Беседу №1 можно освежить в памяти, перейдя по ссылке
Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие.
За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.
Зигмунд Фрейд

III Использование Виртуальной реальности


В первой части мы определили основные свойства и характеристики, действующих лиц и окружение явления Виртуальной реальности, трактуя этот феномен шире, чем Википедия и прочие современные источники. Мы предположили, что это искусственная реальность созданная, не только исключительно при помощи технических средств, а Иллюзия вообще. По крайней мере, это понятие так и трактовалось в докомпьютерную эпоху.

Теперь давайте соберем, и проанализируем информацию, для чего люди прибегают к ее “употреблению”, какие дозы безопасны, не вызывают привыкания и побочных эффектов.

1. Погружение в комфортную иллюзию, придуманную кем-то


А когда же мы впервые сталкиваемся с ощущениями несуществующего мира? Наверное это все-таки сказки, которые нам читали в детстве. С давних времен, испытывая потребность хотя бы на время убежать от жестокой реальности, в иную: счастливую, справедливую и комфортную, люди придумывали сказки. Хотя справедливости ради, надо заметить, что на некоторых больше действует обратный эффект. Окунаясь в ужасы и страдания, человек вырвавшись обратно в объективную реальность, понимает, что жизнь, по сравнению с прочувствованными ощущениями, не так уж ужасна, а вполне даже сносна, и он еще не плохо устроился, да чего там — повезло просто и все. И даже повзрослев, люди не перестают нуждаться в сказках. Так и тянет добавить сюда фразу «и некоторые козлы этим пользуются…».

Еще одна миссия сказок – это возможность получить жизненный опыт, а использование воображаемых (Виртуальных) образов помогает усилить впечатления и ускорить процесс обучения. И мы уже с детства точно знаем, как нужно правильно распорядиться желаниями, если случайно поймаем золотую рыбку, из чего надо строить домики, чтобы проходящий мимо волк не смог их разрушить. Вот сейчас подумал: странно, но почему-то мы с детства получаем широчайший опыт обращения именно с волками. Ну да ладно не суть. Шутки — шутками, а есть люди, которых сказки подтолкнули воплотить их счастливые сюжеты в жизнь, так или иначе, подправив свою реальность. При этом, иногда они даже и не догадывались, что это просто сказка, и не стоит даже пытаться ее воспроизвести.

Исходя из концепции представленной в первой беседе — модель сказки может выглядеть так



2. Воссоздание представления о потерянных со временем артефактах и событиях


Следующая полезность, лежит на поверхности, всем хорошо известна, и поэтому затронем ее лишь лапидарно. Связана она с тем, что все в жизни умирает: люди, традиции, здания, целые города и даже цивилизации. И помочь не растерять представление о них полностью и безвозвратно, позволяет пожалуй, только Виртуальная реальность. Ведь, при помощи искусственного воссоздания подобных иллюзий, можно смоделировать детали, знания о которых уже утрачены. Но тут важно не переборщить с домыслами и отсебятиной. А посему, можно утверждать, что одним из самых используемых назначений Виртуальной реальности, является воссоздание утраченных со временем артефактов и событий.

3. Построение иллюзии, своего идеального мира


Что еще? Скорее всего каждый из вас хоть раз в свой жизни встречал людей, о которых говорят: «живут в своем мире». Это может быть мир «волшебников и фей», «щенячьей любви ко всем», «веры во вселенскую справедливость» и т.п. В данном случае, мы говорим не о фобиях типа «всеобщего заговора против меня», диктуемых неким негативным жизненным опытом, а о стремлении человека вырваться из реальности своего бытия, которая его не устраивает и которую он не в силах изменить. Типичный пример существования в таком воображаемом мира, можно подчеркнуть из фильма «Влюблен по собственному желанию», когда героиня рассуждает:
«Посмотри: он скучающе едет и скучающе смотрит. Да понимает ли он, что он – избранник! избранник мироздания!»… «Я никогда не бываю одна. Вот например, сейчас я думаю о каком-то человеке. Ведь он сейчас, сию минуту, что-то делает, живет. А я подумала о нем и породнилась. Мы с ним побратимы одномоментности существования».
Этот фильм снимали еще в докомпьютерную эпоху. А в наш век всепоглощающих компьютерных игр и социальных сетей, так и тянет прикрыть проблемы таким воображаемым миром. При таковом даже не надо напрягать фантазию – опустил дряблые мышцы в кресло за компьютер, и вот ты уже супергерой, раскидывающий монстров за пределы монитора. Или красавчик, небрежно делящийся с другими, своими бесчисленными победами на любовном фронте. Весь такой в белом, на белом верблюде, за белым роялем… ну красавчик же, согласитесь. Отсюда можно сделать вывод: что востребованной ролью Виртуальной реальности в жизни человека, является возможность без особых физических усилий ощутить себя кем-то другим — идеальным, или в каком-то другом — идеальном окружении. Это явление также проявлялся с давних времен, что прекрасно подметил Оскар Уайльд в своей фразе: «Человек чувствует себя неуютно, когда говорит о себе. Дайте ему маску, и он расскажет вам всю правду».

