Сложно представить человека, у которого перед выходом на сцену не дрожали бы коленки. Особенно, если ТАМ ждут 100 (200) человек, а за плечами у вас только выступление на школьном утреннике.


Но есть несколько проверенных советов, как бороться со страхом перед выступлениями, которыми и хочу поделиться в статье.


Я веду тренинг по публичным выступлениям больше пяти лет. За это время десятки моих подопечных сделали первые шаги в мире конференций, продаж и техтолков. Но не было ни одной группы, в которой бы не спросили, как перестать волноваться и начать уверенно выступать перед аудиторией. В общем, вы поняли: в своем волнении вы не одиноки.

Так ли плохо, что вы волнуетесь


Волнение придает экспрессии, делает вашу речь естественной, а выступление живым. Ваши эмоции передаются публике, вызывают ответное волнение — в зале создается более доброжелательная атмосфера, слушатели сопереживают вам.


Грань, за которой волнение начинает работать против вас, все же существует. Срывается голос, громкие паузы сменяются словами-паразитами — вам не удается донести мысль до аудитории. Слушатели тоже мучаются и ваше «я очень волнуюсь, простите» играет против вас. Симптомы могут отличаться, но внутри почти всегда одно и то же — жуткий психологический, а иногда и физический дискомфорт.


Почему все происходит так, как происходит


Участники тренингов говорят, что боятся ошибиться, выглядеть нелепо, не справиться со сложной ситуацией на глазах у других — и это лишь первые строчки гигантского списка.


Психологи утверждают, что боязнь публичных выступлений — результат воспитания. Например, родители когда-то сказали ребенку, что нельзя громко разговаривать на улице и привлекать к себе внимание. Ученые считают, что это генетическая проблема. В первобытном обществе человек старался не отделяться от стада, чтобы не умереть. И хотя современные ораторы вполне приспособлены для выживания в гордом одиночестве, подсознательные инстинкты и страхи могут сыграть с ними злую шутку.


По некоторым исследованиям страх перед публичными выступлениями стоит на втором месте после страха смерти.

В общем, страх перед выступлением вполне объясним. Что с этим делать? Я хочу предложить вам несколько приемов, которые в свое время помогли мне справиться с боязнью сцены. Они простые и работают: проверено на десятках моих подопечных. Итак, мой ТОП-5 способов справиться с волнением


#1 Понять, что никто не знает о твоей ошибке


По моему опыту, каждый второй начинающий спикер боится ошибок во время выступления. Представиться забыл, или забыл привести пример, который мы отрепетировали, или, еще хуже — отошел от заранее написанного текста, растерялся и не смог продолжить выступление. И вот, пожалуй, самый важный совет, который дает огромную свободу: никто не знает о твоей ошибке. Это первое, что я говорю своим подопечным, когда они начинают давать негативную обратную связь о своих выступлениях, упоминая ошибки и недочеты, которые они допустили.


Как слушатель, я не знаю, каким спикер задумал свое выступление: какие слова он хочет использовать, какие примеры приводить, какую структуру выступления соблюсти. Для меня тот вариант выступления, который я увижу, будет единственно правильным. И я вряд ли замечу, что он нарушил правила — я их просто не знаю.


И здесь кроется еще один маленький секрет, который необходимо осознать: если ваши слушатели уже в зале, они готовы позитивно принять вас. Никто специально не идет на плохое и скучное выступление. Люди идут на выступление, потому что уверены, что вы — эксперт и дадите им актуальную и полезную информацию. Никто в зале не беспокоится о структуре и мелких недочетах.


Пару месяцев назад я рассказывала о собственном проекте перед большой аудиторией. Времени на подготовку было мало. В итоге, я запиналась, задумывалась, говорила чуть медленнее, чем хотела. Мне казалось, что каждый видит и понимает, насколько я не готова. Но в конце я сорвала оглушительные аплодисменты, а моя коллега поздравила меня с успехом: «Слушай, было так интересно! А как ты умеешь держать паузу! Все в нужных местах — идеально!».


В общем, не парьтесь. Вы знаете о своей ошибке? Хорошо, исправите в следующий раз.


