В первой части статьи я обещал показать применение десятого приема Генриха Альтшуллера «Сделать наоборот» (АНТИ). Прием формулируется так: «Вместо действия, диктуемого условиями, осуществить противоположное действие».Приступим!

image

Прием «Наоборот» для бизнес – идей


Необходимое пояснение. Не пытайтесь АНТИ – «Соединять» привычные вещи. Если вы все-таки сумеете это сделать, то вы гений, и матрицы вам нужны как танцору пятая нога. Сделаем, как советует Альтшуллер. Перевернем условия задачи:
АНТИ – ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА (IT)
АНТИ – РЫНОК (ПОТРЕБНОСТЬ) Прием «Соединить»

Учимся «делать наоборот»


МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ «НАОБОРОТ»
Сделать платный продукт бесплатным или очень дешевым Повысить цену так, чтобы продукт стал доступен «только солидным клиентам»
Упростить процесс производства Сделать производство штучным, ручным
Удалить часть функций для упрощения и улучшения продукта Добавить избыточные функции для удорожания продукта
Сосредоточиться на избранном сегменте рынка Сделать товар универсальным, востребованным всеми.
Применить «экономику по требованию» Подписывать на абонентское обслуживание с регулярными (ежемесячными) платежами.
Перейти от продукта к сервису Перевести сервис в материальную форму (коробочная, карточная продажа).

Все так просто, да? Потому что примеры детские. Только для 2 – х инструментов АНТИ — инструменты очевидны без специальной подготовки.
ИНСТРУМЕНТ IT АНТИ – ИНСТРУМЕНТ IT
Добавить уровень программного управления (агрегатор, мэшап) Инвертировать триггер от следствия к причине.

Пример первый. Исходный триггер: при появлении товарных новинок прислать покупателю оповещение. АНТИ – триггер: при появлении у конкретного покупателя интереса к покупке оповестить об этом конкретный магазин. Это вполне сможет реализовать Яндекс.Маркет как ритейлер.

Пример второй. Исходный триггер: оповестить покупателя о том, что он забыл про корзину в интернет-магазине. АНТИ – триггер: предложить пользователю календарь – напоминалку, предлагающую ему готовые комплекты к запланированным событиям.
Перенести офлайновое поведение в онлайн Перенести онлайновое поведение в офлайн. Например, обеспечиваем анонимность. На входе в секс-шоп выдаем покупателям маски.

Поэтому давайте перейдем от строки инструментов к столбцу рыночных ниш (потребностей). Берем ячейку, на уровне здравого смысла соображаем, какая потребность покупателей удовлетворяется. Или какое главное преимущество свойственно этому способу удовлетворения потребности.

Начнем с игр. Они привлекательны бесплатным выходом. В суровой реальности вход – копейка, выход – рубль. Бросив постылую работу, сидишь без денег. Разорвав тяжелые отношения, страдаешь от одиночества. А игру можно бросить в любой момент!

Теперь формулируем противоположное свойство. Как называется ситуация, выйти из которой очень трудно? ЛОВУШКА. Вписываем ее в табличку, и на пересечениях с маркетинговыми инструментами получаем идеи.

Создать ловушку инструментами маркетинга и IT


Пример 1:


ПЕРЕНЕСТИ ОФЛАЙНОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОНЛАЙН
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ В супермаркете выход только через кассу. А там укоризненно смотрит кассир. Сделаем так и в онлайне! Откуда бы ни пришел посетитель интернет-магазина, выйти он сможет только через корзину. Тупой путь – перенаправление, умный – хитро составленная навигация. А там жалобно попросим купить, а то мол с голоду пропадаем.

Пример 2:


СОЗДАТЬ ПОДПИСКУ
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ Давайте рассказывать сказки Шахерезады, публиковать истории с продолжениями. Львиная доля классической литературы писалась как романы – фельетоны и монетизировалась журнальными публикациями. Дюма, например, Диккенс, Достоевский. Ильф и Петров.

Пример 3:


СОЗДАТЬ ПРЕМИАЛЬНЫЙ БРЕНД
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ Ловушка премиальности работает, если обеспечить жертву социальными доказательствами. Давайте создавать их для начинающих бизнесменов и тщеславных потребителей. Как в фильме «Вспомнить все». В оригинале у Филипа Дика герой получает ложку с гравировкой, инопланетную монету и бластер. И воспоминания о Марсе приятным бонусом.

image
Парадокс премиальности: я помню – а они не помнят

Пример 4:


СОЗДАТЬ НОВЫЙ ФОРМАТ ПОТРЕБЛЕНИЯ
ИЛИ ТВОРЧЕСТВА
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ Чтобы ловушку не хотелось покидать, надо изобразить ее привилегией. Дайте вашим клиентам возможность поиграть в дедовщину. Например, предоставляйте большие скидки по коду постоянного клиента прямо в карточке товара. Пусть остальные завидуют!

Пример 5:


УПРОСТИТЬ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА (СОЗДАНИЯ)
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ Облегчите ежедневные проблемы и от лезущих в ловушку отбоя не будет. Всем хороша Тильда, но ограничена рамками верстки. Присобачьте к ней конструктор коммерческих предложений и все sales – менеджеры ваши.

Пример 6:


ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ Встраивайте в продукты ботов с высоким эмоциональным интеллектом (EI). Пусть утешают, развлекают, тушат агрессию и завоевывают симпатии. Бот Nadia от Soul Machines уже ободряет инвалидов в Новой Зеландии.

