Навеяно мыслями с блога co-founder Coinbase Fred Ehrsam

В чем дело? Что произошло?

Странные события начали происходить буквально 4-5 месяцев назад. До этого времени, в течении последних трех лет, венчурные капиталисты и фонды инвестировали в криптовалютные стартапы порядка 1 млрд долларов, но как раз в последние месяцы несколько блокчейн проектов собрали более 250 миллионов долларов, и ни в один из них не было инвестировано венчурных денег. В чем же дело?

Давайте рассмотрим некоторые примеры:

Проект SONM — децентрализованный глобальный суперкомпьютер для облачных вычислений. Так же как и в Bitcoin или Ethereum, у них нет централизованного владельца и оператора сети. Проект привлек финансирование в размере $42 млн., продавая токены SNM за биткоины и эфиры. Токен позволяет покупать и продавать вычислительные мощности. Если вы заработали или купили SNM, то можете приобрести например, вычислительные мощности майнеров или держать их как актив. Если вы думаете, что они подорожают, то можете обменять их на любую другую валюту (1 SNM стоит сегодня около $0.068)

Gnosis — рынок прогнозов, где можно покупать и продавать прогнозы на исход какого-либо события, где участникам платят за подтверждение события как «оракулам». Проект собрал запланированную сумму в $12,5млн всего за 10 минут.

Steem или Golos — это децентрализованный Reddit, где людям платят за вклад в новости и контент.

Распродажа токенов

Все эти проекты сделали crowdfunding на блокчейне, и чтобы поднять деньги, эмитировали и продали собственные токены. Если вы увидели в этом процессе просто новый способ собрать деньги, подобно тому как компания продает акции, то присмотритесь внимательнее и вы увидите, как далеко все это выходит за рамки простого привлечения денег.

Во всех крупных проектах токены имеют несколько ключевых компонентов:

— Валюта, которая используется в самом приложении.
— Контрибьюторы (инвесторы) приложения напрямую покупают токены у создателей.
— Криптовалюты (токены) легко конвертируются в любую крипто или фиатную валюту.

Все эти проекты создают свои собственные криптоэкономические экосистемы, а по сути, мы говорим, что это совершенно новая децентрализованная бизнес-модель, которая только создается и пробуется. Сущность данной модели — создание сети, в которой нет центральной, контролирующей компании. Владение сетью делится между всеми участниками, что является уникальной бизнес-моделью. Она стала возможной, благодаря сочетанию новых возможностей криптовалют и Интернета. Именно эти факты говорят о том, что феномен выходит за рамки обычного нового способа сбора денег.

В этих «проектах» или «приложениях» мы можем заметить еще одну вещь: они действительно являются децентрализованными программными протоколами. Протоколы — это современный технический термин, стандартные языки, позволяющие людям в Интернете работать вместе над конкретными проблемами.

Вот популярные интернет-протоколы, которыми пользуются уже длительное время:
HTTP — основной протокол, который определяет, как информация передается через Интернет
SMTP — протокол для отправки и получения электронной почты, используемый вашим почтовым приложением
SSL — протокол безопасной передачи данных используемый, в том числе, вашим браузером

Один из создателей Union Square Ventures — венчурный капиталист Albert Wenger пишет в своем блоге: “исторически сложилось так, что очень сложно стимулировать создание новых протоколов”. Это связано с тем, что не было возможности монетизации создания и обслуживания этих протоколов. Очень сложно получить новый протокол из-за проблемы “курицы и яйца”. Например, для создания протокола электронной почты SMTP, не было прямого денежного стимула. Намного позже после его создания, такие компании как Outlook, Hotmail и Gmail сделали реальный бизнес поверх него. В результате, мы видим очень успешные протоколы, которые как правило, довольно стары.

В новой бизнес-модели появился отличный способ стимулировать создателей. Теперь можно создать протокол, создать токен этого протокола, сохранить часть токена себе для будущего развития и, если ваш протокол будет успешным, то токен будет расти в цене. Притом, поскольку такие платформы это всегда открытый исходный код, то если вдруг создатели будут слишком жадными и оставят слишком много токенов себе, любой может просто форкнуть систему и запустить ту же самую сеть, но с лучшими условиями.

Именно токены могут помочь решить проблему “курицы и яйца”, которая возникает при создании сетевых проектов. Чтобы понять эту проблему, давайте посмотрим на несколько известных проектов: Twitter, Facebook, Reddit. Ценность быть первыми клиентами в этих сетях была очень низкой. Их мало кто использовал, поэтому и не было контента. Теперь миллионы людей пользуются этими приложениями, и люди находят в них большую ценность. Другими словами, ценность сети растет, когда к ней присоединяется больше людей.

Дайте ценность людям и вы создадите новую сеть.

Чтобы привлечь людей присоединится к сети, децентрализованные платформы дают покупателям токена частичное владение сетью. Они платят токенами своим вкладчикам, и владельцы токенов надеются на его потенциал роста в будущем (это как быть первыми майнерами биткойна).Так же, это можно сравнить с покупкой акции в стартапе. Чем раньше ты их покупаешь, тем больше собственности по меньшей цен получаешь.

Эти стимулы являются удивительными, они компенсируют и дополняют друг друга. У клиентов и контрибьюторов появляется намного больше стимулов присоединиться к вашей сети, даже если она пока малонаселена, она уже становиться полезна. Такие модели много лет используются стартапами для привлечения сотрудников. Сейчас децентрализованные платформы и приложения используют ее, чтобы побудить всех потенциальных пользователей со всего мира присоединиться к сети на ранней стадии.