#2 Всегда готовиться и репетировать


Часто мы переживаем перед выступлением, потому что боимся непредвиденных ситуаций. У каждого есть свои «боялки»: компьютер заглючит, видео не запустится, шрифты неправильно подгрузятся…


Постарайтесь свести такие ситуации к минимуму: приезжайте заранее и всё проверяйте. Оцените сцену и подумайте, как будете по ней передвигаться, проверьте свет и звук, работают ли микрофон и проектор, с собой ли последняя версия слайдов.


Чтобы чувствовать себя увереннее перед аудиторией, не жалейте времени на подготовку: продумайте текст, запишите основные тезисы, проговорите всё несколько раз, оформите вступление и финал.


Это не просто слова. В Яндекс.Деньгах подготовка спикера к выступлению обычно выглядит примерно так: пара встреч по созданию текста, прогон, доработка текста, прогон, прогон с экспертами по технической части, возможно, еще одна доработка текста.

Конечно, все индивидуально и зависит от опыта спикера и его погруженности в тему, но мне бы хотелось, чтобы вы поняли: для классного и запоминающегося выступления недостаточно за день до мероприятия набросать текст, прочитать его и подумать «о, я знаю тему».

Когда вы будете стоять на сцене, чувствовать, как у вас дрожат коленки, и думать «наверное, все это видят», вам нужно будет что-то говорить. С волнением поможет справиться хорошо отрепетированный текст, который вы проговариваете не задумываясь.


Этот совет касается и матерых спикеров. Пожалуйста, готовьтесь. Когда человек привыкает к публичным выступлением, не воспринимает их как вызов, он начинает относиться к ним как к обыденности. Кого заинтересует спикер, у которого не горят глаза?


#3 Знать, что вегетативная нервная система заботится о вас


Вегетативная нервная система полностью отвечает за любой процесс приспособления организма: расширение зрачков в темноте, сужение — на ярком свете, она обеспечивает отдергивание руки от горячей сковородки, в общем, оберегает нас.


Состояние тревоги — первая реакция организма на любое воздействие. Состояние тревоги запускает симпатический отдел вегетативной нервной системы, то есть тот участок нервной системы, который мы не в состоянии контролировать.Чем больше меняется окружающая среда, тем сильнее и сложнее реакция симпатического отдела.


Получив сигнал, вегетативная система, еще не зная деталей, готовит ресурсы для реакции. Для любой реакции, позитивная она или негативная, нужна энергия. Соответственно, обмен веществ ускоряется: увеличивается подача кислорода к жизненно важным органам, в том числе к мозгу. Именно поэтому мы начинаем часто дышать, ощущаем учащенное сердцебиение и все остальные признаки волнения. Как выйти из этого состояния?


Существует много способов, но самое простое, что можете сделать вы — взять под контроль дыхание. В разные моменты нашей жизни мы дышим по-разному. При стрессе дыхание поверхностное: частое, неглубокое. Интуитивное понимание людьми этой закономерности нашло отражение в языке: «перевести дух», «вдохнуть полной грудью» и так далее.


Полезно знать, что вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение. Выдох, наоборот, успокаивает и помогает мышцам расслабиться. То есть в зависимости от цели можно управлять своим психоэмоциональным состоянием с помощью дыхания, концентрируясь на глубине вдоха или выдоха.


Упражнение для расслабления:

1.Вдыхаете как обычно и мысленно считаете на какой цифре вдох заканчивается, выдыхаете.

2.Теперь нужно вдохнуть так, чтобы продолжительность вдоха получилась как в п.1, а выдыхать **вдвое** дольше. То есть, если ваш вдох заканчивается на счете 3, то выдыхать нужно до счета 6.

3.Повторяйте п.2 около минуты для быстрого расслабления, или дольше – для более заметного эффекта.

Тут главное не переусердствовать и не нагнать сна перед выходом на сцену.

Как только поймете физиологическую сторону того, что с вами происходит, станет проще справляться со стрессом. Перед выступлением стоит начать с одного очень глубокого медленного выдоха, затем сделать еще несколько глубоких вдохов и выдохов. Дыхание успокоится, организм получит сигнал, что всё в порядке и так активно насыщать мозг кислородом сейчас не надо — состояние придет в норму.


#4 Придумать ритуал настройки на выступление


То, что делаю я и то, что мне всегда помогает. Для меня это особенные жесты, которые ассоциируются с ситуацией, помогают почувствовать себя увереннее, включиться в новое дело. Так делают и артисты перед выходом на сцену.


