В этом посте я хотел рассказать, как мы решали задачи, которые перед нами возникали в ходе реализации этого грандиозного проекта, а подборка фотографий поможет читателям все увидеть «своими» глазами.
О «Восточном»
Космодром «Восточный» расположен в Амурской области, в восьми тысячах километров от Москвы. Это первый гражданский космодром России.
Его площадь составляет 1035 кв. км (что сравнимо с Москвой в пределах МКАД), площадь под строительство — 96,6 кв. км. На космодроме более 450 сооружений. Протяженность автомобильных и железных дорог космодрома — более 200 км. В строительстве объекта принимало участие более 400 подрядных организаций.
Для тех, кто хочет почитать про другие космодромы, мы сделали подборку интересных фактов и спрятали ее под спойлер.
На сегодняшний день в мире 22 действующих космодрома:
США — 6
Китай — 4
Россия — 3
Франция — 2
Япония — 2
Южная Корея — 1
КНДР — 1
Израиль — 1
Индия — 1
Бразилия — 1
1 мобильный стартовый комплекс «Морской старт» (Россия)
Данные за 1957-2014 гг.
Космодром изнутри — это:
- Стартовый комплекс
- Командный пункт
- Технические комплексы
- Заправочные станции
- Центр эксплуатации районов падения
- Метрологический комплекс
- Метеорологический комплекс
- Комплекс изготовления и хранения топлива
- Вспомогательные служебные объекты
Космодром Байконур (Казахстан)
Самый эксплуатируемый космодром
Площадь — 6717 кв. км
9 стартовых площадок, 15 технических комплексов, 6 заправочно-нейтрализационных станций
Ракета-носители: Протон, Зенит, Союз, Циклон, Рокот, Днепр
В аренде у Казахстана до 2050 года
Единственный на сегодня космодром, с которого Россия осуществляет пилотируемые запуски.
Космодром Плесецк (Архангельская область)
Самый северный космодром в мире
Площадь — 1762 кв. км
8 стартовых площадок, 4 технических комплекса, 2 заправочно-нейтрализационных станции
Ракета-носители: Рокот, Циклон, Космос-3М, Р-7, Ангара
С 1994 года — первый государственный испытательный космодром Министерства обороны РФ.
Начало
23 января 2014 года состоялась наша первая командировка на «Восточный».
Вот так выглядел монтажно-испытательный комплекс, когда мы туда попали в первый раз. Это был просто бетонный каркас
А это место нашего будущего городка — русское поле
Основные объекты технического комплекса — монтажно-испытательные корпуса космических аппаратов и ракет-носителей, заправочно-нейтрализационая станция, склад блоков с тепловым тамбуром, энергоблок, трансбордерная галерея. Они объединены в один тепловой контур с целью обеспечения непрерывности технологического процесса подготовки космических аппаратов и ракет-носителей к запуску в суровых условиях резко континентального климата Амурской области.
Первый объект — склад блоков с тепловым тамбуром, который в тот момент выглядел как металлокаркас.
Склад блоков
По технологии сюда приезжают части ракет и космических аппаратов. Здесь, уже находясь в отапливаемом контуре, они выгружаются, складируются и через трансбордерную галерею доставляются в монтажно-испытательные корпуса.
Трансбордерная галерея
Вот это здание — заправочно-нейтрализационная станция (ЗНС), она примыкает к монтажно-испытательному корпусу космических аппаратов (МИК КА). Внутри МИК КА космические аппараты собираются, проходят различные испытания и тесты, и уже полностью готовые к запуску, отправляются в ЗНС на заправку. Далее уже заправленный космический аппарат перемещается в монтажно-испытательный корпус ракет-носителей (МИК РН). Топливо, используемое в двигателях космических аппаратов, является токсичным. Поэтому вопросам безопасности здесь уделено особое внимание: предусмотрены автоматические системы газового анализа и сигнализации, аварийной вентиляции, предусмотрены тамбур-шлюзы и большое количество организационных мер безопасности.
Заправочно-нейтрализационная станция
Вот это монтажно-испытательный корпус ракет-носителей.
Здесь собираются ракеты-носители, проводятся их испытания и тестирование. Здесь же происходит монтаж заправленных космических аппаратов и головных частей на подготовленные ракеты-носители. Дальше ракета-носитель с космическим аппаратом уезжает на стартовый комплекс уже в собранном виде, то есть космический аппарат заправленный, а ракета пустая. Они приезжают на стартовый комплекс, там устанавливаются в стартовое положение, тестируются, проверяются, потом ракета заправляется и улетает.
К лету 2014 года из окна вертолета стартовый комплекс выглядел так.
Наша зона ответственности
Задача «ИНСИСТЕМС» и хабаровской компании «ЛАНИТ-ПАРТНЕР», с которой мы вместе работали на проекте, была оснастить инженерными системами несколько объектов технического комплекса космодрома: монтажно-испытательный комплекс ракет-носителей (МИК РН), энергоблок, холодильный центр и заправочно-нейтрализационную станцию.
