Если данный текст о солнечной электростанции своими руками покажется интересным, то я продолжу цикл об электростанциях в разных уголках страны

Полагаю, мало кто из путешественников не мечтал побывать на Байкале. Многочисленные попытки подогнать отпуск под такое путешествие разбивались о суровую правду: дистанция пути на автомобиле в одну сторону более 5000 километров – это очень серьезное препятствие. Мало того, что надо пересечь половину страны, так еще и времени такое путешествие занимает немало. А ведь захочется и по пути все республики посмотреть, да на горы Уральские полюбоваться. В общем, не складывалось.

Разменяв третий десяток лет от роду, случилось у меня счастье – оказалось, что нужно лететь на Байкал. И пусть путешествие планировалось служебным, но все-таки это путешествие на самое большое озеро на Земле.

Начинаем!



Если кому-то лень читать, то в самом конце я вставлю ролик, где все то же самое расскажу и покажу.

Начнем с самого простого: куда лететь? Вариантов, как правило, два: Иркутск или Улан-Удэ. Мне выпало лететь в Бурятию и я сел выбирать билеты в столицу республики — город Улан-Удэ. Что интересно, часовой пояс Бурятии +8 от Гринвича. Напомню, что Москва находится в часовом поясе GMT +3. То есть в Улан-Удэ на 5 часов больше, чем в Москве. Время беспосадочного перелета составляет 6 часов. То есть, садясь в самолет 8 вечера, к концу полета оказываешься в 7 утра следующего дня.



Честно говоря, поспать так и не удалось, так как в спутницах у меня оказалась очень словоохотливая и приятная собеседница Александра. Если читаешь, привет большой!



Так, за разговором, мы двигались навстречу солнцу. Еду разнесли и забрали, свет приглушили, поэтому наблюдать рассвет в час ночи по Москве было особенно интересно.



План дальнейшего путешествия был прост: взять машину в аренду и доехать до нужного места. Но от аэропорта тоже надо было добраться до компании арендодателя. Заказав такси заранее (Яндекс еще не добрался, но региональные перевозчики легко ищутся в сети), я дождался машины и отправился к месту. На месте оказалось, что забронированной машины в наличии нет, но на выбор предложили Mercedes E320 или Toyota Land Cruiser Prado. Это то, что было из леворульных.

Вообще, праворульных машин очень много — сказывается близость Дальнего Востока. Мерседес я еще не водил, а стоимость «крузака» была в два раза выше, поэтому выбор был отдан «немцу».



Это была уставшая машинка, но с немецким упорством она продолжала служить. Впрочем, к ней я еще вернусь в конце своего повествования.

Время подходило к обеду ( или 17 часам по Москве), а я последний раз ел в самолете около полуночи. Побывать в Бурятии и не поесть главное национальное блюдо, позы, непозволительно. По совету знающих, я отправился в сторону Байкала и нашел на выезде из Улан-Удэ позную рядом с Дацаном. Сам Дацан- это буддийский монастырь-университет у российских бурят. Выглядит внушительно.



При нем столовая-позная с очень демократичными ценами и таким же обслуживанием. В кассе оплачиваешь нужную еду и бегом на выдачу с подносом. Помимо бууз (поз), в Бурятии также принято пить чай с молоком. Когда-то раньше я пробовал чай с молоком и совсем не понял такой напиток. Но то ли чай они заваривают правильный, то ли воздух какой-то особенный, завтрак прошел на ура.



А у входа в буузную отдыхают вот такие цобакены. Судя по тому, что они не боятся, мясо в буузах правильное.



А дальше была дорога к Байкалу. Кстати, дорога очень хорошая. Водители предупредительные. Фуры в горку прижимаются к обочине и пропускают, водители едут 80-90. Во многих местах стоят радары, а большинство из них полностью автономные. То есть стоит столб, радар с камерой и солнечная панель. И не надо тянуть никаких проводов.



По прибытию к Байкалу заселился я в кемпинг. Разместили меня в самой настоящей монгольской юрте. У самих монголов юрты не такие расписные, но для антуража был добавлен такой декор.



Изнутри юрта представляет из себя довольно интересное помещение с 3-4 кроватями, столиком и несколькими стульями.



На берегу ветер был довольно суров, но внутри тепло и спокойно. Что интересно, юрта начинает собираться от двери. То есть сначала ставится входная дверь, потом вокруг нее ставится «забор»-стена, потом ставятся центральные опоры. После этого ставятся своеобразные стропила и все это закрывается войлоком.



Пришло время заниматься делами. Я приехал дать свет на берег, поэтому после посещения ближайшего хозяйственного магазина началась работа. Из г… из одних палок и горсти саморезов предстоит сделать каркас солнечной электростанции.



Инструмента минимум, но придется обойтись тем, что есть. Изначально планировалась практически квадратная рама под солнечные батареи, но выйдя на берег я понял, что ее сдует с первым порывом ветра. Поэтому было решено все панели ставить в один ряд.