У всех такие жесты индивидуальны. Какие они у меня? Я приезжаю в аудиторию заранее, внимательно обхожу ее, принимаю позы, придающие мне уверенность — потягивания вверх, например.


Кстати, на TED.com есть отличное видео на эту тему: Your body language may shape who you are, в котором социальный психолог Эми Кадди рассказывает об исследованиях в этой области. Выявили, что с определенными жестами наше тело выделяет гормоны, которые заставляют нас чувствовать себя увереннее. Возможно, это правда, а возможно, просто психология: я занимаю пространство, веду себя вот так и чувствую себя уверенно. Но способ однозначно эффективен — ты включаешься в работу.


Придумайте себе «заводящие» ритуалы, которые будут ассоциироваться с выступлением и настраивать вас на работу. Хотя, наверное, просто придумать недостаточно — важно еще и поверить в них.


#5 Подружиться с волнением


Это факт — волнение только усиливает эффектность вашего выступления. Слушателям нравится видеть живого человека с эмоциями, а не говорящую машину. Когда вы волнуетесь, в вашем голосе слышны интонации, речь становится более естественной, ваш интерес или обеспокоенность передаются слушателям — вас и вашу идею легче воспринимать.


Поэтому, мне кажется, здоровая доля волнения даже нужна. Она дает почувствовать вкус к жизни и передать это ощущение зрителям. Это можно сравнить с музыкальным инструментом. Если струны натянуты правильно, то на этом инструменте можно играть. Если струны натянуты слишком сильно, то они могут и лопнуть. Без драйва и разумного напряжения не будет энтузиазма, всё происходящее быстро наскучит.


Саммари


Волнуйтесь на здоровье: умеренное волнение делает ваше выступление более ярким и эмоциональным, а это вам только на руку. Для того, чтобы не перейти эту грань «волнения» и не превратиться в очередного спикера, который забывает текст и просто читает со слайдов, помните, что серебряной пули не существует. Чтобы чувствовать себя свободнее и увереннее до и во время выступления, нужно выступать.


Как можно чаще, при любой возможности: расскажите историю или анекдот в компании друзей, выступите с сообщением на собрании, проведите техтолк на интересную вам тему, выступите на внешней конференции сначала с коротким, а потом и с продолжительным докладом. Помните, изначально ваши слушатели всегда поддерживают вас, они будут только рады захватывающей истории или полезному докладу.


Практика и практика! Чтобы поскорее почувствовать, что это естественно. Не дайте организму воспринимать публичное выступление негативно. Существует мнение, что люди делятся на тех, кто может выступать и тех, кто нет. Но, на самом деле, успешное выступление и комфортно ощущающий себя выступающий — это набор техник и приёмов. Всеми ими однозначно можно овладеть, если постоянно тренироваться.


Небольшая история напоследок, для большей мотивации.

Впервые я провела индивидуальный тренинг по подготовке к выступлениям для одного из коллег – пусть это будет условный Иннокентий. Случилось это сразу после его провала на большой внутренней конференции (мы называем ее «Хурал»): люди выходили из зала, не в силах терпеть монотонность, постоянные повторы и тихий сбивающийся голос. Для Иннокентия это было первое выступление, поэтому волнение можно было даже услышать. Конечно же, он к выступлению почти не готовился. Эксперт же.


К следующему Хуралу мы готовились вместе. Несколько прогонов, работа с голосом и поиск метафор сделали свое дело: выступление стало более точным, хотя и не идеальным. Зато из зала уже никто не выходил.


И понеслось — он стал выступать при любой возможности: Хуралы, внутренние мероприятия, вопросы на конференциях. Конечно, мы устраивали прогоны перед каждым значительным событием. В конечном счете, он так расслабился на сцене, что начал шутить экспромтом.


Прошло несколько месяцев такой работы. Иннокентий выходил на сцену, а я в этот момент разговаривала с одним из коллег, который как раз проходил мой курс и пытался избавиться от сценической боязни. Я рассказала про Иннокентия и его историю успеха, но, кажется, мне не до конца поверили: «А ему-то это все зачем? Он и так классно выступает».


Если у вас есть собственные проверенные рецепты успешного выступления – обязательно поделитесь в комментариях.