В нашей зоне ответственности были:
- механические системы (вентиляция, кондиционирование, холодоснабжение, отопление, индивидуальные тепловые пункты (ИТП), водоснабжение, водоотведение, канализация),
- системы электропитания и электроснабжения (трансформаторные подстанции 10/0,4 кВ, ДГУ, ИБП, распределительные сети 0,4 кВ),
- противопожарные системы (пожарная сигнализация, оповещение, пожаротушение, дымоудаление, контроль загазованности),
- сервисные системы и системы связи (СКС, ЛВС, СТС, часофикация, командная связь),
- автоматизация и диспетчеризация инженерных систем.
На проекте нужно было управлять бытом, человеческим ресурсом, коммуникациями, содержанием, рисками, сроками, стоимостью, поставками и логистикой, информацией. Это, возможно, рутинные вещи, но без них проект бы не состоялся. Расскажу о каждом направлении подробнее.
Управление бытом
Амурская область – дотационный регион. В 2016 году занял 67-е место в рейтинге российских регионов по качеству жизни.
Ближайший к космодрому населенный пункт в 25 км — это Углегорск. Называть его городом пока рано. Живет в этом поселке 5,5 тысяч человек. Райцентры тоже довольно немноголюдны и далеко расположены: Свободный (55 тысяч человек) — 80 км, Шимановск (19 тысяч человек) — 83 км, Белогорск (67 тысяч человек) — 120 км.
До столицы Амурского края города Благовещенск нужно проехать 230 км. Здесь живет 224 тысячи человек (для сравнения: население района Выхино в Москве — 226 тысяч).
В наш первый приезд мы разместились в Углегорске. Это типовой военный городок, закрытая территория, ...
… вход по пропускам
В Углегорске мы жили, пока не построили свой городок на космодроме. Для нас Углегорск был последним оплотом цивилизации. Например, здесь есть магазин, где можно купить мороженое. Кстати, на первых порах устойчивый интернет тоже был только в Углегорске.
Летом поселок тоже неповторим
Градообразующим объектом Углегорска до 2007 года был космодром Свободный. Поэтому тема космоса здесь повсюду
От Углегорска до космодрома всего 25 километров, но дорога занимала около часа на машине (мы передвигались в зависимости от ситуации или на пикапе Mitsubishi, или микроавтобусе Toyota Hiace, или на грузовичке KIA Bongo). Ехать приходилось по грунтовой дороге, разбитой большегрузными самосвалами, которые здесь курсировали постоянно. На фото еще не самый плохой вариант. Когда проложили асфальт, доехать можно было за 20 минут
А это земля, которую генподрядчик выделил нам под строительство нашего городка
Мы поняли, что раз на этой площадке мы надолго, то нужно как-то обустраиваться и обеспечивать людям нормальные бытовые условия. Естественно, там не было подрядчиков, которые как в Москве в режиме 24х7 готовы оказывать услуги. Поэтому максимальное количество хозяйственно-бытовых процессов пришлось сделать автономными, не зависящими от внешних факторов.
Во-первых, на территории 2 га мы построили бытовой городок с общежитием на 350 человек и полноценной столовой. Здесь же располагались офисные помещения, теплый склад, гараж.
Общежитие у нас было, скажем так, на три звезды
А вот наша столовая определенно получилась на пять звезд. Завтракать, обедать и ужинать к нам ходили не только наши сотрудники, но и сотрудники большинства подрядчиков космодрома. В августе 2014 года у нас состоялся первый обед
Даже сделали волейбольную площадку и тренажерный зал
Управление ресурсами
Мы зашли на объект как две независимые компании «ИНСИСТЕМС» и «ЛАНИТ-ПАРТНЕР», каждая со своим уставом. Опыта работы на похожих по размерам проектах не было почти ни у кого. Местных квалифицированных кадров практически нет. Вообще «местные» — понятие условное: все равно все работают по вахтовому методу.
В результате мы сформировали единую дирекцию проекта, которая управляла всей оперативной работой. Основную массу инженеров и монтажников мы привезли из Москвы, Хабаровска, Краснодара, Владивостока, Липецка, Чебоксар. В близлежащих городах удалось найти специалистов более широкого применения: водителей, поваров и чернорабочих.
За два года работы на проекте сотрудниками «ИНСИСТЕМС» было совершено 586 командировок. Мы пролетели на самолетах более 6,5 млн км (это как 162 раза вокруг экватора или как 17 раз от Земли до Луны).
Празднуем День строителя, 2015 год
Управление коммуникациями
Основные действующие лица проекта находились в трех часовых поясах: Амурская область (Мск+6), Хабаровский край (Мск+7), Москва. В 7 утра по местному времени работы начинались и в 8 вечера по Москве заканчивались. Когда Дальний Восток уходил спать, Москва продолжала трудиться. Но тем не менее, был налажен полноценный информационный обмен. (Кстати, за время проекта нами было направлено 2546 официальных писем.)