К закату рама была закончена, а солнечные батареи нехитрым способом закреплены на раме. Пришло время ужина и сна. Тем более, что в Москве уже около 2 ночи. Организм упорно не хотел перестраиваться на местное время.



Но настал другой день, и снова в бой! Вся солнечная электростанция помещается в нескольких коробках. Вообще, того, что есть на фото, уже достаточно, чтобы обеспечить дачный домик на весь летний период. На весну и осень, кстати, тоже хватит. А вот зимой в наших широтах и день короткий, и солнце редко выглядывает.



Меня частенько спрашивают: какую мне батарею купить, чтобы электричество было? Начнем с того, что универсального совета не бывает. Солнечная электростанция — это как торт: ингредиенты одни и те же, а вкус немного отличается. Поэтому солнечную электростанцию должен подбирать инженер после небольшого интервью. Он задаст десяток вопросов, чтобы выяснить, какое оборудование в доме стоит, есть ли колодезные, скважинные насосы, есть ли внешняя сеть и насколько она стабильна? После этого, как правило, предлагаются два варианта: всё включено, когда можно жить и не задумываться о нехватке электричества. Второй вариант бюджетнее- это когда электрочайник меняется на обычный, а выходя из комнаты желательно выключить свет, если не стоят энергосберегающие или светодиодные лампы. То есть ограничений особых нет, просто за экономию придется заплатить небольшой дисциплиной.

Ну и проведу краткий ликбез. Автономная или гибридная солнечная электростанция состоит из 4 элементов:

1. Солнечные батареи (а как же без них?)
2. Солнечный контроллер (именно он заряжает аккумуляторы из п.3)
3. Аккумуляторы, где накапливается и хранится энергия. Ночью же солнца нет и электричество не вырабатывается.
4. Инвертор (он преобразует энергию в аккумуляторах в привычные всем 220 В)

Солнечные панели я уже показал, а теперь собираем солнечную электростанцию.
Слева направо: солнечный контроллер с технологией MPPT КЭС Доминатор 200\60, МАП SIN 3 кВт 24В, 2 свинцово-кислотных аккумулятора по 12 В, собранных на 24В.



А собирается все, несмотря на кажущуюся сложность, очень просто: сначала к аккумуляторам подключается инвертор и солнечный контроллер. Потом к солнечному контроллеру подключаются солнечные панели. И к розетке инвертора цепляется удлинитель. Можно и сразу к электрощитку подключить через клеммы на задней стенке инвертора. Что интересно, вся техника произведена российской компанией МикроАРТ и рассчитана на эксплуатацию в реально тяжелых условиях. То есть мы эту технику оставили прям на берегу Байкала и запустили, а от дождя просто накрыли пленкой.

В принципе, на этом можно остановиться и пойти пить чай с молоком. Но как же не рассказать о том, что я видел вокруг? При путешествии вдоль берега, наткнулся я на замечательный рекламный пункт, я бы даже сказал, проспект.



Второй день пребывания на прекрасном озере Байкал закончился и мне пора было собираться. Утром меня ждал самолет в Москву. Позавтракав до зари и попрощавшись с очень приветливыми и приятными владельцами кемпинга, я взял омуля холодного копчения (самый популярный сувенир с Байкала) и отправился в сторону Улан-Удэ. Навигатор меня повел другой дорогой и я решил ему довериться. Спустя километров 30 пути дорога ухудшилась, а еще спустя 10 она закончилась. На грунтовке я встретил сделанную от руки, на поломанной фанерке, надпись: «Осторожно! Лесовозы!». Навигатор упорно вел дальше, а сбоку уже простиралась река. Навигатор подвел к месту, где должен был быть мост, а там только съезд. Возможно, там зимой переправа по льду, но мне то надо на другой берег и сейчас! Вернуться назад и доехать до аэропорта я уже не успевал, поэтому рванул дальше. Мерседес кряхтел — он никогда не видел таких российский дорог. В общем, проехав еще километров 7, я увидел паромную переправу. С парома съезжали суровые лесовозы, а водители во все глаза смотрели на запылившийся Мерседес, невесть как оказавшийся в такой глуши.

Удивительно, но есть места, где проще организовать круглосуточную переправу, чем построить мост.



На самолет я все-таки успел. И даже успел присесть в зале ожидания, как сразу пригласили на посадку.



Еще 6 часов полета и 4 часа пути до дома. Я уже успел отвыкнуть от того, что по городу можно перемещаться чуть ли не столько же, сколько летишь через полстраны. Байкал, я не прощаюсь, я говорю «До свидания».



Обещанное видео:

Комментарии (97)


  1. lingvo
    10.10.2017 10:58
    +5

    Командировка за 5 тысяч километров, чтобы построить солнечную электростанцию на 3 киловатта — это круто. А что, местных специалистов не нашлось?


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 11:49

      Буряты очень своеобразно относятся к работам. Читал, что человек за 2000 км поехал ради замены разъема к спутниковой тарелке


    1. vlad-svs
      10.10.2017 23:55

      Может там традиции такие?
      В далекие советские времена, когда мы жили в Забайкалье, к нам из Армении приезжал мастер по гарантии ремонтировать холодильник "Арагац". И у нас же жил три дня, ждал поезд назад, потому что гостинницы в поселке не было.


