Шведская компания Wheelys разработала Moby Store — беспилотный круглосуточный магазин на колесах, который полностью управляется технологиями. Магазин расположился в университетском городке Хэфэйского технологического университета, примерно к 450 км к западу от Шанхая, где Wheelys работает вместе с исследователями над технологической составляющей проекта. Еще совсем недавно компания планировала создать кафе, которое можно перемещать с одного места на другое на велосипеде, а теперь тестирует модель автоматически управляемого круглосуточного супермаркета.
Внешне Moby Store — припаркованное на площади неподалеку от кампуса транспортное средство, похожее на автобус маскировочных киберпанковских расцветок. Благодаря стеклянному от пола до потолка фасаду посетители на входе могут разглядеть полки с красными коробками. Чтобы войти в магазин без кассы и персонала, нужно сканировать QR-код при помощи смартфона, о чём предупреждает табличка на входе.
Желающих купить что-либо в Moby Store беззвучно приветствует голографическое лицо. Ассортиментные группы товаров не будут уступать обычным супермаркетам: можно найти продукты питания, печатные издания и даже обувь. Все, что нужно сделать для покупки — сканировать штрих-код с помощью приложения для смартфона с зарегистрированной в нем информацией о банковской карте, а затем просто выйти из магазина. В этот момент система автоматически списывает со счета покупателя сумму покупки. Все системы Moby Store работают от солнечных батарей.
В отличие от такси и гостиничного бизнеса, которые стремительно меняются как в Китае, так и по всему миру под натиском Uber и Airbnb, розничная торговля еще не претерпела значительных технологических изменений. Однако некоторые компании работают над этим: так, Amazon тестирует аналогичную концепцию покупок в магазине Amazon Go среди своих сотрудников в Сиэтле. Пока посетитель рассовывает товары по сумкам и карманам, технологии компьютерного зрения и средства видеонаблюдения Amazon отслеживают действия и создают виртуальную корзину с покупками… Если посетитель вдруг передумает покупать какой-либо продукт, система автоматически удалит товар из корзины, а перед уходом дважды проверит ее состав.
Соучредители Wheelys решили тестировать новый магазин не в Швеции, а в Китае по нескольким причинам: высокой плотности населения и практически повсеместно развитой мобильной оплате. Согласно данным Better Than Cash Alliance, в 2016 году из 175 миллионов транзакций в день китайского оператора онлайн-платежей Alipay на смартфоны пришлось 60%.
В сочетании с повышением стоимости арендной и заработной платы поддерживать небольшие магазины становится все труднее. Бо Ву, который курирует проекты Wheelys в Шанхае, говорит, что он получил много запросов от владельцев крупных супермаркетов, которые хотят получить конкурентное преимущество благодаря технологиям.
Wheelys перевела весь отдел исследований и разработок, а также дизайн-отдел из Швеции в Китай, а также создала новое ответвление компании, занимающееся разработкой автоматизированной системы магазинов. Один из соучредителей Wheelys Пер Кромвелл отмечает, что следующий шаг — совершенствование технологии, которая управляет высокотехнологичным магазином на колесах. О том, насколько сильно изменились возможности компании после переноса технологических мощностей в Китай, компания не уточняет.
Младший специалист по информатике в Хэфэйском технологическом университете Вэй Ли, который тестировал магазин, но не участвовал в самом исследовании, задается вопросом, как магазин может одновременно обрабатывать множество покупок, и как избежать кражи в магазинах.
Совместно с Хэфэйским технологическим университетом Wheelys планирует разработать систему, которая собирает биометрические данные покупателя — в первую очередь, особенности походки, — когда он сканирует QR-код и использует датчики на полках для выбора и удаления предметов из «корзины». Покупатели должны будут заранее зарегистрировать учетную запись, и если один из элементов в корзине будет удален, система свяжется с идентификатором покупателя, чтобы предотвратить кражу.
После того, как покупатель завершит оплату, биометрическая информация, которую датчики собирают у двери, автоматически будет удаляться. Такая система безопасности будет установлена в магазине летом 2017 года. Тогда же любой желающий сможет установить на своем смартфоне приложение Wheelys 247 и отправиться за покупками в Moby Store.
В будущем Wheelys надеется интегрировать еще больше технологичных решений. Например, голограмма, приветствующая покупателей на входе, может стать полноценным консультантом с искусственным интеллектом: помогать в выборе продуктов, не выходить за рамки определенного бюджета и предлагать индивидуальные акции и решения. Также компания вынашивает план по созданию облачной системы, которая будет хранить информацию о поведении клиентов в целом, а также о предпочтениях отдельных покупателей.
