Компания Tesla относительно недавно начала поставлять на рынок аккумуляторные системы для дома и предприятий. Что может дать установка такой системы дома? Здесь несколько вариантов. Первый — аккумулирование 15 кВт*ч энергии от возобновляемых источников (при их наличии), что позволяет сохранять избыток энергии, а не отдавать его в сеть (за это энергокомпании иногда платят, иногда нет). Кроме того, аккумулятор системы можно заряжать в часы, когда энергия дешевле всего, и использовать эту энергию, когда энергокомпании поставляют её по максимальной цене.

Анонс систем Powerwall и Powerpack прошел с большой помпой, и многие пользователи, как частники, так и корпорации, заинтересовались проектом. При этом у Tesla в этой сфере начинают появляться конкуренты, причем довольно серьезные. Сейчас компания Mercedes объявила о планах выхода на рынок со своими системами такого типа.

Tesla выпустила на рынок Powerwall, две модели: 10 кВт ($3500) и 7 кВт ($3000). Размеры системы составляют примерно метр на метр, с толщиной около 18 сантиметров. Powerwall поставляется с поддержкой управления обогревом дома и возможностью управления через Интернет. Заряжаться батареи могут либо от солнечной батареи или ветрогенератора (если таковые установлены), либо от стационарного источника электричества. Среднее американское домохозяйство потребляет 30 кВт*ч энергии в сутки, что означает возможность обеспечения нужным количеством энергии в часы пиковых нагрузок и время, когда энергия дороже всего. В системе есть и UPS, благодаря чему электричество в доме или офисе будет даже тогда, когда в местной энергетической инфраструктуре возникают неполадки.

Powerpack — это «старший брат» Powerwall, система, которая предназначена для предприятий. Эта система может быть масштабирована, и работать даже на крупном предприятии. Так, 100 кВт юниты могут быть объединены в систему от 500 кВт до 10 МВт.

Mercedes выпускает систему, которую можно масштабировать. Так, модули по 2,5 кВт*ч каждый можно собирать, составляя систему вплоть до 20 кВт*ч. Это, конечно, меньше, чем промышленные системы Tesla, но для дома и небольшого предприятия вполне хватает. Mercedes, возможно, будет предлагать и кастомные системы для корпоративных пользователей, которым нужно гораздо больше. Что касается цены, то Mercedes пока не представил эти данные.

Тем не менее, можно предположить, что и другие компании захотят конкурировать с Tesla. Вполне вероятно, уже вскоре мы услышим и о какой-либо схожей системе из Китая.

Комментарии (29)


  1. evorios
    10.06.2015 12:11
    -4

    В догонялки играют. Видимо их гложет чувство зависти.
    Ford создал прекрасную машину на электротяге, но потом убил. Причина банальна.
    По-моему, тут то же самое, — хотят составить конкуренцию чисто для создания экономических проблем компании, которая их обставила.


    1. silverjoe
      10.06.2015 17:48
      +1

      Вряд ли.
      С момента анонса от Tesla прошло слишком мало времени, чтобы успеть разработать и представить.
      А Mercedes, кстати — заводская команда Formula 1, где второй год используются гибридные двигатели, так что у них свои разработки уже давно имеются. И очень неплохие, могу вам сказать, так как их гибридный — лучший среди всех участников.

      Видимо это вполне логичный шаг для таких производителей — выходить на рынок домашних и корпоративных пользователей.


      1. Dbear
        10.06.2015 20:24

        Вообще Тесла тесно сотрудничает с Мерседесом, использует их детали в своем автомобиле. Вполне вероятно, что как-то договорились и частично поделились разработками, а может и в маркетинговых целях, чтобы организовать псевдоконкуренцию.


        1. idiv
          10.06.2015 21:33
          +1

          Ага, и именно по этому они используют разную начинку — Тесла пальчиковые батарейки, а Мерседес большие батареи.
          Проблема в следующем:

          >Анонс систем Powerwall и Powerpack прошел с большой помпой…

          Вот в этом все дело. Маск с его Теслой бежит впереди паровоза, как бы он так же «перед батьком в пекло» не повел всю индустрию электромобилей и крупных аккумуляторных систем в пропасть.

          Сейчас все взялись анонсировать батареи, так как Маску не терпелось влезть на рынок, но они явно не сделанные на коленке за месяц, а многолетние разработки. То же масштабирование запросто не сделаешь, система должна быть готова к подобному применению.

          от же Мерседес разрабатывал гибридные автомобили на литий-ионных аккумуляторах, но первое время обвешивали аккумуляторы таким объемом защиты, что по энергетической эффективности (кВтч/кг) они мало от свинцовых отличались. Только после тестов, годами, объемы защиты уменьшались.

