Делимся историей DevOps со слов Деймона Эдвардса, разработчика и одного из организаторов DevOpsDays в США. Смотрите 10-минутное видео на английском по ссылке или читайте наш перевод под катом.
Привет, я Деймон Эдвардс. Между моей работой в DTO Solutions и написанием статей для IT-Revolution, я общаюсь с кучей чуваков, которым интересен DevOps. Разговоры с ними натолкнули меня на мысль: все обсуждают, что такое DevOps, но никому не известно, откуда он взялся. Я рассказывал об этом неоднократно, так что решил собраться и записать на видео. Вот краткая история DevOps, ну, или как я думаю, я её застал.
Миры dev и ops
История начинается в Бельгии 2007-ого с парня по имени Патрик Дебуа. У Патрика была интересная цель: он хотел изучить IT со всех сторон. Патрик был консультантом, но выбирал вакансии так, чтобы поработать в каждой IT-отрасли.
Однажды он взялся за государственный проект по перемещению огромного дата-центра. Патрик отвечал за тестирование, и ему приходилось много бегать между группой разработчиков (dev groups) и службой эксплуатации (ops groups). Этот контраст между работой разрабов и майнтенансов всегда расстраивал Патрика, но на этом проекте особенно. Поэтому один день он работал в ритме гибкой методологии разработки, а на другой уже боролся с огнём и жил в непредсказуемости ежедневной эксплуатации. Патрик знал, должен существовать способ получше, но миры dev и ops разделяли мили, и конфликты были повсюду.
Перейдём к конференции Agile в Торонто 2008-ого. [Бывший программист] Эндрю Шейфер запостил на стене идею BoF-сессии «гибкая инфраструктура» для людей со схожим мнением про dev и ops. На мероприятие пришёл только один человек, и да, вы угадали, это был Патрик Дебуа. Даже Эндрю пропустил собственную сессию. Фидбека почти не было, и он решил, что никому не интересно бороться с разрывом между разработкой и эксплуатацией. Но Патрик пришёл на конференцию с презентацией об использовании Scrum и других гибких методологий в рамках модели Agile. Он был очень возбуждён, что кто-то ещё разделяет его мнение. Патрик выследил Эндрю в конференц-зале, и у них завязалась долгая дискуссия. В конце концов Патрик и Эндрю решили, что у них должны быть единомышленники, ведь проблема казалась широко распространённой и систематической.
Теперь немного контекста. Внутри более широкого сообщества гибких методологий Agile непрерывная интеграция набирала популярность и двигала комьюнити больше в сторону deployment, но не было почти ничего, что могло бы преодолеть разрыв с эксплуатацией. Поэтому Эндрю и Патрик решили сформировать Agile Systems Administration в Google Groups. Там было несколько интересных бесед, но трафик оставался довольно низким.
DevOpsDays
Перейдём к 2009 году, когда Джон Оллспоу и Пол Хэммонд вместе работали во Flickr. 23 июня на O'reilly’s Velocity Сonference в Сан-Хосе они представили свой ныне знаменитый доклад «10-plus deploys per day: dev and ops cooperation at Flickr». Патрик был дома в Бельгии и смотрел стрим лекции. Это оно — понял Патрик — как раз та тема, которой он бредил. В твиттере Патрик сокрушался, как он хотел бы посетить Velocity, но Пол Нассер написал, мол, Патрик, почему бы тебе не запустить свою Velocity в Бельгии, мы все могли бы поприсутствовать, разве не круто, хаха.
Для Патрика это шутка стала навязчивой идеей. И спустя время он выложил в твиттере анонс собрания разработчиков и сисадминов в Генте 30-31 октября 2009. Патрик понимал, что событию нужно название, и очевидно было включить в него «Dev» и «Ops». А ещё это была двухдневная конференция и Патрику почему-то нравился акроним DoD (напоминал ему о dead on delivery). Так и появилось название DevOpsDays.
Может дело было в удачном расписании поездов или чем-то другом, теперь мы не узнаем, но толпа прогрессивных сисадминов, разработчиков, менеджеров и системных программистов была впечатляющей. Они приехали со всего мира, чтобы поучаствовать в DevOpsDays. Конечно, когда событие закончилось, все бросились врассыпную по своим уголкам земного шара, но обсуждение в твиттере продолжалось.
Использовать в качестве хэштега полное название — #DevOpsDays — стало обременительным. «Days» выкинули, чтобы не тратить на него целых 4 из 140 ценных символов. И хэштег DevOps действительно прижился.
Кстати, о распространении, Линдси Хоумвуду так сильно понравилась идея DevOps, что он привёз её с собой в Сидней и создал свои первые DevOpsDays. Мы с Эндрю Шейфером и Джоном Уиллисом собрались, установили контакт со Стефаном Апитзом и Дэниэлем Франциско на LinkedIn и провели первые DevOpsDays в США, сразу после Velocity 2010 года. Но в то же время происходило нечто более интересное.
DevOps идёт в Enterprise
Воодушевлённые движущей силой предыдущих встреч, неравнодушные люди вдруг обнаружились по всему свету, чтобы поделиться опытом и обсудить идеи под новым знаменем «DevOps».
