Вчера мы запустили на Coursera новый онлайн-курс «Программирование на Python» совместно с МФТИ, чтобы научить всех желающих программировать на этом языке. Курс читают разработчики, применяющие Python в проектах, которыми ежедневно пользуются миллионы людей. Курс покрывает все необходимые для ежедневной работы программиста темы, а также рассказывает про многие особенности языка, которые часто опускают при его изучении.
В ходе курса вы изучите конструкции языка, типы и структуры данных, функции, научитесь применять объектно-ориентированное и функциональное программирование, узнаете про особенности реализации Python, научитесь писать асинхронный и многопоточный код. Помимо теории вас ждут практические задания, которые помогут проверить полученные знания и отточить навыки программирования на Python. После успешного окончания курса вы сможете использовать полученный опыт для разработки проектов различной сложности.
Чтобы справиться с нагрузкой, понадобится от четырех до шести часов свободного времени в неделю. Около двух часов будет уходить на просмотр видеолекций, остальное — на выполнение тестов и домашних заданий. Будьте готовы уделить курсу и больше времени, если хотите получить максимальный результат.
Курс состоит из следующих частей:
- Введение в Python
- Структуры данных и функции
- Объектно ориентированное программирование
- Углубленный Python
- Многопоточное и асинхронное программирование
- Итоговый проект
Лекционные материалы и задания без оценки доступны бесплатно, для оцениваемых заданий и получения сертификата необходимо приобрести курс.
Авторы курса
Александр Емелин
Разработчик Python, Go. Сторонник open-source. Автор достаточно крупного open-source проекта https://github.com/centrifugal/centrifugo.
Мне давно нравилась идея дистанционного способа обучения. Спасибо Mail.Ru Group за возможность поучаствовать в создании подобного проекта.
Александр Жебрак
Программист, преподает курс по Python в Технопарке МГТУ и Mail.Ru Group. Занимается машинным обучением, 4,5 года работал в Mail.Ru в отделе внутренней разработки, руководил разработкой интранета. Сейчас занимается проектами в области анализа биомедицинских данных в InsilicoMedicine.
Принял участие в создании курса, так как это замечательный опыт преподавания, работы с камерой, общения с коллегами. В ходе создания курса смог отточить навыки подачи чистого материала, это отличается от лекций в университете в рамках Технопарка.
Дмитрий Швеенков
Окончил Пензенский государственный университет. Работает в Mail.Ru Group, руководит командой разработки. В последние несколько лет занимается разработкой высоконагруженных сервисов на Python.
Решил взяться за создание курса, чтобы попробовать новый для себя формат задач.
Содержание курса
Курс состоит из шести модулей — «недель», в ходе которых слушатели изучают конкретную тему или выполняют проект. Вначале даются ключевые знания о структуре и синтаксисе языка, и чем дальше, тем больше вы будете осваивать тонкости Python и возможности его практического применения.
В конце курса вас ждет итоговый проект, где вы самостоятельно реализуете сетевое приложение.
1. Введение в Python
На первой неделе участники курса узнают об особенностях языка и сфере его применения, выберут среду разработки и начнут программировать. Первый этап разбирает работу с базовыми типами: числами, логическими типами, строками и байтовыми строками. Участники научатся работать с потоками, разворачивать окружение и собирать программу из модулей и пакетов. Для тех, кто уже знаком с Python, этот модуль будет возможностью освежить и систематизировать свои знания перед более сложными темами.
Темы недели
- Знакомство с курсом
- Первые шаги
- Базовые типы и конструкции
- Организация кода и окружение
Задания по программированию
- Сумма цифр в строке
- Рисуем лестницу
- Корни квадратного уравнения
2. Структуры данных и функции
На второй неделе программа касается базовых структур данных, необходимых в любой программе: списков, кортежей, словарей и множеств. Участники увидят примеры использования этих конструкций, разберутся, как читать документацию, и сдадут тест по этому уроку.
Также вторая неделя касается функций и функционального программирования. Еще участники разберут работу с файлами, узнают, что такое декораторы и генераторы, научатся читать документацию по этим разделам.
Темы недели
- Коллекции (списки, кортежи, словари, множества)
- Функции (декораторы, генераторы)
Задания по программированию
- Key-value хранилище
- Декоратор to_json
3. Объектно ориентированное программирование
ООП — главный подход к построению сложных проектов на языке, который просто необходимо знать. Раздел состоит из трех уроков, два из них посвящены теории.
В теоретической части студенты узнают, что такое классы, экземпляры и методы, научатся простому и множественному наследованию, name mangling.
Темы недели
- Классы и объекты
- Наследование
Задания по программированию
- Реализация простого класса для чтения из файла
- Классы и наследование
4. Углубленный Python
Четвертая неделя касается работы с особыми классами и методами в Python. Она нужна для того, чтобы расширить понимание того, как все работает в языке. Студенты узнают, что такое магические методы, итераторы, контекстные менеджеры, дескрипторы и метаклассы. Отдельное внимание уделяется работе с документацией по этим разделам.
