2017 00:52

        Войти обнявшись?


        1. redpax
          17.06.2017 10:43

          При регистрации в приложении, у человека должен быть введен вес тела (каким либо образом подтвержденный), любое отличие в большую сторону, не пускать +-10 кг.


          1. Fedcomp
            17.06.2017 16:50

            а покупатели с детьми?


            1. grishkaa
              18.06.2017 00:18

              Не ходить за покупками с детьми.


              1. d1f
                18.06.2017 13:55
                +1

                > Не ходить за покупками с детьми.

                Привязывать их снаружи.


              1. postgree
                19.06.2017 13:57
                +1

                <юмор>
                Вы случайно не в SAP работаете?
                </юмор>


  1. Alliceinwonders
    16.06.2017 19:50

    Что делает владелец магазина если на карте/счете не достаточно средств?
    Что если зашел иностранец с картой банка которого нет в стране и с нее невозможно списать средства?


    1. redpax
      16.06.2017 20:05

      Он просто не зайдет. Ведь карта уже должна быть привязана к приложению, вероятно там есть и тестовая транзакция в 1 доллар при входе, как у многих приложений.


      1. Alliceinwonders
        16.06.2017 21:13
        -1

        На карте 5 долларов. Покупатель берет товара на 50 и выходит. Как магазин защищен от этой ситуации?


        1. tmin10
          16.06.2017 21:38
          +1

          Наверное, как в такси бывает, когда не хватает денег: просто просят оплатить и блокируют дальнейшие покупки. Для злостных можно подать в суд, например.


        1. m1skam
          17.06.2017 11:49

          У покупателя в банке будет «технический овердрафт».


          1. vikarti
            18.06.2017 10:06

            Почему? Банк совершенно не обязан авторизацию давать и загонять клиента в технический овердрафт.
            А если магазин сразу будет некоторую сумму блокировать а потом списывать то могут пролететь клиенты без кредиток + вопрос — а сколько блокировать то?
            Или пробьют специально под это дело MCC-по которому безусловное списание идет без авторизации (как например например на борту самолетов с офлайн авторизацией)? А собственно почему? Связь то есть.


        1. goricvet
          18.06.2017 11:50

          Точно также, как и ресторан, в который пришёл посетитель без денег — через разбирательство постфактум. У этого магазина есть все данные покупателя, отыскать не составит труда.


          1. Impuls
            19.06.2017 11:05

            Это какие? Привязанная карточка? Ну так я могу выпустить виртуальную карту привязанную к левому аккаунту.


            1. goricvet
              19.06.2017 19:05

              Полагаю, что такой финт ушами не пройдет. Китайские мобильные платежные системы wechat и alipay, если я не ошибаюсь, поддерживают только карты китайских банков.


    1. Kvakosavrus
      17.06.2017 11:49

      А если не хватило денег на карте — то не выйдет :)


    1. Helium4
      17.06.2017 11:54

      В видео есть же подсказка: "Hello, Miranda. Welcome back.". Покупателя уже опознали и уточнили количество денег на счету :)


      1. MnogoBukv
        18.06.2017 08:30

        Как это уточнили баланс на счёте? Кто разрешил?


        1. Helium4
          18.06.2017 10:24

          Нуу, покупатели сами и разрешат, вы же разрешаете мобильным приложениям получать доступ к некоторой информации на смартфоне? Если внимательно вчитаться в статью по ссылке в начале топика:


          • At the entrance, Wei Li scanned a QR code using his iPhone. A glass door slid open, and he stepped inside a store… Т.е. вход в магазин завязан на мобильное приложение, далее:
          • … all he needed to do was scan the bar code using a smartphone app with his banking card information registered in it. На мобильное приложение завязана банковская карта. И самое главное:
          • Wheelys has collaborated with Hefei University to develop a system that collects the shopper’s biometrics—most notably walking gait—as he or she scans the QR code and uses sensors on the shelves to detect removal of items. Shoppers must register ahead of time for an account. Once an item has been removed, it is linked to the shopper’s ID in the smartphone app to prevent theft. Система следит, отсканировал ли покупатель код с продукта, который взял с полки, если взял товар — он заноситься в приложение, к которому, как было указанно — привязана банковская карта.
            Никто не мешает завести отдельную виртуальную карту для покупок.


          1. MnogoBukv
            18.06.2017 10:33

            Ну, привязка карты и раскрытие баланса — не одно и тоже. И из ваших цитат утечки баланса пока не видно.


  1. Kirsch
    16.06.2017 22:08
    +1

    Все товары на полках в одинаковых маленьких красных коробочках. Случись в этом магазине живой товаровед, он, наверное, в первый рабочий день бы повесился.


    1. Cast_iron
      16.06.2017 22:35
      +2

      Вешаться будут покупатели в попытках найти нужный товар.


  1. Anilexis
    17.06.2017 11:15

    Клево, мне нравится. Еще киберпанковская такая атмосфера в ролике с китайскими иероглифами и музыкой.


    1. danyaShep
      17.06.2017 12:39
      -1

      И это сделали люди, которые первыми внедрили Великий русский фаервол.


      1. MnogoBukv
        18.06.2017 08:35

        Это вы про Шведов что ли?


  1. yans
    17.06.2017 13:06
    +1

    Дача в Бургундии, раньше жило 2000 человек, сейчас 150, все разъехались из-за автоматиза ии производства рабочие места остались только в больших городах, до магазина 15 километров. Раз в неделю приходится планировать поездку в супермаркет хочешь ты того или нет. Такой магазин без шуток оживит несколько тысяч городов в глубинке Европы.


  1. Ugrum
    17.06.2017 15:10

    Так вот какая, беспилотная автолавка XXI века!!!


    1. killik
      17.06.2017 16:04

      Думаю, даже при заселении обоих Поясов Системы фургон с товарами первой необходимости особо не видоизменится.


  1. roboq6
    18.06.2017 19:47

    Я крайне скептически отношусь к одной черте вышеописанного магазина — его кочевому образу жизни. Начерта? Ведь такой магазин будет маленьким, как следствие ассортимент в нём будет бедным и цены выше за счёт почти полного отсуствия экономии масштаба. Теоретически тут может быть экономия за счёт того что отпадает надобность платить за аренду земли, но что-то меня гложут сильные сомнения что там эта аренда такая сумасшедшая, что экономия на ней перевесит всё остальное.


    1. QWhisper
      18.06.2017 23:46

      Не забывайте важный момент. Есть страны где проблема с магазинами рядом и есть страны где нет или почти нет круглосуточных магазинов. В этому плане в России просто отлично все. Так что когда выбор стоит купить молоко для печенек в таком магазине или ждать до завтра, то выбор очевиден.


  1. p_fox
    19.06.2017 08:36

    Мне вот еще ситуации интересны:


    • Зашел в магазин, начал набирать товар… В телефоне села батарейка. Ни подтвердить транзакции, ни отменить, ни код считать.
      Или у входа прикрутят пучек кабелей для зарядки?
    • Или, например, магазин попал в зону глушилки, сети нет. Что делать покупателю внутри?


  1. Dmitry_4
    19.06.2017 10:55

    Торгующий робот? Где-то я уже такое видел.


    А по сути у нас во многие деревни раз в неделю прилетает бухантер с передвижным сельпо


  1. YuraKirov
    23.06.2017 09:42

    Неплохое внедрение в Швеции. У нас тут же разнесут.