Вот эдакой маской нас и наделили социальные сети, ставшие незаменимым «решалой» такого рода проблем. Цель использования подобного приема – скрыть свою физическую, а иногда и духовную идентичность. Претвориться другим человеком, для того чтобы обмануть другого, а чаще всего — обманываться самому.



Социальные сети реализуют еще один феномен, который успешно рассматривал в своих трудах американский психиатр Арнольд Людвиг (англ. Arnold M. Ludwig) – это социальная сплоченность, При помощи этого инструмента мир стал меняться гораздо быстрее. В последнее время, это все чаще стало обращаться в оружие, при борьбе кого-то с кем-то. Но эту тему как-то страшно даже поднимать. Когда я писал в свой статье об инструментах создания «Социального организма», меня обвинили в “состряпывании” инструкции по созданию секты. Но и умолчать об этом, я тоже не мог.

4. Имитация опасных ситуаций для приобретения опыта


Обратить внимание на проявление еще одного назначения Виртуальной реальности, мене помогла мысль великого философа Фридриха Вильгельма Ницше. Он писал: «Несбывшееся бывает куда важнее случившегося…». А несбывшегося, как мы понимаем, нет и никогда не было и единственная среда его существования – Виртуальная реальность. Именно она позволяет моделировать ситуации и заглядывать за грань обозримого, избегая негативных последствий в реальном мире. Человек приобретает опыт, учась на своих — «чужих» (виртуальных) ошибках. Это избавляет Вас от одной из самых страшных ошибок в жизни — постоянно боятся совершить ошибку. И вы можете как в фильме «День сурка», раз за разом пробовать изменить сюжетную линию и понаблюдать изнутри, к чему это приведет.

К тому же, если взять за основу предположение Алексея Толстого о том, что: «Счастье есть удовольствие без раскаяния.», то Виртуальный мир, как раз и способен делать нас счастливыми, исключив из схемы необходимость раскаиваться.

Это весьма полезное и труднозаменимое другими средствами, предназначение Виртуальной реальности.

5. Виртуализация деловых процессов


А еще в последнее время очень радует электронное правительство, разумеется виртуальное. Например, сайты «госуслуг». Какие же они быстрые, вежливые и услужливые — эти «госуслуги». Молча выслушают и ни разу не перебьют, пока ты им строчишь гневное письмо, брызгая слюной от переизбытка чувств, испытывая такую личную неприязнь, к тем другим — вполне реальным, безответственным бездельникам, портящим жизнь Вам. Да чего только Вам — всем окружающим вокруг. Подал жалобу или например, заявку на получение справки, документа, права что-либо делать, да мало ли чего еще. И ждешь… Нет, не в очереди в толкучке и гомоне, а дома на мягком диване, с чашечкой кофе, кому врач конечно дозволяет. И вот блымкнуло в компьютере, и ты знаешь — пришло сообщение, а там уже готовый ответ, разъяснение, разрешение, ну в крайнем случае отказ. Но тоже очень вежливый, с объяснениями конечно, извинениями, так мол и так вышло.

А почему все так здорово складывается? Да просто исключили человека из некоторых цепочек государева дела, заменив Виртуальной реальностью, которая не такая чувствительная, раздражительная и эмоциональная. Которая со временем, не возомнит себя незаменимой и не начнет хамить и требовать уважения к себе как к личности.