      1. dodge
        11.10.2017 07:07

        То есть вы считаете, что такие специалисты зарабатывают командировками только на Бурятии?)


        Народ "темный" везде. Можно было и своими руками все сделать, и из Улан-Удэ нанять. Но недостаточная информированность подвела заказчиков этой станции.


  1. denkle
    10.10.2017 11:03

    да на горы Уральские полюбоваться

    Да там особо ими не полюбуешься, они маленькие, нужно в лес идти и идти долго.

    Сам недавно летал в Иркутск, правда всего на два дня но все равно, круто там.


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 11:49

      Мечта: прокатиться до Дальнего Востока на авто, а назад можно и самолетом


      1. spectralboy
        10.10.2017 16:33

        Я вот в июле-августе заработал орден железной задницы, до Алтая (п. Тюнгур) и обратно съездили. Почти три дня нонстоп туда и три обратно, около 9600км общий километраж. Своеобразный опыт, но не жалею (:


        1. alsii
          10.10.2017 17:30

          Три дня или трое суток? Три дня нормально, если ночевать в гостиницах. Около 1000 км в день выходит. А вот плюс лишние 100-200 км — уже очень с трудом :-( Стараюсь так не делать.


          1. spectralboy
            10.10.2017 17:39
            +1

            Три дня конечно, виноват, ввел в заблуждение (: У нас было три водителя, так что ехали без остановок.


          1. spectralboy
            11.10.2017 09:18
            +1

            Не знаю как я умудрился два раза ошибиться, но правильный ответ — трое суток.


            1. alsii
              11.10.2017 16:52

              Это определенно влияние Байкала ;-) /s


              1. spectralboy
                11.10.2017 17:46

                Очень уж продолжительное влияние тогда (: На Байкале были уж как год назад.


        1. shuvaevgl Автор
          10.10.2017 23:37

          Почетный орден. Я на авто больше 1200 км в одного водителя за сутки уже выматываюсь.


          1. spectralboy
            11.10.2017 09:24

            От трассы сильно зависит еще, там где дорога отвратительная (на границе Костромской и Кировской области трасса просто аховая, колесо там оставили) можно устать существенно быстрее. У нас на одного водителя выходило около 800 км за смену, а потом отправляли на заднее сиденье отдыхать.


            1. vconst
              11.10.2017 11:17

              Есть такое.
              Фигня в том, что там есть полоса «ничейной» земли, ни одна область за нее не отвечает и никто этим куском дороги не занимается. Не знаю как сейчас, но раньше автобусы, чей маршрут идет между областями — останавливались перед этим танкодромом, народ переходил его своими ногами, а потом садились в аналогичный маршрут в другой области.

              Совок, лять…
              //сплевывает


              1. shuvaevgl Автор
                11.10.2017 11:31

                Пусть оффтопик, но в тему последнего коммента:
                Есть дорога, отходящая от федеральной трассы М10 к 5 живым деревням. Последний раз там клали асфальт в 1989 году. В этом году, в одной из деревень отстроили заново разрушенную при советах церковь. И только теперь положили асфальт (по слухам, кто-то из прихожан дал денег на асфальт).


    1. LesAndrP
      10.10.2017 11:56

      На Уральские горы человек собирался любоваться по дороге, если ехать на машине.
      Байкал сильно далек от Урала.


      1. denkle
        10.10.2017 12:57
        +1

        Ну по сути реальные горы можно увидеть только если через Уфу в Челябинск ехать мимо Златоуста, там малый таганай виден. Но он то же маленький и особого впечатления не производит, ну на меня по крайней мере. А вот если ножками в лес на недельку, то да, там очень красиво. Ходил туда раза 3 наверное.


        1. saterenko
          11.10.2017 09:40
          +1

          Нормальные там горы, живописная дорога, особенно если на восходе ехать, когда местами туман… Урал красивый…


          1. denkle
            11.10.2017 16:49

            Урал очень красивый, я там 30 лет прожил. Но что бы красоту увидеть нужно в леса идти и горы.


  1. AlAnSa
    10.10.2017 11:39
    +1

    -К закату рама была закончена, а солнечные батареи нехитрым способом закреплены на раме. Пришло время ужина и сна. Тем более, что в Москве уже около 2 ночи. Организм упорно не хотел перестраиваться на местное время.

    У меня сильно подозрение, что вы в часовых поясах запутались. В Москве относительно Байкала время в минус! Когда там у вас был закат, в Москве был разгар дня.


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 11:50

      Точно! К 22 часам на Байкале в Москве было 17 часов. То-то я уснуть не мог долго.


  1. Droid_paranoid
    10.10.2017 11:57

    Пришло время ужина и сна. Тем более, что в Москве уже около 2 ночи.

    Наоборот )) В Москве еще время обеда.