Почти сразу было принято важное правило — все решения принимаются на объекте.
А с этой машиной у нас связаны особые воспоминания.
В марте 2016 года должно было состояться подписание акта выполненных работ на холодильный центр. Для нас это был ключевой акт, и счет шел на дни. К определенной дате мы должны были подписать акт, получить визу у людей на площадке и где-то еще. Затем с этим актом нужно было поехать в офис заказчика, где должны поставить печати. После этого акт становится бухгалтерским документом.
Была суббота. (К слову, считается, что на объекте нет выходных. Если в документе указано до 25-го числа каждого месяца, значит, точно до 25-го все должно быть сделано и подписано, даже если этот день выпадает на субботу или воскресенье.) Мы собрали подписи всех, кроме главного человека, на подписи которого ставится синяя печать. А этот человек сидит в Благовещенске (за 230 км!), уехал на выходные.
Со всеми договорились по телефону, сели в машину. За руль садится руководитель нашего краснодарского филиала — мастер спорта по раллийным гонкам — и ставит рекорд на участке «космодром — Благовещенск» по времени. Гнал он в районе 200 километров в час. Подписал акт, а потом вернулся (!) и успел поставить сверху подпись и печать. Мы смогли все закрыть именно первым кварталом 2016 года. Все в последние часы было сделано.
Управление содержанием
Серьезным испытанием для нас стал обвал рубля. Сметы на поставку оборудования из-за рубежа были составлены по курсу 45 рублей за евро. Дополнительных бюджетных средств на строительство не предусматривалось. В итоге совместно с проектным институтом мы заменили часть импортного оборудования отечественным. Часть систем перепроектировали. Холодильный центр мощностью 8,75 МВт сконструировали самостоятельно. Это позволило сократить стоимость на 28%, а срок изготовления — в 2 раза. Подробнее о холодильном центре я расскажу ниже.
Управление сроками
Управление сроками зачастую сводится к тому, чтобы «убегая от медведя, бежать быстрее товарища», т.е. работать в относительных сроках, а не в календарных.
В отсутствии четких планов наладить ритмичную работу на производстве невозможно. Побороть эту проблему нам удалось двумя способами: работать параллельно на нескольких участках, перебрасывая рабочую силу с одного на другой, и в пиковые нагрузки привлекать дополнительный персонал, не требующий мобилизации (студенты стройотрядов, бригады и разнорабочие смежных подрядчиков).
Управление поставками
Для обеспечения работ мы доставили в Амурскую область более 160 сорокафутовых контейнеров с грузами и материалами. Только у нашей компании было свыше 450 поставщиков со всего мира – от Испании до Вьетнама. Нами были использованы все виды транспорта: воздушный, железнодорожный, морской, автомобильный.
Что нами сделано
Просто некоторые цифры
Трубы — 131,6 км
Воздуховоды — 28,4 км
Лоток — 29,6 км
Кабель — 1444 км
Шинопроводы — 3,8 км
Вентустановки — 443 шт
Фанкойлы — 223 шт
Прецизионные кондиционеры — 28 шт
Чиллеры — 16 шт
Чиллеры — 14,4 МВт
Тепловые завесы — 84 шт
Радиаторы отопления — 1028 шт
Трансформаторы — 26,1 МВт
Силовые шкафы и шкафы автоматики — 689 шт
Светильники — 8600 шт
Систем, которыми мы занимались на объекте, было много. Мне кажется, что рассказывать о типовых СКС и ЛВС не так интересно. Поэтому кратко остановлюсь на самых сложных работах, которые потребовали от нас нестандартных решений.
Холодильный центр
Во-первых, это, конечно, наша любимая история, предмет особой гордости наших инженеров —холодильный центр.
Зимой в Амурской области температура достигает -40°С, а летом — +38°С. Гигантский холодильный центр обеспечивает поддержание нужных климатических параметров в залах сборки монтажно-испытательных комплексов ракет-носителей (МИК РН) и космических аппаратов (МИК КА). Производительность холодильного центра космодрома составляет 8,75 МВт. Это сопоставимо с системой охлаждения шести ледовых дворцов или комплекса офисных зданий площадью около 150 тыс. кв. м.
Нами было разработано и предложено решение о замене проектного холодильного центра производства Smardt-OPK Chillers AG (Германия) на аналогичный производства SME-ИНСИСТЕМС. В состав холодильного центра входят компрессоры. Их еще пока в России не производят вообще. Да и в мире их производством занимается небольшое количество заводов. Наша задача состояла в том, чтобы спроектировать конструктивные решения, которые позволили бы произвести максимум подготовительных монтажных работ в заводских условиях, чтобы упростить и ускорить монтаж на объекте, и мы ее решили.
Конструктивно холодильный центр состоит из 23 отдельных модулей максимальной заводской готовности. Принцип модульного изготовления позволил нам выполнить большой объем монтажных работ в комфортных условиях цеха. На этапе окончательной сборки мы установили и соединили модули на заранее подготовленной площадке, а потом подключили к внешним сетям тепло/холодоснабжения, водоснабжения и источнику электроснабжения.