          Здесь, думаю, та же ситуация. Проводятся тесты, анализируются вопросы безопасности, годы работы — и тут влетает Маск «ура, уникальная техника, ни у кого такого нет». И это только подтверждает, что Маск пиарщик, бизнесмен (два раза продать один аккумулятор — это круто) и эксплуататор идеи без понимания, как это развивать и что будет, если вдруг его технология даст сбой. Например, аккумуляторы в машине подвергались вибирационным нагрузкам лет 10, потом еще 10 лет будут стоять в доме. Учитывая, что, например, на сегодня отсутствует достоверная модель старения аккумулятора, никаких гарантий здесь дать никто не может. Я уже не говорю про отсутствие тестов аккумуляторов в подобных условиях (экстраполирование работает в этой отрасли плоховато). Хорошо, если пронесет, а если нет?

          Я не говорю, что технология плохая, но как по мне там могут быть недоработки, который устранять будут у тестеров системы — конечных пользователей.


          1. Chamie
            12.06.2015 03:27

            Тесла пальчиковые батарейки
            Это вы банки 18650 «пальчиковыми батарейками» назвали?


            1. idiv
              12.06.2015 07:42

              А они сильно от них отличаются? 18 на 65 мм при том, что пальчиковые это 14 на 50 мм. И особо сути не меняет, сложно назвать прорывом или технически грамотным решением установку 7000 батареек в единую систему, их и охлаждать сложнее и место неэффективно используется.


              1. Chamie
                14.06.2015 03:47

                Во-первых, пальчиковые — это именно АА, не ААА, и не D, хотя разница в размерах — того же порядка, что и с 18650/
                Во-вторых, «пальчиковые батарейки» — это солевые или щелочные одноразовые элементы питания напряжением 1,5В. «Пальчиковые» аккумуляторы — NiCd или NiMH аккумуляторы напряжением ?1,2В.
                В-третьих, если с ними всё так плохо, то почему же это — самый популярный и распространённый формат литий-ионных аккумуляторов?

                сложно назвать … технически грамотным решением установку 7000 батареек в единую систему
                Хотите сказать, что Tesla — это компания, состоящая из безграмотных инженеров? И, кстати, откуда у вас информация по внутреннему устройству Мерседесовских батарей? Не могли бы вы привести ссылку, что они не состоят точно так же из банок 18650?


                1. idiv
                  14.06.2015 10:24

                  По терминологии аккумулятор-батарейка.
                  Правильно «аккумуляторная батарея», уже когда-то было здесь что можно и батарейкой называть и аккумулятором. В английском языке вообще все называют «батарейкой», разница в перезаряжаемой или не перезаряжаемой.
                  «Пальчиковый», «мизинчиковый» — бытовая терминология, которая не техническая и используется для простоты населения, далекого от деталей стандартов.

                  >Во-первых, пальчиковые — это именно АА, не ААА,

                  Это вы к тому, что не знаете размера АА? Так посмотрите здесь: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_AA, он именно что 14 на 50 мм. Это не сильно меньше по размеру, чем литий-ионный 18 на 65 мм.

                  >И, кстати, откуда у вас информация по внутреннему устройству Мерседесовских батарей?.. Не могли бы вы привести ссылку, что они не состоят точно так же из банок 18650?

                  geektimes.ru/post/251434

                  >Хотите сказать, что Tesla — это компания, состоящая из безграмотных инженеров?

                  Нет, они просто взяли ноутбучный ширпотреб, чтобы быстрее выйти на рынок. И с точки зрения техники такое решение имеет массу недостатков.
                  1 — куча контактов, которые нужно согласовать и соединить.
                  2 — вентилирование такого блока неэффективно из-за формы элементов.
                  3 — появляется полно неиспользованного объема из-за цилиндрической формы, где-то процентов 15, что по факту означает меньшую плотность энергии на килограмм веса (мелочь, но все же).

                  >почему же это — самый популярный и распространённый формат литий-ионных аккумуляторов?

                  Уточню — для ноутбуков это один из лучший вариантов был раньше и остается для ноутбуков без претензий. Там размер не особо играл значения, сейчас же всякие ультрабуки и Apple используют pouch bag cells, так как компактность — модно. То же можно сказать про планшеты, вряд ли кто купит планшет толщиной более 2 см. Потому этот ширпотреб и взяли в Тесла, думать меньше надо. Автопроизводители же не успели за Теслой именно из-за тестов нормального размера аккумуляторов.