В конце каждого тренинга я обычно советую, что еще можно почитать по теме. Рекомендую трех авторов:


  • Нина Зверева «Я говорю, меня слушают» (и все остальные ее книги по выступлениям).


  • Кармин Галло «Презентация в стиле TED» и «iПрезентация».


  • И, конечно же, Радислав Гандапас: «Камасутра для оратора».

Комментарии (16)


  1. JediPhilosopher
    05.09.2017 16:23
    +5

    Про то что никто не видит ваших косяков — это факт. Причем действительно иногда то что для вас кажется катастрофой для зрителей может оказаться чем-то интересным и положительным.
    Пример не из ИТ: какое-то время назад я занимался военно-исторической реконструкцией, был танкистом (танки у нас были новодельные, реплики). И вот штурмуем мы холм на котором засели враги, выбиваем их оттуда. И тут у нас закипает двигатель, так как система охлаждения была хреново сделана, а в горочку мы ехали на пониженной. Ну мы выскакиваем все из танка, распахиваем все люки, открываем моторный отсек, чтобы хоть чуть-чуть все остудилось и проветрилось. «Все, запороли мы сцену атаки» думаем мы.
    А потом на различных видео, которые снимали зрители, мы слышим комментарии. Оказывается зрителям это даже понравилось, как ошпаренные танкисты выпрыгивают из машины и начинают вокруг нее суетиться, что-то делать. Интереснее смотрится, чем просто стоящий на холмике танк. Они решили что это часть сценария и так и было задумано.

    Как говорил глава нашей реконской организации — «Только я один знаю, сколько раз вы обосрались, сколько закладок не взорвалось, бойцов затупило и пушек не выстрелило, и насколько все это отличается от исходного сценария. А зрители думают что все шло по плану»


    1. RomeoGolf
      05.09.2017 19:16
      +2

      Если выступление ради галочки (для увеличения списка публикаций перед диссером, для имиджу, начальство заставило или еще почему) — не волноваться невозможно. Потому что мысли не о сути выступления, а о самом его факте и оценке себя любимого этой толпой.

      Если среди зрителей (и возможных оппонентов-дискутантов-оценщиков-вопрошателей) есть (и это точно известно) люди, знающие тебя, как облупленного, и не только твою тему, но и твой уровень в ней — не волноваться тем более невозможно.

      Если тема выступления реально твоя, проработанная с душой, без копипасты, и нет вопроса, на который нельзя было бы быстро и уверенно ответить без шпаргалки — нет повода для волнения.

      Поэтому первые два варианта надо сводить к третьему — это мой рецепт. Даже если пришлось недобровольно — разберись и вложи душу. Тогда у меня лично на выступлении остается только одна проблема: на кого смотреть? Их же всех много, на одного уставиться — неудобно ему, сканировать взглядом всех — неудобно мне :-) Но этот вопрос как-то сам собой решается в процессе.


      1. dimskiy
        06.09.2017 11:10
        +1

        Спасибо за дополнение! Насчет «куда смотреть при докладе» — чуть ниже ToSHiC дает хороший совет рассказывать рандомно выбранным людям в зале. По крайней мере, мне тоже помогало пару раз, главное не забывать менять избранного.


  1. ToSHiC
    05.09.2017 22:38
    +3

    Мне, при выступлениях в больших залах, помогает рассказывать не абстрактной аудитории, а конкретным людям. Выбрал кого нибудь, кто на тебя смотрит — и рассказываешь ему небольшой кусочек, один слайд, например. Потом выбрал другого, и ему рассказываешь. Из зала всё равно не будет видно, на кого конкретно я смотрю, по этому поводу волноваться тоже нечего. Единственное, лучше не из первых рядов кого-то выбирать, а в середине зала, чтобы не было ощущения, что под ноги смотришь.


    1. IvanSCM
      06.09.2017 06:40
      +2

      А что это докладчик на меня пялится…


      1. dimskiy
        06.09.2017 11:12
        +2

        Тут наверное субъективно, но мне наоборот приятно когда докладчик периодически смотрит на меня. Ощущение что реально тебе рассказывают, это даже в школе работало.
        На тренингах по искусству презентаций всегда подчеркивают важность визуального контакта с аудиторией, главное не перегибать и не смотреть только на оного человека.