6. Виртуализация взаиморасчетов


Еще одно стремительно набирающее проявление Виртуальной реальности – это Виртуальные (или электронные) деньги. Они могут обмениваться как по правилам Центробанка, так и по правилам различных частных электронных платежных систем. Но тут стоит отметить, что один из главных признаков законности валюты – статус законного платежного денежного средства, коим на текущий момент не обладает ни одна из виртуальных валют.

Суть использования этой виртуальности состоит в том, что некая организация (эмитент) выпускает аналог денег, соответственно виртуальных, и продает их страждущим пользователям, за деньги реальные. Те могут совершить на них оговоренные покупки, у оговоренных продавцов, расплатившись с ним виртуальной наличностью. Продавец, в свою очередь, с полученными электронными денежками обращается обратно к эмитенту, выпустившему их и гасит оные, конвертируя в реальные деньги. Есть еще электронные чеки и прочие виртуальные взаиморасчеты.

У тех, кто никогда с этим не работал, может возникнуть вопрос: «Зачем же так сложно»? Тут выгода достигается в основном (но не только) за счет минимизации расходов на операции банковской системы. С ними взаимодействуют, грубо говоря, два раза в схеме. Первый раз купив электронные деньги, и второй — конвертируя их обратно в реальные. А между этими двумя событиями, можно совершить множество операций покупок не используя банковские транзакции. Получается так сказать беспошлинная зона — а-ля дьюти фри.

И тут уместно вспомнить пример из жизни, использования виртуальных (правда не электронных) денег в доинтернетовскую эпоху. Как-то в 90-ые денег на всех не хватало, и они, как-то очень быстро обесценивались и в связи с этим, их все больше не хватало. Что придумали светлые головы тогдашней современности? При поездке работников завода в заводской профилакторий, расположенный в другом регионе, им выдавались купоны на посещение бара с употреблением алкогольных напитков. Чем не виртуальные деньги? Такие не подведут. Ведь их: во-первых, можно использовать только по целевому назначению, жена на косметику не отберет, во-вторых, они не потеряют в покупательской способности при инфляции.

7. Резюме раздела


В итоге у нас получилось выделить следующие необходимости использовать Виртуальную реальность:

  1. Воссоздание представлений о потерянных со временем артефактах и событиях;
  2. Приобретение собственного опыта, основываясь на чужих представлениях, зачастую гипертрофированных, для усиления эффекта;
  3. Создания вокруг себя альтернативного, более комфортного мира, помогающего почувствовать себя счастливее, чем в реальной жизни;
  4. Возможность анонимного общения, позволяющая скрыть свою физическую идентичность, а иногда и духовную. Позволяет притвориться другим человеком, снизить уязвимость;
  5. Моделирование различных опасных ситуаций, которые могли бы происходить в реальной жизни, для предотвращения их негативных последствий в реальном мире и выбора наилучших вариантов решения проблем;
  6. Создание иллюзии, обмана, для того чтобы ввести людей в заблуждение, в каких-то корыстных целях;
  7. Подмена человека в деловых процессах, позволяющая исключить негативные проявления его слабостей и пороков;
  8. Исключение из взаиморасчетов официальных финансовых институтов, для минимизации затрат на их услуги.

Список литературы
1. А. В. Россохин, В.Л.Измагурова. Личность в измененных состояниях сознания. Москва: Смысл, 2004 г.
2. Н.А., Носов. Виртуальная психология. Москва: «Аграф, 2000 г.
3. А.Ф., Иванов. Об онтологическом статусе виртуальной реальности.

Комментарии (1)


  1. akadone
    21.09.2017 23:51

    К сожалению, то, что сейчас дают в VR нынешние вендоры очень далеко от того, чего хотелось бы владельцу шлема с Виртуальной Реальностью. Это и отвратительное поганенье картинки при более-или-менее-резком перемещении. Это полная размытость деталей (программный шлейф как на самом дешевейшем TFT мониторе) при повороте головы. И прочие «прелести». И всё лишь из-за того, что некоторый % людей укачивает при более качественной картинке.
    И пока фейсбук, гугль и сони не изобретут что-то серьёзно следующего поколения, где картинка станет чёткой при использовании очков, а не на статичных презентациях маркетологов — ни каких перспектив их поделки иметь не будут. От слова вообще.