Пример 7:


СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ИЗБРАННОМ СЕГМЕНТЕ РЫНКА
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ Откуда богатства Коза Ностры? Мафия монополизировала утилизацию мусора. И вы поступайте так же. Обслуживайте тех, кого остальные списали в м#даки. Скандалистов, истериков, матерщинников. Ищите м#даков на Avito и Вконтакте, они любят там тусоваться.

Перевоспитать вредные привычки средствами маркетинга и IT


Разовьем тему на столбце «дети» матрицы Стромберга. Основная функция ниши – воспитание. Воспитание «наоборот» превращается в перевоспитание. Избавление человека от вредных или антисоциальных привычек, образа действий, взглядов.

Видите, да? У нас сразу появились 2 массовые потребности: перевоспитание привычки переедать и перевоспитание курильщиков. И хорошие заказчики: государство и корпорации, опечаленные падением производительности труда.

image
Как избавить от переедания? Сейчас узнаем!

Пример 1:


ПЕРЕНЕСТИ ОФЛАЙНОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОНЛАЙН
ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРИВЫКШИХ ПЕРЕЕДАТЬ Переносим в онлайн правило «одной ладони». Сделаем мобильное приложение с измерителем длины, подобных много. Сначала фотографируем свою ладонь, потом используем ее фото как прокрустов шаблон для измерения порций. Влезла – едим, а результаты шарим в соцсети.

Пример 2:


СОЗДАТЬ НОВЫЙ ФОРМАТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИЛИ ТВОРЧЕСТВА
ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРИВЫКШИХ ПЕРЕЕДАТЬ Пишем VR / AR приложения для фитнеса и тренировок. leppermessiah1 из Reddit сбросил 6,5 кило за месяц, просто рубясь на мечах в игре с виртуальной реальностью Sword Master. Подключаем метод «взрыва» Макаренко: пусть монстры и соперники троллят игрока жирдяем и скотобазой.

Пример 3:


ПРИМЕНИТЬ «ЭКОНОМИКУ ПО ТРЕБОВАНИЮ»
ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРИВЫКШИХ ПЕРЕЕДАТЬ Делаем сервис срочного заказа услуг для похудения. Например, вызов психолога, массажиста, диетолога. Кое-что уже есть на Youdo.

А теперь займемся курильщиками. Им объективно труднее, чем людям с привычкой переедать. К услугам худеющих диеты, финтнес, тонны книг и фильмов, всенародное сочувствие. А курильщиков запугивают черными легкими, стращают законами и пичкают заместительной терапией. Где логика? Если есть зависимость, должна быть и сфера услуг для зависимых. Давайте исправлять ситуацию.

image
Давайте вместе спасем Курильщика!

Пример 1:


ПЕРЕНЕСТИ ОФЛАЙНОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОНЛАЙН
ПЕРЕВОСПИТАТЬ КУРИЛЬЩИКОВ Как ЗАХОТЕТЬ бросить? Используем «образ врага». Сделаем конструктор «Что крадет мой враг курение». Простой, наглядный, с красивыми и страшными иллюстрациями. И пусть он регулярно напоминает по почте и в чатике, что сегодня отнял личный враг пропорционально числу сигарет. Мало денег? Все потрачены на сигареты. Проблемы с девушками? Запах табака их отпугивает. Все достало? Это черные очки никотинового отравления.

Пример 2:


УПРОСТИТЬ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА (СОЗДАНИЯ)
ПЕРЕВОСПИТАТЬ КУРИЛЬЩИКОВ Нельзя просто так взять и выбросить из жизни привычку. На ее месте остается неудовлетворенная пустота. Заполните ее! Предложите бросающим курить выбор хобби и увлечений. Хотя бы в формате библиотечки. Все веселей, чем в 100500 – й раз твердить про вред здоровью.

Пример 3:


ПРИМЕНИТЬ «ЭКОНОМИКУ ПО ТРЕБОВАНИЮ»
ПЕРЕВОСПИТАТЬ КУРИЛЬЩИКОВ Какие выездные специалисты могут помочь курильщику? Игротерапевты (event), детоксикаторы с капельницей, наркологи. Где все эти люди? Почему на вывод из запоя можно вызвать бригаду, а на чистку от никотина нельзя?

Заключение: где искать сокровища?


Мы убедились, что метод рабочий. На десерт 3 карты «рыбных мест».

А) Инструмент «упростить процесс производства (создания)» в интерпретации: «упростить процесс производства (создания), продавая учебные материалы». Решения только на пересечениях с анти – потребностями (потребности уже застолбили). Гуру полным – полно, а вот АНТИ – гуру еще нет.

Б) АНТИ – инструмент «добавить уровень программного управления» в интерпретации «инвертировать триггер от следствия к причине». Переворачивайте бизнес – процессы, апплеты IFTT, цапы Zapier, события Huginn. Решения на пересечениях с потребностями и анти – потребностями.

В) АНТИ – ниша «шопинг» в трактовке «скупка». А конкретно «скупка квалифицированного рабочего времени». Решения сначала на пересечениях с «А» и «Б», потом со всеми остальными инструментами маркетинга и IT.

Доброй охоты!

Источники:


«Матрица с идеями для стартапов»
«Типовые приемы разрешения противоречий»
«Современные методики творчества / креатива»

Комментарии (3)


  1. tankomazzz
    26.08.2017 19:17
    +1

    Для себя за годы вынес одно правило — если мне не нравиться или смысла в каком-то зарождающемся сервисе не вижу — то взлетит


    1. PaulMaly
      27.08.2017 14:48

      Видимо это у всех так)))


  1. bookandre Автор
    27.08.2017 15:03

    У меня по другому. Я вижу потенциально успешные начинания, но недооцениваю сроки взлета. Этак на порядок недооцениваю.