    1. helpik94
      06.09.2017 19:09

      Мне как раз наоборот легче найти какую-нибудь точку на стене или между людьми и смотреть на нее. Получается, что вроде смотришь на аудиторию, но не с кем не контактируешь.


      1. OKaliaeva Автор
        06.09.2017 19:52

        Действительно, часто хочется упростить себе жизнь) я бы сказала так: лучшие, яркие, запоминающиеся выступления случаются тогда, когда каждый в зале считает, что рассказ для него (и про него). Без обратной связи с залом этого сложно добиться.
        В хорошем выступлении фокус всегда смещается на аудиторию. Мы не делаем «проще» себе, чтобы просто рассказать текст. Мы делаем так, чтобы людям, сидящим в зале было интересно и понятно. А отследить это без зрительного контакта с аудиторией невозможно.


  1. Evgenym
    06.09.2017 11:15
    +1

    У Дейла Карнеги неплохие советы есть. В свое время, часть помогла мне.

    Где-то года два назад столкнулся с такой проблемой: в жизни говорю нормально, ровно, но как только начинаю говорить с незнакомыми или малознакомыми людьми, начинаю заикаться. Притом часто бывает так, как будто слово тупо застревает в горле и я понимаю, что не могу его произнести. Делаю глубокий вдох, пару секунд молчания и слово произносится. Это ужасно мешает. В какой-то момент дефект речи пропадал на пару месяцев, а потом снова вернулся. Может, кто-нибудь сталкивался с подобным и имеет положительный опыт преодоления?


    1. VideoNet
      06.09.2017 14:57
      +1

      У меня была похожая история, правда, без заикания, но с застреванием слов в горле. Для внешнего слушателя, это выглядело как зависание с горловыми хрипами. Проблема решал относительно не долго и в несколько этапов:


      1. VideoNet
        06.09.2017 15:08
        +2

        1. Не напрягаться физически.
        2. Не напрягаться морально.
        По первому пункту помогли упражнения из йоги-нидры (это про контролируемое снятие напряжения и зажимов) и упражнения на дыхание.
        По второму пункту: перестать считать незнакомых и даже неприятных людей врагами — ничего плохого, в общем случае, они сделать не смогут.


  1. TheRaven
    06.09.2017 11:43
    +1

    Продышаться и ритуальные жесты помогают. Еще почти всегда танцую за кулисами, чтобы сбросить напряжение.
    Но главное — репетиции, репетиции и еще раз репетиции. До автоматизма. Тогда на сцене страшно первые три шага, а дальше включается автоматика.

    По поводу куда смотреть есть мнение, что если не уверен или боишься визуального контакта — смотри поверх голов на дальние ряды.
    Ну, или как шутит семпай: вышел, на «пушку» посмотрел — всё, зала ты больше не видишь.

    Косплеер.


  1. PetrovIlia
    06.09.2017 14:57
    +1

    Да проще нужно относиться и все дела)


  1. UncleSamuel
    06.09.2017 14:57
    +1

    Хорошая статья, но, конечно, это все таки сжатый пересказ книг Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» и «Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично». Если хотите глубже погрузиться в тему, можете прочитать его книги — они первоисточник.


    1. OKaliaeva Автор
      06.09.2017 15:16

      По теме презентаций и выстулений многое уже придумано до нас — тут сложно изобрести велосипед. В этой статье мне хотелось подвести некое «саммари» и дать выжимку основных советов тем, кому нужно решить вопрос «здесь и сейчас». Однако вы правы, в книге действительно дается множество полезных советов, которые можно смело рекомендовать всем, кто хочет погрузиться в тему глубже.


  1. teecat
    07.09.2017 14:48
    +1

    Что я обычно говорю тем, кто боится:
    — чувствуйте себя комфортно. Обувь не должна натирать и тд и тп. Очень часто едут в командировки в неразношенной обуви
    — не парьтесь — люди в большинстве своем доброжелательны
    — вы всегда знаете по своей теме больше чем те, кто вас слушает
    — не включайте в презентацию тем, про которые вам нечего сказать (а из этого вытекает — готовьте свою презентацию сами)
    — и не забывайте улыбаться

    А чтобы расслабились — знаменитый анекдот про молодого попа «Ну во первых я сказал остограмится, а не ополлитрится»