  1. ogost
    10.10.2017 11:57
    +2

    Как чистокровный монгол, имеющий в женах бурятку, хотелось бы Вас немножечко уточнить:
    — Как вы уже исправились в тексте, правильно всё-таки «буузы». Хотя буряты сами зачастую называют их «позами», это всё таки монгольское блюдо и называется оно «буузы» (если уж докопаться, то и вовсе китайское)
    — Украшенные и расписанные юрты у нас очень распространены. Вопрос в стоимости такой юрты, чем больше расписано/украшено, тем дороже юрта. Поэтому хоть не в каждом дворе, но такие юрты имеются.
    И да, я зануда )


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 11:58

      Я писал со слов бурят, которые меня встречали в кемпинге. Подскажите, а рисунок имеет какое-то значение или же просто элемент декора?


      1. ogost
        10.10.2017 12:24
        +2

        Рисунки разные по назначению, что-то элемент декора, что-то отпугивает злых духов, что-то привносит добро (и в душевном, и в материальном смысле) в юрту. Строгой единной традиции на этот счёт нет, имеются различия в зависимости от местных обычаев племен и малых народностей. Но обычно на «стропилах» и колоннах, поддерживающих крышу, рисуются, или вырезаются именно то, что по верованиям привносит добро, а снаружи юрты на покрытие наносится то, что защищает от несчастий и злых духов.

        Неинтересные подробности
        Интересный факт — юрту можно разобрать и загрузить на транспорт за минут 30, а собрать за 40. Лично у меня этот скилл не прокачан, ибо горожанин, и хоть обладаю теоретическим минимумом, это занимает по полдня.
        Так же в традиционной семье, живущей вне населенного пункта, обычно несколько юрт, что-то используется в качестве жилья, а что-то в качестве склада, летней кухни, бани (в смысле помыться, а не попариться).
        На данный момент в большинстве более-менее крупных городах Монголии имеются целые юрточные районы, своеобразное гетто. Эти юрточные районы являются источником смога в городах, поскольку отапливаются они печкой-буржуйкой.


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 12:05

      По поводу бууз, буз или поз — встречал все названия. И в Бурятии понимают, как бы не сказал. Ну и фото с буузной выложил специально


      1. motomac
        11.10.2017 10:11

        Слово «буузы» начало обретать популярность в Бурятии лишь в последние годы, видимо, на волне моды на возрождение языка, а так всегда называли позами, так что тут в любом случае ошибки нет.


    1. Nuwen
      10.10.2017 12:31

      И да, дацан — не имя собственное, а название буддийских монастырей вообще.


      1. ogost
        10.10.2017 12:35

        Согласен, слово «дацан» по всей видимости имеет тибетское происхождение, но не будучи лингвистом не буду утверждать.


  1. Pavlov83
    10.10.2017 11:58

    Можно более подробно рассказать про: емкость АКБ, мощность панелей, инвертор… Что будет питаться от этой станции, какие нагрузки, требования по автономности?


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 12:03
      +1

      Туристический сезон на Байкале примерно с мая, а то и июня, по август — раньше и позже заметно холодно. Основное требование: полная электрическая автономия кемпинга. Поэтому расчет велся именно на эти месяцы. На Байкале очень много солнца, поэтому электростанция получилась такой:

      • Солнечные панели 800 Вт
      • Солнечный контроллер MPPT 200В/60А
      • Инвертор с чистым синусом МАП 3 кВт
      • Аккумуляторы свинцово-кислотные 2х 210 Ач


      Данная электростанция рассчитана на потребление лагеря, где список потребителей примерно следующий:
      • Стиральная машина
      • Строительный электроинструмент
      • Гаджеты: камеры, телефоны, ноутбуки
      • Энергосберегающее освещение


      Вся готовка велась на газовой плите, поэтому особо мощных потребителей не было. 3 кВт с запасом хватало, если включить сразу все в лагере.


      1. Vanellope
        12.10.2017 15:05

        А вот скажите, аккумуляторов надолго хватает? У них же ограниченное число циклов заряд-разряд. У знакомых домик с такой системой, батареи раз в год меняют, а это дорого.


  1. Juma
    10.10.2017 12:11
    +2

    это путешествие на самое большое озеро на Земле.
    Вы были на самом глубоком озере. А вот если хотите увидеть самое большое озеро в мире, то надо ехать/лететь на юг. И да, я видимо тоже зануда.


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 12:28

      Если речь про Каспий, тогда я поправлюсь: Самое большое пресноводное озеро.


      1. Juma
        10.10.2017 13:15
        +1

        И все таки фразу лучше уточнить (озеро Верхнее).


    1. a5b
      10.10.2017 15:16

      Самое большое по объёму — https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_lakes_by_volume
      Baikal Surface area 31,722 km2 Water volume 23,600 km3
      Tanganyika 32,900 km2 18,900 km3
      Superior 82,100 km2 11,600 km3


    1. betrachtung
      12.10.2017 09:17

      Самое глубокое озеро в мире тоже на юге. Вот только увидеть его вряд ли получится.


  1. AndreyYu
    10.10.2017 13:41

    Отличная выдалась командировка!