Все это намного упрощает само создание и запуск сети. Сетевые проекты пробовали все возможные вещи, чтобы решить проблему “курицы и яйца”, например Reddit создавал свой собственный контент до того момента, пока пользователи не наполнили платформу собственным контентом, а Facebook использовал каталог студентов Гарварда, чтобы наполнить свою сеть.

Биткойн и Эфириум были первыми, кто начал использовать децентрализованную модель. Они воспользовались ею для наполнение клиентами сетей для обмена валюты или транзакций. В настоящее время эта модель используется десятками децентрализованных приложений для создание своих собственных сетей.

Представьте, что было бы, если бы эта модель с самого начала применялась для таких проектов, как Twitter, Wikipedia, Facebook, Reddit или Uber. Вместо того, чтобы основная компания владела сетью и зарабатывала деньги, извлекая ренту из сети, которую они создали, программный протокол заменил бы централизованного оператора, и все создатели и участники сети взаимно владели бы ей. Конрибьюторы сетей (например, водители Uber) стали бы не рабочими пчелами, а были бы больше похожи на совладельцев сети, в которой они сами создают ценность.

Децентрализованный протокол — это и есть оператор сети

Такую децентрализованную бизнес-модель можно описать например, как Uber, без необходимости в Uber как компании, которая контролирует водителей и пассажиров, или как Reddit, без необходимости Reddit, как централизованного хостинга, или же Facebook, без самого Facebook. Конечно же, будут компании, которые поддерживают эти сети посредством каких-либо услуг с добавленной стоимостью, например, проверка автомобилей в Uber или автофинансирование, просто это не будет одна компания, которая владеет всей сетью.

Возможно, еще рано говорить об этом, но токены и новая децентрализованная модель могут означать для мира целый ряд глобальных перемен:

Если проект строит децентрализацию сначала, то ему все равно где он находиться: в Африке, в Китае или Силиконовой долине. Он находится в одной и той же сети глобального блокчейна. Рынок инвестиций и доступ к финансированию проектов становятся более равноправными, где любой может стать создателем проекта и получить финансирование. С другой стороны, любой может стать венчурным инвестором и получить возможность вложиться в любой проект. Таким образом, сначала технология блокчейна дала нам Интернет-деньги, теперь она даёт нам Интернет-активы.

Скорее всего, это будет похоже на процессы в конце 90-х по созданию сайтов, или процессы по созданию мобильных приложений в 2000-х годах.

Такие проекты как BITSHARES, Steem и ещё некоторые, имеют собственные блокчейны. Другие же, были созданы поверх основных крупных платформ Colored Coins на Bitcoin, Augur на Ethereum, но все эти факты и явления работают независимо от платформы и протокола блокчейна.

Полагаю, что чаще всего мы будем видеть, что токены будут строиться на основных блокчейнах, таких как Ethereum, так же как большинство инструментов для веб-разработчиков, созданных библиотек и примеров, сосредоточено на таких платформах, как Ruby on Rails или Django. На них было создано множество вэб-приложений, так как они значительно упростили развертывание веб-сайтов. В то же время, предстоит сделать еще много важных инфраструктурных проектов для того, чтобы децентрализованные приложения и токены можно было создать так же просто, как веб-сайт для современного разработчика.

Рост числа токенов, скорее всего будет похож на рост количества приложений в App Store и Google Play, медленно начнется, а затем будет экспоненциально расти.

Так же, как веб и мобильных приложений, сначала их будут тысячи, потом миллионы, многие из них будут никому не нужны, какие-то будут востребованы, а какие то станут супер хитами. Будет много проблем, болезненных уроков, взломов как DAO, немало крупных проектов могут упасть. Часть людей будут сосредоточены только на финансовой стороне этой волны, типа Wall Street 2.0, и пока не будут видеть всё явление в целом. Это самая большая, и самая важная тенденция, которую мы будем наблюдать в мире цифровых валют, в ближайшие несколько лет. Скорее всего, это будет основой для первых приложений-монстров, которые как говориться, приходят навсегда.

image

Сегодня у нас всего несколько основных протоколов, но посмотрите, сколько они делают для нашей жизни: HTTP дает нам данные через Интернет, SMTP дает нам электронную почту, SSL дает нам безопасную передачу данных в Интернете.

Децентрализованные протоколы и токены, на которых они работают — это начало механизма для создания огромного количества таких протоколов, что означает глобальное равенство возможностей иметь совместную цифровую собственность в сетях, которую мы можем покупать и продавать. Именно это ведет к большим инновациям и к лучшим возможностям для потребителей, а также бизнеса во всем мире.

Регуляторы, такие как SEC, безусловно, захотят знать больше и как-то вступить в эту большую игру, но будем надеяться они увидят, что токены имеют принципиально другие свойства, чем ценные бумаги, что токен не только растет на бирже, но и помогает расти программному протоколу. Работая таким образом, токены позволяют использовать инновации в этих протоколах, которые станут дополнительной силой для интернет-экономики.

Для многих децентрализованных приложений, протоколов и токенов, большинство основных концепций пока еще верны, однако пока слишком мало времени для обретения полной убежденности в трендах. Фундаментальные базовые протоколы должны быть как можно более модульными. И я думаю, что мы увидим децентрализованные приложения, которые построены на множестве различных протоколов, когда одно приложение имеет один токен и будет построено на серии базовых протоколов.

Комментарии (0)