Это поможет владельцам магазинов лучше анализировать информацию и решать, какие продукты лучше продавать в конкретных местах. Возможно, Wheelys даже удастся развить технологическую составляющую Moby Store до такой степени, что этот супермаркет на колесах сможет автономно пополняться, возвращаясь к складам, когда запасы товаров будут на исходе. Автономность транспортного средства также увеличит продажи, если магазин будет перемещаться в разные места в соответствии с прогнозами спроса.
В небольших городах и деревнях Швеции такие автономные магазины решат другую проблему: по словам Кромвеля, в маленьких населенных пунктах практически не осталось магазинов: люди переезжают в большие города, численность населения небольших поселков уменьшается. Чтобы сходить за покупками, остающимся приходится преодолевать большие расстояния.
Соучредители Wheelys также не исключают вариант запуска франшизы на Moby Store или специализированных магазинов. Таким образом можно снизить издержки и получать прибыль от продаж даже в отдаленных областях.
Комментарии (54)
nik_vr
16.06.2017 17:49Хотелось бы увидеть подробный алгоритм процесса покупки в таком магазине. С коробками более или менее понятно — можно к каждой приклеить RFIВ-метку, считывать на выходе из "магазина" и списывать деньги с карты. Но вот на видео видны яблоки, например. Там тоже к каждому клеят метку? Или всё держится на честности покупателей + системе наблюдения?
mapatka
16.06.2017 17:58Поднял яблоко — система зачла его в корзину.
nik_vr
16.06.2017 19:14Так вопрос как раз в том — как система поняла, что покупатель взял яблоко (или два, или десять штук)?
vasiliysenin
17.06.2017 01:56Можно в корзинку с яблоками встроить весы. Поднял яблоко — система автоматически подсчитала уменьшение веса.
Akuma
17.06.2017 12:11Всегда найдутся умельцы. Но конечно интересная технология. Было бы очень удобно покупать в таком магазине: нет касс, нет обвеса и т.п.
alix_ginger
21.06.2017 15:42Но как система определит, кто именно взял яблоко, если в магазине больше одного человека?
lega
21.06.2017 18:28В Швеции, например, людям доверяют: зашел с пакетом — вышел с пакетом, что на терминале щелкнул — то и оплатил. Даже если кто-то стащит, все равно это «выгоднее» чем охранника/продовца ставить.
lega
21.06.2017 18:32В этом случае, покупатель может взять пакет и щелкнуть (оплатить) его телефоном.
Так же если пошли расхождения веса проданного и в наличии — можно будет проверить тот период по видео регистрации и вычистилить нарушителей.
pnetmon
16.06.2017 19:02Самое простое — покупатель сканирует телефоном карточки товара, на выходе расплачивается и только тогда получает физически товар.
Alliceinwonders
16.06.2017 19:50Что делает владелец магазина если на карте/счете не достаточно средств?
Что если зашел иностранец с картой банка которого нет в стране и с нее невозможно списать средства?redpax
16.06.2017 20:05Он просто не зайдет. Ведь карта уже должна быть привязана к приложению, вероятно там есть и тестовая транзакция в 1 доллар при входе, как у многих приложений.
Alliceinwonders
16.06.2017 21:13-1На карте 5 долларов. Покупатель берет товара на 50 и выходит. Как магазин защищен от этой ситуации?
tmin10
16.06.2017 21:38+1Наверное, как в такси бывает, когда не хватает денег: просто просят оплатить и блокируют дальнейшие покупки. Для злостных можно подать в суд, например.
m1skam
17.06.2017 11:49У покупателя в банке будет «технический овердрафт».
vikarti
18.06.2017 10:06Почему? Банк совершенно не обязан авторизацию давать и загонять клиента в технический овердрафт.
А если магазин сразу будет некоторую сумму блокировать а потом списывать то могут пролететь клиенты без кредиток + вопрос — а сколько блокировать то?
Или пробьют специально под это дело MCC-по которому безусловное списание идет без авторизации (как например например на борту самолетов с офлайн авторизацией)? А собственно почему? Связь то есть.
goricvet
18.06.2017 11:50Точно также, как и ресторан, в который пришёл посетитель без денег — через разбирательство постфактум. У этого магазина есть все данные покупателя, отыскать не составит труда.