  1. HerrDirektor
    10.10.2017 14:01

    "Командировку" на побольше бы вам, на пару недель хотя бы, сгоняли бы еще на солнечную обсерваторию потаращиться, на Саяны, в горячие источники причендалы окунуть, да и ради разнообразия в Монголию заехать (если через Монды, а не через У-Уде, то это все по пути).
    Если минимальная физподготовка есть (ну и дополнительное время конечно), то можно и в жерло вулкана заглянуть (там правда не особо интересно, но сам факт) :)


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 16:20

      Поэтому в такие места лучше ездить отдыхать, а не работать!


  1. vconst
    10.10.2017 15:40

    Погуглил цены на комплектующие — вышло почти 200к.
    Это действительно окупается, или здесь важнее вопрос комфорта и автономности, на которые не жалко денег? Банальный дизель-генератор обошелся бы раза в 5 дешевле.


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 16:22

      Бензиновый или дизельгенератор, установленный у воды, способен испортить отдых отдыхающим в радиусе до 10 км. Встречал где-то испытания раций над водой. А в итоге, при гладкой воде, обычный разговор был слышен на несколько километров! Люди к Байкалу едут отдыхать в тишине. Я в конце ролика специально вставил шум Байкала-можно просто слушать и релаксировать


      1. vconst
        10.10.2017 16:36

        Но таки — 200к это совсем не малая сумма, если у людей нет таких денег — они поставят генератор. Уж слишком дорогое и нишевое решение с солнечными батареями.


        1. BlackMokona
          10.10.2017 16:58

          Ещё бензиновый генератор кушает бензин неслабо, а солнечные батареи до 30 лет пашут


          1. vconst
            10.10.2017 17:21
            +1

            Погуглил — посчитал.

            Дизель примерно на 3 киловатта жрет около литра топлива в час и стоит тысяч 50. На 150к рублей можно купить 4к литров топлива, если брать на автозаправках, если покупать оптом — то дешевле, если судовую оптом — то еще дешевле. 4к литров хватит на 4000 часов работы — это три месяца нонстоп при постоянной нагрузке, а с аккумуляторами можно и на год растянуть.

            Получается, что уже через год солнечная электростанция окупится полностью? Как-то чрезвычайно оптимистично… Где я ошибся?


            1. Segrio
              10.10.2017 19:56

              Если я правильно понял: солнечные панели 0.8 кВт, если брать вариант

              с аккумуляторами можно и на год растянуть
              получается можно тоже брать примерно 1кВт генератор, соответственно и цена ниже, и расход меньше.

              За статью автору спасибо! — еще больше хочу на Байкал.


              1. BlackMokona
                10.10.2017 22:25
                +1

                Можно и 0,5 брать генератор, панели ночью не работают., только аккумы тоже считать надо и человека который будет топливо в генератор лить.


              1. shuvaevgl Автор
                10.10.2017 23:47

                Если понравился кемпинг-могу порекомендовать. Очень атмосферно


            1. shuvaevgl Автор
              10.10.2017 23:46
              +1

              Теперь считаем и сравниваем:
              1. Помимо топлива добавьте обслуживание: долив топлива и замену масла каждые 40-100 часов (в зависимости от модели)
              2. Ресурс китайских бензиновых генераторов 300-400 моточасов, хороших брендов — в 10 раз больше. То же касается дизельных генераторов.
              3. Генератор не может работать без остановок: дешевые модели надо останавливать каждые 4 часа на 1 час, дорогие — реже, но тоже надо
              4. Шум и дым на отдыхе. Зря вы недооцениваете этот фактор.

              Считаем солнечную электростанцию:
              1. Нет движущихся частей, кроме вентилятора охлаждения в инверторе. То есть минус точка отказа
              2. Обслуживание сводится к протирке раз в год солнечных панелей и проверке электролита в аккумуляторах (если гелевые или литиевые, то и этого не надо)
              3. Работает беззвучно
              4. Мощность солнечных панелей не коррелирует с мощностью инвертора. Можно поставить инвертор на 20 кВт — он просто быстрее будет высаживать аккумулятор. Но речь шла о сбалансированной системе, поэтому 800 Вт от солнца и 3 кВт инвертор.

              Генератор удобен для мобильных работ или недолгого прибывания. Солнечная электростанция удобнее, если вы расположились надолго: частный дом, лагерь…


              1. vconst
                10.10.2017 23:49
                +1

                Это все понятно, но меня интересует вопрос выгоды и окупаемости. Хотя некоторые пункты спорные.


                1. shuvaevgl Автор
                  10.10.2017 23:52

                  В России солнечная энергетика дороже электричества из розетки. Так будет до тех пор, пока не дадут частникам продавать электричество в сеть, как это делается в Европе.
                  Но когда нет электричества вообще, или оно сильно ограничено, или отсутствует чаще, чем присутствует — то это реальный выход


                  1. vconst
                    11.10.2017 00:03

                    Про розетку я знаю, меня интересует именно дизель и солнце, сильно ли я ошибся в расчетах по топливу? Судя по всему — вы в этом разбираетесь больше меня.


