image

В первой части мы обсудили начальное образование в США младшую и среднюю школу.
Данная заметка относится к старшей школе т. е. выпускным классам с 9 по 12, когда ученик формирует свою специализацию и решает, продолжать ли ему дальнейшее обучение и в каком направлении.

Смысл этих статей — поделиться своими наблюдениями об образовательной системы США, исходя из опыта полученного моими детьми, высказать свои соображения.


Стратегия выбора предметов

image

К примеру в нашем районо есть подробный список, объясняющий предназначение каждого класса и какую стратегию лучше избрать для обучения.

Если коротко, то все сводится к деньгам, школьное обучение в США бесплатно, получение дальнейшего образование стоит часто значительных сумм и поэтому, учась в школе можно взять курсы уровня университета тем самым сэкономить средства и время на образование. Год обучения в колледже в среднем здесь в Калифорнии стоит порядка 20 тысяч долларов.

Таким образом у мотивированного ученика есть вполне серьезная возможность закончив школу, также получить два года высшего образования. Мне приходилось довольно часто встречать в ИТ людей, кто, имея два года колледжа, вполне себя чувствовал прекрасно на рынке труда. Большинство из моих знакомых вынуждены были доучиваться уже к сорока годам, так как решили оставить профессию программиста и расти по карьерной лестнице.

Второй не маловажный мотивирующий момент — брать больше классов университетского уровня, исходя из политики университетов, каких учеников они хотели бы видеть в своих стенах. Также за каждый класс университетского уровня в средний школьный бал добавляется добавочный один. Т.е. цена такого курса на единицу выше. Ученики, кто взяли университетские курсы, могут получить средний балл выше четырех (максимальная оценка в школе США 4). Стоит также отметить, что средний балл серьезно учитывается университетами при поступлении наряду с федеральными экзаменами, так же как и с личными достижениями в различных областях.

Что и как преподают и какие навыки хотят развить у ученика.

Литература

В литературе делается основной упор на понимание произведения и почему автор выбрал эту тему и какую технику автор использует для выражения своих мыслей в произведении. Сразу скажу это очень сильный уровень университетского образования. Вот неполный список литературы, который читал мой сын за 9-10 класс:

«Скотный двор» и «1984»  Оурэлл
Убить Пересмешника Ли
«Ромео и Джульетта» и « Сон в летнюю ночь» Шекспир
«Илиада» Гомер
«На Западном фронте без перемен» Ремарк
«Повелитель мух» Голдинг
«Старик и море» Хеменгуэй
«Греческая мифология»

Мне лично понравился один момент в обсуждении произведения Ремарка — описания избиения сержанта Химельштоса, фактически Ремарк посвятил этому акту возмездия всю третью главу. Так вот, учительница целый урок распиналась, объясняя всему классу не только морально-философский аспект происходящего метко описанный в произведении фразой Катчинского

Видишь ли, если ты приучишь собаку есть картошку, а потом положишь ей кусок мяса, то она все ж таки схватит мясо, потому что это у нее в крови. А если ты дашь человеку кусочек власти, с ним будет то же самое: он за нее ухватится.


а также какую писательскую технику использует автор, чтоб держать в напряжении читателя, повествуя о динамике группового насилия над ненавистным сержантом.

Математика

image

Явно просматривается тренд на нарабатывания навыков по расчету тот же матанализ в старшей школе можно изучать три года два из которых университетского уровня. Как раз картина конца 19 века Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет» как нельзя кстати характеризует состояние математики в США хотя задачи не всегда столь оригинальны как в сельской школе Российской Империи.

Математике в старших классах уделяется огромное внимание большинство курсов университетского уровня даже просто перечисление впечатляет — алгебра, тригонометрия, матанализ, статистика.

К сожалению геометрия разработанная еще в советской школе легко «кладет» выпускника старшей школы США так как увы не учат понимать базовые математические принципы необходимого и достаточного.

Программирование

Два года обучение второй год специализация в языке Java по крайней мере так в нашей школе.

Науки

Довольно разнообразный набор от продвинутой химии до биотехнологии с серьезными лабораториями. Отдельный тренд по физике от классической механики до инженерного дела видимо что-то навроде сопромата.

История

Начиная с 10 класса можно брать продвинутые классы по истории. Классы считаются очень сложные это реальный уровень университета исторического факультета или кандидатский минимум если кто сдавал тот помнит там все не хило. Историю обычно берут те кто хочет специализироваться в юриспруденции и просто фанаты истории.

Можно условно разделить на базовые направления как история Европы, США и Мировая история, далее идет экономика и макроэкономика и уж совсем для забойных Правительство и Политика.

