Парсинг сайта blablacar.ru и анализ пассажиропотока из г. Клинцы Брянской области с помощью языка программирования R.
Предыстория
По воле разных обстоятельств дауншифтнулся в небольшой город Брянской области (г. Клинцы). Живу, работаю, интересуюсь культурным отдыхом. «Куда здесь можно сходить?» — спрашиваю у местных. «Лучше всего сходить на вокзал за билетами», — доброжелательно советуют клинчане.
Идея понравилась, и в качестве отдохновения от забот решил заняться одно-двухдневными путешествиями, выбрав для этой цели Блаблакар (экономичнее, по идее, время поездок проще подобрать, с водителем можно пообщаться, выбор маршрутов больше).
Чтобы лучше представлять: куда, когда, как и за сколько из Клинцов можно уехать, — провёл небольшое исследование. Результатами, алгоритмом, скриптами и данными делюсь в этой статье.
Библиотеки R
Для проведения исследования использованы следующие библиотеки R:
- rvest, Rselenium — парсинг данных;
- dplyr, tidyr — манипуляция с данными;
- ggplot2, ggmap, grid, gridExtra — визуализация;
- forecast, zoo — работа с временными рядами;
- сaret, xgboost, mlr — машинное обучение.
Получение данных
Собрать данные с сайта стандартными средствами R (библиотека rvest) с ходу не удалось. Блаблакар работает на JS, который формирует динамические страницы в зависимости от запроса пользователя, а функции rvest их не поддерживают.
Так как с веб-технологиями я знаком постольку-поскольку, то не стал разбираться, где и что лежит на сервере и как именно подтягивается, а выбрал более простое, как мне показалось, решение.
Установил на машине сервер Rselenium, через него запускал Google Chrome, который формировал нужную страницу и сохранял выдачу. Далее страница без проблем парсилась R.
Блаблакар предоставляет данные всего лишь за два месяца (713 поездок), поэтому эта схема отлично сработала (раза с третьего, весело поскрипывая костылями, сервер запустился). Однако не уверен, что алгоритм подойдёт для парсинга большего количества страниц — слишком много времени и ресурсов уходит, много узких мест.
#### ГЕНЕРАЦИЯ ССЫЛОК ####
# Месяцы
mnth <- 5:7
# Дни
days <- seq(1, 31, 1)
# Цикл генерации
url.t <- c()
urls <- c()
for(i in mnth){
for(j in days){
url <- paste0("https://www.blablacar.ru/poisk-poputchikov/klintcy/#?db=",
j, "/", i,
"/2017&fn=%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%86%D1%8B,+%D0%91%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C&fc=52.756616%7C32.256669&fcc=RU&fp=0&tn=&sort=trip_date&order=asc&radius=15&limit=100")
url.t <- c(url.t, url)
}
urls <- c(urls, url.t)
url.t <- c()
}
# Удаление лишних ссылок
urls <- urls[11:74]
urls <- urls[-52] # удаление 31 июня
#### ПАРСИНГ ####
# Создание датасета для хранение полученных данных
blblcars <- data.frame(Name = character(),
Age = character(),
Date = character(),
Time = character(),
City = character(),
Price = character(),
stringsAsFactors = FALSE)
# Запуск сервера RSelenium
rD <- rsDriver( browser = c("chrome"))
remDr <- rD$client
for (j in urls) {
# Переход на страницу
remDr$navigate(j)
# Перерыв на 3 секунды, иначе браузер не успевает сформировать страницу
Sys.sleep(3)
# Получение данных со страницы
html <- remDr$getPageSource()
html <- read_html(html[[1]])
# Имена
names <- html_nodes(html, ".ProfileCard-info--name")
names.i <- c()
if (length(names) == 0) {
names.i <- NA
} else {
for (i in 1:length(names)) {
names.i[i] <- gsub(".*\n |\n.*",
"", names[[i]])
}
}
# Возраст
age <- html_nodes(html, ".u-truncate+ .ProfileCard-info")
age.i <- c()
if (length(age) == 0) {
age.i <- NA
} else {
for (i in 1:length(age)) {
age.i[i] <- gsub(".*возраст: |<br/>.*", "", age[[i]])
}
}
# Дата
date <- html_nodes(html, ".time")
date.i <- c()
if (length(date) == 0) {