Темы недели
- Особые методы классов
- Механизм работы классов
- Отладка и тестирование
Задания по программированию
- Файл с магическими методами
- Дескриптор с комиссией
5. Многопоточное и асинхронное программирование
Знания этой недели помогут в ответе на вопрос, как написать сетевую программу на Python. Без сетевого взаимодействия не обходится практически ни одна реальная задача в жизни.
Неделя касается работы с потоками, сетью и сокетами. В первой части модуля студенты узнают о создании процессов и потоков и об их синхронизации. Во второй части разберут работу с сокетами и клиент-серверную модель программы, таймауты, обработку сетевых ошибок и одновременную работу с несколькими соединениями.
Темы недели
- Процессы и потоки
- Работа с сетью, сокеты
- Асинхронное программирование
Задания по программированию
- Клиент для отправки метрик
6. Итоговый проект
На этой неделе вы сможете воспользоваться всеми накопленными знаниями для решения практической задачи.
Задания по программированию
- Сервер для приема метрик
Постановка задачи
На предыдущей неделе слушатели курса разрабатывали сетевое приложение — клиента для сервера метрик, который умеет отправлять и получать всевозможные метрики. Пришло время финального задания — нужно реализовать серверную часть самостоятельно.
Сервер должен соответствовать протоколу, который был описан в задании к предыдущей неделе. Он должен уметь принимать от клиентов команды put и get, разбирать их и формировать ответ согласно протоколу.
Результат курса
Участники создадут свой собственный проект — полноценное серверное приложение для получения метрик от множества клиентов, применив технологии курса. Подытожим, повторив сказанное в начале: выпускники курса овладеют необходимыми знаниями для разработки на языке Python. Кроме того, лучших выпускников мы рассмотрим на подходящую вакансию в Mail.Ru Group.
Регистрация на курс
Регистрируйтесь по ссылке!
Уже знаете Python? Изучите другие курсы от Mail.Ru Group!
Coursera — одна из крупнейших платформ для создания и прохождения онлайн-курсов с 25 миллионами пользователей и более чем 2000 онлайн-курсов по техническим и гуманитарным дисциплинам от ведущих университетов и компаний. Прохождение курсов на платформе подразумевает не только просмотр лекций и выполнение заданий, но и общение с другими студентами и преподавателями на форумах курсов.
Комментарии (24)
AndrewTishkin
06.09.2017 09:42Текстовка есть не ко всем видео.
Не стрОку, а строкУ.AndrewTishkin
07.09.2017 12:06«На втором примере мы берём срез с девятого по пятнадцатый символ.» — во-первых, обязательно надо сказать, что нумерация символов с начала строки начинается с нуля, во-вторых, в такой нумерации пятнадцатый символ — это пробел, а даже в видео видно, что перед вторым апострофом, обрамляющим справа результат среза, нет пробела. Правильное изложение: когда пишем 15, то получаем срез до 15-го, по 14-й символ включительно.
Вообще, при просмотре моментами возникает ощущение непродуманности изложения. Например, когда заявляется, что для определения строки надо заключить текст в двойные кавычки, а уже позже выясняется, что можно и в одинарные (апострофы). Или это намёк, что тру-стиль — в использовании именно двойных, а одинарные — на крайняк?AbstractGaze
07.09.2017 13:34+1Там много чего нет, и много чего необходимо искать самостоятельно. Как только начинаются первые задания это становится ясно. Но имхо полезней отправлять ученика читать документацию по языку, а не как считается линейные уравнения и т.п. Во всяком случае я вижу что у меня будут сложности и надо будет много изучать самостоятельно, но мне это интересно и я буду это делать. А вот на альтернативном курсе, все 9 недель сугубо математические задачи, которым лично мне не возможно вообще никогда не понадобятся с учетом моих целей изучения языка. Поэтому и стимула ковырятся в этих заданиях никакого.
lexnekr
07.09.2017 13:45+1«Альтернативный курс» — это вы про ВШЭ видимо.
Я проходил. Курс действительно слабый в плане теоретической подготовки, а вот задания проблем не вызывают.
Почти все задачи (кроме бомбоубежищ и задачи про угадывание числа пожалуй) — уровня 9 класса и ниже в плане математики. Курс проходится легко и непринуждённо (за исключением, нескольких задач). Проблемы обычно не из-за непонятного алгоритма (ну что непонятного при сравнении измерений кирпича и дырки, через которую кирпич проталкивают, например?), а из-за Runtime Error, которые периодически выбрасывает грейдер (а делает он это «в любой непонятной ситуации», например, при синтаксической ошибке).
Как я выше писал — 6.00.1 в помощь! Курс легко переводится гугл транслейтом, если совсем не знаете английского. А если знаете хоть немножко, то обычно и без переводчика понятен.