Очень популярны в исторических классах трибуналы над историческими личностями в этом году у сына был трибунал над Луи 14 и Сталиным. Когда проходят историю США то часто обсуждают ядерный удар по Японии и насилие над гражданским населением во время гражданской войны в США в городке Антенс, Алабама начавшегося с легендарной фразы генерала Ивана Васильевича Турчанинова «I shut my eyes for two hours ».

Физическое воспитание

С первого года обучения по 10 класс включительно каждый день одно занятие физкультурой. Особого разнообразия не наблюдается — обычно бег и подвижные игры: волейбол, баскетбол, если есть корты то теннис, если бассейн то плавание или ватерполо (это то, что у моих детей в школе).

Начиная со старшей школы, а в некоторых школах и со средней можно так же заниматься в спортивной секции при школе. Обычно это выглядит как два часа каждый будний день т. е. пять раз в неделю и каждую субботу, а иногда и воскресенье районные соревнования. Довольно утомительно для родителей, но подход полностью себя оправдывает за пару лет таких занятий дети выглядят очень атлетично.

Заключение

Я полагаю, что описывать все в деталях довольно сложно, мне просто хотелось передать общий подход. На мой взгляд школа придерживается вольтеровского принципа разделения «на умных и не очень» при этом каждому дается шанс проявить себя на любом поприще будь то наука/литература или спортивные достижения. На практике это выглядит так, что есть кто решает не доучиваться до 12 класса, то просто идут работать. Часто можно видеть в объявлении по приему на работу, чтоб соискатель имел диплом об окончании школы т. е. школьный диплом довольно высоко котируется.

Мой бывший коллега как-то рассказал занятную историю на эту тему. В середине 90-х они с пацанами создали хорошо известную в дот комовский кругах фирму и в какой-то момент он был вынужден бросить школу и за несколько лет стал миллионером купил себе дом и БМВ последней модели. Пришли серьезные инвесторы и «они с пацанами» потеряли контроль над фирмой и выяснили, что уволены и их акции размыты до центов.

Так вот он сказал мне мои родители не были ни капли расстроены и сказали, — «ну, наконец ты закончишь школу». Наш разговор состоялся после десяти лет его разорения, школу он закончил и БМВ все еще была в отличном состоянии.

Комментарии (40)


  1. kohus
    22.06.2015 10:12
    +4

    Спасибо за статью, но честно говоря впечатление произвела только физкультура каждый день. В изучение статистики в школе верится с трудом, для этого уж совсем серьезная математика нужна, на матмехе это третий курс. Хотя, возможно, под статистикой что-то другое имеется в виду. И уж совершенно непонятно, как можно изучать матанализ без понимания необходимости и достаточности.

    Список литературы для возраста вполне адекватный. Хотя вот у меня ребенок в Праге поступал в гимназию в шестой (!) класс, так на экзамене был вопрос, кто автор книги «Три товарища».


    1. EpeTuK
      22.06.2015 13:11

      > Хотя, возможно, под статистикой что-то другое имеется в виду.
      да скорей всего основы теорвера, что в принципе есть и в СНГ. Как в принципе и все перечисленное


    1. Bronx
      26.06.2015 11:12

      Учат комбинаторику, теорвер, немного описательной статистики (всякие там диаграммы и таблицы), основы проверки статистических гипотез (уровни значимости, нуль-гипотеза, хи-квадрат, p-value, критерий Колмогорова, Z-тест).


  1. Bushman
    22.06.2015 11:26
    +1

    Наверное речь идет о редких исключениях из общего числа школ в США?

    Исключения есть в любой системе образования. в РФ, допустим, в ряде школ второклассники свободно могут говорить на английском и немецком, но это же очень узкая выборка. А поступление в первый класс уже сейчас практически во всех школах подразумевает что ребенок свободно пишет, читает, складывает, вычитает, умножает и делит.

    В общем, как показывает статистика, в основной своей массе, выпускники школ США по окончанию с трудом могут вести простейший арифметический счет, не говоря о том что фраза «двойной интеграл», может ввести в ступор, из которого выводить человека придется с помощью психолога.
    А если вспомнить о том что основная масса жителей США все-таки мягко скажем люди недалекие, да еще если упомянуть нигерские гетто и пр..., то останется процентов 20 школ которые скажем так, «более-менее». Бесспорно, какой то маленький процент из этих реально хороши, но их единицы…


    1. kibitzer
      22.06.2015 12:01
      +3

      Возможно большинство американских школьников не выбирают расширенную программу по математике? А обязательная скорее всего достаточно простая и примитивная.


      1. Bushman
        22.06.2015 12:27

        может и так


    1. vaslobas
      22.06.2015 14:10
      +6

      А наши выпускники школ знают что такое двойной интеграл? Давно с выпускниками общались?


    1. Ununtrium
      22.06.2015 14:13

      Насколько помню, там уровень школ по стране очень отличается. Настолько, что люди специально переезжают, чтобы попасть в нормальную школу.