date.i <- NA
} else {
for (i in 1:length(date)) {
date.i[i] <- gsub(".*content=\"|\">.*", "", date[[i]])
}
}
# Время
time <- html_nodes(html, ".time")
time.i <- c()
if (length(time) == 0) {
time.i <- NA
} else {
for (i in 1:length(time)) {
time.i[i] <- gsub(".* - |\n.*", "", time[[i]])
}
}
# Цена
price <- html_nodes(html, ".price")
price.i <- c()
if (length(price) == 0) {
price.i <- NA
} else {
for (i in 1:length(price)) {
price.i[i] <- gsub(".*<span class=\"\">\n|\n.*",
"",
price[[i]])
}
}
# Пункт назначения
city <- html_nodes(html, ".trip-roads-stop~ .trip-roads-stop")
city.i <- c()
if (length(city) == 0) {
city.i <- NA
} else {
for (i in 1:length(city)) {
city.i[i] <- gsub("<span class=\"trip-roads-stop\">|</span>", "", city[[i]])
}
}
# Сохранение в датасет
blblcars.t <- data.frame(Name = names.i,
Age = age.i,
Date = date.i,
Time = time.i,
City = city.i,
Price = price.i,
stringsAsFactors = FALSE)
# Добавление данных в итоговый датасет
blblcars <- rbind(blblcars, blblcars.t)
}
# Закрытие сервера RSelenium
remDr$close()
# Сохранение данных
save(blblcars, file = "data/blblcars")
Динамика и предсказание трафика
#### ОБРАБОТКА ДАННЫХ ####
# Загрузка данных
load("data/blblcars")
# Преобразование типов данных
blblcars$Age <- as.integer(blblcars$Age)
blblcars$Price <- as.integer(gsub("[^0-9]", "", blblcars$Price))
blblcars$hours <- as.integer(gsub(":..", "", blblcars$Time))
blblcars$days <- weekdays(as.Date(blblcars$Date))
В среднем из Клинцов выезжает 10 машин в день, максимум — 35. Трафик растущий. Что влияет на положительную динамику — сезон отпусков, более благоприятная дорожная обстановка летом, долгосрочный рост аудитории сервиса — сложно точно сказать. Нужны данные хотя бы за пару лет.
#### Динамика трафика ####
# row.names(blblcars)[is.na(blblcars$Price)] 2017-06-03 - не было поездок
blblcars$Date[214] <- "2017-06-03" # Добавление дня, в который не было поездок
# Формирование временного ряда
bl.date <- blblcars %>% count(Date)
bl.date$n[bl.date$Date == "2017-06-03"] <- 0
bl.date$Date <- as.Date(bl.date$Date)
bl.date <- bl.date %>% filter(Date != "2017-07-12")
# Min. 1st Qu. Median Mean 3rd Qu. Max.
# 0.00 8.00 10.00 11.48 13.00 35.00
summary(bl.date$n)
#### График "Количество поездок растёт в сезон отпусков" ####
ggplot(bl.date, aes(x = Date, y = n))+
geom_line()+
geom_smooth()+
labs(title = "Пассажиропоток растёт",
subtitle = "динамика количества поездок из г. Клинцы на blablacar.ru с 11 мая по 11 июля 2017 г.",
caption = "Источник: blablacar.ru silentio.su",
x = "Дата",
y = "количество поездок")+
theme(legend.position = "none",
axis.text.x = element_text(size = 14),
axis.title.x = element_text(size = 14),
axis.text.y = element_text(size = 14),
axis.title.y = element_text(size = 14),
title = element_text(size = 14))
Предсказать трафик на ближайшую неделю или месяц тоже проблематично. Протестировал несколько моделей, но точность предсказаний оставляет желать лучшего.
#### Предсказание трафика ####
bl.arima <- zoo(bl.date$n, bl.date$Date)
model.arima <- auto.arima(bl.arima)
predic.ar <- forecast(model.arima, h = 14)
plot(predic.ar, type = "line", main = " ")
title(main = "Динамика и предсказание трафика из Клинцов",
xlab = "ARIMA(2,1,1), прогноз на 12-25 июля 2017 г.", ylab = "Количество поездок")
grid.text("Источник: blablacar.ru silentio.su",
x = 0.98, y = 0.02, just = c("right", "bottom"),
gp = gpar(fontsize = 14, col = "dimgrey"))
Самые популярные направления
За два месяца машины из Клинцов отправлялись в 59 разных городов. Однако основных направлений немного: Брянск (40% всех поездок), Москва (18%), города Брянской области, Гомель (приграничный город в Белоруссии, областной центр), Орёл, Смоленск — 88% от всех поездок.