P.S. Курс от МФТИ не отвергаю. Сам записан. Тема про виртуальные окружения на 1 неделе очень понравилась, например.AbstractGaze
07.09.2017 16:47Пожалуй да, меня рантайм раздражали по не понятной мне причине. Если бы при тестах давали вводные данные при которых возникла ошибка, было бы гораздо проще, а так на порядок больше времени уходит на поиск ошибки, а не на ее устранение. Ну и с учетом того, что само задание вроде как решил, получается занимаешься не понятно чем, а не изучением основ языка.
lexnekr
07.09.2017 17:43Думаю, вы согласитесь, что все входные данные теста в онлайн курсе давать нельзя.
Станут просто подгонять.
Другое дело, мне кажется, что должны давать хотя бы все ВИДЫ входных данных.
Ну и тесты желательно чтобы были «атомарные». Т.е. 1 тест — 1 фича. А то в задаче про класс, если память не изменяет каждый тест делает целую гору проверок, и в случае Runtime Error действительно уповать особо не на что.
Вообще, мне курс от вышки понравился именно как задачник. Чтобы «набить руку» пойдёт.AbstractGaze
07.09.2017 17:47+1Как задачник да, но я его потом пройду, пока отказался, так как курс называется — основы, а не задачник.
Основы это когда в лекции рассказывают что встроенная функция например range работает быстрей конструкции while, и поэтому время выполнения вашего алгоритма может быть значительно быстрей, на столько что в первом случае вы пройдет тесты, а во втором случае, где то на 60-ом тесте вам скажут «не хватило времени». После этого отпадает всякое желание продолжать такой курс если честно. Я два дня искал в чем проблема, а проблема оказалось в том, что Лектору было сложно сказать на одно предложение больше в лекции.
amarao
06.09.2017 14:54-4Курс по программированию. К разработке ПО отношения не имеет.
Управление зависимостями не затронуто. Написание setup.py, возня с sdist/bdist, pip, virtualenv — ничего этого нет.
Структура проекта? Тестирование? Энтрипоинты? Дистрибьюция результатов?
Всё перечисленное — software engineering, и ничего этого в курсе нет. Человек, закончивший этот курс, сможет написать «файл на питоне», но сделать его программой не сможет.alemiks
06.09.2017 15:17+2Организация кода и окружение
Модули и пакеты 18 min
Виртуальное окружение (Virtualenv). Установка и запуск Jupyter Notebook 9 min
эмм?
kulinich
06.09.2017 15:20Сюдя по первой неделе:
Управление зависимостями затронуто (про pip, virtualenv рассказывают)
Структура проекта объясняется (импорт, модули, пакеты)
Тестирование — в 4 неделе есть по нему материал.
Возможно поверхностно, но многие темы затрагиваются.
fata1ex
06.09.2017 15:21+2Да, курс именно про язык, у нас не было цели покрыть абсолютно все темы, связанные с процессом разработки. Однако даже из перечисленного, чего по вашим словам в курсе нет — зависимости, pip, virtualenv, структура проекта и тестирование разбираются. Написать свой базовый setup.py и отправить его на pypi у человека, который прошел курс, проблем составить не должно.
AbstractGaze
06.09.2017 15:48+4По своему маленькому опыту могу сказать так:
Я прослушал всего, где то 40 минут лекций, — этот курс уже лучше единственного русскоязычного курса по python на cursera (там я прохожу пока четвертую неделю), да и на stepik.org курс похуже. Во всяком случае для тех кто пришел изучать с нуля.lexnekr
06.09.2017 22:41Но всё же MIT6.00.1x я бы рекомендовал в первую очередь. Несмотря на английский язык он очень простой и ёмкий. Для начинающих гораздо лучше, ИМХО.
AbstractGaze
06.09.2017 22:54Если бы я знал английский, я бы даже не заглядывал на русскоязычные ресурсы. Данные курсы для другой аудитории — для еще не знающих или не достаточно знающих английский, и я очень рад что они появляются. Лично у меня тяжко улучшением навыков английского выше новичка, сколько не пытался его учить — наверное проблема в том, что я не вижу зачем он мне нужен, а значит я не хочу на него тратить время, его и так нет.
640509-040147
06.09.2017 17:45Ваша реклама просто повсеместно в интернете. Уже наизусть её текст знаю. Есть ли на рынке такая острая нехватка «python-программистов»?
Bombus
Пожалуйста укажите стоимость курса. По ссылке «Pricing» указано только отличие в возможностях при оплате и без.
Mountwalker
Текущую цену можно увидеть при нажатии кнопки «Зарегистрироваться» на курс. Более простого способа Coursera не предоставляет. Сама цена может меняться в пределах 2-5 тысяч рублей по решению платформы.
Deesy
Там вроде можно прослушать сам курс «нахаляву» без получения сертификата.
AbstractGaze
Стоимость одного курса 3534 руб. или подписка 2935 руб. в месяц ко всем курсам на cursera.
Если только получить материал без сертификата, то как выше указали — бесплатно.
lexnekr
Стоимость зависит от курса валюты.
Курсера фиксирует цены в баксах, а нам показывает, например, в рублях (не по курсу ЦБ, а по своему).
xDimus
Мне написал 3534 за курс. Если сертификат не нужен то бесплатно.