Самой интересной инженерной задачей было развести все коммуникации, машины и агрегаты внутри форм-фактора морского контейнера, поскольку это ограничение при транспортировке готового холодильного центра. Прочная конструкция модулей обеспечила надежную защиту смонтированного оборудования в процессе перевозки и сборки. Транспортные издержки были оптимизированы за счет применения модулей стандартных транспортных габаритов.
Модуль готовится к транспортировке
Все критичные элементы систем холодильного центра имеют резерв (холодильные машины, сухие охладители жидкости, насосное оборудование, распределительные трассы). Расчетная температура эксплуатации — от -48°С до +32°С. Конструкция холодильного центра рассчитана на сейсмическую устойчивость 7 баллов.
Идет монтаж. 28 сухих градирен, внешних блоков кондиционеров занимают целое поле
Так холодильный центр выглядит снаружи в законченном виде. Справа в «домике» находятся холодильные машины и их обвязка. Слева — сухие градирни, каждая из которых размером в человеческий рост
Вентиляция зала сборки МИК РН
Общая площадь МИК РН — свыше 45 тыс. км. м. Монтаж воздуховодов под потолком на высоте 33 м (представьте десятиэтажный дом) вели бригады промышленных альпинистов.
Было установлено 16 вентиляционных установок, каждая из которых состоит из трех секций (приточная, вытяжная, фильтрующая) и размещена на трехуровневых мезонинах.
Мы обеспечили помещению площадью с два футбольных поля 9-й класс чистоты (такой же, как у предоперационных или в боксах микробиологических лабораторий). Для этого нужны целый комплекс мероприятий, строительные конструкции и инженерное обеспечение. В нашу зону ответственности входила система вентиляции. Это больше двух километров герметичных воздуховодов диаметром до 1600 мм, смонтированных в запотолочном пространстве, 24 установки общеобменной вентиляции со специальными секциями фильтров грубой и тонкой очистки.
Начало монтажа вентмашин
Суммарная производительность вентиляционных установок составляет 1,68 млн м3/час.
Аварийная вентиляция заправочно-нейтрализационной станции
В двигательных установках пилотируемых кораблей, спутников, орбитальных и межпланетных станций применяются высокотоксичные компоненты, например, гептил. Поэтому в заправочно-вентиляционной станции в зоне заправки, а также в зале сборки МИК РН в зонах производства работ на заправленных космических аппаратах во избежание выброса вредных веществ в атмосферу установлена система аварийной вентиляции со специальными нейтрализующими фильтрами-поглотителями компонентов ракетного топлива. Она включается в автоматическом режиме по сигналу от датчиков системы контроля загазованности.
Нами установлено 18 комплектов по три блока фильтров. Эти фильтры — уникальные изделия, которые производит единственный завод в России. Масса одного такого фильтра — 2400 кг, а изготовление занимает 9 месяцев.
Если хочется взглянуть на грандиозную инфраструктуру «Восточного» изнутри, то вы можете посмотреть фильм компании «ЛАНИТ-ПАРТНЕР» о системах, которые мы делали на объекте:
Фильм посвящен Дню космонавтики — 56-й годовщине первого полета человека в космос.
Космодромные уроки
Этот проект стал для "ИНСИСТЕМС" и "ЛАНИТ-ПАРТНЕР" вызовом. Но не с технической точки зрения, ведь инженерные системы — это абсолютно наша тема, а на космодроме мы не делали ничего такого, чего не делали раньше. Объект был сложен с управленческой точки зрения — по объемам, срокам, видам оборудования и т.д. Это как художника попросили бы: «Нарисуй то же самое, но только на поверхности размером 10 х10 метров».
Работа на космодроме научила нас не бояться браться за сложные задачи. Здесь мы в очередной раз убедились, что кадры решают все, и главное, что несмотря на все трудности, свою работу нужно и можно делать с удовольствием. И все получится.
Комментарии (86)
vconst
13.09.2017 11:32+3Космодром Плесецк (Архангельская область)
О.о
Ракета-носители: Рокот, Циклон, Космос-3М, Р-7, Ангара
Она еще летает?!vconst
13.09.2017 12:29+4Минусующие потрудятся объясниться? Если я правильно понимаю, то Р-7 — это ракета времен полета Гагарина, собственно он сам летал на Р-7А. Или придумали что-то новое с тем же обозначением?
tractus_lepus
13.09.2017 13:07+1И «Восток» и современные «Союзы» — это всё Р-7.
vconst
13.09.2017 13:13+5Нет.
Это носители Восток и Союз, семейства носителей Р-7. Р-7 — это первая ракета-носитель семейства носителей, впоследствии названного по ее имени.
В статье сначала перечислены конкретные носители: Рокот, Циклон, Космо-3М, а потом два семейства — но без уточнения того, что это не конкретные модели носителей. И читается как перечисление самих ракет.Light_Metal
13.09.2017 13:20Может имелось в виду, что пуски этих ракет в принципе производились с данного космодрома?