#### Самые популярные направления ####
bl.city <- blblcars %>% count(City)
bl.city$percents <- round(bl.city$n/sum(bl.city$n)*100, digits = 2)
bl.city <- bl.city %>% arrange(desc(n))
# 59 городов
length(unique(bl.city$City))
#### График "Топ-10 маршрутов из г. Клинцы на blablacar.ru" ####
ggplot(bl.city[1:10,], aes(x = reorder(City, n),
y = percents, fill = percents))+
geom_bar(stat = "identity")+
coord_flip()+
geom_label(aes(label = paste0(percents, "%")),
size = 5, colour = "white", hjust = 1)+
labs(title = "Чаще всего клинчане ездят в Брянск и Москву",
subtitle = "Топ-10 маршрутов из г. Клинцы на blablacar.ru",
caption = "Источник: blablacar.ru silentio.su",
x = "Города",
y = "% от всех поездок")+
theme(legend.position = "none",
axis.text.x = element_text(size = 14),
axis.title.x = element_text(size = 14),
axis.text.y = element_text(size = 14),
axis.title.y = element_text(size = 14),
title = element_text(size = 14))
Если нанести пункты назначения на карту, то получится почти идеальная окружность с центром в Клинцах и радиусом 1000-1200 км, плотная в центре и разряженная ближе к периферии. Также хорошо видна дуга «Клинцы-Брянск-Калуга-Москва».
#### Карта маршрутов из г. Клинцы на blablacar.ru ####
# Геолокация
bl.city <- na.omit(bl.city)
geo <- geocode(bl.city$City)
bl.city <- cbind(bl.city, as.data.frame(geo))
map <- get_map(location = "Klintsy", maptype = "terrain", zoom = 4)
ggmap(map)+
geom_point(data = bl.city,
aes(x = lon, y = lat, size = percents),
alpha = 1, colour = "red")+
labs(title = "Карта маршрутов из г. Клинцы на blablacar.ru",
caption = "Источник: blablacar.ru silentio.su",
x = " ",
y = " ",
size = "% поездок:")+
theme(legend.position = "left",
legend.text = element_text(size = 12),
axis.text.x = element_text(size = 8),
axis.title.x = element_text(size = 8),
axis.text.y = element_text(size = 8),
axis.title.y = element_text(size = 8),
title = element_text(size = 14))
То есть в основном клинчане путешествуют по месту, регулярно ездят в близлежащие областные центры и в МСК.
Стоимость проезда
Стоимость проезда у всех водителей, сгруппированных по направлениям, примерно одинаковая: около 100 р. — по области, в среднем 280 р. — Брянск, 900 р. — Москва. Это где-то на 25% дешевле, чем у регулярных перевозчиков.
Самый большой разброс цен — на билеты в Орёл (от 350 до 600 р.) и Смоленск (от 450 до 650 рублей).
#### Средняя цена по Топ-10 направлений ####
bl.price.top <- blblcars %>%
filter(City %in% unique(bl.city$City[1:10])) %>%
select(City, Price)
bl.price.top <- full_join(bl.price.top,
bl.price.top %>%
group_by(City) %>%
summarise(mean = mean(Price))
)
bl.price.top$mean <- round(bl.price.top$mean, digits = 0)
bl.price.top$mean <- paste0(bl.price.top$mean, " р.")
bl.price.top <- bl.price.top %>% unite(City, c(City, mean), sep = ", ")
#### График "Самый большой разброс цен на билеты в Орёл и Смоленск" ####
ggplot(bl.price.top, aes(x = reorder(City, Price), y = Price))+
stat_summary(geom = "line", group = 1, fun.data = "mean_cl_boot", size = 1,
colour = "blue")+
stat_summary(fun.data = "mean_cl_boot", colour = "red", size = 1)+
labs(title = "Самый большой разброс цен - на билеты в Орёл и Смоленск",
subtitle = "Средняя цена поездки из г. Клинцы на blablacar.ru (Топ-10 направлений)",
caption = "Источник: blablacar.ru silentio.su",
x = "Направления и средняя цена",
y = "Цена поездки, руб.")+
theme(legend.position = "none",
legend.text = element_text(size = 14),
axis.text.x = element_text(size = 14, angle = 90),
axis.title.x = element_text(size = 14),
axis.text.y = element_text(size = 14),
axis.title.y = element_text(size = 14),
title = element_text(size = 14))
Как ни странно, цена поездки не всегда зависит от расстояния. Дороже всего съездить из Клинцов на Юг и Кавказ — 1500-2300 р. За аналогичные расстояния в направлении Европы просят раза в два меньше.