                    1. shuvaevgl Автор
                      11.10.2017 00:08
                      +1

                      Я написал выше: для разовых работ и мобильности выгоднее дизель-бензин генератор. Для стационарной установки — солнечная электростанция. Выше расписал логику расчета. Главный параметр генератора — ресурс в моточасах. И у китайцев он реально колеблется возле цифры 400 часов. Вот и представьте, сколько дней он проработает без остановки до своей поломки.


                  1. alsii
                    11.10.2017 16:59

                    В Европе стоимость электричества около €0.25 за киловатт, так что ветряки и панели везде и повсюду. Плюс кредиты дешевые. Можно взять кредит на панели и экономия на электричестве будет покрывать платежи банку. Т.е. без начальных вложений и без дополнительных затрат.


                    1. cyberly
                      11.10.2017 17:51

                      >> €0.25 за киловатт

                      Хм, вроде бы примерно столько «дизельный» киловатт в России стоит. Интересно, сколько он стоит в Европе и не проще ли им вместо ветряка поставить что-то такое?


            1. cyberly
              10.10.2017 23:56

              Скорее всего, СЭС получилась сильно меньше, чем на 3кВт. Площадь на глаз около 3 квадратных метров, может быть, 4. То есть, в лучшем случае, 4кВт приходят от солнца, и становятся примерно 0.6-0.8 электрическими киловаттами (0.8 — в сообщении Sergio, но я не понял как она там получилась). Стало уже 4-5 лет. Если добавить неравномерность инсоляции и пару замен аккумуляторов, получится, наверное, лет 10-15-20.


              1. shuvaevgl Автор
                11.10.2017 00:12
                +1

                На фото можно разглядеть 8 панелей. Каждая по паспорту выдает 100 Вт в идеальных условиях. Но Байкал — удивителен не только красотой и природой. Там все время дует ветер на берегу. То есть панели очень хорошо охлаждаются. Небо чистое и солнце яркое. Это идеальные условия.
                Более того, я скажу, что каждая такая стоваттная солнечная панель может выдать больше, в случае, если: ясно и холодно. Физика образования разности потеницала в пластине кремния такова, что чем ниже температура, тем эта разность больше. То есть на морозе и в ясную погоду, такая панель может выдать до 120 Вт. А на Байкале во время установки было 6-8 градусов!


                1. hawkery
                  11.10.2017 08:21

                  Но Байкал — удивителен не только красотой и природой. Там все время дует ветер на берегу.
                  И не проще ли и дешевле было бы установить ветряк? Или скомбинировать ветряк + панели (меньшим числом)?


                  1. shuvaevgl Автор
                    11.10.2017 11:19

                    Ветряк — это механика, которая иногда ломается и которую надо обслуживать. Потом, сам ветряк — это тяжелая и высокая конструкция: надо готовить фундамент, заливать бетоном. То есть просто не воткнуть в землю и наслаждаться электричеством. А СЭС получилась довольно мобильной: время сборки в одного человека-день.
                    Еще немаловажно: ветряк шумит почти как вертолет на больших оборотах


                    1. alsii
                      11.10.2017 17:02
                      +1

                      Поддержу. Ветряки это не просто дорого, а очень дорого. Учитывая, что ставят их на горах или в полях достаточно далеко друг от друга расходы на обслуживаение очень большие получаются.


          1. shuvaevgl Автор
            10.10.2017 23:47

            Через 30 лет они потеряют 20% своей эффективности. То есть 100 Вт панель будет отдавать 80 Вт. Но она продолжит работать и дальше


            1. QDeathNick
              11.10.2017 03:06
              +2

              Подписался на вас. Жду отчета через десяток лет.


              1. shuvaevgl Автор
                11.10.2017 11:20
                +2

                У меня есть статьи, где я начинал знакомить читателей с солнечной энергетикой на собственном примере. Первую электростанцию я собирал вообще из разных частей, заказывая что-то из Китая, что-то из Германии. Панели пришли германские китайского производства. Начал я этим заниматься в конце 2013 года. Полет отличный!
                Если интересно, могу позже выложить пример действительно мощной частной электростанции на 120 кВт-дайте знать комментарием или плюсом.


                1. vconst
                  11.10.2017 11:33
                  +2

                  Отчего же не выложить? Почитать про интересные и необычные штуки тут завсегда рады.


      1. cyberly
        11.10.2017 00:19

        Те генераторы, что в шумоизолированном корпусе — не особо шумные. Примерно как автомобиль на холостых оборотах. Живьем доводилось видеть Honda EU10i — ну… шумит где-то на уровне старого холодильника…

        Цена, мне почему-то кажется, выйдет плюс-минус одинаковая, а если там больше 10 лет окупаемости — это все равно, ИМХО, близко к «никогда» (за этот срок очень многое может поменяться). Но здорово, что есть альтернатива.