Правда, тогда странно, почему Р-7 нет в описании Байконура…
sidristij
13.09.2017 11:45+5Мне вот стало интересно. Столько зданий вокруг стартового стола… А если рванет на старте? Все здания — в утиль?
virtser Автор
13.09.2017 12:11+7Ну, во-первых, основные здания все-таки достаточно далеко от самого огневого кольца. Во-вторых, на старте стоят мощные современные системы пожаротушения. В-третьих, основная технология в зданиях на стартовом комплексе находится под землей. Ну а в целом, повреждения каких-то зданий при сильно пожаре, конечно, возможны…
yurisv3
13.09.2017 12:28+3— А если рванет на старте?
в легендарные времена это случалось настолько часто, что все давно прописано в нормативных документах на проектирование — как строить и где размещать. между делом обратите внимание на котлован на стартовой позиции — это неспроста.
AngelZeruel
13.09.2017 12:30Стартовый стол должен находиться на приличном расстоянии от МИКа и других служебных зданий. Не скажу точно за Восточный, но на Байконуре от МИКа до Гагаринского старта несколько километров
pnetmon
13.09.2017 13:15Относительно быстро возведут новое.
У Союза похожее на Куру.
Маск уже больше года ремонтирует свою площадку. Орбитал АТК за несколько лет отремонтировала и запустила с разрушенной площадки.
А на план не очень смотрите — там многое еще только на бумаге. Стартовый комплекс РН тяжелого класса у Технологического Комплекса это комплекс для Ангары, и кажется еще не начато строительство.
Stmf
13.09.2017 11:56Происшествия из-за нарушения ТБ случались? Как часто? Судя по 200км/ч должны были быть.
virtser Автор
13.09.2017 12:12+5Происшествия из-за нарушений ТБ встречались не чаще и не реже, чем на любой большой стройке. А история про 200 км/ч это все-таки нонсенс:) Обычно мы передвигаемся по дорогам в рамках ПДД:)
laphroaig
13.09.2017 23:10+1Нонсенс или не нонсенс вопрос второй, а вот ваш руководитель уже сдал права на полгода, как законопослушный гражданин? Или он не совсем законопослушный гражданин?)
Danik-ik
14.09.2017 21:15Таки что, не быстрее 90 (110 на магистрали)? Или всё же в пределах "если нельзя, но очень хочется"?
Впрочем, вопрос провокационный, можете не отвечать...
pokryshkin
13.09.2017 12:09В итоге совместно с проектным институтом мы заменили часть импортного оборудования отечественным. Часть систем перепроектировали. Холодильный центр мощностью 8,75 МВт сконструировали самостоятельно. Это позволило сократить стоимость на 28%, а срок изготовления — в 2 раза.
Извините, а что мешало это сделать раньше? До того, как курс бакса подскочил? Например еще на этапе подачи заявок (тендер или еще какая-то процедура, благодаря которой вас наняли).virtser Автор
13.09.2017 12:19+18Изначально на весь космодром была сделана рабочая документация специализированным проектным институтом, в том числе и сметная. По ней и проводились тендеры. Когда дело дошло более-менее до конкретных закупок, те, кому это больше всех было нужно (то есть мы), инициировали историю с перепроектированием, поскольку мы должны были построить объект в надлежащий срок, в надлежащем качестве и не истратив ни одну лишнюю копейку. И так как денег на перепроектирование у института уже не было, то делали это сами, а институт утверждал.
Mikeware
15.09.2017 07:48Не совсем понятно другое: 1)если есть возможность использовать отечественное оборудование 2)чем загружать отечественное производство и 3)нарабатывать компетенции и при этом 4)экономить деньги, и все это 5) не теряя в качестве и надежности — то получается, что проектный институт проектировал все это «из дорогого импорта» из каких-то других соображений (например, откатинг-распиллинг)? почему не использовали ваши компетенции? просто не знали?
virtser Автор
15.09.2017 09:12+1Невозможно в каждой конкретной ситуации выбирать единственный максимально эффективный вариант решения. Многое кроется в мотивации. У института не было мотивации переворачиваться через голову для решения этой задачи, у нас была. Отсюда и результат. Повторюсь — решение института было рабочее, качественное и вполне применимое. Но всегда можно придумать что-то лучше, что мы и сделали:)
Mikeware
15.09.2017 09:51Ну так и я о том же… следовательно, мотивация у института была другая: либо сделать проще и легче для себя (допустим, у них есть 3д-модель импортной установки, со всеми присоединительными размерами, предоставленная изготовителем), либо выгоднее для… [кого-нибудь заинтересованного и принимающего решения].
Если причина — «номер один», то, может, вам нужно ее решить (и это будет выгодно и вам, и [извиняюсь за высокопарность] стране в целом)?
Это ведь, грубо говоря, «не дело», что то, что может быть сделано качественно внутри страны — отдается зарубежным производителям.