    1. Ununtrium
      22.06.2015 14:32

      del


    1. valemak
      22.06.2015 15:45
      +6

      >>> В общем, как показывает статистика, в основной своей массе, выпускники школ США по окончанию с трудом могут вести простейший арифметический счет

      А где можно ознакомиться с этим исследованием?

      >>> А если вспомнить о том что основная масса жителей США все-таки мягко скажем люди недалекие

      Написали бы сразу: «американцы же туууууупые!»


      1. Bushman
        22.06.2015 15:57
        -1

        точно, этож априори :)


  1. yse
    22.06.2015 13:40
    +3

    Кстати, автор, в прошлой статье Вы восторгались успехами сына на литературном поприще. Так вот у меня сразу возник вопрос. А может быть тут «виновата» не система образования, а то, что он умный сын умных родителей? Может быть это всего лишь корректное воспитание?


    1. antoxin
      25.06.2015 12:13
      +1

      Скорее просто «умный сын», родитель почему-то не умеет в «так же/также», «тся/ться» и т.п.


  1. ServPonomarev
    22.06.2015 14:22
    +5

    Меня в этих статьях напрягает слишком восторженный стиль изложения. В обычной школе — и на выбор несколько университетских курсов? Ну-ну. А преподавателей соовтествующей квалификации для проведения этих курсов где брать?

    или речь идёт о дорогой элитной школе, или это просто выдача желаемого за действительное. Что гуманитарная составляющая в школах США сильна — риторика, «научные» доклады и избирательные компании — соглашусь, а что по точным наукам полный швах — читал много где. Да и автор сам проговаривается, что «университетский» курс геометрии — примитив полнейший. Вот в это — верю.


    1. slamon
      22.06.2015 15:10
      +1

      >читал много где

      Хм, вот читаем это самое «много где» прямо тут, и выводы противоположные. Странно?


    1. Bronx
      26.06.2015 11:36

      Подтверждаю, есть такие курсы. Собирательное название для гугления — «AP courses» (AP == «advanced placement», ""). Преподаватели примерно те же, разница в объёме материала в учебниках и в тестах, и в объёме самостоятельной работы ученика. Уровень весьма серьёзный, были вещи, которые мне даже в институте либо не давали совсем, либо дали плохо, и мне пришлось [пере-]изучить заново, чтобы суметь объяснить дочери и не ударить в грязь лицом.

      Школа — публичная, т.е. государственная и бесплатная (с точностью до добровольных пожертвований, размер коих определяешь сам). Не сказать, что совсем рядовая (если честно, одна из лучших в Долине), но всё же публичная, с более-менее стандартной программой. Вот о частных я слышал нелестное, типа слишком переоценены.

      Вдобавок, учась в школе, можно начинать брать курсы в ближайшем community college (это типа училища или техникума) — если есть свободные места. Скажем, моя дочь, которой не понравилась школьная училка испанского, следующий семестр испанского взяла именно в коммьюнити-колледже. Но там уже за небольшую (для местных) денежку.


      1. Sergunka Автор
        27.06.2015 05:48

        Bronx,

        Спасибо.

        Сергей


  1. Ununtrium
    22.06.2015 14:33
    +5

    «Старик и море» Хем

    Все жду, когда «Шекспира» сократят до «Шек».


  1. zIs
    22.06.2015 14:55

    Всегда немного завидовал странам, где модель образования построена так, что в обязательном порядке даётся лишь необходимый минимум, а всё остальное выбирается учеником, исходя из его интересов.
    Взрослый человек волен жить и работать в любой стране, где ему нравится, а ребёнку зачастую приходится довольствоваться возможностями системы образования той страны, где он родился, если только он не гений или родители не помогут


    1. freebornman
      22.06.2015 16:00

      Вы знаете, это палка о двух концах…
      Взять, к примеру, Израиль: школьники учащиеся на физмате понятия не имеют о фотосинтезе, а биологи и химики о законах Ньютона и производных ))) Хотя по своим направлениям уровень знаний можно сравнить с хорошей российской гимназией и даже первым-вторым курсом.


  1. Bushman
    22.06.2015 15:32
    +4

    ученик в юном возрасте и знает кем хочет быть? — счастливые. мне уже под 40 как и моему кругу общения, до сих пор никто толком не знает кем бы хотел быть. да, все обеспечены, да у всех все хорошо, но чтобы к 20 годам определиться… везет! :)


  1. greatvovan
    29.06.2015 10:53

    «Младшею», «среднею», несогласованность падежей, знаки препинания… Вы не проверяете статьи или это так русский за границей забывается?


    1. Sava
      30.06.2015 00:20

      Я об этом сразу сказал. Для человека, постоянно живущего в другой языковой среде и не являющегося филологом, явление типично, наблюдал на довольно многих знакомых, уехавших за рубеж.