                  1. Chamie
                    15.06.2015 09:55

                    Это вы к тому, что не знаете размера АА? Так посмотрите здесь: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_AA, он именно что 14 на 50 мм. Это не сильно меньше по размеру, чем литий-ионный 18 на 65 мм.
                    А вы дочитать предложение не пробовали? «разница в размерах — того же порядка, что и с 18650». Т.е., АА от 18650 отличается примерно так же, как и от ААА и D, которые никто «пальчиковыми», почему-то, не называет.


                    1. idiv
                      15.06.2015 10:42

                      Раз вам так удобнее, не буду их называть больше пальчиковыми. От этого техническое решение станет лучше?


                      1. Chamie
                        15.06.2015 11:25

                        Лучше, чем гипотетическая система на пальчиковых батарейках.


                  1. Chamie
                    15.06.2015 10:15

                    Уточню — для ноутбуков это один из лучший вариантов был раньше и остается для ноутбуков без претензий. Там размер не особо играл значения, сейчас же всякие ультрабуки и Apple используют pouch bag cells, так как компактность — модно.
                    Там дело не в компактности как таковой, а именно в толщине.


                    1. idiv
                      15.06.2015 10:37
                      -1

                      >Там дело не в компактности как таковой, а именно в толщине.

                      «Компактность — сравнительно небольшой объём, экономная компоновка без промежутков.» Вот у цилиндрических с промежутками то и проблема. Для обычного ноутбука проблема небольшая, там 4 ячейки в стандартном блоке, но все равно процентов 12 места уже не используется.


                      1. Chamie
                        15.06.2015 11:29

                        «Компактность — сравнительно небольшой объём, экономная компоновка без промежутков.» Вот у цилиндрических с промежутками то и проблема.
                        Они отлично вмещаются без промежутков, например, в шарнир петли.
                        Например, так


                        1. idiv
                          15.06.2015 12:10
                          -1

                          Изначально речь шла о машине. Там при установке цилиндрических компонентов образуется много свободного места.
                          Да и здесь, на картинке, выбор цилиндрического аккумулятора обусловлен его дешевизной и массовым производством. Если это шарнир, то это уже не простой планшет. Да и 2 см толщины — уже не ультрабук, о которых я писал раньше. Здесь попытка обработать те же стандартные компоненты при минимуме работы.

                          Чтобы не плодить ветки:
                          >Лучше, чем гипотетическая система на пальчиковых батарейках.

                          Там не менее 14000 контактов к элементам питания. Это далеко не самое умное решение с точки зрения надежности. Да, за счет числа проблем при потере одного контакта не так много, но и вероятность выше. Ни один автопроизводитель сам по такому пути не пошел. Может есть причины?


                          1. Chamie
                            16.06.2015 08:32

                            Да и 2 см толщины — уже не ультрабук,
                            Я про это и написал — что суть не в объёме, а исключительно в толщине.
                            Да и здесь, на картинке, выбор цилиндрического аккумулятора обусловлен его дешевизной и массовым производством. Если это шарнир, то это уже не простой планшет.
                            Почему планшет с ножкой и утолщением — «не просто планшет»? Вообще говоря, планшет такой формы банально удобнее держать одной рукой. Похожей формы планшет делала Sony:
                            Sony SGPT111US/S Wi-Fi Tablet


                            1. idiv
                              16.06.2015 08:56
                              -1

                              > Вообще говоря, планшет такой формы банально удобнее держать одной рукой

                              Это уже субъективно. Мне важнее толщина, да и возможность менять хват. С этим планшетом не так просто.

                              >А если бы были «пальчиковые» — было бы 30000. Я же не говорю, что лучше, чем один большой блок — только, что лучше «пальчиков».

                              Смотрю, вам покоя не дает слово «пальчиковый».

                              >P.S. Как охлаждаются ячейки у Даймлера, кстати, совсем непонятно — они там стоят впритык без промежутков и радиаторов.

                              Это вы определили по двум картинкам в интернете?


                              1. Chamie
                                16.06.2015 09:38
                                -1

                                Смотрю, вам покоя не дает слово «пальчиковый».
                                В следующий раз можете назвать 18650 «часовой батарейкой» и удивляться реакции ещё дольше.
                                Это вы определили по двум картинкам в интернете?
                                По картинке:
                                Фотография батареи «в разрезе»
                                image


                                1. idiv
                                  16.06.2015 18:35

                                  Вы так непримиримы в использовании бытовой терминологии, которая не является строгой и применяется для упрощения понимания большинства, но при этом совершенно не знаете техническую.

                                  Модуль — это не ячейка. Ячейки бывают трех типов (на транспорте) — цилиндрические, призматические и pouch bag cell (последние именуются народом и маркетологами полимерными). Так модуль собирается из ячеек и содержит в себе в том числе и систему охлаждения. Это даже в Википедии написано.