#### Самые дорогие направления ####
bl.price <- blblcars %>%
select(City, Price) %>%
group_by(City) %>%
summarise(price = mean(Price))
bl.price$price <- round(bl.price$price, digits = 0)
bl.price <- bl.price %>% arrange(desc(price))
#### График "Топ-10 самых дорогих маршрутов из г. Клинцы на blablacar.ru" ####
ggplot(bl.price[1:10,], aes(x = reorder(City, price),
y = price, fill = price))+
geom_bar(stat = "identity")+
coord_flip()+
geom_label(aes(label = paste0(price, " р.")),
size = 5, colour = "white", hjust = 1)+
labs(title = "Дороже всего съездить из Клинцов на Юг и Кавказ",
subtitle = "Топ-10 самых дорогих маршрутов из г. Клинцы на blablacar.ru",
caption = "Источник: blablacar.ru silentio.su",
x = "Направления",
y = "Средняя цена поездки, руб.")+
theme(legend.position = "none",
axis.text.x = element_text(size = 14),
axis.title.x = element_text(size = 14),
axis.text.y = element_text(size = 14),
axis.title.y = element_text(size = 14),
title = element_text(size = 14))
Анализ водителей
Меня заинтересовала мотивация водителей. Почему они берут пассажиров? Есть ли среди них те, кто пользуется сервисом для получения коммерческой выгоды?
54% водителей за два месяца только 1 раз воспользовались сервисом. Остальные ездят с частотой от 1 раза в месяц до 1 раза в неделю, вероятно, по рабочим делам — пассажиров берут в целях снижения дорожных расходов.
Я нашёл только одного человека, который, скорее всего (но это неточно), занимается коммерческим извозом (маршрутное такси, маршрут «Новозыбков — Клинцы — Москва», каждые три дня).
#### Самые популярные водители ####
drivers <- blblcars %>%
select(Name, Age)
drivers$Age <- paste0("возраст: ", drivers$Age)
drivers <- drivers %>% unite(Name, c(Name, Age), sep = ", ")
drivers <- drivers %>% count(Name)
drivers$percents <- round(drivers$n/sum(drivers$n)*100, digits = 2)
drivers <- arrange(drivers, desc(n))
drivers$per.month <- round(drivers$n/2, digits = 0)
summary(as.factor(drivers$n))/sum(drivers$n)*100
#### График "Большинство водителей подвозят людей эпизодически" ####
ggplot(drivers[1:10,], aes(x = reorder(Name, n),
y = percents, fill = percents))+
geom_bar(stat = "identity")+
coord_flip()+
geom_label(aes(label = paste0(per.month, " поезд./месяц")),
size = 5, colour = "white", hjust = 1)+
labs(title = "Большинство водителей подвозят людей эпизодически",
subtitle = "Топ-10 водителей по количеству поездок из г. Клинцы на blablacar.ru",
caption = "Источник: blablacar.ru silentio.su",
x = "Водители",
y = "Количество поездок в месяц")+
theme(legend.position = "none",
axis.text.x = element_text(size = 14),
axis.title.x = element_text(size = 14),
axis.text.y = element_text(size = 14),
axis.title.y = element_text(size = 14),
title = element_text(size = 14))
Время отправления
Легче всего уехать из Клинцов с 16:00 до 19:00. Автомобили до Москвы отправляются в ночь, часов в девять вечера.