Skerrigan
13.09.2017 12:45+1Ну, как видится мне — сейчас это решилось «велосипедом» (без иронии или насмешки в сторону качества). А, согласитесь, всегда есть риск того, что «велосипед» будет «с квадратными колесами». Поэтому изначально и предполагалось этот риск сводить к минимуму тем, что узлы и агрегаты будет поставлять уже опытный «производитель-специалист».
Как-то так.
pnetmon
13.09.2017 13:04А вот смущает сокращение срока изготовления в два раза при том что осуществлена замена оборудования на отечественное, перепроектировка и самостоятельное конструирование....
Retsim5
13.09.2017 14:34+5Видимо, как раз за счёт модульности. Изначально проектировали так, что нужно было привезти отдельные части и на месте в -35 собирать. А поменяв оборудование на отечественное сэкономили на сроках: кризис, загрузка заводов низкая, + логистика быстрее, + отсутствие таможни и тп. А также сборка модулей на заводе в комфортных условиях привела к тому что на самом космодроме не надо было собирать всё из мелких деталей, а только соединить блоки между собой, что явно быстрее.
achekalin
13.09.2017 12:24-8В итоге совместно с проектным институтом мы заменили часть импортного оборудования отечественным. Часть систем перепроектировали. Холодильный центр мощностью 8,75 МВт сконструировали самостоятельно. Это позволило сократить стоимость на 28%, а срок изготовления — в 2 раза.
Качестно и параметры новых систем получились не хуже, чем у старых? Если да, то вы расписываетесь в профессиональной несостоятельности: был ли обвал рубля, не был ли, но исходно предложенное решение у вас было хуже, чем по факту реализованное, правильно? Что мешало сразу предложить решение на треть дешевле и в 2 раза быстрее изготавливаемое, но не сделали этого.
Ну а если решение сделали именно что хуже, так это вообще позор: вместо чем сделать «хорошо», сделали «как-нибудь»?
P.S. Выше уже такой же коммент, вижу, но сам факт такого признания выглядит не очень хорошо. Не повод для гордости, в общем, хотя работу вы проделали огромную.DjoNIK
13.09.2017 12:31+1Так-то при реализации более менее сложных проектов сложно говорить в категориях хуже/лучше. Место компромиссу всегда есть. К счастью ли, к сожалению, но это факт.
virtser Автор
13.09.2017 12:39+16Первоначальное решение, включая конкретные модели оборудования, было нам передано в виде утверждённой заказчиком документации. Повторюсь — разрабатывали ее не мы, а проектный институт. Давать публично оценку их работе не считаю правильным, если честно. А мы уже потом это решение меняли, естественно, без снижения качественных параметров, ибо это было недопустимо. Поэтому, эта история как раз предмет для гордости:)?
Vizrok
13.09.2017 12:37-4На сегодняшний день в мире 22 действующих космодрома:
Россия — 3…
А третьим космотромом России Вы считаете Ясный или казахский Байконур который фактически только арендуется?virtser Автор
13.09.2017 12:37+6Третий космодром России — Байконур. Точнее не третий, а пока первый.?
Areso
13.09.2017 12:50+5Космодром, хоть и стоит на казахстанской земле, российский. Стоит уйти оттуда России, и космодром повторит печальную участь почти всех военных городков в Казахстане — будет разграблен, сдан на металлолом и разобран на стройматериалы. Как я помню, запускать с него иностранные ракеты все равно не получится, иностранцы уже интересовались такой возможностью и пришли к неутешительному выводу.
alexs0ff
13.09.2017 13:05+1Так там аренда или право собственности?
Areso
13.09.2017 13:46+1Там аренда земли — земля безусловно казахстанская, плюс право управление городком. Оборудование считается российским, если память не врет, а здания и сооружения — казахстанскими.
AngelZeruel
13.09.2017 13:52+3Фактически и формально городом управляет администрация РФ, главу которой назначают совместным решением президенты РФ и РК. Но это не исключает того, что на территории города есть казахские органы власти (МВД, таможня и т.д.).
AngelZeruel
13.09.2017 13:50Аренда. Во только я не знаю точных условий — только ли земля или же весь комплекс.
pnetmon
13.09.2017 13:08-3Как я помню, запускать с него иностранные ракеты все равно не получится, иностранцы уже интересовались такой возможностью и пришли к неутешительному выводу.
Ну вот не надо про иностранцев. Иностранцев туда не пускает скажем Россия.
повторит печальную участь почти всех военных городков в Казахстане — будет разграблен
У Казахстана нет армии? В России тоже полно таких городков… Проблема в их количестве
Areso
13.09.2017 13:35+2У Казахстана нет РЛС, нет дальней связи, нет частей РВСН, всего 2 современных полка ЗРК, и много другого или совсем нет или совсем мало.
А армия, безусловно, есть.
AMIluvatar
13.09.2017 14:37+2В состав холодильного центра входят компрессоры. Их еще пока в России не производят вообще. Да и в мире их производством занимается небольшое количество заводов.