        Еще, я бы в плюсы СЭС записал возможность удобно подключать что-нибудь маломощное. Ради зарядки сотового или ночника гонять генератор как-то стремно…


        1. shuvaevgl Автор
          11.10.2017 11:23

          В плане маломощных или непостоянно работающих приборов у СЭС несомненный плюс: гонять генератор ради зарядки телефона дорого. Кроме того, тот же холодильник запускается раз в час-полтора на 5-10 минут. Все остальное время генератор будет сжигать бензин напрасно


          1. vconst
            11.10.2017 11:37

            Так генератор тоже можно смонтировать с аккумуляторами и запускать только тогда, когда уровень заряда опустился до определенного уровня, думаю такие системы есть. У вас ведь тоже не монолитная стандартная конструкция, а самосборка из блоков, почему бы не сделать такое с генератором?

            Проблема в том, что большая часть России в таких климатических условиях — при которых СЭС будут совершенно неэффективны. Например — представьте такую электростанцию в Питере :)


            • Чудовищный огненный шар появившийся в небе — это всего лишь солнце, не бойтесь, завтра оно опять спрячется и перестанет пугать граждан


        1. argumentum
          11.10.2017 18:42

          Те генераторы, что в шумоизолированном корпусе — не особо шумные.
          Еще читал где-то, что шум любого генератора можно очень сильно снизить, если поместить его в яму глубиной хотя бы немного больше его высоты. Хотя, конечно, это надо проверять.


  1. old_bear
    10.10.2017 16:02

    Меня смущает (помимо очередной «скрытой» рекламы МикроАрта) эксплуатация этого оборудования на открытом воздухе. Слова про отечественного производителя и детали выточенные из танковой брони конечно воодушевляют, но как насчёт влажности?


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 16:25
      +1

      Естественно, оборудование никто не заливает и идеальное условия — это помещение и +20. Но и такие условия техника пережила. Как-то оборудование ставили на плот и тот 2 недели путешествовал по реке — там и туман, и дожди, и влажность высокая. Я как-то писал об этом.


      1. old_bear
        10.10.2017 17:18
        +1

        Это всего лишь частные эксперименты. Но будет ли считаться гарантийным случаем, если, к примеру, я возьму свой МАП в «поход на плоту», а он там помрёт от избыточной влажности? Или в мастерской откроют корпус, увидят следы конденсата, и заявят, что это не гарантийный случай?


        1. shuvaevgl Автор
          10.10.2017 23:50

          Есть нормальные условия работы. Так же и с резиной: если вы на летней резине по снегу влетите в кого-то, то вина будет очевидной.
          Я же говорю о запасе прочности


          1. old_bear
            11.10.2017 02:42

            Про то и речь, что сначала вы пишите что-то вроде «у этой зимней резины такой запас прочности, что небольшой снег ей точно нипочём, а некоторые даже ставили её на джип и ездили две недели по снежной тундре», но затем дописываете, что «если зимой что-то случится, то вы сами виноваты».
            Надо выбрать одно из двух — либо заявлять соответствующие характеристики, либо ко всем этим плотам и пляжам делать крупную приписку «данные действия вы осуществляете на свой страх и риск, гарантия их не покрывает».


  1. Prous
    10.10.2017 16:25

    Такой отчёт больше подошёл бы автомобильному сайту Драйв2, причём сразу к двум разделам «Драйвер-путешественник» и «Сделай сам».

    Но Байкал стоит всех перелётов, неудобств и волнений.


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 16:25
      +1

      Согласен. Но 2 дня на Байкале — это чудовищно мало!


      1. Prous
        11.10.2017 23:47

        Я был 5, а надо несколько раз и недели на две.


  1. ZlodeiBaal
    10.10.2017 20:33
    +2

    Мощность радарных комплексов 500-700ВТ без подсветки, естественно такой фитюлички на них не хватает.
    Скорее это безрадарный контроль полосы, там 50-100ВТ, в дневное время может работать.


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 23:52
      +1

      Вообще, радары похожи на те, которые у нас на трассах стоят и скорость меряют. Но если у Вас опыт в радарах, было бы интересно послушать


  1. jackkum
    10.10.2017 23:49

    Привет Вам из Иркутска!
    А нам всего-то 70 км до Байкала ))


    1. Vanellope
      11.10.2017 03:35

      Но бываем там обычно пару раз в году...


      1. QDeathNick
        11.10.2017 11:34

        И ни в коем случае не купаетесь… как моя подруга из Слюдянки, за всю жизнь ни разу.


  1. Hemeg
    10.10.2017 23:53

    800Вт это сферическая мощность в вакууме, ну пусть 700 700/24 это 30А

    Максимальный зарядный ток свинца 0,1С то есть при последовательном подключении те же 20А. Не попортишь аккумуляторы?


    1. shuvaevgl Автор
      10.10.2017 23:54
      +1

      На контроллере задаются параметры аккумулятора и он выставляет соответствующие токи заряда. Кроме того, когда инвертор начинает потреблять энергию с аккумов, солнечный контроллер начинает активно подкачивать энергию от солнца. У нескольких производителей такая фишка есть, если инвертор и контроллер объединить по шине. У этого присутствует.