#### Самые популярные часы отправления для Топ-10 ####
bl.hours <- blblcars %>%
group_by(City) %>%
count(hours)
bl.hours <- ungroup(bl.hours)
# Добавление нулевых значений
for (i in unique(bl.hours$City)) {
for (j in seq(0, 23, 1)) {
if (!j %in% bl.hours$hours[bl.hours$City == i]) {
bl.hours <- rbind(bl.hours,
data.frame(City = i, hours = j, n = 0))
}
}
}
# Отбор Топ-10
bl.hours <- bl.hours %>%
filter(City %in% bl.city$City[1:10])
bl.hours$percents <- round(bl.hours$n/sum(bl.hours$n)*100, digits = 2)
#### График "Распределение поездок из г. Клинцы на blablacar.ru по времени суток" ####
ggplot(bl.hours, aes(x = hours, y = percents, fill = City))+
geom_bar(stat = "identity")+
labs(title = "Легче всего уехать из Клинцов с 16:00 до 19:00",
subtitle = "Распределение поездок из г. Клинцы на blablacar.ru по времени суток",
caption = "Источник: blablacar.ru silentio.su",
x = "Часы (время суток)",
y = "% от всех поездок (по Топ-10)",
fill = "Направления:")+
theme(legend.position = "right",
legend.text = element_text(size = 12),
axis.text.x = element_text(size = 14),
axis.title.x = element_text(size = 14),
axis.text.y = element_text(size = 14),
axis.title.y = element_text(size = 14),
title = element_text(size = 14))
Чаще всего люди уезжают из города во вторник, пятницу и воскресенье.
#### Самые популярные дни отправления для Топ-10 ####
bl.days <- blblcars %>%
group_by(City) %>%
count(days)
bl.days <- ungroup(bl.days)
# Добавление нулевых значений
for (i in unique(bl.days$City)) {
for (j in unique(bl.days$days)) {
if (!j %in% bl.days$days[bl.days$City == i]) {
bl.days <- rbind(bl.days,
data.frame(City = i, days = j, n = 0))
}
}
}
# Отбор Топ-10
bl.days <- bl.days %>%
filter(City %in% bl.city$City[1:10])
bl.days$percents <- round(bl.days$n/sum(bl.days$n)*100, digits = 2)
# Сортировка по дням недели
bl.days$days <- as.factor(bl.days$days)
bl.days$days <- factor(bl.days$days, levels = c("Понедельник",
"Вторник",
"Среда",
"Четверг",
"Пятница",
"Суббота",
"Воскресенье"))
#### График "Распределение поездок из г. Клинцы на blablacar.ru по дням недели" ####
ggplot(bl.days, aes(x = days,
y = percents, fill = City))+
geom_bar(stat = "identity")+
labs(title = "Легче всего уехать из Клинцов во вторник, пятницу и воскресенье",
subtitle = "Распределение поездок из г. Клинцы на blablacar.ru по дням недели",
caption = "Источник: blablacar.ru silentio.su",
x = "Дни недели",
y = "% от всех поездок (по Топ-10)",
fill = "Направления:")+
theme(legend.position = "right",
legend.text = element_text(size = 12),
axis.text.x = element_text(size = 14),
axis.title.x = element_text(size = 14),
axis.text.y = element_text(size = 14),
axis.title.y = element_text(size = 14),
title = element_text(size = 14))
Заключение
По результатам исследования я составил расписание, которое поясняет, куда, когда и за сколько с наибольшей вероятностью можно уехать, если появится такое желание.
#### РАСПИСАНИЕ ####
tbls <- blblcars %>%
filter(City %in% bl.city$City[1:10]) %>%
group_by(City) %>%
select(City, days, Time, Price)
# Добавление средней цены
tbls <- full_join(tbls,
tbls %>%
summarise(mean.price = round(mean(Price), digits = 0)),
by = "City"
)
tbls <- tbls %>% select(-Price)
# Добавление наиболее вероятного дня недели
tbls <- full_join(tbls,
tbls %>%
count(days) %>%
top_n(1, n), by = "City")
for (i in unique(tbls$City)) {
tbls$days.y[tbls$City == i] <- paste0(unique(tbls$days.y[tbls$City == i]),
collapse = ", ")
}
tbls <- tbls %>% select(-c(days.x, n))
# Добавление наиболее вероятного времени
tbls <- full_join(tbls,
tbls %>%
count(Time) %>%
top_n(1, n), by = "City")
for (i in unique(tbls$City)) {
tbls$Time.y[tbls$City == i] <- paste0(unique(tbls$Time.y[tbls$City == i]),
collapse = ", ")
}
tbls <- tbls %>% select(-c(Time.x, n))
tbls <- ungroup(tbls)
tbls <- unique(tbls)
tbls <- tbls[c("City", "days.y", "Time.y", "mean.price")]
colnames(tbls) <- c("Пункт назначения",
"Дни недели",
"Время отправления",
"Средняя цена поездки")
tbls <- tbls %>% arrange(`Пункт назначения`)
write.csv(tbls, file = "data/tbls.csv", row.names = F)
Также я обучил алгоритм xgboost, который на основании дня недели и времени отправления предсказывает наиболее вероятный маршрут.