DevOps стал громоотводом для людей, которым было что сказать про работу в индустрии: как она построена и какой должна быть. Презентации, митапы на других конференциях — это было продолжением онлайн-движения, того потока твитов и блог-постов, в которых люди делились опытом и учились на чужом. Когда появились пародийные песни и музыкальные видео, стало ясно, что DevOps задевает за живое. Это было уже сформировавшееся массовое движение, довольно редкое в сфере IT. Его все ещё сильно игнорировали вендоры, аналитики, большинство традиционных enterprise IT-магазинов, но движение росло, питаясь страстью неравнодушных. Эти люди, в прошлом веб-разработчики, много писали на тему DevOps в свободное время и обсуждали при встрече. Они реально сочувствовали культурным и функциональным недостаткам классических инструментов, с которыми им приходилось работать.
В ответ сообщество DevOps запустило новое поколение инструментов, которые формализовали лучшие практики (best practices). У инструментов были забавные названия типа puppet, chef, vagrant, juju, rundeck, logstash, fpm (вы можете только догадываться, что символизирует f в fpm). Но это были серьёзные инструменты, гораздо более эффективные, чем legacy tools. Они были своеобразными артефактами комьюнити, символизировали лучший метод работы и формализации мышления о новых идеях и новых процессах. Но для непосвящённых это были новые сверкающие игрушки: им завидовали, о них говорили. Но энтузиазм насчёт этих инструментов был питающей силой. Очень скоро опытные аналитики начали понимать, что, эй, тут творится что-то интересное, может, нам стоит присоединиться к обсуждению.
Сначала это были такие чуваки, как Майкл Коте из Red Monk, Джей Лайман из The 451 Group. А потом и Кэмерон Хейт из Gartner. Он оказал очень интересное влияние: едва различимое, но потенциально знаковое в отношениях DevOps и Enterprise. Я не могу это доказать, но тайминг любопытный. В марте 2011 Кэмерон вставляет в презентацию слайд, и посылает сильный сигнал Enterprise IT-магазинам и вендорам, которые их обслуживают. Он заявляет доныне неслыханное в DevOps-движении.
Кэмерон говорит, что к 2015 году DevOps эволюционирует из нишевой стратегии, интересной большими облачными провайдерами, в мейнстримную, используемую 20% из Global 2000 organizations. Не знаю, говорите ли вы на языке аналитиков, но грубый перевод такой — «DevOps реальный, зацените». Некоторые могут заморочиться насчёт пророчества о 20% — слишком оптимистичное оно или слишком консервативное, но суть не в этом. Главное, прослеживается чёткое сообщение: DevOps идёт в Enterprise, ставьте на него.
Совпадение или нет, но вскоре после этого почти все крупные вендоры наконец обратили на DevOps внимание и начали разбавлять им своё общение. Некоторые поняли, как его использовать, другие вообще не понимали сути. Главное, что DevOps стал появляться повсюду, и это прекрасно. Даже мы в DTO заметили всплеск интереса в Enterprise примерно в это же время. Вдруг крупные общеизвестные веб-компании, которых вообще нельзя назвать хипстерами, заинтересовались DevOps’ом. Именно тогда DevOps пересёк пропасть на пути к мейнстриму.
Чему учит нас история DevOps
Так почему же эта история так важна, почему я так заинтересован в ней и радею за истоки DevOps? Я верю старой поговорке: если не знаешь, откуда ты, никогда не узнаешь, куда идёшь. А эта история напоминает нам о нескольких важных вещах в DevOps.
Во-первых, DevOps придумали практики, а не вендоры или аналитики. Мы уже знали — если вендор или аналитик пытается присвоить месседж или пропихнуть неугодные людям продукты/идеи, комьюнити найдёт как его обойти.
Во-вторых, история напоминает нам, что DevOps — это не вещь, не продукт, не спецификация, не стандарт и не название работы. DevOps — это голос сообщества, движение, основанное на опыте. Это история про неравнодушных, которые собираются и делятся тем, что работает и не работает, сотрудничают, чтобы стать лучше и помогают компаниям, на которые трудятся.
Ещё история напоминает нам, что DevOps децентрализован и открыт для всех. Делитесь вы опытом или задаёте вопросы другим членам сообщества — вам всегда рады. Так это движение началось, так оно и продолжается.
Кстати о продолжении, что же было дальше с DevOpsDays? Они продолжили появляться по всему миру: организованные коммьюнити, открытые, бесплатные или почти бесплатные. Эти личные встречи стали настоящим ядром движения, они вносят жизнь и интерес. Если хотите потусоваться с лучшими девопсерами на планете, посетите DevOpsDays. Если увидите Патрика Дебуа на этой или другой подобной встрече, пожалуйста, дайте ему пять, купите пива, скажите спасибо. Но необязательно ждать реального события, 365 дней в году, 24 часа в сутки обсуждение DevOps продолжается в режиме онлайн — включайтесь и делитесь новым опытом.
Так я вижу историю DevOps, хотя много людей и событий не удалось упомянуть в угоду времени. Надеюсь, никто не в обиде. Я пытался показать общую концепцию, а не рассказать про каждый отдельный вклад. Я Деймон Эдвардс из DTO, спасибо за внимание.