Impuls
19.06.2017 11:05Это какие? Привязанная карточка? Ну так я могу выпустить виртуальную карту привязанную к левому аккаунту.
goricvet
19.06.2017 19:05Полагаю, что такой финт ушами не пройдет. Китайские мобильные платежные системы wechat и alipay, если я не ошибаюсь, поддерживают только карты китайских банков.
Helium4
17.06.2017 11:54В видео есть же подсказка: "Hello, Miranda. Welcome back.". Покупателя уже опознали и уточнили количество денег на счету :)
MnogoBukv
18.06.2017 08:30Как это уточнили баланс на счёте? Кто разрешил?
Helium4
18.06.2017 10:24Нуу, покупатели сами и разрешат, вы же разрешаете мобильным приложениям получать доступ к некоторой информации на смартфоне? Если внимательно вчитаться в статью по ссылке в начале топика:
- At the entrance, Wei Li scanned a QR code using his iPhone. A glass door slid open, and he stepped inside a store… Т.е. вход в магазин завязан на мобильное приложение, далее:
- … all he needed to do was scan the bar code using a smartphone app with his banking card information registered in it. На мобильное приложение завязана банковская карта. И самое главное:
- Wheelys has collaborated with Hefei University to develop a system that collects the shopper’s biometrics—most notably walking gait—as he or she scans the QR code and uses sensors on the shelves to detect removal of items. Shoppers must register ahead of time for an account. Once an item has been removed, it is linked to the shopper’s ID in the smartphone app to prevent theft. Система следит, отсканировал ли покупатель код с продукта, который взял с полки, если взял товар — он заноситься в приложение, к которому, как было указанно — привязана банковская карта.
Никто не мешает завести отдельную виртуальную карту для покупок.
MnogoBukv
18.06.2017 10:33Ну, привязка карты и раскрытие баланса — не одно и тоже. И из ваших цитат утечки баланса пока не видно.
yans
17.06.2017 13:06+1Дача в Бургундии, раньше жило 2000 человек, сейчас 150, все разъехались из-за автоматиза ии производства рабочие места остались только в больших городах, до магазина 15 километров. Раз в неделю приходится планировать поездку в супермаркет хочешь ты того или нет. Такой магазин без шуток оживит несколько тысяч городов в глубинке Европы.
roboq6
18.06.2017 19:47Я крайне скептически отношусь к одной черте вышеописанного магазина — его кочевому образу жизни. Начерта? Ведь такой магазин будет маленьким, как следствие ассортимент в нём будет бедным и цены выше за счёт почти полного отсуствия экономии масштаба. Теоретически тут может быть экономия за счёт того что отпадает надобность платить за аренду земли, но что-то меня гложут сильные сомнения что там эта аренда такая сумасшедшая, что экономия на ней перевесит всё остальное.
QWhisper
18.06.2017 23:46Не забывайте важный момент. Есть страны где проблема с магазинами рядом и есть страны где нет или почти нет круглосуточных магазинов. В этому плане в России просто отлично все. Так что когда выбор стоит купить молоко для печенек в таком магазине или ждать до завтра, то выбор очевиден.
p_fox
19.06.2017 08:36Мне вот еще ситуации интересны:
- Зашел в магазин, начал набирать товар… В телефоне села батарейка. Ни подтвердить транзакции, ни отменить, ни код считать.
Или у входа прикрутят пучек кабелей для зарядки? - Или, например, магазин попал в зону глушилки, сети нет. Что делать покупателю внутри?
- Зашел в магазин, начал набирать товар… В телефоне села батарейка. Ни подтвердить транзакции, ни отменить, ни код считать.
Dmitry_4
19.06.2017 10:55Торгующий робот? Где-то я уже такое видел.
А по сути у нас во многие деревни раз в неделю прилетает бухантер с передвижным сельпо
Taciturn
Очень интересны подробности — как именно без персонала пополняются запасы товаров/утилизируются просроченные? Как происходит чистка и уборка помещения (ведь покупатели неизбежно будут ронять товары, брать и оставлять где попало)?
SLY_G
Taciturn
Но как именно это будет происходить? Специальные роботы будут устанавливать коробки?
AndrewRo
Предполагаю, что специальные китайцы
vasiliysenin
там же на видео начиная с 1мин.18сек. всё показано :)
roboq6
Посмотрел. Не понял. Не могли бы разжевать?
Impuls
Сзади тележки ходят специально обученные китайцы с пультом для этой тележки. Тоже самое на 35 секунде видно ноги на заднем плане.