      1. QDeathNick
        11.10.2017 03:16

        Мы похожий их контроллер (давно дело было, не помню какой именно, но на нём было тоже написано "Контроллер энергии солнца") ставили в машину, корректно заряжал аккумуляторы и при потреблении пропускал ток с генератора напрямую на инвертор. Там солнечных панелей всего пара штук было, основной ток от генератора.


        1. shuvaevgl Автор
          11.10.2017 11:24
          +1

          На длительных стоянках солнечная панель на крыше авто — милое дело. Заряжать гаджеты или мобильный холодильник питать очень удобно и заводить авто для подзарядки аккума не надо.


  1. ZekaVasch
    11.10.2017 08:48

    А че праворульную машину не взял? Всяко там были лучше варианты чем на легковушке на ольхон переться.


    1. shuvaevgl Автор
      11.10.2017 11:26

      До Ольхона я не доехал-просто не хватило времени, хотя очень хотелось. Надеюсь когда-нибудь съездить туда просто отдохнуть. Посмотрел, что билеты сейчас уже вдвое дешевле, но холод, влажность и ветер убьют все впечатления.
      С правым рулем проблем нет, первая машина была праворульной. Но последние 7 лет езжу на левом руле. А на незнакомой дороге в чужой машине вспоминать нюансы вождения правого руля не самая лучшая идея. Я за безопасность!


  1. CliffClimber
    11.10.2017 11:27

    Много уже людей занудило, что Байкал не самое большое озеро на Земле, или я первый;)? автор молодец, жду репортажей из более экзотических мест, например, из-за полярного круга зимой) как там с солнечной энергетикой ( и чувством юмора)?


    1. shuvaevgl Автор
      11.10.2017 11:27

      В полярный день там выработка будет сумасшедшей: холод, солнце и отражение солнца от снега — лучше и не придумаешь. В принципе, если полярные станции оснастить солнечными панелями, то расход ГСМ можно существенно уменьшить в этот сезон.


      1. Hemeg
        11.10.2017 11:58
        +1

        По Белому морю ходили на разборном катамаране. Там правда солнышко садилось на час. На одном из островов пристроил панельку на берегу, чтобы отражение от воды шло, и поворачивал весь день за солнцем, панелька то маленькая 30Вт, но зарядил за 20 часов, все что только можно: две рации морских, все телефоны, ноут и аккумулятор 20АЧ под завязку забил. У меня в походах единственный источник энергии солнечная панель, и хотя на моторе 5лс, есть генератор, еще ни разу его не использовал.


        1. shuvaevgl Автор
          11.10.2017 23:28

          А если на катамаране просто положить горизонтально панель? Днем должно хватать освещенности


  1. andrey_aksamentov
    11.10.2017 11:38

    На Байкале можно либо дикарем природу посмотреть, либо с большими деньгами в недоступные места поселиться. Остальное, обычно, это разочарование от низкого качества сервиса, пропитых аборигенов, разрухи и мусора.


    1. Hemeg
      11.10.2017 12:02

      Ходили в 11-ом году морем две недели, от Северобайкальска до Листвянки 650 км, основные красоты, конечно севернее Малого моря, южнее уже населенка и автотуристы.


      1. QDeathNick
        11.10.2017 13:07

        Север озера вообще отличается от юга кардинально, даже водой.
        Правда я сравниваю север 1990 года и юг 2010 :)


        1. shuvaevgl Автор
          11.10.2017 23:29
          +2

          А в чем разница? Климат\ландшафт или люди\природа?


          1. QDeathNick
            13.10.2017 13:30

            От севера в июле 1990 остались такие ощущения:
            Чистейшая, прозрачная вода, которую плавая, приятно пить. Рыбу видно далеко вокруг в маске. Тень от лодки нереально далеко внизу по дну скользит. Горы красивейшие, медведей видели южнее с. Байкальского. Из трупа медведя набрали себе зубов. Масса ягоды. Горячие источники. Воздух идеальный. До другого берега 35 км, а он хорошо виден. Почти полно отсутствие людей и техники. Это как раз кризис, мы за блок Моршанских сигарет арендовали длинную лодку на неделю, она ехала вдоль берега и везла вещи, а мы шли по горам выходя к вечеру на берег. Минусов вообще не помню, даже в Северобайкальске было довольно приятно, новый вокзал, чистенько.
            Юг, 2010:
            Воняющая железная дорога с километровыми составами цистерн. Грязная вода везде, где были, Слюдянка, Байкальск, местные не купаются в ней. В горах на Хамар-Дабане толпы народу, мусор. Вообще не нашли ни куска дикой природы, везде следы человека, и отсутствие животных.
            Ну хорошее тоже конечно было — запомнилась банька "по чёрному" на пике Черского и Аршан с Шаманкой стоит посмотреть, ну и по старой дороге на паровозе можно прокатится.


            Т.е. разница скорее всего в людях и времени.
            Вот бы сейчас на север съездить, тогда бы корректнее сравнил.