                                  А делать выводы по картинке — это сильно. Особенно относительно Мерседеса, который использует литий-ионные аккумуляторы в своих гибридах с 2009 года и не подумал об охлаждении (мало того, в Германии этому даже учат в университетах лет 20).


                                  1. Chamie
                                    17.06.2015 00:57

                                    Вы так непримиримы в использовании бытовой терминологии, которая не является строгой и применяется для упрощения понимания большинства
                                    Ну, как бы, для батареек она вполне строгая: «пальчиковые» — это исключительно АА/R6. Даже ААА если и называют как-то, то «мизинчиковыми», ну, и «бочки» D.
                                    Модуль — это не ячейка. Ячейки бывают трех типов (на транспорте) — цилиндрические, призматические и pouch bag cell (последние именуются народом и маркетологами полимерными). Так модуль собирается из ячеек и содержит в себе в том числе и систему охлаждения. Это даже в Википедии написано.
                                    Это всё отлично, только вот на фото дан модуль в разрезе, если что. И то, что там не видно охлаждения — не означает, что Мерседес о нём не подумал. Возможно, там и не нужны радиаторы — тепло само рассеивается. Собственно, на это я и намекал — что никакой громоздкой системы охлаждения может быть не нужно (ни для Даймлера, ни для Теслы). Притом, вам, чтобы судить об аккумуляторе Теслы и его охлаждении, достаточно, почему-то, даже не фото, а исключительно своих мыслей о цилиндрических аккумуляторах.


                                    1. idiv
                                      17.06.2015 07:54

                                      >Притом, вам, чтобы судить об аккумуляторе Теслы и его охлаждении, достаточно, почему-то, даже не фото, а исключительно своих мыслей о цилиндрических аккумуляторах.

                                      Мне вообще-то этого достаточно: www.campus.rwth-aachen.de/rwth/all/event.asp?gguid=0xEE69549144E5874BA9C6E058B13697AB
                                      Там очень детально рассказывается, почему система охлаждения нужна и почему цилиндрические имеют проблемы с охлаждением. И на картинке явно не хватает деталей. Например, вместо ячеек просто равномерно заполненные чем-то серым пакеты. Это рекламный материал, делать по нему выводы нельзя (тем более путая модули и ячейки).
                                      homecrux.com/wp-content/uploads/2015/06/Daimler’s-Lithium-ion-Home-Batteries_4.jpg


                                      1. Chamie
                                        17.06.2015 09:08

                                        тем более путая модули и ячейки
                                        Может, покажете-таки, где я назвал модуль ячейкой? Я сказал, что модули стоят впритык. То, что внутри модуля на фото пространства также нет — по-моему, очевидно.


                                        1. idiv
                                          17.06.2015 19:09

                                          >P.S. Как охлаждаются ячейки у Даймлера, кстати, совсем непонятно — они там стоят впритык без промежутков и радиаторов.

                                          >И по цитате из первоисточника:
                                          >It uses 96 lithium-ion modules with more than 500kWh of energy storage, though it plans to expand that to 3000kWh within weeks.
                                          >Т.е., судя по всему, каждая вот та (чёрная с краю и серебристая внетри) пластина — это и есть модуль, и расстояние между ними — миллиметр-два.

                                          Т.е. сначала непонятно, как охлаждается ячейка, а потом перескок на модули. И на фото не видно нижней части батареи. Делать выводы по фото в любом случае нельзя. Можно по патентам, а даже там вид батарей вовсе не такой, как на этой фотке, что говорит о постановочном фото.


    1. esc
      10.06.2015 22:49
      +1

      А обставила в чем?


  1. ababo
    10.06.2015 19:17
    +7

    Я подумал, ого, Мерседес стал делать мусорные вёдра.


  1. artspb
    11.06.2015 09:06

    А как заголовок статьи соотносится с ее содержимым? Из 6 абзацев только про один модно сказать, что он про Mercedes, да и то с натягом. Ну а в сумме новой информации — 0.


  1. Raegdan
    11.06.2015 09:41

    А можно глупый вопрос? Чем Пауэрпак/Пауэрволл принципиально отличается от обычного мощного ИБП, который можно найти в любой серверной? Только убербатарейками от Маска вместо устаревших свинцовых, или там ещё какие-то прорывные разработки используются?


    1. pomkaster
      11.06.2015 15:45

      Ещё они красивенькие.


    1. equand
      11.06.2015 20:33

      Система подключ, для дома, дешево. Все-таки датацентровские системы либо копейки и мало держат, либо убер дорогие и держат слишком много.