Самым информативным признаком оказался час отправления. Глубокой ночью модель стабильно советует ехать в Новозыбков, днём — в Брянск, вечером — в Москву. Поездки в другие города xgboost находит маловероятными.
#### МОДЕЛЬ XGBOOST ####
# Подготовка данных
df <- read.csv("data/Поездки из Клинцов - Блаблакар.csv", stringsAsFactors = F)
df <- df %>%
select(c(City, Time, days))
df <- df %>% separate(Time, c("hours", "minutes"), sep = ":")
df$days <- as.factor(df$days)
levels(df$days) <- c("7", "2", "1", "5", "3", "6", "4")
df[,2:4] <- apply(df[,2:4], 2, function(x) as.numeric(x))
top10 <- df %>%
count(City) %>%
arrange(desc(n))
top10 <- top10$City[1:10]
df <- df %>% filter(City %in% top10)
df <- na.omit(df)
# Кодировка маршрутов
df$class <- as.numeric(as.factor(df$City))-1
City.class <- df %>% select(City, class)
City.class <- unique(City.class)
df <- df[,-1]
# Разделение данные на train и test
# Выборка 1/3
indexes <- createDataPartition(df$class,
times = 1,
p = 0.7,
list = F)
train <- df[indexes,]
test <- df[-indexes,]
# Сохранение маршрутов
y.train <- train$class
# Создание матрицы
train.m <- data.matrix(train[,-4])
train.m <- xgb.DMatrix(train.m, label = y.train)
# Stopping. Best iteration:
# [15] train-merror:0.425361+0.010171
# test-merror:0.504626+0.035449
model <- xgb.cv(data = train.m,
nfold = 4,
eta = 0.03,
nrounds = 2000,
num_class = 10,
objective = "multi:softmax",
early_stopping_round = 200)
# Подбор параметров модели
# Постановка задачи
train$class <- as.factor(train$class)
traintask <- makeClassifTask(data = train, target = "class")
lrn <- makeLearner("classif.xgboost",
predict.type = "response")
lrn$par.vals <- list(objective = "multi:softmax",
eval_metric = "merror",
nrounds = 15,
eta = 0.03)
params <- makeParamSet(makeDiscreteParam("booster",
values = c("gbtree",
"gblinear")),
makeIntegerParam("max_depth",
lower = 1,
upper = 10),
makeNumericParam("min_child_weight",
lower = 1,
upper = 10),
makeNumericParam("subsample",
lower = 0.5,
upper = 1),
makeNumericParam("colsample_bytree",
lower = 0.5,
upper = 1))
rdesc <- makeResampleDesc("CV", iters = 4)
# Стратегия поиска
ctrl <- makeTuneControlRandom(maxit = 10)
# Подбор параметров
mytune <- tuneParams(learner = lrn,
task = traintask,
resampling = rdesc,
par.set = params,
control = ctrl,
show.info = T)
# [Tune-y] 10: mmce.test.mean=0.525; time: 0.0 min
# [Tune] Result: booster=gbtree; max_depth=10; min_child_weight=5;
# subsample=0.99; colsample_bytree=0.907 : mmce.test.mean=0.516
# Xgboost-model
# Параметры модели
param <- list(
"num_class" = 10,
"objective" = "multi:softmax",
"eval_metric" = "merror",
"eta" = 0.03,
"max_depth" = 10,
"min_child_weight" = 5,
"subsample" = 0.99,
"colsample_bytree" = 0.907)
# Расчёт количества итераций
model <- xgb.cv(data = train.m,
params = param,
nfold = 4,
nrounds = 20000,
early_stopping_round = 100)
# Stopping. Best iteration:
# [84] train-merror:0.462308+0.015107 test-merror:0.509050+0.028020
# Xgboost-модель
model <- xgboost(data = train.m,
params = param,
nrounds = 84,
scale_pos_weight = 5)
# Создание test-matrix
y.test <- test$class
test <- data.matrix(test[,-4])
# График информативности признаков
mat <- xgb.importance(feature_names = colnames(train.m), model = model)
xgb.plot.importance(importance_matrix = mat,
main = "Информативность признаков:")
# Предсказание
y.predict <- predict(model, test, nrounds = 84, scale_pos_weight = 5)
# Замена классов на города
replace.class <- function(x){
for (i in unique(x)) {
x[x == i] <- City.class$City[City.class$class == i]
}
return(x)
}
# Проверка точности
confusionMatrix(replace.class(y.predict), replace.class(y.test))