Вы бы уточняли, какие конкретно компрессоры по типу (ЦБК, ОК, ПК, ВК...), и не писали бы голословную информацию о том, что в России компрессоры не производят вообще (причем «пока»). Это я Вам как инженер-конструктор этих самых компрессоров говорю.
А так статья здоровская, интересно читать и фотографии хорошие.virtser Автор
13.09.2017 14:37+3Не хотели перегружать статью кучей технических нюансов. Речь идет о центробежных безмасляных компрессорах Turbocor.
AMIluvatar
13.09.2017 14:47+7Спасибо за информацию. Просто мне показалось, что было бы здорово немного изменить выделенный текст, добавив информацию о том, какие конкретно компрессоры для каких конкретно целей не производятся, ибо мы, например, производим как раз ЦБК, и весьма большая часть из них — на тех же электромагнитных подвесах и с СГУ на концах — полностью безмасляные машины. Но применяемость несколько иная у них — в основном в составе ГПА на магистралях.
brudershaft
13.09.2017 15:15+11Это действительно очень сложный проект с управленческой точки зрения.
Все, кто так или иначе был связан с производством и поставками сложного оборудования или строительством больших комплексов, отлично знают про сроки. Например, из Европы большинство позиций приходят не ранее, чем через месяц. Практически всё, что отличается от достаточно скромного стандартного набора, может производиться 4-6 месяцев. Потом едет 2-4 недели, на таможне постоит неделю-две.
Добавьте сюда несудоходные периоды, зимники и их отсутствие, общечеловеческое разгильдяйство (да-да, хвалёные немцы тоже могут забыть отправить вам паспорт!), и получите острую боль во всех районах вашего тела.
Такие проекты делают уникальные команды из уникальных людей. Честь вам и хвала, так держать.
worker
13.09.2017 15:40+1А документы до сих пор подписывать электронным способом невозможно?
brudershaft
13.09.2017 15:45+3Скорее нет, чем да. Проще руками, чем потом слышать в суде, что это злые хакеры подписали контракт на многомиллионную установку. Ну и бухгалтерия, как бы, не всегда за.
LuchS-lynx
14.09.2017 09:58+1Профессиональный интерес, а вот документооборот, в частности производство ИД вы как-то автоматизировать пытались на объекте?
virtser Автор
14.09.2017 10:16+1У нас есть собственный программный продукт Lancad, который позволяет частично оптимизировать работу с любой документацией — и с исходной, и с рабочей, и с исполнительной.
LuchS-lynx
14.09.2017 10:39С ним можно где-то ознакомиться? или это исключительно ваша внутренняя разработка для собственных нужд?
virtser Автор
14.09.2017 12:21+1Это внутренняя разработка. Мы напишем отдельную статью про современные технологии проектирования в строительстве.
vanxant
13.09.2017 23:48+1Теоретически возможно, если обе бухгалтерии и дирекции достаточно продвинуты. На практике пока что если и работает, то только для всякой мелочи, оспаривать которую в суде будет дороже, чем просто списать в убытки в случае чего.
Теперь самый цимес — после электронного подписания электронный документ нужно распечатать и положить в архив, точно так же, как обычный бумажный.
playnet
13.09.2017 15:52-3Непонятно, где в космодромах баржи Маска, они же тоже мобильные, и с них вполне успешно летают. Или просто в «сша — 6»?
tundrawolf_kiba
13.09.2017 16:01+2и с них вполне успешно летают.
Может я что-то пропустил, но вроде бы на них только первая ступень приземляется, и для другого баржи не предназначены?
lzb_j77
13.09.2017 16:09+6Круто.
Спальня и едальня — очень важные вещи для строителей. Серьёзно.
Комфортный быт = желание работать.
zhylin
14.09.2017 00:41А почему новый космодром решили строить в таком месте? Раньше старались строить южнее.
vanxant
14.09.2017 01:01+2Оно достаточно «южное», посмотрите на глобус. Где в России существенно южнее? Сочи? Дагестан? Граница с Северной Кореей?
Вопрос ещё в том, куда будут падать отработанные ступени ракет при штатном пуске и ракеты целиком при нештатном. В ЮФО и СКФО огромная плотность населения, туда сбрасывать ступени нельзя. Плюс страны-соседи, на территорию которых залетать нельзя — это, в частности, беда Байконура, при оптимальном пуске с которого траектория пойдёт над Китаем.
В случае Восточного это либо Тихий Океан для нормальных орбит, либо якутская тундра для ретроградных (спутники-шпионы, спутники для карт и т.д.).tyomitch
16.09.2017 10:48Плюс страны-соседи, на территорию которых залетать нельзя
В качестве курьёза: израильские спутники теряют 30% в грузоподъёмности из-за того, что запускать их приходится на запад. Все остальные коммерческие спутники запускаются на восток, чтобы вращение Земли добавлялось к их начальной скорости, а не вычиталось; но соседи Израиля никогда не согласились бы, чтоб траектория пуска проходила над ними. Остаётся только пуск над морем.
virtser Автор
14.09.2017 08:52+2Когда выбирали место для размещения будущего российского гражданского космодрома «в финал» вышло 2 места — Углегорск и Советская Гавань (Хабаровский край). Главный минус СовГавани был в сейсмике, и выбор в итоге пал на Углегорск. Это действительно очень удобное место и с точки зрения траектории вывода аппаратов на орбиту, и с точки зрения безопасности при падении отработанных ступеней (падают в Якутской тайге).