# Тестирование модели
# Генерация случайного датасета
df_test <- data.frame(hours = as.numeric(sample(x = c(0:23), size = 10,
replace = T)),
minutes = as.numeric(sample(x = c(0:59), size = 10,
replace = T)),
days = as.numeric(sample(x = c(1:7), size = 10,
replace = T)))
# Предсказание
df_test$City <- replace.class(predict(model, data.matrix(df_test), nrounds = 84,
scale_pos_weight = 5))
# Отрисовка таблицы
df_test <- df_test[c("City", "days", "hours", "minutes")]
colnames(df_test) <- c("Пункт назначения",
"День недели",
"Час отправления",
"Минуты оправления")
df_test <- df_test %>% arrange(`Час отправления`)
grid.text("Предсказание маршрута с помощью модели xgboost",
x = 0.5, y = 0.93, just = c("centre", "bottom"),
gp = gpar(fontsize = 16))
grid.table(df_test)
grid.text("Источник: blablacar.ru",
x = 0.02, y = 0.01, just = c("left", "bottom"),
gp = gpar(fontsize = 11))
grid.text(" silentio.su",
x = 0.98, y = 0.01, just = c("right", "bottom"),
gp = gpar(fontsize = 11))
Если ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, то ответ: «Да, из Клинцов можно уехать. только недалеко Это ж не Омск».
Комментарии (9)
Dmitry_5
17.07.2017 12:09Пробовал найти машину на утро воскресенья из Питера в Москву в сезон белых ночей. Подходящих вариантов нет. Нужен ли вообще этот блаблакар?
Myonin
17.07.2017 16:30Я им только один раз пользовался, пока что исследование сервиса развлекло гораздо больше, чем его использование.
Но, судя по динамике тематических запросов на вордстате и гуглтренд, интерес к подобным услугам стабильно растёт. Экономическая обстановка способствует — и для водителей, и для пассажиров поездка обходится дешевле.Roman_Cherkasov
17.07.2017 18:39Регулярно пользуюсь этим сервисом. Крайне удобная штука. Из тех пунктов откуда я отправляюсь, на каждый день есть минимум 4-5 поездок(И в выходные и в будни). Хотя город 40к населения. А между крупными городами такими как Новосибирск — Барнаул, там дак вообще десятки поездок, на самое разное время.
khoramus
17.07.2017 20:39+1Меня заинтересовала мотивация водителей. Почему они берут пассажиров? Есть ли среди них те, кто пользуется сервисом для получения коммерческой выгоды?
Сам ездил недавно из Уфы в Екатеринбург и обратно с помощью данного сервиса. Могу сказать, что на этом направлении занимающихся частным извозом водителей примерно 90 % от общей массы. И на счёт стоимости они могут немного врать и перед поездкой по телефону сказать стоимость на 200 рублей больше, хотя стоимость у них и так, обычно, выше, чем у тех, которым действительно просто по пути.
sah4ez32
18.07.2017 09:21+1В целом интересный сервис, если еще можно было добавлять любой город и сделать интерфейс для доступа к данным (бот в какой-нибудь чатик или страничка), то было бы классно.С моей стороны могу сказать, что порогом к использованию blablacar, как инструмента для планирования поездок, является отсутствие статистики, которую реализовал автор, но чтобы она появилась надо начать пользоваться им, замкнутый круг какой-то. А вот если прикрутить статистику по произвольному городу, то можно будет пользоваться.
PS
Будете заезжать на прогулку в Брянск, пишите. Можно будет выпить чашечку кофе.
kay
Данных по Омску не существует в принципе?
prostofilya
Возможно я ошибаюсь, но может намёк на то, что из Омска проще уйти, чем уехать…
Myonin
Это идиоматическое выражение. Данных по Омску у меня нет, но, подозреваю, уехать оттуда гораздо проще. В Омске проживает свыше миллиона человек, а в Клинцах — 80 тыс. Но проверять я это на практике, конечно, не буду.
ankh1989
Ни у кого нет данных по Омску. Если бы они были, это бы означало, что можно покинуть Омск.