SinsI
14.09.2017 08:48+1> Зимой в Амурской области температура достигает -40°С, а летом — +38°С.
> Расчетная температура эксплуатации — от -48°С до +32°С.
Почему до +32°С? Что происходит при температурах от 33° до 38°C?virtser Автор
14.09.2017 08:48+2Расчетная температура подразумевает эксплуатацию в штатном режиме. При этом, у данного оборудования, естественно, есть технологический запас для работы в более агрессивных условиях. 99,5% дней температура в пределах расчетных параметров.
SinsI
14.09.2017 19:44К каким последствиям для эксплуатации объекта ведёт это ограничение? Можно ли проводить запуски — или только «на свой страх и риск»?
Было ли такое ограничение с зарубежным оборудованием, или это последствие смены его на отечественное?virtser Автор
15.09.2017 09:17+1В СНИПе, на основании которого делаются расчеты для системы холодоснабжения, пороговое значение температуры лета для Амурской области составляет +32. По факту бывает пара дней в году, когда температура зашкаливает. И импортное оборудование, и наше имеет необходимый технологический запас для работы при повышенных температурах. Никаких рисков для работы с носителями или аппаратами нет, а для пусков тем более.
Andronas
14.09.2017 12:34Вот вы все о работе — а что там отдых (кроме спорта) — грибы, ягоды, рыбалка?
virtser Автор
14.09.2017 12:35+2Если честно, с досугом было не очень. В первую очередь, конечно, из-за отсутствия времени. Иногда некоторые сотрудники ездили одним днем в Благовещенск, вспомнить что такое город:) Безусловно, кто-то ходил за грибами, кто-то рыбачил, но это скорее носило разово-индивидуальный характер.
vassabi
даа… так вот ты какой — суровый космодромный хайтек…
vassabi
и еще такой вопрос: вот вы пишете «В 2012 году на месте космодрома «Восточный» в Амурской области была только тайга.», а потом — «Градообразующим объектом Углегорска до 2007 года был космодром Свободный. Поэтому тема космоса здесь повсюду».
А что так? Куда дели предыдущий космодром и разве нельзя было его переиспользовать?
virtser Автор
Космодром «Свободный» был предназначен для военных пусков. По сути, это была часть РВСН. То есть его инфраструктура никак не отвечала потребностям гражданского космодрома.
pnetmon
Соответствовала для гражданского космодрома… для запуска разной гражданской (и двойного назначения) нагрузки, но не соответствовала для использования РН Союз, Ангара....
castorg
А вы посмотрите на картинки «Свободного», название космодром слишком громкое, ангар и мощеная бетоном площадка. Никакой инфраструктуры для работы с жидкостями (кислород/водород/керосин). Пускали же твердотопливные РКН.
В ангаре РКН засовывали в ТПК, который потом перегружали на платформу МЗКТ, она выезжала на бетон и пускала ~500 кг на НОО. «Тополя» на данный момент могут пустить из любого луга и лесопросеки, т.е. запустить спутник с ваших 6-и соток на даче, и сделать первой в мире дачей-космодромом)
impetus
del, ошибся веткой, сорри
tyomitch
Расшифруете эти аббревиатуры для неспециалистов?
tnenergy
>РКН
Ракета космического назначения
>ТПК
Транспортно-пусковой контейнер
>МЗКТ
Минский завод колесных тягачей.
BeppeGrillo
НОО — низкая околоземная орбита
yurisv3
вообще-то прямо в материале достаточно подсказок на то, что ранее это был район базирования МБР. офицеры — люди семейные, значит, где-то в не самых дальних окрестностях худо-бедно какие-то дома, водопровод, котельная, военторг и даже «алё, барышня, дайте Смольный!»
(сам служил на точке в дальневосточной тайге)
fukkit
Печальная бюрократическая романтика.
SchmeL
У нас вот тоже бухгалтерия торопилась в Москву — бумажки сдать, обратно не вернулись (
JC_IIB
Ну да, все традиционно. Один "большой начальник" посчитал, что принятые правила не для него, причем он заведомо знал, что его подпись очень важна, но это не помешало ему уехать за 230 км. Итогом стало то, что другой человек нарушил закон и подверг смертельной опасности свою жизнь, равно как и жизни других участников дорожного движения.
Мне было бы стыдно писать о таком эпизоде, тут нечем гордиться.
Mikeware
Да и, собственно, в век информационных технологий ехать за «собственнолапно нацарапал» за 230 км (я понимаю, если б этот начальник на объекте все осмотрел, убедился и подписал) — глупость…